Все о нэцкэ. Нэцкэ в японской культуре

Страница 1 из 7

Значение фигурок нэцкэ

Свою историю резные фигурки нэцкэ начали в культуре древнего Китая. При правлении династии Мин в Китае сложилась традиция делать маленькие резные предметы чжуй-цы. В культуре Японии нэцкэ появились позднее, на рубеже 16 и 17 веков. Лишь в то время японцы начали носить на поясе небольшие резные изделия. Шнур складывали пополам и пропускали через пояс. С другой стороны петли надевали нэцкэ через проделанное в нем сквозное отверстие (нэцкэ в Японии изображается в виде двух иероглифов - «корень» и «прикреплять»). Необходимость появления такого способа ношения была вызвана тем, что в японском традиционном костюме отсутствовали карманы.

Широкое распространение в японской культуре нэцкэ получило в XVII веке. Возможно, одной из причин была «охота за мечами» - проведенная в 1588 г. операция сегуна Тоетоми Хидэеси по изъятию оружия и мечей у крестьян и горожан, которые до этого времени имели обычай носить мелкие предметы, прикрепив их к эфесу меча. Теперь от благородного оружия у многих японцев остались только брелоки.

Расцвет искусства изготовления нэцкэ, который стал отдельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). Нэцкэ стали настоящей жанровой скульптурой, хотя и малого размера - от двух до десяти сантиметров. Работы отличались высоким профессионализмом. Если в XVII в. производством нэцкэ занимались мастера различных специальностей: скульпторы, керамисты, резчики масок, художники по лаку и металлу, то в XVIII столетии появляется целая армия профессиональных резчиков - нэцукэси.

Возник самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного искусства и обладающий присущими только ему набором форм (катабори, кагамибута, мандзю), материалами (дерево, слоновая кость, олений рог, металлы, фарфор, янтарь и т. д.) и кругом сюжетов (исторический, литературный, бытовой, религиозный, театральный жанры, флора и фауна). Резчики нэцкэ часто черпали сюжеты для своих работ из японской истории. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами изображались исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени.

По всей стране возникли центры резьбы: центральные школы в Эдо, Осака и Киото, провинциальные - в Гифу, Нагоя, Хида, Цу и Ямада. Появились знаменитые на всю Японию имена - Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо. Их творения формировали стили и направления целых школ. За исключением некоторых прослан ленных мастеров, мы мало знаем о резчиках нэцкэ. В письменных источниках XVIII-XIX в. содержатся отрывочные сведения о мастерах, все чаще - о материалах и формах, используемых в нэцкэ. Исключение составляет лишь сборник «Сокэн кисё», выпущенный в свет в 1781 году Инаба Цурю, торговцем мечами из Осаки.

Многочисленные сюжеты нэцкэ содержали в себе благожелательный подтекст и тем самым фигурки стали использовать, как обереги, амулеты и талисманы.

Популярность нэцкэ давно перешагнула границы Японии. На современных аукционах время от времени всплывают старинные резные японские брелоки. Стоить они могут очень дорого. Однако популярность таких предметов кроется не только в их относительной малочисленности и материальной ценности. В современном мире многие персонажи и предметы, которые изображали резчики нэцкэ, вошли в число общеизвестных символов и амулетов.

В Японии сложилось несколько традиционных театральных форм, среди которых широко известны Гигаку, Гедо, Но, Кабуки, Сато-кагура и некоторые другие. Практически во всех театральных постановках этих направлений использовались маски, поэтому и в нэцкэ изображение человека часто соседствует с маской. Особенно любопытны нэцкэ с вращающейся деталью, которая изображает лицо актера и одновременно его маску. Когда такую деталь поворачивают, создается впечатление, что актер надевает маску. Фигурку актера с маской можно подарить человеку, работа которого связана с театром. Маска является символом лицедейства, она скрывает истинные чувства, позволяет начать играть новую роль в жизни.


