Дорожные знаки особых предписаний. Знаки дорожного движения: такие простые и такие сложные

Сложно представить себе жизнь автолюбителя без дорожных знаков. Они – обязательный элемент организации дорожного движения.А тема знаки дорожного движения является весьма актуальной транспортных средств.

Попробуем и мы разобраться в наиболее сложных вопросах, связанных с дорожными знаками.

Достоинства и преимущества

Дорожные знаки – это одно из самых популярных и удобных средств регулирования дорожного движения в мире (вообще) и России (в частности). Что придает им особую ценность и значимость?

Во-первых, ДЗ очень представительны , и их большое количество дает возможность организаторам дорожного движения использовать их для достижения самых разнообразных целей (о чем-то предупредить, что-то запретить или предписать, проинформировать и пр.).

Во-вторых, они достаточно наглядны . Как правило, несложно догадаться о требованиях, выдвигаемых знаками, ибо каждый из них представляет собой некую – понятную всем – символику.

В-третьих, ДЗ – это не особо затратный способ организации движения . По сравнению с разметкой, светофорами и регулировщиками, процедура установки знака очень экономична.

В-четвертых, это стабильный регулятор движения . Если зимой разметка может быть занесена снегом, что делает ее трудноразличимой, то дорожные знаки не имеют такого недостатка. Светофор, в свою очередь, требует обязательного энергоснабжения, которое может нарушаться (или не везде возможно).

В-пятых, это самое долговечное средство регулирования . Если разметка имеет обыкновение изнашиваться и становиться неразличимой, если светофор требует постоянного сервисного обслуживания, если не может работать без отдыха, то дорожные знаки будут функционировать очень долго.

Указанные достоинства свидетельствуют об особом статусе дорожных знаков в практике регулирования дорожного движения.

Группы знаков дорожного движения

Исключительно для удобства и максимально четкого понимания водителями принципов установки и действия, все дорожные знаки подразделяются на 8 основных групп:

  1. Особых предписаний.
  2. Информационные.
  3. Сервиса.
  4. Дополнительной информации (или таблички).

И каждая группа знаков выполняет строго определенные функции в области регулирования дорожного движения.

Краткая характеристика

Предупреждающие знаки выполняют функцию информирования водителей о том, что они приближаются к опасному участку дороги. При этом характер опасности отражает символика самого знака.

Как правило, предупреждающие знаки ни к чему водителя не обязывают, но обосновывают необходимость проявить внимательность и осторожность. Именно поэтому практически все предупреждающие знаки устанавливаются предварительно – на некотором расстоянии до начала опасного участка дороги.

2. Знаки приоритета

Эта группа знаков невероятно важна. Они указывают на очередность проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений, а также узких участков дороги, где затруднен или невозможен встречный разъезд.

Как показывает практика, игнорирование данных знаков является одной из наиболее распространенных причин . Именно поэтому знание требований, которые предъявляют знаки к водителю, а также неукоснительное соблюдение их требований – это залог безаварийной езды.

Одни из самых коварных и трудно усваиваемых знаков. А все потому, что запрещающих знаков много. А еще они имеют большое количество исключений из общих правил.

Цель запрещающих знаков – ограничить или исключить движение определенных участников, ввести ограничения на направление движения, скорость, выполнение ряда маневров и пр. И в редких случаях – отменить ранее введенные запреты.

Запрещающие знаки очень важны для обеспечения безопасности движения. Именно поэтому любое нарушение их требований карается нормами административного права РФ.

Предписывающие знаки предназначены для введения или отмены режимов движения (скорости, направления и пр.)

Данная группа дорожных знаков, предписывая некий режим движения, начинает походить на действие запрещающие знаков. И это действительно так. Но только с одной поправкой: запрещающие знаки вводят негативный (запретительный) режим регулирования, а предписывающий – позитивный. Иными словами, предписывающие знаки отвечают на вопрос: «Что должен сделать водитель?».

Близость этих знаков к запрещающим делает их очень важными в деле организации дорожного движения и безопасности на дороге.

Указанные знаки очень близки к знакам предписывающим. Еще бы, у них даже в названии присутствуют однокоренные слова: «предписывающие», «предписаний». Да и назначение их — тоже родственны: знаки особых предписаний применяются для введения особых режимов движения или отмены таких режимов.

Не зря раньше и предписывающие знаки, и знаки особых предписаний входили в единую группу указательных знаков. Отличие же их состоит в том, что предписывающие знаки вводят какое-то одно требование, а интересующая нас группа – сразу несколько предписаний. Это делает знаки особых предписаний актуальным средством регулирования дорожного движения.

Основное назначение информационных знаков (судя даже по названию группы) – это информирование участников дорожного движения о расположении различных объектов (преимущественно населенных пунктов) и расстояниях до них. Кроме того, эта весьма обширная группа знаков выполняет и функции извещения об установленных режимах движения.

Как правило, водители попросту игнорируют информационные знаки, считая их несерьезными. И очень даже зря! Во-первых, есть среди них и весьма коварные, которые не только информируют, но и вводят запретительный режим регулирования. Во-вторых, информация никогда не бывает лишней.

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что по сравнению с запрещающими и предписывающими знаками, знаками приоритета и особых предписаний, указанная группа очень даже безобидна.

Эта самая благородная группа знаков. Знаки сервиса извещают водителя о приближении или расположении в пределах дороги важных объектов дорожной и прочей инфраструктуры: больниц, гостиниц, мест отдыха, станций техобслуживания и прочих объектов.

С точки зрения требований, предъявляемых к водителям, знаки сервиса – самая безобидная группа. Они вообще ничего не требуют от водителя, а посему – не могут стать причиной его наказания.

Несмотря на уничижительное название – «таблички», — данные знаки являются очень важными в системе дорожного движения. Их цель – дополнить, уточнить, огранить действия других дорожных знаков.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения.

5.1 "Автомагистраль". Дорога, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения по автомагистралям.

5.2 "Конец автомагистрали".

5.3 "Дорога для автомобилей". Дорога, предназначенная для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов.

5.4 "Конец дороги для автомобилей".

5.5 "Дорога с односторонним движением". Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

5.6 "Конец дороги с односторонним движением".

5.7.1, 5.7.2 "Выезд на дорогу с односторонним движением". Выезд на дорогу или проезжую часть с односторонним движением.

5.8 "Реверсивное движение". Начало участка дороги, на котором на одной или нескольких полосах направление движения может изменяться на противоположное.

5.9 "Конец реверсивного движения".

5.10 "Выезд на дорогу с реверсивным движением".

5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств". Дорога, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств".

5.11.2 "Дорога с полосой для велосипедистов". Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

5.12.1 "Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств".

5.12.2 "Конец дороги с полосой для велосипедистов". Дорожный знак представляет собой дорожный знак 5.11.2, изображение которого перечеркнуто диагональной красной полосой из левого нижнего угла в правый верхний угол знака.

5.13.1, 5.13.2 "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств".

5.13.3, 5.13.4 "Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов".

5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств". Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

5.14.1 "Конец полосы для маршрутных транспортных средств".

5.14.2 "Полоса для велосипедистов".

5.14.3 "Конец полосы для велосипедистов".

Действие знаков 5.14 - 5.14.3 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

5.15.3 "Начало полосы". Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения.

Если на знаке, установленном перед дополнительной полосой, изображен знак (знаки) 4.6 "Ограничение минимальной скорости", то водитель транспортного средства, который не может продолжать движение по основной полосе с указанной или большей скоростью, должен перестроиться на полосу, расположенную справа от него.

