Преподобный дионисий радонежский. Диони́сий Радонежский

ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
архимандрит (ск. 12.05.1633), родился во Ржеве, образование свое получил в монастыре, куда его поместили родители. По окончании учебы стал священником, но, когда умерли его жена и дети, постригся и был назначен настоятелем Старицкого монастыря.
Сюда был заточен, по низложении Годуновых, патриарх Иов. Архим. Дионисий принял его с почетом, предоставил монастырь в его распоряжение, заботился о нем, как сын об отце. В 1610, после кончины архимандрита Троице-Сергиевой лавры Иоасафа, св. Дионисий назначен на его место. Архим. Дионисий был неутомимым борцом за Отечество, призывая народ встать на его защиту. Тогда же началось знаменитое движение, которое возглавили Козьма Минин и князь Пожарский, освободившие Россию. Однако вскоре преподобный попал в опалу к царю и духовенству за то, что он якобы умышленно искажал толкования богослужебных книг при их переписке. Только благодаря настоянию патр. Иерусалимского Феофана прп. Дионисия освободили из заключения и после восьмичасового пересмотра его дела перед государем, патриархами и огромным собором духовенства он был полностью оправдан и осыпан знаками внимания.
Память прп. Дионисию отмечается 12/25 мая.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ" в других словарях:

    Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский - Дионисий (ум. 15 X 1385 г.) – архиепископ Суздальский и Нижегородский, автор грамоты, инициатор и возможный участник создания Летописи Лаврентьевской. Московский летописец характеризует Д. как «мужа... хитра, премудра, разумна, промышлена же и… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    ДИОНИСИЙ - (ок. 1430/40 между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ)… … Православная энциклопедия

    Святой, архиепископ суздальский, † в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников,… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Дионисий. Митрополит Дионисий Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода) … Википедия

    ДИОНИСИЙ ГРЕК - († 18.10.1425, Ростов), свт. (пам. 23 мая в Соборе Ростово Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский. Наиболее полные сведения о Д. Г. сохранили древнерус. летописи и «Сказание о начале Спасо Каменного монастыря», составленное в посл.… … Православная энциклопедия

    Митрополит Дионисий (в миру Давид; ок. 1300 15 октября 1385, Киев) митрополит Киевский и всея России в 1383 1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Биография Родился около 1300 года в на юге Руси, в Киевских пределах. Кто… … Википедия

    Святой, архиепископ суздальский, умер в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников …

    Архиеп. суздальский, † 1385 г. Память его празднуется 15 окт. и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево Печорском монастыре. По примеру печорских подвижников, выкопал себе пещеру … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века Имя в миру: Варфоломей Рождение … Википедия

Книги

  • Преподобный Кирилл Белозерский , Прохоров Г. (ред.). Преподобный Кирилл Белозерский - личность столь же крупного исторического масштаба, как преподобный же Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит…
  • Преподобный Дионисий Радонежский в русской истории и культуре , Марина Волоскова. В центре внимания автора находится жизнь и деятельность великого подвижника благочестия преподобного Дионисия Радонежского, а также культурная память о нем, сохраняемая в России…

(Зобниновский) родился во Ржеве, там прошло и его раннее детство. Когда же его отец переехал в Старицу, он последовал за ним. Здесь отрока отдали учиться грамоте монахам «Гурию Ржевитянину и Герману Старичанину», и через несколько лет он уже прекрасно знал Священное Писание и церковную службу.

Преподобный Дионисий Радонежский в Старицком монастыре

По всей видимости, именно учителя оказали влияние на выбор прп. Дионисием Радонежским жизненного пути: он женился и стал священником в селе Ильинском, что в двенадцати верстах от Старицы. Через шесть лет скорой смертью умерли его жена и дети, и он «решился, — как пишет игумен Арсений (Завьялов), — схоронить свои мирские надежды в подвижничестве отшельника; отправился в Старицу и там принял монашество в Успенской обители».

