К чему снится могила? Сонник могильная яма Могильная яма во сне.

Одно из самых дурных предзнаменований. Упасть в яму во сне предрекает внезапную смерть от несчастного случая.

Если вам приснилось, что вы упали в яму, представьте, что ваши друзья вас быстро вытащили из нее, и вместе вы засыпали яму землей.

Если в яму упал кто-то из ваших знакомых - смерть грозит этому человеку. Увидеть во сне яму и обойти ее стороной - вам удастся избежать смерти, но вас ждет большая потеря. Копать яму - вам предстоят горькие хлопоты, связанные с похоронами. Если яму копает кто-то другой - предательство близкого человека станет для вас ударом, в результате которого вы можете опасно заболеть.

Подобные сны отрабатываются очень сложно. Лучший способ их отработки - представить ситуацию сна в комическом виде. Например, если вы (или кто-то другой) падаете в яму, представьте, что это не яма, а сточная канава, которая полна навоза (см. Навоз, Экскременты). Увидели, что копают яму, поступите, как советует известный афоризм: если тебе роют яму, не мешай. Закончат - сделай бассейн!

Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Яма

Яма – олицетворяет сложную, тяжелую ситуацию и ассоциируется с падением. Копать во сне яму, у вас сейчас протекает неудачный период времени, так как вы делаете то, что может вам впоследствии навредить. Уронить во сне в яму что-то, означает упущенный шанс. Видеть во сне яму и сидящих в ней зверей, вы затеяли дело, в котором вам приходится иметь дело с жесткими по характеру людьми и придется приложить немалые усилия, чтобы поладить с ними. Спускаться в глубокую яму по веревке, вы затеяли дело, которое не принесет вам ничего хорошего.

Толкование снов из

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Рано или поздно каждом человеку приходится испытать боль утраты родного человека. В православной религии принято не человека, а хоронить его на кладбище. Но наверняка мало кто задумывался о том, почему умерших хоронят на 2 метра. Нужно сразу оговорится что это мировой стандарт, но он может немного варьироваться в одну или другую сторону зависимости от региона.

История возникновения стандарта

В английском языке существует фраза «на шесть футов вниз». Она означает смерть или похороны, ведь именно 6 футов и значит 2 метра. Такая традиция берет свое начало еще в далеко в 1655 году. В то время в Англии было большое количество смертей из-за болезни чумы.

По этой причине люди очень боялись инфекции, которая распространялась очень быстро. Чтобы защитить население от инфекций мер Лондона выдал указ производить захоронения именно на 6 футов. Вот почему хоронят на два метра, ведь с такой глубины по мнению мера инфекция не может распространяться. Многие люди с таким мнением не согласны. Но как бы там ни было, такая традиция осталась жива и по сей день.

Почему хоронят на глубину 2 метра — версия современности

Конечно современные люди стараются придерживаться традиций касательно копки могильных ям. Но как упоминалось уже выше, глубина ее может немного варьироваться в зависимости от региона. Это связанно с тем, что в каждом регионе разные условия климата. Ведь очень важно при захоронении выбрать такую глубину могилы, чтобы максимально защитить тело от подземных вод и от того, чтобы животные не разрыли яму и не истерзали тело.

Глубина могилы зависит от следующих факторов:

  • Земля. Она должна быть легкой и воздушной, пропускать воздух т быть сухой. В противном случае на земле не соответствующей нормам кладбище обустраивать нельзя.
  • Вода. Тело должно быть максимально защищено от попадания в него подземных вод. В первую очередь это делается для того, чтобы избежать заражения воды продуктами гнилистного разложения органических веществ.
  • Стихийные бедствия. Не разрешено обустраивать кладбище на территориях, где часто происходят оползни, обвалы и затопления.

Согласно ГОСТ стандартов могильная яма должна иметь длину 2 метра, ширину – 1 метр, глубину от 1,5 м до 2,2 м. Какую яму выкопают работники кладбища — зависит еще и от местных условий. Главное чтобы не нарушались стандарты.

Господь всегда с Вами!

Наверное, нет человека, которому ни разу не приснилась яма. И каждый уверен, что это сновидение обязательно имеет какое-то особое пророческое значение. Так, к чему снится яма?

Но, еще есть плохое значение. Если сновидец копает яму, то это признак того, что от него хотят отделаться и очень скоро предпримут активные меры. Приметы говорят, что увидев такой сон, нужно капнуть на корни дереву, которое самое близкое к дому пару капель своей крови.

Дворянский сонник по Н. Гришиной предрекает спящему, копающему себе могильную яму во сне благополучное и скорое вступление в брак, женитьбу. Если сновидец видит яму во дворе своего дома, то существует опасность нешуточной болезни или смерти кого-то из близких и родных. Но если во сне попасть в яму, то скоро в жизни появятся тяжелые испытания.

Старинный французский сонник предрекает увидевшему себя упавшим в яму большую любовь. Пригнуть через яму или перейти ее по мостику значит скорую ссору с официальной особой.

Влюбленной женщине такой сон пророчит отчуждение от любимого человека, возможно ссору. Падать в яму — знак утраты любимого человека. Возможно, он окажется недостойным любви спящего. Также сон сулит предательство друга, нарушение старых отношений.

Менее оптимистичный Китайский сонник Чжоу-гуна. Он гласит, что в семье увидевшего сон о яме, скоро случиться несчастье. Если родительский дом проваливается в огромную яму, то умрет кто-то из родителей. Если яма образовалась перед входными воротами, то задуманное дело не сладиться.

Сонник Эзопа о сне с ямой представляет нам психологическую сторону, подсознание. То есть, тот, кому сниться яма привык оценивать свои действия и действия окружающих с ненужной тщательностью. Выкапывать яму во сне — наяву нужно отказаться от задуманных планов, они могут «подмочить» так долго создаваемую репутацию.

Важно, что яма с дикими зверями внутри во сне, предупреждает о ведении дел с жесткими, расчетливыми людьми. Для того чтобы с ними наладить деловые и личностные отношения, придется постараться.

Если сниться сон, в котором спящий спускается в яму по веревке, то не стоит вмешиваться в новое дело, нужно остановиться и оглядеться — вокруг немало возможностей успешного бизнеса.

По соннику Фрейда, увидев во сне яму, нужно готовиться к открытию секретов и тайн, которые спящий тщательно старался схоронить.

Эзотерический сонник твердит, что копать яму для дерева или столба значит слишком углубляться в себя. Не стоит заниматься самобичеванием или самовосхвалением. Падать во сне в яму — наяву заняться не своим делом, которое принесет только провал и неудачу. Она будет тем более ощутима, чем страшнее падать.

Стоит помнить, что в любом сне, если мужчине снится о том, как он копает яму, то наяву он грезит о сексе с девственницей. Это обобщает все сны, связанные с таким опасным для жизни объектом, как яма.

По известным и уважаемым сонникам могила олицетворяет переход в новый этап жизни. Но людей продолжает беспокоить вопрос, к чему снится жутковатое зрелище и связанные с ним действия. Во сне приходится и копать яму для последнего пристанища умершего, и просто навещать усопшего – каждый сюжет имеет особый смысл.

Не бойтесь видеть могилу во сне

Не ассоциируйте напрямую грёзу со смертью – наоборот, иногда сей образ значит абсолютно противоположное: начало пути в ином направлении, отрицание старых взглядов, стремление к переменам. Не бойтесь болезней – смысл грёзы кроется в ином.

