Собака проводник в иной мир. Эзотерика: Кто такой Человек-проводник? Ч.1

Греков на тот свет возит самый известный моряк в мире - Харон. Он носит бороду, лихо правит лодкой и берет за перевозку через Стикс один обол (ищите монету во рту, когда очнетесь на том свете: все знают, что перед похоронами его нужно положить в рот покойнику). По «Энеиде», работать он готов только с душами как следует положенных в могилу людей:

«Эти, что жалкой толпой здесь стоят, - землей не покрыты.
Лодочник этот - Харон; перевозит он лишь погребенных».

Строго говоря, Харон - всего лишь перевозчик, а проводник мертвых в их новый мир - Гермес. Кудрявый бог, владелец жезла Меркурия (очень странный каламбур), которого мы знаем в основном по потрясающей статуе «Гермес с младенцем Дионисом», по совместительству работает душеводителем. Собственно, Психопомп - одно из его имен (греч. «проводник душ»). Еще он Хтоний - «подземный» и Трикефал - бог перекрестков. А вы думали, он просто веселый бог в крутых сандалиях.

Если вы вудуист

В конце жизни (в начале смерти) каждого вудуиста ждет встреча с Папой Геде. Геде - это целая семья с двойной специализацией: мортидо и либидо. Но если вы мертвы, то вас интересует только папаша - труп первого из умерших в мире людей.

Вы легко его узнаете: это невысокий темнокожий человек в высокой шляпе, курит дешевые сигары и ест яблоки, тусуется на перекрестках и поджидает души, чтобы отвести их в послесмертье. «Геде - это та вечная фигура в черном, что торчит на вневременных перекрестках, где однажды окажутся все люди и даже само солнце», - пишет режиссер Майя Дерен.

Папа Геде умеет читать мысли и знает всё, что происходит в мирах живущих и мертвых. У него очень грубый юмор, ему плевать на приличия, так что по сумме заслуг он воплощает и фразу «Ничего святого!».

Также его связывают с бисексуальностью и гомосексуальностью. С этими качествами вы можете познакомиться прижизненно: Папа Геде, если захочет, может овладеть живым человеком. Человек, в которого вошел лоа, дух, становится шевалем - то есть лошадью; одержимый Геде произносит кодовую фразу: «Говори, моя лошадь», - а далее волен молоть что угодно, непристойные фантазии, экстремистские идеи всех сортов, гнусные комментарии об ООН… Словом, только Папа Геде дает честному вудуисту немного отвести душу.


Если вы майя

Суицид у майя не считался чем-то плохим: конечно, хорошо умереть в бою или принести себя в жертву, но вздернуться или утопиться - тоже прекрасная идея. Особенно вздернуться. Как говорил грек Аристофан, «а на дереве хорошем и повеситься не жаль».

Поэтому у майя есть отдельная богиня Иш Таб - ее сфера интересов ограничивается самоубийцами, хотя есть версия, что изначально она заведовала охотой с силком, а не смертью в петле. Имя богини значит что-то вроде «женщина, по работе имеющая дело с веревками».

Об Иш Таб пишет испанец Диего де Ланда Кальдерон, учредивший на Юкатане образование и инквизицию, в своей книге «Сообщение о делах в Юкатане»:

«Они говорили также и считали вполне достоверным, что в этот их рай шли те, которые повесились. И поэтому были многие, которые из-за небольшой печали, тягости или болезни повесились, чтобы избавиться от них и идти блаженствовать в свой рай, где, говорили они, выходила их принимать богиня виселицы, которую они называли Иш Таб».

Соответственно, Иш Таб - психопомп с узкой целевой аудиторией «повесившиеся индейцы майя». Пропуска на тот свет она не требует, но на всякий случай стоит заранее набить свой пока живой рот размолотой кукурузой - запасом пищи и питья на вторую жизнь - и камешками-монетами майя, там только эта валюта ходит.

Если вы зороастриец

В за доставку души в потусторонний мир отвечает Даэна: она - религиозная совесть и она же психопомп.

Согласно «Авесте», корпусу священных текстов зороастризма, если у вас хорошая, годная душа, Даэна предстанет перед вами красавицей лет пятнадцати, а душа злая увидит ее крайне уродливой. Так что Даэна - это сумма деяний мертвеца.

У каждого своя, у агента Купера лучше всех. «Я была красивой, а ты сделал меня еще красивее; я была справедлива, а ты сделал меня еще справедливее», - обращается Даэна-красотка к душе своего праведника.

