Мышление философское. Философия как наука и способ мышления

  • 2.3. Философия Средневековья и Возрождения
  • 2.4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
  • 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
  • 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
  • Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
  • 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
  • 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
  • 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
  • 3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (д. Лукач,
  • 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.), лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
  • 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
  • 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.) и неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
  • Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
  • 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения
  • 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
  • 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения
  • 4.4. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия
  • 4.5 Русская философская мысль на рубеже XIX–XX вв.
  • Раздел II. Философия бытия
  • Тема 5. Метафизика и онтология
  • 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса историческом в развитии философии
  • 5.2. Онтология как философское учение о бытии
  • 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке
  • 5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)
  • 5.5. Диалектика как философская теория развития
  • Тема 6. Философия природы
  • 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа
  • 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
  • 6.3. Природа как среда обитания
  • 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
  • Раздел III. Философская антропология
  • Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
  • 7.1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
  • 7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
  • 7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
  • 7.4. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
  • 7.5. Социокультурные модусы человеческого бытия социализация, деятельность, коммуникация и др.)
  • Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
  • 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания
  • 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
  • 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
  • Раздел IV. Теория познания и философия науки
  • 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
  • 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
  • 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
  • 9.5. Структура познавательного процесса
  • 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
  • Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
  • 10.1. Понятие и роль науки в обществе
  • 10.3. Специфика научного познания
  • 10.4. Структура и формы научного познания
  • 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
  • 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
  • 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
  • 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
  • 10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого
  • Раздел V. Социальная философия
  • 11.2. Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты
  • 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
  • Тема 12. Основные проблемы политической философии
  • 12.1. Феномен власти и политики
  • 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней
  • 12.3. Гражданское общество и правовое государство
  • 12.4. Политические технологии в современном обществе
  • 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
  • Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
  • 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
  • 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
  • 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
  • Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
  • 14.1. Понятия техники и технологии
  • 14.2. Происхождение техники
  • 14.3. Природа технического знания
  • 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
  • 14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества
  • 14.6. Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники
  • Тема 15. Философия культуры
  • 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции
  • 15.2. Основные подходы к анализу культуры
  • 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм культурно-исторического процесса
  • 15.4. Духовная жизнь общества
  • 15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества
  • Литература
  • Философия: курс лекций для студентов
  • 220006. Минск, Свердлова, 13а.
  • 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии

    Философское мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от научно-технического, экономического, политического, художественного и других форм мыслительной деятельности. Оно неповторимо по своему содержанию, решаемой проблематике, форме осуществления, нацеленности. Философское мышление направлено на выявление самого существенного в мире и поэтому самого важного для человека и его жизни. Вся проблематика философского мышления строится вокруг феномена человеческого существования в мире, обществе.

    Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины.

    Философское мышление является самым предметно-масштабным. Оно охватывает все мироздание, вопросы происхождения мира, основные принципы и законы его существования и развития, оперирует соответствующими идеями в решении философских проблем.

    Философское мышление исторически формируется, развивается, дифференцируется, интегрируется в различных учениях и философских системах на основе решения вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, получившего название основного вопроса философии.

    Философское мышление ориентировано не только на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, но и на постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире.

    Философское мышление – это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов.

    В условиях обострения глобальных проблем, становления единого планетарного человечества, глобализации особое значение приобретает развитие прогностических, проективных, гуманистических, творческих, методологических, культуро-образующих и других свойств философского мышления, широкое распространение его приемов и норм среди значительной части населения. Это связано со способностью философии представлять основные проблемы человечества в их целостности, единстве, общей исторической направленности, предсказывать возможные перспективы существования современной цивилизации, теоретически обосновывать пути безопасной стратегии развития общества. Поэтому в настоящее время философское мышление становится востребованным по причине необходимости переосмысления социокультурных оснований бытия человека. В поле философских размышлений находятся проблемы несовершенства мира, самого человека, созданной им потребительской культуры, приведшей общество к духовному и экологическому кризисам, поиск путей создания новой экологосообразной культуры и достижения гармонии между человеком, обществом и природой.

    Отличаясь наибольшими возможностями проникновения в самую глубокую и общую сущность вещей и процессов, связей и отношений, всех форм практики человека, философское мышление выражает их в только ему присущей форме – наиболее общих понятиях (категориях), законах и принципах. По этой причине философское мышление отличается наивысшей степенью полноты воспроизведения в сознании общих условий существования любого явления, высшей степенью (предельным масштабом) абстрактности (теоретичности) своих идей, положений, выводов (знаний), наиболее глубоким, целостным и полным познанием истины.

    Оперируя категориями как абстрактными конструкциями сознания, выражающими предельно общую сущность явлений природы, жизни общества и духовного мира человека, философское мышление приобретает способность формирования гносеологических, методологических, мировоззренческих, аксиологических и других теоретических предпосылок для научного творчества, разработки проблем морали, создания философских основ теории развития техники (философии техники), построения теории правового регулирования жизни общества (философия права) и т. д.

    Особенность творческого характера философского мышления проявляется в способности заглядывать в далекое будущее, прогностических догадках и предположениях, на века и тысячелетия опережающих время. Примером этого может служить идея атома (Левкип, Демокрит, Эпикур и др.), на 2,5 тысячелетия опередившая возникновение атомной теории.

    Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, философия в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни.

    Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др.) и выступает в качестве мышления о самом мышлении. Поэтому философия содействует регулированию и осуществлению процесса познания, формированию истинного знания, становлению и развитию теории познания.

    Философское мышление развивает разум человека, раздвигает границы его творческой активности до познания общих принципов и законов мира в целом, углубляет его познавательные способности до постижения самых существенных свойств бытия, делает достоянием человеческой жизни гуманистические ценности всей культуры, позволяет освободиться от рутинного подчинения обыденности, консервативной повседневности, подняться над страстями, избавиться от порабощения потребительской психологии. Не случайно еще в глубокой древности культура ума человека отождествлялась с философией (Цицерон).

    Благодаря философскому размышлению человек не только постигает свой внутренний мир, преодолевает узконаправленное, предметное мышление, но и формирует новое знание о своих скрытых потенциальных возможностях и направлениях совершенствования, о своей миссии в обществе и на планете.

    Философский метод представляет собой совокупность приемов и правил философского мышления, применение которых позволяет достичь искомого достоверного знания.

    Философский метод зависит от исходных знаний, а точнее от сложившихся принципов и понятий (категорий), на которые опирается мыслитель и содержание которых выражает особенности исторического опыта решения философских проблем. Вторым важнейшим обстоятельством, обусловливающим формирование философского метода, является его зависимость от предмета исследования, образуемого изучаемыми закономерностями в системе «человек – мир». Эти зависимости накладывают отпечаток на образование особых традиций философского мышления и познания, что проявляется в разработке различных методов в философии. В современных философских исследованиях одновременно могут применяться несколько методов. К основным из них относятся: диалектический, структуралистский, герменевтический, феноменологический, антропологический, метафизический.

    Ограниченный характер предпосылок, влияющих на формирование метода, сказывается и на границах его применимости как совокупности приемов и правил философского мышления и познания, с помощью которых получается искомое знание. Такая ограниченность или релятивность (относительность) того или иного философского метода означает, что и произведенные с его помощью знания будут правильно характеризовать изучаемые явления лишь в определенной их части.

    Важнейшей особенностью философского метода выступает также комплексность его структуры, состоящая в одновременном использовании различных приемов в любом философском исследовании. К основным приемам относятся: универсализация, идеализация, рефлексия, тотализация, абстрагирование, анализ и синтез.