Аматерасу

Японская богиня солнца. О ней рассказывают древние японские легенды, изложенные в летописях «Кодзики» и «Нихон секи». В них говорится о божественных прародителях всего сущего на земле - брате и сестре Идзанаги и Идзанами. От их брака в море появились острова и родились духи, которые их заселили. Капли влаги из левого глаза Идзанаги породили богиню солнца Аматэрасу. Она считается главой остальных богов и прародительницей японских императоров. Верят, что фигурка богини способствует порядку и плодородию, привносит свет в жизнь каждого человека. Аматерасу - покровительница земледельцев. Ее изображение можно подарить любому человеку, работа которого связана с землей, сельским хозяйством.


Амитабха

Одно из воплощений Будды. В переводе с санскрита Amitabha - «безграничный свет». В Китае этот буддистский персонаж известен как Амитуо Фо. Японцы порой называют его просто Амидой.

Считается, что у Амитабхи был реальный прототип - царь, который отрекся от власти и стал монахом, взял себе имя Дхармакара. Обычно его изображают с деревянной чашей для подаяний. Дхармакара дал 48 обетов, но обещал не достигать нирваны, пока не поможет всем разумным существам достичь «земли счастья». Говорят также, что Амитабха создал свой собственный «рай» - поле сукхавати, находясь в котором могут возрождаться все страждущие существа, уверовавшие в него. В этом контексте фигурка Амитабхи - талисман надежды на лучшую жизнь, обретение счастья.


Архат

Архатами в буддизме называют людей, достигших вершин личностного развития и совершенства. В переводе с санскрита arhant «достойный». Архаты ведут суровую жизнь аскета, соблюдают духовную дисциплину и отличаются высоко моральным поведением. Архатам удается разорвать круг «колеса жизни» и достичь состояния нирваны. К архатам причисляют ближайших учеников и последователи Будды Шакьямуни. Резчики нэцкэ изображали архатов как монахов с чашей для подаяний символом нестяжательства и аскетической жизни. Из такой чаши может выглядывать дракон - символ внутренней энергии, укрощенной архатом. Фигурка архата способствует твердости духа. Архат является покровителем людей, вставших на путь самосовершенствования.

Баку

В Японии фантастическое животное баку изображается в виде существа, напоминающего своим обликом тапира. У него слоновий хобот, бивни слона, лапы тигра и бычий хвост. Образ баку был позаимствован японцами из китайской мифологии, где это существо считалось демоном, способным избавить человека от ночного кошмара. Широкое распространение образ «пожирателя дурных снов» получил в Японии в конце XVI в., когда один из военачальников сегуна Тоетоми Хидэеси привез из Кореи деревянное изголовье с изображением баку. Согласно поверьям, оно избавляло спящего от дурных снов. В наши дни фигурка Баку продолжает считаться талисманом, способным избавить человека от дурных сновидений.


Netsuke (根付) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Netsuke - это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже - из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно netsuke были небольшого размера от 2-3 до 15 см.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.





Является богом счастья, общения, веселья и благополучия. Его часто называют смеющимся Буддой, Буддой Изобилия и «холщовым мешком». Статуэтки с изображением Хотея во всем мире используются в качестве действенного талисмана.

Что дарит людям бог Хотей с мешком за спиной?

Хотей по фен шуй наделяет людей успехом и везением в бизнесе, привлекает удачу, богатство, процветание и счастье к обитателям дома. Он является олицетворением щедрости, счастья, беззаботности и мировой гармонии.

Согласно поверью бог благополучия способен предопределить судьбу человека и исполнить его заветное желание.

Бог богатства по фен шуй является источником положительной . К тому же он способен к уничтожению негативной и смертоносной энергии Ши, а также к предотвращению вредного воздействия летящих звезд, несущих беды и болезни.

Как изображают бога веселья и благополучия

Хотей в фен шуй изображается лысым пузатым мужичком с огромным животом, который никогда не расстается с огромным мешком. Согласно одной версии в мешке бога веселья собрано много денег, золота и драгоценностей. Другая версия утверждает, что в его мешке хранятся человеческие горести, беды и проблемы.

