Парацельс - оккультная философия. Агриппа оккультная философия

Свет перемещается с максимально возможной скоростью, применимо к физическому объекту. Темнота исчезает при появлении света и возвращается при его отсутствии. Скорость темноты — это скорость света, но также существуют и другие виды темноты способные перемещаться быстрее скорости света. Например тень. На расстоянии тень становится гораздо большей, чем создающий её объект, но всё ещё напоминает свой…

Это первое в истории изображение черной дыры, а точнее ее тени (так как черная дыра поглощает свет) представленное командой телескопа «горизонт событий» 10-го апреля 2019 года. На фото видно плазму, вращающуюся вокруг сверхмассивной черной дыры в центре галактики М87. Яркая область показывает где плазма движется к нам навстречу. На околосветовых скоростях плазма выглядит ярче, если…

Иссохшие деревья, ржавые ворота, рассыпающиеся камни, одинокий скорбящий. Эти вещи приходят на ум, когда мы думаем о кладбищах. Но не так давно множество захоронений были оживленными местами с цветущими садами и толпами людей, прогуливающихся среди надгробий. Как городское кладбище стало таким, каким оно является сегодня? Некоторые из них существуют на протяжении веков, как крупнейшее в…

Поговорим о кельтах и кельтских жрецах — друидах. Кельты это народ, появление которого относят к шестому веку до нашей эры. В состав кельтов входило множество племен у которых было много общего. Впервые упоминание кельтских племен встречается у Гекатея и Геродота, который обозначил их словом keltoi. Впоследствии это обозначение использовалось всеми греческими авторами вплоть до III…

Не хочешь немного счастья эйфории и радости и абсолютно легально? Просто найди то чем тебе нравится заниматься, делай это регулярно и постепенно увеличивай дозу. Это может быть что угодно: компьютерные игры, листание ленты инстаграма или сериалы. Суть одна — удовольствие. Но если так, то получается мы все на самом деле наркоманы? В целом да. И…

ЛСД, также известный как кислота, это психоделик, который изменяет восприятие и вызывает галлюцинации. Но каким образом он действует и какой эффект оказывает на организм и на мозг в частности? Диэтиламид лизергиновой кислоты синтезировали в 1938 из грибка растущего на ржи. В 1943 немного вещества попало в организм Альберта Хоффмана. Сегодня его называют отцом ЛСД. Он…

Реально ли и вправду испугать кого-нибудь так сильно, чтобы тот умер? Частенько в фильмах мы видим сцены в которых люди умирают от внезапного испуга и всё происходит довольно впечатляюще: громкий крик, исказившееся лицо, широко открытые глаза почти выпадающие из орбит… В общем такую гримасу сложно забыть, но вряд ли кто-то может вспомнить такой пример из…

Оккультная философия считает волосы (как человека, так и животного) естественным восприемником и хранилищем жизненной эссенции, которая часто выделяется вместе с другими эманациями из тела. Они тесно связаны со многими функциями мозга… … Религиозные термины

ВОЛОСЫ - Оккультная философия считает волосы (как человека, так и животного) естественным восприемником и хранилищем жизненной эссенции, которая часто выделяется вместе с другими эманациями из тела. Они тесно связаны со многими функциями мозга например, с … Теософский словарь

- (от лат. occultus тайный, сокровенный) попытка выявить и использовать в практических целях «скрытые» природные силы. О. основывается на убеждении, что все вещи составляют единое целое и между ними существуют необходимые, целенаправленные… … Философская энциклопедия

Субба Роу Subba Row Имя при рождении … Википедия

оккультизм - ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus тайный, сокровенный) «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

- Πυθαγόρας Бюст Пифагора в Капитолийском музее в Риме Дата и место рождения: прим. 570 до н. э. Сидон или Самос Дата и место смерти … Википедия

- (от лат. occultus тайный, сокровенный) общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию (См.… … Большая советская энциклопедия

Оккультизм - (от лат. occultus тайный, сокровенный) совокупное название учений, к рые признают наличие тайных сил в человеке и космосе. О. исходит из предположения, что глубинные сущности вещей не познаются в обычном человеческом опыте, однако они… … Религии народов современной России

Или микрокосмос (от греч. μικρός, малый, и от греч. κόσμος, порядок, мир, вселенная) в античной натурфилософии понимание человека, как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит … Википедия

- (лат. Paracelsus ‘более великий, нежели Цельс’) Ауреол Теофраст, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493 1541) швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еще при жизни ‘Лютером в медицине’.… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Книга Магов , Рохмистрова В.Г.. Предания сохраняют сведения о людях, которым Творец открывал истину. Прикосновение к таинственному свету и позволяло проникнуть в сердцевину всех вещей. Как учит оккультная философия, только…
  • Тайная (оккультная) медицина , . В книге изложены теоретические и практические аспекты или философия эзотерических знаний, собраны наиболее распространенные методы и рецепты народной медицины, касающиеся диагностики и…

Существует три вида миров, а именно, элементарный, небесный и интеллектуальный. Каждый низший мир управляется своим высшим и получает его влияние. Архетип и Верховный Творец сообщает свойства своего всемогущества, открываясь нам в ангелах, небесах, звездах, элементах, в животных, растениях, металлах, камнях, сотворив все эти вещи, чтобы мы ими пользовались. Вот почему маги не без основания верят в то, что мы можем естественно проникать (познавать) по тем же ступеням и по каждому из этих миров до мира самого Архетипа - Производителя всех вещей, который есть первопричина, от которого зависят и происходят вещи. Мы можем пользоваться не только теми свойствами, которые присущи наиблагороднейшим вещам, но сверх того еще и привлекать новые. Мы это делаем, когда пытаемся открыть свойства мира элементарного посредством медицины и натуральной философии, используя различные смеси естественных вещей. Небесные свойства они познают через лучи и влияние небесного мира, следуя правилам и дисциплине астрологов и математиков. Наконец, они укрепляют и утверждают все эти вещи некоторыми святыми религиозными церемониями и могуществом различных духов.