Красотка или уродка, она появится на четвертый день после смерти, когда все уже от вас разбегутся, так что спутать ее ни с кем не удастся. «Вендидад», одна из частей «Авесты», так описывает Даэну:

«Красивая, сильная, хорошо сложенная и с прекрасными формами служанка, сопровождаемая псами… Она заставляет душу праведника подняться выше Хара Березайти [мифические горы]; над мостом Чинвад она ставит его перед самими небесными богами».


Если вы мусульманин

В Коране и хадисах нет имени того, кто встречает мертвецов - он назван просто ангелом смерти, Малак-уль-мавт. Некоторые предания уверяют, что его имя - Азраил, но в целом, по официальным текстам, за смерть отвечает целое подразделение ангелов. Работать этим ребятам легко, потому что список мертвецов составлен заранее: когда младенец еще в утробе, Аллах определяет его пол, счастливость или несчастливость, судьбу и срок жизни.

Психопомпов в исламе, считай, сразу несколько. Во-первых, всё подразделение ангелов смерти: из верующих мусульман душу они аккуратно извлекают, из неверующих - грубо вырывают. Во-вторых, Мункар и Накир - ангелы, которые отвечают за допрос в могиле.

От них зависит, как вы проведете барзах - время между смертью и окончательным распределением в рай или ад в Судный день. Мункар и Накир спрашивают у покойника: в кого веришь, что знаешь и говорил о Пророке Мухаммаде, откуда у тебя эта информация? По итогам допроса (солгать на котором, кстати, никак не удастся) ваша могила станет гораздо приятнее и удобнее, если вы верующий, а если неверующий - ну понятно, да. А еще есть Исрафил, один из трех самых крутых ангелов: он будет управлять Судным днем, трубя в рог, и умрет последним, и останется один лишь Аллах.

Если вы инуит

Ваш проводник умерших в жизнь иную - Ангута, он же, как ни странно, бог-создатель всего сущего. Ангута возит души умерших в Адливун, царство мертвых под морем и под землей. Не слишком добродетельных инуитов, нарушавших табу, он наказывает - по удару за нарушенное табу, - а остальные могут просто поспать. С Ангутой в Адливуне души в любом случае проводят около года, а затем, очищенные, могут отправиться дальше в загробную жизнь.

Кроме Ангуты в Адливуне обитает его дочь. Вы сразу узнаете ее дом на каркасе из костей кита, обтянутый одеждой утонувших людей и обставленный мебелью из их костей и обломков затонувших кораблей.

Но заходить к ней не стоит.


Если вы викинг

Каждый школьник знает, что погибших в угаре битвы и с оружием в руке встречает валькирия, дословно - «выбирающая убитых»: половина мертвецов идет в Вальхаллу к Одину, вторая - к Фрейе в Фолькванг. Но! Если над вами кружит валькирия, вы не обязательно умерли с мечом в руке: согласно «Старшей Эдде», валькирии - смертные женщины, дочери конунгов и воинов. Они купаются, плачут, целуются, выходят замуж за героев, словом, валькирия над головой вполне может лететь себе на речку или флиртовать с вами. Правда, чувство прекрасного у них специфическое - достаточно прочесть ни разу не жизнерадостную «Песнь валькирий». Зато у них замечательные кеннинги, то есть метафоры: «игры валькирий» - это битвы, а «гусята валькирий» - вороны.

Если вы умерли от старости или болезни, придется вам отправляться в Хельхейм под власть богини Хель, и это уже не так весело. По «Младшей Эдде», это дочка Локи с двумя очаровательными братьями - волком Фенриром и Мировым Змеем Ёрмунгандом, - и выглядит она не очень дружелюбно: «Наполовину синяя, а наполовину - цвета мяса, и ее легко признать по тому, что она сутулится и вид у нее свирепый».

Скрыться от власти сине-мясной богини смогут только умершие девственницами (они в Асгарде служат Гевьон, богине плодородия) и утонувшие (их забирает богиня Ран с дочерьми).

