Япония. Легендарные катаны


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир.
Кусанаги-но цуруги


Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

Япония. Легендарные катаны


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя "знать" - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии , известные на весь мир.

Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - "меч, скашивающий траву") также известен как Ama-no-Murakumo-no-Tsurugi (天叢雲剣) Амэ-номуракумо-но цуруги - "меч, собирающий облака рая".
Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу , позже он оказался у её внука Ниниги , а через некоторое время попал к полубогу Дзимму , который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута , расположенном в городе Нагоя , однако никаких доказательств его существования нет. Единственным правителем Японии , публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало. Этот клинок стал прототипом "Клинка Кусанаги" - боевого оружия Легендарного Саннина Конохи и нукенина Орочимару из аниме "Наруто". Посмотреть информацию об аниме можно .

Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом "напиться" крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы , которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу , которые народная молва связала с проклятием Мурамасы , правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с "демоническим духом кровожадности", засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы , чаще других одерживали победы.


В настоящее время оружие Мурамасы является национальным достоянием Японии . Документально подтверждена подлинность всего лишь нескольких мечей, которые приписываются великому мастеру, и все они находятся в музейных и частных коллекциях. Однако легенды вокруг этого имени продолжают вызывать большой интерес, предания продолжают вдохновлять не только любителей оружия, но и людей искусства. Великий оружейник стал героем многих литературных произведений, а также популярным персонажем аниме и компьютерных игр.

Хондзё Масамунэ

О самом Горо Нюдо Масамунэ известно собственно мало. Он жил примерно в второй половине 13-го первой половине 14-го века, в период Камакура , когда власть находилась в руках военной клики сёгуна и что способствовало постоянным войнам. Масамунэ считается как патриарх стиля сосю-ден, одного из самых сложных стилей ковки, Также Масамунэ приписывается ключевая роль в разработке процесса интеграции мартенситных структур хамона (ниэ и ниой) в перлитные структуры сердцевины и наружных защитных слоёв клинка.

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы , клинки, изготовленные мастером Масамунэ , согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы , напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию. Это означало, что мечи Масамунэ предназначены для хладнокровных и рассудительных воителей, которые не вынимают их из ножен по пустякам, а мечи Мурамасы способны спровоцировать их владельца на кровопролитие по самой ничтожной причине. Утверждали, что если такой меч вынуть из ножен, то он не вернется назад, пока не прольет чью-либо кровь, хотя бы даже своего владельца, и что Мурамаса умел заключать в выкованный им клинок души погибших воинов, которые не утолили свою жажду крови.

Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса . Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ , был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor ) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Семизубый меч

Семизубый меч (Нанацусая-но-тати , Nanatsusaya Mitama noTsurugi , 七支刀) - одно из национальных сокровищ Японии . Одна из основных версий относит его появление к IV в. до н.э. Согласно анализу меч был изготовлен в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи ) и назывался 칠지도 ch"iljido .
Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу , что находится в японском городе (по разным источникам сын был зачат еще при жизни императора, но задержался с рождением и появился на свет не через положенные 9 месяцев, а через три года. За это время императрица успела возглавить успешный поход в Корею и совершить много других деяний.
Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки , кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу , так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. Меч хранили в некотором небрежении, что очень нехарактерно для японцев. Так что ржавчина покрыла его и надписи золотом сделанные на обеих стронах меча были открыты заново тольо в 1870 году.

на 1-й стороне
泰(和)四年十(一)月十六日丙午正陽造百錬(銕)七支刀(出)辟百兵宜供供候王■■■■ (作 или 祥)
надпись сильно повреждена и местами нечитаема. Приблизительный перевод:
На 16-ю луну 11-го месяцаб 4 года эры Таива меч был выкован из стали в 100 раз крепче обычной. Используя меч поразишь 100 врагов. Для достойного властителя. Сделал …
на 2-й стороне
先世以來未有此刀百濟王世(子)奇生聖音故爲倭王旨造傳示後世
Никогда прежде не было такого клинка. Принц царства Пэкче, который живет звуками августа, сделал этот меч для царя Ва с надеждой что он прослужит многим поколениям
Возможно, что не обошлось здесь без влияния великой индийской культуры, оплодотворившей китайскую культуру.

Меч - не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Экскалибур

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» - сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» - твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.

Практически каждый японский меч - это своего рода произведение искусства. Но и среди них есть те, которые прославились на всю Японию, а некоторые из них даже известны за границей. Интересны и те, кто владел данными мечами. В данной статье Вы также узнаете, почему некоторые мечи были названы именно таким образом, какие истории с ними связаны.

1) Минамото но Ёримицу (源頼光): До:дзигириясуцуна (童子切安綱)

Данный меч очень известен в Японии, а назван он так из-за того, что Минамото но Ёримицу, являющийся прямым потомком клана Минамото по линии Сэйва Гэндзи, которая являлась одной из известнейших и сильных, срубил этим мечом голову мифическому предводителю демонов-они, Сютэндодзи (酒天童子), который обитал на горе Ооэ в провинции Тамбо.
Однажды случилось происшествие, которое и по сей день символизирует великолепную остроту данного меча. В одном месте в период Эдо жил мастер, который испытывал на людях новые мечи. Его звали Матида Тёдайю (町田長太夫), и говорят, что, когда он опробовал данный меч, где-то были найдены шесть трупов преступников, повешенные на деревянном постаменте и разрезанные ровно пополам.

2) Масамунэ 正宗

Если говорить о традиционных японских мечах, то, я думаю, что нет мечей более знаменитых, чем мечи мастера Масамунэ.

