Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности cемьи. Семейные традиции Ритуалы их значение для семьи

Семейные ритуалы и традиции есть в каждой семье. А если вы думаете, что у вас их нет – вы глубоко заблуждаетесь. Например, каждодневное «Доброе утро!» или пожелание спокойной ночи можно смело назвать традицией. А если у вас есть правило, например, каждое Рождество или на Пасху собираться у бабушек и дедушек, или, как в нашей семье, 1 и 9 мая традиционно жарить шашлык, то это самая настоящая семейная традиция.

Зачем нужны семейные ритуалы? Что они могут дать детям? Согласитесь, что в последнее время в понятие «семья» вкладывается несколько иной смысл, чем ранее. Многие пары считают, что главная задача семьи – родить детей, кормить их, одевать, дать нормальное образование (кстати, об образовании думают далеко не все, к сожалению). Но настоящая семья – это не просто проживание под одной крышей и выполнение обязанностей родителей. Настоящая семья, как говорится в одном популярном определении, — это «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, и связанное общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

Проще говоря, это не просто родственники, живущие вместе под одной крышей, это люди, которые помогают и любят друг друга, поддерживают, вместе радуются и грустят . Они вместе, но при этом уважают мнение и интересы друг друга. И у них абсолютно точно есть что-то большее, что объединяет их в одно целое. И это не штамп в паспорте. Вот именно это «что-то» и есть семейные ритуалы (традиции).

В вашей памяти, наверняка, есть теплые воспоминания из детства, в которых вы наряжаете елку всей семьей или собираетесь большой семьей на празднование каких-то значимых событий вместе с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Такие воспоминания всегда греют душу, потому что они светлые и приятные. И мы с вами должны сделать так, чтобы наши дети, когда выросли и стали взрослыми вспоминали свое детство с таким же теплом и любовью .

Зачем нужны семейные ритуалы?

В чем смысл этих традиций? Что они могут дать детям? Насколько они важны для полноценного развития ребенка? Давайте попробуем разобраться в этой теме. По моему убеждению, семейные традиции обязательно должны быть в каждой семье.

У нас в семье существует несколько обязательных традиций, которые мы всегда соблюдаем:

  • Празднование нового года исключительно дома.
  • На день рождения каждого члена семьи я пеку его любимый торт.
  • На день Победы мы всегда идем на парад, поздравляем ветеранов, а потом дома жарим шашлык.
  • На праздники дарим подарки всем членам семьи.
  • На новый год еще и домашним питомцам.
  • Недавно у нас появилась еще одна традиция : отмечать 1 сентября и последний звонок в конце учебного года с любимыми блюдами нашего ребенка.

Кроме этого, существует масса каждодневных ритуалов, которые так плотно вошли в нашу жизнь, что мы воспринимаем их, как должное. Например, целоваться при встрече или прощании, звонить вечером бабушке и дедушке, утром обязательно всем желать хорошего дня, ужинать всей семьей, перед сном никто не идет спать пока не пожелает остальным спокойной ночи и не поцелует и т.д. Их на самом деле очень много. Но главный вопрос: действительно ли эти ритуалы имеют значение и оказывают влияние на состояние семьи и ее членов? Психологи уверяют, что да, семейные традиции нужны и очень важны, особенно для детей .

Потому что:

  1. Они содействуют гармоничному развитию ребенка . Потому что традиции – это регулярное повторение одних и тех же действий, а, значит, постоянство. Для детей такая стабильность действий очень важна, именно благодаря ей ребенок со временем перестает бояться непонятного и пугающего окружающего большого мира. И действительно, чего бояться, если все стабильно и понятно, а главное родители рядом? Кроме этого, семейные ритуалы помогают ребенку видеть в родителях не только строгих наставников и воспитателей, но и друзей, с которыми можно интересно провести время.
  2. Взрослым семейные ритуалы нужны для ощущения единства с семьей , они укрепляют отношения и сближают. Ведь чаще всего в такие совместные моменты взрослый человек расслабляется и испытывает самые положительные эмоции.
  3. Культурное обогащение семьи . Традиция становятся не комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества под названием «семья», а это важно не только для самой семьи, но и для культурного наследия всего общества.

Из вышеизложенного вывод напрашивается сам собой: семейные ритуалы нужны и очень важны. Как оказалось, не только для детей, но и для взрослых. Если в вашей семье нет пока традиций, то стоит подумать о том, чтобы их создать.

Общие и особые семейные ритуалы

Предлагаю вашему вниманию самые популярные (общие) традиции, которые есть в большинстве семей:

  • Празднование семейных праздников (дни рождения, дни свадьбы и другие праздники, относящиеся конкретно к вашей семье).
  • Распределение домашних обязанностей (уборка, стирка, наведение порядка и раскладывание вещей по местам и т.п.), такая традиция будет приучать ребенка к порядку, плюс научит его заботиться о других.
  • Совместные игры с детьми с участием взрослых (ну разве может быть что-то более объединяющее, чем совместное веселое времяпрепровождение?!), такие игры очень сильно сближают ребенка с родителями и делают их отношения крепкими и доверительными.
  • Семейный ужин (завтрак, обед – не важно, главное, чтобы хотя бы раз в день все члены семьи собирались за одним столом).
  • Семейный совет , на котором обсуждаются важные вопросы или спорные (конфликтные), ситуации, строятся планы, планируется бюджет семьи (важно привлекать детей к такому обсуждению, чтобы научить их ответственности).
  • Традиция «кнута и пряника» . В каждой семье должны быть свои правила относительно того, что можно делать, а чего нельзя и как наказывать того, кто эти правила нарушит. Поощрение за соблюдение правил также должно быть оговорено. Некоторые родители поощряют ребенка деньгами, некоторые – походом в кино или на аттракционы. Главное не переборщить, чтобы излишняя требовательность не сделала ребенка злым и завистливым.
  • Традиции приветствия и прощания (о них я уже писала выше на примере своей семьи).
  • Дни памяти умерших родственников и друзей.
  • Совместные культурные мероприятия (походы в цирк, кино, театр, совместный отдых и путешествия).

Кроме этих традиций, есть еще особые традиции, которые присущи какой-то конкретной семье. Например, по выходным отправлять на пикник (в любое время года) или совместный просмотр фильма воскресным вечером и другие.

Семейные ритуалы условно можно разделить на две группы: те, которые сложились сами по себе и те, которые сознательно были созданы каждой семьей. Предлагаю ознакомиться с такими созданными необычными традициями, может быть и вам какая-то придется по душе и со временем станет вашей семейной традицией.