В Житии говорится о нем, что «при высоком уме он был всегда бодр и силен, имел красивое лицо и высокий рост, бороду длинную до пояса и широкую; цвет волос русый, глаза светлые и веселые, речь приятную; пением и чтением увлекал слушателей; был кроток и любвеобилен; терпелив и исполнителен в служебных обязанностях». Старицкие монахи получили в нем достойного собрата, а затем и настоятеля.

О кротости и незлобии преподобного Дионисия в особенности свидетельствует следующий случай, рассказанный в «Историческом описании » и относящийся к тому времени, когда преподобный исполнял послушание казначея:

«Однажды вместе с другими братиями он послан был в Москву для церковной надобности, и, между прочим, пришел он на рынок, где продавались книги; глаза всех обратились на него, — и один наглец, видя его высокий рост и красоту лица и молодость, подумал о нем дурное и сказал ему вслух: „Зачем ты здесь, негодный монах?“ Вместо того, чтобы оскорбиться дерзостью, монах отвечал: „Да, брат, я точно такой грешник, как ты думаешь обо мне; если бы я был настоящим иноком, не бродил бы по рынку, прости меня грешного“. Окружающие тронулись смирением инока и обратились с негодованием на дерзкого, называя его невежею. „Нет, братцы, не он невежа, а я; мне надобно знать и помнить, что мое дело сидеть в келии“. Обидевший хотел просить прощения, но инок скрылся. Это был Дионисий, казначей Старицкой обители».

Что касается настоятельства архимандрита Дионисия в Успенском монастыре, то оно было недолгим. Его благочестие и практические таланты были замечены Патриархом Гермогеном, и он приблизил его к себе. Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия II преподобный находился в Москве, при Патриархе, а затем был переведен архимандритом в .

Преподобный Дионисий Радонежский архимандрит Троице-Сергиевой лавры

Троицкая обитель, только что пережившая многомесячную осаду, находилась в то время в крайне стесненном положении. Несмотря на это, отец Дионисий не замкнулся исключительно на интересах монастыря, употребив все возможности для помощи ближним. Вот что писал А. В. Горский (1812—1875) об этом сложнейшем периоде:

«Об тель предлагала кров, пищу и врачевание лишенным крова и изувеченным от врагов. Архимандрит Дионисий убеждал братию и слуг монастырских служить бедствующим, кто чем может; приказал устроить странноприимные домы и больницы в подмонастырных слободах и в селе Клементьеве. Бедные слуги и крестьяне приняли на себя попечение о больных и умирающих. Братия согласились довольствоваться на трапезе овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеницу и ржаной хлеб для раненых. По окрестным лесам и дорогам рассылаемы были люди собирать изнемогших от ран и мучений, и приводить в обитель, или погребать умерших. Старец Дорофей, келейник прп. Дионисия, днем и ночью разносил от него больным и раненым платье, полотенца, раздавал нуждающимся деньги и утешал скорбящих...»

Преподобный Дионисий и формирование Второго ополчения

Активность прп. Дионисия распространялась и на дела государственные. Когда в 1611 году началось восстание против интервентов, он рассылал по городам грамоты, призывая народ объединиться на борьбу с врагом. На помощь Первому ополчению архимандрит выслал 50 монастырских слуг и 200 стрельцов. Ратникам, приходившим в монастырь, троицкие иноки, вдохновленные своим настоятелем, отдавали припасы ржаной и пшеничной муки, сами добровольно переходя на скудный рацион.

Определенную роль сыграл прп. Дионисий и в формировании Второго ополчения. Дважды монастырские старцы отправлялись по его благословению в Ярославль, дабы побудить скорее вести войско на Москву, а 14 августа 1612 года отец Дионисий принимал ополченцев в Троице-Сергиевом монастыре.

Согласно свидетельствам современников, когда троицкая братия во главе с архимандритом вышла провожать войско, поднялся сильный встречный ветер. Это было расценено как дурное предзнаменование, но, после того как преподобный Дионисий благословил ратников и окропил их святой водой, ветер переменил направление.

