Вход в дом по славянским традициям. Ведическая архитектура

Строительство дома — это акт творения, созидания и благосостояния в Миру.

Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами…


И плотники на Руси уподоблялись жрецам, они считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире и его законах.

Обычаи и ритуалы производились в определенной последовательности и имели потаенный подтекст.

Во - первых: определяли по всем правилам центр.

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось молодое деревце (береза, рябина, дуб, кедр, елка - устанавливалась икона) или устанавливался сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Дерево или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос и стремление к росту. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Благоприятные сантиметры учитывались не только в древнем Фен Шуй, но и у славянских строителей.


Во - вторых: приносилась жертва.


В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот (чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: "...при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла".

Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

В - третьих: укладка первого венца.


Обряд жертвоприношения при строительстве совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует "окладное"("обложейное", "закладочное") угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет».

Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы.

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно ("черепной венец"), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель.

Хозяева все это время молились Богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее были положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке налито зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.

После установки матицы и "матичного" угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали строить дом.

Прорубание окон и дверей.


Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, приговаривали: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», — и делали топором знак креста.

То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Можно сделать вывод: с каким настроем строится дом или делается ремонт, такова и жизнь там сложиться у хозяев дома.

Покрытие дома. Крыша.



Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится "своим", жилым и безопасным, только будучи покрытым сверху. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось "замочка" крыши.

На Севере устраивали "саламатник" — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства.

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома.

В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи.

Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы "всякие беды вылетали в это отверстие". Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия и продолжения жизни.

- 10100

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что "нечистая сила" будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал:

Сняв одежду, до рассвета хозяйка дома нагишом обходила новую избу и произносила приговор: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал".

Чтобы придать заклятию дополнительную силу, женщина должна была трижды кубарем перевернуться в воротах, приговаривая: "Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались".

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя по этнографическим данным XIX века, существовало множество способов ворожбы при выборе места под дом. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки - место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. У белорусов существует народное утверждение о том, что дом ни в коем случае нельзя строить на спорной земле, потому что это могло навлечь проклятия со стороны проигравшего спор и тогда новому хозяину такой земли не видать счастья во век. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

Не менее сложным был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Чаще всего лес рубили в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Крестьяне были уверены, что это дерево вывернул для себя чёрт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с чёрной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.

Наконец, когда срублены подходящие деревья самое время отправляться за мхом. Что, кстати, было очень важным и не простым делом. Каждый день, начиная с понедельника, в течение недели хозяин приходил в лес, срывал горсть мха и оставлял его на чистой земле. В воскресенье он смотрел, под какой из кучек мха нет мошек и червяков, и в тот день, в который была сорвана эта кучка, и следовало заготавливать мох. Все эти сложные приготовления предназначались для того, чтобы в доме не заводились разные жучки.

После этого начинали закладывать фундамент, для которого нельзя было использовать песок и камни с кладбища. И только в это время за дело брались плотники. Их работа тоже была связана с разными обрядами. Широко был распространён обычай: при закладывании первого венца прятать за угол монеты (для богатства), ладана (как оберег от нечистой силой), кусочки хлеба или сыра, а иногда и голову петуха - своеобразное пожертвование Домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, а затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь, чтобы то, что будет происходить на улице, знали в доме, но то, что творится в доме, было бы неизвестно на улице. Также было принято класть под четыре угла освящённые травы, чтобы охранять дом от молний. В те древние времена люди верили, что молнии преследуют нечистиков, которые любят прятаться в углах, особенно если там нет ничего освящённого. При строительстве дома между остальными венцами также закладывали серебряные монеты и травы, собранные на Ивана Купалу.

Важным считался не только первый, но и последний венец. По завершении строительства хозяин перебрасывал через стену освящённое яйцо, которое закапывали на месте падения. Это делали для того, чтобы ветер не срывал крышу. Во многих сёлах после укладывания последнего венца хозяйка подавала одному из плотников горшочек с зерном. Плотник проходил по венцу, посыпая его зерном и желая счастья, богатства и здоровья семье в новом доме. А после этого чердак застилали мхом, по которому сеяли овёс и присыпали его песком. Овёс восходил и засыхал, что должно было привести к богатству.

После возведения крыши начиналось внутреннее обустройство дома и перво-наперво в доме строили печь. Хозяин собирал толоку (толпу), на которую звали в основном молодёжь, и все вместе они закладывали печь. Строительство в толоке шло быстро, с шутками и прибаутками, по завершении которого хозяин обязательно угощал всех помощников.

Когда печь разжигали в первый раз, в неё засыпали девять горстей зерна, от чего стенки покрывались глянцем, к которому впоследствии не приставал дым.

На рисунке Вы видите старинную русскую печь, где: 1 - чело; 2 - припечек; 3 - опечек; 4 - печурка; 5 - залавок длинный ящик с подъёмной крышкой для хранения продуктов, посуды; и, наконец, 6 - ухват.