5.15.4 "Начало полосы". Начало участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении. Если на знаке 5.15.4 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.

5.15.5 "Конец полосы". Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.

5.15.6 "Конец полосы". Конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении.

5.15.7 "Направление движения по полосам".

Если на знаке 5.15.7 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.

Знаки 5.15.7 с соответствующим числом стрелок могут применяться на дорогах с четырьмя и более полосами.

5.15.8 "Число полос". Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.

5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса".

5.17 "Место остановки трамвая".

5.18 "Место стоянки легковых такси".

5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход".

При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода.

5.20 "Искусственная неровность". Обозначает границы искусственной неровности.

Знак устанавливается на ближайшей границе искусственной неровности относительно приближающихся транспортных средств.

5.21 "Жилая зона". Территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне.

5.22 "Конец жилой зоны".

5.23.1, 5.23.2 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.24.1, 5.24.2 "Конец населенного пункта". Место, с которого на данной дороге утрачивают силу требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.25 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором на данной дороге не действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.26 "Конец населенного пункта". Конец населенного пункта, обозначенного знаком 5.25.

5.27 "Зона с ограничением стоянки". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка запрещена.

5.28 "Конец зоны с ограничением стоянки".

5.29 "Зона регулируемой стоянки". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки.

5.30 "Конец зоны регулируемой стоянки".

5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где ограничена максимальная скорость движения.

5.32 "Конец зоны с ограничением максимальной скорости".

5.33 "Пешеходная зона". Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов, и в случаях, установленных пунктами 24.2 - 24.4 настоящих Правил, велосипедистов.

5.34 "Конец пешеходной зоны".

5.35 "Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение механических транспортных средств:

Абз. 3 п. 5.35 вступает в силу с 01.07.2021 года.

5.36 "Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин:

экологический класс которых, указанный в регистрационных документах на эти транспортные средства, ниже экологического класса, указанного на знаке;

Абз. 3 п. 5.36 вступает в силу с 01.07.2021 года.

экологический класс которых не указан в регистрационных документах на эти транспортные средства.

Действие знаков 5.35 и 5.36 не распространяется на механические транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, полиции, аварийно-спасательных служб и формирований, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети и механические транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне.

5.37 "Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств".

5.38 "Конец зоны с ограничением экологического класса грузовых автомобилей".

Среди дорожных символов ПДД особое значение имеет группа 5. Эти указатели диктуют определенный режим движения либо отменяют его. Понимать, что следует или нельзя делать в зоне их действия, важно всем, ведь штрафы за пренебрежение требованиями достаточно велики. О том, что представляют собой знаки особых предписаний, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Дорожные знаки особых предписаний

Символы из группы 5 выставляют требования не только автомобилистам. Некоторые из них относятся больше к пешеходам, другие – к велосипедистам. В общий список входят следующие дорожные знаки особых предписаний:

  • 5.1. Означает начало автомагистрали. С этого момента машинам можно ехать с достаточно большой скоростью, а меньше 40 км/ч – ни в коем случае. Поэтому тихоходным ТС следовать под 5.1 нельзя. Недопустимы здесь остановка и парковка, если нет соответствующих знаков, разворот, использование заднего хода, обучение вождению.
  • 5.2. Ограничивает автомагистраль. Отсюда отменяются запреты, налагаемые предыдущим обозначением.
  • 5.3. Указывает, что от него дорога предназначена лишь для автомобилей либо автобусов, байков. Остальным ТС, пешеходам следовать по ней запрещено. Правила движения под 5.3 те же, что для автомагистрали. Знак может сочетаться с табличками, показывающими направление. Ограничивает его влияние 5.4.
  • 5.5. Предписывает ехать в единственном направлении. То есть среди всех полос дороги для встречного движения нет ни одной. Под 5.5 допустимо парковаться с обеих сторон проезжей части, если на ней можно ехать в 2 ряда или больше.
  • 5.6. Завершает дорогу с движением в одну сторону. Теперь на ней существует полоса (или несколько) и для встречного.
  • 5.7.1, 5.7.2. Эти знаки особых предписаний дорожного движения указывают, в каком направлении оно становится односторонним. 5.7.1 не допускает поворота налево на перекрестке, если находится перед ним. Рядом с 5.7.2 нельзя следовать направо. А разворачиваться допускается под обоими символами.
  • 5.8. Показывает, что на участке осуществляется реверсивное движение, то есть на одной и той же полосе оно может менять направление. Водителям следует смотреть на расположенные над рядами светофоры. Отменяет эту особенность символ 5.9.
  • 5.10. Означает выход на путь с реверсивным движением с обычной дороги. Располагается в начале участка.
  • 5.11.1. Показывает, что на проезжей части отведена полоса для маршрутных ТС. И всем остальным запрещено следовать по ней, останавливаться. Прекращает влияние символа указатель 5.12.1.
  • 5.11.2. Открывает дорогу, где выделена полоса для велосипедистов. Ехать по ней следует навстречу потоку авто, движущихся по своему ряду. Завершается такой отрезок знаком 5.12.2.
  • 5.13.1, 5.13.2. Указывают выход на дорогу с полосой для общественного транспорта, где он обязан следовать навстречу общему потоку ТС. Рядом с 5.13.1 нельзя поворачивать на перекрестке направо. Около 5.13.2 запрещен тот же маневр, но влево. Разворачиваться в обоих случаях можно.
  • 5.13.3, 5.13.4. Открывают выезды на участок с рядом для велосипедистов. Им предписывается ехать навстречу общему потоку ТС.
  • 5.14. Указывают на полосу для общественного транспорта. Ему необходимо ехать в попутном направлении по отношению к другим ТС. Последним не разрешается двигаться по этому ряду или останавливаться на нем. Полоса для маршрутных авто заканчивается там, где есть символ 5.14.1.
  • 5.14.2. Открывает ряд, предназначенный для езды на велосипеде или мопеде. Для других ТС он закрыт, им нельзя на нем и останавливаться. Заканчивается полоса на символе 5.14.3.
  • 5.15.1, 5.15.2. На каждом изображены стрелки. Выбирая, куда следовать по полосе, необходимо смотреть, в какую сторону они указывают. Все иные пути закрыты. Но если стрелка разрешает ехать налево, то можно и развернуться. Запреты не касаются маршрутных ТС.
  • 5.15.3, 5.15.4. Первый обозначает начало дополнительного ряда на подъеме или предназначенного для торможения. 5.15.4 устанавливают для указания отрезка средней полосы 3-полосной проезжей части. Ехать по нему следует по стрелке. Ограничивают зону влияния указанных обозначений символы 5.15.5, 5.15.6.
  • 5.15.7. Демонстрируют направления следования по полосам. Если на одной из стрелок символа изображено ТС, этому виду техники нельзя ехать по данному ряду.
  • 5.15.8. Показывает число полос на дороге и правила движения по каждой (направление и режим, о котором свидетельствует дополнительное изображение на стрелке).
  • 5.16-5.18. Закрепляются на местах остановок маршрутного транспорта. Всем прочим ТС эти знаки особых предписаний по ПДД запрещают парковаться на данном участке.
  • 5.19.1, 5.19.2. Устанавливают рамки пешеходного перехода. Всем ТС перед ними следует уменьшать скорость, чтобы при необходимости пропустить идущего через дорогу человека.
  • 5.20. Указывает на искусственно созданную неровность на полотне. Здесь тоже следует умерить скорость.
  • 5.21. Открывает жилую зону, где транспорту запрещаются сквозной проезд, скорость выше 20 км/ч, стоянка с включенным двигателем. Пешеход здесь имеет приоритет. Действует 5.21 до обозначения 5.22.
  • 5.23.1 и 5.23.2. Устанавливаются перед населенным пунктом. На первом пишется его название. На втором изображается графическое обозначение. В зоне их действия надо снижать скорость до оптимальных 60 км/ч. Ограничения снимаются на символах 5.24.1, 5.24.2 , означающих, что дальнейшая территория не является населенным пунктом.
  • 5.25. Ставится для обозначения города или села, где не должны соблюдаться ПДД для этого вида участков дорог. Знак относится только к отрезку, где расположен. Завершается на символе 5.26.
  • 5.27. Открывает участок пути, где запрещается парковать ТС. Зону действия ограничивает символ 5.28.
  • 5.29. Указывает на то, что стоянка регулируемая. И паркуя авто, следует обращать внимание на дополнительные таблички. После символа 5.30 регулируемая стоянка заканчивается.
  • 5.31. Предписывает ехать по участку не быстрее, чем разрешает число на нем. Заканчивается обозначением 5.32.
  • 5.33. Открывает зону, где разрешается следовать лишь пешеходам и иногда велосипедистам. Заканчивает ее указатель 5.34.
  • 5.35. Устанавливается на территории, где нельзя ехать ТС с экологическим классом ниже указанного на нем. Показатель должен отображаться в СТС либо вовсе отсутствовать в документах. Завершает эту зону знак 5.37.
  • 5.36. Аналог предыдущего символа. Но устанавливает ограничение для грузовиков и самоходных ТС. Влияние распространяется до знака 5.38.

