Драгоценные камни в карелии. Камни карелии

ВОТТОВААРА

Комплекс палео-сейсмодислокаций послеледникового возраста в коренных породах, ледниковые шрамы и глыбы - отторженцы, сейды и сейдообразные валуны, наиболее высокая вершина (417,2 м) Западно-Карельской возвышенности.
Местоположение. Муезерский р-н, 18 км к ЮВ от пос. Суккозеро. Географические координаты: 63°04" с.ш., 32°37" в.д.
Гора Воттоваара является наиболее высокой вершиной Западно-Карельской возвышенности. Абсолютная высота над уровнем моря составляет 417,2 м, над окружающими равнинами до 235 м. Располагается она в северо-западной части Янгозерского синклинория и сложена преимущественно ятулийскими кварцитами и кварцито-песчаниками нижнего протерозоя. Вершина горы практически лишена четвертичных отложений, или они представлены прерывистым чехлом морены, мощностью до 1-1,5 м. Поражает обилие валунов и глыб местных кварцитов, достигающих в диаметре 3-4 м. Часть глыб расколота, часть стоит на небольших валунчиках и определяется специалистами как сейды.

Гора Воттоваара

В Карелии много интересных и красивых мест, но ни одно из них не окружено таким количеством загадок, мифов, тайн и мистических рассказов, как гора Воттоваара - наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417,1 м. Расположена Воттоваара в 350 километрах от Петрозаводска в Муезерском районе. Места эти глухие, малонаселенные, изобилующие диким зверьем, добраться туда не просто. Знаменита Воттоваара обилием различных одинарных камней (в том числе стоящих на более мелких камнях), которые называются сейдами, а также скоплениями валунов, каменными лестницами и своеобразной формой растительности: деревья здесь закручены вокруг своей оси и тянутся к земле. Исследователи и ученые не один год ломают копья вокруг загадок Воттоваары, одни склоняются к тому, что все, что мы видим на горе – игра природы, другие, что это древний культовый комплекс и «место силы». Есть и те, кто считает Воттоваару «порталом в другие миры». Уфологи говорят об эскадрильях НЛО, якобы посещающих гору.

Открытие необычных объектов на Воттовааре произошло в 1978 году Сергеем Симоняном, жителем расположенного в 20 километрах от горы поселка Суккозеро. В то время он занимался поиском погибших партизан из бригады И.А.Григорьева. Как пишет С.Симонян в своих воспоминаниях, «первые наши походы на поиск следов бригады мы начали от озер Еконлампи и Кей-Вотто», расположенных в пяти километрах севернее Воттоваары. По его словам «встреча» с первым сейдом была совершенно случайной и произошла следующим образом, «недалеко от ламбин мы столкнулись с первым «сейдом». Естественно, тогда мы ничего не знали о «сейдах», тем более он был небольшой, а на его вершине была сложена пирамида из мелких плоских камней. Сначала я подумал, что это партизанский «маяк», тем более, как вскоре мы узнали, он действительно находился недалеко от партизанской тропы. Но чуть дальше мы обнаружили другой такой камень, потом третий, и стало ясно, что это - нечто другое, но определенно связанное с деятельностью человека». В тот год С.Симонян с единомышленниками до глубокой осени обследовал Воттоваару в поисках следов бригады, но безрезультатно. «Но с каждым походом расширялся район поиска, - пишет С.Симонян - Поражало место, растительность, скалы, прекраснейший вид с горы и все новые и новые «сейды»: одни - огромные «великаны», другие - плоские «лягушки», «медведь» и т.д. Потом нашли «лестницу». Не единожды бывая в Карелии, я, так или иначе, слышала про Воттоваару: в этих рассказах было огромное количество фактов и небылиц, которые сплетались в легенды. С каждым годом во мне крепло желание побывать в этом необычном месте, чтобы увидеть все своими глазами и испытать личные ощущения от пребывания на загадочной горе.

С прошлого года «первооткрыватель» Воттоваары С.Симонян начал делать на гору экскурсии, хотя правильнее было бы сказать «авторские туры». Грех было этим не воспользоваться – побывать на горе в компании человека, который знает местность как свои пять пальцев и исследует гору почти столько же времени, сколько я живу на этом свете. До Воттоваары на микроавтобусе мы добирались больше десяти часов, асфальт закончился на 150 километровой отметке, потом началась грунтовка, растворившаяся в лесовозных усах, испещренных глубокими лужами и ручьями, через которые были перекинуты полуистлевшие деревянные мостики. Конечно, устали. Однако настроение сразу улучшилось при встрече с Сергеем, он оказался улыбчивым, энергичным и деятельным человеком, к моменту нашего приезда уже был поставлен лагерь - палатки, а на костре в котелке булькало что-то ароматно-вкусное. Предвкушая завтрашнюю встречу с горой, мы забросали проводника вопросами о Воттовааре.

