Богородичен воскресный глас 2. Тропари дневные на всю седмицу

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Тропари дневные на всю седмицу:

В седмичные (будние) дни совершаются службы ликам, или чинам святых. Каждый день седмицы (недели) посвящен определенной памяти и имеет соответствующий тропарь. Дневные тропари включаются в Последование ко Святому Причащению; желательно также включать их в ежедневное молитвенное правило, в число утренних молитв (удобнее всего в конце их, наряду с тропарями чтимым святым и тропарем Кресту).

В понедельник :

В первый день после Недели (воскресенья), понедельник, Церковь воспоминает Небесные чины бесплотные, которые в соборе святых после Божией Матери, Честнейшей Херувим, занимают первое место и сотворены прежде человека.

Тропарь Небесным чинам бесплотным, Глас 4:

Небесных воинст Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних Сил.

Архистратизи - военачальники (архистратиг - верховный стратег); мы обращаемся к верховным чиноначалиям вышних Сил - предводителям Небесного ангельского воинства. Присно - всегда. Кровом крил - покровом крыл.

Создатель этого тропаря - преподобный Иоанн Дамаскин.

Во вторник :

Вторник посвящен памяти Иоанна Предтечи, который прославляется больше всех человеков (см.: Мф.11:11); в лице Предтечи Церковь прославляет и всех пророков.

Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну, Глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же доалеет свидетельство Господне, Предтече; показал бос я еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземляющаго греха мира и подающаго нам велию милость.

Довлеет - достаточно. Показал бос я еси - ибо ты явился. Показал бос я еси - ибо ты явился. Честнейший - славнейший (достойный наибольшей чести). Вземляюшаго - Взявшего на Себя.

Тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече. - Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (Лк.7:27-28).

Благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию. Проповедь Предтечи была продолжена во аде, где она также предшествовала проповеди Спасителя (пред воскресением). В службе ко дню Усекновения главы Иоанна Предтечи поется: Предвари бо во аде Жизнь, проповедати сущим во тьме и сени смертней сидящим свыше Восток, Христа Бога нашего (стихиры на литии).

В среду и пятницу:

В среду вспоминается предание Господа на смерть и бывают молитвословия и песнопения Животворящему Кресту, так как на нем Господь претерпел смерть за нас. В пятницу (по-церковнославянски - пяток) бывает воспоминание страданий Господа и смерти Его на Кресте. И среда, и пятница - дни, посвященные Кресту Господню, поэтому еще с апостольских времен Церковь сохраняет в эти дни пост.

Тропарь Кресту Господню, Глас 1

Спаси Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство .

В четверг:

В четверг (по-церковнославянски - четверток) воспоминаются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, а в лице его и все святители.

Тропарь святым апостолам, Глас 3

Апостоли святии, молите Милостливаго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь святителю Николаю, Глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Правило - здесь: мерило, образец. Образ - здесь: образец. Яви - явил. Яже вещей истина - есть подлежащее предложения, поставленное в конце его, и означает - познание истины. Высокая - здесь: величие. Богатая - богатство. Священноначальниче - начальник священнослужителей, то есть епископ (звательный падеж).

Этот тропарь является также и общим тропарем святителю - то есть тропарем, который может применяться к любому святителю. Таким образом, святитель Николай предстает пред нами и как "правило и образ" святителя вообще.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина. В пособиях начала ХХ века дается такое понимание этого выражения: яже вещей истина переводилось как "познание истины": "Познание истины сделало тебя для паствы твоей мерилом веры, образцом кротости, учителем воздержания"; Сего ради: ради Христа, для Него (хотя, безусловно, возможно и простое понимание выражения "сего ради" как предлога: "благодаря этому", "поэтому").

Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Приобрел смирением величие (высоту неба), нищетою - богатство (рая). Такого рода противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя (в церковнославянском Евангелии: смиряяй же себе), тот возвысится (Мф.23:12; также Лк.14:11; 18:14); "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор.8:9).

В субботу:

Суббота издревле чтилась как седьмой день по создании мира, когда Господь почил от дел творения, освятил и благословил день. Будучи последним днем седмицы, суббота указует на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому в этот день Церковью вспоминаются все преподобные, мученики и все святые, достигшие вечного блаженного покоя, и совершается служба за умерших.

Тропарь всем святым, Глас 2

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Добре подвиг совершившии и веру соблюдшии… В основе - слова апостола Павла: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (в Славянской Библии: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: напомним, что течение - это бег); а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим.4:6-8).