Зона действия согласно ПДД

Территория влияния символов группы 5 зависит от места установки:

  • если указатель есть с правой стороны дороги, там он и действует;
  • при размещении над полосой он работает только на ней.

Зона действия знаков особых предписаний почти всегда ограничивается другими соответствующими символами. Или она очерчивается разметкой (как обозначения остановок, «зебра»).

Знаки особых предписаний – одни из самых простых для восприятия. Нужно делать лишь то, что они требуют. Тогда движение станет не только безопаснее, но и комфортнее.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о знаках особых предписаний ПДД:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Знаки особых предписаний – это особая группа, в которой находятся знаки, не вошедшие в другие.

Как правило, имеют квадратную или прямоугольную форму, выполнены на синем, реже на белом фоне. Они вводят или же отменяют особый режим движения, могут информировать водителя, запрещать или разрешать ему те или иные действия, объединяя в себе сразу несколько предписаний.

Например, не будь знака 5.1, в зоне действия которого запрещено движение пешеходов, велосипедов, задний ход и т. д., сколько запрещающих знаков пришлось бы устанавливать на всей протяженности автомагистрали.

Автомагистраль (5.1)

Это единственный знак зеленого цвета, и если где-то еще встретится зеленый цвет, он так или иначе будет иметь отношение к автомагистрали. Информирует водителя о начале движения по дороге со статусом автомагистрали. Самая скоростная дорога в Российской Федерации, разрешенная максимальная скорость на ней – 110 км/ч. В редких случаях 130 км/ч (при установке соответствующего знака).

На автомагистрали запрещается:

  • Движение пешеходов, велосипедистов и мопедов, а также иных транспортных средств, чьи технические характеристики, или разрешенная скорость не превышают 40 км/ч.
  • Движение грузовых автомобилей (массой свыше 3.5 тонн) дальше второй полосы.
  • Остановка вне зон, обозначенных знаками парковка (6.4) или место отдыха (7.11) .
  • Разворачиваться или въезжать в технологические разрывы разделительных полос. От этого пункта правил могут отступать только автомобили со спец. сигналами, а также с оранжевыми проблесковыми маячками (дорожные, коммунальные и другие службы).
  • Передвижение задним ходом.
  • Учебная езда.

Конец автомагистрали (5.2)

Указывает на окончание автомагистрали.

Дорога для автомобилей (5.3)

Все запреты, касающиеся знака 5.1, действуют и для знака дорога для автомобилей. Единственное отличие от автомагистрали – скоростной режим. Знак не снимает ограничение скорости, и если вы движетесь по дороге для автомобилей в черте города, максимально разрешенная скорость для вас будет 60 км/ч, если нет особых предписаний на этот счет. К примеру, МКАД — это дорога для автомобилей, и скорость движения по ней регламентируется установкой дополнительных знаков 100 км/ч.

Конец дороги для автомобилей (5.4)

Прекращает действие знака 5.3.

Дорога с односторонним движением (5.5)

Этим знаком обозначается дорога, движение по всей ширине которой осуществляется только в одном направлении. Стрелка короткая и толстая, не путать с круглым 4.1.1 (движение прямо) . Разрешено ехать прямо, повороты налево и направо, стоянка как с правой, так и с левой стороны проезжей части (при условии, что ширина дороги не менее 2-х полос). Грузовики с массой более 3.5 тонн могут останавливаться на левой стороне только для погрузки и выгрузки.

На односторонней дороге запрещен разворот.

Конец дороги с односторонним движением (5.6)

Сообщает о конце дороги с односторонним движением, обозначаемой знаком 5.5.

Выезд на дорогу с односторонним движением (5.7.1, 5.7.2)


Ставится перед всеми въездами на дорогу с односторонним движением, направление стрелки указывает в какую сторону осуществляется движение по этой дороге. Знак не запрещает пересекать такой перекресток, или совершать на нем разворот.

Запрещено поворачивать в противоположном стрелке направлении (под 5.7.1 налево, под 5.7.2 направо).

Реверсивное движение (5.8)

Оповещает водителя о начале участка дороги, на котором по определенным полосам направление движения может изменяться. Задача реверсивных полос проста – разгрузить движение там, где загруженность зависит от времени суток, или иных условий.

Реверсивные полосы обозначаются двойной прерывистой линией разметки. Регулируется движение по ним специальными реверсивными светофорами, имеющими 3 варианта работы:

  • зеленая стрелка (разрешает движение);
  • красный крестик (запрещает);
  • желтая стрелка направо (необходимо покинуть реверсивную полосу, поскольку она скоро закончится, или сменит направление на противоположное).

Если по какой-либо причине светофор не работает, правила предписывают немедленно покинуть полосу.

Конец реверсивного движения (5.9)

Конец дороги с полосой, меняющей направление.

Выезд на дорогу с реверсивным движением (5.10)

На всех пересечениях с дорогой, имеющей реверсивные полосы, устанавливается знак 5.10. При повороте налево на такую дорогу, в реверсивную поворачивать сразу нельзя.

Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств (5.11.1)

Знак сообщает о том, что встречное направление предназначено только для маршрутных ТС (автобусы, троллейбусы, трамваи), велосипедов и такси. Движение и остановка иных ТС в пределах этой полосы запрещены, нарушение приравнивается к движению по встречной.

Дорога с полосой для велосипедистов (5.11.2)

По полосе встречного движения имеют право двигаться только велосипеды и мопеды.

Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств (5.12.1)

Прекращает действие знака 5.11.1.

Конец дороги с полосой для велосипедистов (5.12.2)

Прекращается зона действия знака 5.11.2.

Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств (5.13.1, 5.13.2)


Устанавливается перед выездом на дорогу с полосой для маршрутных ТС, движение по которой осуществляется навстречу общему потоку. Поворот на таком перекрестке запрещен в направлении движения этой полосы, при этом не запрещен разворот.

Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов (5.13.3, 5.13.4)


Как и в предыдущем случае, устанавливается перед пересечением с дорогой, на которой есть полоса для велосипедистов и мопедистов. Знак 5.13.3 запрещает поворот налево, 5.13.4 – направо, разворот в обоих случаях разрешен.

Полоса для маршрутных транспортных средств (5.14)

Специальная полоса, выделенная для движения маршрутных транспортных средств, легковых такси, велосипедистов. Знак устанавливается непосредственно над ней, либо справа от дороги, и распространяет свое действие на крайнюю правую полосу.

Движение по этой полосе и остановка запрещены любым ТС кроме перечисленных. Однако, при повороте направо, мы должны повернуть именно в нее, но после этого сразу покинуть. Можно въезжать для посадки и высадки пассажира на остановках ТС, но не создавая им помех.

Конец полосы для маршрутных транспортных средств (5.14.1)

Прекращается зона действия знака 5.14.

Полоса для велосипедистов (5.14.2)

Выделенная полоса для велосипедов и мопедов. Иные ТС, включая маршрутные, двигаться по этой полосе не могут.

Конец полосы для велосипедистов (5.14.3)

Прекращает действия 5.14.2.

Направления движения по полосам (5.15.1)

На заметку: серия знаков особых предписаний 5.15 меняет привычные правила движения, когда направо можно повернуть только с крайнего правого положения, налево с левого. Следует помнить – если предписывающие знаки разрешают поворот налево с нескольких полос, разворот все равно можно совершать только с крайней левой.

5.15.1 показывает количество полос и направление движения по каждой из них. Может быть установлен справа от дороги при условии, что количество полос не превышает 2-х (в населенном пункте) и 3-х (вне населенного пункта), в противном случае знак висит над дорогой. Действие не распространяется на маршрутные транспортные средства.

5.15.1 и 5.15.2 имеют повышенный приоритет перед знаками серии 4.1.1 – 4.1.6 .

Направление движения по полосе (5.15.2)

Предписывают направление движения по определенной полосе. В отличие от предыдущей серии, которая может устанавливаться справа перед перекрестком, эти знаки вешаются непосредственно над той полосой, на которую распространяется их действие. Устанавливаются на таком расстоянии, чтобы водитель мог своевременно произвести перестроение.

Начало полосы (5.15.3, 5.15.4)

Оповещает водителя о начале дополнительной полосы (разгона, торможения или любой другой). В знак может быть встроен любой другой: ограничивающий минимальную или максимальную скорость по конкретной полосе, запрещающий движение тех или иных видов транспорта. Так, если в левую вписан знак 4.6 , а ТС не может продолжить движение с предписанной минимальной скоростью, водитель должен перестроиться направо.

5.15.4 сообщает о появлении средней полосы движения на трехполосной дороге в попутном направлении.

Конец полосы (5.15.5, 5.15,6)


Отменяют действие знаков 5.15.3 и 5.15.4 соответственно, оповещает водителя о том, что скоро дополнительная полоса закончится и необходимо подумать о перестроении.

Направление движения по полосам (5.15.7)

Указывает количество полос в том и другом направлении. В знак также могут быть дополнительно вписаны предписывающие или ограничивающие.

Число полос (5.15.8)

Указывает на количество полос и режимы движения по каждой из них. Требования знаков, вписанных в стрелки, обязательны к выполнению.

Место остановки автобуса и/или троллейбуса (5.16)

Устанавливаются на остановках общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутных такси), в местах посадки и высадки пассажиров. Остановка и стоянка ближе 15 метров от места установки знака запрещена. Исключение составляют вынужденная остановка или посадка и высадка пассажиров. Следует помнить, что водитель обязан уступить дорогу маршрутному ТС, отъезжающему от остановки в зоне действия знака.

Место остановки трамвая (5.17)

Указывает место расположения трамвайной остановки. Если она находится на середине проезжей части, водитель обязан пропустить вышедших из трамвая пассажиров.

Место стоянки такси (5.18)

Этим знаком обозначаются места стоянки для легковых такси.

Пешеходный переход (5.19.1, 5.19.2)


Обозначается место на проезжей части, где пешеходы имеют право переходить дорогу, а водители обязаны их пропустить. Если на переходе отсутствует разметка 1.14.1 или 1.14.2, то границей его считается расстояние от 5.19.1 (стоит справа) до 5.19.2 (стоит слева).

Водитель всегда должен быть предельно внимателен, проезжая пешеходный переход, поскольку столкновение автомобиля с человеком, даже на относительно небольшой скорости, чаще всего имеет очень серьезные последствия для последнего.

Искусственная неровность (5.20)

Обозначается граница искусственной неровности, в простонародье «лежачего полицейского». Если 1.17 стоит заранее , то этот ставится непосредственно перед «лежачим полицейским», по обе стороны проезжей части. Очень часто сопровождается ограничением скорости 3.24 .

Жилая зона (5.21)

Такой знак ставят в неочевидных местах, когда водителю может быть непонятно, что он въехал на дворовую территорию. В местах обозначенной знаком «жилая зона», действуют следующие правила дорожного движения. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество и могут перемещаться как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части. Максимально допустимая скорость 20 км/ч.

Запрещается:

  • сквозное движение и учебная езда;
  • стоянка с включенным двигателем;
  • стоянка грузовиков массой свыше 3.5 тонн, вне специально отведенных для этого зон. Это требование распространяется на все дворовые территории без исключения.

Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

Конец жилой зоны (5.22)

Этим знаком обозначаются все выезды из жилой зоны.

Начало населенного пункта (5.23.1, 5.23.2)


Сообщают водителю что он въезжает в населенный пункт, где вступают в силу все требования ППД по движению в населенном пункте. В первую очередь это:

  • ограничение скорости до 60 км/ч;
  • запрет на подачу звукового сигнала (кроме случаев, когда это необходимо для предотвращения ДТП);
  • необходимость пропускать маршрутные ТС отъезжающие от остановок;
  • возможность ехать по любой полосе движения (за городом, при свободной правой, необходимо двигаться по ней), и другие требования.

Конец населенного пункта (5.24.1, 5.24.2)


Прекращение действия знаков 5.23.1 и 5.23.2.

Начало населенного пункта (5.25)

Знак с синим фоном и белой надписью информирует водителя о том, что он въезжает в населенный пункт, но при этом требования ПДД по движению в населенном пункте в силу не вступают. Часто ставится на объездных дорогах, которые лишь самым краем цепляет город, а не проходят через него.

Конец населенного пункта (5.26)

Прекращение действия знака 5.25

Зона с ограничением стоянки (5.27)

Группа составных знаков особых предписаний, на которых написано слово зона. Главное и важное их отличие от иных –действие не снимается ничем, кроме знака конец зоны, и распространяется на обе стороны дороги. Не важно сколько перекрестков пересекает автомобиль и как меняет направление движения, пока нет знака конец зоны, предписание остается в силе.

5.27 обозначает территорию, на которой запрещена стоянка. В приведенном варианте она запрещена по обе стороны дороги с 7 утра до 7 вечера.

Конец зоны с ограничением стоянки (5.28)

Сообщает о конце зоны с ограничением стоянки.

Зона регулируемой стоянки (5.29)

Начало участка дороги или территории, на которой стоянка разрешена справа и слева, указанным способом. Перекрестки не прерывают действие предписания.

Конец зоны регулируемой стоянки (5.30)

Оповещает о конце участка дороги или территории, на которой стоянка разрешена указанным способом.

