«кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Толкования на Мф Где матерь моя и братья мои.

Владимир, я не принадлежу никакой конфессии, потому что, в любой из них много лжи. Я изучаю Библию и Дух Святой открывает многое и дает жажду к познанию Бога. Почитала А. Кураева - очень умный человек, поискала в интернете его сайт - мне открылся этот форум... Или я попала не туда? Здесь нельзя высказывать свое мнение. относительно Писания? В Библии четко сказано, что у Иисуса были сестры и братья, и не написано, что Иосиф был вдовцом и женился на Марии, уже имея детей от прежней жены. Об этом обязательно было бы написано. Не хочу обсуждать интимную жизнь Марии и Иосифа.

добавлено: 28 июн 2017

Читаю только синодальный и иногда сверяюсь с подстрочником А. Винокурова.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Ну, Кураев действительно умный человек, но руководствоваться, нужно не мнением одного человека, а общепринятым мнением в церкви! Есть, вернее, были, гораздо умнее люди. И они признаны, как учителя церкви. Православные тем и отличаются от других конфессий, что очень строго придерживаются общепризнанного учения и его разъяснения. Эти учителя(мужи, освященные Духом Святым) оставили после себя много трудов, которые потом обсуждались, рассматривались и были утверждены, как истинные. Были, конечно, и ложные представления. Такие отметались. Те моменты, которые были спорными решались на Вселенских Соборах и постановления принимались большинством голосов. Учителя, на которых мы сейчас ссылаемся, имеют незыблемый авторитет и они признаны святыми в церкви(в своем большинстве, конечно). Вот, по этому, мы и отличаемся от протестантов, которые, что ни течение, то новое понимание Библии. И каждое считает, что только оно правильно толкует СП. Так вот, к чему я это все говорю? Что бы правильно понимать Писание, надо, не на себя надеяться, а ссылаться как раз на святых учителей церкви! На сегодня, даже не нужно идти в храм и брать в библиотеке какие либо книги. Все есть в инете! Т.е. совсем легко. А вот на то, что Вам откроет Дух Святый,-на это рассчитывать не стоит, потому что кроме Бога нам, могут подкидываться мысли и от врага рода человеческого. А мы можем это принимать, как за Божье... Понимаете? На себя нельзя надеется, вернее на то, что Вы правильно истолкуете. Как то так. Уж простите, но это наша действительность. Человек склонен принимать за истинность.то, что сам думает есть истина...

добавлено: 28 июн 2017

Вот синодальный текст:

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.(Мф.1.24-25)

А вот, как толкует это св. Иоанн Златоуст:

«И принял, – говорит Писание, – жену свою». Видишь ли, как часто евангелист употребляет это имя, не желая до времени открыть тайну девства, чтобы устранить всякое худое подозрение?

Принявши же ее, «и не знал Ее» до тех пор пока (или пока, доколе) «как наконец Она родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25). Здесь евангелист употребил слово «до тех пор пока»1); но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал ее. Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово: «пока»? Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: «Выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды» (Быт.8:7, 14), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: «Ты нам прибежище в род и род» (Пс.89:2), но тем не полагает пределов. И опять, когда благовествуя, говорит: «Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс.71:7), тем не означает конца для этого прекрасного светила. Так и здесь евангелист употребил слово «до тех пор пока», в удостоверение о том, что было прежде рождения. Что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому. Что тебе нужно было узнать от него, то он и сказал, то есть, что Дева была неприкосновенною до рождения. А что само собою видно из сказанного, как верное следствие, то предоставляет собственному твоему размышлению, то есть, что такой праведник (каков Иосиф) не захотел познать Деву после того, как она столь чудно соделалась матерью, и удостоилась и родить неслыханным образом, и произвести необыкновенный плод. А если бы он познал ее, и действительно имел женою, то для чего бы Иисусу Христу поручать ее ученику как безмужнюю, никого у себя не имеющую, и приказывать ему взять ее к себе? Но скажут: как же Иаков и другие называются братьями Иисуса Христа? Так же, как и сам Иосиф был почитаем мужем Марии. Многими завесами до времени сокрываемо было рождение Христово. Потому и Иоанн назвал их также (братьями), говоря: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин.7:5). Впрочем, прежде неверовавшие сделались после достойными удивления и славными..."

Обратите внимание! По еврейскому обычаю, да и не только. На Востоке, во многих странах, мать живет с одним из сыновей(в основном, со старшим) и он за ней заботится. Когда распяли Христа, Он поручил Иоанну(своему ученику) заботится о Деве Марии как о своей матери! Если бы у Марии были еще сыновья, зачем тогда это было бы нужно?! Вот Вам и ответ на "теорию" об общих детях Иосифа и Девы Марии... Она не выдерживает никакой критики! Мало того, не читая Св. отцов, люди впадают в различные заблуждения из-за отдельных слов в Писании!

...Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

(от Матфея, гл. 12, из чтения сегодняшнего дня).
Обычное и преобладающее понимание этих слов Иисуса: родство духовное выше родства кровного. Это, безусловно, так. Однако есть, на мой взгляд, еще один момент, о котором обычно многие забывают.

Иисуса желает видеть очень много людей. И Он перед ними не отдаёт какого-то специального предпочтения и внимания своим ближайшим родственникам по крови.*** Он не хочет их выделять перед остальными ни в чём. И это само по себе не менее важно, чем иерархия ценностей в плане родства. Вспоминается история, поведанная у прот. Михаила Ардова в его книге "Мелочи архи-, прото- и простоиерейской жизни": одну жену какого-то обновленческого архиерея (дело было в послереволюционной России 20-х годов) назвали по общей привычке "матушкой". А она в ответ категорично возразила: "Я не матушка. Я - владычица!". И уже в этом самом по себе эпизоде автор видит всю неприглядную низость и никчемность всех этих обновленцев: не дай Бог, чтоб такие "владычицы" верховодили на приходах или епархиях!..

Но на самом деле подобные явления могут иметь место у вполне традиционно настроенных священнослужителей. Разве иные матушки не командуют на приходах, не распоряжаются чьими-то судьбами? Разве от иных родственниц архиереев (иногда в монашеском постриге, так сказать, келейниц) не зависит вся обстановка в епархии, разве перед некими "особами, приближенными к императору" не трепещет большая часть епархиального духовенства?.. Семейственность и клановость на востоке вообще всегда были распространены, и вот Иисус категорически отвергает всякую претензию на какие-то близкие и родственные связи.
=================
***Иоанн Златоуст это место вообще комментирует в весьма прохладных выражениях по отношению к Матери Иисуса:
""Я говорил, что и возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения. А теперь мы узнаем еще более: без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве и родить этот дивный плод. Это особенно видно из приведенных слов. "Когда же Он еще говорил к народу", говорит евангелист, "некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой". А Христос отвечает: "кто Матерь Моя? и кто братья Мои"? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ее); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если она не исполнит всего должного. В самом деле, поступок ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, или, если не хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они зовут его вон, и притом при всех, обнаруживая через это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большой властью повелевают Им."" (беседа 44 на евангелиста Матфея).

Или в другой беседе, на еванг. Иоанна (21-ой), святитель пишет, комментируя стих "Что Мне и Тебе, жено? Еще не пришел час Мой ":
""Он начал уже открывать Себя, чем был – и через свидетельство Иоанново, и через то, что сам говорил ученикам. А прежде всего этого само зачатие Его и все, по рождении Его последовавшие, события внушали Матери Его высокое понятие о Нем. "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лк. 2:52). Отчего же, скажешь, она не выражала этого прежде? Оттого, как я сказал, что Он сам только тогда начал открывать Себя. А дотоле Он жил, как обыкновенный человек. Потому-то они не говорила Ему этого прежде. Как скоро услышала, что ради Его пришел Иоанн и дал о Нем такое свидетельство, и что Он имеет уже учеников, то уже смело просит Его и, при недостатке вина, говорит: "вина нет у них". Она хотела и гостям угодить и себя прославить через Сына. Может быть, она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: "яви Себя миру" (Иоан. 7:4), желая приобрести и себе славу Его чудесами. Поэтому-то и Христос так сильно отвечал ей: "что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" (ст. 4)"".
Из этих отрывков, в частности, ясно, что в особую безгрешность Матери Божией в IV веке вряд ли верили повсеместно, как позднее это оформится у православных и католиков.

Начиная сегодняшнюю молитву, обратите внимание на свое состояние в то время, когда вы вступаете в присутствие Бога. Затем откройте Ему свое сердце, позвольте себе предстать беззащитными перед Господом любви. Одновременно вспомните, что находитесь перед Тем, Кто Сам стал уязвимым ради вас – в теле Иисуса.

Приглашение

Христиане верят, что Иисус Христос есть истинный человек и истинный Бог. Некоторым ближе человек Иисус, ходивший по земле Палестины в I веке, имевший такое же, как у нас тело, чувствовавший то же, что и мы – тот, кто по-настоящему был одним из нас.

Другие христиане обращают больше внимания на божественность Иисуса, воскресшего из мертвых и царствующего на Небесах. Иными словами, одним людям роднее Иисус из Назарета, другим – Господь наш Иисус Христос.