Статуэтки Бога Хотей вырезаются из различных материалов. Для его изготовления используют дерево, камень, глину, гипс, металл и каменную крошку. Размеры фигурки также разнообразны, начиная миниатюрными и заканчивая огромными. Изготавливают Хотея и в виде брелоков.

Согласно фен шуй желательно, чтобы Хотей был окрашен в золотистый или в белый цвет.

Статуэтка Хотея может держать в руках разнообразные атрибуты: жемчуг, четки, вазу, веер, персик, коромысло. Он может сидеть на змее, слоне или черепахе, находиться рядом с Драконом.

Жемчуг свидетельствует о материальном и духовном богатстве, а персик гарантирует долгую жизнь. Четки говорят о поиске духовного пути, а монетки и золотые слитки – о богатстве. Веер в руках бога веселья избавит от всех преград и препятствий, а коромысло принесет неожиданное богатство. Бог Хотей, держащий посох, тыкву и связку древнекитайских монет, наделит успехом, счастливой долгой жизнью, финансовым благополучием и чистотой семейных отношений.

Если Хотей стоит рядом с Драконом, то он поможет привлечь в бизнес финансовые потоки и денежную удачу. Если Бог богатства сидит в пирамиде, а его окружают песок и монеты, то он будет постоянно привлекать в ваш дом денежные поступления и поможет преуспеть в делах. Бог веселья, окруженный детьми, поможет обзавестись потомством.

Выбирая фигурку или статуэтку, следует обратить внимание на один нюанс. Сидящий Бог Хотей является источником женской энергии Инь, а Хотей, который стоит, распространяет мужскую энергию Ян.

Куда поставить талисман Хотея

Прежде чем размещать фигурку Хотея, следует решить, что вы хотите приобрести. Если ваша цель – почет и уважение, то статуэтку поставьте в прихожей рядом с входной дверью. При этом согласно фен шуй Бог Хотей должен смотреть на дверь. Если вы мечтаете о признании, то Хотея следует поместить в южную часть дома. Если вы стремитесь стать удачливым в деньгах, выиграть большие деньги в лотерее, то идеальное место для талисмана Хотея – . Если вы желаете обрести гармонию в семье, то поставьте статуэтку . Бог богатства Хотей, размещенный на рабочем столе, отведет от вас заговоры, стрессы и предательство, привлечет карьерный рост.

Хотея с монетами или золотыми слитками необходимо расположить в зоне, которая отвечает за богатство. Лучшее место для Хотея с тростью – сектор здоровья. Бог богатства, несущий жемчуг, должен размещаться в . Хотея, окруженного детьми, можно поставить в юго-западную или в западную часть дома.

Но в любом случае фигурку можно поставить в наиболее заметном месте дома. Можно приобрести несколько фигурок бога богатства и разместить их в разных частях дома.

Хотей исполнит ваши заветные мечты

Согласно фен шуй, чтобы получить помощь Хотея, следует 300 раз потереть его животик по часовой стрелке, думая о своей мечте. Также рекомендуется гладить его живот перед выходом из дома: вас будет сопровождать удача.

Что говорит легенда о Хотее?

Прообраз Хотея – маленький толстый монах по имени Ци-Цы, который жил в Китае в конце десятого века. Он путешествовал по свету, неся с собой большой холщовый мешок и четки. Монах приносил людям удачу, здоровье и богатство. К тому же он всех заражал беззаботным искренним смехом. На вопрос о том, что хранится в его мешке монах отвечал, что весь мир.

В этой статье вы узнаете:

Любим и почитаем на Востоке самый жизнерадостный из японских богов толстяк-весельчак Хотей: значение фигурок этого божества несет единый смысл – счастье, радость и богатство.

Что символизирует Хотей с мешком за спиной

Маленькие восточные талисманы, или нэцкэ, традиционно вырезаемые из дерева, сегодня изготавливаются из глины, гипса, стекла и металла. Нэцкэ Хотей по фен-шуй важна в любой восточной семье.

