Опыты на зеркале. Зеркальные отражения и опыт моуди Опыты с зеркалами

Физические опыты, которые можно провести на уроке физики без специального оборудования, имеют неоспоримую методическую ценность. Их воспроизводимость позволяет организовать самостоятельную экспериментальную деятельность учеников в классе и дома, тем самым повышая интерес к изучению физики.

Броуновское движение маленьких частиц или кристаллизацию гипосульфита методические пособия неизменно предлагают наблюдать с помощью микроскопа. Однако наш опыт показывает, что при специальном освещении “предметного столика”, все это легко наблюдать даже без лупы.

Для работы нам понадобится обычное плоское зеркало размером в ладонь. Если поместить его под осветителем (им может служить обычная настольная лампа), то все, что на зеркале происходит, будет отчетливо видно. Известно, что в микроскопе световой зайчик освещает предметное стекло с препаратом. Мы совместим предметное стекло с зеркалом, а микроскоп нам не понадобится. Световой поток от лампы попадает в глаза наблюдателя и выполняет роль подсветки для процессов, происходящих на поверхности зеркала.

Cхема наблюдения физических явлений на поверхности плоского зеркала.

Опыт первый . Броуновское движение в жидкости обычно наблюдают с помощью микроскопа. А на зеркале это удивительное явление можно наблюдать невооруженным глазом. Приготовим молоко, подкрашенное тушью, йодом, чернилами или еще чем-нибудь (на чайную ложку молока – две-три капли подкрашивающего вещества). Получившуюся смесь наносим на зеркало тонким слоем – например, с помощью боковой поверхности спички. Световой зайчик должен просвечивать сквозь этот слой и попадать нам в глаза. Маленькие радужно окрашенные шарики отчетливо колеблются на нашем волшебном зеркале. Молоко - это взвесь жировых шариков в почти прозрачной жидкости. Их радужная окраска – результат интерференции световых волн. Жировые шарики хаотично движутся под воздействием толчков невидимых молекул жидкости. Аналогичный результат можно получить, если использовать кофе или какао с молоком.
Для последующих опытов столь яркого освещения уже не нужно. К тому же и глаза лучше поберечь. Поэтому прикроем лампу белым листом бумаги. Наблюдать явления будем на фоне отражения этого листа в зеркале. А можно вместо лампы использовать яркое дневное небо - его отражение (но не отражение солнца!) хорошо освещает то, что происходит на зеркале.

Опыт второй . В пробирке расплавляем гипосульфит (фиксаж для фотографий), получившуюся жидкость нагреваем почти до кипения – для этого понадобится около одной минуты – и стеклянной палочкой наносим на зеркало каплю расплава. В эту каплю бросаем кристаллик гипосульфита и наблюдаем быстрый и красивый процесс роста кристаллов из расплава. Можно заранее поместить на зеркало несколько кристаллов и придвигать их к капле расплава спичкой.

Опыт третий . Приготовим концентрированный водный раствор марганцовокислого калия. Успех опыта зависит от чистоты раствора. Следим, чтобы в нем не было нерастворенных кристалликов. Нанесем этот раствор на зеркало так, чтобы образовалась большая лужа площадью около 10 кв.см и толщиной около миллиметра. Чуть-чуть приподнимем один край зеркала – здесь слой раствора станет тоньше, и начнется быстрый процесс испарения воды и выпадения кристаллов. Для усиления испарения можно немного подуть на поверхность зеркала. В течение нескольких минут образуется сеточка из игольчатых кристаллов марганцовокислого калия. Можно поэкспериментировать с размером лужицы раствора на зеркале и убедиться, что крупные кристаллы получаются только при достаточно большой площади.

Описанные здесь опыты, видимо, не исчерпывают всего интересного, что можно наблюдать на зеркале с подсветкой. Например, таким образом удобно рассматривать мелкие кристаллики поваренной соли, сахара и т.п. Можно наблюдать процесс диффузии, бросив в каплю воды на зеркале несколько крупинок марганцовокислого калия. А капнув рядом каплю чистой воды и каплю спиртового раствора зеленки, будем наблюдать процессы смачивания и несмачивания поверхности стекла жидкостями.

Каждый день мы смотримся в зеркало. Хотим узнать как выглядим. Не будь зеркала, мы никогда не узнали бы какого цвета у нас глаза, какие брови и уши. Зеркала нужны всем — начиная от стоматолога, заканчивая специалистами по космическим полетам.

Нам тоже зеркала пригодились, чтобы проводить опыты с ними.