Итак:

  • Совместная ночная рыбалка для всех членов семьи, включая маму и девочек, если они есть.
  • Вечерняя прогулка перед сном всей семьей. Отличная традиция, как мне кажется, особенно зимой. Надо предложить своим домочадцам.
  • Совместное приготовление воскресного обеда или ужина.
  • День футбола (или любого другого вида спорта). Вся семья одевается в спортивную одежду, берет спортивное снаряжение и отправляется на ближайшую спортивную площадку играть в футбол (волейбол, теннис, бадминтон и т.п.).
  • Квест для именинника . И совершенно неважно ребенок это или дедушка, утром именинник получает карту, по которой ищет подсказки, ведущие к его подарку (мне лично очень нравится эта идея, возьму себе на заметку и предложу своим домашним).
  • Поездка к морю зимой всей семьей . Поверьте, пикник на свежем зимнем воздухе вблизи моря, а затем ночёвка в зимней палатке подарит незабываемые впечатления и объединит семью.
  • Рисовать друг другу открытки . Без повода, просто так, от души. Или в качестве извинения провинившийся член семьи может нарисовать открытку и написать тому, кого обидел: «Прости меня, я был не прав. Я тебя очень люблю».
  • Сказка на ночь . Имеется в виду не тогда, когда мама читает сказку ребенку перед сном, а все члены семьи читают по очереди, можно даже при ночничке, чтобы атмосфера была более сказочная и загадочная.
  • Встречать новый год ежегодно в разных местах . Если финансы позволяют, то можно завести традицию встречать в разных городах и странах, если – нет, тогда достаточно просто менять места, например, на городской площади или на крыше многоэтажки, или в лифте. Тут у кого какая фантазия.
  • Устраивать творческие субботние вечера . Вся семья собирается вместе и по очереди читает стихи, или рассказывает разные истории, или придумывают какую-то одну большую историю все вместе, каждый по строчке. Можно также устроить домашний спектакль.
  • Говорим добрые слова . Каждый раз перед едой все члены семьи говорят друг другу приятные слова или комплименты.
  • Праздник в поезде . У некоторых семей есть традиция отмечать все семейные праздники в поезде.

Как создать свою семейную традицию?

Чтобы создать свою особую семейную традицию, вам понадобится всего две вещи: ваше желание и согласие на нее всех домашних.

Принцип создания новой традиции выглядит приблизительно так:

  • Придумайте традицию . Постарайтесь привлечь всех членов семьи к этому занятию, так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
  • Воплотите ее в жизнь, испытайте на практике свою задумку . Главное пропитать ее позитивом, тогда с большой вероятностью, эту традицию примут все, и с нетерпением будут ждать ее повторения.
  • Не внедряйте сразу много разных ежедневных ритуалов . Для того чтобы ваш ритуал прижился и был принят семьей, должно пройти определенное время. Не стоит весь распорядок дня превращать в ритуал – оставьте место приятным неожиданностям и сюрпризам!
  • Закрепите ритуал . Повторите его несколько раз, чтобы он запомнился и начал соблюдаться всеми домочадцами. Но не превращайте это в абсурд, если вы придумали, например, ежедневную вечернюю прогулку, а на улице метель и минус 20, то лучше от прогулки отказаться (особенно, если в семье есть маленькие дети). Чтобы потом не появилась традиция лечиться всей семьей☺.

Иногда бывает так, что во вновь созданной семье, у супругов разные представления о семейных ритуалах. Например, в семье невесты было принято праздновать все праздники в кругу семьи, а в семье жениха праздники отмечались в тесном семейном кругу, и то не все. Что же делать в таком случае? Ответ простой – искать компромисс. Спокойно обсудить возникшую проблему и придумать новую (свою) традицию, которая устроит обоих супругов.

Дети — большие консерваторы. Они легко впускают в жизнь традиции и ритуалы. Уверенность, что утро начнется с поцелуя мамы, а папа прочитает вечернюю сказку, помогает ребенку ориентироваться в этой «непонятной» жизни. Все новое поначалу встречается настороженно. Родителям важно это помнить, чтобы вырастить здорового, умеющего ценить традиции, человека. Малыш бережно хранит маленькие «секретики»: мамин воздушный поцелуй перед дверьми детского сада, дежурную конфетку в кармане, неизвестно откуда возникающую каждое утро. День будет привычным. Ритуалы могут быть любимыми, неинтересными, обязательными. С этим ребенок готов мириться. Отсутствие упорядочения в жизни обрекают малыша на нервные срывы, капризы, бунты. Это его защитная реакция на неизвестность.

Иногда традиции и ритуалы сами устанавливаются в семье, тогда ребенок естественно встраивается в общие правила. Это могут быть воскресные обеды у бабушки или поход всей семьей по субботам в парк. Малыш всю неделю ждет выходных, старается хорошо вести себя в садике, учится новому: приятно получить похвалу от любимой бабушки.

Некоторая система поведения ребенка формируется родителями намеренно. Это соблюдение режима дня, питания, мытье рук перед едой. Даже переодевание в пижаму перед сном помогает легче уснуть, если это стало ритуалом.

Взрослые знают, что ребенок должен отдохнуть, поэтому отправляют его спать не позже десяти вечера. Хорошо, если этот ритуал соблюдается неизменно, тогда уже одно упоминание о времени сна создает спокойное, умиротворяющее настроение. Нельзя разрешать ребенку за хорошее поведение нарушать режим. В этом случае отход ко сну будет восприниматься им как наказание. Невыспавшийся малыш наутро будет легко возбудим, капризен, не сможет концентрироваться на занятиях.

Помимо пользы для здоровья и восприимчивости к знаниям, есть ритуалы, которые не менее важны для воспитания детей.

Часть 1

Вселяют уверенность

Ребенок любит жить в предсказуемом мире. Просыпаясь, знать, что на завтрак будут любимые блинчики. При выходе из школы его встретит улыбка мамы. В шесть часов вечера вернется с работы папа. В восемь вечера по телевизору покажут мультики.

Когда в семье нет строгих правил, а жизнь строится на неожиданностях, ребенок пытается получить опору, внедряя собственные ритуалы. Они со временем могут обернуться навязчивыми привычками. Пример? Пить только из своей кружки, устраивать скандал из-за того, что любимая рубашка в стирке, а в новой он ни за что не пойдет.

Воспитывают разумные привычки

Ежедневный ритуал утренних водных процедур должен стать безальтернативным. Так же, мытье рук перед едой, после посещения туалета, после прогулки. Чистка зубов утром и вечером.

Даже если опаздываете, нельзя разрешать ребенку упразднить эти процедуры. Всего одна поблажка, и в будущем без надзора взрослых, будьте уверены, никто ничего выполнять не будет.

Если папа в транспорте уступает место женщине или пожилым людям и учит этому сына, эта привычка воспитанного человека станет для него автоматической, а не по принуждению.

В семье должны быть правила, соблюдаемые всеми: не пить молоко или сок из пакета, не хватать куски перед обедом, не начинать есть, пока не сели все домочадцы и многое другое. Все начинается с семьи.

Безболезненная адаптация к новым жизненным этапам

Поступление в детсад, в школу, переезд сопровождаются для ребенка стрессом. Можно придумать маленькие ритуалы, которые создадут положительные эмоции.

Например, по дороге в садик, заходить в кафе и выпивать по молочному коктейлю. В автобусе разрешать самостоятельно оплачивать поездку. Вечером ребенок может провожать уходящий день зачеркиванием даты в календаре.

Воспитывают терпение

Пять рабочих дней должны и ребенком восприниматься трудовыми буднями. Ожидание выходных, на которых состоится долгожданный поход в зоопарк или семейный обед в кафе, помогает всю неделю быть более собранным.

Маленькие победы и новые знания посвящены будущим выходным. Предвкушение отдыха помогает стать терпеливым, легче переживать временные неудачи и трудности во взрослой жизни.