    Универсализация – это установление всеобщих форм бытия и мышления. Идеализация состоит в мысленном построении объектов, не существующих в действительности. Идеальные объекты являются формой опосредованного выражения признаков реальных объектов. Рефлексия заключается в осознанном упорядочении и регулировании процесса построения мыслей об изучаемой реальности. Тотализация проявляется в целостном охвате мышлением связей системы «человек – мир». Под абстрагированием понимается мысленное отвлечение от несущественных связей и свойств изучаемых объектов при одновременном сосредоточении на познании их существенных свойств и связей. Анализ – это мысленное разложение целостного объекта на составляющие его части и изучение этих частей. Синтез – мысленное объединение в единое целое отдельных частей (сторон) объекта, выявление и изучение свойств целого.

    Наиболее часто освещаемыми в учебной литературе являются диалектический и метафизический методы.

    Диалектический метод (от греч. diolego – искусство вести беседу, спор) возник в классический период античной философии. Его создателем считается Сократ, который развивал искусство философского диалога в качестве основного пути формулирования философских идей и соответствующего раскрытия сущности обсуждаемых явлений и вещей. В историческом развитии философского познания диалектический метод претерпел изменение (Аристотель, Гегель, Маркс) и продолжает совершенствоваться в настоящее время, в особенности в связи с системным подходом и синергетикой (теорией самоорганизации). Диалектический метод познания рассматривает действительность в ее движении, развитии, раскрывает противоречия, являющиеся основанием подобных изменений.

    Метафизический метод складывается в Новое время (XVI–XVII вв.) в результате влияния на философское мышление экспериментального естествознания, в особенности законов, принципов и методов классической механики. С позиций классической науки Вселенная представлялась как огромный механизм, состоящий из простых тел, которые связаны между собой и перемещаются в пространстве по законам механики. Такое представление о мире было связано как с абсолютизацией существующих методов науки – эксперимента, классификации, систематизации, так и с преувеличением свойств неизменности, устойчивости вещей. Подобные абсолютизация и односторонность методов науки, оценка свойств объективно существующих явлений, вещей и процессов выражали суть метафизического метода.

    Выбор и разработка методов познания, с помощью которых можно получить истинное знание о мире, человеке, обществе, их связях, считаются важнейшей проблемой развития философии.

    Основные разделы и направления в философии

    Функции философии

    Предмет и основной вопрос философии

    Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления

    Вопрос №6: Алексей Михайлович Романов (1645 - 1676).

    Алексей не мог управлять сам. Руководил страной его воспитатель Борис Иванович Морозов. Он решил породниться с царем. Женил Алексея на Марии Ильиничне Милославской. А сам на его сестре вроде. Обе фамилии повязли во взятках. В 1648 году вооруженная толпа остановила кортеж царя. Милославские убежали. Морозов сослан в монастырь, родственники казнены. В 1656 году хлебный бунт (часть русских земель захвачено Швецией). Некоторые русские убегали в Россию. За них Россия должна платить хлебом. Подняли цены на хлеб, из-за этого бунт в Новгороде. В 1662 году медный бунт (стали выдавать зарплату медными деньгами, а налог брали серебряными). В 1670-1671 годах крестьянская война под предводительство Степана Разина. Во время войны с Польшей казнен старший брат. Разин собрал отряд 1000 человек и пошел на Волгу. Захватил: Волгоград, Самару, Саратов. Не смог взять Ульяновск. Русской армии удалось разбить войско 6 июня 1671 года. В 1669 году умерла жена Алексея. Было 13 детей. Алексей женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной (мать Петра 1). Законодательная реформа: Соборное уложение 1649: наказания: сектантов живьем сжигали, за покушение на царя смертная казнь. Кому-то отрубали головы. Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленные монеты. Ворам отрезали ухо, пытали, секли, сажали. Если жена убила мужа - ее заживо закапывали в землю по горло. Должников час в день били палками. Церковная реформа: патриарх Никон: я - русский, а вера греческая. Иван Грозный: я - русский, вера - русская. Писали Исус, стали Иисус. Брили бороды. Не принявшие реформу - раскольники, а мы никониане. Внешняя политика: в 1653 году Земский Собор в Москве принял решение о воссоединении Украины и России. В 1654-1667 война России с Польшей. К России отошел Смоленск, Восточная Украина, Киев. В составе Польши Беларусия.

    Постижение философии – это прямой, хотя и трудный путь к образованности и культурности человека. Философия обобщает, систематизирует сложившиеся знания об окружающем мире. Это знание, прежде всего, о человеке, его сущности и уникальном месте в мире, смысле жизни.

    Термин «философия» введен Пифагором. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – это форма общественного сознания, система идей, направленная на поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Х. Ортега-и-Гассет говорил: «Философия – это «жизненный разум», это выражение высшей потребности разума обосновать свое собственное существование».



    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

    Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

    Миф – это эмоционально окрашенные, вневременные, архетипически структуированные представления человека о мироустройстве. Это форма не только мысли, но и жизни. Миф постоянно смешивается с обыденным опытом. Функция мифа состоит в том, чтобы не объяснять, а подтверждать, не удовлетворять любопытство, а придавать уверенность и силу представлениям человека, связывая между собой смыслы происходящих событий.

    Религия своим основным признаком имеет веру в священную сверхъестественную силу – Бога и ритуальное поклонение ей. Священное, в отличие от сверхъестественного вообще, включает еще в себя признание безусловной ценности его для человека. В основе религии лежит догма о сотворенности мира и человека Богом. Религия является важным фактором интеграции и стабилизации общества, она есть один из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности.

    Наука – это совокупность достоверных (объективных) знаний человека о мире и самом себе. Критериями научного знания является систематизированность, доказательность, опытная проверяемость, непротиворечивость. Наука была всегда опорой и союзницей философии.

    Определяя философию как особую форму мировоззрения, необходимо подчеркнуть наличие в ней органического соединения двух начал – научного и духовного. В истории философии проблема их взаимосвязи, а, следовательно, и предметного содержания, издавна представлена такими подходами, как сциентизм и антисциентизм. Основной предмет полемики: возможно ли философию рассматривать как разновидность научного познания мира?

    Сциентисты, например Аристотель, Конт, Маркс, отождествляли философию с естествознанием на основе единства их логико-методологического базиса. Чертами философского знания объявлялись строгость, недвусмысленность, проверяемость, воспроизведение действительности, руководство изменением мира. Антисциентизм, напротив, жестко утверждает, что философия родственна искусству, интуиции или художественному творчеству. Это Бердяев, Ясперс, Дильтей и другие. Сегодня происходит снятие крайних позиций в определении философии. Формируется так называемый «гуманитарный подход». Его представители считают, что философия не является в чистом виде ни наукой, ни религией, ни искусством. Она способна охватить одновременно все способы интерпретации мира. Речь идет о научном и ценностном освоении бытия.

    Итак, можно говорить о существовании двух философий, или о двух способах интерпретации бытия – ценностном и научном. Ценностная философия не интересуется «объективной реальностью», взятой независимо от ее значения для человека. Она выступает как система ценностных суждений о месте человека в мире, о существовании мира как справедливом или несправедливом, прекрасном или безобразном. Такова мысль Эпикура, Ницше, Соловьева, Бердяева. Предмет ценностной философии – это всеобщее в системе «Мир – Человек», взятое с точки зрения личностного восприятия мира.

    Современный немецкий мыслитель К. Ясперс пишет: «Если науки в своих областях получили убедительно достоверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелетий. Нельзя не признать: в философии нет единогласия относительно окончательно познанного. То, что, по убедительным причинам, всеми признается, становясь благодаря этому научным знанием, уже не философия. Полученная же достоверность не является научной, т.е. одинаковой для каждого разума, а представляет собой удостоверенность».

    Если наука стремится к новому знанию, ценностная философия живет новым видением одних и тех же проблем, обращаясь к предельным основаниям человеческого существования. Это вопросы о смысле жизни, происхождении человека, предназначении человеческой истории. Философских «истин» столько же, сколько философов. Мы не можем противопоставлять различные философии как «истину» и «ложь». Например, считать правым Эпикура, который воспевал телесные радости бытия, и ошибающимся Сенеку, проповедовавшего стоическое безразличие к ним.