Я постараюсь в трех книгах объяснить порядок, манеру, которые нужно использовать во всех этих вещах: первая - содержит натуральную магию; вторая - небесную и третья - церемониальную. Но я не знаю, смогут ли простить ум, столь ограниченный, как мой и человека, который почти не имел литературы, предприняв с такой смелостью работу столь трудную и столь темную. Я не утверждаю, что вера не добавит ничего к тому, что я говорил и скажу впоследствии, и что все это будет одобрено церковью или ассамблеей Верных.

Глава вторая

ЧТО ТАКОЕ МАГИЯ? КАКОВЫ ЕЕ ЧАСТИ И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОТ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЕЮ?

Магия есть возможность, имеющая очень большую власть, полная возвышенных тайн и заключающая в себе глубочайшее знание вещей наиболее секретных: их натуры, их силы, их качества, их действия, их различия и их отношения, благодаря чему она производит свои чудесные эффекты, соединяя и применяя различные свойства существ высших и низших; это - подлинная наука, философия наиболее возвышенная и наиболее таинственная. Одним словом, - совершенство и свершение всех естественных наук, т. к. вся правильная философия делится на физику, математику и теологию. Физика нас учит натуре вещей, которые существуют в мире, их причинам, их временам, различиям мест, их свойствам и их состояниям, и с точностью отыскивает их части и все, что служит их улучшению согласно таким стихам:

«Каковы элементы, входящие в состав естественных вещей? Каково действие тепла Земли и Воздуха и как оно происходит? Откуда ведут свое происхождение небеса? Отчего морские отливы и радуга различных цветов? Что придает облакам свойства вызывать громовые раскаты, или откуда исходит молния, падающая сквозь воздух? Какова таинственная причина, которая нас заставляет видеть вспышки в ночи и кометы, и какова та скрытая мощь, которая заставляет содрогаться землю? Отчего происходят золотые и железные месторождения, и это потаенное свойство секретов натуры?»

Физика, которая является спекулятивной наукой о естественных вещах, содержит в себе и включает в себя все три вещи и все то, что говорит Вергилий помимо этого в своих стихах:

«Откуда происходят различные виды людей и зверей, так же как Дождь и Огонь? Откуда землетрясения и почему море повышается и разливается, несмотря на препятствия, которые оно может встретить и затем отступает к своему центру? Что нам дает возможность познавать травы, храбрость и ярость диких зверей, все различные виды плодов, камней и рептилий?»

Что касается математики, то она, очевидно, дает нам возможность познавать природу, протяженную в трех измерениях и дает понимание движения и хода небесных тел, следуя этим стихам:

«Она нам позволяет знать, насколько движение звезд быстро: что заставляет темнеть луну и, что заставляет нас терять свет солнца». И вот что говорит Вергилий: «Почему солнце направляется двенадцатью мировыми знаками, разделенными на определенные части; нужно видеть пути неба и звезд, эклиптики солнца и луны, Плеяды, Гиады и две Медведицы; почему солнце заходит так рано зимой, и откуда такая продолжительность ночей?»

Все это узнают, благодаря математике, потому «математическим мышлением можно предвидеть различные изменения времени, знать сезон посевов, когда нужно лучше открывать навигацию, или выкапывать деревья в лесах».

Теология учит нас, что такое Бог, каковы ангелы, духи, демоны, душа, мысль, религия, таинства, церемонии, храмы, праздники; она толкует о вере, о чудесах, о свойствах слов и фигур, о секретных операциях и таинственных знаках и, как говорит Апулей, она учит нас правилам церемоний, которых религия требует, разрешает или запрещает. Для того, чтобы сделать заключение в немногих словах, - Магия, единственная, включает эти три вида столь могучих наук в своих чудесах, соединяет их воедино и вводит в практику.

В этом смысле древние чтили ее как наиболее возвышенную и наиболее достойную их поклонения.

Ее применяли авторы самые знаменитые, главные среди которых, - Замолксис и Зороастр, - так сильно выделяются, что многие из изобретателей этой науки: Аббарис, Гиперборей, Дамжерон, Эвдокс, Гермипп следовали по их стопам, а другие прославленные авторы, как Трисмегист Меркурий, Порфирий, Ямвлих, Плотин, Апполоний Тианский и Осфаней очень хорошо писали об этой науке. Кроме того, Пифагор, Эмпедокл, Демокрит, Платон и многие из наиболее значительных философов делали большие путешествия, чтобы ее изучить и, возвратившись, подчеркивали свое уважение к ней и держали ее в большом секрете. Известно, что Пифагор и Платон ездили в святилища Мемфиса, чтобы ее изучать, и что они проехали почти всю Сирию, весь Египет, Иудею, школы Халдеев, чтобы не быть в неведении относительно великих и таинственных принципов магии, и чтобы овладеть этой божественной наукой.

Итак, нужно, чтобы те, кто хотят постараться изучить эту науку, в совершенстве владели физикой, которая объясняет качества вещей, и в которой находятся секретные свойства любого существа; чтобы они хорошо знали математику, познающую звезды, их аспекты и их виды, т. к. от них зависит свойство и способность любой вещи, и чтобы они хорошо слушали теологию, благодаря которой познают нематериальные субстанции, которые распределяют и управляют вещами, чтобы обладать возможностью понимать Магию, т. к. не может быть никакой совершенной работы в магии, ни даже настоящей магии, которая не заключала бы в себе всех трех этих способностей.