В 1613 году преподобный с честью встречал Михаила Федоровича Романова, ехавшего в Москву, а спустя полтора месяца участвовал в его венчании на царство.

Дионисий подвергается несправедливому преследованию

В 1618 году архимандрит Дионисий подвергся несправедливому преследованию. Отредактировав по царскому повелению изданный в 1602 году Требник, он заслужил от недоброжелателей из числа троицких же насельников клеймо еретика. С этим обвинением они вышли на Собор 1618 года, осудивший преподобного.

После унижений и даже побоев его заточили в Новоспасский монастырь, где святой, лишенный права совершать богослужения, должен был нести епитимию — класть тысячу поклонов в день. Интересно, что большая часть троицкой братии и в это время сохраняла преданность архимандриту Дионисию: после смерти последнего в его бумагах нашли «утешительное послание» от нее.

Лишь вмешательство Патриарха Иерусалимского Феофана, прибывшего в 1619 году в Москву, спасло преподобного от заточения и дальнейших истязаний. Святитель указал на правильность исправлений, сделанных прп. Дионисием в Требнике, и тот, оправданный, возвратился в Троице-Сергиев монастырь, которым управлял до самой смерти, наступившей в 1633 году.

Почитание преподобного установилось в Троицкой обители и по всему Тверскому краю уже вскоре после его кончины. В 1650-е годы мы находим его имя в святцах, а в конце XIX века в Старицком монастыре во имя прп. Дионисия Радонежского были освящены приделы. В Старице же, среди других реликвий, хранились митра и крест святого архимандрита.

Преподобный Дионисий Радонежский в русской истории и культуре


Марина Волоскова

© Марина Волоскова, 2017


ISBN 978-5-4485-7390-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В числе уроженцев Тверского края ставших великими подвижниками благочестия, оставившими след во всей русской истории, – святые благоверные князь Михаил Тверской и княгиня Анна Кашинская, князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские, преподобный Ефрем Новоторжский, преподобный Макарий Калязинский, преподобный Нил Столобенский преподобный Савватий Оршинский, преподобный Дионисий Радонежский.

Преподобный Дионисий Радонежский занимает особое место в истории Русской Православной Церкви. Он жил в сложный период Смуты. Преподобного Дионисия справедливо будет назвать и Радонежским, и Ржевским, и Старицким, и Зобниновским. Три населенных пункта Тверской области равно считают его своим, особо почитаемым, святым. Также особенно почитается преподобный Дионисий и в Троице-Сергиевой лавре, которую он спасал в Смутное время от поругания.

В нашей работе мы предпринимаем всестороннее изучение его деятельности на фоне историко-культурных событий эпохи и отражения этого в культурной памяти народа, агиографической судьбы преподобного.

Основной источниковой базой стали житие преподобного Дионисия и канон ему, которые были написаны келарем Троицкой лавры Симоном (Азарьиным) и дополнены ключарем московского Успенского собора священником Иваном Наседкой. Первый автор повествует о подвижнической жизни преподобного Дионисия, второй – больше о великих деяниях защиты отечества. «Много побуждений и прежде сего, – говорит келарь Симон, – имел я написать о преподобном и благочестивом муже, о котором ты повелеваешь мне возвестить твоему благородию…»

Также очень важным источником являются «Жития русских святых»: жизнеописание преподобных Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Трифона Печенгского, святителей земли Русской: Иова, патриарха Московского и всея Руси чудотворца, Гурия, Германа, Варсонофия.

Литературным источником, использованным при написании данной работы, можно назвать работу православного духовного писателя и историка Церкви А. Н. Муравьева «Житие преподобного Дионисия».

В числе важнейших трудов, посвящённых преподобному Дионисию, – книга писателя, магистра Московской духовной академии Д. И. Скворцова «Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря», работы О. А. Белобровой и Н. М. Федуковой.