О усопших, глас тот же :

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости; никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покоя.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

П еред Вами аудиозапись воскресного Богослужения 2-го гласа, состоящая из Всенощного бдения (Великой вечерни, Утрени) и Божественной Литургии.

А удиозапись была произведена в Московском Сретенском монастыре. Богослужение сопровождает монастырский Сретенский хор.

В нынешнем 2018 году воскресные Богослужения на 2-й глас будут проходить: 4 февраля; 17 июня; 12 августа; 7 октября; 2 декабря. Соответственно Всенощное бдение, которое служится в субботу вечером, будет проходить накануне указанных дат.

Н иже прилагается текст воскресных стихир на 2-й глас и воскресный канон.

Н иже прилагаем текст стихир, поемых на Вечерне и Утренне 2-го гласа.

ВЕЧЕРНЯ. ГЛАС 2-Й

Воскресные стихиры на Господи воззвах

П режде век от Отца Рождшемуся Божию Слову, Воплощшемуся от Девы Марии, приидите, поклонимся: крест бо претерпев, погребению предадеся, яко Сам восхоте: и воскресе из мертвых, спасе мя заблуждающаго человека.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

[Прежде веков родившемуся от Отца Богу Слову, воплотившемуся от Девы Марии, давайте поклонимся, ибо Он, Крест претерпев, погребению Себя предал, как Сам восхотел, и воскреснув из мертвых, спас меня –заблуждающегося человека.]

Х ристос Спас наш, еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади, и смерную державу упраздни: поклоняемся Его Тридневному Воскресению.

[Христос, Спаситель наш, рукописание против нас, пригвоздив ко Кресту, изгладил и могущество смерти упразднил. Поклоняемся Его воскресению на третий день.]

С о Архангелы воспоим Христово Воскресение: Той бо есть Избавитель и Спас душ наших, и в славе страшней и крепцей силе, паки грядет судити мiру, егоже созда.

[Вместе с Архангелами воспоем Христово воскресение; ибо Он – Искупитель и Спаситель душ наших, и в страшной славе с мощной силою снова грядет судить мир, который создал.]

С

П рейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси. Вместо столпа огненнаго, Праведное возсия Солнце: вместо Моисея, Христос, Спасение душ наших.

[Прошла тень закона, когда благодать явилась; ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, так Ты, Дева, родила и девою осталась. Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды, вместо Моисея – Христос, спасение душ наших.]

Стихиры на стиховне

В оскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную, и призвал еси Твое создание: Всесильне Господи, слава Тебе.

[Воскресение Твое, Христе Спаситель, просветило всю вселенную, и Ты призвал к Себе Свое создание: всесильный Господи, слава Тебе!]

Д ревом Спасе упразднил еси, юже от древа клятву, державу смерти погребением Твоим умертвил еси, просветил же еси род наш востанием Твоим. Темже вопием Тебе: Животодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

[Древом Ты упразднил, Спаситель, постигшее нас чрез древо проклятие, могущество смерти погребением Своим умертвил, и просветил род наш воскресением Своим. Потому мы взываем Тебе: «Податель жизни Христе, Боже наш, слава Тебе!»]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О чудесе новаго всех древних чудес! Кто бо позна матерь без мужа рождшую, и на руку носящую, всю тварь Содержащаго? Божие есть изволение Рождшееся. Егоже яко Младенца Пречистая, Твоима рукама носившая, и Матернее дерзновение к Нему имущая, не престай молящи о чтущих Тя, ущедрити и спасти души наша.

[О, чудо новое, высшее всех древних чудес! Ибо кто знал матерь, без мужа родившую, и во объятиях носившую все творение Объемлющего? Божий замысел – это зачатие. Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, не переставай молить о чтущих Тебя, да смилуется Он и спасет души наши.]

Тропарь, глас 2-й

Е гда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

[Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вся паче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши Истиннаго; Того моли спастися душам нашим.

[Все превыше ума, все преславны Твои, Богородица, таинства: чистотой запечатленная и девство сохранившая, Ты явилась истинной Матерью, родившей Бога истинного. Его моли о спасении душ наших.]

Канон воскресный, глас 2-й

Песнь 1

Ирмос: В о глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися.

[Некогда погубила во глубине все войско фараоново превосходнейшая сила, воплотившееся же Слово истребило зловредный грех, – препрославленный Господь; ибо славно Он прославился].

Припев: С лава Господи, святому Воскресению Твоему.