К чему снится неизвестная, бесхозная могила, возникшая на пути? Вам послан сигнал: остановитесь, задумайтесь над своими приоритетами, определитесь с целью. Во сне вы навещаете в действительности ныне здравствующего родственника? Наяву есть опасность не найти с обсуждаемой особой общего языка, надолго затаить в сердце обиду. Как сонниками объясняется могила:

  • дочери, сына – пустые хлопоты;
  • бабушки, деда – сожаления о прошлом;
  • мамы, отца – крупное торжество;
  • брата, сестры – ссора с другом.

По соннику Энигма посетить во сне мемориал и возложить цветы – хорошее знамение. Это означает, что вы на пороге занятных приключений и больше не казните себя за давние проступки. Видеть на памятнике подношения – букеты, игрушки: к знакомству с влиятельной особой, которая даст вам рекомендации.

К чему снится по соннику старое, покосившееся надгробие с нечёткими эпитафиями? Спящий может не волноваться о своём здравии и предполагаемой кончине – судьба подарит ему долгую, счастливую жизнь.

Если надпись содержит ваши имя и фамилию – вы производите яркое впечатление, посему забыть вас достаточно нелегко. Чтобы иметь полное представление о грядущем, вспомните, что конкретно происходило во сне?

К чему снится свежевать животное на могиле? Хотя грёза и выглядит непривлекательно, смысл её положителен: кровью окропить холмик – выполнить обещание, обязательно достичь того результата, на который рассчитываете.

Ходить по кладбищу

Во сне беспорядочно гуляли по погосту? Сонник считает это признаком растерянности, подавленности. Вы находитесь на распутье, ситуация осложняется безалаберными советами, получаемыми от окружающих. Прислушайтесь к внутреннему голосу, абстрагируйтесь от мнения общества.

Найти среди захоронений вещь или продукт питания – к лицемерным приятелям. Пока вы контактируете с данными персонами – не ждите порядка в делах.

Вскрыть склеп

К чему снится заниматься вандализмом и вскрывать чужую могилу? Дремлющему не хватает острых ощущений, эмоций, экспрессии – всё однообразно и приторно. Откапывать во сне недавно почившего знакомого человека – маяться чувством вины. А проводить археологические раскопки с научными целями – к удивительной новости, услышанной от посторонних.

Сонник обращает внимание: остервенело топтать пристанище мертвеца во сне – предзнаменование большого скандала, в котором вы сыграете роль нападающего.

Рыть могилу

В подтверждении пословицы о том, что нельзя рыть другому яму, ибо сам попадёшь в неё, сонники пророчат: рыть место для покойного – к затягиванию решения текущих проблем. Вас настигнут неприятности куда глобальней нынешних.

Разрывать землю, чтобы зарыть живую особу – поплатиться за агрессивное поведение, быть отчитанным. Глубокая, бездонная пропасть по сонникам откладывает желаемое на потом. Запаситесь терпением, не сдавайте назад.

Миллер обещает конец терзаний

Сонник Миллера советует читателям не паниковать, грёза весьма благоприятна, если вы хотите начать всё с нуля. Не так важно, сколько захоронений довелось увидеть: одно, два или несколько. Главное условие – чтобы они были облагороженными и чистыми – тогда все ранее неудавшиеся проекты приобретут второе дыхание.

Древняя, запущенная могила, заросшая растениями, указывает на инфантильность и несерьёзность. Провалиться в такую грозит утратой доверия близких. Напутствие от Миллера: пересмотреть позиции и определить недостающее звено для успеха.

Какое значение у могилы, обнаруженной в странном месте: в лесу или возле своего дома? Вы охвачены одиночеством и видите причину в кознях врагов.

К чему снится обнаружить могилу у себя во дворе? Для девушки узренное является пророчеством завершения романтических отношений. Мужчине следует проявить осмотрительность с деловыми партнёрами – есть риск остаться с носом.

Раскапывание: карман не будет пустовать

Раскапывание могилы во сне вполне может рассматриваться, как намёк на скорое обогащение. Но при этом важно не разрушать сооружение, а аккуратно выкапывать останки. Если памятник треснул, обвалился – близка вероятность влезть в долги, не успев учуять вкус расточительства.

Раскапывание во сне дедушки или иного кровного родственника, ушедшего много лет назад, предвещает резкий финансовый взлёт. Можете гордиться своей находчивостью и коммерческой жилкой, но поблагодарите предков за хорошую наследственность.

По исламскому соннику нарушать во сне покой умершего – совершить наяву тяжкий грех. Могила пустует – в душе тоже наступит опустошение, спад энергии.

Какую фотографию увидели

Сонники уверены: идентификация умершего способна сделать анализ грёзы развёрнутым и более точным. Приснилась могила без опознавательных признаков – лишь от спящего зависит дальнейшее. Узреть изображение подруги, хорошего товарища – к совместному времяпрепровождению с распитием алкоголя.

Фотография старухи ужасающего вида уведомляет о судебных тяжбах, супруги заведут диалог о разводе. По мнению прорицательницы Ванги, страшное лицо на надгробии подсказывает дремлющему, что грядут затратные и нервные разбирательства. К чему снится обнаружить фотографию:

  • цветную – хладнокровие;
  • чёрно-белую – обострение чувств, накал;
  • групповую – осуждение, порицание;
  • селфи – предвзятость, несправедливость.

Если приснится детская могила

Какой посыл хранит детское захоронение? Стоять у могилы ребёнка – оплакивать несбывшиеся мечты, чувствовать зависть к успешности других людей. Для матери посещать собственного отпрыска – светлый символ, не смотря на мрачные ассоциации. Толкование заключается в том, что женщина дала своему чаду отличное воспитание и восхищается его талантами.

По мусульманской трактовке, могила младенца является символом очищения от преступных дум, единения с миром, гармонии. Возможно, вы приобщитесь к религии, начнёте изучать духовные практики, сядете на диету, займётесь интересным видом спорта. У вас множество шансов приукрасить обыденность – используйте их!

К чему снится большая могила

Встретить во сне братскую могилу – потерять связь с близкими людьми на фоне конфликта. К чему снится идти по земле, в которой почивают убитые? Порвать крепкие узы, расстаться, отвергнуть протянутую руку помощи.

Масштабное захоронение по сонникам сулит печаль, страдания, тоску. Целый мемориал говорит о невозможности вернуть то, к чему тянется ваше сердце. Читать длинный список лежащих в сырой земле – метаться, часто менять точку зрения. Если вы ходите по могилам погибших во время военных действий – в реальности узнаете горестную весть.

К чему снится могила, которая пустует? Расхищенная негодяями – к существенной потере. У вас попытаются отобрать то, чем владеете и по праву считаете личным. Залезть ради любопытства в такую – по глупости довериться аферистам.

Гореть верой к святым мощам

Во сне поклонялись могиле святого пророка – наяву пойдёте на крайности ради достижения желаемого. Обстоятельства сложатся так, что все методы будут хороши. Молиться на могиле по сонникам – быть слепым к очевидным вещам.

Если приснилось, как вы в компании толпы движетесь к могиле именитого целителя или мага – не поддавайтесь влияниям извне, отстаивайте собственные интересы. Во сне приносить жертву усопшему – к затяжной борьбе с противником. Целовать кости, скелет – жестоко обмануться, превратно понять что-то.

К чему снится череп мертвеца? Вами руководит мудрая и тонко чувствующая персона, что бы ни произошло – доверьтесь данной особе и получите совет.