Ее носят с собой в качестве талисмана на удачу в денежных делах. По поверьям, этот божок собирает в свой мешок все неудачи и болезни своего владельца, придает ему в ответственные моменты силу духа и мудрость. Но главное – как магнитом притягивает деньги, помогая своему обладателю достигнуть финансового благополучия.

Сама фигурка означает изобилие и излучает исключительно положительную энергетику.

Исполнение желаний

Один из семи буддистских богов счастья любим и почитаем не только на Востоке. Он может держать в своих руках различные предметы: монеты, жемчужины, посох, веер, чашу, четки, корзину. В зависимости от того, с каким из них выполнена фигура, статуэтка, или нэцкэ, она призвана помочь своему обладателю в той или иной сфере жизни.

Хотей – бог богатства, но он также приносит удачу тем, кто стремится к духовному росту. Распространенный амулет в виде пирамиды с заключенным в нее божком в окружении золотого песка и монет помогает продвижению по карьерной лестнице, учит сосредоточению на важных делах и правильному распределению приоритетов.

Хотей с жемчужинами создан для тех, кто хочет расти духовно и тянется к знаниям. Если он выполнен в окружении детей, его предназначение – помочь родителям вырастить и обеспечить подрастающее поколение.

Для привлечения денег можно стать обладателем любого вида этого божка. Но особым действием обладают Хотей с монетами, персиком, а также божок, сидящий верхом на жабе или черепахе с головой дракона.

Что гласит легенда

По-японски хотей – мешок из холстины. Прообразом одноименного божка стал странствующий монах Цицы. Он был толст, лыс, весел, добр и, как любой странник, всюду таскал с собой холщовый мешок, куда складывал щедрые подаяния. По преданиям, жизненная энергия и любовь к людям приносили окружающим успех, здоровье и благосостояние. На частый вопрос о содержимом его необъятного мешка Цицы неизменно отшучивался: «В нем у меня весь мир!».

Всегда веселый и располагающий к себе он любил общаться с людьми, подолгу выслушивал их, веселил, развеивая печаль. Его заразительный смех вселял в людей веру в лучшие времена.

От деревни к деревне ходил слух, что этот монах носит в мешке удачу и щедро раздаривает ее людям, забирая у них болезни, горести и проблемы. В средние века в Японии он был признан одним из семи богов счастья за свой легкий беззаботный нрав. По-разному именуется порой Хотей: Будда, Майтрейя, Будай. Но во все века он одинаково желанен в любом китайском или японском доме.

Размер статуэтки

Какого бы размера ни была статуэтка, Хотей принесет в дом удачу и деньги, если выбрать для него правильное место.

Нэцкэ традиционно носят с собой как амулет на удачу или размещают на видном месте, например, на рабочем столе.

Скульптуры в человеческий рост часто размещают при входе в помещение лицом к двери, чтобы входящие могли выказать ему свое почтение и мысленно попросить его о сокровенном.

Наиболее популярны небольшие статуэтки в сувенирном исполнении или настольные композиции.

Но действенность божества от размера его изображения не зависит. Как в любом другом деле важно не просто обладать фигуркой, важно искренне верить в ее силу.

Материал божества

Хотей с мешком в Древнем Китае, как и в Древней Японии, традиционно вырезался из дерева либо кости. Использовали в качестве материала также клыки и рога диких животных. Он один из любимых персонажей нэцкэ. Позже его стали изготавливать из металлов, отливать из стекла, вырезать из самоцветов (агата, нефрита, опала). Миниатюрный символ богатства и счастья, выполненный в стиле нэцкэ, носили с собой в раковинах и полых тыквочках-горлянках.

Сегодня в магазинах можно встретить божка, формованного из гипса, глины. Встречается он выполненным из пластмассы, фарфора, вырезанным из коралла.

Материал, используемый для изготовления этого талисмана, роли не играет. Важнее его цвет.