Сегодня мы обратим внимание на Марию. Она была, в отличие от Иисуса, только человеком. Верующие относятся к ней двояко. Многие из нас почитают Марию как Пресвятую Матерь, Небесную Царицу, Матерь Божию, Которая молится о нас на Небесах. Но сегодня мы будем размышлять о Марии по-другому. Мы подумаем о Мириам из Назарета, женщине, ведущей обычный образ жизни в захолустном местечке в Галилее, называемом Назаретом. Представьте именно этот образ Марии во время сегодняшнего чтения из Евангелия от Иоанна.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

(Св. Евангелие от Иоанна 19:26,27)

Размышление

  • Многие христиане идеализируют Марию. «Как прекрасна должна быть та, которую избрал Бог! Как чудесно быть матерью Иисуса! Сколь наполненной милостью была её жизнь!» И хотя Мария, на самом деле, жила в полноте благодати, не будем забывать, что эта реальная женщина, без сомнения, испытывала много волнений. Служение Иисуса могло смущать Марию. И как любой другой матери, ей было мучительно видеть, как сын покидает отчий дом. Но даже имея необходимость расстаться с семьей в начале Своего общественного служения, Иисус, конечно же, не переставал любить ее.
  • Представьте себя рядом с Марией в Назарете. У нее была необыкновенная жизнь. Уготованный ей Богом удел сначала её смутил. Ей нужно было воспитать сына (хотя мы мало знаем о детстве Иисуса), который, несомненно, был уникальным ребенком.
  • Теперь представьте: её сын объявляет в Назарете, что уходит проповедовать Благую Весть… Вообразите, как Мария обеспокоена Его действиями… Затем – как она начинает обретать глубокое понимание Его призвания и ободряет Его исполнить Свое предназначение.
  • Вслед за этим Мария будет поражена силой, которую являл Иисус, и наконец, исполнится благоговением перед своим сыном.
  • Теперь вообразите Марию пережившей много сложностей в своей жизни, и стоящей у подножия Креста. Услышьте слова её сына, обращенные к ней: «Жено, вот Твой сын!», и возлюбленному ученику: «Вот матерь твоя!» Что делает для неё Иисус в последние минуты Своей жизни? Он заботится о ней.

Разговор с Богом

  • Зададимся вопросом: до этого момента в жизни Иисуса, до Его распятия на кресте, в какое время Он был наиболее беспомощным и уязвимым? Наверняка во время Своего младенчества. Бог зависел от нас. И кто больше всего заботился о Нем в это время? Мария. Каково это – смотреть на беспомощного младенца Иисуса? Легче ли вам размышлять об Иисусе как о всемогущем Боге?
  • В нашей слабости мы всегда можем получить поддержку. Мария заботилась о беззащитном младенце Иисусе в начале Его земного пути. В конце Своей жизни беспомощный Иисус заботится о Марии. Как Иисус может выразить Свою заботу о вас сегодня?
  • Может быть, кто-то сейчас нуждается в вашей помощи? Каким образом вы можете ее предложить?
  • Когда вы молитесь Пресвятой Богородице, вы обращаетесь не только к Царице Небесной, Матери Божией, но и к Мириам из Назарета – женщине с трудной судьбой, познавшей смятение, страдания, и испытавшей на себе любовь и помощь Иисуса. Она знает вас. Сейчас и в смертный час. Ощутите себя в присутствии Иисуса и в эти последние минуты размышления предложите свои мысли и чувства Ему или Марии.

Подготовлено совместно с сайтом

Сказал Господь: истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

К книжникам, обвинявшим Его, Христос обращается с предупреждением о хуле на Духа Святого, грехе, которому не может быть прощения. Святые отцы много размышляли о природе этого непрощаемого греха. И для многих до сих пор непонятно, как это Бог, бесконечно милостивый, может кого-то не простить. Дело в том, что прощение, которое принес Спаситель, надо принять. Как говорил преподобный Силуан Афонский, всегда может кто-то в самый последний момент сказать: «А я не хочу».

Обвинения книжников Христа позволяют нам понять, почему они не в состоянии принять Божие прощение. Они – свидетели дел Господа, которые Он совершил силою Духа Святого. При Крещении Господа на Иордане и во время Его искушения в пустыне, Дух Божий действовал в Нем (Лк. 1, 9–13). И прощение грехов – то, ради чего Христос пришел на землю, Он совершает Духом Святым (Мк. 2, 5). Как может принять это прощение тот, кто отождествляет действия Духа Святого с делом диавола? Сказать, что Христос действует силой бесовской, – значит, закрыть себя для прощения Духа Святого, всегда присутствующего и действующего во Христе.

