Покровитель из умерших родственников при участии в. Наши предки в обычаях, приметах, поверьях

Родовой эгрегор - покровитель и защитник рода К сожалению, пренебрежение к предкам, к их памяти, стало в наше время почти повсеместным. Мы не знаем своих корней и не очень интересуемся ими. Впрочем, может, это не так и важно? И правы те, кто считает, что нечего попусту тратить на это драгоценное время? А между тем на Руси за святотатство, осквернение храмов и могил всегда карали строже, чем за простую кражу. Опозорить свой род считалось тяжким грехом. Случайно ли?.. Наши предки верили, что, кроме окружающего их видимого мира, существует еще и мир сверхъестественных сил, незримо присутствующих и участвующих во всех наших делах. Побаивались они этих могущественных сил, но и считали, что умершие предки (щуры и пращуры) способны с небес помогать живущим. И частенько обращались к ним за защитой: «Чур меня!» (пращур, предок, охрани меня!). Впрочем, убеждены были наши прародители, что есть у них еще более мощный духовный охранитель - божество по имени Род. Кое-где его даже отцом и матерью всех богов считали. Но обычно он все-таки чуть ниже главных богов стоял. Помощником их слыл, посредником между живущими на земле и небесами, где обитают боги. Правда, с ним связывались не только благополучие рода-племени, но и всяческие кары за грехи. Порой такие суровые, что весь род исчезал с лица земли… Имя могущественного Роди и до сих пор можно встретить во множестве старых слов: «родители», «родня», «роженица», «порода», «урод», «выродок»… А еще считалось, что судьба каждого родившегося ребенка в особой божественной книге записана - в книге Рода. «Что на роду написано, того не миновать…» Что стоит за этими верованиями? Наивность, примитивное понимание мира или глубинная мудрость? И почему нам так интересно знать свою родословную? Из простого любопытства куда интересней изучать родословные более именитых фамилий и старинных родов. Но нам почему-то хочется знать именно свою… «Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие… Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения. Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели…» - так писал более ста лет назад знаменитый французский психолог Гюстав Лебон. Возможно, он ничего и не знал об эзотерическом родовом эгрегоре, но очень точно уловил его суть и назначение: сохранение опыта прошлых поколений и помощь поколениям грядущим. Читайте также: БРАКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ Что же это такое - родовой эгрегор?.. Представьте себе мощный древний дуб с великолепной разветвленной кроной, кряжистым стволом в три обхвата и корнями, уходящими глубоко в землю. Вот, пожалуй, самый точный образ, который возникает у меня, когда я думаю об этом загадочном существе. Эгрегор - это, по сути, могучий ствол дерева, веками вбиравший в себя энергию и опыт всего рода. Он возник и разросся, подпитываясь от каждого корешка, от каждой веточки, от каждого листочка. И он же дает жизнь новым побегам и желудям - будущим дубам… Своеобразная база родовых знаний, связывающая прошлое, предков (корни) с настоящим и будущим - потомками (ветви, листья, желуди…). Вот что такое родовой эгрегор. Возникнув и существуя в тонком мире благодаря мыслям и идеям множества людей, это образование, хотя и не имеет души и привычного нам тела, разумней каждого из членов своего рода. Эзотерики считают, что любой член рода (родственник) может мысленно подключиться к родовой «базе знаний» (впрочем, как правило, не осознавая этого) и получить оттуда совет, подсказку, помощь, предостережение…. Чужим же людям доступ к этой информации закрыт. У них отсутствует «ключ» - общая для родственников вибрация. Тем самым родовой опекун оберегает себя от опасного вторжения извне. Каким же образом он помогает нам? Только одним способом - через мысли и эмоции. Но невидимый доброхот не только подбрасывает нам полезные идеи. Он активно помогает их осуществить. Например, влияя на подсознание других людей, он может создать нужную нам ситуацию, свести с полезным человеком, литературой и т.п. Так сказать, «предоставить свои информационные каналы». Мы только подумаем (не исключено, что мысль эта - небесная подсказка), что нам с кем-то надо связаться - и тут же телефонный звонок: нужный человек сам вышел на нас. Знакомо?.. Впрочем, люди могут даже и не догадываться, что у них есть такой покровитель и защитник. И от скольких бед он их уже уберег! К примеру, спасая жизнь, он может организовать «нелепое» опоздание на самолет, который должен потерпеть катастрофу. Знакомые удивляются: «в рубашке родился». И невдомек им (впрочем, как и самому «везунчику»), что о своем любимце позаботился сильный, но незримый покровитель… Любопытно с этой точки зрения выглядят результаты исследований, проведенные американским ученым В.