И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. В старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно было всё: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, удобно и лошади и скотинке приходилось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось ещё много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они "злое" бревно подложили, человек с недобрым взглядом прошёл и сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?

Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись в дом люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать. Первый входящий забирает на себя всё зло, которое может присутствовать на новом месте, или становиться жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились как к игре. Хотя, в некоторых местах ограничивались лишь запуском в доме петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.

Огромной очистительной силой обладает хлеб, зёрна и, особенно, квашня (деревянная кадка для теста). Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним - хозяйка с курицей, далее шла молодёжь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения Домового из старого подпечья (запечья) в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдём со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, пойдёмте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из печи на "хлебной лопате", с горшком каши или в валенке. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его "под печку" приветствую Домового.

Входили в дом по нитке, верёвке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка (медовухи), старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, обереги, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.

Махариши Стхапатъя Веда

"Поскольку человек имеет космическую природу, все стороны его жизни должны быть в полной гармонии с космической жизнью. Система архитектуры Махариши Стхапатъя Веда дает знание о пропорциях и правильной ориентации зданий и точные формулы, применение которых позволяет установить космическую гармонию и обеспечить всестороннюю поддержку в жизни человека, дать ему мир, процветание и здоровье, чтобы каждый день жизнь текла в согласии с природным законом, в эволюционном направлении".

Махариши

"Сегодня люди и не подозревают о том, что многие несчастья и даже болезни возникают в результате того, что здания, в которых они живут и работают, неправильно расположены, а при проектировании этих зданий (создании "Васту") были допущены серьезные нарушения законов природы. Система планировки Махариши Стхапатъя Веда дает полное знание о природном законе, позволяющее привести любое здание в полное соответствие всем законам природы, чтобы совершенное здоровье, счастье, благополучие и удовлетворение стали постоянными чертами жизни каждого человека".

Доктор Айке Хартманн, руководитель отдела архитектуры Махариши Стхапатъя Веда Ведического Университета Махариши (Флодроп, Голландия)

Архитектура, использующая
самый фундаментальный уровень разума природы

По мере своего развития современная наука изучала все более и более глубокие уровни организации природы - молекулярный уровень, атомный уровень, субатомный уровень, - и на каждом уровне ученые обнаруживали все больше и больше разума и энергии. В прошлом десятилетии физики приступили к исследованию самого фундаментального уровня мироздания - единого поля всех законов природы. Все формы и явления во вселенной являются проявлением этого уровня разума природы. В конечном счете именно здесь зарождаются проекты всех творений в мироздании.

Махариши Стхапатъя Веда - это самая древняя и единственная в мире система архитектуры, в основе которой лежит это наиболее фундаментальное поле сконцентрированного разума природы. Благодаря универсальным правилам и принципам, точным математическим формулам, уравнениям и пропорциям, которые дает архитектурная система Махариши Стхапатъя Веда, теперь возможно проектировать жилые дома, деловые здания, города и поселки, используя благотворное влияние всех законов природы в жизни человека.

Впервые появилась технология строительства, способная изменить мышление и самочувствие людей, позволяющая строить такие здания, сама планировка которых будет способствовать укреплению здоровья и ясности мышления, росту счастья, гармонии и благополучия семьи или предприятия.

Три принципа архитектуры
Махариши Стхапатъя Веда

За последние годы, в течение которых благодаря усилиям Махариши произошло возрождение ведической науки, стало ясно, что знание, содержащееся в ведической литературе, гораздо более полно, научно, достоверно и надежно, чем то знание, которое современная наука получила экспериментальным путем. Современная наука рассматривает лишь физические, материальные аспекты природы, не будучи способна и не ставя своей целью непосредственно исследовать работу более фундаментального уровня - уровня единого поля всех законов природы. Это уровень разума природы как такового, это тот уровень единства, который порождает разнообразие мироздания в полном единстве и гармонии.

Махариши Стхапатъя Веда - это единственная в мире строительная наука, в основе которой лежит знание единого поля всех законов природы. Это единственная наука, располагающая проверенными временем формулами, которые позволяют определить правильное направление, правильное расположение комнат и правильные пропорции для любого здания.

Правильное направление

Махариши Стхапатъя Веда особо подчеркивает, что вход в дом должен располагаться с восточной стороны, потому что именно на восходе энергия солнца наиболее мощна и благотворна для жизни. Восточный вход способствует крепкому здоровью, энергичности, ясности ума и успеху обитателей дома.

Вход с юга считается неблагоприятным, поскольку он препятствует поддержке законов природы в жизни людей и пагубно влияет на здоровье. Махариши Стхапатъя Веда рекомендует отказаться от использования любого рода южных входов в жилых или деловых зданиях.

Ориентация по сторонам света влияет на работу мозга

Как показали научные исследования, работа нейронов нашего мозга изменяется в зависимости от направления, в котором мы смотрим. Помимо этого, в мозгу есть "ориентационные" нейроны, которые подают сигналы о расположении тела в помещении и в пространстве. Таким образом, то направление, в котором мы смотрим, оказывает прямое влияние на работу нашего мозга и организма в целом.