Если вы вишнуит

Если вы вишнуит и при этом не первый праведник своего времени, вам крупно не повезло: смерть ваша будет намного хуже жизни. Владыка преисподней, адский князь - бог Яма, он же - Царь справедливости. Справедливость по Яме и «Гаруда-пуране» выглядит так: после смерти к вам приходят двое психопомпов от Ямы, «нагие, с заточенными зубами, черные, как вороны, со вздыбленными волосами и уродливыми лицами, с когтями, как лезвия». Вы, конечно, орете от страха (как и задумано в священном тексте), а слуги Ямы тем временем выдирают вашу душу из тела и с оскорблениями начинают таскать ее по загробному миру. Во время похода душе можно есть рисовые шарики, которые будут подавать на ваших похоронах - и из него выращивать новое тело. Когда тело выращено, слуги Ямы немедленно связывают его и пинают до ада.

До пункта назначения около миллиона километров, по дороге к Царю справедливости нужно пройти 16 городов с названиями вроде «Город жестокости», «Место многих бедствий» и «Очень горячее место». По пути нечего есть, пить, негде укрыться и много боли. А потом начинается река Вайтарани.

Вы слышали о реке Вайтарани? Поток гноя и крови, берега завалены костями, над нею - хищные птицы, в ней - плотоядные животные, и создана она, собственно, чтобы грешник в нее свалился и испытал как много больше мучений.

Проводник через реку Вайтарани - мертвая корова. Серьезно, чтобы не встретить по дороге к Яме эту реку, необходимо еще при жизни принести в жертву корову. Текст для ритуала можно найти в соответствующей священной книге. Думаю, заняться этим нужно прямо на этой неделе.


Если вы ни во что не верите

Если вы ни во что не верите, но умирать одному одиноко и страшно, стоит порыться в масс-культуре, чтобы найти какого-нибудь подходящего проводника. Например, одна из локаций компьютерной игры Final Fantasy VI 1994 года для приставки «Нинтендо» - поезд, везущий мертвецов в потусторонний мир; с некоторыми пассажирами можно подраться, вышибая из них очки жизни под героическую музыку. А у Стивена Кинга в «Темной половине», как только речь заходит о границе между двумя мирами, появляются тучи воробьев. Если же никто вам не подходит и вообще смерть более одинока и тосклива, чем даже жизнь, можно придумать собственного проводника. Хорошо войти в сияющий мир иной, держа за тонкую лапку мохнатого сурка.

Многие ранние мифы разных народов имели ряд общих черт, в частности, люди были убеждены, что душе нужен проводник, способный указать ей путь в загробной жизни. Некоторые такие проводники были добрыми и действительно старались помочь душе, другие же несли боль и пытки. Даже в современных религиях существуют боги или демоны, исполняющие роль таких проводников (психопомпов), что лишний раз доказывает, что люди, жившие тысячелетия назад, не так уж сильно отличались от нас.

1. Огмиос

Огмиос был кельтским богом красноречия и по совместительству психопомпом. Описываемый, как постаревшая версия греческого героя Геракла, а в некоторых случаях бога Гермеса, Огмиос использовал своё красноречие, чтобы убедить мужчин последовать за ним в преисподнюю.

Также Огмиос обладал способностью создавать дефиксионы - таблетки проклятия - которые использовал для того, чтобы связать людей с собой. Когда душа соглашалась последовать за ним, Огмиос прикреплял к языку своей жертвы цепи и вытаскивал душу через уши. Римский писатель Лукиан писал, что те, кто был порабощён Огниосом, были счастливы сидеть на его цепи и отчаивались в случае освобождения.

2. Папа Геде

Папа Геде - это бог смерти в религии вуду. Считается, что Папа Геде является трупом первого человека, который не умер. Он ждёт на перекрёстке между жизнью и смертью и провожает души недавно умерших в Гвинею - мир духов. Поскольку религия была популярна среди африканских рабов, загробным миром им представлялась, как правило, сама Африка.

Папа Геде знает обо всём, что происходит во всём мире каждую минуту - как о живых, так и о мёртвых. Обычно он изображается в виде человека в шляпе и с сигарой во рту, а известен Папа Геде своей силой и грубоватым чувством юмора. Во время церемонии для божеств из пантеона религии вуду Папе Геде воздают почести посредством возлияний. В случае если вы с ним познакомитесь, предложите ему ром - это его любимый напиток.

3. Идзанами-но-Микото

Идзанами-но-Микото - богиня создания и смерти в религии синто. В традиционном смысле Идзанами-но-Микото не является психопомпом, она шинигами - для последователей синто это бог или богиня, который может прямо или косвенно стать причиной гибели смертных. В переводе её имя означает «Та, что приглашает».

