Пропорции креста. Изготовление крестов

После похорон принято устанавливать на могиле деревянный крест

Символ Христова распятия одухотворяет место захоронения, а согласно наставлениям Церкви он является единственным возможным видом памятника, так как своей животворящей силой помогает душе спокойно проститься со своими мирскими делами и отправиться в небесную обитель.

Существует много разновидностей крестов, которые так или иначе имеют отношение к христианству.

Это и египетский, изображающийся в виде иероглифа “жизнь”, и равносторонний греческий, который считается первым появившимся на Руси символом христианства, и различные монограммные формы (солнцеобразный, константиновский, трезубец), и более привычный для нас четырехконечный. В православной традиции почитаются все формы культового символа, так как в каждой из них сокрыт глубокий духовных смысл. Но именно восьмиконечный крест олицетворяет собой великую жертву Христа во имя всего человечества и считается наиболее приближенным к достоверному, на котором был распят Иисус. И именно такую форму рекомендуется устанавливать на могиле.

Схема восьмиконечного креста

Православный восьмиконечный крест состоит из четырех перекладин, каждая из которых имеет сакральное значение и занимает свое место.

Их расположение соответствует пропорциям тела человека, иначе говоря, правилу “золотого сечения”. Согласно этому правилу коэффициент наиболее гармоничного соотношения двух сторон равен 1,618.

Если для удобства взять базовый размер креста за 1,618 метра, то схема расположения его перекладин и их размеры будет выглядеть следующим образом: самая длинная продольная перекладина имеет размер 1,618 метра. Верхняя перекладина является прототипом таблички с надписью: “Сей есть Иисус, царь Иудейский”, прибитой над головой Христа. Ее размер равен расстоянию от верха креста до центра средней перекладины, в нашем случае составляет 0,382 метра. Расстояние между двумя поперечными перекладинами равно 0,236 метра. Разница двух предыдущих размеров составляет расстояние от верхнего конца продольной перекладины до центра верхней поперечной - 0,146 метра.

Косая перекладина - это подножие. Она олицетворяет собой весы праведности. Согласно библейским сказаниям, на Голгофе по обе стороны от Иисуса были распяты два разбойника. Тот край подножия, который находится по левую руку от Спасителя, указывает на разбойника, хулившего и попиравшего Христа и его последователей. Разбойник, распятый по правую руку, покаялся и получил прощение, которое символизирует конец косой перекладины, направленный вверх. От земли до нижней перекладины-подножия расстояние составит 0,5 метра.

Крест может иметь любую высоту, однако соразмерно с высотой должны меняться и другие его размеры.

Кроме того, от размеров деревянного креста зависит и способ его установки на могилу. Таким образом, массивные, высокие изделия потребуют дополнительных мер по укреплению, чтобы крест простоял на месте захоронения минимум год и не был повален ураганом. По истечении года после похорон и установки деревянного распятия почва уже достаточно осаживается, чтобы установить памятник из натурального долговечного камня.

Восьмиконечные кресты – по историческим сведениям, являются самыми достоверными по форме крест , на котором распяли Христа. Из какого материала сделан крест – не особо критичен. Но лучше отдать предпочтение таким натуральным материалам, как дерево и металл.

Кресты на могилу: размеры

Если вы хотите установить крест на могилу, размеры не имеют стандартных пропорций. Но все же лучше придерживаться таких значений. Высота креста делится на три. Поперечная планка располагается под верхней третью. В свою очередь - верхняя треть делится на два.

На том месте крепится табличка. Длина нижней части таблички равна 1/2 трети верхней части креста (получается, что табличка и треть верхняя части креста создают равносторонний крест).

Ширина поперечной планки креста – это 1/3 высоты, умноженная на два. Получается, что верхний конец составляет 1/3 высоты центра креста, боковые по 1/3, а нижний 2/3. На нижнюю часть креста крепится наклонная планка, которая параллельна вертикальной верхней части креста и находится над третью нижней части креста. Наклон планки составляет 45 градусов. Ее длина составляет равной длине таблички.

Крест располагается на основе, которая символизирует Голгофу и имеет вид ступеней. С левой стороны от креста, от основания креста изображено копье. Если разделить поперечный конец креста на три, то начало копья на основании креста находится на уровне 1/3 от центра, а окончание (острая часть) – 2/3-ей. Длина от острия копья до поперечного конца равна 1/3 поперечного конца.

Также и справа изображается губка. Все имеющиеся пропорции весьма относительны, и крест не всегда изображается именно так.

Где и как ставят крест на могиле

Крест установленный на могиле- это проповедник бессмертия и будущего воскресения. В могилу покойного по обычаю опускают лицом на восток, со словами, которыми принято молиться на восток - в чаянии наступления Утра вечности, и в значении того, что усопший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. В память о том, что врата в Царство Господня был открыт крестными мучениями нашего Спасителя, и ставится восьмиконечный крест над могильным холмиком, как символ спасения. Покойный христианин верил в Распятого на кресте, носил во время земной жизни нательный крест и теперь покоится под покровом креста. Он устанавливается в ногах усопшего. Распятием обращено к лицу умершего, чтобы при воскресении покойных, восстав от гроба, он видел знамение победы Господа над дьяволом.