Что означает быть гостем у усопшего

Не всегда о тех, кто оставляет этот мир, у нас остаются тёплые, добрые воспоминания. Хорошо, если во сне на могиле неприятеля вы покаялись, забыли вражду – сонники характеризуют такой сюжет, как освобождение от груза недомолвок.

На могиле друга сердились, нецензурно выражались? В реальной жизни так же суждено выражать свои мысли криком и бранью. Испытывать во сне ненависть и боль по отношению к покойнику, ругать за ранний уход – безропотно воспринимать беды, опустить руки. С какими намерениями вы пришли в обитель смерти? Что пришлось делать во сне?

  • чинить забор – стыд, покаяние;
  • красить скамейку – нежное свидание;
  • рвать сорняки – разлад, обвинение;
  • ломать памятник – подозрение в нечестности.

Поправлять

Поправлять плачевное состояние холмика, ухаживать за ним во сне – готовить почву для интимного разговора. Вы не решаетесь вплотную подойти к теме и ищите обходные пути. Косить траву во сне, высаживать цветы на могиле, заниматься капитальной уборкой – утаивать информацию, скрывать факты.

К чему снится накрывать стол рядом с могилой, приступать к трапезе? Эта грёза способствует продвижению в актуальной сейчас сфере и показывает, что все преграды победимы.

Забросить

Наблюдать забытый погост – к упадку, равнодушию, смирению. Засыпать крест грунтом, всячески скрывать следы присутствия могилы – крайне неблагоприятный образ для сонников. Вы совершили гнусный поступок и теперь намерены скрыть последствия.

Наступить нечаянно на заброшенную могилу – к предательству человека, с которым вы делились счастьем и бедами. Это сильно ранит вас. Забросить могилу, разрушить монумент с намеренной злостью – стереть из памяти некий фрагмент.

К чему снится открытая могила, полная воды? Спящему вешают лапшу на уши, и речи эти настолько сладкие, что сложно не воспринимать их, как правду. Стряхните пелену безоговорочного доверия – иначе утонете в океане лжи.

Хуже, чем свежевать труп – ограбить его

Рытьё могилы с надеждой отыскать золото, старинные артефакты сулит нескончаемый денежный поток. Но сонники советуют использовать дар судьбы с умом и щедростью, не жалеть средств на благотворительность, подавать просящим.

Снимали с тела покойника одежду, драгоценности? Сонники предрекают новости, способные поправить ваше материальное положение. К чему снится разными способами портить обустроенную территорию, специально уничтожать? Делая сегодня гадость, не исключайте эффект бумеранга. К чему снится украсть:

  • оградку – выставить личное напоказ;
  • венки, цветы – любовная одержимость;
  • крест – жертвенность;
  • свечу – согласие, компромисс.

Себя самого откапывать

Что означает самому быть похороненным во сне? Увидеть закапывание своего тела со стороны – не чувствовать уверенности, считать себя хуже остальных. Ямка до смешного маленькая, не по размеру – некто хитрый укрепляет в вас эти разрушительные мысли.

Лечь добровольно на дно свежевырытой могилы и зарывать себя во сне объясняется сонниками, как попытка уйти от исполнения обязательств, исчезнуть, закрыться от обязательств.

Раскапывать, чтобы выбраться – вас ждёт явка с повинной. Сонники уверены: извинения нужно произнести вслух. Не получается вылезти – коснётесь того, что нельзя трогать, будете уличены в этом. Сидеть у собственной могилы во сне – возродить традиции.

Выбери свой сон 👇

Привет! 🤗

А теперь давай вместе узнаем сбудется ли твой сон? 🔮 Который приснился именно сегодня. Именно этой ночью️ 🌃.

Лайки крутятся 😍⭐️

Вопросы автору

27 комментариев

    В своем дворе согласилась похоронить умерших людей. 4 свежих могилки. Одна из родственниц, которая похоронила свою бабушку, или мать, позвонила мне и напомнила мне о дачи подаяния за ее родственницу, потому-что сегодня 9 дней от дня похорон. Я начала казать своим родственникам, что всех похороненных нужно перезахоронить на кладбище, или просто сделать оградку, чтобы обозначить кладбище.

    • Вы слишком добры и безотказны к окружающим! Всегда готовы прийти на помощь, а люди этим бесстыдно пользуются. Учитесь говорить «нет», и не стесняйтесь в некоторых случаях даже быть немного грубоватой 🤨.

      Снился хвойный лес. Я сижу между лучшим другом и соперницей в любви. Она спрашивает: что рассыпать на моей могиле, когда я умру? Мы отвечаем: просо, овёс и рожь. Она кивает головой в сторону. Там ее могила с ее фото на кресте, на фото чёрная лента. Она встаёт и начинает кружиться пританцовывая, счастливая. Потом смотрит на меня и спрашивает: тебе не нравится, что я показала свою могилу? Мне уйти?

      • Такой сон означает, что всё зависит лишь от вас. Если найдёте в себе силы бороться за любовь — то ничто не помешает вам! Не опускайте руки, и соперница отступит в сторону. 😉

        28-Сен-2019 Лида Петровна:

        Я шла по кладбищу… где были вырытые могилы, там молилась моя живая бабушка…подошла к двум вырытым могилам, плиты которых были огромных размеров, стояли сбоку… я подошла и стала плакать, и молиться.

        • К счастью, этот сон не предвещает негативных событий. Но говорит о том, что вас пугает неизвестность. Вы боитесь остаться без поддержки близких и всецело зависите от них.

          13-Сен-2019 Наталья:

          Приснилось, что я вижу на берегу моря несколько могил, насчитала до двадцати, спрашиваю, что за деревня, мне какой-то незнакомый парень отвечает — царевна лягушка, я удивлена очень говорю — не знаю такую деревню, вроде давно здесь живу, а он говорит, как так давно здесь живёшь, а про неё не знаешь.

          • В вашем сне много метафор, но посыл один: вы узнаете, что кто-то распространяет о вас лживые сплетни. Но этот факт не принесёт печали, ведь очевидно, что сплетники просто завидуют вам 😉.

            8-Сен-2019 Анастасия:

            Подскажите, к чему снится прийти на кладбище и обнаружить разрытую могилу родственников из трёх гробов, один из них лежал за пределами могилы и был взломан?

            Приснилось, что с какими-то людьми искали место переночевать на улице, но было сыро и были под деревьями грязные мокрые белые тряпки, кто-то нашёл место и говорит, что лечь можно тут, типо тут сухо осталось, только листья скинуть, я огляделась, а это могил штук 10 в ряд, высокие холмики без надгробий в листве, я говорю это же могилы и их столько сколько нас всех вместе и что я тут не лягу, не помню, что было дальше!

            Здравствуйте. Мне снится вроде я подхожу к какому-то месту, и там сухая высокая трава, во сне я думаю, что это могила и начинаю с кем-то вырывать эту траву и складывать на кучу. А под низом травы грязь такая с мусором вроде вперемешку, потом вроде я становлюсь и начинаю прыгать на могиле, и земля трескается, и я вижу два гроба, вроде один мужа покойного, а другой его бабушки покойной, и мне стало страшно. Я начала прыгать сильнее чтоб земля накрыла гробы. И мне было страшно, и я вроде потом убежала оттуда, к чему это подскажите пожалуйста.

            Видел себя в могиле лежачим, но не в гробу, и при этом знал, что меня сейчас закопают ну и решил как бы сесть что так будет мне удобней, и мама мне дает какую-то бумажку чтоб я положил под голову, что это за сон, и что предвещает?