Э. Коксом из Чикаго. Они показали, что в поездах и самолетах, которые терпят катастрофу, как правило, меньше пассажиров, чем обычно. Иногда даже в десятки раз! На основании этих и других данных ученый предположил, что, подсознательно предчувствуя беду, люди не садятся в поезд, автомобиль, самолет… Но откуда берется такое предчувствие? Эзотерики считают, что в большинстве случаев оно - результат воздействия эгрегоров на подсознание своих подопечных… Читайте также: ЛЮБОВЬ КАК НАКАЗАНИЕ: КАРМИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НАДО ИСПРАВЛЯТЬ Впрочем, помощь родового опекуна может проявиться и в другом. Например, он может восстановить убывающие жизненные силы или вылечить от, казалось бы, неизлечимой болезни, если ему очень важно, чтобы ценный член рода пожил еще… Не такой ли случай произошел в молодости с К.Э. Циолковским? Заболевший раком начинающий ученый глубоко верил, что в Космосе есть Разум, который не оставит его в беде. Он выходил на крышу своего домика в Калуге и напрямую обращался к Нему с просьбой об исцелении. И просьба была исполнена! Отец мировой космонавтики еще многое успел сделать в своей жизни. В том числе написать и такие, казалось бы, странные для ученого работы, как «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Существа выше человека»… А умер он почти в восьмидесятилетнем возрасте. При вскрытии врачи обнаружили старую злокачественную опухоль, которая по непонятным для них причинам когда-то была изолирована от всего организма… И подобных случаев «чудесного» исцеления к сегодняшнему дню медицина накопила немало. У кого-то может возникнуть мысль: вот, мол, какой добрый защитник! Не обольщайтесь. «Астральный благодетель» заботится о своих подопечных далеко не бескорыстно. Прежде всего он думает о благополучии рода. Подкармливать нас «пряниками» он будет до тех пор, пока мы действуем в русле его интересов. Но как только начинаем отклоняться, разрушать родовые связи, он тут же берет в руки «кнут». Сначала предупреждает: перекроет, к примеру, энергетические каналы, и на человека вдруг начинают сыпаться неудачи и неприятности - то одно не заладится, то другое. Или навалится дикая депрессия - жить не хочется… Бывало? Это намек, что где-то мы начали сворачивать «с пути истинного»… Хорошо, если мы сообразим, что к чему. А если нет? В таких случаях «опекун» долго не церемонится - он просто выталкивает неугодных ему. Судьба таких людей незавидна. Проклятие, изгнание из рода всегда означали нечто большее, чем «ссылку»: человек лишался высшей защиты и покровительства. Рассчитывать с этого момента ему приходилось только на себя… Но думать, что эгрегоры полностью программируют нашу волю и сознание, что мы их безропотные рабы - тоже неверно. Мы обладаем свободой воли и в определенных рамках можем выбирать не только линию своего поведения, но и небесного покровителя, с которыми хотим иметь дело. А кроме того, здесь тот самый случай, когда сотрудничество взаимовыгодно. Мы им - свои способности и труд, они нам - защиту и помощь… Читайте также: КОГДА РОДИТЕЛИ СТАНОВЯТСЯ ВАМПИРАМИ Стремясь увеличить свою мощь, родовой защитник вовлекает в свой круг новых людей. В первую очередь - близких ему по духу. Вливая таким образом в себя «свежую кровь», он становится еще сильнее и универсальнее. Ну а уж каждый, кто попадет в этот «рассол», волей-неволей через какое-то время станет (куда он денется!), как и все - «соленым», своим. Привлекает новых людей родовой покровитель по-разному. Например, помогает своим подопечным найти будущего супруга. Или притягивая к себе в тонком мире близкие по вибрациям души, готовые воплотиться на земле, помогает им выбрать будущих родителей... Сильнее становится родовой покровитель - сильнее и мудрее становимся и мы. Конечно, если сохранены кровные узы… Но, к сожалению, мы постепенно становимся людьми без рода и племени. Разобщенность, взаимное отчуждение семей… В нашей психологии есть глубокая генетическая потребность слиться с родственными душами. Наши предки крепко держались друг за друга, видели в этом свою силу. В кровном родстве мы испокон веку находили надежную защиту, спокойствие и уверенность. А сегодня мы сами лишаем себя всего этого... Сиротство - страшная беда. Зачем же мы сами себя сиротим?.. Без родственных, фамильных связей любая семья - что веточка, отломанная от родового дерева. Лишенная его жизненных соков, она обречена болеть, пока не пустит собственные корни. Если пустит… А само дерево? Изуродованное, с обломанными ветвями… Что ждет его?