    Философии, как и науке, присущи доказательность, систематичность, стремление к обобщению результатов познанию и раскрытию законов окружающего мира. Но в отличие от научных философские положения нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Философия имеет дело с предельно общими понятиями. Каждый философ добавляет свой вариант решения проблем свободы, истины и т.п. Невозможно и показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке. К тому же постоянное обращение философии к духовному миру человека, смыслу жизни, нравственных ценностях делает ее учением о должном, о том, что должно быть, а с этими вопросами частные науки дела не имеют.

    Таким образом, антисциентисты правы: в той мере, в какой философия обсуждает экзистенциальные вопросы о смысле бытия, она не может считаться наукой. Философия является самостоятельной областью теоретического знания. Образно говоря, философия – это «крыша» над зданием духовной культуры общества, обобщение познавательного опыта человечества, его итог, резюме.

    У человеческой мысли нет примирения со смертью. Из этой жизненной потребности и рождается философия. Человек стремится найти пути к достижению бессмертия, но для этого необходимо выявить связи между своим ограниченным в пространстве и времени существованием и миром в целом, универсумом, который обладает качеством вечности, безграничности, целостности. Каждый человек осмысливает свои взаимоотношения с миром, поэтому каждый из нас в той или иной степени философ.

    Немецкий мыслитель И. Кант писал: «Нельзя научиться философии, т.к. ее просто не существует как законченной системы знаний, например, как математики, физики, химии. Можно научиться философствовать». Что означает данная фраза? Философское мышление – это особая установка мысли, своеобразная манера рассуждения, в основе которой находится несколько принципов.

    Принцип универсализма предполагает рассмотрение любого отдельного явления как момента субстанциональной всеобщности. В этом смысле нефилософское познание мира имеет принципиально противоположную установку: изучая отдельные фрагменты реальности, субъект настолько углубляется в законы их строения, функционирования и развития, что всеобщее постепенно «угасает» в них; их относительная самостоятельность превращается в замкнутую систему, как бы выключенную из цепи универсальных связей действительности.

    Принцип субстанционализма означает стремление объяснить или пережить «все имеющееся бытие» через некое первоначало, дойти до самого основания. В чем причины существования данной установки? Все в мире изменяется, поэтому нужно найти нечто неизменное и устойчивое. Во всем можно сомневаться, тем не менее необходимо найти нечто бессомненное, в чем уже нельзя усомниться. Проблемы философии настолько безграничны по объему, что требуют дойти до самого основания, которое само не требовало бы дальнейшего объяснения.

    Принцип умозрительности дословно можно перевести, как «умей зреть умом, а не глазами». Философия есть исключительно интеллектуальная теоретическая деятельность, связанная с постоянными размышлениями, сопоставлениями, свободой мысли. Это и полет фантазии, и мысленные конструкции, и мысленные эксперименты. Например, современный испанский мыслитель Ортега-и-Гассет призывал своих слушателей рассматривать философию как прекрасную интеллектуальную, чисто теоретическую игру, которая намного приятнее, чем настоящая жизнь.

    Спекулятивность философского мышления: создание знаний без обращения к практике. Философ имеет дело с явлениями, уже представленными в знании своей эпохи, а не получает их опытным путем. Например, английский методолог ХХ в. Б. Рассел спрашивал: «Разве можно в лаборатории получить ответы на такие вопросы: что такое дух, разделен ли мир на материю и сознание, человек на тело и душу, имеет ли Вселенная единство и цель?»

    Абстрагирование (абстракция – «отвлечение от конкретного») – это основной метод создания философских знаний. Х. Ортега-и-Гассет писал: «Философ исповедует чистый теоретический героизм, занимаясь поисками того, что находится за пределами человеческого опыта. Философствовать, значит искать нечто, находящееся за кадром, не данное в чувствах и ощущениях. Философ ищет то, что стоит за конкретной вещью, событием, т.е. как бы «второе бытие вещей». О какой особенности философского восприятия мира идет речь? Мир (вещи, явления, события) дан человеку через чувства, ощущения и опыт. Это внешнее бытие мира. Но философ объявляет его недостаточным, неудовлетворительным, неистинным. Он ищет то, что находится «за вещами», что невидимо и неслышимо. Другими словами, он пытается за внешними проявлениями обнаружить внутреннее и скрытое.

    Сомнение и проблематизация . Философия начинается с сомнения – так считали древние греки. Философствовать – означает проблематизировать действительность и одновременно искать решения выявленных проблем. Философ выступает как орган социального, познавательного, нравственного беспокойства и как его источник. Это постоянное болезненное состояние самонеудовлетворенности, неудовлетворенности окружающей действительностью – кто этого не имеет, тот не является истинным философом.

    Философия есть рефлексия . Рефлексия – «оборачивание мысли на самого себя, а через себя на окружающий мир» (Декарт). «Это ориентированность на то, как мы воспринимаем себя со стороны; соотнесенность человека и человека в их персональном бытии» (Гегель). Рефлексивность – это стремление понять человека и окружающую его действительность не по отдельности, как они существуют сами по себе, но только в их соотнесенности. Данный подход предполагает мысленное разделение Универсума на две реальности: субъективную, связанную с самоопределением человека как «я», объективную, существующую вне и независимо от сознания человека.

    Философская рефлексия за основу берет человека. «Я мыслю, я существую. Несомненно одно – что я есть, мыслю, и это единственное, чего нельзя отрицать, т.к. отрицать – это уже мыслить. Вещи, о которых я мыслю, могут и не существовать» (Декарт). В чем причина данного подхода? Природа существует до человека в своей структуре и взаимосвязях. Мир, который человек воспринимает – это не мир как он существует сам по себе, а субъективный мир. Человек знает тот мир, который создали его чувства, ощущения, язык, жизненный опыт, сознание. Мир дан человеку субъективно. Поэтому говорить о мире можно только через человека. Философа интересует именно такая ситуация: каким человек воспринимает окружающий мир, что думает о нем, как его познает, какова значимость его для человека. Поле философских размышлений рождается в объектно-субъектной связке.