Первые опыты с зеркалами — это опыты с солнечными зайчиками. Свет имеет свойство отражаться от преград. Луч света меняет направление встретившись с зеркалом. Используя несколько зеркал, можно перенаправлять солнечный зайчик по сложной схеме. Если есть лазерная указка, то опыты с лучом становятся очень интересными. Луч от лазерной указке хорошо виден, если его направить в облако пара или в воду.

Мы поигрались с лучом Наполняли полную ванну, клали на дно зеркальце и другим зеркальцем ловили преломленный луч, направляли луч в чашку с чаем, в стакан с простой водой. Пришли к выводу, что бы увидеть луч нужно, что бы в жидкости были мельчайшие частички чего-нибудь, каждая из которых отражала бы свет луча и он становился бы виден. Мы добавляли в воду совсем немного крахмала, пробовали сыпать муку, но с ней не получилось. Частицы крахмала отражали свет и луч очень красиво проявлялся в воде. На фотографии очень красиво видно, как луч отразился от зеркала, а еще можно заметить, что произошло преломление луча при вхождении из воздуха в воду. Играя и экспериментируя с лазерной указкой и зеркалами мы находим подтверждения основных свойств света .

Много отражений в зеркалах

Используя два зеркала и маленький предмет можно провести такой простой опыт. Обычно когда мы смотримся в зеркало, то видим себя в единственном числе, если посмотримся вместе с мамой, то из зеркала будут смотреть малыш и мама, но никак не две или три мамы. Все верно?

А если использовать два зеркала, то можно увидеть два, три, пять и больше отраженных в зеркале предметов. Мы взяли два зеркальца и ракушку. Зеркала располагали под определенным углом друг к другу (120, 90, 72). Ели поставить зеркала друг на против друга,а между ними положить ракушку, то можно будет наблюдать бесконечную вереницу ракушек.

Интересно, сегодня все знают, что такое фары. А название это очень древнего происхождения. Оно напоминает нам о зеркальных отражателях маяка на острове Фарос. Этот маяк был построен в 280 году до н.э. и простоял более 1500 лет. Фаросский маяк — одно из семи чудес света.

Описанные выше простые опыты с зеркалами легко воспроизвести дома, а еще можно экспериментировать не только с плоскими зеркалами, но и с кривыми зеркалами .

Зеркала — это чудо-изобретение человечества. Эдакий подарок для всех нас. А свойства зеркал много где находят применение: в науке и повседневной жизни. Во время экспериментов, детки задавали много вопросов. А вопросы то очень интересные. Думаю, что ваши малыши тоже задают вам каверзные вопросы. Присылайте их нам. И в ближайших выпусках рубрики “ПочеМук ” мы дадим на них экспертный вопрос: доходчивый, объемный и на понятном языке. Давайте делать веселую науку вместе.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

Меня зовут Юлия, мне 16 лет. В свободное время я обычно сижу в этой группе и читаю страшилки, смотрю фильмы.... всё это мне нравится. Моей мечтой с детства являлось надежда встретить что-нибудь паранормальное. Всегда завидовала рассказам людей, которые видели что -то необычное.

Ну и сейчас пролистав страницы этой группы я наткнулась на такой вот "СОВЕТ":

Поздно ночью, между 12 и часом ночи встаньте, зайдите в ванную, не включая НИГДЕ свет, с собой возьмите зажигалку или спички. Закройте за собой дверь и стоя в темноте, повернитесь лицом к зеркалу, в течение 5 минут попытайтесь вглядеться в зеркало в кромешной тьме, после этого попробуйте зажечь зажигалку/чиркнуть спичкой, НО ТОЛЬКО 1 РАЗ, если у Вас не получится, то НЕМЕДЛЕННО, НЕМЕДЛЕННО открывайте дверь и как можно тише, не делая резких движений выходите из ванной и включите в ней свет. Если же у Вас получится... ну что ж, Вы узнаете и познаете много нового, но я еще раз прошу у Вас прощения за это."