Как работать с Ангелами-Хранителями. Астрология чисел и судеб Мазова Елена

Может ли умерший родственник стать Ангелом-Хранителем?

Умершие родственники иногда опекают живых. Но далеко не всегда. Почему? Во-первых, родственник, ушедший в мир иной, должен оказаться в достаточно высоком мире, то есть не попасть в так называемый ад, ведь оттуда он не сможет никому помочь. Во-вторых, этот человек должен так любить оставшихся на земле родственников, чтобы помочь им правильно. А в-третьих, живущие на земле родственники действительно должны нуждаться в его опеке.

Умершие люди редко становятся Ангелами-опекунами своих земных родственников, так как, попадая после земной жизни в менее плотные миры, они, по крайней мере, первое время, наслаждаются пребыванием там, отдыхают. Человек устает от земной жизни, физическая смерть лишает его многих трудностей, и, оказавшись в так называемом раю, он может совершенно забыться, очароваться прелестью внефизического существования. Если вы будете думать об ушедшем родственнике, просить его о помощи, тогда больше вероятности, что он обратит свое внимание на ваши проблемы. Но это не совсем правильно. Зачем беспокоить мертвых проблемами живых? Человек прожил свою жизнь, израсходовал энергию, данную ему для земной жизни, зачем мы будем вновь возвращать его к земным проблемам. Привлекая покинувших землю людей земными проблемами, говоря им, что мы скучаем по ним, что нам их не хватает, мы тем самым мешаем их путешествию в тонком мире, приземляем их, отяжеляем их душу.

Без крайней необходимости не нужно беспокоить ушедших. Мы можем помочь им подняться в более высокие и прекрасные миры своею непривязанностью к ним. Близкий человек оставил вас, и оттого не только ваша жизнь, но и его сильно изменилась. Ему могут понадобиться силы для перехода в мир иной и для того, чтобы приспособиться к новой жизни. Своими вздохами и слезами мы только усложним движение его души. Когда человек, оставивший землю, устроится в тонком мире, он сам решит, помогать ли нам или в этом нет смысла.

Если у вас некогда установилась глубокая духовная связь с тем, кто теперь в мире ином, возможно, этот человек будет в меру своих сил опекать вас. Особенно, если у вас Белая Луна находится в знаке Рак.

Как правило, человек чувствует, когда кто-то из предков помогает ему. Если вы не ощущаете поддержки умерших близких, тогда и не просите, чтобы они вам ее оказали. Вернее взывать о помощи к Богу, к своему Ангелу-Хранителю.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как работать с Ангелами-Хранителями. Астрология чисел и судеб автора Мазова Елена

Талисманы для улучшения связи с Ангелом-Хранителем Различные предметы, соответствующие знаку Зодиака, в котором в нашем гороскопе находится Белая Луна, могут усиливать нашу связь с небесным наставником, проводить через себя его энергию и передавать нам. Присутствие в

Из книги Ветер нагваля или Прощание с доном Хуаном автора Смирнов Терентий Леонидович

Сумасшедший родственник В этой главе я ещё раз хочу обратить внимание читателя на очень важный принцип работы на пути сновидений.Хищная энергетическая вселенная магов - ужасное, жуткое, разрушительное, тягостное, тёмное пространство - действительно существует. Об этом

Из книги Прими силу рода своего автора Солодовникова Оксана Владимировна

УМЕРШИЙ РОДИТЕЛЬ В вышеописанном примере речь идет об умершем отце. Если кто-то из родителей умер, то его место не может быть занято кем-то другим – отчимом или мачехой, дедушкой, бабушкой, тетей или дядей. Оно также не может быть занято приемными родителями или опекунами.