Работа А. В. Шиткова «Место, Богородицей избранное» посвящена истории Свято-Успенского монастыря в г. Старица, в ней дается информация и о тяжелых периодах в жизни обители, например, в Смутное время.

Произведение архимандрита Феофилакта (Моисеева) «Святитель Иов – первый русский патриарх» раскрывает основные вехи жизни первого патриарха Иова, который общался с Дионисием Радонежским в Старицкой обители.

Светский историк Р. Г. Скрынников в своих трудах «Россия в начале XVII в. «Смута» и «Царство террора» создал картину трагического периода в жизни Русского государства – Смуты.

Историк Б. П. Гречев в книге «Русская Церковь и Русское государство в смутные годы: Патриарх Ермоген и архимандрит Дионисий» повествует о знакомстве и сослужении патриарха Гермогена и Дионисия.

О Дионисии Радонежском упоминает историк Ю. Н. Палагин в книге «Зобниновский Дионисий. Писатели и книжники ХIV – ХVIII веков в Сергиевом Посаде».

Примечательна работа историка И. О. Тюменцева «Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.». В ней затронута фигура преподобного Дионисия Радонежского, который являлся архимандритом лавры, он представлен церковным деятелем, сыгравшим важную роль в восстановлении и сохранении Троице-Сергиевой лары, и окружающих ее пределов. Спасая искалеченных, предоставляя приют нуждающимся, архимандрит Дионисий являл собой образец служения Богу и ближним.

В первой главе раскрывается жизнь Давыда в миру, его постриг с именем Дионисий, служение в Старицком Свято-Успенском монастыре; вторая глава посвящена служению Дионисия в Троице-Сергиевой лавре, его подвигам по спасению Отечества в Смутное время; в третьей главе рассказывается о чудесах Дионисия Радонежского, его церковном почитании, о Троице-Сергиевой лавре, о храмах и престолах, освященных во имя преподобного Дионисия, его иконографии, о чудесах преподобного Дионисия Радонежского.

Подвижники благочестия – от преподобного Сергия Радонежского

до преподобного Дионисия Радонежского

§1. Предшественники преподобного Дионисия Радонежского

Великая русская земля всегда славилась подвижниками благочестия, которые оставили значительный след в истории и культуре нашего государства. Это и преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Трифон Печенгский, святители земли русской Гурий, Герман и Варсонофий, первый патриарх Московский и всея Руси Иов, преподобный Дионисий Радонежский и многие другие. Зная русскую историю, нетрудно заметить, что большинство этих имен связаны с Тверской землей.

А начинался путь духовного подвижничества с преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей, 3 мая 1314 – 25 сентября 1392 г.) считается одним из самых почитаемых святых со времен Древней Руси и до настоящего времени. Он основал несколько монастырей, и в первую очередь Троице-Сергиеву Лавру, в народе именуется «игумен земли Русской»1.

Сергий Радонежский жил в эпоху, когда Русь находилась под монголо-татарским игом и боролась за свою независимость от Орды. «Сам Сергий никогда не брал в руки меча, но своим словом вдохновлял воинов на победу»2.

Во время нашествия Мамая на Русь в 1380 г. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал с ним монахов Пересвета и Ослябю. Этим он показал, что Церковь вместе со своим народом сражается на Куликовом поле. Победа над Мамаем на Куликовом поле значительно усилила Московское княжество.

Биограф преподобного Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий подвижник земли Русской родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

Русская Церковь традиционно считает его днем рождения 3 мая 1314 г. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим, Стефаном, и младшим, Петром. В отличие от своих успешных в учебе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учеба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, тот поведал ему свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «Знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание – отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь»3. Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Около 1328 г. сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Преподобный Дионисий Радонежский, в миру Давид Зобниновский, родился около 1570 года в городе Ржеве. Постриженик, а затем настоятель Старицкого Успенского монастыря, во время событий Смутного времени был ближайшим помощником святителя Ермогена, Патриарха Московского . С 1610 года преподобный Дионисий - архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных. В 1611 - 1612 годах совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным (+ 1625) он писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и ко всем ратным людям с призывом ускорить поход на Москву.