Помимо своей роли псевдо-психопомпа она также известна как создатель первого мира, сотворённого ей совместно с Идзанаги-но-Микото, её мужем. Она умерла, рожая сына Кагуцути, олицетворяющего огонь. Идзанаги-но-Микото позже убил своего сына, не простив ему того, что он стал причиной смерти его жены.

4. Оя

Оя была богиней огня, разрушений и подземного мира в мифологии йоруба. Также Оя была известна как божество реки Нигер и сильная воительница. Она была хранителем врат смерти, где ждала души умерших, чтобы помочь им на их пути к следующему перевоплощению.

И все же она не была олицетворением смерти в мифологии йоруба, скорее Оя была представителем жизни, и вера в неё была тесно связана с верой в реинкарнацию. Если вы захотите угодить ей, принесите ей в дар баклажаны или красное вино - такие жертвы богиня принимает наиболее благосклонно.

5. Ангута

Ангута был верховным богом инуитов, и его работа отличалась от работы большинства психопомпов. Сначала Ангута должен был доставить души умерших в Адливун, своего рода чистилище инуитов. Далее Ангута бил душу некоторое время, определяемое количеством грехов, которые человек совершил при жизни. После достаточного наказания, длящегося, как правило, около года, душе позволялось отправиться в Куидливун, или мир Луны, - аналог Небес у инуитов.

Имя Ангута означает «Разрубающий», и своё прозвание он получил потому, что порубил на куски собственную дочь, превратив её таким образом в богиню.

6. Велес

Велес был славянским богом земли, крупного рогатого скота и преисподней. Его имя происходит от литовского слова «vele», что означает «тень смерти». В славянской мифологии мир представал как огромное дерево, с Велесом у основания, изображавшегося в виде змея, обвивавшего корни.

Велес постоянно враждовал с Перуном (верховным богом славянской мифологии и богом грома и молнии), потому что украл его скот. Обычно Велес изображался с рогами и, как и многие древние боги подземного мира, был преобразован в Сатану ранними христианскими миссионерами.

7. Гвин Ап Нудд

В валлийской мифологии Гвин Ап Нудд был не только королём фей, но и повелителем подземного мира, называемого Аннун (Annwn). Этот мир сильно отличался от большинства подобных подземных царств из других мифологий - смертные могли свободно посещать и покидать его, когда им заблагорассудится, даже будучи живыми.

Время от времени Гвин Ап Нудд упоминался как хозяин Дикой охоты - катался по небу на лошадях в сопровождении сверхъестественных собак, гончих Аннуна, собирая человеческие души. Его роль как психопомпа была особенно связана с кельтскими воинами, павшими в боях. Также Гвин Ап Нудд известен как «Черноликий».

8. Иш Таб

Иш Таб была богиней самоубийств в мифологии индейцев майя. Иногда её называли «Верёвочной женщиной», поскольку она часто изображалась с верёвкой на шее и с закрытыми глазами. Для народа майя, в отличие от большинства культур, самоубийство, особенно через повешение, считалось почётным способом умереть.

Мало того, что Иш Таб была защитницей самоубийц, она также покровительствовала павшим в битве воинам и умершим при родах женщинам, провожая их души в рай, где они будут вознаграждены и навечно избавлены от болезней и скорбей мира. На её щеке был чёрный круг, олицетворяющий обесцвечивание плоти из-за разложения.

9. Воловья Голова и Лошадиное Лицо

Воловья Голова и Лошадиное Лицо были парой хранителей подземного мира из китайской мифологии. Как следует из их имён, они были людьми с некоторыми частями тела, как у вола и лошади соответственно. Их обязанностью было сопровождать души недавно умерших на пути в Диюй - китайскую преисподнюю. Их можно было обмануть, как Сунь-Укун, царь обезьян, сделавший себя бессмертным, стерев своё имя из книги мёртвых.

В отличие от большинства психопомпов, эти боги могли наказывать мертвых за их грехи, прежде чем те смогут перевоплотиться. И ни слова о том, что произойдёт, если вы посмеётесь над их головами.

10. Яма

Яма - индуистский бог смерти, а также психопомп, иногда также называемый Ямарья. Яма жил в Нараке - чистилище, где мёртвые должны были нести наказание за свои грехи, прежде чем перевоплотиться. В Нараке было семь различных уровней, и обязанностью Ямы было направить душу на нужный уровень. Также Яма отвечал за направление душ на Сваргу, или небеса, которых также было семь.