В чем заключается хула на Духа Святого, за которую не может быть прощения? Трудно дать точное определение этой духовной смерти, нет необходимости предлагать список самых черных грехов, соответствующих этому состоянию. Речь идет скорее о таком всеопределяющем отношении к Богу, пример которого являют книжники, научившиеся видеть зло там, где добро. Кто не оставляет в себе места для добра, не может открыться прощению – самому великому дару, предлагаемому Богом. Словами, обращенными к книжникам Иерусалима, Господь предостерегает от такого искаженного видения жизни, когда человек тщится все очернить до самих сокровенных глубин, и таким образом делает себя недоступным для добра и красоты, для Самого Бога. Это предупреждение касается тех, кто в Церкви, и врагов Церкви, и всех без исключения людей.

Страшен этот отказ от очевидности света, отказ от Божественной любви. Грех книжников заключается в такой диавольской гордыне, которая не может узнать действия любви Божией в том, что совершает Христос. В словах Спасителя о грехе против Духа Святого прежде всего раскрывается милосердие Божие, готовое простить множество наших грехов. «Будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили», – говорит Господь. Но Бог оказывается со связанными руками, когда свободный человек отказывается от прощения, столь щедро предлагаемого ему. И, может быть, самый тяжкий грех и есть неверие, что Бог способен простить самые великие наши падения – там, где есть подлинное покаяние.

И далее нам показано, кто входит в святое семейство Христово. «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его». Близкие по плоти хотят, чтобы Он снова был с ними, они пытаются убедить Его возвратиться домой, перестать потворствовать прихотям этой истеричной толпы, которая поведет Его, куда Он не хочет. Очевидно, речь идет о Его репутации и репутации Его близких. И так Он уже зашел далеко. С осторожностью подходят Его родственники к дому, где Он учит. Чтобы избежать шума, они зовут Его вовне. Наедине они смогут сказать Ему то, что они думают. Господь – в доме, внутри, вокруг Него – те, кто являет образ будущей Церкви. А семья по плоти – вовне. Она не смешивается с собравшимися внутри. Она зовет Господа совне, как если бы Он должен был повиноваться ей. Мы невольно думаем о семьях, которые во времена гонений хотят убедить своих близких не оставаться в Церкви, потому что это становится опасно. Но в том-то и дело, что они остаются вовне. А внутри можно быть, лишь исполняя волю Божию.

Кто-то говорит на ухо Господу: «Твои близкие спрашивают Тебя». Но Господь вместо того чтобы подчиниться им, пользуется случаем для продолжения Своего поучения: «Матерь Моя и братья Мои спрашивают Меня? Но кто Матерь Моя и братья Мои?» И, глядя на этих простых людей, сидящих вокруг Него, говорит: «Вы – Моя семья». Мы знаем, как через восемнадцать веков преподобный Серафим Саровский будет показывать на иконы святых, говоря: «Это все мои родные». Слушающие слово Христово и исполняющие волю Отца Небесного – самые близкие родные для Господа. Его семья – огромна. Она состоит из всех людей, которые до конца времен будут исполнять волю Божию.

Разумеется, у Господа и в мыслях нет отвергать Свою семью, тем более, Свою Пречистую Матерь. Он знает, что ни один человек на земле так не предан воле Божией, как Она. Велика тайна единства Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Но Господу надо показать, что слава Божией Матери заключена более в Ее послушании Отцу Небесному, чем в Ее родстве по плоти и крови с Ним. И Он хочет сказать всем, кто с трепетом и любовью слушает и будет слушать Его слово, что одним этим они уже больше, чем просто Его друзья. Они самые родные Ему, они – Матерь Его, и братья Его, и сестры Его. Они – возлюбленные Его, и Он – возлюбленный их, Бог и Господь.