Иноческая школа помогла преподобному Дионисию в самых тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым свой внутренний свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. "Не спрашивайте инока о делах иноческих, - говорил преподобный Дионисий, - потому что для нас, иноков, великая беда - открывать тайны мирянам. Есть писано о том, что делается в тайне, да не увесть шуйца твоя... Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность". О глубоких внутренних, испытаниях и постигнутых им тайнах Богопознания можно судить только по тем делам, которые проявлялись, когда обстоятельства принуждали преподобного Дионисия к активной деятельности.

Одним из таких значительных событий было привлечение его к исправлению Богослужебных книг. С 1616 года преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других книгах, изданных в период междупатриаршества (1612 - 1619). Однако ответственные за эти упущения люди обвинили на Соборе 1618 года преподобного Дионисия в еретичестве. Лишенный права священнослужения и отлученный от Церкви, он был заточен в Новоспасский монастырь, где его хотели умертвить голодом. Вмешательство в 1619 году иерусалимского Патриарха Феофана IV (1608 - 1644) и вернувшегося из польского плена патриарха Филарета (1619 - 1633) прекратило его заточение, и он был оправдан. Преподобный Дионисий известен строгим соблюдением монастырского устава, личным участием вместе с братией в монастырских работах и устроением обители после осады Лавры. Житие и канон преподобного написаны келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным и дополнены священником Иоанном Наседкой, сотрудником преподобного Дионисия в деле исправления Богослужебных книг. Преставился преподобный Дионисий 12 мая 1633 года и погребен в Троице-Сергиевой Лавре.


с. 345 ¦ 283. Троица Ветхозаветная.

Начало XVI века. Школа Дионисия 1 .

1 По преданию, сообщенному Ю. А. Олсуфьевым, эта икона связана с именем Дионисия, так же как и обследованная ГТГ в 1935 г. недавно исчезнувшая местная икона церкви в с. Сандырях близ Коломны, изображающая Илью пророка, с житием.

Иконография приближается к Троице Андрея Рублева , но колорит и композиция несколько иные. Голубые тона заменены сине-зелеными и голубовато-зелеными, а красновато-коричневые оттенки - розовато-фиолетовыми. Фигуры ангелов заполняют доску так, что для фона остается значительно меньше места, чем у Рублева. Вохрение плотное, красноватой охрой по оливковому санкирю. Колорит яркий, насыщенный. Краски - голубовато-зеленая, фиолетово-розовая, оливковая, оранжево-желтая с золотом, сине-зеленая. На фоне, по контурам горы, очертания среднего и левого ангелов, а также в левом нижнем углу и на полях - древний левкас с первоначальной живописью вырезан при реставрации в XVIII веке. При раскрытии иконы в 1940-х годах В. Г. Брюсовой красочные поновления вместе с левкасом XVIII века удалены; наложен новый левкас (без живописных добавлений).

Доска липовая, шпонки встречные, врезные. Паволока, левкас, яичная темпера. 132 × 104.

Происходит из Воскресенского собора в Кремле г. Коломны 2 .

2 В первой половине XVI в. епископом коломенским был Вассиан Топорков, принимавший в 1484–1486 гг. участие в возглавленных Дионисием работах по росписям в Иосифовом Волоколамском монастыре (см. В. И. Антонова , Новооткрытые произведения Дионисия в Гос. Третьяковской галерее, М., 1952, стр. 18). Возможно, что Троица - одна из больших икон кафедрального собора коломенского епископа - связана с эпохой Вассиана Топоркова.

Раскрыта в ГЦХРМ в 1945 и в ГТГ в 1949 году В. Г. Брюсовой.

Поступила из ЦГРМ в 1933 году. с. 345
¦