Из книги Живи в сердце автора Мельхиседек Друнвало

Что может стать для вас препятствием на этом пути Существует ряд причин, по которым некоторые люди не могут войти в свое сердце или, найдя священное пространство в нем, вынуждены сразу же уйти оттуда.Прошло почти два года, прежде чем я, ведя обучение и выслушивая тех, у кого

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Кто нам может помочь стать людьми? В настоящее время существует множество прогнозов на будущее. Некоторые пророки обрисовали будущее человечества даже на несколько столетий и тысячелетий вперед. Однако во всех этих прогнозах вновь просматривается уже знакомый

Из книги Сверхвозможности человека. Как стать экстрасенсом автора Радуга Михаил

Кто может стать сверхчеловеком? Существует две причины появления сверхчувств. Во-первых, это генетическая аномалия, что на примере обоняния объясняет ученый-биолог. Александр Марков - доктор биологических наук Палеонтологического института РАН. - У человека двойной

Из книги Возвращение воина автора Теун Марез

ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ВОИНОМ, ПРОСТО ПОЖЕЛАВ ЭТОГО. СТАТЬ ВОИНОМ ОЗНАЧАЕТ СРАЖАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ. Воин сталкивается с теми же проблемами, что и обычный человек. В его борьбе за безупречность возникает множество ситуаций, в которых даже воина поглощают

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

О том, что самым дорогим в жизни может стать тот человек, кому отдаешь самое ценное Петр, наш герой, выиграл значительную сумму в спортивном тотализаторе. Он надолго запомнил тот день. Утром он, как обычно, улыбнулся прекрасной женщине в окне напротив, и она тоже улыбнулась

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Разговор с ангелом-хранителем Вам нужно остаться в комнате одному/одной, чтобы никто случайно не помешал, не отвлек и не напугал во время проведения сеанса. Включите тихую спокойную музыку. Лягте на кровать или на пол. Примите удобное положение. Закройте глаза.

Из книги Зрелость [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. IV ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Из книги Как защититься от сглаза и порчи автора Кладникова Серафима

Кто может стать жертвой сглаза и порчи Душа дана человеку только лишь для проникновения Божьей воли, но служители Дьявола находят слабые места в ней и проявляют свою способность управлять миром.Сглаз, порча – эти слова мы все чаще слышим в последнее время. Это связано с

Из книги ОТКРЫТАЯ ТАЙНА автора

14. Кто может стать просветленным? Нет никого, кто мог бы пробудиться! Чувствующие существа вообще не существуют как таковые, как указывал Будда в «Алмазной сутре», - так как они могут пробудиться? И что может пробудиться? Они концепции, мыслеформы, объекты - а объекты не

Из книги Тайна многоруких богов автора Белов Александр Иванович

Может ли человек отложить яйца и стать крылатым Разнообразие птиц необычайно велико - это миниатюрные колибри, и вымершие гиганты. К числу последних относится слоновая птица эпиорнис (ее останки найдены на Мадагаскаре). Высота нелетающей птицы 3 м, а вес, согласно

Из книги Истинная близость. Как меняется секс, когда отношения достигают духовной гармонии автора Троуб Амана

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Покупка с ангелом-хранителем Никогда не отправляйтесь за покупками в одиночестве – берите с собой своего ангела-хранителя. Перед уходом из дома (не важно, собираетесь ли вы купить что-то конкретное или просто пройтись по магазинам) попросите своего ангела-хранителя

Из книги Чудо осознанности: практическое руководство по медитации автора Нат Хан Тик

Умерший близкий человек Примите удобную позу сидя в кресле или лежа в постели. Сосредоточьтесь на дыхании. Представьте тело близкого вам человека, который умер, возможно, несколько месяцев, а возможно, много лет назад. Отчетливо осознайте, что вся его плоть давно

Во всех мировых культурах, в том или ином виде, существует культ почитания Предков.