Глава третья

О ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТАХ, ИХ КАЧЕСТВАХ, КОМПОЗИЦИИ И СМЕСИ

Существуют четыре элемента, которые составляют главные основы всех телесных вещей: Огонь, Вода, Земля и Воздух, из которых все вещи образовались не способом собирания вместе, но посредством трансмутации и объединения, и к которым они возвращаются, когда разлагаются. Итак, не существует никаких чувственных элементов, которые были бы чистыми, но они более или менее смешаны и способны к трансформации друг в друга так, что земля, обращаясь в грязь и растворяясь, изменяется в воду, а огрубевая и сгущаясь, она изменяется в землю, а затем, испаряясь, благодаря жару, она изменяется в воздух, и этот воздух, будучи очень нагретым, меняется в землю, или в камень.

Платон полагает, что земля совершенно трансмутабельна, и что другие элементы трансмутабельны в ней и взаимно друг в друга. Земля, однако, отделяется от элементов более тонких без трансмутации, но будучи растворенной или смешанной с тем, что ее заставляет раствориться, она принимает свою первоначальную форму.

ФОНД ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МИРА

Т. Субба Роу

ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Москва «Сфера» 2001
ББК 87.3 С 89 Перевод с английского Ю.А.Хатунцева Художник Д.Верзун

Примечания Е.А.Логаевой Ю.А.Хатунцева C89 Т.Субба Роу Оккультная философия. Перев. с англ. - М.: Издательство Духовной Литературы, 2001. - 576 с.

Впервые на русском языке в таком большом объеме представлены эзотерические сочинения Т Субба Роу (1856-90), талантливого автора, известного философа-адвайтиста, самого блестящего и эрудированного из теософов Индии того времени По мнению Е П Блаватской, он обладал ок­культным знанием даже более совершенным, чем она сама

В книгу вошло множество статей и очерков, опубли­кованных в журналах «Theosophist» и «Lucifer» В них с точки зрения индийского ученого брамина и философа рас­крываются такие темы, как классификация принципов, веданта и теософия, эзотерические учения, Учителя и Те­ософское Общество, а также многие другие

ISBN 5-93975-033-8

© Издательство Духовной Литературы 2001. ® «Сфера» 2001.


ОТ РЕДАКЦИИ

«Истинный адвайтист школы веданты и оккультист... приверженец эзотерической, подлинной брахманской ве­ры 1 , блестящий молодой юрист и чела Махатмы Мориа, Т.Субба Роу оставил после себя уникальное и интересней­шее наследие Его статьи и лекции о «Бхагавадгите», иссле­дования по вопросам эзотерических учений, веданты, тео­софии, эзотерической астрологии, древней Религии-Муд­рости, оккультной философии вызывали неподдельное удив­ление и восхищение его поистине уникальными знаниями у всех, кто с ним встречался. «Никто не мог сравниться с ним в умении распознавать истинный дух Древней Мудро­сти», - писал о нем Г.С.Олькотт, один из основателей Тео­софского Общества

Т.Субба Роу родился в 1856 г в Коканаде (Индия) и до 1881-1882 гг. был обычным индусом, получившим англий­ское образование, ничем не выказывая признаков облада­ния каким-либо мистическим даром Закончив колледж, Субба Роу поступил на службу адвокатом. В то время он вообще не был знаком с литературой на санскрите и был совершенно равнодушен к мистике, метафизике и священ­ным писаниям Индии.

Однако после его знакомства с «Разоблаченной Изидой» и ее автором, Е.П Блаватской, «словно кладовая давно забытого оккультного опыта распахнулась перед ним он вспомнил свое предшествующее воплощение, он узнал сво­его Гуру и с тех пор общался с ним и другими Махатмами, с одними - непосредственно, с другими - в иных местах и посредством писем... К нему вернулись накопленные им знания санскритской литературы...» 2

Вскоре он занял заметное место в недавно образовав­шемся Теософском Обществе. Е.П.Блаватская почитала его равным себе в учености, и в ее отсутствие Субба Роу вел дела журнала «Theosophist». Именно в те годы и были на­писаны бесценные статьи, очерки, некоторые из которых явно были созданы под влиянием Учителя.

Е.П.Блаватская и Т.Субба Роу были учениками одного Учителя и неудивительно, что именно к нему она обрати­лась для совместной работы над «Тайной Доктриной». Од­нако Субба Роу неожиданно отказался от этой работы и вы­ступил против предложенной Е.П.Блаватской классифика­ции принципов. Полемика вокруг этого вопроса подробно отражена в данной книге.

Причина такого неожиданного поворота объяснялась просто: «Вы виноваты в самом страшном из всех преступ­лений. Вы выдали наиболее священные и сокровенные из наших оккультных тайн. Лучше пожертвовать вами, неже­ли тем, что никогда не предназначалось для европейцев».

В 1888 г. Субба Роу вышел из Теософского Общества. Вскоре у него началась тяжелая болезнь непонятного про­исхождения и, не дожив до 34 лет, в 1890 г. он умер.

Несмотря на обширные оккультные познания и пони­мание скрытых опасностей, подстерегающих истинного оккультиста, Субба Роу, пожалуй, все же стал жертвой не­которых из них. Бесспорно он был одним из самых ценных сотрудников раннего периода теософского движения, ибо через него Учителя передали миру некоторые свои учения, параллельно с теми доктринами, что шли через Е.П.Блаватскую.

Предлагаемая читателю книга - уникальный дар, не теряющий своего значения и по сей день, как, впрочем, и любое истинное знание. Глубокие знания, которыми про­никнута каждая фраза, делают эту книгу бесценным кладе­зем для всех, изучающих эзотерические учения Индии, для всех, искренне интересующихся историей и духом Индии.