Древнее знание Махариши Стхапатъя Веды идет гораздо дальше этого утверждения. Оно описывает, как именно ориентация в пространстве влияет на ум и тело. Когда мы живем или работаем в зданиях с неправильной ориентацией или искаженными пропорциями, работа нейронов мозга принимает неправильный характер, и это может вызвать беспокойство, болезни, упадок творческих сил, неприятности в семейной и профессиональной жизни, антиобщественное поведение и даже преступные наклонности.

Ориентация зданий

Только два направления из восьми дают благоприятные результаты

Как утверждает Махариши Стхапатъя Веда, в каждом городе на земле примерно 75% всех зданий имеют неблагоприятную ориентацию главного входа.

На рисунке показано, что здания, обращенные в любом другом направлении, кроме строго восточного или северного, не защищают своих владельцев и обитателей от негативных внешних воздействий. В древних текстах Стхапатъя Веды недвусмысленно утверждается, что остальные направления неблагоприятны для жизни.

Архитектура, в которой допускаются подобные нарушения законов природы, наносит реальный вред жизни человека. Эта опасная ситуация еще больше усугубляется неблагоприятными характеристиками всего участка, такими как его форма, направление склона, особенности прилегающей территории, расположение водоемов (рек, озер, водохранилищ и т.п.) на территории самого участка и вокруг него, и многими другими факторами, включая неблагоприятные въезды в населенный пункт и нерегулярный рисунок дорог.

Результаты этих нарушений законов природы накапливаются день за днем, год за годом в жизни миллионов людей и создают социальное напряжение, которое омрачает судьбу целых городов и стран.

Фундаментальные законы природы, знанием о которых располагает ведическая наука, оказывают невидимое, но очень глубокое влияние. Для того, чтобы совершенное здоровье и удача сопутствовали нам в нашей жизни, следует сделать все возможное, чтобы привести свою жизнь в гармонию с природой.

Связь принципа направления
со структурой космоса

Как показали последние исследования в области нейрофизиологии, существует глубокая и сложная связь между различными частями мозга (базальными ганглиями, таламусом, гипоталамусом и т.д.) и их "космическими двойниками" - солнцем, луной и другими планетами. Принцип ориентирования зданий на восток, принятый в ведической архитектуре, отражает эту естественную склонность нашей нервной системы сонастраиваться с космосом. Когда здание ориентировано на восток, восходящее солнце дает свою силу и свежесть и оказывает максимальную поддержку человеку.

Правильные пропорции

В природе все соразмерно своему предназначению. Например, каждый орган тела человека не только расположен в нужном месте, но и имеет точные пропорции, и любое отклонение может нарушить равновесие и вызвать проблемы.

Точно так же, для каждой комнаты в доме или офисе существуют идеальные пропорции, которые максимально способствуют поддержке законов природы и которые необходимо знать, чтобы строить здания, гармонирующие как с непосредственным, так и с самым удаленным окружением. Архитектура Махариши Стхапатъя Веда использует космические пропорции в приложении к индивидуальным пропорциям физиологии человека и предписывает точные формулы, в согласии с которыми должно строиться здание.

Правильное расположение комнат

Солнце, передвигаясь по небосводу, излучает различные виды энергии, которые оказывают определенное влияние на различные части дома. В системе архитектуры Махариши Стхапатъя Веда здания проектируются таким образом, чтобы эти виды энергии соответствовали тому, чем человек занимается в различных комнатах дома или здания.

Соответственно, есть идеальное место для входа в дом, гостиной, кухни, столовой и спальни. Очень важно расположить каждую комнату в правильном месте в соответствии с ее назначением, так, чтобы человек не чувствовал сонливости в столовой или голода в кабинете. Это лишь один из многих факторов, которые важно учитывать для того, чтобы каждый аспект повседневной жизни был в полной гармонии с природой.

Идеальное расположение комнат, дающее максимальную поддержку природы

Наиболее глубокое влияние упорядоченной структуры мироздания, которое испытывает человек, проявляется во влиянии солнца, поскольку именно оно определяет ежедневные и сезонные ритмы жизни. В системе архитектуры Махариши Стхапатъя Веда комнаты размещаются в соответствии с их назначением таким образом, чтобы различные виды энергии солнца использовались наилучшим образом. Благодаря этому каждый, кто находится в любой части здания в любое время, испытывает максимальную поддержку в своей деятельности.