Кто такие Предки? Предки – умершие родственники, защитники и покровители Рода и хозяйства, наделенные высоким сакральным статусом, соотносящиеся с мифологическими родоначальниками и опекунами дома.

Основной почитания Предков является представление о постоянной связи, существующей между живыми и умершими членами Рода. В традиционной культуре всегда считалось, что Предки способны как положительно, так и отрицательно влиять на благополучие живых. Если живые помнят о своих Предках, почитают их, Предки покровительствуют им, помогают в хозяйстве, обеспечивают здоровье членов семьи, даже урожай; в противном случае умершие выражают неудовольствие и обиду, насылая на живых несчастья, болезни, голод, разлад в семье.

Среди Предков выделялись давно умершие и утратившие свои имена «старые» Предки, которые соотносились с начальным этапом становления миропорядка, а также «новые» Предки – последние два-три поколения умерших. Особую группу представляли умершие в течении последнего года – до тех пор, пока по ним не справляли индивидуальные поминки годового цикла, они не воспринимались как Предки.

Души Предков связаны с «пограничьями» домашнего пространства , которые осмысляются, как места коммуникации с потусторонним миром: чердаком, печью, порогом, углами дома, окном, подполом. В этих местах принято оставлять ритуальную пищу и одежду для Предков.

Души Предков обладают сверхъестественными возможностями. Поэтому к ним обращаются с просьбами и молитвами о подании блага – о благоприятной погоде, об урожае, о благополучии семьи. Предки обладают знанием будущего и всеведением, поэтому они могут предсказывать живым предстоящие события. Одним из постоянных каналов связи между живыми и умершими являются сновидения, в которых Предки являются живым, предупреждают об опасностях, высказывают просьбы, выражают неудовольствие.


Благополучие Предков на том свете зависит в том числе и от живых – если они поминают Предков, устраивают в их честь трапезы, делают пожертвования, молятся за них, то Предки ни в чем не нуждаются. Если родственники забывают поминать Предков, то такие души страдают от холода и голода, пребывают в темноте. Живые могут облегчить положение Предков, «отмолить» их грехи, так как умершие сами уже не могут этого сделать и не могут ничего изменить в своей судьбе там.

Зато они могут молиться за живых.


В каждой стране и в каждом регионе существуют особенные дни или целые периоды, когда принято поминать Предков и когда связь с ними ощущается острее всего.

Обычно они приурочены к большим календарными праздникам, знаменующим смену времен года – т.е. пограничным праздникам , например, Летнего и Зимнего солнцестояния, равноденствия, определенных полнолуний в году и т.п. Именно из-за пограничности этих периодов, считалось, что и граница между миром живых и миром Предков становится более проницаемой.

Отсюда запреты называть в эти периоды Предков «умершими», плохо говорить о них, а также традиции различных гаданий и просьб, обращенных к Предкам. С периодами пребывания Предков близко с живыми связан еще целый ряд запретов – например, запреты на шитье, прядение (связанный с верой в «нити судьбы»), подметание пола (чтобы не «вымести» Предков) и т.п. Кроме того, после такого «сезонного» пребывания Предков в домах живых, их полагалось обязательно проводить, совершив определенные очистительные ритуалы.

Предки и память о них

....."предки", лат. pro-avus , ст.-слав. прад Ѣдъ , др.-русск. прад Ѣдъ , русск. прадед , укр. прадiд , польск. pradziad , чешск. praded , словенск. praded , сербск. прадед, npадjed, праħед , болг. прадядо....

".......предки могли восприниматься и как такие, к которым обращались взоры наверх, как к началу рода....."