СТАТЬИ
ДВЕНАДЦАТЬ ЗНАКОВ ЗОДИАКА

Деление Зодиака на различные знаки восходит к незапамятной древности. Оно получило всемирное признание и встречается в астрологических системах различных народов. Изобретение Зодиака и его зна­ков приписывалось различными знатоками древ­ности разным народам. Некоторые утверждают, что вначале было всего лишь десять знаков, но позднее один из них был разделен на два отдельных знака и что к этому числу был добавлен еще один, новый знак, чтобы сделать эзотерическое значение данного деления более глубоким и в то же время еще надеж­нее скрыть его от непосвященной публики. Весьма возможно, что подлинная философская концепция этого деления обязана своим происхождением ка­кому-то определенному народу и что наименования, данные различным знакам, могли быть впоследствии переведены на другие языки. Однако основная цель этой статьи заключается не в том, чтобы определить, какому именно народу принадлежит честь изобрете­ния знаков Зодиака, а в том, чтобы определить - в некоторой степени - истинный философский смысл, заключенный в них, а также метод, позволяющий раскрыть прочие их значения, все еще остающиеся тайными. И все же из того, что будет здесь сказа­но, можно сделать вывод, что, подобно многим дру­гим философским мифам и аллегориям, Зодиак и его знаки обязаны своим изобретением Древней Индии.

Что же, в таком случае, послужило подлинным источником происхождения этих знаков; и какова та философская концепция, которую Зодиак и его знаки должны были олицетворять? Указывают ли различные знаки только на форму или конфигура­цию разных созвездий, включенных в это деление, или же они - просто маскировка, предназначен­ная для сокрытия некоего сокровенного значения? Первое предположение абсолютно неприемлемо по двум причинам, а именно:

Индусы были знакомы с прецессией точек рав­ноденствия*, в чем легко можно убедиться, прочитав их труды по астрономии и изучив составленные ин­дусскими астрономами календари. Следовательно, они были вполне осведомлены о том факте, что со­звездия в различных подразделениях Зодиака вовсе не являются неподвижными. И потому они не мог­ли приписывать определенные формы этим пере­мещающимся группам соседствующих друг с дру­гом звезд, называя их подразделениями Зодиака. Но названия, обозначающие зодиакальные знаки, все
время оставались неизменными. Поэтому мы долж­ны заключить, что названия, данные различным зна­кам, не имеют никакого отношения к конфигураци­ям созвездий, в них включенных.

Названия, данные этим знакам древними санскритскими авторами, в их экзотерическом или бук­вальном значении выглядят следующим образом:

Меша - Баран, или Овен (Aries).

Ришабха - Бык, или Телец (Taurus).

Митхуна - Близнецы (Gemini)(мужчина и женщина).

Каркатака - Краб, или Рак (Cancer).

Симха - Лев (Leo).

Канья - Дева (Virgo) 1 .

Тула - Весы (Libra).

Вришчика - Скорпион (Scorpio).

Дханус - Лучник, или Стрелец (Sagittarius).

Макара - Крокодил, или Козерог (Capricornus)

Кумбха - Водонос, или Водолей (Aquarius).

Мина - Рыба, или Рыбы (Pisces).

Формы созвездий, включенных в состав Зодиака, в то время, когда впервые было произведено раз­деление знаков, отнюдь не походили на формы зве­рей, пресмыкающихся и прочих объектов, обознача­емых данными им названиями. В истинности этого утверждения можно убедиться, изучив формы этих созвездий. Если только форма крокодила 2 или рака не будет заблаговременно вызвана фантазией на­блюдателя, то очень мала вероятность, что сами звез­ды подскажут его воображению именно эту фигуру на синем куполе звездного небосвода.

Значит, если сами созвездия не имеют ничего об­щего с происхождением названий, которыми обозна­чены зодиакальные деления, то мы должны искать ка­кой-то другой источник, который мог вызвать появ­ление этих наименований. И, следовательно, моей целью становится частичное раскрытие той тайны, которая связана с этими зодиакальными знаками, а также выявление части той возвышенной концепции древней индусской философии, которая их породи­ла. Знаки Зодиака обладают более чем одним значе­нием. Прежде всего, они представляют различные стадии эволюции - вплоть до того времени, когда нынешняя материальная Вселенная с ее пятью эле­ментами вступила в свое проявленное существование. Как заявляет во втором томе своего замечательного труда автор «Разоблаченной Изиды», «необходимо повернуть ключ семь раз», чтобы понять всю фило­софию, лежащую в основе этих знаков. Но я поверну его лишь один раз и передам содержание только пер­вой главы Истории Творения. К большому счастью, санскритские названия, отнесенные к различным де­лениям Зодиака арийскими философами, содержат внутри самих себя ключ к разгадке этой проблемы. Те из моих читателей, которые хотя бы немного изу­чали древние индийские «Мантра-шастры» и «Тан-тра-шастры» 1 , 3 наверняка заметили, что очень часто санскритские слова образованы так, чтобы передать определенное скрытое значение с помощью извест­ных, заранее разработанных методов и условных обо­значений, тогда как их буквальный смысл представляет собою нечто совершенно отличное от подразумева­емого значения. Ниже изложены некоторые правила, которые могут помочь исследователю раскрыть глубин­ное значение древней санскритской терминологии, встречающейся в древнеарийских мифах и аллегориях:

Найдите синонимы исследуемого слова, имею­щие также и другие значения.

Найдите числовое значение составляющих слово букв, пользуясь методами, изложенными в древ­них тантрических сочинениях.

Исследуйте древние мифы и аллегории, если таковые имеются, связанные с разбираемым словом.