Считается, что истинной силой обладает Хотей белый или золотистый. Место, где он будет установлен, должно отличаться чистотой. Только в окружении чистоты божок может помогать окружающим. Хаос и мусор убивают его энергетику.

Где разместить фигурку

Буддисты вверят, что если дома есть статуэтка Хотей с монетками или с мешком за спиной, то любое желание исполнимо. Главное, верить. Ну и еще 300 раз потереть большой живот Хотея, прося при этом столько же раз о реализации мечты.

Хотя фигурка любого Хотея в доме как магнит притягивает удачу и денежные потоки. Если в северной части квартиры или дома расположить веселого толстяка с мешком в руках или за спиной, он поможет в карьерных и финансовых делах.

Для божка с жемчужиной или свитком подойдет северо-восточное крыло помещения – зона мудрости. Такой талисман поможет в учебе и построении карьеры.

Восточная часть считается зоной здоровья . Это место для весельчака с тыквой.

Единственное правило для всех фигурок – они должны быть обращены лицом к входу в помещение.

Недаром говорят, мысли материальны: о чем усердно будешь думать, то вскоре и получишь. Будешь думать о плохом – оно станет твоим верным спутником, ну а если, несмотря ни на что, о хорошем – не минует тебя счастье и удача. Сложно представить такого человека, который способен только радоваться и с улыбкой принимать все, что ему предназначено. Однако история говорит нам о том, что были такие. Например, странствующий китайский монах Хотей, ставший прообразом распространенных по всему свету статуэток Смеющегося монаха или Будая. Нес он людям в своем большом холщовом мешке радость и удачу, благополучие, достаток и гармонию взамен на все их горести, беды и лишения, всегда был весел и счастлив.

По системе фен шуй Хотей входит в семерку богов, отвечающих за счастье. Однако на сегодняшний день специалисты по феншуй все чаще используют данное божество с целью привлечения богатства, материального достатка.

Зачастую на статуэтке бог богатства изображен не просто с большим мешком, а еще и держащим различные предметы, привлекающие дополнительно различные блага:

  • жемчуг – любое богатство (как в сфере духовной, так и в материальной);
  • персик – долголетие;
  • четки – душевную гармонию и равновесие;
  • веер – защиту от всех препятствий и преград, мешающих достижению поставленных целей;
  • посох и тыква – успех и процветание, денежное и семейное благополучие.

Для привлечения финансовой удачи Хотея изображают в паре с Драконом.

Для обращения денежных потоков в вашу сторону, обеспечения успеха в карьере поможет статуэтка Будая, расположенного в пирамиде с песком и монетками.

Для мечтающих обзавестись семьей и потомством специалисты по фэн шуй рекомендуют выбирать Хотея, окруженного детворой.

Значение фигурок хотей зависит также от положения самого божества: фигурки с сидящим божеством заряжены женской энергией и располагаются в помещениях с нехваткой последней, фигурки Хотея, который стоит – несут мужскую энергию, соответственно помещаются в пространство, где недостаток таковой.

Где расположить божество

Для точного определения месторасположения Хотея вам понадобиться наиболее точно сформулировать свое заветное желание на данный момент. А если у вас к божеству несколько просьб – не беда. Количество божеств в вашем жилище не ограничено, поэтому фигурки со Смеющимся Будаем могут стоять в разных комнатах, работая на различные цели.

В холе, например, необходимо ставить смеющегося толстяка лицом к двери – он будет встречать со щитом тех, кто пришел к вам с мечом, перевоплощать негативную энергии в жизненно важную энергию Ци.

В комнате, расположенной на юго-востоке, можно поставить божка для привлечения прибыли и денежной энергии.

Тем, кто хочет родить ребенка, необходимо ставить статуэтку божества, окруженного детворой в зоне любви.

Если вы всеми силами пытаетесь добиться признания, то Хотей должен занять место в южном секторе вашей обители.