О. Трубачев

Предки - умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства, они наделены высоким сакральным (священным) статусом, и их соотносят с родоначаль­никами и опекунами дома, семьи. В славянском культе мертвых есть «чистые» покойники - похороненные в соответствии с погребальными нормами и получившие успокоение на «том свете», и опасные «нечистые» покойники - умершие «не своей» смертью. Эти "нечистые" покойники наделяются чертами демонов. Почитание предков присуще древнеславянской культуре, поверия и обряды, связанные с культом предков образуют целый комплекс, - это система погребения и по­миновения умерших, семейные и календарные обряды, формы ритуального поведения и ма­гические действия связанные с культом мерт­вых. Они занимают очень важное место в славянских мифологических представлениях что отражается в текстах различных жанров: обмираниях, похоронных плачах, сновидениях, быличках, приметах, запретах на определенные виды деятельности и т. д. Основой почитания предков является представление о посто­янной связи, существующей между живыми и умершими членами рода. Полагали, что души предков способны как положительно, так и отрицательно влиять на благополучие живых родственников. Если живые помнят о своих предках и почитают их, то предки покровительствуют им, помогают в хозяйстве, обеспечивают здоровье членов семьи, плодовитость скота и урожай; в противном случае умершие выражают неудо­вольствие и обиду, насылая на живых несча­стья, болезни, голод, разлад в семье, убытки в хозяйстве, падеж скота, засуху и пр.

Предки и отношение к ним

Отно­шения с предками строились на двойственной основе: их чтили как старших представителей рода. Среди них выделялись давно умершие и утратившие свои имена «старые» предки - мифические родоначальники и «новые» предки (последние два-три поколения), чьи имена еще помнили в семье. Особую группу представляли умершие в тече­ние последнего года - до тех пор, пока по ним не справили индивидуальные поминки годо­вого цикла (третий, девятый, сороковой день, полгода, год) , они не воспринимались как предки; после завершения годового поминального кру­га их причисляли к общей группе «родителей» и поминали наряду со всеми. Иногда причис­ление умершего к предкам происходило сразу после погребения. У белорусов, возвратившись до­мой после похорон, старшая женщина в семье брала горбушку хлеба и медный грош и про­износила, обернувшись к дверям: «Дзеды, бацьки, матульки, дзядухни, цетухны, примице к себе помершего нашего бацюхну и живеци тамом з им добре, не поспорце» , - этим она включала недавно умершего в число предков. Названия предков подчеркивают их старшин­ство и принадлежность к данному роду (рус. родители, бел. , укр. деды, пол. dziady ) и их сакральное положение (рус. благословенные родители, бел. святые деды, праведные ду­шечки ). Души предков связаны с «пограничьями» до­машнего пространства, их считали местами общения с потусто­ронним миром. Это были чердаки, печи и местом за и под ней, очаги, пороги, красные углы и вообще - углы дома, окна, подпол, где славяне со­вершали поминальные ритуалы в честь предков - оставляли им пищу, одежду. Славяне также верили в то, что души предков воплощались в птиц, насе­комых, животных (муху, бабочку, мышь, ласку, змею и т. д.), дерево, растение или ка­мень. Для южных славян характерны представ­ления о т. н. сеновите ("сенка" - тень у сербов) - животном, дереве, камне, в которых заключена душа предка. Считалось также, что предки связаны с покро­вителями и хозяевами дома - домо­вым, домашней змеей, стопаном (основной домашний дух у южных славян - это некое подобие змеи, которая обитает в каждом доме (болг змия-стопанка, змия-домакинка ; серб кућарица, чуваркућа, змиjа чуваркућа ). Стопан-стопанка оберегает семью и все хозяйство от беды, в нем воплотилась душа предка - опекуна, заботящегося о судьбе членов семьи, иногда даже целого села - рода, они происходят из душ первопредков или людей, умерших первыми в доме. По восточнославянским поверь­ям, домовой имеет облик умершего хозяина дома или последнего умершего члена семьи, поэтому повсеместно существовал запрет убивать домашнюю змею. В поминальные ритуалы включали символических предков или "заместителей" предков - посредников между «этим» и «тем светом», - нищих, странников, богомо­льцев, первых встречных, которым раздавали милостыню, поминальную еду или одежду, чтобы они помянули предков. Например, на Карпатах считалось, что душа умершего может приходить в дом в виде нищего. Считалось также, что души предков имеют сверхъестественные возможности и к ним обращались с просьбами и мо­литвами прежде всего - о благоприятной погоде, об урожае, о благополучии семьи, об охра­нении живых от опасности. В Полесье, чтобы воробьи не клевали посевов, во время обхода поля называли имена умерших родственников, они должны были поле от птиц. Тамже, в Полесье при встрече с волком выкрикивали имя предка - оберега. Предки все знают и, особенно, будущее, поэтому к ним обращались живые, чтобы узнать предстоящие события. Появление предка в сновидениях считалось знаком того, что он предупреждает об опасности, высказывает какую-то просьбу, выражает неудовольствие. В любых бытовых случаях - стуке птицы в окно, паде­нии ложки со стола, разбитой посуде и т. д. усматривалось волеизъявление предка. У русских в Сибири разлитый по столу чай означал, что «родители» захотели чаю, нуж­даются в пище, разбитая посуда означила не­довольство предка недостаточно усердным поми­новением.