    Особенностью и определяющим признаком философского мышления является рефлексивность, т.е. способность к самоотражению – способность мыслить о мышлении, – когда в процессе мышления или рассуждения о чем бы то ни было человек одновременно осознает и анализирует основания и схемы своего рассуждения, степень точности в построении выводов, нормы истинности, которым должны соответствовать эти выводы. В этом смысле любое достоверное знание должно включать в себя философское обоснование того, почему мы имеем право принять ту или иную теорию, как именно должно строиться наше познание и отношение к миру. Это и объясняет глубинную связь философии со всей познавательной деятельностью человека, что отражено в классическом представлении о философии как о науке всех наук, но распространяется также и на ненаучные формы познания, такие, как религия и искусство. В результате философской рефлексии создаются модели и парадигмы (от греч.– пример, образец) мышления, которые формируют правила и способы решения самых различных задач, формируют различные принципы мировоззрения.
    Знанию, которое содержит рефлексивное начало или, как принято говорить, отрефлектировано, противопоставляются виды знания, лишенные такого начала – это дорефлексивное и нерефлексивное знание, которое представлено мифологиями различных видов, культурными, социальными и индивидуальными стереотипами, кодами поведения и т.п. Все мифологии: от древних до современных (например, политических мифов, мифов массовой культуры и т.д.), – выполняют достаточно важную роль. Мифологии описывают, а точнее, конструируют действительность через универсальные значения и смыслы, которым придается сакральный (священный) статус. Мифологии и стереотипы создают структуру и иерархию этих значений, в которых можно обнаружить фундаментальные зависимости и конструкции действительного мира и которые могут создать необходимое условие, толчок для развития человеческого познания и мышления.
    Однако мифологии и стереотипы обыденного мышления только называют, обозначают приоритеты в значениях, но никогда не разъясняют их основания и следствия. Здесь получается, что само собой разумеется или всем должно быть ясно, почему в качестве общего ценностного приоритета принимается, например, сила, а не слабость, справедливость, а не диктатура; почему, например, данная группа людей имеет преимущества перед другими людьми и т.п. – разъяснения здесь не даются, и основания, как правило, не осознаются. Поэтому когда наш разум обнаруживает недостаточность неосознанного постулирования и распределения значений в отношении тех или иных феноменов, он требует определенности и ясности представлений и позиций, с точки зрения которых мы можем анализировать и объяснять явления, процессы действительного мира. При этом обязательно возникают вопросы о том, насколько качественно действует наш разум: что и как он способен понять, объяснить, а что оказывается за пределами его возможностей. Философский ум стремится найти наиболее точные ответы на вопросы о возможностях человеческого мышления, где рефлексия становится определяющим «инструментом», позволяющим отшлифовывать его установки, схемы и принципы.
    Рефлексивность обусловливает ярко выраженный критический, дискуссионный характер философского мышления. Критичность подразумевает как внутреннюю самокритику и скептическую позицию в философии, так и умение ставить под вопрос, испытывать при помощи критики даже самое надежное, на первый взгляд, знание или мировоззрение. Философия, лишенная рефлексии и критичности, превращается в догматику или идеологию. Поэтому важно отметить, что постоянные дискуссии даже по уже давно решенным философским вопросам, с одной стороны, свидетельствуют о здоровом стремлении сохранить активность и работоспособность разума, а с другой – позволяют выполнить одну из важнейших задач философии: показать спектр всех возможных решений тех или иных проблем.
    В этом контексте обнаруживается другая существенная черта философского мышления – оно призвано «достраивать» ограниченную картину того, что дано здесь и сейчас, до полной, всеобъемлющей картины мира, в которой будут даны представления о реальности как о едином целом, представления о фундаментальных связях и отношениях, формирующих реальность. Эта особенность характеризуется как символическое мышление. Вообще символическим можно назвать любое другое мышление – и религиозное, и художественное, и научное – если оно способно усмотреть, «прочесть» полный «текст» по «отрывку» или фрагменту (ведь нам никогда не дана полная картина реальности). Например, художественное мышление ориентировано на создание или поиск символических образов, где в конкретной форме раскрывается глубинный смысл и взаимосвязанность происходящего, возможно даже, те основы, на которых «держится» мир. Но символический характер философского мышления проявляется в том, что полнота наших представлений о картине мира создается с помощью понятий, которые в отвлеченной форме выражают свойства, взаимоотношения самых разных сторон или элементов действительного мира. Поэтому здесь предполагается максимально широкий охват допустимых представлений об истинной сущности вещей и явлений. К примеру, обращая внимание на то, что некоторые явления повторяются или следуют одно за другим, или зависят друг от друга, мы создаем отвлеченное от конкретики этих явлений обобщенное представление об упорядоченности как таковой. Опираясь на это представление, мы можем конструировать картину мира как картину упорядоченности. Но для того, чтобы сформировать строгое понятие о том, что такое порядок, разобраться, можно ли считать, что порядок – это основа существования мира или нет, требуется серьезный, глубокий анализ множества разных аспектов, в которых проявляется существование мира, а также требуется умение связать эти аспекты в целостное понимание сущности порядка.

    Итак, философское мышление предполагает рефлексию, т.е. оно самокритично и дискуссивно. Предметом философской рефлексии всегда является качество нашего мышления. От чего зависит качество или истинность мышления? В первую очередь, необходимо определить, что служит исходными предпосылками, т.е. предварительными условиями мыслительной и познавательной деятельности. Такие предпосылки складываются во многих сферах человеческого существования: на физиологическом, психологическом, социальном, культурном уровнях. Насколько принято об этом судить, полноценная мыслительная, интеллектуальная деятельность возможна при наличии здоровой психики и при условии «включенности» человека в социальный, общекультурный контекст. Однако в этой связи обязательно возникают вопросы о том, что и как определяет норму, качество (истинность) или продуктивность мышления и т.п.
    Даже сама способность задать вопрос «Что это такое?» или «Что это значит?» или «Почему это происходит?» появляется не на пустом месте, она обнаруживает способность предполагать, что есть нечто скрытое, недоступное непосредственному восприятию предмета, нечто за пределами очевидного, и это можно «увидеть» только под определенным углом зрения – мысленным взором. Мысль позволяет обнаружить и выделить те значения, смыслы, в которых определяются вещи, явления, их свойства и отношения. Эти значения и смыслы, как правило, выражены в понятиях и способах связывать понятия между собой. Ответ на любой вопрос, как минимум, предполагает: что служит ответом и почему такой ответ должен нас устраивать. Поэтому в качестве необходимых предпосылок мышления и познания следует выделить: 1) концептуальные и 2) теоретические предпосылки, – которые служат двумя взаимодополняющими друг друга опорами и условиями познавательной деятельности.
    1) Концептуальные предпосылки мышления. Для того, чтобы процесс познания был возможен, необходимо установить «точку зрения» на тот или иной предмет, что позволяет ограничить спектр допустимых представлений или значений предмета. (conceptus – (лат.) содержание понятия). Например, если мы утверждаем, «Данный человек – мой друг» или «знакомый» или «враг», «Мир – это порядок» или «Мир – это информация» и т.п., то тем самым мы устанавливаем, выделяем значения, с помощью которых мы собираемся описывать данный предмет. Но сами эти значения возникают благодаря способности представить, осознать смысл того, что такое друг, враг, порядок или информация. И хотя в своих рассуждениях люди могут пользоваться этими словами, не осознавая их подлинную суть, но все же от способности различать приблизительный и глубинный смысл понятий зависит точность и корректность любого рассуждения. В этой связи даже возникла позиция, что цель философии – создавать концепты и обосновывать их точность, универсальность и т.д.
    2) Теоретические предпосылки мышления. Исследовать мышление только с содержательной точки зрения недостаточно. Как уже было сказано, любой вывод должен быть удовлетворительным в плане разъяснения того, почему данный вывод сделать можно и почему его можно считать истинным. А это означает, что надо показать, насколько убедительно данный концепт «работает» для объяснения или построения выводов. Теория (в перев. с др.-греч. – показ, представление, рассмотрение) дает наглядную демонстрацию этой работы, а теоретические предпосылки познавательной деятельности, соответственно, задают принципы выбора аргументов и предпочтительные схемы построении выводов, т.е. определяют, на каком основании и как именно мы делаем выводы. Поэтому анализ и критика необходимых теоретических предпосылок мышления и познания становится одной из важнейших задач философии, а философское мышление считается дискурсивным (discursus – (лат.) рассуждение, аргумент), т.к. осуществляет этот анализ и критику, а также создает знание о нормативной базе мышления на основе аргументации или выведении законных форм обоснования.
    В качестве теоретических предпосылок могут быть рассмотрены, например, предварительные установки для принятия решений, которые возникают на основе ценностного выбора, или же это могут быть теоретические установки и принципы, обусловленные той или иной парадигмой в мышлении, это могут быть также и правила, по которым определяется правомерность выводов. Среди наиболее характерных предварительных установок можно выделить, так называемую, естественную установку, суть которой заключается в убеждении, что мы способны понимать происходящее «естественным» образом, т.е. если мы что-то воспринимаем, то оно действительно существует, причем существует именно так, как мы это воспринимаем, что и позволяет нам понимать происходящее. Такая установка характерна, в основном, для обыденного мышления и является достаточной лишь в ограниченном объеме задач.
    Можно также выделить установку на симметричность в построении выводов. Суть этой установки полностью отражается в хорошо известных утверждениях: «Ничто из ничего не возникает, и ничто никуда не исчезает», «Око за око, зуб за зуб» и т.п. , что предполагает соблюдать требование полного равновесия или симметрии между, например, основанием и следствием, действием и противодействием и т.д. Такие установки в мышлении могут казаться вполне адекватными и даже достаточными, но рано или поздно мы будем вынуждены определить, действительно ли это так. И здесь нельзя будет обойтись без обоснования истинности и надежности наших установок, что приводит к необходимости определить, сформулировать базовые теоретические установки и принципы, правила, в соответствии с которыми любое рассуждение будет приобретать законный статус.
    В частности, «симметричное» мышление может получить законную форму в виде таких теоретических установок, как монизм, дуализм, плюрализм. Монистической называется установка или позиция, когда рассуждение направлено на сведение всего многообразия исследуемых явлений к единому условию, одному определяющему фактору или основанию (и это самый большой соблазн в познании – найти ключ, которым можно открыть все двери). В рамках монистического подхода предполагается, что единое начало, которое служит основанием всего существующего, должно представлять собой нечто абсолютное и универсальное (всеобъемлющее), чтобы быть тождественным всему объему возможных значений, описывающих реальность (как правило, такое начало представлено идеей Бога). Можно также строить рассуждение таким образом, что связь между разнообразными явлениями будет определяться через бинарные оппозиции или как отношение двух противоположных равноправных начал – такая позиция называется дуализм (например, объяснение взаимодействия физических тел через действие сил притяжения и отталкивания). Третий возможный вариант – плюрализм – для которого считаются недопустимыми столь объемные обобщения, и поэтому предполагается наличие многообразия оснований, соответствующих различным «блокам», компонентам действительности (такой подход характерен для специализированного мышления).
    В истории философии существовал также опыт создания системы беспредпосылочного знания – феноменология Э.Гуссерля (ХХ век), однако несмотря на оправданность замысла и последующую продуктивность такого подхода, этот опыт остался только проектом, а анализ самой идеи привел к выводу о невозможности создания системы беспредпосылочного знания.
    Конечно, споры о концептуальных и теоретических установках в познании приводят к необходимости определять и фундаментальные и частные основания, которые позволяют точно и ясно обосновывать, почему то или иное решение вообще может быть принято или считаться верным, истинным. Что есть истина? – становится самым существенным (если не главным) вопросом, на который должна ответить философия и одной из важнейших целей, на которую направлена философская рефлексия. Ответ на этот вопрос не очевиден и поэтому предполагает исследование необходимых и достаточных условий и формальных требований к истинности любого рассуждения или теории. На этом пути происходит дифференциация моделей мышления, т.к. эти условия и требования могут радикально отличаться в зависимости от принимаемых целей, задач, путей и возможностей познания. Наиболее характерными моделями мышления стали рационализм, эмпиризм, мистицизм, иррационализм, о которых мы еще будем говорить подробнее. Соответственно, можно разграничить требования к истинности рационального мышления, эмпирического, мистического и иррационального типов мышления.
    Истина как генеральная цель и содержательный результат познания представляет наиболее точный и безупречный вариант решения той или иной познавательной задачи. И, разумеется, в первую очередь, это возможно тогда, когда цели и задачи познания сформулированы точно и корректно. Вопрос о том, что должно стать целью познания и какие задачи из этого следуют, также является особой темой философской рефлексии. Если мыслить – это устанавливать, обнаруживать значимое и выявлять связи между значениями, то знать (цель познания) – это определять или уметь выразить, объяснить в понятиях устойчивые формы связей между явлениями и процессами действительного мира (явлениями как однородными, так и разнородными). Эта цель распределяется на ряд задач или проблем. Например, как выразить или интерпретировать эти связи наиболее точно, т.е. какой концепт выражает эти связи? Можно ли найти универсальный (всеобщий) принцип интерпретации или нельзя? Можно ли нам претендовать на объективность в истолковании этих связей или же мы определяем их только субъективно, исходя из устанавливаемых нами же представлений? Концепции (conceptio – (лат.) схватывание содержания, понимание), которые возникают в результате анализа этих проблем, формируют основные принципы и направления в познании, причем, как правило, независимо от предметной сферы познания. Например, выразить и объяснить связи всего существующего можно с помощью структурного подхода или с помощью принципа причинности, принципа целесообразности и других. Соответственно, в результате рассмотрения, анализа этих принципов возникает много уточнений и разъяснений.
    Итак, исследование предпосылок, оснований и целей мышления и познания представляет широкий спектр задач, которые решает философия. Необходимость, качество и способы этих решений определяются специфическими особенностями самого философского мышления – рефлексивность, критичность, символичность.