Планирование идеальных населенных пунктов

Благотворное воздействие архитектуры Махариши Стхапатъя Веда, дающее здоровье и счастье каждому жителю, проявляется в полной мере тогда, когда проект всего населенного пункта разработан в соответствии с законами природы. Махариши Стхапатъя Веда содержит знание о правильном направлении, расположении и пропорциях городов и поселков, и выступает за то, чтобы при планировании населенных пунктов целью ставились идеальные требования:

· Выбор участка с учетом благоприятных параметров окружения;
· Тщательное и целесообразное планирование;
· Точная ориентация участка и зданий на восток;
· Низкая плотность застройки;
· Использование нетоксичных и энергосберегающих материалов;
· Достаточное количество свежего воздуха;
· Обширная зеленая зона;
· Экологически чистый транспорт;
· Использование солнечной и других видов экономичной экологически чистой энергии;
· Местное органическое сельское хозяйство для обеспечения продуктами питания;
· Включение в план населенного пункта учреждений Ведической Науки и Технологии Махариши для идеального образования, предотвращения преступности и болезней и обеспечения экономической самостоятельности.

Ведический дом привлекает внимание средства массовой информации в Финляндии

Два года назад на праздновании Гуру Пурнима в Голландии вместе с господином Вейкко Хяккиненом мы решили содействовать Махариши-Стхапатья-Веде посредством строительства дома по ведическим принципам для демонстрации на ежегодной ярмарке жилищного строительства в Финляндии. Нынешним летом строительство дома было завершено, и вместе с другими сорока зданиями он был выставлен на публичное обозрение на месяц в городе Лаппееранта на юго-востоке Финляндии. Целью ярмарки является продвижение новых идей и технологий жилищного строительства. Задолго до открытия экспозиции организаторы опубликовали наш проект, как один из самых интересных в этом году. Сейчас средства массовой информации быстро пришли к такому же заключению и детально описали его в своих статьях. Наш дом был представлен как Ведический дом, построенный в соответствии с древними принципами архитектуры "Стхапатья-Веда Махариши". Примечательно, что СМИ обратили внимание на эту концепцию, также как и на само здание. Во многих

Десятках статей, радио- и телевизионных программах, включая телевизионные новости, транслируемые на всю страну, была дана высокая оценка Ведическому дому и основным принципам Махариши-Стхапатья-Веда. Почти каждый день в разных частях страны появляется всё больше публикаций. Ниже представленные заголовки говорят о том, что СМИ попадают в точку:

"Ведический Дом исцеляет своих обитателей"

"Ведический Дом принимает в расчёт даже планеты"

"Экологическая архитектура не ограничивается материей"

"Дом, полный гармонии и доброй энергии"

"Ведический Дом знает основные направления"

"Ведический Дом соединяет своих обитателей с Природой"

Наш Ведический Дом состоит из 6 комнат и кухни, общая площадь 1900 кв.футов. В нём есть также традиционная сауна, имеющаяся в каждом финском доме. Стены толщиной 180 мм, делаются из ламинированных брусьев (брёвен), выкрашенных натуральной масляной краской, чтобы структура могла дышать. Следующей особой чертой Ведического Дома является комната для медитации, находящаяся в нужном месте, оформленная приятными, спокойными цветами и меблированная таким образом, чтобы медитирующий был обращён лицом к востоку. Установлена специальная электросеть с низким напряжением, чтобы условия проживания были более здоровыми.

В Ведическом доме мы устроили небольшую выставку, посвящённую главным принципам Стхапатья-Веды Махариши и показывающую, как эти принципы можно обнаружить в архитектуре почти всех древних культур, например, Ангхор Уатт в Камбодже, Пирамиды и Скифы в Египте, храмы древней Греции, собор св. Петра в Ватикане, а также города и замки в славянских странах. Мы также включили высказывания современных архитекторов о космическом подходе ведической архитектуры. Мы обнаружили, что эти примеры вместе с непосредственной демонстрацией Ведического Дома являются очень убедительными относительно универсальности и практичности этого здания. Это особенно проявилось во время знакомства архитекторов и строителей с Ведическими принципами.

В отличие от большинства бревенчатых домов, чьи круглые брёвна и соединённые углы являются типичной чертой для сельских коттеджей, которые больше нигде не строятся, наш Ведический Дом был признан домом, имеющим качество и изысканность, подходящие для строительства в городах. Его срезанные и покрытые угловые соединения, и крылечки с белыми колоннами получили особо восторженные отклики, поскольку они придают классический и элегантный вид.

Дом со своим характерным Васту, оформленный садом в форме мандалы и квадратной изгородью, вызвали восторг и восхищение. От многих людей, в том числе и от строителей и специалистов по планированию, мы слышали, что они считают Ведический Дом самым красивым и интересным домом на экспозиции. На самом деле мы заметили, что его постоянно снимали на видеокамеру и фотографировали во время работы экспозиции. Часто очередь у входа выходила далеко на улицу.

Многие люди высказывались по поводу особенно спокойной и мирной атмосферы Ведического Дома, особенно вокруг центральной зоны Брахмастан. Очень многие посетители говорили нам, что они вернулись в наш дом, чтобы отдохнуть после посещения других, более современных зданий. Многие говорили, что они приехали на выставку главным образом для того, чтобы посмотреть на наш дом.

Четверть миллиона людей, около 5% населения страны, посетили ярмарку (одна тысяча посетителей в час), а остальные узнали о ней из рекламы. Не удивительно, что мы часто слышали, как посетители поясняли друг другу: "Вот это - Ведический Дом, посмотри, здесь находится Брахмастан"; "Это тот дом, у которого вход с востока"; или "Здесь такое приятное чувство". Для архитектора не может быть лучшей награды, чем слышать такие спонтанные отклики.