Переставьте различные слоги, составляющие это слово, и исследуйте образующиеся при этом новые комбинации, их значения и т.д., и т.п.

А теперь я применю некоторые из вышеизло­женных правил к названиям двенадцати знаков Зодиака.

I.Меша. Один из синонимов этого слова - Аджа. Сейчас Аджа буквально означает нечто, не имею­щее рождения, и в некоторых частях упанишад слу­жит эпитетом Вечного Брахмана. Таким образом, первый знак предназначен для обозначения Парабрахмана - самосущей, вечной и самодостаточной причины всего.

II.Ришабха. Это слово употреблено в нескольких местах в упанишадах и Ведах со значением пранава (Аум). Шанкарачарья таким же образом разъяснял его в некоторых частях своего комментария.

Митхуна. Как ясно указывает само слово, этот знак предназначен для обозначения первого гермафродита - Ардханаришвары, двуполой сефиры Адама Кадмона.

Каркатака. Если слоги этого слова превра­тить в соответствующие числа, согласно общерас­пространенному методу преобразования, столь часто упоминаемому в «Мантра-шастре», то оно будет представлено как ////. Следовательно, этот знак предназначен для того, чтобы олицетворять свя­щенную Тетраграмму; Парабрахматараку; пранаву, разделившуюся на четыре отдельных существа, со­ответствующие ее четырем матрам; четыре авастхи, а именно: джаграта авастха (бодрствование), свапна авастха (сон), сушупти авастха (глубокий сон) и турия авастха (последняя стадия, т.е. нирва­на, - пока что в потенциале); четыре состоянияБрахма, называемые Вайшванара, Теджаси (или Хираньягарбха), Праджна и Ишвара и олицетво­ряемые Брахмой, Вишну, Махешварой и Садашивой; четыре аспекта Парабрахмана: стхула, сукшма, биджа и сакши; четыре стадии, или состояния, свя­щенного слова, называемые пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари; Наду, Бинду, Шакти и Калу. Этот знак завершает первую четверку.

V. Симха. Это слово заключает в себе целый ок­культный мир; и было бы неблагоразумно с моей стороны раскрывать прямо сейчас все его значения. В данном случае будет достаточно дать общее пред­ставление о его смысле.

У него есть два синонима - Панчасья и Хари, и его номер в порядке зодиакальных делений (а это пятый по счету знак) ясно указывает на первый из них*. Этот синоним - Панчасья - показывает, что данный знак служит для обозначения пяти Брахм, а именно: Ишаны, Агхоры, Татпуруши, Вамадэвы и Садьоджаты (пять Будд). Второй синоним указывает на то, что это Нараяна, Дживатма, или Пратьягатма. («Сукха-рахасья-упанишада» указывает на то, что древнеарийкие философы рассматривали Нараяну как Джи­ватму 1 . Вайшнавиты* могут не признавать этого. Но, будучи адвайтистом, я рассматриваю Дживатму как идентичную с Параматмой в ее подлинной сущнос­ти, т.е. если отбросить ее иллюзорные атрибуты, ко­торые создает аджнана, или авидья, - невежество.) Дживатма не случайно помещена в пятом знаке, счи­тая от Меши, так как пятый знак есть путрастхана, или дом сына, согласно законам индусской астроло­гии. Рассматриваемый знак символизирует Дживатму, являющуюся, так сказать, сыном Параматмы. (Я могу также добавить, что он символизирует истинного Христа, помазанный чистый дух, хотя миссионеры могут неодобрительно отнестись к этому толкова­нию.) 1 а А еще я добавлю здесь, что если не постичь в полной мере природу этого знака, то невозможно понять истинный порядок следующих трех знаков и их исчерпывающее значение. Элементы, или сущно­сти, имеющие лишь потенциальное существование в этом знаке, становятся отдельными, самостоятельны­ми сущностями в следующих трех. Их объединение в единое существо ведет к разрушению феноменальной вселенной и признанию чистого духа, тогда как их разделение дает противоположный эффект. Оно ве­дет к материальному, ограниченному земному суще­ствованию и создает целую картинную галерею авидьи (невежества) или майи (иллюзии). Если правиль­но понять истинную орфографию названия, которым обозначается рассматриваемый знак, то легко будет заметить, что следующие три знака вовсе не являют­ся тем, чем должны быть. Канья, или Дева, и Вришчика, или Скорпион, должны составлять один един­ственный знак; а Тула должна следовать за этим упо­мянутым знаком, если вообще необходимо иметь отдельный знак с таким названием. Но разделение Каньи и Вришчики было достигнуто путем подста­новки знака Тула между ними. Цель данного разде­ления будет ясна после рассмотрения значений этих трех знаков.

Канья означает «дева» и символизирует Шакти, или Махамайю. Этот знак представляет собой шестую раши, или деление, и указывает на то, что в Природе существуют шесть первичных сил. Эти силы имеют различные групповые варианты названий в санскритской философии. Согласно одной системе обозначений, их называют следу­ющими именами:

парашакти;

джнанашакти;

иччхашакти (сила воли);

крийяшакти;

кундалинишакти;

матрикашакти 1 .

Эти шесть сил в их совокупности представлены астральным светом 2 .

VII. Тула. Будучи представленным в виде чисел, в соответствии с вышеупомянутым методом, это слово превращается в 36. Таким образом, этот знак, очевидно, предназначен для обозначения 36 таттв. (Число таттв разнится в представлениях различных философов; но большинство шактейев и некоторые древние риши, такие, как Агастья, Дурваса, Парашурама и др., указывали, что число таттв - имен­но 36.) Дживатма отличается от Параматмы или, излагая то же самое другими словами, «Баддха» от­личается от «Мукты» 3 тем, что первая, так сказать, заключена в этих 36 таттвах, тогда как другая - свободна. Этот знак приготавливает путь земному Адаму - Наре. И как символ Нары он совершенно правильно помещен на месте 7-го знака.

