Субъективность чувственное отражение реальности сфера культуры. Чувственное отражение

В психологии есть такое понятие - субъективность чувствоенного отражения реальности. Давайте разберемся, о чем речь. Но для того чтобы понять, что означает субъективное чувственное отражение реальности, необходимо ввести определение реальности в целом. Этот термин имеет множество значений.

Понятие реальности и её видов

Так, реальность представляет собой:

В связи с тем, что человек – это сознательное существо, которое воспринимает существующий мир через призму собственных ощущений , реальность подразделяется на объективную и субъективную. Объективная реальность есть вся совокупность предметов и явлений окружающего мира, существующая вне сознания человека. Иными словами, это все то, что существует независимо от нас и в независящем от нас проявлении.

Субъективное отражение реальности

Субъективность в целом означает выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.

Субъективная же реальность – это совокупность предметов и явлений окружающего мира, которая существует в сознании человека. Все, что мы видим, слышим, ощущаем из окружающей нас среды, воспринимается нами сугубо индивидуально, сквозь призму наших органов чувств и результат этого взаимодействия с миром у каждого человека исключительно свой.

Бесчисленное множество предметов и явлений действительности ежеминутно воздействуют его органы чувств человека и отражаются его мозгом в виде:

Это приводят к совершению человеком тех или иных действий в виде некой реакции. Это отражение действительности нашим мозгом посредством всевозможных психических явлений составляет субъективный мир человека, который представляет собой образ объективного мира, существующего вовне и автономно от нашего сознания.

Сознание есть отражение различных сфер объективной реальности, в большей своей части оно характерно живой природе, однако, высочайший уровень развития и организации сознания принадлежит человеку.

Человеческое сознание представляет собой высшую форму отражения. Пропуская окружающую действительность через собственную призму восприятия, сознание отражает её через понимание полученного опыта. Формируя различные идеи и концепции , сознание трансформирует реальность человека путём превращения материи в идею. Затем сознание воплощает эту идею в новых видах материи, которые порождают, в свою очередь, новые идеи. Процесс этой трансформации бесконечен, так как сознание отражает то, что самопроизвольно создаёт.

Между материей и сознанием не существует чёткой границы, и то и другое является разными состояниями единой субстанции. Процесс преобразования материи в сознании и наоборот можно сравнить с процессом превращения льда в воду при нагревании, а воды – в пар. Также и сознание, уплотняясь, преобразуется в вещество, а утончаясь – в дух.

Перейдя на более высокий уровень организации, материя способна обрести новое качество – вид и свойства энергии, но суть у них идентична, одно неотделимо от другого. Следует отметить , что именно тело человека, являясь одной из сложнейших форм организации материи, представляет собой очень яркий пример трансформации материи в сознание, а сознания – в материю, через процесс их взаимного отражения.

Каков механизм восприятия сознанием реальности?

Между сознанием и телом существует неразрывная связь, а человеческий мозг, являясь неотделимой частью тела, – это не что иное, как физиологический инструмент для того, чтобы каждый из нас воспринимал, анализировал и трансформировал объективно существующую реальность. Говоря на языке биологии, эта система восприятия мозгом человека окружающего мира состоит предположительно из 100 миллиардов нейронов.

Иными словами, различные сведения из объективной реальности через каналы восприятия проходят через анализаторы и преобразуются в сигналы. Затем возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, порождающие различные биологические процессы в теле и реакции на такие процессы.

Например, механизм сознания под названием «Стимул – Реакция» представляет собой работу нейронов мозга , при синхронном взаимодействии разных отделов мозга, в процессе которой создаётся настолько сильное электрическое напряжение нейронов, что достигая максимума своего заряда, они разряжаются и передают электрохимический сигнал в другие клетки. Этот сигнал и приводит в исполнение первоначальный импульс, полученный мозгом человека.

Если тот или иной стимул повторяется довольно часто, связь между нейронами укрепляется, и, наоборот, ослабевает, когда его повторение редко. Этот процесс именуется нейропластичностью . Частотность повторения конкретного стимула приводит к тому, что между группами нейронов формируются устойчивые соединения, именуемые своеобразными шаблонами мышления (то есть некими автоматическими реакциями как ответная реакция на подобные стимулы). В результате этого процесса наш мозг стремится распознать очередной стимул на очень примитивном уровне и подбирает к нему подходящую реакцию, что приводит к полной потере человеком осознанности и абстрактности мышления.