Ярмарка жилищного строительства ежегодно проводится в различных городах, а после ярмарки, дома продаются и заселяются. Мы связались с офисом ярмарки, чтобы выбрать подходящее место для здания. Получилось так, что среди имевшихся участков один участок имел расположение границ в точном соответствии с основными направлениями Васту и входом с востока.

Для организаторов ярмарки мы провели презентацию принципов архитектуры Стхапатья-Веда Махариши, и они нашли нашу идею настолько привлекательной, что даже пошли на компромисс относительно разбивки земли на зоны, чтобы дать нам возможность выполнить все ведические требования.

Мы основали компанию для осуществления проекта этого строительства и всей нашей будущей деятельности относительно Махариши-Стхапатья-Веда. Земля была нам предоставлена городскими властями на условии аренды или покупки её будущим владельцем. Мы взяли заем в банке, который будет возвращён после продажи дома. Производитель бревенчатых домов, который хотел присоединиться к нашему проекту и присутствовать на ярмарке, предложил нам хорошую цену на деревянный каркас, предоставив также в наше распоряжение бригаду опытных плотников для сборки конструкции. Затем мы заключили договора с сантехниками, электриками и другими специалистами для завершения строительства.

Как и все другие здания, Ведический Дом был украшен и меблирован для выставки предметами, взятыми взаём или напрокат в различных магазинах. Один из наиболее известных в Финляндии дизайнеров интерьера господина Кайса Бломстедт, кстати, медитирующий, добровольно стал участвовать в проекте, который привлёк дополнительное внимание редакторов иллюстрированных журналов. Один из журналов по интерьеру представил наши интерьеры как передовицу.

В результате осуществления этого проекта мы получили беспрецедентную рекламу практически бесплатно, не говоря о стоимости первоначального опыта и проспектах новых проектах, которые появятся после ярмарки. Сам дом также служит нам сильной рекомендацией нашей будущей деятельности.

Удивительная история, происшедшая со строениями, выполненными в соответствии с правильным Васту.

Это действительно интересная статья, присланная нашим другом из Индии. Эта статья подтверждает цену знания архитектуры, которое Махариши оживил за эти последнее время, известное как Стхапатья-Веда Махариши.

Между прочим, газета "Deccan Chronicle" не относится к числу поклонников Ведической архитектуры, и это весьма примечательно. В статье просто говорится о том, что природа сметает со своего пути все строения, которые не соответствуют принципам Васту. Вселяет надежду то, что все извлекут из этого события должный урок.

С наилучшими пожеланиями,

Циклон не причинил ущерба храмам
Бхубанесвар, 11 HОЯБРЯ 1999

Телевизионная башня рухнула, столбы линий электропередач упали как соломины, и огромные деревья были вырваны с корнем, когда сильный ураган яростно обрушился на город, но многочисленные храмы в городе остались неповрежденными. Посреди всех руин эти места поклонений по-прежнему стоят невредимыми. Большинство храмов в городе, построенные в 6 столетии нашей эры вплоть до 12 столетия нашей эры, не подверглись разрушению. В некоторых местах даже флаги на верхушках храмов не были сорваны ураганом, хотя скорость ветра в столице штата достигала 250 км/час. Такая же ситуация с храмами сохранялась на всем побережье, где шторм принес разрушения и смерть. Руководитель Департамента археологии штата Б.К.Рат сказал, что в городе находится 320 храмов, построенных в период с 6 по 18 столетие нашей эры, но ни одному из них не был причинен существенный ущерб пронесшимся ураганом. Он также отметил, что все Дэбастхал (святое место место) были построены в строгом соответствии с традиционными текстами храмовой архитектуры и основаны на философии Васту. Рат сказал, что согласно всех сообщений, полученных его Департаментом, циклон, действительно, не повредил ни одно место поклонения.


1


2


3


4


5


6


7

Нажмите на любую картинку и она станет больше
http://www.kedrovka.com.ua/content/prvedicharchitecture.htm

Ведические принципы строительства по Васту Шастра или как построить дом в гармонии с миром:

Ваасту - это древнеиндийская система знаний о том, как организовать жилую среду в полном согласии с законами природы. Наука Ваасту шастры корнями уходит в Веды, возраст которых насчитывает сем тысяч лет; она также тесно связана с математикой. Знание Ваасту поможет правильно выбрать участок под строительство, правильно спроектировать здание и оформить помещения в нем.

Ваасту устанавливает гармонию между нашей жизнью и природой. Позволяя нам максимально раскрыть свой энергетический потенциал.

В доме проходит большая часть человеческой жизни и васту ставит своей целью избавить человека от дополнительных беспокойств, дав возможность сосредоточиться на главном.

Принципы васту эффективны для устройства, как деревень, городов так и целых государств, так как основаны на законах гармонии общих для всего мироздания.