Свт. Иоанн Златоуст

То самое, о чем я говорил прежде, т. е. что без добродетели все бесполезно, весьма ясно открывается и теперь. Я говорил, что и возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения. А теперь мы узнаем еще более: без добродетели нет никакой пользы и Христа носить во чреве и родить этот дивный плод. Это особенно видно из приведенных слов. Еще Ему глаголющу к народом , говорит евангелист, рече некий Ему, яко мати Твоя и братия Твоя ищут Тебя . А Христос отвечает: кто мати Моя, и кто братия Моя? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ее); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если она не исполнит всего должного. В самом деле, поступок ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время. Итак смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, или, если не хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они зовут его вон, и притом при всех, обнаруживая чрез это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большою властью повелевают Им. Об этом самом и евангелист с укоризною говорит. Еще ему глаголющу к народом , говорит он, намекая на это. Ужели не было другого времени? - как бы так говорит он. Ужели нельзя было поговорить наедине? Да о чем и говорить хотели? Если об истинном учении, то им надлежало предложить об этом явно и говорить при всех, чтобы и другие получили пользу; если же о своих делах, то не должны были так настаивать. Если Христос не позволил ученику Своему пойти и похоронить отца, чтобы последование его за Христом не пресекалось, то тем более не должно было прерывать беседы Его с народом для дел неважных. Отсюда ясно, что они делали это по одному тщеславию, на что и Иоанн указывая, говорил, что ни братия Его вероваху в Него (Ин. VII, 5) . Он же передает и неблагоразумные слова их, говоря, как они звали Его в Иерусалим для того единственно, чтобы Его знамениями самим прославиться: аще сия твориши , говорят они, яви себе мирови: никтоже бо втайне творит что, и ищет сам яве быти (ст. 4) . И сам Христос тогда упрекал их в этом, осуждая плотские их помышления. Когда они, в виду худого мнения о Христе иудеев, говоривших: не Сей ли есть тектонов Сын, Егоже мы вемы отца и матерь, и братия его не в нас ли суть (Мф. XIII, 55, 56 ; Мк. VI, 3) ? - желая скрыть низость Его рода, вызывали Его явить знамения, - тогда Он противится им, и тем хочет исцелить болезнь их. Итак, если бы он захотел отречься от Матери Своей, то отрекся бы от нее тогда, когда поносили Его иудеи. Напротив, Он так заботится о ней, что и на самом кресте препоручает ее возлюбленнейшему ученику и проявляет о ней великую заботливость. Но теперь Он не делает того из предусмотрительной любви к ней и братьям. Так как они думали о Нем как о простом человеке, и тщеславились, то Он исторгает этот недуг, не оскорбляя впрочем их, но исправляя. Но ты обращай внимание не на одни только слова, заключающие в себе легкий упрек, но и на неуместную смелость братьев, на которую они отважились, и на того, кто упрекал (это был не простой человек, но Единородный Сын Божий), и с каким намерением упрекал. Он не хотел оскорбить их, но избавить их от мучительной страсти, мало-помалу привесть их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь. И ты увидишь, что этот упрек и Ему весьма приличен, и полезен Матери, и вместе с тем весьма кроток. Он не сказал напомнившему о Матери: пойди, скажи Матери, что она не мать Моя; но возражает ему: кто есть мати Моя? Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они, и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель. В самом деле, если для Матери Его не будет никакой пользы в том, что она мать, раз она не будет добродетельна, то родство тем менее спасет кого-нибудь другого. Есть одно только благородство - исполнение воли Божией, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства.

Итак, зная это, мы не должны гордиться ни достославными детьми, если не имеем сами добродетелей их, ни благородными родителями, если не подобны им по жизни. Можно ведь и родивши не быть отцом, и не родивши быть им. Вот почему, когда одна жена сказала: блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк. XI, 27) , Христос не сказал на это: не носило Меня чрево, и не сосал Я сосцов, но: истинно, блаженны исполняющие волю Отца Моего (ст. 28) ! Видишь, как Он и прежде, и здесь не отвергает естественного родства, но присовокупляет к нему родство по добродетели. Равным образом и Предтеча, говоря: рождения ехиднова, не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф. III, 7 , , не на то указывает, что они (фарисеи и саддукеи) не происходили от Авраама по естеству, но что нисколько не полезно им это происхождение от Авраама, если они не будут иметь с ним родства нравственного. Это самое и Христос показывая, говорил: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. VIII, 39) . Этими словами Он не отнимает у них родства по плоти, но научает искать родства лучшего и превосходнейшего. То же самое и здесь Он хочет внушить, но только внушает с большим снисхождением и нежностью; речь шла о Матери и Он не сказал: она не мать Моя, они не братья Мои, потому что не творят воли Моей, не произнес осуждения на них, но, говоря с свойственною Ему кротостью, оставлял на волю их желать другого родства. Творящий , говорит Он, волю Отца Моего, той брат Мой, и сестра, и мати есть (ст. 50) . Потому, если они хотят быть сродниками Его, пусть идут этим путем. Также, когда воскликнула жена: блаженно чрево носившее Тя , Христос не сказал: у Меня нет матери, но если мать Моя хочет быть блаженною, пусть творит волю Отца Моего. Таковый для Меня и брат и сестра и мать. Какая честь! Как велика добродетель! На какую высоту возводит она идущего путем ее! Сколько жен ублажали эту святую Деву и чрево ее, и желали быть такими матерями, и все отдать за такую честь! Что ж препятствует? Вот Христос показал нам пространный путь, и не только женам, но и мужам можно достигнуть столь великой чести, и даже еще гораздо большей. Идя этим путем, скорее можно сделаться материю, нежели претерпевая болезни рождения. Потому, если родство плотское есть уже счастье, то родство духовное настолько более, насколько оно превосходнее первого. Итак, не просто желай родства, но и с большим тщанием иди путем, ведущим тебя к этому желанию. Сказав это, Спаситель вышел из дому. Видишь ли, как Он и упрек сделал, и исполнил их желание? То же самое делает Он и на браке. И там Он сделал упрек матери Своей, которая безвременно просила Его, и однакож не отказал ей, - упреком врачуя немощь ее, исполнением просьбы показывая любовь Свою к Матери. Так точно и здесь, с одной стороны, Он врачевал недуг тщеславия, с другой - воздал должную честь Матери, хотя требование ее было и неуместно.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 46-50 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь

Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал

Господь был занят делом проповедования, учения народов, служения слову: а матерь и братья Его подходят, стоят у дверей, вне дома, и выражают желание говорить с Ним. Тогда некто изведает Спасителя, что Его матерь и братья стоят возле дома, спрашивая о Нем. Мне кажется, что этот, возвещающий Господу, делает это не случайно и не просто; но он замышляет козни против Спасителя, чтобы испытать, не предпочтет ли Он плоть и кровь духовному делу. Поэтому Господь отказался выйти, но не потому, что Он отрицал матерь и братьев, а потому, что давал ответ злокозненному: Он, простирая руку к ученикам, сказал:

вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь

Те - мать Моя, которые ежедневно порождают Меня в душах верующих; те - братья Мои, которые творят дела Отца Моего. Итак, Он не отрицал Матери Своей, как полагали Маркион и Манихей, чтобы думали, будто Он родился от какого-то воображаемого существа. Он только предпочел апостолов Своим единокровным, чтобы и мы в любви своей отдавали сравнительное предпочтение духу перед телом. Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Некоторые толкователи под братьями Господа разумеют сыновей Иосифа от его второй жены, следуя бредням сокровенных книг (apocryphorum) и размышляя некую женщину Мельху или Ельку. Мы же, как говорится в книге, написанной нами против Гельвидия, под братьями Господа разумеем не сыновей Иосифа, а двоюродных братьев Спасителя, сыновей Марии, тетки Господа по Матери Его; она, говорят, была матерью Иакова Младшего, Иосифа и Иуды, которые, как мы читаем в другом Евангелии (Мк. 6:3 ; Мф. 13:55 ; Ин. 2:12) названы братьями Господа. А что двоюродные братья по матери называются братьями, это показывает все священное Писание. - Разъясним это место и иначе. Господь говорит ко множеству народа; Он внутри [дома] поучает людей. Матерь Его и братья, то есть синагога и народ иудейский, стоят вне и желают войти, но они делаются недостойными Его слова. Хотя они и просили, и искали, и посылали вестника, но получили в ответ, что они свободны и могут войти, если только они сами захотят веровать. Тем не менее они не могли войти иначе, как по просьбе других.

Блж. Феофилакт Болгарский

По некоторому человеческому свойству мать желала показать, что имеет власть над Сыном, так как она еще ничего великого не мыслила о Нем. Поэтому, любя честь видеть Сына послушным себе, желает привлечь Его к себе в то время, когда Он беседовал. Что же Христос? Так как Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Аполлинарий Лаодикийский

Ст. 46-48 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои

От Иоанна мы узнаем, что еще не уверовали в Него братья Его. У Марка же слышим нечто большее: что они пытались взять Его, словно Он был вне Себя. Из-за этого намерения Господь не упомянул их как Своих родственников, но обратился к слушающим Его и к ним применил все те слова, что обозначают родство, поскольку они присоединились к Нему, проявив послушание, близкое к тому, которое явил Он Сам. Но даже если порой Спаситель и вступал с Марией в некие противоречия, как это предрек Симеон, сказав: и тебе самой [оружие пройдет] душу (Лк. 2:35) , и она оказывалась перед тем, что было предсказано, то во время Своих крестных мук Господь заботливо вспомнил о ней и вверил ее Своему возлюбленному ученику.