VIII. Вришчика. Древними философами указано, что солнце, когда оно расположено в этой раши, или знаке, называется именем Вишну (см. 12-ю скандху «Бхагаваты»). Этот знак предназначен для обозначения Вишну. Вишну буквально означает то, что расширяется, - расширяется как Вишва, или вселенная. Собственно говоря, Вишва это и есть Вишну (см. комментарий Шанкарачарьи к «Вишнусахасранаме»). Я уже намекал на то, что Вишну символизирует свапна авастху, или состоя­ние сна. А рассматриваемый знак, собственно, озна­чает вселенную в мыслях или вселенную в божест­венном представлении.

Он правильно помещен как знак, противопо­ложный Ришабхе, или пранаве. Анализ, начиная от пранавы и далее вниз, ведет к универсуму мысли; тогда как синтез от последнего вверх ведет к пра­наве (Аум). Теперь мы подошли к идеальному со­стоянию вселенной, предшествующему ее вхожде­нию в материальное существование. Расширение биджи, или первоначального зародыша, во вселен­ную возможно лишь тогда, когда 36 таттв 1 помещены между майей и дживатмой. Состояние сна вы­зывается действием этих таттв. Именно существо­вание этих таттв служит причиной существования Хамсы. Устранение этих таттв отмечает начало синтеза в сторону пранавы и Брахмы и превраща­ет Хамсу в Сохам". Поскольку необходимо было отобразить различные стадии эволюции - от Брах­мы вниз до материальной вселенной, - то эти три знака: Канья, Тула и Вришчика - как раз и были размещены в том порядке, в каком они теперь сто­ят, как три отдельных зодиакальных созвездия.

IX.Дханус (Стрелец). Представленное в виде чисел, это название эквивалентно 9, а рассматри­ваемый раздел как раз и является 9-м, считая от Меши. Следовательно, этот знак ясно указывает на девять Брахм - девять Праджапати, которые помогали Демиургу в созидании материальной все­ленной.

X.Макара. Имеются некоторые трудности в ис­толковании этого слова; но, несмотря на это, оно со­держит в самом себе ключ к правильной интерпрета­ции. Буква ма равнозначна числу 5, а кара означает рука. На санскрите трибхуджа означает треугольник, а бхуджа или кара (слова- синонимы) употребляются в значении «одна сторона». Таким образом, Макара, или Панчакара, означает пятиугольник 2 .

Далее, Макара - это 10-й знак, а термин Даша-диша обычно употребляется санскритскими автора­ми для обозначения граней, или сторон, вселен­ной. Рассматриваемый знак, таким образом, дол­жен отображать грани вселенной и указывать на то, что форма вселенной ограничена пятиуголь­никами. Если мы примем эти пятиугольники за правильные (на том основании или предположении, что вселенная сконструирована симметрично), то фор­мой материальной вселенной, таким образом, будет двенадцатигранник - геометрическая модель, ими­тируемая Демиургом при создании этой вселенной. Если Тула была изобретена позже и если вместо трех знаков - Канья, Тула и Вришчика - прежде существовал лишь один знак, объединявший в себе Канью и Вришчику, то в старой системе рассматри­ваемый знак был восьмым; и важным фактом явля­ется то, что санскритские авторы обычно говорят также об аштадиша, или восьми гранях, ограничивающих пространство. Вполне возможно, что число диша изменилось с восьми до десяти, когда перво­начально существовавший знак Дева-Скорпион был разделен на три отдельных знака.

Опять-таки, кару можно рассматривать как обо­значение выступающих треугольников пятиконеч­ной звезды. Эту фигуру также можно назвать свое­го рода правильным пятиугольником (см. Todhunter, Spherical Trigonometry, p. 143). Если принять это толкование, то данная раши, или знак, олицетворя­ет «микрокосм». Но «микрокосм», или мир мысли, по-настоящему представлен Вришчикой. С объек­тивной точки зрения «микрокосм» представлен че­ловеческим телом. Макара может рассматриваться как одновременно олицетворяющий микрокосм и Макрокосм как внешние объекты восприятия.

В связи с этим знаком я хотел бы указать на не­сколько важных фактов, которые я представляю на рассмотрение тех, кто интересуется изучением древ­них оккультных наук Индии. Древние философы обычно полагали, что Макрокосм похож на мик­рокосм тем, что тоже имеет стхулашариру и сукш-машариру. Видимая вселенная - это стхулашарира Вишвы, но древние философы считали, что субстра­том этой вселенной является другая вселенная - вероятно, мы можем назвать ее вселенной астрально­го света - реальная вселенная ноуменов, так ска­зать, душа этой видимой вселенной. В некоторых фрагментах Вед и упанишад смутно намекается на то, что эту скрытую вселенную астрального света следует представлять себе двадцатигранником. Меж­ду двадцатигранником и двенадцатигранником существует весьма необычная и интересная связь, хотя эти фигуры кажутся очень непохожими одна на дру­гую. Эту связь можно увидеть в нижеизложенной геометрической конструкции.