Благотворное воздействие Васту многообразно:

  • На физическом уровне - это комфортное и удобное окружение, наполненное пространством и светом;
  • На психологическом уровне - это эстетический эффект и ощущения спокойствия, отсутствие усталости и гармонизация отношений с окружающими;
  • На духовном уровне - чувство гармонии с миром, увеличивающееся стремление к самопознанию, самосовершенствованию.

Наука васту происходит из разных частей изначальных Ведических писаний.

  • Сканда - пурана . Планирование городов
  • Агни - пурана . Резиденции
  • Вайу - пурана . Храмы
  • Гаруда - пурана . Резиденции и храмы
  • Нарада - пурана . Ориентировка стен в доме, расположение системы водоснабжения, озера, храмы.
  • Манасара. Городские стены, дворцы, памятники.
  • Вишвакарма-прокаш . Резиденции, дворцы

Брихат-самхита . Плантации. Главы 53 и 56 в "Брихат-самхите" полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления "алмазного клея" (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов.

Матсья-пурана . Упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков васту.

Васту, как и фэн-шуй, основывается на ведической астрологии.

Итак, индийский аналог фэн-шуй известен под разными названиями: васту-шастра, васту-джняна, васту-видья или просто васту. Санскритское слово васту означает "место", "дом, жилище" или "комната". Шастра - это "наука", а также "трактат". Видья и джняна - "знание".

Таким образом, васту - это наука о домах.

Индийские мастера утверждают, что перечисленные в классических текстах принципы васту имеют универсальное применение; на них не накладываются ни религиозные, ни географические ограничения. Эти принципы вполне можно приспособить к современным условиям жизни.

Практика васту направлена на достижение не только материального процветания, но также душевного покоя, счастья и гармонии в семье и на работе.

Наука васту в первую очередь учитывает энергии, излучаемые четырьмя сторонами света: севером, востоком, югом и западом.

Она объясняет на простом языке принципы выбора участка для застройки, строительства дома и расположения в нем разных комнат, которые будут способствовать улучшению жизни.

К примеру, столовая должна стимулировать у человека ощущение голода, гостиная - общительность, кабинет - живость ума, а спальня - способствовать отдыху.

Когда человеческое жилище строится в строгом соответствии с принципами васту, человек становится сильнее, сталкиваясь с жизненными проблемам .

Многие великие храмы и дворцы Индии являются шедеврами васту и свидетельствуют об эффективности этой древней архитектурной науки.

Наука васту зародилась в период, предшествовавший эпохе создания "Рамаяны" и "Махабхараты".

В этих эпических поэмах содержится описание городов с многоэтажными зданиями, просторными балконами и портиками. Говорят, что план общего расположения города Айодхья походил на план, найденный в древней книге по архитектуре - "Манасаре". В "Махабхарате" рассказывается о том, какие дома были построены для царей, приглашенных к Юдхиштхире.

В буддийской литературе тоже можно найти рассказы о зданиях, построенных с учетом принципов васту. В джатаках встречаются отрывочные упоминания о зданиях, построенных по индивидуальному проекту.

Говорят, что Будда выступал с речами, посвященными архитектурной тематике, и даже указывал своим ученикам, что надзор за строительством зданий считается одной из обязанностей монахов.

"Манасара" - это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в пуранах и агамах, а также в таких специализированных текстах, как "Брихат-самхита" и "Майямата". Этот трактат и есть "Васту-шастра" в узком смысле -- "Трактат о жилище". Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии.

У строителей в традиционной Индии выделялось несколько основных специальностей: главный архитектор (стхапати), проектировщик (сутраграхи), художник (вардхантхи), каменщик (вардхаки) и плотник (сутрадхара).

У архитектора должно было быть неординарное мышление и стремление к приобретению знаний; он должен был быть хорошим писателем, искусным чертежником, подкованным в геометрии и оптике, знать натурфилософию и этику, быть сведущим в областях права и физики, и, самое главное, он должен прекрасно разбираться в астрономии, астрологии и математике.

"Самарангана-сутрадхара" написана царем Бходжей, правившим в 1018 -- 1060 гг. н. э. Он покровительствовал поэтам и литераторам. Кроме "Самарангана-сутрадхары" его авторству приписываются еще тридцать три работы по таким различным предметам, как астрономия, теория поэзии, философия, политика, религиозный закон, драма, архитектура, грамматика, медицина и т. д.

"Самарангана-сутрадхара" посвящена не только жилищной архитектуре, городскому планированию и храмовой архитектуре, но и обсуждению канонов живописи и принципов создания механических устройств, называемых янтрами. Это произведение состоит из 83 глав.

Из этих произведений мы узнаем, что все на земле находится под влиянием девяти планет

  • Восток находится под влиянием Солнца.
  • Юго-восток - Венеры.
  • Юг - Марса.
  • Юго-запад - Раху.
  • Запад - Сатурна.
  • Северо-запад -Луны.
  • Север - Меркурия.
  • Северо-восток - Юпитер.