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

Ст. 46-47 Еще же Ему глаголющу к народом, се, Мати (Его) и братия Его стояху вне, ищуще глаголати Ему. Рече же некий Ему: се, Мати Твоя и братия Твоя вне стоят, хотяще глаголати Тебе

Стояли вне дома, в котором учил, потому что не могли подойти к Нему из-за множества народа, как сказал Лука (8,19) . Они послали звать Его, как говорит Марк (3, 31) , или же звали, стоя вне дома. Братьями Его называет сыновей Иосифа, потому что отцу их была обручена Мать Спасителя.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним

(Мк. 3:31; Лк. 8:19) . Так как родственники Христа по плоти не имели возможности лично приблизиться к Нему, то об этом возвестили Ему через посланного (кого - неизвестно), чтобы позвать Его. Так по словам Марка и Луки. У Матфея и Марка рассказ следует после обличительной речи по поводу хулы на Духа Святого. Связь этого стиха у различных евангелистов различна; но заметку Матфея ἔτι αὐτοῦ λαλοῦντος можно считать здесь за точное обозначение времени, соответствующее показаниям и Марка.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 46-50 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь

Чего не придумывали книжники и фарисеи, чтобы отвлечь народ от Господа Иисуса, чтобы унизить Его, заставить замолчать? Какой только клеветы не распространяли о Нем? Они говорили о Нем, что Он «любит есть и пить вино», что в Нем обитает сам Веельзевул, князь бесовский, что Он «вышел из Себя», лишился здравого разума, и потому не следует слушать Его. И эти безсовестные клеветы они постарались довести до сведения Его Пречистой Матери и братьев Его, сыновей Иосифа, обручника Пресвятой Девы, которые жили в Назарете, в семи часах пути от Капернаума, где обычно пребывал Господь. Очень могло быть, что простосердечные обитатели назаретской хижины, братья Господа по плоти, могли невольно поколебаться в мыслях: нет ли и в самом деле чего-нибудь похожего на то, что говорят об Иисусе уважаемые ими книжники и старцы? Евангелист Иоанн замечает, что в то время братья Иисуса Христа еще не веровали в Него, как в Мессию. Он же передает их неблагоразумные слова, когда звали они Иисуса Христа в Иерусалим, чтобы Его знамениями самим прославиться: «Если Ты творишь такие дела» , – говорили они, – «то яви Себя миру» (Ин. 7:4) . Ясно, что они еще мечтали тогда о славном Мессии – царе завоевателе и, конечно, желали бы видеть этим царем своего Брата – Иисуса. И вот они слышат, что Он «вышел из Себя» , что за Ним необходимо наблюдать, как за лишенным полного разума… Понятно, что они поспешили в Капернаум с намерением, если можно, взять Его на свое попечение. Но Пресвятая Дева более всех апостолов знала Божественное достоинство Своего Сына, Она веровала в Него, как истинного Сына Божия; одна эта вера, с которой Она прияла Его прежде Его земного рождения и зачатия, во время благовещения Архангела, уже превосходит веру всех верующих. Когда Иисус, еще Младенец, во яслях, признан был от пастырей Спасом, Христом, Господом, то чем, как не верой, побуждаема была «Мать Его сохранять все слова сии, слагая в сердце Своем?» Прежде чем чудесами явил Он славу Свою «и уверовали в Него ученики Его» , Матерь Иисусова настолько уже веровала в Его чудодейственную силу, что сотворить первое чудо в Кане Галилейской именно Она убедила Его.

Таким образом, Она и ранее других, и совершеннее других, и веровала в Него, и познавала Его. Могла ли Она поверить клевете врагов Его хотя бы на одну минуту? И Она, конечно, с негодованием отвергла все их богохульные клеветы; но Ее материнское, любящее сердце болезненно сжималось при мысли, что будет, если и в самом деле фарисеи представят Ее возлюбленного Сына иерусалимским властям как умоисступленного? Не грозят ли Ему еще новые опасности? И Она пошла вместе с детьми Иосифа, чтобы убедиться в том, что опасности для Него нет никакой. Но для фарисеев теперь представился удобный случай указать народу, как несообразно считать Мессией Иисуса, у Которого такие незнатные родные, как эти Галилеяне, простые ремесленники из Назарета… Сродники Господа пришли к Нему в то время, когда толпа, взволнованная только что виденным чудом, наполняла весь дом и двор, с великим вниманием прислушиваясь к каждому слову Чудотворца; подойдя ближе, они увидели, что им трудно пробраться сквозь эту тесную толпу в дом, и потому стали просить стоявших впереди дать знать Иисусу Христу, что они желают говорить с Ним; Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дверей дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему , может быть один из тех же фарисеев, обрадованный возможностью прервать Его горькие для них обличения: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою , хотят о чем-то говорить с Тобою. «Смотри, – замечает святитель Златоуст, – им надлежало бы, если не хотели и не могли войти, дожидаться окончания беседы. Но они зовут Его выйти, и притом при всех, желая показать, что они с большой властью повелевают Им. На это и евангелист намекает словами: «Когда же Он еще говорил к народу» . Евангелист как бы так говорил: неужели не было другого времени? Да и о чем говорить хотели? Если о своих делах, то не должны были так настаивать. Если Иисус Христос не позволил ученику Своему пойти похоронить отца, дабы следование за Христом не пресекалось, то тем более не должно было прерывать беседы Его с народом для дел «неважных». Поэтому и теперь Господь восхотел вразумить их: Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Эти слова Господа требуют особенного объяснения. Когда Господь как бы отрекается от братьев Своих, по плотскому рождению так называемых, то Он не отрицает никакой истины земной, а только утверждает небесную истину Своего Божественного рождения. Его братья действительно были только мнимыми Его братьями, ибо это были дети Его мнимого отца Иосифа; но каким образом и Матерь Господа подвержена одинаковому жребию с Его братьями?