    1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 2

    2. Мировоззрение: понятие, структура. 4

    3. Исторические типы мировоззрения. 4

    4. Основные функции философии, ее социальная роль. 8

    5. Философия Древнего Востока, ее основные особенности. 11

    6. Античная философия и основные этапы ее развития. 14

    7. Платон - основоположник и классик объективного идеализма. 17

    8. Философия Сократа и ее значение. 19

    9. Место Аристотеля в истории философии. 20

    10. Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). 22

    11. Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм и спептицизм). 24

    12. Философия средневековья (схоластика: номинализм и реализм). 26

    13. Философия эпохи Возрождения и ее особенности. 28

    14. Философское учение Дж.Бруно. 31

    15. Становление современной науки и философская революция Нового времени. 33

    16 . Эмпиризм Ф. Бэкон. 35

    17. Рационализм Р. Декарт. 36

    18. Классическая немецкая философия, ее место и роль в истории философии и культуры.. 37

    19. Философия И. Канта. 39

    20. Философия Г.В.Ф.Гегеля. 41

    21. Философия Л. Фейербаха. 42

    22. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 43

    23. Сущность марксистской философии и ее исторические судьбы.. 43

    24. Современная западная философия (общая характеристика и основные направления). 45

    25. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 47

    26. Иррационализм как ведущая тенденция развития западной философии второй половины XIX – XX вв. 49

    27. Развитие философии в России (вторая половина XIX – начала XX вв.) 50

    28. Вернадский и создание современной научной картины мира. 53

    29. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 56

    30. Киево-Могилянская академия и ее роль в развитии философской мысли на Украине. 57

    31. Философия Г.С. Сковороды. 59


    Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

    Философия как наука и способ мышления.

    Философия в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Мудрость-это умение просто и емко выразить главное. В этом понятии схвачена суть философии. Чтобы быть мудростью, философия должна проявляться и как мировоззрение, и как наука, и как разумный способ мышления.

    Своеобразие объекта философского познания состоит в том, что оно представляет собой единство сознания в отношении к объективному миру и объективного мира в отношении к сознанию.

    Данные отношения складываются в процессе общественно-исторической практики, которая сформировала разумный способ мышления. Выделяя в объективном мире всеобщие и необходимые связи, философия выработала свои понятия (категории). Философское познание выступает как постижение мира в его универсально-всеобщих формах. Сам процесс исторического развития превратил философию в науку о всеобщих законах движения и развития мира и его познания. Вместе с тем философия, обладая мировоззренческой ориентацией, превращает в свой предмет всю ту проблематику, которая возникла на основе развития мировоззрения как формы общественного самосознания человека и духовно-практического способа освоения мира. Как наука философия возникает и развивается на путях развития мировоззрения, через освоение, постановку и теоретическое решение мировоззренческой проблематики. Решая своими теоретическими средствами мировоззренческую проблематику и тем самым поставляя общественному сознанию теоретически разработанные научные знания, философия сама функционирует как система мировоззренческих знаний, выполняет функцию теоретически разработанного мировоззрения.

    Предметом философского знания является отношение «человек - мир»- По существу все науки так или иначе замыкают свой предмет на том или ином характере этих отношений. В отличий от других наук философия берет мир в отношении к человеку, а человека рассматривает как самоопределяющегося в мире. В философии рассуждение о мире всегда шло и идет в русле выясне­ния места человека в мире. Отношения «человек-мир» филосо­фия рассматривает под углом зрения природы и сущности мира; природы и сущности человека, его места в мире и отношения к нему; возможностей познания и преобразования мира; общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Решая эти проблемы с научных позиций, философия проявляется как миро­воззрение, вооружая при этом того, кто ей следует разумным спо­собом мышления.