Направления и сектора.

Васту использует энергию 8 сторон света, которые принимаются во внимание уже на стадии выбора земельного участка.

В трактате “Майямата” приводятся 2 схемы: Питха и Печака.

Стхапатъя Веда особо подчеркивает, что вход в дом должен располагаться с восточной стороны , потому что именно на восходе энергия солнца наиболее мощна и благотворна для жизни .

Восточный вход способствует крепкому здоровью, энергичности, ясности ума и успеху обитателей дома .

Вход с юга считается неблагоприятным , поскольку он препятствует поддержке законов природы в жизни людей и пагубно влияет на здоровье. Стхапатъя Веда рекомендует отказаться от использования любого рода южных входов в жилых или деловых зданиях.

Ориентация по сторонам света влияет на работу мозга. Как показали научные исследования, работа нейронов нашего мозга изменяется в зависимости от направления, в котором мы смотрим .

Помимо этого, в мозгу есть "ориентационные" нейроны, которые подают сигналы о расположении тела в помещении и в пространстве. Таким образом, то направление, в котором мы смотрим, оказывает прямое влияние на работу нашего мозга и организма в целом.

Когда мы живем или работаем в зданиях с неправильной ориентацией или искаженными пропорциями, работа нейронов мозга принимает неправильный характер, и это может вызвать беспокойство, болезни, упадок творческих сил, неприятности в семейной и профессиональной жизни, антиобщественное поведение и даже преступные наклонности.

Ориентация зданий.

Только два направления из восьми дают благоприятные результаты.

Как утверждает Стхапатъя Веда, в каждом городе на земле примерно 75% всех зданий имеют неблагоприятную ориентацию главного входа.

Здания, обращенные в любом другом направлении, кроме строго восточного или северного, не защищают своих владельцев и обитателей от негативных внешних воздействий.

Эта опасная ситуация еще больше усугубляется неблагоприятными характеристиками всего участка, такими как его форма, направление склона, особенности прилегающей территории, расположение водоемов (рек, озер, водохранилищ и т.п.) на территории самого участка и вокруг него, и многими другими факторами, включая неблагоприятные въезды в населенный пункт и нерегулярный рисунок дорог.

Результаты этих нарушений законов природы накапливаются день за днем, год за годом в жизни миллионов людей и создают социальное напряжение, которое омрачает судьбу целых городов и стран.

Выбор участка для застройки.

Главные 4 правила:

  1. правильно ориентированный земельный участок;
  2. правильная форма земельного участка (квадрат и прямоугольник);
  3. спокойное место;
  4. проверка почвы на пригодность к строительству;

К выбору земли надо относиться также тщательно, как и к выбору невесты или жениха.

  • Все пригорки, скалы, насыпи и раскидистые массивные деревья должны быть расположены от него к Югу и Западу.
  • Пусть земля покато спускается к Северу и Востоку. Это основной принцип Васту. Северо-Восточный сектор должен быть ниже, а Юго-Западный выше.
  • Следующий основной принцип - вода должна быть ближе к Северо-Востоку. Если на Севере, Востоке или Северо-Востоке вашего участка протекает ручей, значит сделку можно считать выгодной.
  • Следующее правило - участок должен быть выровнен по сторонам света.
  • Следующее правило - участок должен быть квадратный!!!
  • Если прямоугольный, то его ширина должна относится к длине, как 1 к 1,25 или 1,5.
  • Если длина участка превышает ширину более чем в 2 раза - он менее благоприятен.
  • Избегайте участков в форме: треугольников, круга, овала и других неправильных геометрических фигур.
  • Из трапециевидных участков хорошим считается такой, у которого острый угол находится на северо-востоке. Если угол в другой части, то от него лучше избавиться, выровняв участок до квадрата. Юго-Западный угол обязательно должен быть прямым.
  • Тоже относится и к участкам с выступами. Выступ позволителен только на СВ.
  • Если достался неправильный участок: выделите на нём квадрат или прямоугольник, обнесите его стеной, а оставшуюся землю используйте под сад. Это уменьшит полезную площадь, но на небольшом квадрате будет больше пользы, чем на большом треугольнике.

Наклон участка.

Наклон к С и В приносит здоровье, богатство, успех.

Уровень земли на участке.

  • Согласно “Манасаре” храмы и дома святых должны строится на земле, отлого спускающейся к северу.
  • Шалы (жилища простых людей) на участках отлого спускающихся к Востоку.
  • Если участок приподнят к северу или востоку - финансовые потери и вредит будущему детей мужского пола.
  • Если уровень понижен на ЮВ - финансовые потери, ухудшение здоровья, сокращение жизни, убытки и жертвы при пожаре.
  • Понижение на Юге - болезни и уменьшение продолжительности жизни.
  • Понижение на ЮЗ - убытки от краж и поборов, болезни и ранняя смерть.
  • Наклон к Западу - печали, несчастья, финансовые потери, клевета, плохо влияет на здоровье и развитие ребёнка мужского пола.
  • Понижение на СЗ - финансовые потери и беспокойные мысли.
  • Яма и горб в центре не благоприятны.