М iрский князь Блаже, емуже написахомся, заповеди Твоея не послушавше, крестом Твоим осудися: приразися бо Ти яко смертну: отпаде же власти Твоея державою, и немощный обличися.

[Князь мира, которому мы предались, заповеди Твоей не послушавшись, Крестом Твоим, Благой, осужден; ибо он, напав на Тебя, как на смертного, пал от мощи Твоей власти и изобличен в бессилии.]

И збавитель рода человеческаго, и нетленному животу Начальник в мiр пришел еси: Воскресением бо Твоим раздрал еси смертныя пелены, Еже славословим вси: славно бо прославися.

[Избавителем рода смертного и Начальником нетленной жизни Ты в мир явился; ибо разорвал Ты смерти пелены воскресением Своим, которое все мы славословим, ибо славно прославился].

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

П ревышши явилася еси Чистая Приснодево, всякия невидимыя же и видимыя твари: Зиждителя бо родила еси, яко благоволи воплотитися во утробе Твоей, Егоже со дерзновением моли, спасти души наша.

[Ты явилась высшею всего творения, и видимого, и невидимого, Приснодева чистая; ибо Ты родила Творца, Который благоволил в Твоем чреве воплотиться. Пред Ним со дерзновением ходатайствуй о спасении душ наших.]

Песнь 3

Ирмос: П роцвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

[Расцвела как лилия пустыня, Господи, – языческая бесплодная церковь – с пришествием Твоим; в ней утвердилось мое сердце.]

Т варь в страсти Твоей изменяшеся, зрящи Тя в нищетне образе от беззаконных поругаема, основавшаго вся Божественным мановением.

[Творение во время Твоего страдания изменялось, видя Тебя в уничиженном виде от беззаконников поругаемым, все утвердившего Божественным мановением.]

О т персти по образу мя рукою Твоею создал еси: и сокрушенна паки в персть смертную за грех, Христе сошед во ад, совоскресил еси.

[Из праха по образу Своему Своей рукою Ты сотворил меня, Христе, и снова низведенного в прах смертный чрез грех, сойдя во ад, воскресил с Собою.]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ч ини удивишася ангельстии Пречистая, и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем: темже Тя Богородицу верою чтим.

[Полки Ангелов изумились, и сердца людей вострепетали о рождении от Тебя Христа, Пречистая; потому мы Тебя Богородица, с верою почитаем.]

Песнь 4

Ирмос: П ришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам Господи, воплощься, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

[Ты пришел от Девы не посланник, ни Ангел, но Сам Господь во плоти, и спас всего меня, человека. Потому я к Тебе взываю: «Слава силе Твоей, Господи!»]

П редстоиши судищу яко судимь, Боже мой, не вопия Владыко, суд износя языком: имже страстию Твоею Христе вселенней соделал еси Спасение.

[Стоял Ты на судилище как подсудимый, Владыка Боже мой, не возвышая гласа, произнося народам суд, который через страдания Свои, Христе, Ты сделал для вселенной спасением.]

С трастию Твоею Христе, врагу оскудеша оружия, противным же еже во ад схождением Твоим, грады разрушишася, и мучителева дерзость низложена бысть.

[Страданием Твоим обезоружен враг, и города противников разрушены Твоим во ад сошествием, и дерзость тирана низвержена.]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Т я пристанище спасения, и стену недвижиму, Богородице Владычице, вси вернии свемы: Ты бо молитвами Твоими избавляеши от бед души наша.

[Тебя пристанищем спасения и стеною несокрушимой, Богородица Владычица, все мы, верные, признаем, ибо Ты Своими ходатайствами от бед избавляешь души наши.]

Песнь 5

Ирмос: Х одатай Богу и человеком был еси Христе Боже; Тобою бо Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

[Посредником между Богом и людьми Ты сделался, Христе Боже; ибо чрез Тебя, Владыка, к Источнику света – Отцу Твоему мы доступ получили из ночи неведения.]

Я ко кедры Христе, языков шатание сокрушил еси волею Владыко: яко изволил еси на кипарисе, и на певке, и кедре, плотию совозвышаемь.

[Как кедр, Христе, Ты сокрушил высокомерие врагов, по Своему благоволению, Владыка, на кипарис, и сосну, и кедр добровольно плотью возносимый.]

В рове Христе преисподнем положиша Тя бездыханна мертва: но Твоею язвою забвенныя мертвыя, иже во гробех спящия, уязвен с Собою воскресил еси.