            Не знаю вообще, как и что во сне очень запутался короче! Вижу, что я с несколькими парнями при чем их нет уже в живых всех, кто со мной был в этом сне мы приезжаем на кладбище и идем к двум могилам, одна могила моей мамы, а вторая моя. На могиле мамы вместо надгробного камня лежит что-то похожее на резную из дерева икону с ее ликом, типа дощечка но как икона но ее не видно, но я знаю что она есть так как наши могилы накрыты большим пледом, моя же могила наоборот стоит сначала такая Стелла в человеческий рост типа сужающегося к верху квадратного столбика, а на вершине статуя женщины в одежде индийской женщины, типа как говорят в штору заворачиваются и с точкой во лбу как у них принято, но эта статуя повернута не в сторону могилы как это вроде положено а наоборот от нее, но к этому месту подход один и когда подходишь видишь лицо этой статуи, а ниже на столбе моя фотография на длину пол столбика даже чуть меньше моя фотография в полный рост. Так вот мы подходим к этим могилам и убираем с них плед вот тогда я и вижу ту икону с лицом мамы на ней, дальше больше я уже сижу на кухне с мамой и папой и пью чай и рассказываю маме этот сон, она говорит мне что-то это не к добру и обращаясь ко мне говорит — ну ка просканируй меня и встает в полный рост и я уже просыпаюсь.

            Сегодня приснилось что я в гостях у соседей, с которыми не общаюсь. И у них умерла и мама и папайи они были там в квартире, разговаривали с нами, мама весёлая у них, а папа пьяный у них был. Я убегала от него, страшный он. Потом очутилась на кладбище, старые могилы кругом очень много могил, все снегу, не видно ни табличек ничего, все заметено снегом, я стряхивать его не стала, думаю во сне нельзя же тревожить мертвых во снеся кого на могилах цветы сухие лежали яблоки, но все старые захоронения. К чему бы это?

            Сегодня ночью с неизвестным человеком копали яму, очень легко было копать, копали для умершего свекра. Землю клали на белые простыни, затем отсыпали на бок. К чему бы это?

            Мне приснилось, что кто -то умер и я с какой-то женщиной стояла у могилы, а она пела: умри, свежевырытым дождем. Я не понимала, к чему эта песня, потом, каким-то образом поменялся кадр, и у этих могил, я оказалась с сестрой. Мы смотрели кто там похоронен, было только 4 могилы. Мы читали и вдруг наткнулись на мою бывшую учительницу рисования, а потом посмотрели на могилу, а она раскопана, нам стало страшно, и мы убежали. Потом я проснулась и рыдала, учительница та и в правду год назад умерла, подскажите, к чему такой сон?

            Мужчина копал в глине круглую могилу, я хотела положить на нее цветы заранее, но они упали на дно этой ямы, моя мама их достала и положила правильно.

            Мы стояли у разрытой могилы и ели труп…Я даже помню, что я сказала когда ела тело, что оно на вкус как говядина 🙁 вот теперь лежу болею сильно 🙁

            Мне приснилась могила 3 раза и все три раза по-разному. Первый сон был таким — гора, а там могилы и вокруг могилы вода, и это вода льется на меня. Я со своим ребенком через воду иду к свету, и я выбралась. Второй сон кладбище, старое и не ухоженное, иду вдоль кладбища и я выбралась через заросли в аил. Третий сон — меня кто-то ищет, я прячусь, а там могилы и тот кто меня ищет, почти рядом, а я свою фотографию приклеила в надгробное фото, а тот кто меня искал посмотрел, что я умерла и ушел, а я обратно приклеила чье-то фото и успокоилась, ушла, вот кто мне ответит, что это означает? Помогите.

            Сегодня во сне стояла на против своей собственной могилы. Красивый, ухоженный высокий холм, с еще сырой землей. Самое странное, себя в ней не ощущала, не было страха, пели птицы, хорошая солнечная погода, на душе хорошо и спокойно, читала с удивлением на табличке с фотографией свои инициалы, рядом дядя, что недавно похоронили и бабушка с дедушкой. Все сонники толкуют этот сон по-разному, скажите пожалуйста, как интерпретировать этот сон?!

Погребальный обряд Больше-Тарханского могильника был изучен более чем по 358 погребениям, вскрытым при раскопках, что исключает случайность выводов и помогает выявить отдельные детали, отклонения от общего правила.

Площадка могильника, как отмечалось выше, в рельефе местности не имела никаких естественных границ; в процессе раскопок не отмечено также никаких следов искусственного ограничения. Захоронения на могильнике совершены в грунтовых ямах и в настоящее время не имеют никаких внешних признаков. Однако в процессе исследования не наблюдалось ни одного случая взаимного нарушения могильных ям. Это позволяет предполагать, что могилы сверху имели какие-то отметки. Был ли это простой земляной холмик или деревянное сооружение, исчезнувшее от времени, - сказать невозможно.

Могильные ямы, в основном близкой к прямоугольнику формы, ориентированы довольно устойчиво: длинными сторонами в направлении восток-запад (184 случая) или с незначительными отклонениями: восток-северо-восток - запад-юго-запад (47 могил), восток-юго-восток - запад-северо-запад (51 могила). Более заметные отклонения, до направления юго-восток - северо-запад, зафиксированы у 24 могил, а до направления северо-восток - юго-запад у 21 могилы. И лишь в восьми случаях ориентировка ям приближалась к направлению север - юг, также с незначительными отклонениями. У 21 могилы установить с достоверностью ориентировку не удалось, ибо ямы целиком перекрывались грабительскими перекопами. Но следует отметить, что и у них больших отклонений от обычной ориентировки, по-видимому, быть не могло.

На площадке могилы располагались рядами, в которых, однако, нет строгой выдержанности - имелись некоторые различия в ориентировке, а также выдвижения отдельных могил из общей линии. Впечатление нестройности рядов еще больше усиливается от многочисленных пустых пространств, не заполненных могилами. Концентрация могил на площадке сравнительно небольшая, в среднем на каждую могилу приходится около 11 кв. м. Для сравнения можно указать удмуртский могильник этого же времени - Мыдлань-Шай, где эта цифра составляла всего около 4 кв. м . Для Больше-Тарханского могильника указанная цифра является средней, фактически же в некоторых местах, у южного края могильника, ряды погребений были более плотными, а в остальных частях обычно расстояние между могилами внутри рядов было очень большое - не менее 1 м, а зачастую 2 и даже 3-5 м. Расстояние между рядами могил также колеблется в пределах 1-3 м, а иногда и больше.

В общем ряды ориентированы в направлении север - юг, иногда с незначительными отклонениями; лишь у северной окраины могильника на площади раскопа VII могилы были расположены рядами в направлении северо-запад - юго-восток.

В южной части могильника можно проследить отдельные группы могил. Является ли это результатом преднамеренного обособления могил определенной группы умерших, связанных, может быть, более тесно узами родства (большая патриархальная семья), или это явление случайное - за неимением сравнительного материала по другим подобным памятникам пока сказать трудно.

Могильные ямы в верхней части имели обычно прямоугольную форму со слегка скругленными углами, иногда же очертания приобретали форму овала (погребения 93, 100, 105, 113. 138, 241 и др.).