Я как самая смелая решила, что ничего страшного в этом нет, а если и будет, то переживу. Так уж я загорелась идей. Родители уехали на неделю в Москву, дома одна. Отличная возможность. На часах было, по- моему, 00:10. Время подходящее, как раз захватив пачку сигарет, я пошла в ванную. В квартире свет не горит ни где, только мак бук остался лежать в прихожей (оставила его там, по пути в ванную). Закрыв дверь на щеколду села на ванную, напротив три зеркала во весь рост. Сижу, пялюсь туда, жду чего-то необычного, вглядываюсь, глаза привыкают в темноте. И тут я замечаю какое то движение, думаю ладно глюк, а сама уже трухнула не по детски. В голове отсчитываю секунды до пяти минут. Вот осталось совсем не много. Я достаю сигарету пристально смотря на зеркало не отводя взгляд, чиркаю зажигалкой, но....она не зажигается, только маленькие искры в доли секунд освещают комнату. мне этого хватило. за моей спиной было четверо девушек, в белых платьях, руки тянулись ко мне. глаза были огромные, они пугали. Все в грязи. Я вскочила с краешка ванной и лихорадочно начала, бить по выключателю (он у меня находится внутри ванной), но свет не зажигался. Я слышала шелест занавески в ванной и дыхание...дыхание такое, что сводило дух. Я, чиркнув зажигалкой, снова, включила её (бензиновая). зря я это сделала....рты у этих девушек открылись, как мне тогда показалось на пол метра, они странно изогнули головы и тянулись ко мне руками, у меня мерзкое отвращение до рвоты. Я закричала, и начала открывать щеколду в ванной, но её как будто заело. Стоя спиной к двери (к зеркалу) и лицом к ним, я начала ногой выбивать дверь. Раза с пятого она поддалась. Я выбежала из ванной с диким визгом, не оглядываясь обратно, схватила мак бук, и вот сейчас сижу на площадке в подъезде, курю и пишу вам сюда. Зарядки хватит на 20 минут. Я чувствую на себе их взгляд... они рядом.

Зоя Малий

Цель : Создание условий для формирования элементарных научных представлений в процессе экспериментальной деятельности через ознакомление со свойствами и разнообразием зеркал .

Задачи :

Образовательные :

Создать условия для ознакомления детей со свойствами зеркал , с понятиями «свет» , «отражение» ;

Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов.

Развивающие :

Создать для принятия детьми своих решений, выражения своих мыслей и проявление самостоятельности в исследовательской деятельности;

Создать условия для развития диалогической и монологической речи детей в процессе исследовательской деятельности.

Воспитывающие :

Обеспечить условия для воспитания эмоциональной отзывчивости у детей;

Создать условия для формирования у детей безопасного поведения при выполнении опытов.

Оборудование : Электронное сообщение для детей на ноутбуке, трельяж, зеркала разной формы и назначения, фольга, стеклянные емкости с водой, листы цветного картона, свеча, фонарики лазерные маленькие и большие, простые карандаши для изображения схем, конверт, бумага, настольная игра «Зеркала » из серии «Юный исследователь» .

Предшествующая работа : Использование ИТК : ноутбук (видеофильм «История зеркал » , опыты с зеркалами : «Отражение света» , «Солнечные зайчики» , чтение книги Губарева В. «Королевство кривых зеркал » .

Активизация словаря : Трельяж, отражение, полировать, шлифовать, туннель.

Ход образовательной деятельности :

Воспитатель (В.) : Дети, к нам на ноутбук пришло сообщение, вы хотите узнать, кто нам его отправил?

Давайте вместе прочитаем :

"Здравствуйте, мальчики и девочки!

Вас беспокоит Яло, вы помните. что я была непослушной девочкой и попала в Королевство кривых зеркал .

Король Топсед отпустит меня домой, если я ему покажу фокусы с зеркалами .

Мне очень нужна ваша помощь, пришлите, пожалуйста, мне схемы опытов, которые помогут выполнить задания короля , и он меня расколдует.

Ваша Яло"

Проблемная ситуация.

В.: Дети, как мы можем помочь Оле? Можно сразу начертить схемы? А что для этого нужно сделать?

В.: Предлагаю вам разделится на подгруппы.

В.: Дети вспомните правила безопасности, которые мы должны соблюдать во время опытов с зеркалами

«Отражение в воде»

В. Обращает внимание детей на ёмкости с водой.

Постановка проблемной задачи : как сделать так, чтобы увидеть своё отражение.

Фиксация результата опыта.

«Сосчитай предметы»

В.: Дети, поставьте зеркала под углом 90 градусов, в угол положите предмет

В.: Что вы узнали, проводя опыт?

Произошло настоящее чудо.

Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу, что, ставя зеркала под углом в 90 градусов, видим 3 предмета, уменьшая угол между зеркалами увеличивается количество предметов – 4,8, и т. д.