Однажды он был убит Шивой за неуважение к божеству, а затем воскрес, так что Шива является единственным богом, которого Яма уважает и боготворит. Яма носит петлю в левой руке, которую использует для захвата души, чтобы извлечь её из тела.

25 Проводник в Мертвый мир

Даниил понял, что жизнь его кончилась. Он никогда не умрет, но теперь всегда будет мертвым.
Он шел по молчаливому полю в ту сторону, где начиналось царство мертвых.
Он хорошо видел перед собой только один-единственный куст – все остальное расплывалось перед его глазами. Может оттого, что он плакал? Но умеют ли ангелы плакать? Может оттого, что он стал близорук? Но ведь ангелы видят не глазами, а душой.
Скорее, этот куст был его высшим предначертанием. Если бы ангел умел читать иероглифы в этих очертаниях ветвей, он бы прочел: «Здесь тебя ждет тот, кто поведет тебя в царство тьмы».
Не успел Даниил приблизиться к кусту, как из него выскочил невысокий мужичок в черной рубахе и сапогах. У мужичка была борода до земли, нос, точно белый гриб, а руки – тонкие, как ветки рябины. Существо выросло будто из-под земли.
- Я – твой проводник, - сказало существо. - В царство мертвых лучше заходить с другой стороны. Туда мы будем идти пешком. Это недалеко. Хотя все относительно, и до вечера, до полной тьмы мы дойдем.
Судя по всему, что вечер наступал через два часа, идти было недолго. И Даниил даже удивился, что совсем рядом с городом есть Мертвый мир.
Они шли по безжизненному полю, потом вдоль леса, издали наблюдая, как по шоссе бегут автомобили совершенного технического мира.
Проводник был молчалив. Да и что он мог говорить? Этот человек, может, навсегда остался между суетой города и Духом, он всегда в дороге. Эту неопределенность души Даниил хорошо знал, и ему показалось, что люди по своему порочному духу – больше проводники, всегда стремящиеся всех живых увести в свой Мертвый мир.
От проводника слегка несло спиртным, и Даниил догадался: он иногда задерживается, прячется за куст, чтобы отпить глоток-другой порочной воды.
Наконец, они приблизились к каменной арке – одинокой, среди бескрайнего поля. За ней начинались каменные ступеньки, которые вели вниз. И Даниил понял: это путь в подземное мертвое царство.
Они спускались минуту-другую и оказались в многолюдном городе. Как много людей умерло за все прошедшие века! Здесь были те, которые при жизни стремились жить в больших городах.
О, как тесно было им теперь. Мертвые души буквально проталкивались среди множества себе подобных. Терлись друг о друга животами, спинами, им тяжело было пошевелить рукой, а каждый мелкий шажок в этой толкотне был для них большим достижением.
- Куда они идут - эти люди? – спросил Даниил.
- О, они идут в разные стороны: идут на работу, в магазины, в больницы, в игорные дома, в храмы. Но мы туда не пойдем. Наш путь другой. Тем, у кого ангельские души, полагается тихий уголок, удаленный от всей этой суеты.
И они свернули на малолюдную улицу – такую знакомую Даниилу с детства - и пошли по каменной дороге.
Во дворах копошились люди. Даниил стал к ним присматриваться.
Странно, это все были души людей, которые умерли при его жизни. Он всех знал, видел, все они теперь умерли. И Даниил удивился, что и здесь у них было точно так же, как и в жизни.
- У нас здесь настоящий город, - говорил проводник, - люди все смертны, - они прибывают к нам, в вечность. Мертвому оттого хорошо, что ему умирать больше не надо. Пожалуй, там, на Земле, они малые дети, которые не могут поделить между собой все свои игрушки. Они все боятся попасть сюда.
Мертвые люди подходили к заборам, приветствовали Даниила и говорили ему: «Мы сами были детьми, а теперь повзрослели. Мы все видим и все понимаем, нам надо пахать, надо сеять, нам тоже надо жить, если мы не будем сознавать себя, все, что вокруг нас - пропадет, останется лишь наш темный дух в пустоте.
Даниил всматривался в глаза людей и удивлялся их чистоте. Другая психология! Это другие люди. Как они все светло видят! Им было стыдно за ту прошедшую жизнь. И они оправдывались, что в живой жизни они были просто детьми.
Какой был их возраст? И младенцы, и старики. Они были просто молоды. Примерно одного все возраста, каждый сохранил свои особенности земных очертаний, но все в них было прекрасно.
- Что можно сказать живым? – спрашивали они. – Умеют ли они жить без отрицательных эмоций? Это присуще только мертвым, только мы спокойны. Они, живые, еще так мало знают о жизни, они могли бы жить в тысячу раз лучше, но для этого надо понимать, что это зависит только от него – живого человека.
У нас особые тела, особые чувства – у нас большое преимущество: нам не надо бояться смерти, потому что мы и так мертвы.
Здесь, под землей, они повторяли нашу земную жизнь, - и если бы вместо облаков по небу не плыли гробы, Даниил бы поверил, что вернулся назад на пятнадцать лет.
Они жили в его же городе, в знакомых домах. И все же это был не совсем город его детства.
Он удивлялся и радовался тому, что мертвые были совершенно лишены чего-то отрицательного. Они были даже веселее, радостнее живых, с более живыми, чистыми сердцами, хотя лица их оставались серьезными.
Даниил ходил по их улицам со спокойным сердцем. Ему не было страшно. Здесь не было злых, нечистых душой людей.
Все они двигались медленно, плавно, они не улыбались. Но это компенсировалось красотой их душ.
- Здесь нет совсем отрицательных эмоций! - сказал Даниил.