[Во рве глубочайшем положили Тебя, Христе, бездыханным, мертвым; но, уязвленный, Ты, Спаситель, Своими ранами в забвении в гробницах спящих с Собою вместе воскресил.]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

М оли Сына Твоего и Господа, Дево Чистая, на Тя уповающим мир даровати, плененным избавление, от сопротивных настояний.

[Моли Сына Твоего и Господа, Дева чистая, чтобы даровал Он пленным избавление, из враждебных обстоятельств – мирный выход на Тебя надеющимся.]

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли Боже, мя возведи.

[В бездне греховной носимый, непостижимую милосердия Твоего призываю бездну: от гибели Боже меня изведи!]

Я ко злодей Праведник осудися и со беззаконными на древе пригвоздися, повинным оставление Своею даруя кровию.

[Как злодей Праведник осужден и с преступниками к Древу пригвожден, даруя виновным прощение Своею кровию.]

Е динем убо человеком, первым Адамом древле в мiр вниде смерть, и Единем Воскресение Сыном Божиим явися.

[Чрез одного человека – первого Адама смерть в мир некогда вошла, и чрез одного же – Сына Божия явилось воскресение.]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Н еискусомужно Дево родила еси, и вечнуеши Дева, являющи Истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего образы.

[Ты, Дева, не познав мужа, зачала и вечно пребываешь Девою, знаки истинного Божества Сына и Бога Твоего тем являя.]

Кондак, глас 2:

В оскресл еси от гроба, Всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа; тварь же видящи срадуется Тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.

[Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.]

Икос

Т ы еси Свет омраченным, Ты еси Воскресение всех, и Живот человеков, и всех совоскресил еси, смертную державу Спасе разорь, и адова врата сокрушивый Слове: и мертвии видевше чудо чудяхуся, и всяка тварь срадуется о Воскресении Твоем Человеколюбче. Темже и вси славим и поем Твое снизхождение, и мiр Спасе мой, воспевает Тя присно.

[Ты – свет для омраченных, Ты – воскресение всех и жизнь смертных, и всех Ты воскресил с Собою, отняв у смерти власть, Спаситель, и врата ада разрушив, Слово. И мертвые, увидев это чудо, удивлялись; и все творение вместе радуется о воскресении Твоем, Человеколюбец. Потому все мы прославляем и воспеваем Твое снисхождение, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.]

Песнь 7

Ирмос: Б огопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

[Богопротивное веление беззаконного властителя высокое пламя разожгло; Христос же распростер над благочестивыми отроками росу Духа, благословенный и препрославленный.]

Н е терпел еси Владыко, за благоутробие смертию человека зрети мучима, но пришел и спасл еси Твоею кровию, человек быв: Сый благословен, и Препрославлен Бог отец наших.

[Не смог Ты по Своему милосердию, Владыка, человека видеть под властью смерти; но пришел и спас его Своею кровию, став человеком, – благословенный и препрославленный.]

В идевше Тя Христе, оболчена во одежду отмщения, ужасошася вратницы адовы: безумнаго бо мучителя раба, Владыко, пришел еси убити: Сый благословен и Препрославлен Бог отец наших.

[Увидев Тебя, облеченного в одежду мщения, ужаснулись привратники ада, Христе; ибо своенравного раба-мучителя пришел Ты, Владыка, усмирить, – благословенный и препрославленный.]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С вятых Святейшую Тя разумеем, яко Едину рождшую Бога Непременнаго, Дево Нескверная, Мати Безневестная: всем бо верным источила еси нетление, Божественным Рождеством Твоим.

[Святою из святых мы признаем Тебя, как одну, зачавшую неизменяемого Бога, Дева непорочная, Матерь брака не познавшая, ибо источила Ты всем верным нетление чрез Божественное рождение от Тебя Христа.]

Песнь 8

Ирмос: П ещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите вся дела Господня Господа.

[Печь огненная некогда в Вавилоне различные действия являла, по Божественному велению Халдеев опаляя, а верных окропляя росою, воспевавших: «Благословляйте, все творения Господни, Господа!»]

К ровию Твоею Христе, очервлено плоти Твоея зряще одеяние, трепетом ужасахуся многому Твоему долготерпению, ангельстии чини, зовуще: благословите вся дела Господня Господа.

[На одежду плоти Твоей, Христе, кровью Твоею обагренную, взирая, в трепете изумлялись великому Твоему долготерпению полки Ангелов, восклицавшие: «Благословляйте, все творения Господни, Господа!»]

Т ы мое смертное одеял еси Щедре, в безсмертие востанием Твоим. Темже веселящеся благодарственно воспевают Тя избраннии людие Христе, зовуще Тебе: пожерта бысть воистинну смерть победою.