Опишите сферу вокруг двадцатигранника, от цен­тра сферы проведите перпендикуляры к его граням и продолжите их до соприкосновения с поверхностью сферы. Теперь, если соединить эти точки пе­ресечения, то внутри сферы образуется двенадца­тигранник. Аналогичным способом из двенадцати­гранника можно построить двадцатигранник. (См. Todhunter, Spherical Trigonometry, p. 141, art. 193.) Сконструированная вышеуказанным образом фигу­ра представит материальную вселенную и вселен­ную астрального света в том виде, в каком они су­ществуют на самом деле. Однако я не буду сейчас рассказывать о том, как вселенную астрального све­та можно рассматривать в символическом свете двадцатигранника. Скажу лишь, что на эту концеп­цию арийских философов не следует смотреть как на пустую «теологическую болтовню» или же на по­рождение необузданной фантазии. Истинное значе­ние рассматриваемой концепции может быть, как мне кажется, разъяснено ссылкой на психологию и естественные науки древних. Но тут я должен оста­новиться, чтобы перейти к рассмотрению остав­шихся двух знаков.

XI. Кумбха {или Водолей). Переведенное в числа, это слово эквивалентно 14. При этом легко заметить, что рассматриваемое подразделение предназначено для обозначения чатурдаса бхуванам, или четыр­надцати лок, о которых говорится в санскритских книгах.

XII. Мина {или Рыбы). Это слово, если, опять-таки, записать его цифрами, означает 5 и, оче­видно, предназначено для передачи представле­ния о панчамахабхутах, или пяти элементах. Этот знак также подсказывает, что вода (не обычная вода, а универсальный растворитель древних ал­химиков) является наиболее важным среди этих элементов.

Итак, я выполнил задачу, которую брал на себя при написании данной статьи. Моя цель заключа­лась не в том, чтобы разъяснить древнюю теорию эволюции, но только в том, чтобы показать связь между этой теорией и зодиакальными делениями. Я раскрыл здесь лишь малую толику философии, заключенной в этих знаках. Покров, который был искусно наброшен древними философами на опре­деленные фрагменты тайны, связанной с этими знаками, никогда не будет приподнят ради забавы или наставления непосвященной публики.

Суммируя факты, изложенные в данной статье, содержание первой главы истории Вселенной сво­дится к следующему:

Само-сущий, вечный Брахма.

Пранава (Аум).

Андрогинный Брахма, или двуполая сефира Адам Кадмон.

Священный Тетраграмм - четыре матры пранавы - четыре авастхи - четыре состояния Брах­мы - Священная Тарака.

Пять Брахм - пять Будд, в своей совокупности представляющих Дживатму.

Астральный свет - Святая Дева - шесть сил в природе.

Тридцать шесть таттв, рожденных авидьей.

Вселенная в мысли - свапна авастха - мик­рокосм, рассматриваемый с субъективной точки зрения.

Девять Праджапати - помощники Демиурга 1 .

Форма материальной вселенной в воображе­нии Демиурга - двенадцатигранник.

Четырнадцать лок.

Пять элементов.

История творения этого мира от его начала и до наших дней насчитывает семь глав. И седьмая гла­ва еще не дописана.

Парацельс

Оккультная философия

В этой книге намереваемся мы поведать о величайших и оккультных тайнах философии, а также о том, что относится к магии, нигромантии, некромантии, пиромантии, гидромантии и геомантии, ясно и полно излагая все, что может быть исследовано, претворено и осуществлено через них.

Философией этой на практике сильно злоупотребляют, используя ритуалы и иные извращения. И по сей день основание ее ложно воздвигается на песке, отчего все ухищрения и уловки ее сметаются малейшим ветром, а порой и сами хитрецы, особенно нигроманты, исторгаются из самой ее средины ветрами, то есть духами, одолевающими, покоряющими и уносящими их прочь. А потому надо, чтобы основание этих и всех иных чародейств покоилось на Священных Писаниях, на учении и вере Христа, являющихся самой крепкой и надежной опорой и краеугольным камнем, на коем зиждятся три основных принципа этой философии.

Первый есть молитва, которой соответствует следующее изречение из Священного Писания: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". Посредством этой молитвы должны мы искать Господа и преданно веровать его обетам. И если будем творить ее чистым сердцем и духом, - дано будет нам и обретем то, что ищем, и все, что прежде пребывало оккультным и тайным, будет отверсто и явлено нам. Второй принцип есть вера, способная поднять горы и ввергнуть их в море, ибо для уверовавших нет ничего невозможного, как говорил Христос. Третий принцип заложен в нашем воображении, которое впоследствии возгорается в сердцах и надлежащим образом согласуется и гармонирует с вышеупомянутой верой.

А потому следует отвергнуть и отбросить все ритуалы, заклинания, освящения и тому подобную суету, со всеми их пустыми основаниями. Истинный краеугольный камень есть основание, которое должны мы объять лишь сердцами своими, то есть все, что проистекает из Священных Писаний, света Природы и источника Истины. А посему будем мы излагать кратко и доступно самые оккультные и сокровенные вещи, которые ни Корнелий Агриппа, ни Питер де Альбано, а еще менее Тритемий никогда не понимали и о коих никогда не писали. И да не злословит никто о философии моей, но сперва хорошенько изучит и осмыслит каждое слово.

И тогда станет ясно, от чьего имени я говорю и почерпнул ли я знание это от Дьявола или же постигая чистый свет Природы.

Глава 1. ОБ ОСВЯЩЕНИЯХ

Поскольку величайшее из всех благ Господь изначально содеял самим сотворением Мира, то премного благословлено и освящено все, пребывающее в нем: и места, и инструменты, и все создания, сущие на Земле. Нет нужды в иных благословениях и освящениях, ибо Он - сама Святость, а потому все, предуготованное и сотворенное Им, также освящено Им и чрез Него. А значит никакие творения рук человеческих не нуждаются в иных освящениях, и лучше - или даже лучше всего - оставаться им без оных, особенно таким, как кресты, воздвигнутые при дороге, кресты, круги, мечи, одеяния, свечи или светильники, растворы, масла, огонь, воскурения, символы, писания, книги, пантакли, печати Соломона, венцы, скипетры, пояса, кольца и тому подобное, используемое церемониальными нигромантами против призрачных духов, будто нельзя их приневолить иными средствами, тогда как вера есть главнейшая и важнейшая опора против них.