После его смерти в конце эпохи Камакура, школа Масамунэ продолжала поставлять продукцию и оставила большой след в данном ремесле.

Считается также, что сущность работ Масамунэ – это волнующее очарование. Особенность данного клинка в том, что на его хамоне есть золотые отблески, и он в целом изобилует красивыми узорами.

3) Зачарованный меч Мурамаса, Ё:то: Мурамаса (妖刀村正)

Многие знакомы с эпохой Сэнгоку, с зачарованными мечами Мурамаса, с которым связаны многочисленные несчастные случаи, о которых хотелось бы рассказать.

Если Масамунэ придерживался правильного пути японского меча, то Мурамаса скорее злого и неверного. Конкретно это оказало огромное негативное влияние на дом Токугава.

Дед и отец Токугава Иэясу - Мацудаира Хиродатэ и Киёясу, оба были убиты во время мятежа вассалов. Говорят, что на мечах, которые тогда использовали, были гравировки Мурамаса.

Ещё, когда Ода Нобунага заподозрил старшего сына Иэясу Нобуясу в заговоре, считается, что при исполнении смертного приговора снова использовался один из мечей Мурамаса.

Говорят, что в какой-то момент Иэясу полностью возненавидел Мурамаса и его творения, от всех его мечей во владении дома Токугава отказались, долгое время считая их вражескими, их не использовали и не любили.

4) От Миёси Масанага (三好政長) до Ода Нобунага (織田信長) и много других владельцев: Со:дзасамодзи (宗三左文字)

Если говорить о периоде Сэнгоку, то, наверное, нет меча, чья судьба была бы более извилистой, чем этот. В начале периода Сэнгоку отец Такэда Сингэна, которого звали Такэда Тобутора, получил от Миёси Масанага в подарок меч, который он позже даровал своему сыну Сингэну. Затем Сингэн передал его в руки Имагава Ёсимото, за которого выдал замуж свою старшую дочь Дзёкэйин, чтобы примириться с кланом Имагава, с которым долгое время они были противниками.

Однако, когда произошло знаменитое сражение Окэдзама, Ода Нобунага присвоил себе меч в качестве боевого трофея после убийства Имагава Ёсимото.

До инцидента Хонно:дзи, когда умер Ода Нобунага, он считал меч Со:дзасамодзи своим любимым, но после многих событий он перешел к Тоётоми Хидэёси, который в свою очередь передал его своему старшему сыну.

Но говорят, что после летней кампании по захвату Осаки в 1615 году меч перешел к Токугава Иэясу, другими словами, это меч, принадлежавший людям, которые располагали большой властью в определенное время, более того желавшие затем покорить всю страну.

5) Уэсуги Кэнсин (上杉謙信) : Клинок, режущий ружья, Тэппо:гириканэмицу (鉄砲切り兼光)

Говорят, что данный меч, считавшийся любимым оружием Уэсуги Кэнсина, который был известным мужем в префектуре Этиго (ныне Ниигата), был назван таким образом из-за случая, когда Кэнсин разрезал пополам заряженное ружья снайпера клана Такэда.

Есть даже анекдот, что, когда одинокий всадник ворвался в ставку главнокомандующего Такэда Сингэна, это было похоже на отважно кричащего господина Кэнсина.

6) От Ода Нобунага (織田信長) к Курода Ёситака (黒田官兵衛) : Хэсикири Хасабэ (へし切り長谷部)

Хэсикири хранится в государственном музее в городе Фукуока, но хорошей фотографии меча, к сожалению, нет.

Знаменитый меч получил свое имя после кровавого инцидента, когда Ода Нобунага разгневался на невежество слуги, который подавал ему чай, и погнался за ним, после чего разрубил его вместе с полкой, под которой тот спрятался.

Спустя какое-то время, считается, что Ода Нобунага передал его молодому Курода Ёситака, который стал вассалом при Тоётому Хидэёси. И по сей день этот известный меч передается в клане Курода.

7) Тотибана Досэцу (立花道雪) : Райкири

Райкири – это любимый меч известного полководца периода Сэнгоку, Татибана Досэцу. Когда Досэцу спрятался от дождя в тени дерева, в него ударила молния. В итоге парализовало только половину его тела, тем не менее, он не смог продолжить жить. Меч, который был при Досэцу в то время, теперь называется Райкири (Клинок молнии).

На фотографии выше, на мече можно заметить следы, оставленные ударом молнии.

8) Окита Содзи (沖田総司) : Кикуитимондзи Норимунэ (菊一文字則宗)

Это любимый меч Окита Содзи, считавшегося самым сильным среди офицерского корпуса Синсэнгуми, это очень ценный древний меч производства Норимунэ, заполучить который было сложно даже японским феодалам. Возможность, что семья Окита в то время сможет унаследовать этот меч, была практически равна нулю.

Хотя может каким-то образом он оставил себе меч, так как, по его словам, у него, представителя высшей руководящей элиты Синсэнгуми, была встреча с другом, советником министра из Айдзухан. И там ему дали разрешение оставить меч в семье, но точно ничего не известно.

9) Хидзиката Тосидзо (土方歳三) : Идзуми но ками Канэсада / Сэнрё: Канэсада (和泉守兼定(二代:千両兼光)

Данным мечом в свое время пользовался Хидзиката Тосидзо, заместитель главы Синсэнгуми. На самом деле, этот второй меч «Идзуми но ками канэсада» – это старый меч, который можно отнести к национальной драгоценности и который почти невозможно раздобыть. В то время его оценивали в 1000 рё (1рё = 130000 иен), поэтому его ещё называли Сэнрё: Канэсада.