Основные влияние наклона земельного участка.

Промежуточные направления.

Направление Юго-Запад Юго-Восток Северо-Запад
Самая высокая часть

Общее процветание и здоровье

Если уровень выше. Чем на СЗ и СВ, но ниже, чем на ЮЗ, достигается финансовая стабильность

Если уровень выше, чем на СВ, но ниже, чем на ЮЗ и ЮВ, приходит достаток и удовлетворение

Самая низкая часть

Хозяин, его жена или старший сын слабеют физически, умственно и финансово

Если максимальное понижение, будут пожары, обманы и разногласия

Соседи.
Не покупайте участки рядом с кладбищами, заводами и фабриками.
Не покупайте земельный участок, расположенный между двумя другими участками, если его площадь меньше, чем у соседей.
Плохо жить в доме, который зажат между двумя более высокими зданиями.
Если вы планируете расширять участок, то покупайте землю к С, В, или СВ.

Исследование почвы.

“Брихат-самхита” утверждает, что почва должна быть мягкой, приятной на запах и вкус и без внутренних пустот.

Проверка земли.

На восходе солнца выкопайте на участке яму.
На следующее утро в тоже время засыпьте землю обратно.
Если вся земля не влезет - годится.
Если как было - средне подходит.
Если земли не хватит - строить нельзя.

Дополнительно.

  • Для сохранения постоянного и положительно заряженного энергетического баланса дом (фундамент) должны быть укреплены на глине.
  • Для проверки правильного выбора участка нужно знать, что если в углубление, яму налить до краев воды, лучше, когда процесс впитывания ее происходит в течение часа, в этом случае земля пригодна и для строительства и для растений. Если после впитывания в земле появились трещины, то дом здесь лучше не строить, при неблагоприятных условиях он будет протекать, что очень дорого для его ремонта.
  • При покупке дома узнайте, кто жил в нем до вас и если в последнее время по каким-либо причинам в нем было 2 или 3 смерти с интервалом в месяц или 2 или было совершено самоубийство - покупать этот дом не следует.
  • Если на участке где вы хотите купить дом чернозем, от 3 до 4 метров, а глубже глина то земля плодородная.
  • Почва беловатого цвета - наилучшая, после нее по качеству - красноватая. Благоприятный желтый цвет.
  • Если почва на глубине 1-го фунта чувствуется запах (напоминающий масло) - почва хорошая.
  • Северо-восточнее не должно быть электросетей, но телефонная линия не принесет вреда.
  • Если 4 главных направления расположены точно в 4 углах дома - такой дом называется Видиш. Это расположение может нанести вред.
  • Если почва рассыпчатая, в доме будет денежный достаток, желтый цвет ее улучшит дела и отношения, если хозяин бизнесмен.
  • Обстановка в доме будет лучше, если система водоснабжения размещена в северо-восточной части.
  • Цветы надо посадить с северной стороны дома.
  • Восточнее, севернее, а также вокруг этого места не должно быть высоких деревьев, солнечные лучи будут им недоступны.
  • Желательно чтобы вокруг дома или возле него не было долины, впадины, оврага.
  • Напротив дома не должно быть магазинов, торгующих металлическими изделиями, бельем, обувью, мясом, а также бюро по найму.
  • Позади дома недопустимо расположение мастерских, особенно по ремонту ножей, а также контейнеров для мусора.
  • Поблизости не должно быть кладбища.
  • Система водоснабжения - с северо-востока (или с этой стороны в самом доме). Плохое воздействие на дом, если эта система - с юго-востока.
  • Установка электричества - юго-восток, но никогда не с севера.

В какой части города или деревни покупать дом.

Виддхи-шула.

Это дорога, которая упирается в земельный участок или дом - как копьё (шула).
Дорога не должна упираться в середину участка, а должна подходить к его углу.
Дорога должна подходить к СВ углу с С или В.
Или к СЗ углу с З, или к ЮВ - с Ю.

Угловые земельные участки.

Открытое пространство с двух сторон даёт как плюсы так и минусы.
Северо-восточные - единственно хорошие: общее здоровье и благополучие.
ЮВ - напряжённость и денежные проблемы.
СЗ - дурные привычки и плохие мысли.
ЮЗ - слабость ума.

Когда участок куплен, его необходимо самым тщательным образом перепахать плугом и при необходимости выровнять. Постараться очистить землю от гвоздей. Камней, костей и мусора. Что нейтрализует старую карму участка.

В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом - моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое - Яр, отражает великое - Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой - Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога - считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому - Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад - специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами - устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть - фундамент и подпол или погреб - Навь, прошлое, основа; средняя часть - жилая - Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша - небесный свод, Правь - обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату - Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад - лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона - сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые - как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог - устроитель явной жизни и Стривер - хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога - хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши - небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом - тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома - печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог - была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме - жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи - Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.