Внутреннее устройство ям, связанное со способом захоронения умерших, различно. Совершенно четко выделяется два типа могильных ям - простые грунтовые и ямы с заплечиками. Устройство ям удалось выявить далеко не во всех погребениях (несмотря на то, что везде производилась их двойная профилировка) - в одних погребениях из-за грабительских раскопок, полностью уничтоживших первоначальную форму ям, а в других - из-за слишком малой глубины могил, залегавших целиком в толстом слое чернозема. Всего было прослежено устройство 320 могил.

Простые ямы имеют почти ровные отвесные стенки и ровное дно (рис. 4, 5 ). Форма могилы в какой-то мере определяет и способ захоронения. В простых ямах умершие хоронились, вероятно, в деревянных гробах. Но проследить это удалось лишь в единичных случаях, где сохранились остатки дерева (погребения 22, 33, 85). Лучше всего тлен от деревянного гроба был зафиксирован в детском погребении 85, где на дне овальной могильной ямы, размером 135×40-30 см, четко сохранились следы прямоугольного деревянного гроба размером 105×20 см.

Всего на могильнике вскрыто 233 простых могильных ямы, что составляет немногим более 65% всего количества ям, где удалось проследить их устройство.



Могильные ямы с заплечиками также имеют в верхней части прямоугольные с закругленными углами очертания и почти отвесные стенки, но вдоль продольных стенок у дна могилы оставлены небольшие уступы-заплечики шириной в 10-20 см и высотой 30-40 см, а иногда и до 50 см (рис. 4, 6 ). Таких могил обнаружено 87. Уступы-заплечики в могилах, бесспорно, служили для укладки перекрытия - настила из жердей или досок, хотя в могилах остатки дерева не обнаружены. Надо полагать, что в могилах с заплечиками умершие хоронились без гроба, тело укладывалось прямо в яму, а сверху перекрывалось деревянным настилом, чем и создавалась своеобразная погребальная камера . Отдельные могилы этого типа имеют некоторое своеобразие. Так, в погребении 185 заплечики были очень невысокие - всего 8-10 см, что, конечно, совершенно недостаточно для того, чтобы уложить умершего под настилом. Здесь, по всей вероятности, заплечики сооружались лишь по традиции, захоронение же производилось в гробу.

У нескольких могил (погребения 126, 149, 339) заплечики были устроены не в виде уступа, а скошенных у дна стенок; это также не могло удержать настила. В других случаях (погребения 86, 175, 212, 280, 299) заплечики находились не только вдоль продольных, но и вдоль поперечных стенок могильной ямы. А в парном захоронении 180 яма имела значительные плечики только у поперечных стенок и слева от погребенного.

Своеобразна также группа могил, где заплечики оставлены лишь вдоль одной продольной стенки - южной (погребения 168, 221, 231, 275, 291) или северной (погребения 200, 218, 243). К этой же группе следует отнести могильные ямы 125, 168, 344 с заплечиками неодинаковой высоты. В могильной яме погребения 344 заплечико вдоль южной стенки было устроено на высоте 50 см от дна могилы, а вдоль северной - на высоте 20 см. В этих ямах погребаемые перекрывались, видимо, не горизонтальным настилом, а наклонным. Поперечные планки упирались концом в уступ-заплечико, а верхним прислонялись к стенке могилы, или к более высокому заплечику (кстати, эта группа могил в какой-то мере может свидетельствовать о том, что и во всех остальных могилах с заплечиками настил сооружался из поперечных планок - жердей, досок или плах).

Довольно многочисленна группа простых могил (более 30 - погребения 85, 94, 101, 216, 248 и др.), где один конец ямы несколько шире другого. Разница эта варьирует от 5-8 до 30 см. Чаще всего могильная яма расширена у изголовья захороненного. Среди могил с заплечиками такие простые расширения встречаются редко, но некоторые могилы имеют более сложные формы. В погребениях 33, 58, 75, 204, 322 могильные ямы у дна в изголовье захороненных имели значительные овальные расширения, где были уложены различные вещи (рис. 7), а в погребениях 174 и 190 подобные расширения имелись в обоих концах могильной ямы. Оригинальна форма могилы 143, где несколько ниже уровня плеч погребенного яма имела небольшие уступы. В трех могилах с заплечиками (244, 256, 322) у изголовья захороненных были устроены неглубокие, в 10-25 см, нишфи-подбои, в погребении 196 такие подбои находились в обоих концах могильной ямы, а в могиле 6 - у ног покойника.


Умершие уложены в могилах обычно в средней части так, что пространство, оставшееся в могиле свободным у ног и изголовья, почти одинаково и невелико, хотя в нескольких случаях и здесь имеются значительные отклонения, когда в довольно больших ямах умершие уложены в одном конце - западном (погребения 231, 255, 339) или восточном (погребения 180, 196, 208), а второй оставлен свободным. В некоторых могилах такие свободные пространства были заполнены вещами (рис. 7) - остатками седла, сосудами, костями жертвенной пищи и т. д. (погребения 75, 322 и др.).

Таблица 2. Распределение индивидуальных детских и подростковых погребений по размерам могильных ям

Таблица 3. Сводка размеров могильных ям взрослых индивидуальных погребений (в%) *

* В числителе приведена в процентах доля данной группы внутри типа могил, а в знаменателе - процент по отношению ко всем исследованным могилам (358 погребений).

Таблица 4. Распределение по группам взрослых индивидуальных погребений в простых могильных ямах по их размерам

В погребении 172 яма у дна не сужалась, как обычно, а несколько расширялась, образуя своеобразные боковые подбои. Погребенный здесь лежал также посередине.

Размеры могильных ям в большинстве случаев зависят от роста захороненных и в какой-то мере от конструкции могилы. Представление о размерах могильных ям дают прилагаемые таблицы, к которым можно сделать лишь небольшие замечания.

Детские могилы обычно невелики - длина 60-120 см, ширина не более 50 см, лишь единицы имеют большую ширину (табл. 2). Для погребений подростков характерны могилы длиной 121-180 см при ширине также в пределах 50 и реже 50-70 см. Глубина могильных ям детских захоронений в большинстве случаев 70-100 см, отклонения встречаются редко.

Среди индивидуальных могил взрослых вариации несколько большие (табл. 3-5). Длина могильных ям здесь составляет от 170 до 270 см. ширина - от 40-50 до 85 см. Не всегда длинная могила имеет и значительную ширину, хотя в общем, конечно, такая зависимость все же наблюдается. Так, могила 169 имела размеры 270×85 см, могила 75-266×70-84 см. Половину и даже более составляют могилы средних размеров - длиной от 200 до 250 см и шириной 51-70 см. Значительное число могил имеет длину до 200 см и гораздо реже встречаются крупные могильные ямы длиной более 250 см и шириной свыше 70 см.

Глубина колеблется от 40 до 210 см. Но глубоких могильных ям сравнительно немного. Глубину более 160 см имеют всего 16 погребений. Большая глубина могил не всегда сочетается с большими размерами могильной ямы. Так, наиболее глубокая яма 210 см имела размер 230×60 см (погребение 214). Таких же размеров были и другие ямы глубиной в 190 см (погребения 66, 125, 241). Ямы взрослых индивидуальных захоронений обычно и больше и глубже, чем детских. Сравнивая распределение могил по размерам внутри типов захоронений, можно отметить несколько большие размеры (особенно по ширине и глубине) ям с заплечиками, чем простых ям (табл. 4, 5 ). Так, могил с заплечиками глубиной до 100 см встречается почти в два раза меньше, чем простых, а с глубиной более 160 см могил с заплечиками внутри этого типа почти в три раза больше, чем ям этого же размера у простых могил. Однако резких контрастов в размерах между могилами с заплечиками и простыми ямами все же не наблюдается.