Ребенок должен понимать, что собственным трудом и хорошим поведением он создает себе радостный заслуженный отдых. Ежедневные развлечения со временем теряют свою актуальность и воспринимаются со скукой.

Традиции на всю жизнь

У каждого взрослого человека есть приятные воспоминания, берущие начало в детстве. Часто они связаны с семейными традициями.

Готовить подарки к 8 марта вместе с папой для мамы и бабушки. Наряжать елку к Новому году всей семьей. Справлять ежегодный праздник дачи, отмечаемый только вами. Даже рецепт прабабушкиных пирогов бережно передающийся от старших младшим.

Это скрепы, подаренные родителями будущей молодой семье.

Организованность и собранность

Часто в семьях можно увидеть на стенах самые разнообразные графики, таблицы, красочные календари. Такая наглядная агитация помогает ребенку привыкнуть выполнять необходимые действия. Например, веселая цепочка шагов, отраженная на рисунке, не даст малышу забыть очередность утреннего туалета.

Только взглянув на тематические самодельные часы, ребенок вспомнит о времени делать уроки или необходимости помыть посуду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В прихожей полезно повесить яркий список того, что должно находиться в портфеле ученика. Глянув на него, ребенок проверит, не забыл ли чего.

Традицией может стать отметка дней рождений и праздников на календаре при наступлении нового месяца. Малыш сможет загодя подготовиться к ним.

Ритуалы — не догма

Нет правил, которые никогда не нарушаются. В отпуске, на природе, в особых ситуациях выполнение некоторых ритуалов прекращается. Это правильно. Ритуалы и традиции должны органично входить в жизнь детей. Безоговорочное их выполнение граничит с фанатизмом.

Эти редкие отступления только притягивают малыша к привычным правилам, как к гарантам стабильности и спокойствия.

Часть 2


Дети чаще всего являются любителями постоянства. Именно стабильность вселяют в них уверенность. Они спокойны, если точно знают, что и как будет происходить. Замечательно, когда в таком многообразном, немного пугающем и изменчивом мире есть что-то, что всегда остаётся постоянным. Это действует успокаивающе, позволяет поддерживать нормальное психоэмоциональное состояние. Константа становится своеобразной базой, опорной точкой, от которой можно отталкиваться и продолжать движение вперёд, развитие. Интересно, что как раз меняющаяся жизнь ребёнка, переход в другую среду, коллектив, ещё больше повышают ценность чего-то остающегося постоянным. Ведь ребятам приходится отправляться в садик, а потом в школу. Всё связано со стрессами, кардинальными переменами. В связи с этим очень велика важность детских ритуалов. Именно они вселяют в ребёнка уверенность, привносят в его жизнь стабильность, предсказуемость.

Чаще всего неизвестность становится причиной переживаний. Взрослые тоже стремятся создавать некую иллюзию стабильности, поскольку выжить в вечно меняющемся и ненадёжном мире непросто. Окружающие люди и события оказывают давление на психику, сознание человека, постоянные трансформации травмируют нервную систему. В результате человек испытывает психологический дискомфорт, постоянно находится в состоянии стресса. Взрослые люди создают разные заменители стабильности, её внешние проявления: договоры, обязательства с гарантиями, страховки.

Дети пока не в силах поддержать себя такими официальными бумагами, которые заменяют стабильность. Но у маленьких членов общества есть свои ритуалы, помогающие им адаптироваться, нормально существовать. Вот какими могут быть детские ритуалы:

  • Некоторые малыши могут спокойно расстаться с мамами, оказавшись в детском саду, только после того, как помашут рукой в окошко;
  • Многие дети любят просить почитать одну сказку перед сном;
  • Зачастую малыши легче засыпают, если готовиться ко сну в заданном порядке, выполняя привычные действия;
  • Практически у каждого ребёнка есть любимая игрушка, своеобразный тотем, которая всегда лежит с ним в кроватке;
  • Кто-то придумывает свои способы прощаться, здороваться при встрече.

Приведём конкретные примеры из жизни детей!

Ритуалы детей: реальные примеры

Ритуалы тесно связаны с понятием ритма и режима дня. Многие возникают сами по себе, другие же намеренно устанавливаются родителями. Они могут быть разными, но их объединяет одно – они помогают сделать наш день полезным, действенным и приятным.

Просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши!», чистка зубов, купание, чтение любимой книжки, пение колыбельной, переодевание в знакомую пижаму, питье молока или воды, засыпание с соской, укладывание игрушек спать, пожелание спокойной ночи – все это примеры детских ритуалов перед сном.

По словам известного доктора Комаровского, уже с начала выполнения этих ритуалов, «начинает меняться работа и нервной системы, и дыхания, и кровообращения и буквально достаточно 15-20 минут, чтобы это сработало и ребенок заснул».

Интересно рассмотреть конкретные ритуалы для детей, ставшие традиционными в семьях:

  • Когда Дима прощался с мамой в детском садике, она показывала ему в окошко смешную обезьянью мордочку. И малыш каждый раз радостно смеялся. В результате не только сам Дима, но и все остальные ребята из группы с улыбками провожали его маму, своих родителей. И тот факт, что они остаются в садике, уже ассоциировался с чем-то добрым, хорошим, весёлым. Так прощаться легче!
  • Никита со своим папой пожимали друг другу руки, после чего соприкасались кулаками. Потом обоим оставалось только показать большой палец и произнести: «Всё будет вот так!»
  • Посидеть на коленках у мамы, поцеловать в щеку на прощание, обняться, сказать «Не забудь!» и, наконец, помахать рукой через окно – такие ритуалы дети часто используют, оставаясь в детском саду
  • Максим привык, что мама каждый день целует его в щёки, желает хорошего дня и признаётся в любви.
  • В детстве, когда бабушка приводила меня в садик, она всегда на прощание говорила – «будь хорошей девочкой». Я старательно выполняла это пожелание-наставление, но однажды мы с ребятами из детского сада что-то натворили и тогда, вспомнив, что бабушка забыла напомнить мне о хорошем поведении, сказала ей при встрече – ты же не сказала мне «будь хорошей девочкой!!! Вот я и не была…
  • Попить два раза воды перед сном; вернуться от лифта к двери, чтобы поцеловать маму утром по дороге в сад; самому нажать кнопку лифта; посмотреть мультики перед вечерними упражнениями и так далее, и тому подобное.
  • У нас ритуальный рассказ перед сном сказки про Красную шапочку, а потом может быть и другие сказки, но про шапочку-это святое… Ну посмотреть спокушки, потом мыться-это тоже всегда, это уже ритуал отхода ко сну, это всегда так было.
  • У нас свои чашки. Попробуй только налить в другую!
  • У нас сейчас в основном остались только ритуалы отхода ко сну (большой уже мальчик) надо проверить закрыт ли шкаф, нет ли щелей между шторами, поцеловать маму «везде-везде» (лоб-нос-обе щеки-подбородок-шея) потом поменяться снами и пожелав спокойной ночи и приятных снов после выключения света и закрытия двери в его комнату обязательно крикнуть «я тебя люблю»
  • У моих деток только ритуал прощания в садике. С сынулей мы обязательно должны послать друг друг воздушный поцелуй и поймать его, а с дочей вообще веселуха, целая последовательность поцелуев. Сначала она меня: щека-нос-щека-лоб, а потом я ее и помахать ручкой.
  • Любопытная традиция сложилась в семье Лёши. Когда он оказался в садике впервые и никак не хотел расставаться с мамой, она решила отвлечь его чтением меню. Женщина стала подробно пересказывать меню, комментировать разные блюда. На другой день мальчик сам попросил маму прочитать меню. Ребёнок подсознательно опасался, что мама за ним не вернётся. А после чтения меню она за ним пришла. Мальчик решил, что мама снова вернётся за ним вечером, если сейчас, как и вчера, прочтёт меню. Так и сложился ритуал. Больше Лёша не хотел отпускать мамочку, пока она не прочтёт меню. Эта традиция ограждала его от страха остаться в садике насовсем.