Предки и почитание их

Центральное место в отношениях живых родственников с предками занимает их почитание, поминовение и вообще - забо­та об их посмертном существовании. Благопо­лучие предка «том свете» зависит от живых - если они поминают предков, устраивают в их честь трапезы, жертвуют в церковь, оставляют на могилах еду, раздают милостыню нищим, то и предки на "том свете" ни в чем не нуждаются. Если родственники забывают поминать предков, то такие души стра­дают от голода и холода и пребывают в тем­ноте. Часто полагали, что умершие питаются той пищей, которая была приготовлена в по­минальные дни, отнесена на могилу, отдана в церковь, или которую их родственники раздали в виде милостыни. Участь предков на «том све­те» зависит также от того, молятся ли за них родные, которые могут облегчить их положение и отмолить их грехи. Умершие сами не могут молиться за себя и что-либо изменить в своей загробной судьбе, но они могут мо­литься за живых: "Мы за них молимся, а они за нас. Ни им без нас, ни нам без них нельзя быть", так говорят в архангельской обл. В память о покойном родителе заказывают поминаль­ную службу, ставят свечу, вынимают просфо­ру или раздают милостыню ("и ангелы ставят душу его у престола Божьего" и " глаза покойника видят свет ". Субботняя заупокойная панихи­да освобождает души предков из загробного мира вплоть до окончания воскресной службы. Основные обряды и магические действия почитания предков происходят в годовые поминальные дни («Деды», Задушки, Задушницы, Радуни­ца ). В эти дни, установленные церковью или местной традицией, «родителей» поминали в церкви - заказывали панихиды и сорокоусты, ставили свечи, молились о предках, приносили по­жертвования пищей, вином, полотном, деньга­ми, раздавали милостыню, устраивали по­минальные трапезы дома или на кладбище, посещали и убирали могилы умерших родственников, оставляли там еду для предков, крошки и крупу для птиц, совершали магические дей­ствия, чтобы увидеть предка, соблюдали опреде­ленные правила поведения, чтобы не оскорбить предка - нельзя было в эти дни работать по хозяйству, шуметь, петь, хотя в некоторых местах, наоборот, предписывалось ритуальное веселье. Одна из главных обязанностей живых по отношению к предкам - их кормление, в основном в поминальные дни во время трапез, на которых, как считалось, незримо присутствуют и предки. Бытовало и поверье, что предки приходят ужинать ночью после живых. Эти поверья определяют набор и расположение столовых приборов - лишняя миска для предка, количество ложек на столе по числу умерших в семье, отсутствие ножа, запрет убирать на ночь посуду со стола и т. д., приготовление поминальных блюд - колива, блинов, киселя и пр., после­довательность их подачи, поведение во время трапезы поминальной за столом - нельзя пользоваться ножом, махать руками, чтобы не толкнуть душу предка, а также ритуальные начало и коне­ц трапезы - приглашение предков на трапезу и выпроваживание их после ее окон­чания.