Зона с ограничением максимальной скорости (5.31)

Начало территории, на которой действует ограничение скорости. Благодаря этому знаку, нет необходимости на каждый перекресток устанавливать 3.24, предписание будет действовать до тех пор, пока водитель не проедет знак 5.32.

Конец зоны с ограничением максимальной скорости (5.32)

В этом месте прекращается зона действия ограничения максимальной скорости.

Пешеходная зона (5.33)

Обозначается территория, по которой разрешается движение только пешеходов, а при определенных условиях и велосипедистов. Полностью соответствует условиям знака 4.5.1 (пешеходная дорожка) , но прекращает свое действие только после 5.34.

Конец пешеходной зоны (5.34)

Информирует об окончании действия знака пешеходная зона.

Видео

Итак, в арсенале Устроителей дорожного движения есть предупреждающие знаки, знаки приоритета, а также запрещающие и предписывающие знаки. Казалось бы, этого и достаточно – расставим эти знаки в нужных местах на всех дорогах, и надлежащая безопасность обеспечена.

В принципе это так, только знаков придётся ставить уж очень много. Ну, вот, например, автомагистраль – здесь запрещены остановка, разворот, движение пешеходов, велосипедов, гужевых повозок и ещё многое другое, а разрешённый скоростной режим – до 110 км/час. Представляете, какое количество знаков необходимо ставить вдоль автомагистрали, да ещё и регулярно их повторять! Гораздо более рациональным представляется одним знаком проинформировать водителей о том, что они двигаются по автомагистрали, а в Правилах подробно расписать, что на автомагистрали можно и что нельзя.

Точно так же дорога в населённом пункте и дорога вне населенного пункта – это две разные зоны с двумя различными режимами движения. В то же время, как внутри населённого пункта, так и за его пределами могут существовать другие, более локальные зоны со своими особенными режимами движения, например, участок дороги с реверсивным движением. Или, скажем, дорога с односторонним движением. Или дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

Это же всё зоны с особыми режимами движения!

А любой перекрёсток! – разве это не зона с особым режимом движения! А места остановок маршрутных транспортных средств! А пешеходные переходы!

Это тоже короткие зоны с особыми режимами движения!

По сути, получается, что водитель всё время переезжает из одной зоны (со своим особым режимом движения) в другую зону (с другим особым режимом движения). Но тогда водителя необходимо всё время информировать о начале и о конце очередной зоны. Эту задачу и решают Знаки Особых Предписаний! Для этого они и придуманы.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения.

Автомагистраль

Правила одним знаком 5.1 вводят на этом участке дороги особый режим движения:

На всём протяжении от знака 5.1 до знака 5.2 водители обязаны выполнять требования Раздела 16 Правил «Движение по автомагистралям».

Через 500 метров закончится участок дороги со статусом «Автомагистраль». Водители должны готовиться к тому, что скоро начнётся участок дороги со статусом «Обычная дорога вне населённого пункта».

А это уже зона совсем с другим режимом движения.

Дорога для автомобилей

По способу организации движения все дороги можно разделить на три разновидности:

– автомагистрали;

– дороги для автомобилей;

– прочие дороги.

На автомагистралях разрешён повышенный скоростной режим, но пускают туда далеко не всех, и порядки там весьма и весьма строгие.

На прочих дорогах всё абсолютно демократично – и ездить, и ходить разрешается всем без исключения, нет тех строгих ограничений, которые действуют на автомагистралях, и как следствие максимальная разрешённая скорость пониже – 90 км/час.

Это если дело происходит вне населённого пункта. Если в населённом пункте, тогда максимум – 60 км/час.

Дорога для автомобилей занимает промежуточное положение.

Правила распространили на эту дорогу все требования раздела 16 «Движение по автомагистралям», однако скоростной режим оставили такой же, как на прочих дорогах.

Дело в том, что «Дорога для автомобилей» не дотягивает до «Автомагистрали» по своему инженерному обустройству. Здесь может не быть разделительной полосы и, что самое главное, здесь могут быть пересечения на одном уровне.

И кстати, что очень важно – знак 5.3 не делает дорогу главной по отношению к пересекаемым дорогам! Так что, проезжая такие пересечения, смотрите на светофоры, а при их отсутствии – на знаки приоритета.

Образно говоря, «Дорога для автомобилей» – это эмбрион автомагистрали, и если плод будет развиваться в правильном направлении, то когда-нибудь знаки 5.3 и 5.4 заменят знаками 5.1 и 5.2. И вот тогда, пожалуйста – разрешённая скорость до 110 км в час, и эта дорога – всегда главная.

Справка. На фото изображён фрагмент Третьего Транспортного кольца в Москве (ТТК). И поскольку ТТК – это дорога в населённом пункте, то максимальная разрешённая скорость здесь – 60 км/час. А раз это ещё и «Дорога для автомобилей», тогда здесь запрещено всё то же самое, что и на «Автомагистрали»: остановка и стоянка транспорта, разворот, движение задним ходом, учебная езда и т.д. и т.п. (см. Правила, Раздел 16, «Движение по автомагистралям»).

Другое дело, что на любой дороге могут разрешить повышенный скоростной режим с помощью соответствующих дорожных знаков (что, кстати, и сделано на некоторых участках ТТК).

Начало населённого пункта. Конец населённого пункта

В соответствии с Правилами населённый пункт – это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26. При этом крайне важно понимать:

Для водителей граница населённого пункта – это место установки знака!

Зачем Правилам потребовались аж три пары знаков с одинаковым названием? Тут дело вот в чём. Условно говоря, Правила разбили все населённые пункты на «серьёзные» и «несерьёзные».

«Серьёзные» населённые пункты обозначают знаками на белом фоне, «несерьёзные» населённые пункты обозначают знаками на синем фоне.

Фон знака – белый, следовательно, это серьёзный населённый пункт.

Следовательно, мы въезжаем в зону, в которой действуют все требования Правил, относящиеся к населённым пунктам.

В частности, максимальная разрешённая скорость – 60 км/час.

Выезжаем из населённого пункта «Рубцовск». После знака начинается участок дороги вне населённого пункта.

А на дорогах вне населённого пункта действует другой режим движения (в частности, максимальная разрешённая скорость – 90 км/час.).

Таким знаком обозначают участки дорог с застройкой, не входящей в какой-либо населенный пункт. Это могут быть дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и т.п.

Попросту у этой застроенной территории нет названия, но по соображениям безопасности здесь требуется ввести тот же режим движения, что и в «серьезном» населённом пункте.

И обратите внимание! – у этого знака, как и у предыдущего, фон – белый, символы – чёрные!

То есть с места установки этого знака также начинается зона, в которой действуют все требования Правил, относящиеся к населённым пунктам!

Это тоже населённый пункт, только, в соответствие с нашей условной классификацией – это «несерьёзный» населённый пункт.

Название написано белыми буквами на синем фоне и, несмотря на гордое слово «Париж», можете продолжать движение со скоростью 90 км/ч.

Да и вообще, весь участок дороги, заключенный между такими знаками «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта», по способу организации движения ничем не отличается от обычной дороги вне населённого пункта.

Пешеходный переход

«Пешеходный переход» – это участок проезжей части, на котором Правилами разрешено появление пешеходов! А раз уж Правила пустили пешеходов на проезжую часть, то, наверное, те же Правила и должны были позаботиться об их безопасности. И они позаботились – ввели на пешеходном переходе особый режим движения транспортных средств.

В зоне пешеходного перехода запрещены практически все манёвры, а именно:

Я вовсе не призываю вас сейчас всё это запоминать. В своё время мы поговорим об этом более чем подробно и раскроем логику всех этих ограничений. Сейчас наша задача – понимать, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 не просто информируют водителей о том, что здесь пешеходный переход.