Я сделала эти наблюдения и заинтересовалась ритуалами. Мы установили в детском саду множество ритуалов, подкрепляя ими все режимные моменты.

Перед началом обеда все хором желали приятного аппетита, а потом вскидывали вверх руки. Дети вместе говорили, что они поедят и вырастут «вот такими» .

Когда ребята приходили в садик с прогулки, нужно было обязательно пересчитать лопатки. Ведь надо выяснить, не потеряли ли лопаты, всё ли собрали.

Перед сном я каждому малышу «колдовала» на хорошие сновидения. Достаточно было провести над детской головкой руками, произнести «магическое заклинание» , а потом осторожно подуть в лоб, чтобы ребёнок спокойно уснул. Ведь он уже верил в волшебную силу ритуала! Поэтому засыпал с удовольствием.

Таким образом, именно с помощью всевозможных ритуалов в группе детского садика создавалась особая комфортная обстановка, а малыши заметно / коллективе, непривычной обстановки, привыкали к новым задачам, обязанностям и образу жизни.

Вы хотите, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя хорошо, его психологическое состояние было стабильным? Тогда приступайте к созданию ваших собственных ритуалов! Они играют огромную роль в жизни малыша: помогают программировать его сознание, успокаивать нервную систему, поддерживают в любых ситуациях. Потом, когда ваш малыш вырастет, он будет с нежностью вспоминать свои детские ритуалы.


Обратите внимание, что уже принятые ритуалы необходимо тщательно соблюдать. Я знаю множество случаев, когда дети впадали в настоящую панику, если ритуалы нарушались. Например, если ребёнок забыл любимую игрушку, постоянно сопровождающую его в садике, надо вернуться за ней домой. Когда девочка привыкла засыпать в садике исключительно в пижаме синего цвета, не нужно приносить ей другую. Это вызовет стресс. Когда папа случайно забыл помахать сыну в окошко, малыша это страшно поразило и расстроило. Помните об этом! Выполнять детские ритуалы аккуратно, постоянно крайне важно. Не думайте, что это каприз. Как раз такие семейные традиции и позволяют поддерживать хорошее эмоциональное состояние малышей.

Я вспоминаю свой детский ритуал, благодаря которому я не боялась засыпать. До этого я всегда опасалась, что после сна, пробудившись, окажусь в другом месте. Ведь неведомые чудовища могут украсть меня, пока я сплю, думала я. Страх ночных монстров меня сковывал, мешал уснуть. Но эти чудовища боялись моего игрушечного пса. Трезор отважно оберегал меня от монстров каждую ночь, а я по утрам обязательно благодарно целовала его в носик.

Детские ритуалы иногда получают неожиданное продолжение, когда малыши уже вырастают. Мне исполнилось 17 лет, я должна была отправляться в чужой город, чтобы там приступить к учёбе в институте. И вот я уже на пороге, а в руках сумка с билетом. Моя мамочка переживала, как я устроюсь на новом месте, одна, совсем молодая девушка. Неожиданно мама побежала в детскую, а вернулась уже с тем самым Трезором. Она сказала, что я забыла любимого плюшевого пса. Я-то решила его нарочно оставить, считая себя взрослой. Но теперь игрушка уже становилась гарантией маминого спокойствия. И мама стала меньше тревожиться, когда её уже взрослая дочь поехала в институт с плюшевым псом в сумке. Детский ритуал помог ей восстановить эмоциональное равновесие. И Трезор снова стал моим талисманом! Перед экзаменами я вновь целовала его в носик.

Психологи в один голос утверждают, что с помощью упорядоченного поведения ребенок понимает устройство мира, так устанавливаются границы поведения и приходит осознание себя. К тому же, детские ритуалы делают ребенка увереннее. Ведь точное соблюдение определенных действий всегда приводит к предсказуемому и известному результату.

Подумайте, может быть и вы вспомните ваши ритуалы.

Доктор Комаровский рассказывает, почему и какие именно ритуалы нужно проводить с ребенком перед сном:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Семейные традиции имеют огромное значение, как для взрослых, так и для детей - с их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми. Традиции помогают семье быть сплоченной, выступают в роли своеобразного «цемента», скрепляющего членов семьи. Ребенку дают чувство стабильности окружающего мира (малыш знает — даже если в течение рабочей недели маме с папой некогда уделить ему достаточно внимания, выходные будут посвящены общению и полезным занятиям). Традиции способствую «привязке» малыша к дому. И в критичный переходный период семейные традиции помогут подростку не чувствовать враждебности к собственным родителям, научат не стесняться мамы и папы и совместного времяпрепровождения.

А когда сын или дочь вырастут, они с теплотой будут вспоминать детские годы, уютный дом, семейные посиделки, выезды и праздники. Им будет, на что оглянуться и на что опереться при создании собственной семьи.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Истинное счастье вырасти в семье, где были традиции, которые сопровождались чувством — радости, умиротворения и восторга. Но такая приверженность традициям, увы, встречается все реже и реже. Мы списываем собственную лень на отсутствие времени, и на то, что «нам и так хорошо». Однако эти причины поверхностны, истина намного проще и печальней: вероятно, этим людям не о чем говорить между собой, им в тягость видеть часто родные лица. И это симптом тяжелого функционального нарушения в жизни дома. Такой дом совсем не прочен.

Вспомните, какие у вас были традиции в родительской семье? А что вы перенесли в вашу семью и сформировали новое?


Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

1) Идеально, если традиция закрепилась в семье с самого раннего детства малыша - так, начать можно с чтения сказок на ночь. Будет здорово, если вы найдете время, чтобы самостоятельно сочинять сказки для вашего ребенка. Таким образом, вы сможете в аллегорической форме обсудить с малышом актуальные проблемы. Например, рассказать сказку про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом добрая фея принесла ему ароматное мыло, и он стал чистым и друзья вновь вернулись.

2) Вместо привычных "привет-пока" дружная семья может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую. Можно придумать и специальные формы прощания - вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.

3) Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если мама даёт малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложит ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден и ощутим! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, - например, как держать палочки или… пить из блюдца.

4) Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу! День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник - повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий.

5) Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.

6) Сделайте День Семьи тематическим, объявив Тему Дня. А можно объявить в своей семье Тему Месяца или даже Тему Года. Это как бы постановка каких-либо значимых целей, но в игровой форме. А цели в жизни всегда иметь хорошо. В семейной жизни тем более! Примеры Тем Дня:

Блинный День. (Все вместе печём блины и приглашаем на блины друзей, родственников, знакомых).