    Философия как мировоззрение и как наука не противопо­ставляются друг другу, философия не может развиваться не будучи наукой, не опираясь на достижения научного знания. Сте­пень развития философии как науки, в свою очередь, является необходимым условием формирования мировоззренческих пред­ставлений о мире и самом человеке, об их взаимосвязях и отно­шениях. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характер философского видения мира. Рассматривая в качестве своего объекта научного исследования отношения «человек - мир», философия стремится поднять их до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его достижения. Поэтому философия осмысливает свои проблемы как с научной точки зрения, так и с мировоззренческих оснований. Развитие научных знаний о мире и о человеке нуждается в мировоззренческой ориентации человека к миру и к себе. Ведь познание человеком реальной действительности и развитие на этой основе научных зна­ний представляет собой не просто результат созерцания мира, а является итогом практического, деятельного воздействия челове­ка на окружающий мир. и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития. В этом плане философия, опи­раясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и не научной. Не теряя своей научной специфики, философия остается формой общественного самосознания, т. е. мировоззрением.

    Для того, чтобы стать мировоззренческой теорией, ответить на непосредственные мировоззренческие вопросы, философия дол­жна была проделать большую познавательную работу: добыть знание о всеобщих формах и законах объективной реальности, о всеобщих законах познания и формах мышления, т. е. выступать в роли науки и разумного способа мышления, философия преодолевает разобщенность сфер научного мировоззрения. Разные науки решали эти вопросы и получали ответы, сами по себе не лишенные своей научной ценности, но порознь они не подымались До выполнения мировоззренческой роли.


    2. Мировоззрение: понятие, структура.

    Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и осознание своего места в этом мире, в зависимости от чего формируется направленность его деятельности.

    Выделяют три подсистемы или уровня М:

    1. мироощущение – чувства, эмоции.

    2. мировосприятие – наглядное видение.

    3. миропонимание – разум.

    По способу существования М делится на:

    1. групповое

    2. индивидуальное

    По степени четкости самооосмысления мировоззрение делится:

    1. жизнено-практическое (здравый разум)

    2. теоретическое (разновидность философия)

    Отождествление М и знания – ошибка. М не только совокупность знаний про мир, но и синтез видов знаний и разных смыслов освоения мира человеком, это не всякий процесс усвоения готового знания, а внутренняя работа. Формируется не только М, но и личность с ее убеждениями и жизненными установками, а поэтому М может иметь место лишь там, где есть "само", т.е. самовоспитание, саморазвитие, самоутверждение, самообразование и т.д. Итак, предложенный Кантом термин М не следует понимать буквально, только как систему взглядов на мир, а как активное самоопределение человека в мире, который ищет пути от идеи до действия. М - это не просто представление о мире, а форма общественного понимания, осмысления человека. Узловыми категориями выступают понятия "мир", "человек". Через эти понятия субъект мировоззрения осмысливает свое назначение в мире и формирует свои жизненные установки. М по своей сути является универсальным, так как интегрирует знания и чувства в убеждения, а так же практичным, т.к. ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования.

    В результате изучения материала данной главы студент должен:

    знать

    • содержание, структуру и формы мышления, процессы понимания, интерпретации, объяснения;
    • формы проявления веры в бытии человека;
    • принципы и правила правильного мышления;

    уметь

    • осмысливать содержание процессов понимания и интерпретации;
    • формулировать личные мировоззренческие установки на основе принципов правильного мышления;
    • соотносить, сопоставлять веру и научные знания в профессиональной деятельности юриста;
    • анализировать противоречия духовного бытия человека и общностей;

    владеть навыками

    • разрешения социальных противоречий посредством правильного мышления;
    • использования взаимосвязи веры и знаний в оценке правонарушений;
    • применения положений интерпретации и объяснения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
    • использования законов правильного мышления в обосновании своей позиции или социальной установки;
    • аргументированного, логически непротиворечивого обоснования выводов и результатов познания.

    Логика как наука о правильном мышлении

    Мышление является важнейшим отличительным признаком, выделяющим человека из семьи высшего уровня развития животного мира. Одновременно это очень сложное социально-психологическое образование , которое сформировалось в человеке в процессе эволюции животных , а также труда и взаимодействия (общения) представителей рода человеческого.

    Мышление как феномен, выражающий функционирование сознания человека, осуществляющий познание объективного мира на теоретическом уровне, является традиционным предметом философствования и существует в таком качестве с момента возникновения философии как таковой. Знание о мышлении как особой форме познавательной активности человека зародилось в рамках очень ранних философских воззрений и привело к вычленению его из общей совокупности психических процессов.

    Уже в античной философии происходит отделение мышления от чувственного познания. Так, Парменид и Гераклит различали в результатах мышления мнение как выражение обыденного сознания и истину как независимое от особенностей человека постижение всеобщих законов мироздания. Демокрит утверждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь только посредством мышления.

    Сократ в контексте девиза "познай самого себя" пришел к выводу, что мышление есть средство, позволяющее человеку перейти от смутных и неопределенных представлений о реальности к достижению прочного, надежного знания. Считая, что истина приобретается в диалоге между людьми, Сократ обосновал мысль, что мышление непосредственно связано с общением.

    Анаксагором была предпринята попытка осмыслить мышление, рассматривая его как субстанцию. Эта идея субстанциональности была продолжена Платоном, который разделял мир на умопостигаемый и нравственный. У Р. Декарта мир состоит из двух субстанций: мышления и материи.

    Аристотель впервые обратился к мышлению с позиций его формализации. Так были сформированы его аналитики, топики и метафизика.

    После Аристотеля появилась возможность говорить о правильном и неправильном мышлении, о правильном и неправильном в самом мышлении. До Аристотеля можно было объявлять правильным или неправильным только результат мысли или вывод, противопоставляя другой результат или вывод.

    В дальнейшем проблемы правильного и неправильного как мышления, так и в мышлении нашли отражение в процессах изобретения новых форм доказательств, в построении иных, неаристотелевских логик, например, создание новых наук Г. Галилеем, написание "Нового органона" Ф. Бэконом, обоснование методов исследования Р. Декартом, критических воззрений И. Кантом, формулирование индуктивной, диалектической, математической и других видов логик.

    Наконец, в философии возникла необходимость представить мышление как объект исследования, сформулировать принципиально новый взгляд на мышление с позиций "метамышления". В этом контексте мышление было рассмотрено как направленный процесс переработки сигналов, информации в когнитивной, т.е. кодированной, семантической системе живых существ. По своему содержанию мышление стало отождествляться с совокупностью актов манипулирования знаками , образами , подчиняющихся определенной внутренней логике-стратегии и приводящих к возникновению новых идеальных образов или знаковых конструкций.

    Мышление - это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий посредством абстрактного процесса оперирования знаками и образами, подчиняющегося определенной логике-стратегии.

    Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития головного мозга, исторически сформировавшегося в процессе становления человека, человеческого общества, материальной и духовной культуры. Мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности.

    Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. Это позволяет сделать мышление, которое дает ответы и на многие другие вопросы бытия человека и общества.

    Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная внутренняя речь. Она характеризуется незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи, которые связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Однако при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой процесс.

    "Орудием" мышления является значение слова. Язык является средством абстрагирования , отвлечения существенных признаков предметов, фиксации и хранения знаний, передачи их другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума.

    Мышление социально обусловлено и возникает лишь в общественных условиях существования человека, т.е. в рамках общественно-исторического бытия последнего. Ребенок, родившийся вне общества, никогда, ни в каком возрасте не сможет мыслить.

    Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным. Вне реальных предметов мышление будет абстрактным, т.е. отвлеченным. Конкретный и абстрактный виды мышления в реальности не разведены. Каждый из нас легко переходит от конкретного предмета к абстракции. Вместе с тем, используя понятия, мы обращаемся и к конкретным предметам, реальным объектам.

    Философию интересует главное свойство мышления - способность создавать идеально-логический портрет бытия, человеческой жизни и через деятельность человека преобразовывать мир и себя. При этом для разных субъектов, участвующих в различных видах деятельности, важными остаются вопросы идентификации познания людей, возможности использовать результаты познания одних исследователей другими. Следовательно, есть явная необходимость сконцентрировать внимание на формах мышления , которые не изобретаются каждым человеком в отдельности, но используются им, передаются, а также корректируют и направляют его непосредственно индивидуальное переживание и осмысление бытия.

    Важно также сформировать у большинства членов общества правильное мышление , позволяющее рассматривать индивидуальные результаты не только как процесс самоопределения индивидов, но и как важное сред-

    ство, которое реализуется в деятельности общества, "использует" его в качестве силы своего воспроизводства и развития.

    Для решения всех этих задач необходимым составляющим процесса формирования правильного мышления у всех становится логика. При этом она не вникает в содержание мыслей, так как очевидно, что мысли математика отличаются от мыслей биолога, музыкант думает совсем о другом, нежели судья, ученый использует в исследованиях такие понятия и термины, которые совершенно не употребляются в повседневном мышлении и языке.

    Логика, изучая структуру мыслей в отвлечении от их конкретного содержания, устанавливает законы и правила рассуждений, ведущие от одних истинных утверждений к другим. Основными типами форм , в которых выражаются мысли, являются понятие, суждение , теория , модель и др.

    Ведущими формами, в которых происходит развитие знаний, являются умозаключение , гипотеза , решение , версия , задача , проблема и др.

    Главное назначение логики заключается в том, чтобы, исследовав специфические законы мышления, разработать не только правила достижения истинного выводного знания, но и определить пути, способы и формы осуществления этого процесса.

    Логика (от греч. logike - слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).

    Действенная роль логики в формировании правильного мышления у человека раскрывается в ее законах, отражающих внутреннюю, устойчивую связь между понятиями и суждениями. В них содержатся необходимые условия, которые определяют согласованность мыслительного процесса, мышления с действительностью.

    Законы логики - это не только законы "чистой" мысли, но и обобщенное отражение закономерностей мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Эти законы формировались не только в человеческом сознании, хотя вне его и не существуют. Они суть отражения объективного в субъективном сознании человека. В них отражены устойчивые черты внутренней структуры мыслительного процесса , закрепился многовековой опыт практической деятельности общественного человека.

    Соблюдение законов логики является важным и непременным моментом в комплексе условий, определяющих истинность наших выводных знаний, так как правильному мышлению удается эффективно познавать окружающую нас действительность и обеспечивать получение истинного знания.

    Например, закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения любая мысль была точно сформулирована, имела определенное устойчивое содержание. Данный закон ориентирует любого человека на то, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной

    самой себе. Он требует, чтобы никогда не отождествлялись различные мысли, чтобы никогда тождественные мысли не принимались за нетождественные. Без соблюдения требований данного закона высказываемые различными людьми мысли об одном и том же предмете нс смогут быть тождественными. Для этого есть объективные и субъективные условия, на это есть причины.

    Например, мы имеем различный жизненный опыт. Более того, наши высказывания обусловливаются профессиональными и мировоззренческими особенностями. Мы не всегда квалифицированно и однозначно отражаем необходимыми понятиями явления и процессы, иногда рассуждаем о значимом для нашей жизнедеятельности предмете, не вникая в его суть. Именно поэтому в формировании правильного мышления у каждого человека закон тождества выступает в качестве нормативного правила, смысл которого состоит в том, чтобы исключить в ходе логического вывода произвольное изменение предмета рассуждения, подмену или смешение одного понятия, суждения с другими.

    Например, руководствуясь в жизни правилом "всякая информация требует проверки", нужно четко определить для себя и оппонента сущность понятий "информация" и "проверка" и однозначно их не только толковать, но и использовать. В противном случае можно будет наблюдать ситуации, когда двое спорят о чем-либо, не замечая, что один из них использует некоторое многозначное слово в ином значении, нежели другой. Такой спор может продолжаться без конца, если спорящим не придет в голову мысль уточнить значение употребляемых слов.

    Еще один пример. Нередко в зависимости от личной позиции и интересов, можно попасть в ситуацию, когда поздравление преподавателя может трактоваться и как взятка, и как подарок. Первое - наказуемо, второе признание заслуг и чествование за дело.

    Следует учитывать тот факт, что с помощью мышления в предметах, явлениях отражается главное, существенное, относительно устойчивое, что характеризует их коренную качественную определенность. В связи с этим в процессе мышления мы не можем оперировать расплывчатыми, непостоянными, неопределенными понятиями о предметах. Пока предмет находится в определенном качественном состоянии, пока в процессе развития он не изменил своих основных свойств, признаков, мы должны мыслить именно об этом предмете со всеми присущими ему свойствами. В противном случае наше мышление станет расплывчатым, неопределенным, логически неправильным и потому не будет иметь познавательного значения, не приведет нас к истине.

    В соответствии с данными положениями, для исключения ошибок в познавательной и практической деятельности юристы, да и все люди, обязаны соблюдать следующие правила, которые следуют из сути закона тождества.

    Во-первых, нельзя допускать подмену понятий и суждений , которая может быть осознанной и неосознанной. Это вовсе не означает неизменяемости понятий. Изменяемость понятий связана не только с изменением предметов, но и с тем, что в процессе трудовой и мыслительной деятельности человек обогащает свое мировоззрение, средства познавательной деятельности. С изменяемостью понятий связаны требования к процессу мышления, дисциплине мысли: с одной стороны, необходимо использование гибких, подвижных понятий в связи с объективным ходом развития реального мира и познания, с другой - общественная практика требует однозначности, определенности и точности в выражении мыслей и оперировании понятиями.

    Во-вторых, нельзя вкладывать в одно и то же понятие или суждение разный смысл. Примеров использования такого приема достаточно. Хотелось бы обратить внимание на то, что в деятельности юристов это также недопустимо. Для четкого однозначного использования понятий человеку необходимы не только знания, но и сильная воля, особенно сейчас, когда быстро и часто с недостаточной научной проработкой вводятся в оборот нормы, смысл которых недостаточно определен.

    В познании мы используем понятия и "метод", и "способ". Этимологически метод есть способ. Однако языковое совпадение и содержательное наполнение этих понятий разное. Способ в контексте исследования - это все-таки вариант сочетания приемов, правил и форм познавательной деятельности субъекта, который в соответствии с его опытом позволяет ему наиболее эффективно и с наименьшими затратами достичь намеченной цели. Данный регулятив в большей степени обусловлен возможностями субъекта познания. Метод же в большей степени объективное средство познания. Его можно трактовать как законообразную последовательность операций и действий , которая позволяет субъекту познания достичь цели, если он будет идти к пей с определенного культурного потенциала, т.е. метод "требует" определенной подготовленности от субъекта, который намерен его использовать в познании.

    В процессе познания , когда используется неправильное мышление , возможно возникновение формально-логических противоречий. Например, изучая такой объект, как ртуть, мы можем прийти к двум противоречащим друг другу высказываниям: "Ртуть - жидкость" и "Ртуть - металл".

    Какие же рекомендации необходимо соблюдать субъектам познания, чтобы разрешить эти противоречия? Ответ таков: "Необходимо следовать утверждению, что если предмет качественно определен, то присущие ему свойства не могут принадлежать и не принадлежать ему в одно и то же время, в одном и том же отношении". Другими словами, следует помнить: "Невозможно что-либо одновременно утверждать и отрицать".

    Вместе с тем, не будут возникать противоречия, если в мышлении наличествуют следующие свойства мысли.