- У мертвых нет отрицательных эмоций! Им неестественно причинять хоть малейший вред собственным душам, - ответил проводник. – Жизнь тут происходит в спокойствии души, а у кого душа самая спокойная как не у мертвого? Живые существуют, а мы живем. Мудрецы живых призывают умереть для жизни, чтобы жить. Да, вы, живые, существуете, вы не получаете радости от своей собственной души. Если бы над живыми плавали гробы, а не облака, им бы стало все ясно. Здесь мы умерли для всякого зла. У нас, рассуждающих о вечности – все добрые. «Мертвые знают меру», - эта мысль меня довольно глубоко затронула. У них нет больших запросов, желаний, у них чувство так страшно не исковеркано, как у живых. Часто живые люди отчаиваются, они сами, не зная, почему, желают быстрее стать мертвыми. Спешат в это царство, когда в живой жизни можно жить и жить, но живым это не объяснишь.
- Живые, которые попадают сюда, в большинстве своем малые дети. Им приходится учиться всему с самого начала, за свою живую жизнь они так мало чему научились. Живые не знают, кому верить, некоторые верят в светлое будущее, а какое тут светлое будущее в царстве мертвых? Вскоре живые отвыкают от этой идеи. Им, пожалуй, ближе теперь темное настоящее. Мы ничего не знаем, но все же у нас не так плохо, как там на Земле. У нас тут одна вера: вера в вечность! Мы верим, что в вечности не растаем, как мороженое, а будем опять чем-то целым, и будем иметь какую-ту форму и какой-то дух. Однако в них удобнее и легче, чем в телах живых. Чем же наши тела отличаются от земных? И сердце бьется - правда, более спокойнее, и желудок работает - правда, он не такой ненасытный, и дух у нас – правда не такой безумный! И хоть одно мы-то знаем в отличие от живых – что только живые творили глупости на земле, а не мертвые.
На маленькой черной площади, знакомые люди окружили Даниила, чтобы только выразить свою радость, что он теперь с ними, а затем дали понять, что он совершенно свободен, и никто не помешает ему наслаждаться их Мертвым миром. И когда они разошлись, Даниил почувствовал себя одиноким в этом Мертвом городе. Внешнее однообразие скоро наскучило. Ему было вовсе непонятно, чем живут эти люди и в чем их радость жизни.
Небо над городом напоминало ему черную бумагу. Ни солнца, ни звезд, ни облаков. И сам город, несмотря на обилие домов и людей, был страшно пуст. Когда душа побудет в Мертвом городе, ей так сильно захочется жизни.
Наконец, Даниил устал ходить, стал как вкопанный, не зная, куда деть свое бренное тело. Захотелось назад, в живой мир, в свою комнату, на свой диван. Он был уверен, что это сон и вот-вот настанет пробуждение.
Он стоял и смотрел в одну точку, видя перед собой лишь пустой черный квадрат площади. Но было такое чувство, что если этот квадрат раздвинуть как ширму, за ним будет стоять что-то прекрасное. Он закрыл ладонями лицо, затем вновь открыл. В трех метрах от него стоял проводник, он не торопил Даниила, только время от времени вынимал из кармана свою бутылочку и отпивал глоток-другой бодрящей воды. Здесь, в Мертвом мире, он не прятался. Ведь «мертвые сраму не имут».
- Как тебя зовут? – спросил проводника Даниил.
- А Харон его знает, - ответил тот, пожав плечами.
- И давно ты умер?
- Да разве я умер? – спросил старичок, высморкавшись в длинную бороду, - я ведь вроде как кладбищенским сторожем работаю. Тут, среди могил и ночую, и бодрствую. Все мертвые вокруг, живых почти не вижу, а после этого разберись попробуй, - живой я или мертвый.
Проводник опять отпил два глотка бодрящей воды и сказал:
- Раз ты уже покойник, то отправляйся в свой белый домик по этой тропинке, - показал он рукой в сторону какого-то островка в поле, - там рос маленький райский сад, и благоухало множество цветов.
Проводник оставил Даниила, и он остался один.
Он понял, что живого мира больше нет. Он исчез невероятно просто: сколько кошмаров, сколько видений, причинивших боль, было его реальностью – а смерть пришла – и не была вовсе смертью. Прошлое состояние, каким оно мощным ни было, теперь ни имело никакой силы.
Он обрел свободу. Он заставил исчезнуть то, что казалось ему единственной реальностью. Он преодолел самоубийство, ибо через него невыносимо трудно уходить и очень противно - но никто не в силах помешать освободить его сознание от жизни.
«Я хочу радости! Бесконечной радости! Хочу проникновения и постижения! Я хочу тот же мир без боли. Мир, где я один – реальность, я – творец. Я не хочу абсолютного мира, я хочу жизни, идеальной жизни!» – говорила его душа.
Наступила истинная радость. Вот оно – началось! Свет! Впереди свет! Он приближался к саду, его душа оживала. Вот мир, где царствую я, ибо я здесь – один. Так бывает во сне: не надо больше рождаться, ибо я уже родился из чрева матери. Теперь все как во сне. Я не ангел, я родился из чрева – и это основа, без которой фантазии не были бы полноценны. Чрево! Оно породило не только одну тяжелую фантазию по названию – жизнь, и миллионы других фантазий – проявляющихся во сне и глубоком подсознании. Как хорошо, что я не помню, совершенно не помню, как я оказался в том мире.
Просто рассвело, и я родился.
Тогда я шел по Мертвому городу – была ночь, и я уснул, просто уснул или забылся. Материя растаяла и теперь опять появилась.
Черное, вспаханное поле… Мирные, тихие бело-вуалевые облака плыли над ним… Вокруг было тепло – вечное лето… В этом его убеждал летавший высоко в небе соловей.
Даниил вошел в сад. Здесь росло множество плодов: яблоки, груши, апельсины, бананы. Пальмы, березки, дубы и магнолии росли вместе. Пели птицы, и играла музыка, тихо аккомпанируя пению птиц.
Белый домик стоял, окруженный кустами сирени. Даниил понял – вот место, где его ждет вечность. И здесь будет бесконечно продолжаться его жизнь.