День Природы. (Выезжаем на природу всей семьёй).

День Физкультурника. (Все идём кататься на лыжах, или на коньках, или на санках зимой; играем в любые спортивные игры летом).

День Нептуна, или Водный День. Помните, как в детстве в пионерском лагере? (Все вместе отправляемся на пляж, на озеро, в бассейн или аквапарк).

День Знаний. (Все сидят — читают, учатся, занимаются, т.к. кому-то из семьи скоро сдавать экзамен или зачёт, или писать итоговую контрольную).

День Дачника. (Всей семьёй едем на дачу и объявляем трудовой десант на грядках).

День Театрала. (Все вместе идём на спектакль, концерт или представление).

День Мороженого с посещением любимого кафе и дегустацией нескольких сортов лакомства с заданием сочинить шуточное четверостишие к каждому сорту мороженого. Стихи пишем, разумеется, на салфетках, как истинные поэты. А зачитывать их можно как в кафе, так и позже дома за семейным ужином.

День Памяти. (Всей семьёй посещаем кладбище, ухаживая за могилами умерших родственников).

Бабушкин День. Варианты: Дедушкин День, Тётушкин День и т.д. (день посещения родственников) с организацией для них милых сюрпризов и мелких приятностей. Примечание: большие сюрпризы и крупные приятности тоже подойдут.

Родительский День. Это когда родители в семье отдыхают, а дети всё делают за них. А, может быть, даже у родителей свидание. У мамы с папой свидание?! Вот это да!

День Детей , или Внутрисемейный Детский День.

Придумать свой семейный обычай не так сложно, главное помнить о том, что это событие должно быть для ребенка ярким, позитивным, запоминающимся. Кроме того, это действо должно обязательно повторяться из раза в раз. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.


Составитель: педагог-психолог Булатова Виолла Викторовна.

P.S. Надеюсь Вам понравилась мною подготовленная статья!

Семья как малая группа на протяжении многих лет была объектом исследования в социальной и общей психологии (Г. М. Андреева, В. В. Абраменкова, В. Н. Дружинин, А. В. Петровский, Л. А. Петровская, В. В. Столин, А. В. Черников и др.). Представление о семье как о целостной системе лежит в основе изучения сплоченности семьи (М. Боуэн, К. Витакер, А. Я. Варга и др.). Д. Олсон выделил уровни сплоченности и ввел понятие сбалансированного уровня сплоченности семьи. Когда в психологию вошло понятие «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин) и когда сформировался экологический подход к изучению психического развития ребенка (У. Бронфенбренер), семья стала также объектом изучения в клинической, возрастной и педагогической психологии (О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдимиллер, В. Юстицкис и др.).

В современной психологии накопилось большое количество исследований по проблемам развития семьи, нарушений функционирования семьи, детско-родительских отношений и т. п. Вместе с тем, исследователи отмечают, что в условиях социальной нестабильности большинство людей испытывают острую потребность в принадлежности к более устойчивым общностям, среди которых первое место принадлежит семье.

В родительскую семью человек включается по факту рождения и идентифицируется с ее членами в процессе воспитания и усвоения семейных традиций. Стабильное функционирование супружеской семьи нуждается в опоре на средства, усиливающие ее сплоченность. Психологическими средствами поддержания внутрисемейных отношений могут стать ритуалы как вновь созданные и значимые для всех членов семьи формы взаимодействия.

Психологическое средство в культурно-исторической теории Л. С. Выготского – это искусственное образование, социальное по своей природе и направленное на овладение процессами поведения – чужого или своего подобно тому, как техника направлена на овладение процессами природы. Л. С. Выготский писал в 1930 году, что человек создавал не только орудия труда, с помощью которых он подчинял своей власти силы природы. Он создал стимулы, побуждающие и регулирующие его собственное поведение, подчиняющие собственные силы своей власти.

Человек, писал он, «подчиняя своей власти процесс собственного реагирования, вступает тем самым в принципиально новое отношение с внешней средой, приходит к новому функциональному употреблению элементов внешней среды в качестве стимулов-знаков, с помощью которых он, опираясь на внешние средства, направляет и регулирует собственное поведение, извне овладевает собой, заставляя стимулы-знаки воздействовать на него и вызывать желательные для него реакции» (Выготский Л. С., 1930/1984, с. 86).

Именно это делает человека свободным. По Выготскому, свобода характерна для человека культуры, развитие свободы действия находится в прямой функциональной зависимости от употребления знаков. В исследованиях Выготского и его последователей в качестве психологических орудий используются язык, различные формы нумерации, мнемотехнические приспособления, произведения искусства, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки. По нашему мнению, ритуалы также можно считать одним из видов психологических орудий, поскольку они, выполняя функцию опосредования, играют важную роль в межличностных отношениях, подобную знакам и техническим средствам в процессе формирования ВПФ.

Однако, используя понятие «ритуал» , следует выявить его содержание и отграничить от терминов, близких по значению. Так, согласно общепринятым взглядам, традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения. Обряды – это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека (обряды инициации, брачные обряды, сельскохозяйственные, календарные и др.). Обычаи – это стереотипный способ поведения, который воспринимается в определенном обществе или социальной группе как привычный для членов этой группы (обычай деревенских жителей ложиться рано спать). Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности (чистить зубы).

В отличие от перечисленных терминов, ритуалы – это понятие, введенное в психологию развития Э. Эриксоном (1966). Согласно его теории, ритуалы – это повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия. Ритуалы – это формализованные, стереотипизированные,.индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. В соответствии с законом биполярности, по Э. Эриксону, существуют ритуалы и ритуализмы. Следующие отличительные признаки характеризуют подлинные ритуалы:

  • их общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
  • развитие по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий на более поздних этапах приобретают символическое значение;
  • игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях.

Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. В противоположность этому, ритуализмы – повторяющиеся действия, из которых выхолощено (исчезло) духовное содержание, они носят дисфункциональный характер.

В способности к ритуализации межличностных отношений Э. Эриксон видел возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.

В педагогической системе А. С. Макаренко (1951) ритуалам и традициям отводится особая роль в идентификации личности с коллективом и его сплочении. В качестве примера можно назвать ритуал приема в колонию, сопровождающийся торжественным сжиганием лохмотьев вновь прибывших; выдача форменной одежды; неукоснительное соблюдение почести знамени; специальная терминология и др. Так, на практике, намного опередившей теорию, было показано, что подлинные ритуалы способствуют нормативному регулированию функционирования группы, координируют поведение каждого для достижения общей цели.

Семейные ритуалы были предметом изучения в Миланской школе системной семейной психотерапии (М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Д. Прата и др.). Здесь были выделены следующие типы семейных ритуалов:

  • ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, встреча, прощание);
  • ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины);
  • ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре (Рождество, Новый год);
  • ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть).

В соответствии с временной характеристикой представлены также виды семейных ритуалов. Это минимизированные ритуалы, связаные с неприятными переживаниями для членов семьи:

  • муж пьет – жена и дети избегают совместных праздников с другими семьями;
  • прерванные ритуалы, связанные с переездом, разводом, войной, смертью близкого человека;
  • жесткие ритуалы, для которых характерны действия, выполняемые автоматически, в таких семьях мало веселья, игривости;
  • обязательные ритуалы, отличающиеся напряжением для людей, которые его не ждут, но изменить ничего не могут (религиозные ритуалы для атеистов);
  • гибкие ритуалы, изменяющиеся с течением времени (ребенок становится подростком и меняется ритуал отхода ко сну).