Сознание – зеркало

Однако существует иной, более тонкий и совершенный механизм сознания, обнаруженный итальянскими учёными. На основании исследований в этой сфере, они сделали вывод о наличии особой группы нервных клеток, находящихся в лобной и теменной долях головного мозга, именуемых зеркальными нейронами. Эти нейроны начинают работать ещё до того момента, когда срабатывает механизм «Стимул – Реакция».

Зеркальные нейроны создают реакцию напрямую от чувственной стимуляции, нервный импульс передаётся ещё при виде выполняемого действия также, как если бы это действие уже выполнялось наблюдающим субъектом. Таким образом, наблюдение за действием уже формирует в нашем мозге моторный план его выполнения через активацию нейронов, передачу ими электрического заряда именно по той линии, которая соответствует прямому осуществлению этого действия. С помощью зеркальных нейронов восприятие и действие образует единый мозговой процесс, целиком воспроизводящий воспринятое на уровне нейронов.

Сознание – есть не что иное, как отражение объективной реальности, и оно происходит с помощью зеркальных нейронов. Такие нейроны имеют важнейшую функцию – идеомоторную, суть которой сводится к тому, что исходным причинным фактором, приводящим их в действие, является не чувственное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть – намерение.

Нейронное зеркальное воспроизведение возникает не от самого действия, а от образа того, что должно быть посредством его достигнуто. Если этому образу не противоречит какая-либо идея из уже существующих убеждений, образовавшихся до его возникновения, образ, сообразный намерению, способен инициировать само действие.

Через зеркальные нейроны мы можем почувствовать переживания другого человека на уровне своих эмоций. Это происходит потому, что при виде человека , выражающего какие-либо эмоции, зеркальные нейроны имеют свойство разряжаться, а наше распознание состояния другого человека активизируется. Этот процесс распознавания называется эмпатия – способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя.

Пожалуй, самым уникальным свойством зеркальных нейронов является отсутствие реакции на восприятие стимула и их разрядки, этот процесс полностью относится к внутренней активности мозга, что положено в основу осознавания.

Суть зеркальных нейронов проявляется в информационном считывании, которое даёт возможность через имитацию активности нейронов определять и выводить полученную информацию на уровень сознания ещё до момента срабатывания рефлекса в качестве отражения. Это позволяет нам проводить самоанализ, что обусловлено активацией мозговых областей саморегуляции, учиться контролировать собственные мысли, своё поведение и чувства. Отсюда мы можем наблюдать рост нашей эмоциональной стабильности.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Необходимо понимать и сам процесс чувственного отражения, и соотношение между восприятием и ощущениями.