Знак 5.19.1 вводит особый режим движения, а знак 5.19.2 этот же режим отменяет!

Следует также понимать, что эти знаки – двухсторонние, и поэтому водители обоих направлений видят одинаковую картинку, а именно:

Знак 5.19.1 стоит на правой стороне дороги;

Знак 5.19.2 стоит на левой стороне дороги.

Обозначенные места остановок маршрутных транспортных средств

Остановка автобуса или троллейбуса это что-то вроде несанкционированного пешеходного перехода – здесь возможно появление людей на проезжей части.

Учитывая это обстоятельство, Правила в зонах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств ввели ограничения, очень похожие на те, что действуют на пешеходных переходах.

В местах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств запрещается:

– Разворот.

– Движение задним ходом.

– Парковка транспорта. (Разрешается остановка, но только для посадки и высадки пассажиров и только при условии, что это не создаёт помех маршрутным транспортным средствам).

И опять-таки я не предлагаю вам сейчас всё это запоминать. О том, как себя вести в местах остановок общественного транспорта, мы плотно поговорим в недалёком будущем.

Сейчас моя задача – донести до вас, что знаки 5.16 и 5.17 придуманы не столько для пассажиров, сколько для водителей.

И даже, пожалуй, в первую очередь для водителей, а потом уже для пассажиров.

Направление движения по полосам. Направление движения по полосе

Если перед перекрёстком нет знаков или разметки, дающих какие-либо указания, тогда порядок движения устанавливается общим принципом:

– прямо можно со всех полос;

– направо – с правой полосы;

– налево и на разворот – с левой полосы.

Но может так случиться, что на перекрёстке из десяти машин девять всегда поворачивают налево (именно там находится место, которое притягивает автомобилистов).

При такой организации движения на этом перекрёстке всегда будет наблюдаться нелепая картина – левый ряд забит бесконечной очередью автомобилей, автобусов, мотоциклов, а две другие полосы практически не используются.

А вот так совсем другое дело – перед перекрёстком установлены знаки, показывающие разрешённые направления движения с каждой конкретной полосы. Понятно, что теперь можно поворачивать налево с двух полос, конечно же, соблюдая при этом рядность.

Обратите внимание! – знаками движение прямо с крайней левой полосы запрещено, и, глядя на рисунок, понятно почему.

При этом знаки, разрешающие поворот налево, разрешают и разворот.

Необходимо только знать, что всегда и везде на любом перекрёстке разворот разрешён только с крайней левой полосы и, глядя на рисунок, понятно почему.

Осталось сказать несколько слов о том, как эти знаки размещают на дорогах.

Если в данном направлении имеются две или три полосы, может быть применён один общий знак 5.15.1 «Направление движения по полосам».

При этом его могут расположить над дорогой, но могут и поставить на правой стороне.

Если в данном направлении три полосы и более, тогда для надёжной ориентации водителей лучше над каждой полосой повесить свой индивидуальный знак 5.15.2 «Направление движения по полосе».

И ещё один наиважнейший момент!

В отличие от запрещающих и предписывающих знаков, знаки 5.15.1 и 5.15.2 действуют не на первое пересечение проезжих частей, а на весь перекрёсток!

И это вполне логично – водители должны выбрать нужную им полосу ещё до въезда на перекрёсток, а сделать это можно только в том случае, если точно знаешь, как с этой полосы можно проехать весь перекрёсток.

При этом, как правило, знаки дублируют ещё и разметкой.

Направление движения по полосам

В Правилах есть ещё знаки с тем же названием – «Направление движения по полосам», но с другим номером – знаки 5.15.7. На этих знаках стрелы только прямые. Такие знаки устанавливают не перед перекрёстками, а на перегонах между перекрёстками для того, чтобы продублировать дорожную разметку.

Обратите внимание – на первых двух знаках нечётное число полос! Эти знаки как раз и придуманы для дорог с нечётным числом полос. Они двусторонние и показывают водителям обоих направлений, сколько у кого полос движения.

Разметка – дело ненадёжное, может местами стереться или скрыться под снегом. И как тогда прикажете водителям делить трёхполосную дорогу на двоих?

Так вот же знак, на нём всё показано!

Одновременно этим же знаком можно ввести ещё какое-нибудь дополнительное ограничение, например, запретить движение тяжёлых грузовиков по средней полосе.

Такой знак будет полезен и на двухполосной дороге в случаях, когда порядок движения по ней может неоднозначно восприниматься водителями.

Согласитесь, что если разметки нет или её не видно под снегом, то при наличии такого знака всё понятно – это двухполосная дорога с двусторонним движением . И осевая линия разметки – сплошная (как на знаке) и, следовательно, любой выезд на встречку запрещён!

Знак 5.15.8 «Число полос»

Если основное назначение знака 5.15.7 показать количество полос в каждом из направлений и уже потом (если потребуется) ввести какой-либо новый режим движения, то основное назначение знака 5.15.8 как раз и заключается в том, чтобы ввести новый режим движения, ну и заодно, волей-неволей, показать количество полос данного направления.

На самом деле новый скоростной режим начнётся с места установки вот тех дальних знаков (знаков «Ограничение максимальной скорости», применённых с табличками «Полоса движения»).

А чтобы своевременно проинформировать водителей о том, что начинается зона с особым режимом движения, знак 5.15.8 установят заранее: вне населенных пунктов – на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах – на расстоянии 50-150 м от начала участка дороги, на котором новый скоростной режим начнёт действовать.

Начало полосы. Конец полосы

Знак 5.15.3 установят в том случае, если дополнительная полоса появляется справа.

Обратите внимание – в данной ситуации после знака меняется режим движения: если до знака дорога была двухполосной с прерывистой осевой линией разметки, то после знака дорога стала трёхполосной, а осевая линия – сплошной, и теперь выезд на полосу встречного движения категорически запрещён.

Новый режим движение можно сделать ещё «новее», если нанести на основной знак криптограммы запрещающих или предписывающих знаков.

В данном случае на левой стреле нанесено изображение предписывающего знака 4.6 «Ограничение минимальной скорости». И, следовательно, все, кто не может двигаться с такой скоростью, обязаны перестроиться на правую полосу.

О том, что дополнительная полоса заканчивается, водителей проинформируют знаком 5.15.5 «Конец полосы».

Дополнительная полоса может появиться и слева от водителя (при неизменной ширине проезжей части дороги).

Так бывает на трехполосных дорогах с двусторонним движением, когда среднюю полосу отдают в попеременное пользование водителям обоих направлений.

О том, что средняя полоса переходит в пользование встречному движению, водителей предупредят и разметкой, и знаком 5.15.5 «Конец полосы».

Дорога с односторонним движением

Участок дороги, заключённый между этими двумя знаками – это тоже зона с особым режимом движения.

В чём особенность этого режима движения. Во-первых, на такой дороге нельзя развернуться (следствием разворота на такой дороге будет движение по «встречке»).

А, во-вторых, на дороге с односторонним движением (в населённом пункте!) можно парковаться как на правой стороне, так и на левой.

Выезд на дорогу с односторонним движением

Знак, установленный перед перекрёстком информирует водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.

А вот это уже, само по себе, особое предписание.

Во-первых, не вздумайте повернуть налево, навстречу движению. Во-вторых, если повернёте направо, то помните – это дорога с односторонним движением, а тут свои, особые порядки.

Ну и, наконец, главный вопрос – можно ли эту дорогу пересечь и можно ли здесь развернуться?