Семейные ритуалы могут выступить в качестве психологических орудий или средств в формировании сплоченности внутрисемейных отношений.

Сплоченность как интегральная характеристика семьи включает в себя определеную степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу, а также сформированность семейного самосознания, когнитивный аспект которого – образ «Мы», а аффективный аспект – чувство «Мы». В исследованиях Д. Олсона выделено четыре уровня сплоченности семьи.

  1. Разобщенный тип семьи – члены семьи почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение.
  2. Разделенный тип семьи – члены семьи способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу, принимать совместные решения, несмотря на то, что их взаимоотношения отличаются некоторой эмоциональной разделенностью.
  3. Запутанный тип семьи – существуют крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга.
  4. Объединенный тип семьи – характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе, это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным интересам.

Д. Олсон считает, что раздельный и объединенный типы семьи являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное функционирование семьи. Семьи с разобщенным и запутанным типом сплоченности являются проблемными.

В концепции М. Боуэна неадекватно сплоченная семья характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения, эмоциональной зависимостью членов семьи друг от друга и регидностью отношений между ними.

Согласно нашему предположению, семейные ритуалы могут быть тем инструментом (психологическим орудием, по Выготскому), который поможет изменить устойчивые, но нефункциональные способы взаимодействия в семье. Анализ литературных источников, раскрывающих особенности гармоничной и дисфункциональной семьи (М. Боуэн, В. Н. Дружинин, К. Витакер, В. Сатир, А. С. Спиваковская и др.), позволяет конкретизировать понятия функционального и дисфункционального ритуала в семье.

Функциональные ритуалы представляют собой нормы (образцы, способы) конструктивного взаимодействия членов семьи, основанные на соглашении между ними и возобновляющиеся через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах. Они могут включать конкретные действия в их ролевой и временной последовательности. Функциональные ритуалы отличаются гибкостью, они соответствуют индивидуальным нуждам членов семьи и приемлемы для них. Функциональные ритуалы способствуют поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне.

Дисфункциональные ритуалы представляют собой способы неконструктивного поведения, периодически повторяющиеся в семье. Они закрепляют неэффективные отношения между членами семьи и не соответствуют потребностям личностного роста. Дисфункциональные ритуалы отличаются ригидностью и способствуют поддержанию завышенного или заниженного уровня сплоченности семьи.

В нашем эмпирическом исследовании проведен опрос двух групп взрослых людей о ритуалах, имеющих место в родительской и супружеской семье. Группа А – студенты Арзамасского государственного педагогического университета, живущие в родительской семье (195 человек).

Группа Б – люди от 25 до 45 лет, имеющие семью и ребенка (62 человека). Эта группа влючает четыре подгруппы:

  • люди, состоящие в браке;
  • люди, находящиеся в разводе;
  • матери-одиночки;
  • вдовы/вдовцы.

В ходе опроса выявлялись семейные ритуалы в родительской и супружеской семье, их роль в жизни семьи, мотивация к сохранению ритуалов родительской семьи в будущей супружеской семье. Было получено описание 672 семейных ритуалов. Несмотря на заинтересованое отношение респондентов к опросу, обнаружились трудности вычленения ритуалов из обыденной жизни. Как правило, участники опроса не задумывались о значении семейных ритуалов. Опрос помог им по-новому посмотреть на этот феномен и оценить его значение в жизни семьи. Заметим, что для наших респондентов слово «ритуал» имеет более узкий, житейский смысл, и для того чтобы выявить повторяющиеся события, имеющие значение для всех членов семьи, во время беседы мы использовали словосочетание «традиционные события».

На рис. 1 представлена частота упоминаемых семейных ритуалов в группе А.

Приведем примеры семейных ритуалов респондентов группы А:

«Причащаемся в церкви преред новым учебным годом», «27 ноября отмечаем престольный праздник нашего села», «Каждую весну папа ездит на рыбалку на Волгу. После его приезда в первый же день мы устраиваем рыбный праздник – жарим рыбу, ставим ее на стол прямо на сковороде. Варим уху и едим ее деревянными ложками», «На День Победы идем на кладбище на могилу к дедушке, участнику ВОВ», «Хлеб в семье режет только папа – он главный в семье», «День Семьи – день свадьбы родителей», «Фотографии на память в день рождения», «На каждый праздник отец готовит свое коронное жаркое», «Отмечаем дедушкино второе рождение – выздоровление после тяжелого ранения во время войны», «У нас есть традиционное воскресное блюдо», «Обмываем покупку новой вещи», «Каждый вечер папа приходит с работы и приносит шоколадку, и мы вместе пьем чай», «Задушевные песни за столом, на природе», «1 сентября обязательно покупаем торт».

Семейные ритуалы респонденты связывают, прежде всего, со сплоченностью семьи, формированием позитивного эмоционального фона, психологического комфорта. Оценивая роль ритуалов в жизни семьи, респонденты говорили:

«Благодаря традициям, семья станет более сплоченной», «Они делают нас добрее друг к другу», «Умножают радости, умение доставлять удовольствие своим родным», «Дают возможность встречи всех родственников, многие из которых живут в разных городах».

На рис. 2 представлена оценка функции семейных ритуалов респондентами группы А.

Анализ ответов людей, имеющих или имевших супружескую семью (группа Б), позволил показать, что репертуар семейных ритуалов отличается в зависимости от типа семьи. Респонденты из полной семьи чаще всего называют, эмоционально и подробно описывают разнообразные ритуалы, связанные с жизнью семьи, с общепринятыми и семейными праздниками:

«Муж – хозяин гаража, погреба, прихожей в доме: чистит обувь, верхнюю одежду, убирает несезонную обувь», «На Новый год все вместе наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза, кладем подарки под елку», «Отмечаем день свадьбы каждый год – дарим друг другу подарки, организуем ужин при свечах», «Стараемся выходные проводить с семьей, еще лучше – на природе», «Играем в карты», «В пятницу всей семьей идем в баню, пьем пиво с рыбой», «Вся семья всегда ужинает вместе», «Каждый вечер стараемся устроить маленький праздник. Покупаем вкусности, пьем чай, обсуждаем прошедший день (только вечером у нас есть час-два, которые мы проводим вместе)».

Респонденты из неполных семей чаще всего называют ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и семейных праздников: «На день рожденья печем пирог, вечером собираемся вместе», «Дочь кормит крысу и убирает ее клетку, а сын ухаживает за котом» (рис. 4).

Матери-одиночки указывают только ритуалы, связанные с встречей семейных праздников, общепринятых праздников и совместным отдыхом: «Хорошо встречать гостей», «Отмечаем день рожденья дочери с ее подругами, готовим развлекательную программу» (рис. 5).

В семьях вдовы (вдовца) называются ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и празднованием семейных событий: «Каждый член семьи убирает за собой сам: моет посуду, убирает постель», «Наши летние дни рожденья всегда отмечаем на природе, у воды» (рис. 6).