Церемониальные нигроманты нередко утверждают, что эти предметы освящены, благословлены и используются в литургии. А потому, говорят они, вещи эти обладают властью против Дьявола и злых духов, которые страшатся их, обращаются в бегство и не смеют к ним приближаться.

О вы, сущие архи-глупцы и невежественные люди, никчемные! даже недостойные называться людьми, верующие в столь чудовищную и явную ложь, несмотря на примеры перед глазами. Ведь видят, сколь много молний обрушивается на храмы, сжигает и разрушает алтари, а учиняется сие бурями, вздымаемыми колдовством; видят, что Дьявол и духи злобы царствуют над этими местами, а маги даже слышат, о чем они говорят.

А потому нигромантия, со всеми ритуалами своими, есть абсолютное зло, гадюка, используемая обманщиками, злодеяние, ослепляющее зрителей и вымогающее их деньги, но на деле не стоящее ничего, даже ломаного гроша. А посему не следует склоняться и прибегать к ним здесь, как писал иудей Соломон в своей книге, называемой нигромантами "Ключики Соломона". Ибо Господь не потерпит их применения, даровав вместо них нечто иное, одним словом, веру, которая идеально освящает все сущее.

Тем не менее, я не отвергал бы все освящения, но лишь те ритуалы, которые, как полагают, используются против призрачных и злых духов.

Но я вовсе не желаю, чтобы из этих магических ритуалов и операций, совершаемых в практических целях, было что-либо изъято: особенно же освящения в супружестве, таинствах крещения и вечери Господней, кои мы всегда должны хранить и соблюдать с высочайшим почтением и благоговением, вплоть до смертного часа своего. Ибо в тот час мы все совершенно освящаемся и очищаемся небесным телом.

Глава 2. О ЗАКЛИНАНИЯХ

Прежде чем поведать о заклинаниях, откуда они проистекают и какова их основа, необходимо рассказать о том, кто их выдумал, кто использовал, что делалось с их помощью и как все больше и больше стали ими злоупотреблять. А потому знайте, что источник их был в Вавилоне, там они приумножались и процветали, затем пришли в Египет, а оттуда к израильтянам и наконец, к нам, христианам. Они прекрасно известны нигромантам, которые высоко почитают их, так что в грубом и невежественном разумении своем приписывают им больше действенности, силы и мощи, нежели молитве и вере. Эта основа, извлеченная из их собственных умозрений, должна быть осуждена - с тем, чтобы ни одна душа не могла на нее опираться. Они же все справедливо заслужили наказания магистрата, настаивающего на сем. Хотя сами по себе заклинания и способны кое-что совершить, все же ни один маг или мудрец не должен ими злоупотреблять, ибо это противоречит даже самому Господу, его слову и заповедям, а также свету Природы, ибо ими не исторгнуть истины у духов. Хотя порой они и являются с величайшей помпой, страшной гордыней и высокомерием, но все же их нельзя приневолить или одолеть заклинанием, ибо это может совершить только вера.

Я утверждаю, что сей род нигромантов, желающих осуществить и претворить задуманное своими заклинаниями, дабы вынудить, приневолить, поразить и измучить духов, вынуждая их исполнять свою волю, могут быть уподоблены ворам и грабителям, скрывающимся в лесах и иных местах, чтобы грабить и убивать, могущим умерщвлять и воровать столь долго, сколько позволит им это Господь, но не более. Но когда наступает время и час, зверства и злодеяния их становятся явными, и тогда самым коварным и хитрейшим из них не спастись. Отчего и случается так, что одного карают смертью за грабеж, другому выносят обвинительный приговор и предают в руки палача, воздающего ему по заслугам. А иначе и не можем мы судить воров сих, взламывающих дома и крадущих до тех пор, пока не вздернут их на виселице. Также и нигромант вызывает и заклинает духов и насылает на них наказания и мучения лишь пока позволяет ему это Господь Бог, и не без проклятия Божия. И когда наступает время и час его наказания, тогда, как гласит притча, пожинает он плоды свои. Ибо грешил он заклинаниями своими, не чертя круга (как должен был бы) по воле духов, о чем те часто твердили ему. Словом, грешил ли ты заклиная, или не чертил должным образом круга, или не подвергал себя утеснению и недостаточно готовился, или печать твоя и пантакли были ложными - посему получаешь ты это наказание. Так долги твои отплачиваются тебе наличными, загодя для тебя уготованными, кои давно должен был бы ты получить. Так он заслуженно получает награду свою от духов, оставляющих на нем некую особую отметину или же наносящих увечье какой-либо части тела его, если только они вовсе не ломают ему шею. И так становится он собственным палачом.

А потому пусть церемониальные нигроманты вникнут и всмотрятся в то, что они творят. Пусть поставят они эту главу пред собой как зеркало, дабы посредством легкомысленных и зловредных операций не обратиться им в рабов духов, не подпасть под их власть и не стать своими собственными палачами. Но если такое случится, то духи более не потерпят, чтобы эти рабы помыкали ими. И не смогут они уже делать то, что хотят, но, став рабами, вынуждены будут подчиниться с покорностью духам, ставшим их господами. Так же поступает и палач - не внемлет он тому, кто должен быть казнен, и не выказывает ни милосердия, ни благосклонности мольбе осужденного, но исполняет он приказ и волю своего господина и то, что предписывает ему должность его.

Но даже в этом случае злые духи суть палачи Божии, не могущие ничего привести в исполнение без повеления своего Магистрата, то есть Божественного Величества.