Она не мнимая, а истинная Матерь Его по человечеству, и этого высокого достоинства никогда не унизила неверованием в Него, как Сына Божия. Между тем, Он как бы уклоняется теперь от того, чтобы видеть Ее: «кто Матерь Моя?» «Господи, – благоговейно размышляет святитель Филарет Московский, – не деяния Твои мы истязуем, но премудрости Твоей спасительной научиться желаем. Не постави нам в вину испытания Писаний и даруй благодать разумения… Нужно ли предостерегать православно верующих христиан, дабы не подумали, будто Господь не вполне чтит преблагословенную Матерь Свою? Всем известно слово Его: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить» . Посему, без сомнения, не разорил, но исполнил Он и эту заповедь Закона: «чти отца твоего и матерь твою» . Мог ли Он не почитать Матери Своей?». «Если бы Он захотел отречься от Матери Своей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – то отрекся бы от Нее тогда, когда поносили Его Иудеи. Напротив, Он так заботился о Ней, что и на самом кресте препоручает Ее ученику, самому возлюбленнейшему. Но теперь, поскольку братья думали о Нем как о простом Человеке, и тщеславились, то Он исторгает недуг сей, не оскорбляя впрочем их, но исправляя». Сердцеведец знал тщеславные помышления Своих братьев и не желал, чтобы на Его Пречистую Матерь легла хотя бы малая тень Ее участия в их помышлениях. И в этом случае Господь только сообразовался с правилом Матери Своей – всячески уклоняться от славы человеческой и не отличаться от других. Вместе с тем Он самым делом исполнял то, чему учил словом: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37) . Он делом показал, что любит земную Матерь Свою совершенно, но не более Отца Своего Небесного, и Свою сыновнюю, по-человечеству, любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому. Если бы Он покорился воле Своих сродников, то враги Его употребили бы взятие Его сродниками, как будто бы нуждающегося в их попечении, как доказательство их клеветы. Господь как бы так говорил: «Для чего волей земной Моей Матери хотите вы отвлечь Меня от исполнения воли Отца Моего Небесного? Когда эти две воли влекут в разные стороны, Я знаю и тотчас покажу, которой из них и с какой решительностью должно последовать. Оставляю земное рождение и родство, – как бы Я забыл его, как бы его совсем не было; и совершенно предаюсь воле Отца Небесного, и делу Его, и Царствию Его; здесь ищу Себе родства, если его иметь надобно: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» .

И, указав рукою Своею на учеников Своих , указав на всех, которые считали Его своим Учителем, а себя Его учениками, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь . Если и Мать Моя хочет быть блаженной, то должна исполнять волю Отца Моего. «Какая честь, – говорит святитель Златоуст, – как велика добродетель, на какую высоту возводит она идущего путем ее! Сколько жен ублажали эту Святую Деву и желали быть такими матерями и все оставить! Что же препятствует? Вот Иисус Христос показал нам пространный путь, и не только женам, но и мужам можно достигнуть столь великой чести, и даже еще гораздо большей». «Когда родители, – говорит святитель Филарет, – сродники, наставники, начальники требуют от нас того, что противно мудрованию нашему, но что нужно, полезно или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который «был в повиновении» Иосифу древоделу. Но когда несчастный пример и желания ваших родителей, сродников вовлекают вас в дела, противные закону, нарушающие мир совести, тогда спросите и вы себя словом Иисусовым: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» Вспомните, что Бог – Отец ваш, что Церковь – матерь ваша, что все святые суть ваши братья; не унизьте себя пред столь высоким родством, не отлучите себя от этого доброго и прекрасного семейства; сотворите и вы волю Божию вместо человеческой, да и на вас укажет Господь и речет: «вот Матерь Моя и братья Мои»…» .

Троицкие листки. №801-1050.