И Нюкты .

Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны , открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.

Этимология имени

Имя Харон часто объясняется, как образованное от χάρων (харон ), поэтической формы слова χαρωπός (харопос ), что может быть переведено как «обладающий острым взглядом». Также на него ссылаются, как на обладающего свирепыми, сверкающими или лихорадочными глазами, или глазами голубовато-серого цвета. Слово также может быть эвфемизмом для смерти . Мигающие глаза могут означать гнев или вспыльчивость Харона, что часто упоминается в литературе, но этимология не определена полностью. Древний историк Диодор Сицилийский считал, что лодочник и его имя пришли из Египта .

В искусстве

В первом столетии до нашей эры римский поэт Вергилий описал Харона в ходе спуска Энея в подземный мир (Энеида , Книга 6), после того, как сивилла из Кумы отправила героя за золотой ветвью, которая позволит ему вернуться в мир живых :

Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородою
Все лицо обросло - лишь глаза горят неподвижно,
Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно.
Гонит он лодку шестом и правит сам парусами,
Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит.
Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу.

Оригинальный текст (лат.)

Portitor has horrendus aquas et flumina servat
terribili squalore Charon, cui plurima mento
canities inculta iacet; stant lumina flamma,
sordidus ex umeris nodo dependet amictus.
Ipse ratem conto subigit, velisque ministrat,
et ferruginea subvectat corpora cymba,
iam senior, sed cruda deo viridisque senectus.