Большинство захоронений индивидуальные; коллективные могилы встречаются как исключение. Из 358 вскрытых погребений лишь 13 относятся к этой категории (табл, 6, 7). Размеры ям коллективных погребений по длине и глубине находятся в пределах описанных выше норм, а ширина их в ряде случаев достигает 100-150 см. Встречены ямы как простые, так и с заплечиками. Коллективные захоронения можно разделить на две группы. К первой относятся одновременные захоронения нескольких умерших в одной яме (рис. 8, а). В таких случаях могила имела всегда большую ширину, а умершие уложены рядом. Обычно в яме погребено двое взрослых (погребения 102, 180, 210, 226, 319), а в двух могилах (165 и 340) одновременно со взрослыми были захоронены и дети. Последние в обоих случаях лежали справа от взрослых около юго-западного угла могильной ямы.

Таблица 5. Распределение индивидуальных взрослых погребений в могильных ямах с заплечиками по их размерам

Таблица 6. Распределение по группам погребений, не сохранивших очертания могильных ям

Другую группу составляют могильные ямы с коллективными, но разновременными захоронениями (рис. 8, 6 ), что достаточно четко удалось проследить как по размерам могильных ям, так и по положению костяков. Хронологический разрыв между захоронениями в одной яме невелик. По-видимому, это члены одной семьи, для погребения которых первоначальная могильная яма, как правило, взрослого умершего, вскрывалась и в нее помещали других умерших.

Среди этой группы коллективных погребений встречаются довольно интересные. Так, в могиле (женское погребение 13), имевшей в глубину 140 см, яма была вскрыта, вероятно, только до уровня крышки деревянного гроба и в северной продольной стенке могилы на глубине 110 см вырыт небольшой подбойчик - ниша, куда поставлен гроб ребенка. В погребении 41, где могила имела заплечики и глубину 140 см, захоронение ребенка произведено у южной стенки на глубине 90 см, вероятно, под настилом, закрывавшим взрослое захоронение. В погребении 121 яма вскрывалась трижды. Вначале здесь был захоронен мужчина. Затем в этой же яме у южной стенки была погребена женщина, впоследствии в середине могилы, между ногами мужчины - ребенок и, наконец, у южной стенки - подросток.

Таблица 7. Распределение групп коллективных захоронений по размерам могильных ям *

* В скобках после номера погребения указано число захороненных. Курсивом выделены могильные ямы с заплечиками.

Дополнительное захоронение было совершено также в уже упомянутом выше парном погребении 102, где умерший подросток был уложен у южной, правой стенки могилы. Интересно погребение 173, где над ранним взрослым захоронением было совершено второе, также взрослое, причем верхний костяк был положен в скорченном положении с сильно подогнутыми нога ми (рис. 8, 6 ). В погребении 199 могила перерезана с южной стороны более поздней ямой, в которой находилось два умерших; последние захоронения надо считать одновременными. В этом погребении хотя и прослеживаются две могильные ямы, но глубина их одинакова и, как у большинства других вводных захоронений, вторичная яма вырыта с правой, южной стороны от ранней могилы (рис. 8, в ). Последнюю черту следует считать вообще характерной для большинства вводных коллективных захоронений.

В могильных ямах костяки лежат обычно на спине, в вытянутом положении. Лишь в нескольких погребениях наблюдался незначительный разворот на правый (погребения 99, 121, 210, 286) или левый бок (погребения 104, 154, 165, 218). Имеется также небольшое число погребений, где костяки лежат на спине, а черепа повернуты влево (погребения 187, 195, 212, 245, 260) или вправо (погребения 96, 249). Поворот головы может быть преднамеренным при захоронении, но не исключено, что это результат смещения костей уже после захоронения.


Ориентировку захороненных удалось установить далеко не во всех могилах. Массовое ограбление погребений, нарушение первоначального положения скелета не позволяет с достоверностью восстановить здесь полную картину. Поэтому более объективными следует считать данные по ориентировке могильных ям, приведенные выше. Большинство ям ориентировано в направлении восток - запад. Среди этих могил лишь в одном случае была установлена ориентировка костяка головой на восток (погребение 7). Больше чем у половины погребений по костякам, сохранившимся целиком или лишь частично, а во многих случаях и по другим остаткам (положение костей животных, сосудов и т. д.), удалось установить, что умершие укладывались головой на запад. Эта ориентировка на могильнике, бесспорно, господствующая. Довольно многочисленны погребения, ориентированные на северо-запад и юго-запад. Большие отклонения от западной ориентировки с приближением к северной (погребения 103, 165, 215) или южной (погребения 291, 299, 334) встречаются крайне редко, а противоположные направления вообще единичны. Кроме отмеченного выше погребения 7, сюда относятся еще погребение 8 с ориентировкой умершего головой на восток-северо-восток и погребение 54 с ориентировкой на юго-юго-восток.

В нескольких могилах Больше-Тарханского могильника были отмечены следы культа огня. Так, под костяками в погребениях 118 и 154 по дну могильной ямы рассыпаны мелкие угольки. В погребении 130 на дне ямы вдоль северных стенок лежали две обугленные доски. В погребении 163 у дна справа от костяка лежала обугленная доска, а в погребении 216 такая же доска лежала слева у изголовья. В парном погребении 180, поперек ног захороненных, была положена обожженная доска шириной 8-10 см. В погребении 95 в могильной яме находился обожженный череп лошади. В общей сложности случаев, когда в могилах находятся обожженные предметы, немного. Связаны ли они с обрядом трупосожжения, существовавшим у предков населения, захороненного на могильнике, или каким-либо иным культом - сказать трудно. Трупосожжений или хотя бы частично обожженных костяков людей на могильнике не обнаружено.

В 79 погребениях Больше-Тарханского могильника найдены различные кости домашних животных - лошади, овцы и, может быть, коровы. Число погребений, где находились кости животных, было больше. Из многих погребений выброшены или унесены не только вещи, но и все кости скелета и, вероятно, кости животных. Но несомненно также, что не все погребения сопровождались костями животных. Достаточно много было вскрыто не разграбленных погребений, где не обнаружено костей домашних животных.

Кости животных в могилах различаются по характеру залегания в погребении и по видам животных, что дает возможность рассматривать два различных обрядовых обычая. Один из них, наиболее широко распространенный, связан с представлением первобытного населения о путешествии в загробный мир. Другой обряд - сопровождение умершего погребальной мясной пищей встречается на могильнике сравнительно редко.


В 62 могилах, что составляет более 17% всего числа исследованных погребений, обнаружены черепа и кости ног лошади (рис. 9, 10 ). Положение этих костей в могилах весьма устойчиво. В 24 случаях, когда эти остатки были обнаружены in situ, они находились в восточном конце могильной ямы над ногами умершего . В простых могилах они лежали несколько выше скелета, а в погребениях с заплечиками - обычно на верхних уровнях заплечиков (рис. 9), что позволяет говорить об их помещении всегда над погребенным и вне могильной камеры или гроба. Череп лошади лежал обычно поперек могильной ямы, а кости ног - поперек или вдоль. В трех могилах положение черепа было иное: в парном захоронении 180 черепа лежали вдоль костяков у ног по углам могилы. В детском захоронении 298 череп и ноги жеребенка лежали вдоль могильной ямы в середине у южной стенки, так же как и в яме 264.

В 35 разграбленных погребениях также были обнаружены остатки черепов и костей ног лошади . Судя по довольно устойчивому обычаю, зафиксированному в ненарушенных погребениях, остатки в этих могилах можно причислить к той же группе.