Звучит музыка. (Физминутка)

«Зеркальное отражение »

Будь зеркальным отраженьем ,

Повторяй мои движенья –

Я иду, и ты идешь 1,2,3 (шагаем)

Я в ладоши хлопаю 1,2,3 (хлопаем)

Мы прыгаем, и мы плывём

Очень дружно мы живем (взялись за руки)

«Свет в туннеле»

Предметы : На столе большой трельяж, фонарики и свечи.

В.: Дети, а вы хотите создать бесконечный световой туннель?

Возьмите необходимые предметы и самостоятельно проведите опыт. Что вы увидели? Что вы узнали, проводя этот опыт?


«Таинственное имя.»

Предметы : Карточка с надписью имя ЯЛО, трельяж, имена детей, зашифрованные и маленькие зеркала .

В.: Дети, а в какой стране очутилась наша героиня?

- Зазеркалье . А вы хотите помочь ей расшифровать имя ЯЛО? Что вы увидели в зеркале ?

В.: Дети, как вы думаете, справились мы с просьбой Яло? Рассматривая ваши схемы, вспомните, что вы узнали о стране Зазеркалье ?

В.: Что ещё мы должны сделать, чтобы король Топсед расколдовал Яло и она вернулась домой?

В.: Молодцы, дети!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Королевство животных» Королевство животных (Знакомство детей 4-6лет с окружающим миром) Цель. Развивать познавательный интерес к миру животных. Последовательность.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в математическое королевство» Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности Задачи: - Выявить полученные знания, представления, умения,.

Конспект итогового занятия по математике «Путешествие в математическое королевство» «Путешествие в математическое королевство" Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении учебного.

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «Математическое королевство» Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Математическое королевство» Программное содержание: Выявить полученные.

Цели: Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе, помогать другим, делиться, Учить сострадательно относиться.

Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»Воспитатель: Полковникова Н. И. Цель: выявить полученные.