Восприятие - это процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма достигает мозга человека. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые благодаря своему специфическому устройству преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств человека, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений справедливая, хотя и не полная.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экс герорецептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третья и самая большая группа ощущений - экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и реакцией соответствующего воспринимающего органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах этого вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Этот след - физиологическая основа кратковременной памяти.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладает способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Основания объединять все эти способности в одну группу и называть все это способностью к чувственному отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств человека. В переводе с латинского «sensitiv» - «воспринимаемый чувствами». Да и в истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания - сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение - отображение отдельных свойств объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус субъекта. Зрение отражает световые волны, слух - звуковые колебания, обоняние и вкус - химические свойства, а осязание - механические и тепловые свойства объекта. Все органы чувств имеют свои пределы. Но это не столько недостаток, сколько их достоинство. Если бы глаз человека фиксировал все лучи, а его ухо улавливало все звуки, то жизнь человека была бы невыносимой, а его познание мира было бы сомнительно. Восприятие – целостный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта. Но целостность особая. Этот образ не подлежит квантованию на его составляющие. Кроме того, на формирование этого образа существенное влияние оказывает накопленный опыт субъекта, его психический настрой, психологическая установка. Например, следователь со стажем при осмотре места происшествия «считывает» больше информации, чем его молодой коллега, хотя последний может превосходить первого по биологической остроте зрения. Чувственное восприятие является конкретным образом единичного объекта со стороны его внешнего проявления. Иными словами, восприятие - это образ формы объекта, хранящего тайну своего содержания, своей сущности. Восприятие как непосредственный чувственный образ подготавливает представление. Представление – это тот чувственный, целостный образ объекта, который возникает вследствие опосредованного воздействия объекта на органы чувств субъекта. В его формировании принимают участие два фактора: опыт прошлого восприятия и способность субъекта к воображению. В отличие от восприятия образ представления менее отчетливый, в нем упущен ряд деталей, но зато он более обобщенный. Главное, этот образ несет в себе возможность субъекту проявить свою меру воображения и фантазии, «дорисовать» образ, сделав его более устойчивым и привычным для себя. В этом смысле представление есть тот наглядный и целостный образ, который рождается силой воображения на основе прошлого чувственного опыта. Представление, преобразованное силой воображения, удаляется от конкретной наглядности объекта, приближаясь к его обобщенным характеристикам. Высших форм своего выражения представление достигает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого заключается в «дорисовке» образа, а стало быть, и ухода от его адекватности с объектом этого образа. Образ теряет свое сходство с объектом и трансформируется в знак, замещающий объект. Чувственный уровень познания не является изначально заданным. Он имеет свою социокультурную обусловленность. Мощным фактором развития чувственного уровня является жизнедеятельность человека, совершенствование навыков его руки, специализация языка и появление орудий как посредника в системе «субъект-объект». Социализация человека привела к тому, что его чувственное восприятие обрело сознательный и осмысленный характер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть. Субъект, объект и их информационный посредник образуют исходную гносеологическую ситуацию, формируют образ как предпосылку и условие рационального уровня познания. Чувственное восприятие объекта и его представление в качестве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо общие закономерные связи объекта не схватываются на чувственном уровне. Это прерогатива мышления как рационального познания. Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних характеристик единичного объекта к рациональному (логическому) познанию внутренних, общих характеристик определенности, обусловленности и целостности объекта, исследованию закономерностей его развития. Мышление – это функция мозга, обеспечивающая отвлеченное и обобщенное освоение бытия в мире на уровне вскрытия его существенных сторон, свойств, связей и отношений. Мышление является отвлеченным познанием, ибо ориентировано на познание существенных признаков объекта, отвлекаясь от несущественных. Рассматривая мышление как процесс познания, следует выделять объект мысли, содержание мысли и форму мысли. Объект мысли – это реальность, существующая независимо от сознания субъекта. Содержание мысли – это мысленное отражение объекта. И, наконец, форма мысли – это форма этого отражения.


Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – есть мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания. Объект в понятии характеризуется обобщенно. Эта обобщенность достигается средствами абстракции, идеализации, сравнения, определения и т.д. Другой формой мышления является суждение. Суждение, как и понятие, есть отражение связей и отношений познаваемого объекта с другими объектами, а также их оценка. Мыслить на этом уровне - значит судить о чем-либо конкретно.