[Ты облек мою смертную природу, Милосердный, в бессмертие воскресением Своим. Потому с ликованием благодарно воспевает Тебя избранный народ, восклицая Тебе, Христе: «Поистине поглощена смерть победою!»]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Т ы Иже Отцу неразлучнаго, во утробе богомужно поживша безсеменно зачала еси, и неизреченно родила еси Богородительнице Пречистая: темже Тя спасение всех нас свемы.

[Ты нераздельного от Отца, Богочеловечески в Твоем чреве обитавшего, зачала без семени и носила неизреченно, Божия Родительница Всечистая: потому мы признаем Тебя спасением всех нас.]

Песнь 9

Ирмос: Б езначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная, тем Всепетую Богородицу величаем.

[Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, воплотившись от Девы, нам явился омраченных просветить, собрать рассеянных. Потому мы всеми воспеваемую Богородицу величаем.]

Я ко в раи насаждено на лобнем Спасе, требогатое древо Твоего пречистаго Креста, кровию и водою Божественною, яко от источника Божественнаго, ребра Твоего Христе, напояемо, живот нам прозябло есть.

[Подобно древу жизни, насажденному в раю, на лобном месте древо треблаженное Твоего, Спаситель, пречистого Креста, кровью и водою Божественною орошаемое как из источника – Божественного ребра Твоего, Христе, – жизнь нам возрастило.]

Н изложил еси сильныя, распныйся Всесильне, и еже низу лежащее во адове твердыни, естество человеческое вознес, на Отчем посадил еси престоле. С Нимже Тебе грядущу покланяющеся, величаем.

[Ты низложил властителей Своим распятием, Всесильный, и, возвысив человеческое естество, пребывавшее глубоко в темнице ада, на престоле его Отчем посадил; Тебя, с тем же естеством грядущего, мы, поклоняясь, величаем.]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Е диницу Тричисленную, Троицу Единосущную православно поюще вернии, славим: непресекомо Пребожественное Естество, трисветлую, невечернюю зарю, Едину нетленную нам свет возсиявшую.

[Единство, тройственное числом, Троицу единосущную, православно воспевая, верные, прославим: нераздельное сверх-божественное Естество, – трижды светлое, немеркнущее Сияние, единую Чистую, свет нам воссиявшую.]

Стихиры воскресные на хвалитех, глас 2:

В сякое дыхание и вся тварь Тя славит, Господи, яко Крестом смерть упразднил еси, да покажеши людем, еже из мертвых Твое Воскресение, яко Един Человеколюбец.

[Все дышащее и все творение прославляет Тебя, Господи; ибо Ты Крестом смерть упразднил, чтобы явить людям воскресение Свое из мертвых, как единый Человеколюбец.]

Д а рекут иудее, како воини погубиша стрегущии Царя; почто бо камень не сохрани Камене жизни? Или Погребеннаго да дадят, или Воскресшему да поклонятся, глаголюще с нами: слава множеству щедрот Твоих, Спасе наш, слава Тебе.

[Пусть ответят Иудеи: как охранявшие Царя воины потеряли Его? Почему не сохранил камень Камня жизни? Или пусть отдадут Погребенного, или поклонятся Воскресшему, вместе с нами возглашая: «Слава множеству милосердия Твоего, Спаситель наш, слава Тебе!»]

Р адуйтеся людие и веселитеся, Ангел седяй на камени гробнем, той нам благовести, рек: Христос воскресе из мертвых, Спас мiра, и исполни всяческая благоухания: радуйтеся людие и веселитеся.

[Радуйтесь, люди, и веселитесь! Ангел, восседавший на камне гроба, он нам радость возвестил, возгласив: «Христос воскрес из мертвых, Спаситель мира, и наполнил все благоуханием. Радуйтесь, люди, и веселитесь!»]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

П реблагословена еси, Богородице Дево, Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.

[Преблагословенна Ты, Богородица Дева, ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, Адам из него возвращен, проклятие лишилось силы, Ева освобождена, смерть умерщвлена и мы исполнились жизни. Потому, воспевая, взываем: «Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!»]

Тропарь воскресный

В оскрес из гроба и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же Себе апостолом Твоим, послал еси я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, Едине Многомилостиве.

[Воскреснув из гроба, Ты расторг и оковы ада, отменил осуждение на смерть, Господи, всех от сетей врага избавив; явившись же Апостолам Твоим, Ты их послал на проповедь и через них мир даровал вселенной, Единый Многомилостивый.]