Другие римские авторы также описывают Харона, среди них - Сенека в своей трагедии Hercules Furens , где Харон описывается в строчках 762-777, как старый человек, одетый в грязное одеяние, с втянутыми щеками и неопрятной бородой, жестокий паромщик, управляющий своим судном с помощью длинного шеста. Когда паромщик останавливает Геркулеса , не давая ему прохода на тот берег, греческий герой силой доказывает своё право прохода, одолев Харона с помощью его же шеста .

Во втором столетии нашей эры в произведении Лукиана «Разговоры в царстве мёртвых» Харон появился, в основном в частях 4 и 10 («Гермес и Харон» и «Харон и Гермес» ) .

Упоминался в поэме Продика из Фокеи «Миниада» . Изображен на картине Полигнота в Дельфах, перевозчик через Ахеронт . Действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».

В астрономии

См. также

  • Остров мёртвых - картина.
  • Психопомп - слово, обозначающее проводников мёртвых на тот свет.

Примечания

  1. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.584
  2. Еврипид . Алкестида 254; Вергилий . Энеида VI 298-304
  3. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.1. С.322
  4. Liddell and Scott, A Greek-English Lexicon (Oxford: Clarendon Press 1843, 1985 printing), entries on χαροπός and χάρων, pp. 1980-1981; Brill’s New Pauly (Leiden and Boston 2003), vol. 3, entry on "Charon, " pp. 202-203.
  5. Christiane Sourvinou-Inwood, «Reading» Greek Death (Oxford University Press , 1996), p. 359

После восшествия на престол каждый фараон начинал сооружать себе посмертный храм. Древние египтяне верили в бессмертие души и потому возведению погребальных сооружений - пирамид, мастаб, гробниц, разного рода усыпальниц придавалось особое культовое значение, в них предстояло поселить души умерших. Их украшали лучше, чем жилища, а возведение длилось порой десятилетиями. Но умершему для путешествия в царство мертвых требовалась помощь. Согласно легенде, ее оказывал бог Анубис, главный помощник бога Осириса - бога возрождения, царя загробного мира.

Анубиса изображали в виде лежащего шакала-охранника, или собаки Саб, или в виде человека с шакальей головой. Он считал сердца умерших, подготавливал тела к бальзамированию и рассказывал о предстоящем суде. Его называли еще проводником человеческой души сквозь тьму невежества.

В легенде о боге Осирисе и его коварном убийстве Анубис помогал богине Исиде, жене Осириса, собирать части его тела, расчлененного его братом - завистником Сетом. В период Древнего царства Анубис почитался как бог мертвых, его называли «Хентиаменти», что означало «тот, кто впереди страны запада, или царства мертвых», еще его величали владыкой «Расетау», который стоит впереди чертога богов.

В царстве мертвых Анубис вначале представлялся самым главным, а бог Осирис олицетворял собой только умершего фараона. Но постепенно со временем бог Осирис, возвеличиванию культа которого всячески способствовали жрецы, перенял себе царские функции Анубиса, который стал лишь помощником Осириса и занимался выполнением разных мистерий и погребальных мероприятий.

Так называемая «Книга мертвых» (дословный перевод с египетского «Главы о восхождении к свету») является сборником египетских гимнов и религиозных текстов, она помещалась в гробницу усопшего с целью помочь ему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие после смерти. В ней дается подробное описание загробного мира по верованиям египтян. Там же приводится описание суда Осириса, во время которого его помощник Анубис занимался взвешиванием сердца умершего на весах истины. Сердце, согласно легенде, помещалось на левую чашу весов, а на правую - перо богини Маат, олицетворявшей собой справедливость, гармонию во Вселенной и истину. Что тяжелее, перо или сердце, от этого зависела дальнейшая судьба умершего.

Далее Анубис подготавливал тело к бальзамированию, превращал его в мумию, поэтому его определяли также богом бальзамирования. Он возлагал на мумию руки и с помощью магии превращал усопшего в «ах», то есть в просветленного, в блаженного. В погребальной камере Анубис расставлял вокруг мумии детей бога солнца Гора, покровительствовавшего фараонам, и каждому давал канопу с внутренностями покойного. Древние греки хорошо знали миф об Анубисе и отождествляли его с Гермесом.