Суждение – это такая форма рационального уровня познания, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. Язык является средством общения между людьми. Логически это высказывание типа «S» суть «Р». Иванов – судья. В этом суждении заложена конкретизирующая информация об Иванове. Как решение определенной познавательной ситуации, суждение есть акт мысли в форме логической операции. Если содержащаяся в суждении связь понятий соответствует действительности, то суждение является истинным. Если не соответствует – ложным. Суждение имеет свою структуру. В нем в той или иной форме отражается отношение между единичным и общим. В суждении: «Иванов есть судья» - единичное (Иванов) относится к общему (судья). Третьей формой логического мышления является умозаключение. Оно позволяет из исходного знания логическим путем получать новое знание. Умозаключение - это такая форма рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, именуемых «посылками», вывести суждение (заключение). Заключение логически вытекает из посылок, но не по желанию субъекта познания, а в соответствии с реальностью. Например, шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля в период лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара. Благодаря этой форме рационального познания нет необходимости каждое суждение получать из чувственного опыта, обращаться к эмпирическим фактам. Нужно лишь соблюдать определенные логические правила. Чтобы новое суждение (заключение) было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными, и эта истина должна иметь социокультурное подтверждение. Во-вторых, форма умозаключения должна соблюдать правила связи суждений (посылок). Чувственное и рациональное познание вместе обеспечивают единство человеческого познания. Люди формируют задачи познания, интерпретируют его результаты на рациональном уровне, а получают необходимую рабочую информацию на чувственном уровне. Проникнув на уровни реальности, недоступной чувственному познанию, абстрактное мышление создает образы - проекты, которые после их опредмечивания приумножают поле чувственного опыта. Чувственное и рациональное познание выступают необходимыми моментами целостного процесса познания, где чувственное обеспечивает эмпирический этап познания, а рациональное - теоретический. Первый служит предпосылкой второго, ибо на эмпирическом этапе осуществляется познание объекта как явления, а на теоретическом – объясняется его сущность. И все же во взаимосвязи чувственного и рационального есть свои проблемы. Чувственное познание представляет собой совокупность ощущений отраженной реальности, но эти ощущения сугубо индивидуальны. Они зависят от устройства сенсорного аппарата конкретного субъекта. Кроме того, чувственные данные исключают возможность разграничить в образе объективную реальность и субъективную иллюзию, что заведомо ставит под сомнение чувственный образ как образ познания. Что касается рационального познания, то оно оперирует понятиями, имеющими всеобщий характер. А логические правила мышления одинаковы для всех людей и не зависят от особенностей индивидуального восприятия. Но и на уровне рационального познания есть свои проблемы. И одна из них состоит в отрыве мысли от реального объекта. На уровне рационального познания возможны свои логические, гносеологические и психологические трудности, особенно когда в качестве объекта познания выступают феномен смысла жизни, счастья, любви или другой человек. При рассмотрении этих явлений всегда существует тенденция недооценивать объект и переоценивать представление субъекта, обильно сдобренное его воображением. Когда субъект оценивает свое поведение, он склонен объяснять его объективными обстоятельствами. И наоборот, когда он рассматривает чужое поведение, то проявляет склонность объяснить его не объективными, а личными качествами рассматриваемого человека. Таким образом, познание не является простым актом «фотографирования», копирования действительности, а предстает как сложнейший многофазовый процесс, где взаимосвязь чувственного и логического (рационального) существенно дополняется субъективными предположениями. Последнее находится в зависимости от личностных и социокультурных предпосылок, а также психологических установок и ценностных ориентаций субъекта. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее не всегда бывает достаточно, чтобы убедить в этой истине других и даже себя. Для этого необходимы доказательства, практика. Вывод о том, что познание в системе «субъект-объект» представляет собой сложный многоступенчатый процесс, где реализуется взаимосвязь субъективного и объективного, опредмечивания и распредмечивания, не исключает, а предполагает выход на практику. Практика выступает и источником чувственных данных, и условием формирования рационального мышления. Виднейшими представителями материалистического сенсуализма были французские материалисты XVIII в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах. Представители рационализма – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧУВСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(Чувственное познание)

Структура приема информации включает следующие этапы:

Р-ОЧ-НИ-ГМ-ОЩ-ЦВ-ЭП-ОП-М-ОС-Вн

Раздражитель (Р) (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там, и формируются отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). При мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (Вн) должно быть направлено на прием и понимание информации.

ОЩУЩЕНИЯ

Понятие «ощущение». Субъективность и объективность ощущений

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живух существ, обладающих нервной системой. Что касается осознаваемых ощущений, то они естьтолько у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Ощущения с одной стороны, – объективны (в них всегда отражен внешний раздражитель), с другой – субъективны , так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированый для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения – анализаторы. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействий (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Виды ощущений

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Наиболее используемой считается систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном. Он выделяет 3 основных класса ощущений:

1. Экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

1.1. Дистантные: зрительные, слуховые.

Зрительные ощущения. Ощущения различного цвета порождают электромагнитные волны определенной длины (диапазон 380-780 миллиардные доли метра): 480-синий, 600-650-оранжевый, 650-780-красный и т.д.

Слуховые ощущения. Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с колебаниями атмосферного давления. Слуховые ощущения отражают:

§ высоту звука (зависит от частоты колебаний);

§ громкость (зависит от амплитуды колебаний);

§ тембр звука (форма колебаний звуковых волн).

Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Воздействие сильного света в течение длительного времени – человек слепнет; длительные и сильные звуки, амплитуда которых превышает 90 дб – может наступить временная потеря слуха.

1.2. Обонятельные (занимают промежуточное положение).

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.

1.3. Контактные: осязательные и вкусовые.

Осязание – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Ощущения при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи представляет сложное комбинирование четырех более простых видов ощущений- давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Вкусовые – имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальное – разнообразное сочетание этих 4-х.

2. Интерорецептивные (органические) сигнализируют о состоянии организма. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны (за исключением болезненных), не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются ЦНС.

3. Проприорецептивные – информация о состоянии мышечной системы: движение и положение различных частей тела (степень сокращения или расслабления мышц): обычно не осознаются.

Кинестетические (ощущения движения тела) – без этих ощущений мы испытывали бы большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловнорефлекторные реакции, навыки и т.д.), все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. От работы рецепторов равновесия (находятся во внутреннем ухе) зависит чувство ускорения или замедления движений.