А почему нет? Я не вижу здесь никаких знаков, запрещающих движение прямо или разворот. Есть только знак, информирующий водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.

А в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги), и ничто не мешает пересечь его или развернуться на нём, как и на всяком перекрёстке.

И опять на пересекаемой дороге одностороннее движение, только теперь в направлении налево.

Значит, повернуть направо нельзя (там встречка), а всё остальное – пожалуйста .

Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств

Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Для водителей городского пассажирского транспорта дорога – это их рабочий цех. Здесь они перевозят пассажиров и должны делать это строго в соответствие с установленным графиком.

Но как прикажете соблюсти график, если на протяжении всего маршрута то и дело «глухие пробки». Выход один – на проблемных участках выделить одну из полос для движения только маршрутных транспортных средств, то есть всем остальным запретить движение по этой полосе.

Знак 5.11.1 состоит из двух символов:

– слева изображено маршрутное транспортное средство, двигающееся навстречу;

– справа – вертикальная белая стрела, очень похожая на ту, что изображается на знаке 5.5 «Дорога с односторонним движением».

Знак 5.11.1 информирует водителей о том, что на данном участке дороги установлен особый режим движения, а именно:

1. Сколько бы полос не было на данной дороге, все они (кроме крайней левой!) предназначены для движения в одном направлении.

2. Крайняя левая полоса отделена от остальной проезжей части сплошной линией разметки, и предназначена для движения во встречном направлении. И эта полоса отдана маршрутным транспортным средствам.

Обратите также внимание на разметку 1.23 (буква «А» на проезжей части). Эта разметка дополнительно информирует водителей о том, что данная полоса предназначена для движения маршрутных транспортных средств.

Водителей, подъезжающих к этому перекрёстку, необходимо проинформировать о том, что на пересекаемой дороге организован особый режим движения.

Эту задачу решают с помощью знаков 5.13 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».

Обратите внимание! – эти знаки, так же, как и предыдущие, тоже состоят из двух частей:

– вверху изображено маршрутное транспортное средство;

– внизу – горизонтальная стрела, точно такая же, как и на знаках 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением».

То есть, сколько бы не было полос на пересекаемой дороге, они все предназначены для одностороннего движения (в данном случае – направо). И только одна полоса (дальняя от нас) предназначена для движения налево, но она отдана маршрутным транспортным средствам, и выезд на неё запрещён!

Но в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги), и ничто не мешает пересечь его или развернуться на нём, как и на всяком перекрёстке.

Но может быть и так – маршрутным транспортным средствам отдана ближняя к нам полоса, и они двигаются направо.

Значит, нам направо нельзя, а всё остальное – пожалуйста.

И об этом на экзамене спрашивают:

Полоса для маршрутных транспортных средств

Безусловно, предыдущий вариант, когда маршрутные транспортные средства двигаются навстречу основному потоку, самый рациональный. В этом случае никто не двигается рядом с маршрутными транспортными средствами в попутном направлении, и это создаёт идеальные условия для беспрепятственного движения городских автобусов и троллейбусов.

К сожалению, такая организация движения не всегда возможна – иногда приходится на обычной многополосной дороге взять и отобрать одну из полос и отдать её маршрутным транспортным средствам.

В этом случае знак 5.14 повесят точно над этой полосой вместе с табличкой 8.14 «Полоса движения».

Такая комбинация информирует водителей о том, что для маршрутных транспортных средств выделена именно одна эта полоса, а не вообще вся проезжая часть данного направления.

Конечно, эту полосу, предпочтительнее отделить сплошной продольной линией, однако это не всегда разумно. Например, если сейчас вместо прерывистой линии нанести сплошную, тогда никто не сможет заезжать во дворы и другие прилегающие справа территории, и невозможно станет посадить или высадить пассажира на этом участке дороги.

Но знак могут установить и на правой стороне дороги.

В этом случае дополнительной таблички 8.14 «Полоса движения» не будет. Если знак установлен не над дорогой, а на правой стороне дороги, это автоматически означает, для движения маршрутных транспортных средств предназначена только крайняя правая полоса.

О том, как себя вести на такой дороге, что здесь можно и что нельзя, мы поговорим позднее, когда будем знакомиться с Разделом 18 Правил «Приоритет маршрутных транспортных средств». А пока наша задача – усвоить, как на обычной дороге выделяют полосу для движения маршрутных автобусов и троллейбусов.

И ещё!! Вам, как будущим водителям, необходимо знать, что знак 5.14, обозначающий полосу для маршрутных ТС, частенько применяют вместе с табличкой 8.5.2 «Рабочие дни».

Следовательно, эту полосу можно использовать и нам, простым смертным, но только по субботам, воскресеньям и праздничным дням.

И тут вопрос: Можно ли по субботам, воскресеньям и праздничным дням пересекать эту сплошную линию разметки?

В Правилах есть такое требование:

Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и её характеристики. Самый последний абзац. В случаях, когда значения дорожных знаков и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.


И опять вопрос:

Противоречат ли сейчас требования знаков требованиям разметки?

А ведь, пожалуй, не противоречат. Никакого спора между знаками и разметкой нет!

Знаки всего лишь РАЗРЕШАЮТ водителям использовать эту полосу по субботам, воскресеньям и праздникам ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ.

То есть разметка никуда не делась! Заезжать на эту полосу и выезжать с нее можно, но только в местах, где это разрешено разметкой!

В противном случае водителей ждет наказание, правда, не 3000 рублей (как в будни), а всего лишь предупреждение или штраф 500 рублей (за нарушение требования дорожной разметки).

Дорога с полосой для велосипедистов. Полоса для велосипедистов.

Если движение велосипедистов организовано навстречу основному потоку, водителей об этом проинформируют знаком5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов».

В Правилах об этом знаке сказано так:

Правила. Приложение 1. Знак 5.11.2. Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Если же велосипеды и мопеды двигаются в попутном направлении с основным потоком, то на этот случай предусмотрен другой знак – знак особых предписаний 5.14.2 «Полоса для велосипедистов».

Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

Знак особых предписаний 5.13.3 информирует водителей о том, что на пересекаемой дороге организован необычный порядок движения, а именно: пересекаемая дорога – дорога с односторонним движением, но есть полоса для велосипедистов , причём велосипедисты двигаются навстречу основному потоку.

Повернуть налево нельзя, но всё остальное – пожалуйста – направо, прямо и развернуться не запрещено.

А здесь не получится повернуть направо, но всё остальное (прямо, налево и развернуться) не запрещено.

Здесь целых две полосы для велосипедистов, но дорога обычная, с двусторонним движением, и никакого знака не требуется.

Только поворачивая направо или налево, не окажитесь на полосе для велосипедистов, заезжайте на полосу, предназначенную для движения механических транспортных средств.

Дорога с реверсивным движением

Знакомая всем картина: пятница, конец рабочего дня, в направлении из центра в область растянулась огромная пробка – все едут на дачу. А навстречу, в жаркую и душную Москву, одна-две машины.

В воскресенье вечером картина изменится с точностью до наоборот: в Москву бесконечный поток автомобилей, а из Москвы почти никого.

Ах, как было бы хорошо, если бы каким-нибудь волшебным образом устроители дорожного движения могли по мере надобности переносить «сдвоенную сплошную» то влево, то вправо. К сожалению таких технологий пока не открыли, но зато придумали дорогу с реверсивным движением.

Посмотрите, что произошло с осевой линией разметки – она из сдвоенной сплошной превратиласьв сдвоенную прерывистую , причём штрихи длинные, а промежутки между ними – короткие.