На основе высказываний респондентов группы А и группы Б о частоте, разнообразии и роли ритуалов в их семейной жизни были выделены уровни сплоченности семьи. Критерием иерархической последовательности уровней сплоченности служит количество, существующих в семье, различных типов семейных ритуалов (от 0 до 10).

«Сплоченность 10–9» отличается не только большим количеством названных ритуалов, но и их подробным эмоциональным описанием. Часто упоминалась взаимопомощь, хорошие отношения в семье, совместная деятельность членов семьи.

На уровне «Сплоченности 8» молодые люди указывали, что проблемы в семье есть, но это нормальная ситуация.

Для «Сплоченности 7» характерно желание молодых людей улучшить ситуацию в родительской или в будущей супружеской семье. Общая тенденция ответов, относящихся к уровню «Сплоченность 6», состояла в признании трудностей в семье, отчужденности членов семьи друг от друга.

«Сплоченность 5» и «Сплоченность 4–3» относятся к неблагополучным семьям; респонденты указывали на возможные, с их точки зрения, причины этого неблагополучия. Людям, сплоченность семьи которых оценивается низкими баллами (4–1), трудно было вспомнить семейные ритуалы и говорить о преемственности традиций в семье. Вместе с тем, у этой части опрашиваемых были отчетливо выражены позитивные ожидания от включения ритуалов в жизнь семьи.

Введение в ходе коррекционной работы специально разработанных для каждой конкретной семьи функциональных ритуалов будет способствовать укреплению семьи, повышению уровня ее сплоченности. Новые ритуалы могут стать тем психологическим средством, которое позволит членам семьи сочетать индивидуальную независимость с семейным самосознанием, основанным на близких, эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.

Проверка этой гипотезы осуществлялась в условиях Центра социально-психологической помощи семье (г. Арзамас). Семьи, обращающиеся за психологической помощью, как правило, отличаются неудовлетворенностью супружескими отношениями, неэффективными детско-родительскими отношениями, имеют неразвитую систему семейных традиций. Уровень сплоченности в этих семьях чаще всего занижен (разобщенный тип сплоченности семьи) . Это проявляется в нарушении семейной коммуникации, эмоциональном дистанцировании членов семьи, несогласованном поведении, трудностях оказания поддержки друг другу, отсутствии общих интересов.

Проанализируем подробнее ситуацию в семье П.

В этой семье у обоих супругов существует желание сделать «лучше для семьи», что означает – контролировать поведение, в том числе и выпивку мужа (со стороны жены), не вступать в открытые конфликты с женой, но не сдавать своих позиций (со стороны мужа). Напряженные отношения между супругами регулируются с помощью проблемного поведения сына-подростка. Он начинает себя плохо вести и учиться, проявлять несамостоятельность, забывчивость, что позволяет родителям объединяться, сотрудничать друг с другом, придумывать способы влияния на сына, перераспределять семейные обязанности, больше вовлекать отца в воспитание сына, больше времени проводить дома и т. п. Другими словами, в семье образовался дисфункциональный ритуал , поддерживающий семейную систему в ее существующем положении и не позволяющей семье распасться. При этом основную тяжесть родительских отношений несет на себе сын, отказываясь от самостоятельности и эмансипации от родителей.

В процессе коррекционной работы изменение уровня сплоченности семьи осуществлялось через введение нового ритуала. Мы исходили из того, что в дисфункциональной семье завышение или занижение сплоченности происходит за счет нарушения равновесия между индивидуальными потребностями каждого члена семьи и потребностями семьи в целом. Для того чтобы нормализовать уровень сплоченности в этой семье, необходимо укрепить супружескую коалицию путем введения нового функционального ритуала , который позволил бы мужу и жене реализовать свои потребности в лидерстве с учетом потребностей другого и семьи в целом. При этом сына-подростка следовало освободить от функции посредника в этих отношениях. Исходя из этого, мы предложили семье новый ритуал – «День лидера». Супруги должны заранее определить, кто из них будет лидировать в этот день, а кто будет подчиняться лидеру. При этом у второго супруга сохраняется «совещательная» роль – он может высказать свое мнение, предложить обсудить предлагаемое лидером решение, но не имеет права требовать, агрессивно настаивать на своей точке зрения. Супруги чередуются в лидерской роли. Предложенный ритуал обсуждался с семьей и был ею принят. Никаких фиксированных сроков окончания действия ритуала не предусматривалось. Ритуал может использоваться до тех пор, пока он будет иметь функциональное значение для семьи. В первое время после начала осуществления нового ритуала семье оказывалась поддержка в виде обсуждения, что получается и что не получается, что чувствуют члены семьи. При необходимости вносились коррективы.

Примерно через три месяца после начала осуществления ритуала в семье произошди перемены. Они фиксировались с помощью Семейного теста Т. Геринга (FAST), который использовался также в диагностическом обследовании семьи, до введения нового ритуала, и беседы со всеми членами семьи. По словам подростка, то, что теперь есть в семье, его полностью устраивает. «Как еще лучше, я пока не знаю», – говорил он. У подростка появилась возможность быть автономным от своих родителей. Он обратил внимание, что мама стала спокойнее и веселее, папа больше находится дома, ссориться они почти перестали.

В другой семье (семья Л.) создалась ситуация, при которой удовлетворение одним из супругов своих потребностей в поддержании самооценки, образа мужа и отца, сочеталось с неудовлетворением потребности жены и сына во внимании, любви и заботе. Семья обратилась в консультацию по поводу агрессивности сына. На диагностическом этапе было выявлено, что проблема семьи состоит в нарушенных супружеских отношениях. Муж выражал свою заботу о семье в основном через стремление к высоким заработкам и покупке вещей для семьи. Возможно, на это существенно повлияла травмирующая ситуация, в которой семья оказалась, когда неудачи мужа в бизнесе повлекли за собой распад семьи, обмен квартиры, выплату долгов и т. п. Эмоциональные отношения членов семьи нарушились, возникли неадекватные представления, как видит семейную ситуацию каждый из членов семьи, какие чувства они испытывают по отношению друг к другу. Для ребенка оказалось болезненным обсуждение любых тем, связанных с семьей.

Интересна роль кошки в этой семье. Животное в этой семье стало тем объектом, по отношению к которому все члены семьи испытывали позитивные чувства. Оно превратилось в эмоциональную связующую нить в семье. Коммуникацию с животным можно рассматривать как еще один пример дисфункционального ритуала, поддерживающего равновесие в семье.

Предложенный семье функциональный ритуал состоял в том, чтобы после совершения очередной покупки организовывать домашний праздник, когда все собираются за столом и говорят о том, какое значение имеет появление новой вещи для каждого члена семьи, как это повлияет на его жизнь и жизнь всей семьи в целом.

Введение нового ритуала повлекло за собой улучшение супружеской коалиции, улучшение семейной коммуникации, установление границ автономии каждого члена семьи при сохранении эмоциональной близости и открытости между ними.

В целом полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Сплоченность семьи включает в себя эффективность межличностного общения, эмоциональную идентификацию с семьей, семейные ритуалы. Эффективность межличностного общения связана с нормами и правилами, принятыми в данной семье. Эмоциональная идентификация с семьей происходит благодаря отношениям симпатии, а также усвоению общих для семьи ценностей. Семейные ритуалы служат нормативному регулированию жизни семьи и являются способом организации событийности, в которой задаются смыслы и задачи совместной семейной жизни.