Если вы деловой человек, много времени проводите в переговорах за компьютеров, расположите вашего божественного защитника возле себя, обратив его лицом к собеседникам – так он будет выполнять ту же функцию, что и в прихожей.

Очень важно помнить, что бога богатства нельзя размещать прямо на полу – лучше всего делать специальную подставку.

Размеры статуэток

Работают одинаково хорошо и большие и малые хотейчики. Но здесь стоит все-таки оговориться, что чем больше будет размер вашего, тем легче ему будет перерабатывать большое количество негатива в энергию позитива.

Поэтому дома можно обойтись небольшими божками, а вот в помещениях, где циркулирует большое количество людей, лучше поставить статую внушительных размеров.

Цвет должен быть либо золотым, либо белым – так утверждают специалисты.

Именно хотеи этих цветов работают как талисманы, остальные варианты – не более, чем обычные безделушки или же просто декор вашего интерьера.

Материал тоже имеет значение

Дополнительным бонусом, усиливающем привлечения тех или иных благ за счет статуэтки Хотей по фен шуй, будет выбор материала, из которого изготовлена последняя. Согласно рекомендациям специалистов лучше всего подбирать фигурку божества, изготовленную из того материала, который подходит к вашему знаку зодиака (это может быть и металл, и дерево, и камень). Если же вы хотите, чтобы божество работало не только на вас, а на всю семью, необходимо учесть, что основной элемент зоны богатства – дерево, следовательно, нужно отдавать предпочтение деревянным статуэткам.

Печатные изображения также работают, если их правильно разместить.

Ритуал по созданию вазы богатства

Человек всегда стремиться иметь все и в избытке, но здоровья, счастья, удачи, богатства, любви, к сожалению, в избытке не встретишь. Поэтому для привлечения всех перечисленных благ мы можем сделать горшочек богатства своими руками. Слово «богатство» в данном случае служит понятием обобщенным, ведь не только денежки, а и любовь, и удача, и счастье, и тем более здоровье – несметные богатства.

Первое главное условие ритуала – присутствие какого-нибудь божественного создания, например, того же Хотея. Размеры фигурки божества не имеют значения, главное присутствие – так ваш ритуал пройдет под защитой высших сил.

Второе главное условие – свечи. Какие именно свечи – зависит от вашей главной цели на данный момент: зеленая свеча – символ денег, розовая – любви, красная – страсти, желтая – счастья, синяя – здоровья, оранжевая – дружбы.

Третье, наличие самой вазы или горшочка, так как сосуд должен быть с крышкой и обязательно с зауженным горлышком. Очень важно, чтобы ваза имела лицевую часть, о чем может говорить рисунок на вазе. Если же последнего нет, то необходимо сделать какую-то пометку, чтобы впоследствии знать, где лицо, а где тыльная часть вазы.

Нам также понадобятся:

  • земля (25-30% от общего объема вазы);
  • пять видов сухой еды (обязательными компонентами должны быть рис, бобы, горох, перловка, пятый вид – на ваше усмотрение);
  • маленький символ богатства (можно того же Хотея);
  • магические кристаллы (можно приобрести в любом специализированном магазине);
  • природные камни (цитрин, аметист, малахит, розовый кварц – все они замечательно привлекают деньги и удачу);
  • денежная купюра или банковская карта, или золотые монетки, перевязанные золотой нитью как атрибут достатка;
  • жезл Руи как символ власти;
  • пять платочков цветов пяти элементов (красный, синий, зеленый, желтый и белый) размером приблизительно 20 на 20 см;
  • пять шнурков (красный, синий, зеленый, желтый и белый) длиной не более 0,5 м.

Все это мы укладываем в наш волшебный сосуд в строго перечисленном порядке, закрываем крышкой, накрываем платочками и перевязываем шнурками. Ставим в зоне богатства так, чтобы чужому глазу эта ваза не была видна. И ждем приятных перемен.

Помните, что любой символ или божество работает в первую очередь от вашей собственной батарейки под названием вера.