Уже одна только эта разметка информирует водителей о том, что на этой дороге организовано реверсивное движение.

Кроме того, над двумя средними полосами установлены реверсивные светофоры, и если на них включены зелёные стрелы, то в нашем направлении можно двигаться по трём полосам.

Если нам включены красные кресты, значит, встречным водителям горят зелёные стрелы, и сейчас в нашем направлении осталась только одна полоса – крайняя правая.

Резюмируем !

Участок дороги, заключённый между знаками 5.8 и 5.9 это зона с особым (реверсивным! ) режимом движения.

Выезд на дорогу с реверсивным движением

В данном случае на пересекаемой дороге всего три полосы, и средняя полоса выделена с обеих сторон сдвоенной прерывистой линией разметки. Именно средняя полоса и предназначена для реверсивного движения, и для того, чтобы это понимать, достаточно только одной этой разметки.

И, тем не менее, на каждом выезде на такую дорогу в обязательном порядке будет установлен знак 5.10. И, как вы понимаете, это совершенно нелишне. Архиважно, чтобы водители точно знали – это дорога, на которой действует нестандартный режим движения.

Ученики. А если мы сейчас повернём на эту дорогу, какие полосы можно занимать?

Учитель. Куда бы вы не поворачивали, направо или налево, в данной ситуации заезжать можно только на крайнюю правую полосу. Остальные полосы можно занимать только после того, как убедитесь, что движение по ним разрешено реверсивными светофорами.

Ученики. А прямо проехать можно?

Учитель. Это не запрещающий знак и не предписывающий (если вы ещё не забыли, они круглой формы). Этот знак всего лишь информирует вас о том, что на пересекаемой дороге организовано реверсивное движение. А в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги) и, как и на всяком перекрёстке, можете продолжить движение во всех направлениях.

Жилая зона

В обиходе «жилая зона» – это место, где живут люди, то есть, в сущности, любой населённый пункт. Вместе с тем в любом населённом пункте есть локальные места, где нельзя разрешить общепринятый режим движение транспорта. Такие места это, в первую очередь, все без исключения дворы или, к примеру, так называемые «спальные районы», или отдельные улицы в деловой части города. Словом, это места, где совсем запретить движение транспорта нецелесообразно, а обеспечить комфортные условия для жителей и пешеходов – необходимо.

Проинформировать водителей о том, что они въезжают в жилую зону очень просто – достаточно на всех въездах установить знаки 5.21, и, начиная с этого места, водители обязаны выполнять требования раздела 17 Правил «Движение в жилых зонах», пока не доедут до отбойного знака 5.22 «Конец жилой зоны».

Ещё раз заостряю ваше внимание! – любой двор это всегда «жилая зона», и здесь установка знака не обязательна.

Со всеми подробностями режима движения в жилых зонах мы познакомимся позднее, когда будем проходить соответствующий раздел Правил. Пока же настоятельно рекомендую вам усвоить следующее:

1. В жилых зонах максимальная разрешённая скорость движения транспорта – 20 км/час.

2. В жилых зонах пешеходы могут ходить как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части и при этом наделены преимущественным правом на движение.

Другие локальные зоны

Прежде чем поговорить об этих локальных зонах, вернёмся чуть назад.

Вы уже знаете, что знак «Стоянка запрещена» действуют от места установки и до ближайшего по ходу перекрёстка.

При этом знаки действуют только на ту сторону дороги, на которой они установлены. Нелепо было бы принуждать водителей ещё и смотреть, какие запреты действуют на противоположную сторону, тем более что и знаки то стоят к ним спиной.

А теперь представьте, что во всём прибрежном районе города Геленджика (от берега и до красной линии) потребуется ввести особый режим движения – скорость не более 30 км/час, и запрещена стоянка с 7.00 до 19.00. Это сколько же придется поставить знаков! Мало того, что в начале каждого перекрёстка, так ещё и на обеих сторонах всех улиц, переулков, проездов и тупиков.

Вот именно для таких случаев и предназначены знаки со словом «Зона».

Достаточно только расставить их на всех въездах в прибрежный район, и задача будет решена. Согласитесь, что всё предельно понятно – знаки информируют водителей о том, что они въезжают в зону с особым режимом движения. И в данном случае действие указанных ограничений распространяется не до ближайшего перекрёстка, а на всю территорию зоны.

То есть на любую сторону любой дороги внутри зоны!

Естественно, на всех выездах из прибрежного района необходимо установить знаки «Конец зоны».

Ну, а это пешеходная зона. Здесь запрещено движение механических транспортных средств.

Что же касается немеханических транспортных средств, то с этим надо разбираться отдельно.

В июле 2017 года в Правилах произошли очередные изменения – изменилось толкование знака 5.33 «Пешеходная зона».

Было: Знак 5.33 “Пешеходная зона”. Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение только пешеходов.

Стало: Знак 5.33 “Пешеходная зона”. Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов, и в случаях, установленных пунктами 24.2 – 24.4 настоящих Правил, велосипедистов.

Что отсюда следует!

1. В пункте 24.2 идёт речь о велосипедистах старше 14 лет, но в этом пункте понятие «Пешеходная зона» вообще не упоминается. Так что велосипедисты старше 14 лет по-прежнему ездить в пешеходной зоне не могут.

2. Что же касается велосипедистов младше 14 лет, то в соответствие с п.п. 24.3 и 24.4 они и раньше могли кататься в пешеходных зонах. Так что изменения толкования знака 5.33 носит формальный характер (на самом деле ничего не изменилось). В пешеходных зонах категорически запрещено движение механических транспортных средств! Движение немеханических транспортных средств также запрещено, но есть одно исключение – дети в возрасте до 14 лет могут ехать на велосипеде.

Локальные зоны с ограничением экологического класса

Что такое экологический класс транспортного средства.


Экологический класс транспортного средства определяется количеством вредных веществ в выхлопных газах.

Существует пять экологических классов: Евро 1 – Евро 5. Чем выше класс, тем меньше вреда окружающей среде.


Тот или иной экологический класс присваивается автомобилю на основании испытаний, которые должны осуществляться в специальных лабораториях.

В России экологический класс начал присваиваться автомобилям недавно. Поэтому добрая половина нашего транспорта вообще не имеет этого класса. Законодатели учли сей факт и решили вводить экологические строгости поэтапно.

В период с 1-го июля 2018 года по 30 июня 2021 года ограничения, вводимые экологическими знаками, действуют только на тех, у кого в регистрационных документах указан экологический класс. И не действуют на тех, у кого в документах экологический класс не указан!


С 1-го июля 2018 года этот знак запрещает дальнейшее движение механических транспортных средств (в том числе всех автомобилей), у которых экологический класс (указанный в свидетельстве о регистрации) меньше, чем цифра на знаке.

Если в ваших регистрационных документах экологический класс не указан, можете продолжать движение, и никто вас за это не накажет.

Но так будет не всегда. Наступит 1-е июля 2021 года , и с этого момента никому никаких поблажек. Под этот знак не смогут двигаться и те, у кого экологический класс указан (если он меньше цифры на знаке), и те, у кого в документах информация об экологическом классе отсутствует.

Если у Вас в документах не прописан экологический класс автомобиля, и Вы не хотите попадать под действия, экологических ограничений, имеет смысл до 2021 года поменять свидетельстве о регистрации ТС!


Этот знак запрещает движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (если экологический класс автомобиля ниже указанного на знаке).

На транспортные средства категории “В” действие этого знак не распространяется (можете продолжать движение ).