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

Результаты обмеров оказались очень радостными. Крест 1637 года практически совпал с , в котором в качестве большой перекладины используется царская сажень, а ось составляет сумму церковной и народной саженей!
Действительно:
1) Большая перекладина креста Никона равна 193,5 см. Это только на 4 см. меньше величины царской сажени, приведенной в и использованной при составлении проектов. При рассмотрении надо учесть, что проекты предусматривают изготовление крестов из бревен с вытесыванием верхней части оси и перекладин на брус. А крест Никона сделан из толстых досок.
2) Высота креста Никона от Голгофы составляет 309,5 см. Точная высота первоначальной Голгофы не известна. Если положить ее равной 20 см., то высота креста Никона с Голгофой точно совпадает с высотой креста проекта (тоже с Голгофой).
3) Ширина перекладины креста Никона равна 21,5±0,3 см., что наиболее В проектах автора сайта этот размер предлагается брать как пяди от базовых саженей: царской, церковной и народной. Следовательно, в кресте 1637 года использовалась, по-видимому, четвертая базовая сажень - мерная маховая.

При анализе полученных результатов надо учитывать следующие обстоятельства:
1) Размеры древнерусских саженей определялись в на основании обмеров многочисленных сооружений. Причем в основном больших сооружений - церковных зданий. А при обмерах больших сооружений погрешности неизбежно большие, чем при обмерах относительно небольших сооружений, таких как крест. имеют неизбежно оценочный характер, при этом оценка погрешности полученных результатов не дается. Из этого можно предположить, что или номинал значения царской сажени, приведенный в требует коррекции, или проведение , снимающий различие между 197,4 и 193,5.
2) Любой крест при установке уходит в землю чуть больше или чуть меньше, чем планировалось. Голгофа из валунов складывается тоже без использования миллиметровки.
3) Существуют и производственные погрешности. Наметил, например, сделать перекладину шириной 23,3 см., а после разметки бревна, затески топором, зачистки скобелем можешь получить и 22 см. При этом на разных сторонах перекладины размеры всегда хоть немного, но различаются. Кстати, производственная погрешность по ширине перекладин на кресте патриарха Никона составляет около 0,6 см.
Следовательно, некоторое расхождение размеров крестов (которые даже не переносились с места на место) совсем не говорит, что они изготовлялись по разным проектам. Перенос креста на другое место (как случилось с крестом патриарха Никона) неизбежно изменяет его размеры.
Интересно, относительные параметры проектов и креста 1637 года практически совпадают:
Таблица №8.

H/A B/A D/A
Крест 1637 г. 339,4/193,5=1,75 274,9/193,5=1,42 21,5/193,5=0,11
Проекты (старинная схема)
Dнародная=19,9 см. 1,72 1,41 19,9/197,4=0,1
Dцерковная=23,3 см. 1,72 1,36 23,3/197,4=0,12
Dцарская=24,68 см. 1,72 1,34 24,68/197,4=0,13

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что проекты крестов точно совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года. Поскольку проекты разрабатывались на основании древнерусской системы мер длины без использования обмеров креста Никона, можно с большим основанием надеяться, что проекты крестов приближаются к Божественному Закону. Одновременно можно с большой долей уверенности считать, что раскрыт метод, которым пользовались древние мастера при проектировании креста Никона и, по-видимому, и других подобных крестов.
Учитывая, что наши предки значительно более ревностно следовали традициям, можно предположить, что на кресте именно таких размеров был распят Спаситель.

Правило определения размеров крестов

Можно сформулировать следующее правило проектирования крестов:
При определении габаритных размеров крестов надо использовать 2-4 сажени из . Между большой перекладиной (A) и расстоянием от большой перекладины до земли (B) должно выполняться соотношение B = sqrt(2)* A. Наилучшим набором саженей является церковная, царская, народная. Именно этот набор саженей использовался при проектировании храмов.
Важно отметить, что в таком кресте оказывается зашифрованной формула, спасительная для России: "Православие, Самодержавие, Народность".

Любой более-менее наблюдательный человек наверняка обращал внимание на пропорции православного креста. И, действительно, при всем многообразии видов православных крестов, нельзя не заметить, что геометрия каждого из них строго выдержана, а пропорции строго соблюдены. Является ли это результатом того, что наши предки знали о правилах построения геометрических фигур, или в пропорциях православного креста заложен какой-то ? Вопрос этот не так празден, как может показаться на первый взгляд: одним людям нужно заказать крест на могилу родного человека, другие желают заказать нательный крестик ручной работы. Не каждый ювелир или мастер по изготовлению намогильных крестов разбирается в таких тонкостях, как пропорции православного крестика, поэтому подходить к заказу следует подготовившись.

Пропорции восьмиконечного православного креста

В России наиболее распространен восьмиконечный крест, состоящий из четырех перекладин: одной вертикальной и трех поперечных, или же шестиконечный, в котором присутствует только две поперечные линии. Именно такие кресты чаще всего можно увидеть на куполах и престолах церквей, на могилах, на груди у священников, в иконных лавках.

Пропорции православного креста шести- и восьмиконечного обычно строго соблюдаются, исходя из принципа золотого сечения. Благодаря этому принципу можно добиться идеального соотношения между целым изделием и его частями. Золотое сечение можно повсеместно наблюдать в окружающем нас мире, поэтому его иногда называют Божественным сечением. Пропорции православного креста можно рассчитать по специальной формуле золотого сечения.

Какие размеры православного креста

Размеры православного креста могут быть любыми, главное, чтобы они соответствовали назначению креста. Крайне нелепо выглядят люди, носящие на груди православный крест, размеры которого превышают священнический наперсный. То же самое касается и намогильных крестов: не стоит пытаться “затмить” всех, водрузив на могиле огромный крест, больше напоминающий памятник. Самым лучшим делом, которое мы можем сделать для умерших – это молиться за них и подавать посильную милостыню. Размеры православного крестика никоим образом не облегчают загробную участь людей, так же, как огромный нательный крест не означает, что хозяин его набожен.