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся:

§ качество;

§ интенсивность;

§ продолжительность.

Качество – особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (по цвету, насыщенности).

Интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность – временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа. Абсолютная чувствительность того или иного органа характеризуется величиной нижнего порога ощущений.

Нижним порогом ощущения называется минимальная величина, или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Раздражители меньшей силы (подпороговые) не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них в кору больших полушарий передаются слабо. Абсолютная чувствительность наших органов чувств включает не только нижний абсолютный порог чувствительности, но и верхний абсолютный порог.

Верхний порог ощущения – максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

Дифференциальный, разностный порог ощущения – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Определяет раздражения по качеству и силе.

Оперативный порог различимости сигналов – это величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше, чем дифференциальный (разностный) порог.

Зависимость силы ощущений от силы раздражителей определяется психофизическим законом Вебера-Фехнера : интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии, тогда как интенсивность соответствующих раздражителей изменяется в геометрической прогрессии.

Временной порог ощущений – это минимальная длительность действия раздражителя, которая необходима для возникновения ощущений.

Пространственный порог – минимальный размер раздражителя, едва ощутимого органом восприятия.

Латентный период реакции – это промежуток времени от момента подачи сигнала до того момента, когда возникает ощущение.

Различают две основные формы изменения чувствительности анализаторов: адаптация и сенсибилизация .

Адаптация – изменение чувствительности анализаторов для приспособления к внешним условиям. Различают следующие разновидности данного явления:

1. Полное угасание ощущения при длительном воздействии раздражителей. Например, исчезновение ощущения сильного запаха после того, как человек некоторое время пробудет в атмосфере этого запаха.

2. Понижение чувствительности при воздействии очень сильного раздражителя. Например, мы не различаем предметов при переходе из света в темноту и наоборот.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

В основе сенсибилизации лежат процессы иррадиации и взаимной индукции в коре больших полушарий головного мозга. По законам нервных процессов происходит взаимодействие различных анализаторов.

Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, слуховые ощущения (ощущения ритма) способствуют усилению мышечно-двигательной. Взаимодействие анализаторов (или их взаимосвязь) значительно усиливается при участии их в какой-нибуддь общей деятельностич увствительности.

Синестезия – возникновение ощущения, характерного для одного анализатора под влиянием раздражения другого анализатора. Это могут быть зрительно-слуховые синестезии, когда при звуковых раздражителях у человека возникают зрительные образы. Подобное взаимодействие анализаторов способствует чувственному отражению человеком окружающего его мира.

ВОСПРИЯТИЕ

Понятие восприятия. Объективность и субъективность восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному – субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Свойства восприятия

1) Апперцепция.

2) Целостность и структурность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Компоненты структуры целого могут действовать одновременно или последовательно на один и тот же анализатор или на разные анализаторы. Целостность образа складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является всегда врожденной (об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которые возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнавали ранее путем осязания).

3) константность. Мы воспринимаем окружаюшие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источник константности восприятия – активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Это не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят когда человек попадает в незнакомую ситуацию (люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили илюди кажутся им маленькими; строители работающие на высоте, сообщают, что видят объекты находящиеся внизу без искажения их размеров).

4) предметность . Воспринимая какой-то предмет, мы осознаем его не как наше субъективное переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

5) осмысленность (категориальность ) – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

6) избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия

Восприятие пространства. Вступая во взаимодействие со средой, человек во многом полагается на то, как он воспринимает пространство. В восприятии пространства различают: восприятие формы, величины, объема объектов, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направления, в котором они находятся. Установлено, что в основе пространственного восприятия лежит деятельность различных анализаторов. При этом ни одному из них не придается какое-либо особое значение в анализе пространственных факторов среды, хотя одну из заметных ролей выполняет ве-таки мышечно-двигательный анализатор. С эго помощью устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.

В связи с этим определенное значение имеет функциональная ассиметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная ассиметрия заключается в том, что одна из сторон парного анализатора является ведущей, доминирующей.