Кости черепов и ног лошади находятся почти исключительно в погребениях взрослых, обычно мужчин, за исключением детского погребения 298 и разграбленного погребения 264 с небольшой ямой, принадлежавшей ребенку или подростку. Далеко не во всех погребениях взрослых встречаются жертвоприношения костей коня. По всей вероятности, здесь проявляется уже не только этническая традиция, но и социальное расслоение. Видимо, далеко не все имели возможность при смерти сородича убивать коня, и лишь в богатых мужских захоронениях всегда встречаются его кости. Но все же объяснять это только социальной стороной нельзя. С.А. Плетнева, например, подчеркивает, что в одной из групп кочевнических погребений кости коня отсутствуют иногда даже в богатых захоронениях .


Обычай сопровождать умершего захоронением коня или только частями коня имеет широкое распространение у самых различных народов древности. Еще Ибн-Фадлан в главе об огузах, сообщая о погребальном обряде, после описания могильного сооружения, положения умершего и сопровождающих его вещей, пишет: «Потом возьмут его лошадей и в зависимости от их численности убьют сто голов из них, или двести, или одну голову и съедят их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста. И право же, они растягивают все это на деревянных сооружениях и говорят: "Это его лошади, на которых он поедет в рай"» . Если сообщение насчет ста или двухсот голов - несомненно, сильное преувеличение, записанное Ибн-Фадланом со слов информаторов, которые, вероятно, хотели этим подчеркнуть особую роскошь погребения знатных людей, то сведения о захоронении конских голов, ног и хвостов созвучны с погребальным обрядом Больше-Тарханского могильника.

Непосредственно в гробу или погребальной камере находятся лишь остатки заупокойной пищи. В девяти могилах зафиксированы кости барана. Обычно это череп (погребения 248, 307, 308) или череп и кости ног (погребения 205, 322), а иногда кости крестца и хвоста (погребения 143, 325). В могилах эти кости лежат всегда у изголовья и лишь в одном случае (погребение 1) они находились слева у бедра погребенного. Остатки эти находятся, как правило, в мужских могилах, богатых и другим сопровождающим инвентарем.

Точно так же в погребениях 69, 102 череп или только челюсть теленка лежали у изголовья погребенных. Слева у изголовья в погребениях 58 и 210 были крестцы и позвонки лошади или коровы. В погребениях 22, 125, 245 не удалось определить кости из-за их плохой сохранности. Но и здесь они лежали в изголовье. В погребениях 127 и 128 справа у детских костяков лежали птичьи косточки, а в погребении 54 у изголовья были позвонки рыбы.

Интересно отметить, что лишь в единичных случаях (погребения 143, 307, 308, 322) в могилах встречаются совместно остатки, связанные с описанными двумя культами - сопровождение умершего заупокойной пищей и костями коня для загробного путешествия.

Немногочисленность погребений с костями животных в гробу или погребальной камере отнюдь не свидетельствует о том, что у древнеболгарского населения не был распространен обычай сопровождать умерших заупокойной пищей. Но эта пища была, видимо, особая, не мясная. Ибн-Фадлан в уже упомянутой выше главе об огузах пишет, что когда умершего помещают в могилу, то «положат в его руку деревянный кубок с набизом, оставят перед ним деревянный сосуд с набизом» . В Больше-Тарханском могильнике во многих могилах стояли глиняные сосуды, но неоднократно были обнаружены и фрагменты деревянных. Может быть, в тех могилах, где сейчас нет никаких сосудов, стояли в свое время деревянные, не сохранившиеся до нашего времени. Лишь там, где деревянные сосуды имели медные или серебряные оковки (табл. XVIII, 8-12 , 14 , 15 ), сохранились небольшие фрагменты от них. Деревянные сосуды встречаются как в мужских, так и женских захоронениях (погребения 3, 175, 261, 306, 322, 352).

Внутри сосудов при раскопках не обнаружено никаких остатков. Как известно, значение слова «набиз», упомянутого Фадланом, не расшифровано. Но под этим словом, по всей вероятности, надо понимать какой-то особый вид заупокойной пищи. В одном из удмуртских могильников VIII-IX вв. на р. Чепце найденная в медном котелке такая заупокойная пища состояла из жидкой каши . Как мы увидим ниже, большинство сосудов из могил - это узкогорлые кувшины. Трудно допустить, чтобы в них была густая пища, скорее всего какая-то жидкость, может быть, мясной бульон или что-либо подобное. О жидкой пище может свидетельствовать находка в погребении 353 костяной трубки (табл. XVIII, 18 ) от бурдюка, в котором бесспорно была какая-то жидкость. Глиняные сосуды в могилах встречаются гораздо чаще. Так, среди 358 погребений, из которых больше половины разграблено, сосуды или их обломки были обнаружены в 101. Чаще всего в могилу ставился один сосуд, лишь в восьми случаях было по два сосуда (погребения 8, 102, 130, 133, 247, 248, 286, 290), в двух - по три (погребения 165, 224). В разрушенном погребении 250 стояло пять сосудов.

В могилах сосуды ставились обычно в изголовье: справа (29 случаев), слева (15) или прямо за головой (20). Постановка сосудов у ног встречается редко (17 случаев), причем и здесь они обычно стоят с правой стороны. Всего в трех случаях сосуды у ног находились в могильных ямах с заплечиками (погребения 149, 190, 196). Интересно отметить, что из кувшинообразных сосудов только ¼ их поставлена у ног, из горшков - ⅓, а из чашевидных - почти половина. В погребении 225 сосуд стоял на левой стороне живота погребенного.

Глиняные сосуды встречаются как в простых могильных ямах, так и могилах с заплечиками (табл. 8).

Таблица 8. Распределение групп сосудов по погребениям *

* В скобках после номера погребения указано число сосудов одного типа, курсивом - погребения с несколькими сосудами разных типов.

Глиняные сосуды, найденные в могилах, разделяются на три основные группы - гончарные кувшинообразные, лепные горшковидные и лепные чашевидные.

Кувшинообразные гончарные сосуды обнаружены почти исключительно в захоронениях мужчин и женщин (54 могилы). И только в единичных случаях небольшие кувшинообразные сосуды находились в могилах подростков (табл. 8).

Лепные горшковидные и чашевидные сосуды встречаются в массе в детских и подростковых погребениях (30 могил). Причем интересно, что круглодонные чашевидные сосуды найдены только в могилах детей в возрасте до 4-5 лет (табл. 8). Горшковидные сосуды встречены в захоронениях как детей, так и подростков.

В могилы взрослых лепные сосуды ставились очень редко. Так, круглодонные чашевидные сосуды были обнаружены лишь в четырех женских могилах и в погребении 286, где вместе с круглодонным сосудом находился кувшин. Плоскодонные горшковидные сосуды, с достоверностью относящиеся к захоронениям взрослых, были обнаружены лишь в погребениях 225 и 278, во всех же остальных случаях остатки горшковидных сосудов находились в разграбленных могилах, куда они могли быть заброшены из других погребений (погребения 98, 197, 219, 279, 290). Как и чашевидные сосуды, горшки иногда встречаются во взрослых захоронениях вместе с кувшинами (погребения 224, 247, 248).