    • 1. Есть утверждение принадлежности предмету одного признака, но в то же время и отрицание принадлежности этому же предмету другого признака. Например, между суждениями "все спортсмены, употребившие допинг, что подтверждено экспертизой, подлежат дисквалификации" и "ни один спортсмен не может быть дисквалифицирован, если употребление им допинга не доказано" пет никакого противоречия.
    • 2. В высказывании отражаются разные предметы мысли. Это видно, например, из таких высказываний: "Дисциплинарной ответственности иод-

    лежит спортсмен, нарушивший правила соревнований", и "Спортсмены, нарушившие правила дорожного движения, привлекаются к административной ответственности".

    • 3. В высказывании что-то отрицается и одновременно то же самое утверждается в отношении какого-то предмета, но в разных условиях, в разное время. Например, рассматривая результаты познания субъектом точки закипания воды на разной высоте но отношению к уровню моря, мы формулируем заключение в следующих высказываниях: "Вода на уровне моря закипает при 100 градусах по Цельсию" и "Вода на высоте пять тысяч метров по отношению к уровню моря закипает при 90 градусах но Цельсию". В данном случае можем сказать: "Здесь противоречия нет".
    • 4. В высказывании субъект познания оценивает сущность предмета в одно и то же время, но в разных отношениях. Например, в результате познания исследователем был получен результат, заключенный в следующих суждениях: "Спортсмен А. Петров оказал необходимую помощь своему товарищу во время соревнований"; "Спортсмен А. Петров нарушил правила проведения соревнований". В двух приведенных суждениях рассматриваются конкретные поступки человека в одно и то же время, но в разных отношениях. Значит, противоречия нет.

    Значимым при обосновании истинности или ложности рассматриваемых высказываний является использование обоснования с уровнем, характеризуемым как достаточность. Смысл данной формулировки состоит в том, что в соответствии с законом достаточного основания доказательным будет мышление, в котором не только утверждается истинность какого-то вывода, но и указывается основание, позволяющее признать это положение истинным. Суть данного закона заключена в следующей мысли: "Следствие есть потому, что есть достаточное основание". Напротив, суждение, опирающееся на недостаточное основание, не может претендовать на истинность. В обоснованности состоит коренное отличие науки от схоластики, догматизма и религии.

    Почему говорят "достаточное основание", а не просто "основание"? Дело в том, что под одно и то же утверждение, как заметил в свое время еще Г. Гегель, можно подвести бесконечно много оснований. Однако только некоторые из них могут рассматриваться как достаточные, обеспечивая истинность заключения.

    Определить достаточность основания позволяет практика как общепризнанный критерий истины в познании, ведь в практической деятельности, т.е. в объективной диалектике, и в наших рассуждениях, т.е. в формальной логике, всегда есть источник развития или объективной реальности, или мышления. Для последнего таким источником становится мысль, из которой вытекает или на которой "возвышается" другая мысль.

    Достаточным основанием могут быть достоверные факты, аксиомы, законы науки. Главное, чтобы их истинность была проверена совокупностью общественной практики. Кроме них в нашей жизни существуют определенные принципы, правила и положения, которые проверены опытом и признаны истинными. К ним обычно прибегают, чтобы обеспечить правильное поведение человека. Это, например, "золотое правило нравственности", "самокритичность", "любовь к матери", "законы, обусловливающие жизнь общества", "права и свободы гражданина общества" и т.д.

    В качестве примера возьмем следующее суждение: "Если данный человек совершил преступление, то он должен быть привлечен к ответственности и наказан". В приведенном высказывании достаточным основанием признается факт совершения преступления, потому что эта мысль подтверждена практической деятельностью людей, предыдущим опытом человечества, моральными и правовыми нормами, заключенными в принципах справедливости, адекватности, соответствия. Очевидно, что нет смысла проверять данное положение в очередной раз. Следовательно, достаточное основание - это любая другая мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

    Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно-следственных , связей, которые выражаются в том, что одно явление порождает другое, хотя это отражение не является непосредственным.

    Правда, иногда логическое основание и логическое следствие не всегда совпадают с реальной причиной и следствием. Например, снег является реальной причиной того, что крыши домов будут покрыты снегом. Увидев крыши, покрытые снегом, мы скажем, что шел снег. Однако в этом выводе логическое основание и следствие будут обратными реальной причинно- следственной связи.

    Таким образом, обоснованность мысли является важнейшим свойством логического мышления. Значит, соблюдение требований закона достаточного основания субъектом познания имеет важное значение для всех специалистов, которые связаны с непременным познанием явлений природы, общественной жизни, да и самого человека.

    Вместе с тем в процессе мышления и практической деятельности человеку следует руководствоваться законами логики в их взаимосвязи. Данные законы взаимообусловлены, ибо рассматривают мышление как цельное образование. Никакая мысль не может быть правильной, если нарушен хотя бы один закон логики, т.е. если нарушены принципы и правила правильного мышления. Все законы являются регулятивами формирования и функционирования профессионального мышления юриста, своеобразным средством поиска истины и принятия квалифицированных решений.

    Рассматривая процесс формирования профессионального мышления у студентов, которое отличалось бы четкостью, убедительностью и лапидарностью, можно с уверенностью сказать, что законы логики привносят в него ограничения и нормативы, а также средства как инструментарий построения выводов и принятия решений.

    Закон тождества , его соблюдение формируют культуру оперирования синонимами и омонимами, углубляют и расширяют способности студентов к трактовке нормативных правовых актов. Данный закон развивает категориальную дисциплину мышления, ясность и сжатость изложения и при этом полный охват темы или проблемы.

    С данным законом связан закон противоречия , который развивает чувство, позволяющее устанавливать логическую несовместимость различных

    суждений, умение оперирования сравнениями, в процессе которых устанавливается сходство и различие рассматриваемых предметов. Закон противоречия формирует умение использовать слова-антонимы.

    Закон исключенного третьего не только способствует развитию умения осуществлять построение суждений и их выбор, но и развивает способность выбирать и употреблять необходимое понятие, которое адекватно отражало бы суть проблемы и предмета мысли. Данный закон особенно эффективен при развитии навыков дихотомического деления, без которого практически невозможно полно проанализировать какую бы то ни было ситуацию, выносимую на обсуждение и требующую ее разрешения и принятия по ней квалифицированного решения.

    Закон достаточного основания также тесно связан с другими законами логики. Он гарантирует достижение в практической деятельности специалистов обоснованности выводов, рекомендаций, решений. Если не соблюдать требования этого закона, рассуждение , которое может быть правильным по форме, может оказаться не обоснованным посредством своих посылок. Как известно, из ложных посылок никогда нельзя получить истинное заключение. Для того чтобы гарантировать достоверную истинность заключения, даже при правильном построении рассуждения необходимо обосновать истинность посылок. Если посылки истинные и рассуждение правильное, тогда и заключение будет достоверно истинным.

    На этот закон будущим юристам следует обратить внимание еще и потому, что в судебных заседаниях идет состязательный процесс, используется аргументация нескольких сторон. Поскольку в аргументации содержатся нс только рациональные, но и психологические моменты, обоснованное рассуждение способно сыграть определяющую роль в принятии судьей правильного решения. В связи с этим закон достаточного основания становится важнейшим фактором в аргументации.

    Очевидно, что осмысление положений логики и их использование в жизни позволяет развивать правильное мышление, прививает навык формулирования четкой, стройной и убедительной мысли, обеспечивает самостоятельность в ходе рассуждения, развивает и дисциплинирует умственные способности, совершенствует формальный аппарат человеческого разума.

    Вследствие этого знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юристов: судей, адвокатов, юрисконсультов, ученых-правоведов и т.д. Всем им приходится постоянно определять и классифицировать выводы как решения, заниматься аргументацией и опровержением, обеспечивать точность и ясность высказываний, чтобы они однозначно трактовались и воспринимались людьми.