Восприятие формы, объемности и величины предметов. Это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение . Изображение на сетчатках правого и левого глаза не совсем одинаковые (поочередное рассмотрение правым и левым глазом какого-либо объемного предмета, каторый находится на расстоянии 30-50 см от глаза). При одновременном рассматривании этого предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаз интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При восприятии объемности предметов следует учитывать законы перспективы и светотени . Восприятие величины предметов определяется размером их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от наблюдателя. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее – от меньшего предмета. Однако при разной удаленности меньший, находящийся ближе к нам предмет дает большее изображение на сетчатке, чем предмет больший, расположенный дальше. Но человек правильно воспринимает предметы: первый – как меньший, второй – как больший, так как величина предметов определяется не только величиной образа на сетчатке глаза, но и напряжением глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. Они и вносят поправки в восприятие величины предметов.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Осуществляется при помощи как монокулярного , так и бинокулярно зрения .

Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояния в очень ограниченных пределах. В монокулярном воприятии глубины и удаленности главная роль отводится аккомодации хрусталика.

Аккомодация – это рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Пример: при взгляде на близко расположенные предметы в результате мышечного сокращения уменьшается степень натяжения хрусталика, и он становится выпуклым.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Линейная перспектива: кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Воздушная перспектива: свет и цвет, отражаемый предметами, в некоторой степени искажаются под влиянием слов воздуха. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого объекта, тем «дымка», покрывающая объекты, сильнее, предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе. В горных местностях, где воздух чист и прозрачен, отдаленные предметы – очень ясно видимы и воспринимаются как расположенные на значительно более близком расстоянии, чем в действительности.

Определенное значение при восприятии удаленных предметов придается величине расположения отбрасываемых предметами теней и их цвету. Тени и цвет у близких предметов более насыщенные и четки, у удаленных – почти незаметны.

Восприятие пространства является сенсорным навыком . У взрослых людей пространственные восприятия (глазомер) развиты не у всех одинаково. Развитие глазомера требует специальных упражнений.

Зрительные иллюзии. Это искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов, возникающие в некоторых случаях привосприятии пространственных свойств предметов. Вот некоторые виды зрительных иллюзий.

Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной. Иллюзия переоценки вертикальных линий объясняется тем, что движения глаз в вертикальной плоскости требуют большего мышечного напряжения, чем движения в горизонтальной плоскости. Интенсивность мышечного напряжения может служить мерой пройденного пути, поэтому вертикальные расстояния кажутся нам больше горизонтальных.

Неправильное восприятие величины предмета. В этом виде зрительных иллюзий различают:

а) иллюзию контраста (высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают их больший или меньший кружки). Объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов.

б) иллюзию геометрической перспективы (одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет расположенный ближе, кажется меньше, а далекий – больше своей действительной величины). Эти иллюзии объясняются законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций . Иллюзии возникают при непосредственном восприятии реальных и воздействующих на наши рецепторы предметов, пространственные свойства которых неправильно воспринимаются. Галлюцинации возникают при отсутствии каких-либо предметов внешней действительности и связаны с расстройством мозговой деятельности.

Восприятие времени. Это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Фйизическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле этого слова. Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

Восприятие последовательности явлений. Опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. При этом одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие – кк уже ранее воспринимавшиеся, третьи – как ожидаемые и еще не наступившие. Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, которые отражают объективные, периодически повторяющиеся процессв в природе. Воспринятое ранее явление остается в памяти в виде представления о нем.

Неоднократное повторение ранее бывших восприятий приводит к образованию условного рефлекса.

Восприятие длительности явлений. В основе лежат представления о начале и конце явления. Длительность явления воспринимается нами субъективно. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа и ритма. Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

Восприятие темпа отражает скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы соверешающегося во времени процесса (чередование звуков).

Восприятие ритма (равномерное чередование стимулов, их размеренность) в той или иной степени всегда сопряжено с двигательными реакциями. Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности (в том числе в спорте) и отличается большой сложностью. Развитие и совершенствование этого восприятия достигается в процессе практической деятельности, а также путем специальной и целенаправленной тренировки.

При восприятии времени часто наблюдаются ошибки в его оценке или иллюзии времени , которые заключаются в преувеличении, преуменьшении его. Короткие интервалы кажутся более длительными, длинные – более короткими. На это оказывают влияния богатство впечатлений, интересная и разнообразная деятельность, эмоциональное состояние.

При воспоминании о событиях наблюдается несколько иной характер ошибок. Время, отмеченное разнообразными и интересными событиями, кажется более продолжительным, чем то, которое было наполнено однообразными и неинтересными событиями.

Восприятие движений. Является отражением во времени изменения положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движениях – быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое),

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.