Связать определенную группу сосудов с типом могильных ям не удается. Абсолютное большинство захоронений детей с сосудами совершено в простых могильных ямах. Исключение составляют погребения 86 и 196, где могилы были с заплечиками. В захоронениях взрослых кувшины встречаются как в могилах с заплечиками, так и в простых могильных ямах. То же самое наблюдается и в тех редких случаях, когда в захоронениях взрослых поставлены горшки или чашевидные сосуды.

Орудий, оружия и украшений в погребениях Больше-Тарханского могильника очень немного. Среди орудий труда в женских могилах наиболее многочисленны глиняные пряслица, найденные в 35 погребениях, обычно у костей стопы, чаще с левой стороны , и лишь в единичных случаях около костей рук (погребения 40, 121, 126). В погребении 175, в котором череп определен как мужской, у ног также лежало глиняное пряслице. Многочисленны в погребениях железные ножи (38 случаев), встречающиеся, однако, исключительно в захоронениях мужчин, а также, вероятно, детей и подростков мужского пола. Ножи в большинстве случаев лежат справа от погребенного в области таза . В свое время они, очевидно, были прикреплены к поясу с правой стороны. Лишь в единичных случаях ножи найдены с левой стороны таза или бедра (погребения 1, 3, 96, 143, 184, 195); в погребении 125 два ножа лежали на груди, а в погребении 110 - под черепом.

В мужских погребениях, обычно с правой стороны захороненного, около таза, лежат кресала и кремни для высекания огня . Изредка встречаются здесь же железные трубки с петлей для трута (погребения 46, 124, 234). Кресала, кремень и трут носились, по-видимому, в холщовом мешочке. В погребении 274 на железной пластине кресала хорошо сохранилась пропитанная окисью ткань. Мешочек с принадлежностями для добывания огня подвешивался к поясу рядом с ножом. В нескольких могилах, где нож находился не справа, как у большинства, а слева, здесь же были кресала и кремни (погребения 184, 308).

Изредка, преимущественно в женских могилах, встречаются железные иглы (погребения 39, 41, 125, 173, 196), находившиеся, очевидно, в деревянном футляре. Не многочисленны находки железных шильев (погребения 224, 225, 357) и единичны небольшой железный серп (погребение 2), железная пешня (погребение 14) и напильник-шило (погребение 143).

В погребении 125 у костей стопы лежал кружок из стенки красного гончарного сосуда и крупный белемнит, расколотый вдоль на две части. На одной стороне кружка - неглубокий желобок, вытертый, судя по следам, белемнитом. Известно, что многие первобытные народы верили в целебные свойства особых камней, в частности белемнитов.

Оригинальная и не ясная по своему назначению вещь найдена в погребении 256. Это небольшой деревянный диск, в центре которого вырезано квадратное отверстие и вставлен кусочек из другого дерева. С обеих сторон отверстие с вставкой закрыто наглухо медными планками: с одной - двумя прямыми, а с другой - трехлучевой (табл. XVIII, 2 ).

Изредка в могилах встречаются амулеты из зубов, обычно клыков, рыбьих позвонков и астрагалов барана (погребения 8, 54, 235, 240, 255, 325, 340).

Среди предметов вооружения наиболее многочисленны железные наконечники стрел, найденные только в мужских погребениях (29 могил). Но стрелы в погребениях имели исключительно магическое, ритуальное назначение, о чем свидетельствует прежде всего их количество, а также размещение в могиле. В большинстве могил лежал всего один наконечник, и без каких-либо следов колчана. Нередко наконечники лежали вместе с кресалом между ног (погребения 100, 124) или у таза (погребение 180), а иногда в изголовье погребенных (погребения 106, 260, 299, 322). По одному наконечнику было также в колчанах из погребений 184 и 195, положенных над левой рукой умерших. По два наконечника стрелы обнаружено в погребениях 33 и 75, где они лежали в изголовье, в последнем - с остатками колчана. В двух могилах с заплечиками (погребения 212, 224) колчан с тремя стрелами лежал на заплечиках, т. е. был положен не в погребальную камеру, а над ней. Может быть, и в других случаях, когда эти остатки находятся на костяках, - это результат положения их вне могильной камеры. Сюда могут относиться стрелы с колчаном, обнаруженные справа у плеча (погребение 55) или поперек груди (погребения 143, 274). Во многих разграбленных могилах также были найдены наконечники стрел, но не более одного-двух . Лишь в одном случае, в погребении 120, в юго-западном углу могильной ямы лежал пучок из четырех наконечников.

В 16 погребениях обнаружены остатки конской сбруи и седел - удила, стремена и пряжки. В могилах эти остатки, как правило, сочетаются с костями коня. Лишь в трех случаях удила и стремена находились в могилах, где не было костей коня (погребения 224, 256, 268), но все эти могилы ограблены. Кости коня обнаружены, как указывалось выше, в значительно большем количестве могил, чем остатки сбруи. Всегда ли в могилу помещали головы и ноги коня вместе со сбруей - трудно сказать, но небезынтересно заметить, что нет ни одной целой неразграбленной могилы с костями коня, в которой бы не было остатков конской сбруи. Лишь в детских погребениях 298, 364, где имелись кости коня, сбруя отсутствовала. По всей вероятности, в большинстве случаев вместе с головой и ногами коня в могилы клали и уздечки, а иногда и седла. Остатки сбруи (удила, пряжки, стремена) лежали в могилах иногда рядом с костями коня (погребения 23, 135, 145, 190), чаще же все это было сложено у изголовья погребенного (погребения 33, 180, 224, 274, 322). Встречались также могилы, где удила находились рядом с головой коня, а стремена - в изголовье погребенного (погребения 75, 143). В тех случаях, когда остатки сбруи лежали рядом с костями коня, они были помещены над погребальной камерой. Следует также отметить, что только в могильных ямах с заплечиками находился полный набор остатков конской сбруи - удила, пряжки и стремена (погребения 33, 75, 135, 143, 180, 190, 322). Во всех же простых могильных ямах были обнаружены только или удила (погребения 10, 23, 71, 256, 145), или стремена (погребение 258). Правда, все эти могилы также подвергались ограблению. В некоторых могилах было только по одному стремени (погребения 75, 135, 180, 190, 268). С двумя стременами погребения встречаются реже (погребения 33, 143, 322, 357).

Украшения и принадлежности костюма, весьма немногочисленные, находятся в погребениях обычно в тех местах, где их носили при жизни - серьги около головы, подвески на груди, пряжка около таза и т. д. Случаев, когда бы эти вещи были специально собраны и сложены отдельно, не наблюдалось.

Примечания

В.Ф. Генинг. Мыдлань-Шай - удмуртский могильник VIII-IX вв. ВАУ, вып. 3. Свердловск, 1962, стр. 69.

В 1963 г. при раскопках Уральской экспедицией курганов раннего железного века у с. Абатска на р. Ишим были вскрыты могилы с заплечиками, где прекрасно сохранилось деревянное перекрытие: поперек ямы на уступы было положено несколько коротких бревен, перекрытых затем вдоль ямы расколотыми толстыми бревнами.

В могилах с заплечиками: б, 28, 33, 75, 82, 119, 135, 143, 161, 190, 301, 308, 339; в простых могилах: 10, 23, 145, 169, 234, 258, 274, 287, 307, 327, 357. Следует отметить преобладание указанных комплексов в могилах с заплечиками.

Погребения 2, 22, 33, 46, 47, 55, 86, 90, 100, 110, 124, 143, 173, 180, 200, 225, 234, 238, 259, 267, 274, 322, 330.

Погребения 6, 10, 122, 141, 211, 219, 277, 307, 310, 313, 340.