Первый опыт был произведен, когда Валерка учился во втором классе. Он сидел с отцом в парикмахерской, ожидая своей очереди. Напротив, на стене висело зеркало. В нем Валерка видел себя и отца, а когда наклонялся немного в сторону, то в зеркале появлялось отражение сидящего рядом с отцом мужчины, а отражение Валерки исчезало. Самым интересным было то, что и мужчина видел в зеркале Валерку. Он даже подмигивал ему! Валерка мысленно провел линию от себя к зеркалу, а от зеркала к мужчине и сразу же сделал потрясшее его открытие: угол падения равен углу отражения! Позже он был чрезвычайно раздосадован, прочитав про этот закон в учебнике физики. Непонятно было только, как по одному и тому же пути, не сталкиваясь, летели друг другу навстречу два изображения. Удивляло и то, что зеркало "не стирается", хотя отображает самые разнообразные ве¬щи тысячи раз. Скольких людей отражало зеркало в парикмахерской! А когда никого не было, зеркало без устали отражало стоящие напротив стулья, стену, отражало с мельчайшими подробностями. И ничего не помнило! Оно добросовестно отражало все, что происходило перед ним. Но с каким равнодушием! Никогда не врать, ничего не менять, быть готовым изобразить любое лицо, не исказив ни черточки - нет, не так мы отражаемся в глазах людей! Мы уходим через них в души смотрящих на нас людей, и там нас осмысливают, "перерабатывают", переделывают и возвращают обратно. Прекрасными мы появляемся в сияющих глазах любимых, отвратительными в холодных или испепеляющих глазах врагов, какими-то маленькими и простенькими в откуда-то свысока глядящих на нас глазах иных облаченных властью особ.
С какой свежестью и силой отражают юные глаза. А вот взрослые люди спокойно впитывают нас и что-то с нами там внутри делают, но почти не возвращают нас обратно. Какие мы там? С усталой добротой отражают нас старики. Мы отражаемся со всеми недостатками, но эти недостатки не имеют особого значения. Как, впрочем, и достоинства.
Валерка не любил выпуклых зеркал. На елочных игрушках, никелированных шариках на кровати, блестящих шариках из подшипников появлялись какие-то отвратительные хари с некоторым подобием улыбки, потом с гримасой отвращения, после чего чудовище исчезало. Наверное, такие мы в глазах тех, кто нас разлюбил.
На летних каникулах после третьего класса Валерка нашел кусок вогнутого зеркала. Приблизив его к лицу, Валерка увидел в нем огромный подвижный глаз, Глаз поражал своей сложностью, казалось, это было самостоятельное, мыслящее существо. Оно непрерывно ме¬нялось, блестело и переливалось множеством лучиков.
Валерка направил зеркало на кусочек арбуза и чуть не подскочил. Мякоть арбуза, оказывается, состояла из огромного количества одинаковых и правильных по форме клеток! Валерка без зеркала посмотрел на арбузную мякоть - так тоже было видно, что она имела ячеистое строение. Как же это он раньше не замечал? Каждая ячейка была сложной, самостоятельной клеткой, целым миром! Но только в зеркале он неожиданно увидел истинную сущность этих ячеек - часто так бывает и с сущностями явлений, людей: мы вдруг видим эту сущность в случайно сказанных словах или в мимолетных выражениях лица, увеличивая их в воспоминаниях, как Валерка увеличивал арбузные клетки своим зеркалом. Наша душа, изогнутая судьбой, не просто отражает мир, а собирает его в своей вогнутости" и увеличивает его.
В четвертом и пятом классе Валерка фанатично упивался книгами по астрономии. Он уносился в миры, в которых светили огромный, красный и разряженный Бетельгезе и тугой, ослепительный Ригель, бета Ориона, где царствовали Тихо Браге, Кеплер, Гершель Галилей. Теплыми летними ночами Валерка лежал на крыше и смотрел на звезды. Прямо над ним летел Лебедь. Денеб, Альтаир и Бега образовывали Большой Летний Треугольник.
Валерка приставил свое вогнутое зеркало сбоку от глаза и на правил его на Луну. Сразу стали видны горы, цепочки кратеров. Насколько это было и красивее, и таинственнее, по сравнению с рисунками в книгах! И в то же время удивительно с ниш совпада¬ло. Близость Луны манила, все что угодно хотелось отдать, чтобы очутиться на Луне. " Какое будет счастье, - думал Валерка, -когда по Луне будет ходить человек!" Сладко и ужасно было представлять, что этим человеком будет он. И даже если не он, все равно это будет величайшим счастьем для всех. Но когда через десять лет американцы высадились на Луну, получилось что-то не то. Наверное, из-за того, что на Земле было не все в порядке...
А сейчас Валерка лежал на крыше и смотрел на звезды. И тысячи звезд, лучась, смотрели на Валерку. Звездные лучи пересекались, образовывали тончайшую серебристую сеть, и Валерка лежал на этих лучах. Он чувствовал, как от него остаются одни только вбирающие мир глаза. И торжественно молчащее Мировое Пространст¬во тоже отражало Валерку - на невообразимо огромном черном зеркале небосвода, среди звезд, Валерка видел и слабое мерцание своего разума. Валерка ощущал, как в нем зарождается что-то но¬вое, необычное, великое. И нужно было развивать это в себе.
Как-то на уроке, в шестом классе, Валерка взял перочинный нож и смотрел в его лезвие, как в зеркало. Потом он навел его на сидящую за ним Лилю и увидел ее отражение. Лиля не видела, что за ней наблюдают. Она спокойно смотрела в окно нежными голубыми глазами. Словно увидев что-то запретное, Валерка быстро опустил нож. Изображение исчезло, но Лиля все равно была перед глазами. Не в силах больше сидеть на месте, Валерка встал и быстро вышел из класса, шли уроки, школьный коридор был пуст. У Валерки горело лицо. Все вокруг звучало. Коридор ревел, как орган. Из открытых дверей слышалась музыка уроков. Красивыми голосами пели учителя математики, физики и иностранных языков. Музыка шла от окон, дверей, стоящих в коридоре пальм. Звенели золотые солнечные лучи, натянутые, как струны, от светящихся пятен на полу до стекол. Тяжелым барабаном бухало сердце.
Валерка подошел к окну. Из окна он видел крыши домов, далеко внизу идущих людей. Школа, гремя музыкой, плыла над землей.
А чем занимаемся мы с тобой, дорогой читатель? Я с этих страниц пристально вглядываюсь в тебя, ты сквозь эти страницы, верно или неверно, видишь меня. И, вглядываясь друг в друга, мы отчетливее начинаем видеть происходящее внутри нас.
...Вспомните, как вы выдували мыльные пузыри. Они колебались, переливались и лопались на мелкие брызги. Переливался, колебался отраженный в этих пузырях чудно окрашенный шар. В переливах этого блестящего мира на миг открывалось что-то необычай¬ное, но весь этот мир тут же лопался и разлетался во все сторо¬ны. Так возникала, творила и разбивала окружающий мир любовь. Каким блестящим, ярко-красочным, эластично-упругим и весело меняющимся виделся нам мир в ее зеркале!