Предки и поминальные даты

Кроме установленных поминальных дат, символическое кормление предка происходило и тогда, когда умерший родственник начинал бес­покоить живых - являться им во сне или наяву, обращаться с жалобами и просьбами. Тогда специально готовили поминальную еду и ставили ее на окно, относили на кладбище или в церковь, раздавали нищим и т. д. У всех славян важное значение имело выделение первого куска, первой ложки от какого-либо блюда, первого блина, первого плода нового урожая, первого глотка напитка как жертвенной доли для предков. Например, у чехов при выпечке хлеба хозяйки отрывали кусок теста от первой раскатанной буханки и бросали в огонь, говоря, что это дается ду­шечкам . Едой, предназначенной предкам, счи­тались также остатки поминальной пищи, крошки и куски, упав­шие со стола, - их запрещалось поднимать. В обязанности живых входило также обогревание предков - приготовление для них бани, одежды. Для славянских верований характерено представление о сезонном пребывании предков на на земле и их возвращения на «тот свет». Верили, что в «пограничные» моменты времени - периоды зимнего и летнего солнцестояний (в христиан­ском календаре это время совпадает со святками и троицко-купальским циклом) и весеннего и осеннего равноденствий. Восточные и южные славяне связывали время нахождения душ умерших в земном мире с периодом цветения растений и злаков, в которые они воплощаются. Болгары в Странджах (горная местность в Болгарии, на востоке исторической области Фракия) полагали, что души предков ходят по цветам до Вознесения, а потом уходят, т. к. в это время начинают созревать плоды, в ко­торых "мертвые теряются" . По другим болгарским поверьям, в пе­риод с Великого четверга до Духова дня души предков "пребывают на травах, цветах", ветках дере­вьев, а в понедельник после Троицы возвра­щаются на «тот свет». Растения, особенно троицкая зелень, у восточных славян - форма воплощения и одновременно место пребывания душ предков на земле, поэтому если после Троицы не удалить из дома обрядовую зелень, предки не смогут вернуться в загробный мир. Одна украинская быличка рассказывает о том, что хозяйка, вынесла из дома не всю троицкую зелень, она забыла в углу одну ветку, поэтому душа одного из предков вынуждена была сидеть на этой ветке весь год до следующей Троицы . В период пребывания душ предков на земле строго регламентировалось поведение живых: святочный и троицкий периоды имеют один набор запретов на домашнюю работу - шитье, прядение, че­сание шерсти и обработку пеньки, стирку, под­метание и мытье пола, побелку дома и печей, рубку дров, выгребание золы из печки: нельзя было тревожить предков, кото­рые в эти дни незримо присутствуют среди живых, - грязью и золой не засорить им глаза, не уколоть их веретеном, не замазать глиной, не запутать нитками им дорогу. Считалось, что предки, приходящие в дом в поминальные дни, невидимы. Увидеть или услышать их можно только с помо­щью специальных способов:

Во время поминального ужина не есть и молча сидеть на печи около трубы;

Смот­реть с печи сквозь хомут или сито;

Во время поминального обеда молча сидя на печи сжигать щепки, оставшиеся от гроба;

Выпрясть нитки из волокна, остаю­щегося под кроснами во время тканья, замо­тать ими отверстие вывернутого наизнанку хомута и смотреть сквозь эти нитки на дверь, через которую приходят в дом предки (в Полесье).

Видеть души предков, могут дети, они еще безгрешны, или «знающие» люди, обладающие статусом посредников между «тем» и этим светом: солдат, странник, кладбищенский сто­рож и др.

У болгар считалось, что услышать души предков можно в троицкую субботу» когда умершие возвращаются в места своего посто­янного пребывания. Для этого пол в церкви застилали ореховыми листьями, на которые женщины ложились лицом вниз (наверх смотреть запрещалось, чтобы не спугнуть мертвых), веря, что предки находятся под листьями. Женщины старались уснуть во время службы, чтобы во сне увидеть умерших родственников.

В обмираниях (летаргических снах, душа человека странствует на том свете по аду и раю, видит там своих родных страдающих или блаженствующих ) предки - проводники по загробном у миру, они встречают своих живых родственников на «том свете», показывают его устройство и место их будущего "посмертного пребывания" прорицают судьбу. Согласно поверьям, предки не только преду­преждают человека о близящейся смерти, но и приходят за умирающим, во время агонии пребывают около его постели и провожают его на «тот свет» .