2. Дисфункция семьи связана со снижением или неадекватным усилением сплоченности семьи, что происходит за счет ослабления или неадекватного усиления эмоциональных связей, деформации отношений доминирования и ответственности, чрезмерной автономии членов семьи, ригидности отношений, несформированности системы семейных ролей, появления нефункциональных коалиций внутри семьи.

3. Семьи, испытывающие трудности, отличает аномальный уровень сплоченности (завышенный или заниженный), который поддерживается дисфункциональными ритуалами, или, иначе говоря, нефункциональными стабилизаторами семейных отношений.

4. Ритуалы, способствующие поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне, создают равновесие сил, способствующих объединению членов семьи, дающих членам семьи возможность развиваться индивидуально и строить отношения друг с другом, исходя из своих индивидуальных потребностей и представлений.

5. Представления о роли ритуалов в семье зависят от субъективной оценки сплоченности семьи. При ее высокой субъективной оценке традициям и ритуалам отводится значительная роль в гармоничном функционировании семьи, существует мотивация к их сохранению и передаче подрастающим поколениям, а также к обогащению накопленного репертуара семейных традиций.

6. Создание нового ритуала должно исходить из особенностей конкретной семьи и способствовать возникновению конструктивных образцов поведения.

Это так просто. Про ритуалы и традиции. Именно тот случай, когда маленькие вещи, в действительности, совсем не маленькие.


Работая с семьей (и ее подсистемами отдельно: муж + жена, родитель + ребенок, и другие разнообразные "двойки"/"тройки") я часто касаюсь темы семейных ритуалов и традиций.

"Какие традиции есть в вашей семье/паре?" "Когда они возникли?" "Кто их привнес?" "Нравятся ли они вам?" "Что вам нравится делать всем вместе?" "Есть ли в вашей семье особые ритуалы?" – эти и другие вопросы позволяют осветить важные скрепляющие нити, дарящие прочность семейной ткани.

Бывает, что традиции, как и семейные правила (негласные), переходят из родительской семьи неосознанно, принимаются как данность, в этом случае полезно присмотреться к таковым внимательнее. Чем полезны они? Действительно ли они нужны именно нашей паре, детям, семье в целом? Хотим ли мы их оставить? Также важно пересматривать традиции по мере развития семьи: возрастных изменений, изменения потребностей, изменения состава семьи.

Конечно, существуют и "традиционные" пагубные "штуки". В качестве примера может выступать еженедельный воскресный скандал, регулярные запои, уход членов семьи в виртуальную реальность каждый вечер и пр., которые несмотря на всю их стабильную неизменность, очевидно губительны и токсичны. Увы, но в некоторых семьях, в качестве традиций выступают именно они: есть привычка друг друга критиковать, но нет привычки друг друга обнимать. Ровно как и неполезны механические повторения и бездушный автоматизм некоторых изживших себя ритуалов (в психологии – "ритуализм"). При этом ценность наполненных эмоциями и осмысленных традиций крайне высока.

Соотношение изменчивого и постоянного – важный момент, как в индивидуальной жизни, так и в жизни пары или группы, коей является и семья. Баланс между постоянным, тем, на что можно опереться, и новым, чем можно вдохновиться и разнообразить жизнь – одно из проявлений гармонии. Если изменчивое создает динамику, новизну, повышает интерес, то постоянное создает чувство безопасности, надежности, стабильности. Как известно, наличие определенного режима и ритуалов необходимо для маленьких детей, для формирования ориентиров в большом непредсказуемом мире, для снижения тревоги, формирования доверия к миру. Но и во взрослом возрасте ритуалы и традиции сохраняют свою значимость, заземляя, душевно согревая, создавая ощущение прочности связей с миром и другими людьми.


Кроме этого, у традиций и ритуалов есть еще несколько замечательных свойств, которые вместе с уже названным, выглядят следующим образом:

  • Создают ощущение стабильности и безопасности.
  • Повышают сплоченность пары или семьи, сохраняют связь между членами семьи, а также поколениями.
  • Позволяют быть в эмоциональном контакте друг с другом и своими эмоциями (некоторые традиции создают пространство для переживания не только радости, но и печали, грусти, например, дни памяти).
  • Вводят полезные и важные вещи на постоянную основу, что а) позволяет не забывать о них б) не терять каждый раз время и энергию на уговаривание/договаривание/организацию. В таком контексте, традиция дает возможность сказать вздорному ребенку: "не обсуждается", и что примечательно то, что заведено, часто действительно не требует уговоров (как, например, "один мультик перед сном" – всегда один (не два, даже, если сегодня маме хотелось бы детей подольше занять, и дети это знают).
Несколько примеров простых, хороших традиций:


Ритуальное утреннее "доброе утро, мой хороший" или вечернее "доброй ночи, принцесса". Это так просто, но во многих семьях люди не приветствуют друг друга по утрам и не прощаются перед сном. Теплые слова, сопровождаемые крепкими объятиями, обеспечат другому минимальную порцию любви, столь необходимую для хорошего самочувствия и высокой самооценки, даже если весь день вы проживаете в сумасшедшем графике и занятости.

Чтение на ночь . Традиция которая может сохраняться независимо от возраста вашего ребенка (или партнера) читать вслух друг другу, скажем, психологические книжки довольно полезное занятие, особенно если не морализировать, но с юмором открывать новые грани в себе, отношениях и мире). Если малышу можно читать сказки, то подростку можно фрагменты из ваших любимых взрослых книг, статей или томика стихов. Важно здесь не количество прочитанного, а качество (в первую очередь эмоциональной окраски происходящего).

Традиционный воскресный завтрак супругов вне дома и детей даст возможность регулярно видеть друг друга вне домашней обстановке, создать пространство для тета-а-тет разговора, посвятить время только друг другу. Введя их на регулярную основу, вам не придется каждый раз по-новому договариваться с детьми/бабушками, отпрашиваясь у них, просто вся семья будет знать и учитывать заранее, что по воскресеньем вы всегда уезжаете на пару/тройку часов.

"Воскресный пирог" . Это в общем-то традиция из моей собственной семьи. Каждое воскресенье совместно с детьми мы его печем, какой именно – выбираем от разу к разу, но традиция совместного приготовления, а после совместного чаепития – неизменна.

"День удовольствий". И то же традиция из моей семьи, когда раз в полгода мы выбираемся с детьми в центр города, где делаем все, что они хотят: любой маршрут, каприз, любые кафе (с неполезным, в том числе), подарки (сумма заранее обговаривается, а вот сами покупки нет – могут быть любыми), и ни разу ни одного слова критики (бывает непросто, но каков опыт)

"Родительский день". Когда дети (здесь возрастной фактор учитывается) все делают за родителей: убирают, готовят, накрывают на стол.

Совместный "субботний" фильм или традиционная настольная игра, в которой могут принять участие все члены семьи.

Это лишь несколько примеров из огромного многообразия вариантов, которые могли бы обогатить вашу семью. Не ленитесь повторять. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь судьбу. Если многие простые, но такие полезные вещи делать нерегулярно, то шансы того, что они сойдут на нет, крайне велики, а вместе с ними исчезнет и то важное, что они несут.