Сергей сам начал изучать Воттоваару, испытав разочарование от общения с учеными, изредка наведывавшимися к горе, даже провел своего рода топонимическое исследование. Название горы, по его мнению, можно перевести как «гора встреч, ожиданий». Логично предложить, что некогда населявшие окрестности горы племена использовали Воттоваару как место общих собраний, что касается второго значения, то с его осознанием Сергей предложил не торопиться и подождать до встречи с горой. Конечно, мы были заинтригованы.

На следующий день рано утром мы отправились на гору. День был теплый, погожий, ярко светило солнце. Темп движения Сергей выбрал комфортный, после каждого небольшого подъема делал остановки, чтобы группа не растягивалась по лесу. Во время одной из таких передышек Сергей, прислонившись к большому камню спиной, вдруг спросил у нас: «Ничего не замечаете?» Оглянувшись по сторонам, ничего подозрительного мы не увидели. Сергей даже рассмеялся. «У меня за спиной сейд, рядом еще один, между ними огороженный камнями жертвенник, обойдите камни с другой стороны…». Валуны, стоящие на скальной плите, оказались с «секретом»: как будто кто-то для устойчивости подложил под них небольшие камешки, таким образом, слегка приподняв их.

Традиционно считается, что сейды имели культовое значение, им приносили жертвы. Нередко им приписывают биолокационные и магнитные аномалии. Не говоря уже о саамских легендах, согласно которым сейды - не просто священные камни, это камни, которые «умеют летать». Есть и еще одна гипотеза, согласно которой сейды являются своего рода «техническими устройствами», которые усиливают и направляют потоки земной энергии в определенное место, находясь в котором, человек способен излечиться от болезни. Ученые же придерживаются версии, что причиной происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко и ловко поставил валуны на «каменные ножки».

Однако при взгляде на всю композицию мысль о том, что такое удачное совпадение укладывается в теорию вероятности, почему-то не приходила. Озадаченные, мы продолжили путь. Спустя короткое время подошли к лестнице, внешне напоминающей фрагмент римского амфитеатра: вверх уходящие ступени, заканчивающиеся четырехметровым обрывом. Сергей Симонян считает, что происхождение лестницы имеет естественный характер: ступени образовались путем выветривания и действия атмосферных осадков. Однако ступени довольно ровные и примерно одинаковой высоты. Поистине чудо природы… или все же результат работы древних строителей?

Размышляя о предназначении лестницы, мы даже не заметили, как вышли на великолепную обзорную точку. Надо сказать, что Воттоваара имеет несколько вершин и различные интересные объекты расположены на площади около 6 квадратных километров. С того места, откуда мы любовались окрестностями, хорошо была видна «лысая» (после пожара) высота с россыпью камней и возвышающимся над всем этим огромным камнем. К нему мы и направились, спустившись с обзорной площадки. Некоторое время под ногами что-то хлюпало, журчало и чавкало, потом начался затяжной подъем, наконец, мы вышли к «мертвому лесу». Обгоревшие деревья выглядели, по меньшей мере, странно. В старых советских фильмах-сказках такой лес характерен для места жительства Бабы Яги. Сергей объяснил происходящее сильными ветрами и обилием тяжелого снежного покрова, которые калечат деревья. По его словам, когда много лет назад он первый раз вышел сюда, вокруг камня было выложено кольцо из более мелких камней с радиально расходящимися лучами. Сейчас в окружающем пейзаже, какой бы то ни было, геометрии не наблюдается. Сергей винит в этом «дикий» отдых в Карелии.

Мы ходили на гору несколько дней, в разное время. Вечером в лагере у костра делились своими впечатлениями. Это совершенно удивительно, но человек переживает на Воттовааре именно те ощущения, испытать которые он предполагал при встрече с горой, кто-то чувствует заряд бодрости, а кто-то даже страх. Поистине гора ожиданий. Приезжайте, можете проверить!

Вернувшись домой из Карелии, я специально посмотрела, сколько человек посещают мегалиты Стоунхенджа. Как посчитала Association of Leading Visitor Attractions в 2008 году это число составило 883 тысячи. Воттоваару, которую нередко называют карельским Стоунхенджем, от силы несколько сотен. Карельские власти в развитии туризма на Воттовааре перспектив не видят. Зато видят перспективы в разработке камня. Как долго продержится гора в сегодняшнем состоянии сказать трудно. Невдалеке уже пылит карьер, охранного статуса у Воттоваары до сих пор нет. И все же хочется верить, что феномен Воттоваары еще долго будет привлекать людей, стремящихся к открытиям.

Закончить свой рассказ про путешествие на Воттоваару я хочу опять же словами Сергея Симоняна: «Побывать на Воттовааре, конечно же, стоит. Уверен, большинство из вас испытает то же, что испытываю я... Лучше всего побывать на горе в период белых ночей. С западного склона горы перед вами откроется прекраснейший вид на близлежащие окрестности. Когда смотришь на это действо природы - невольно думаешь, как все таки мало нужно человеку. Столетия назад ценой огромных усилий наши предки создали этот уникальный культовый памятник. Сохраним ли мы его? И что же оставим будущим поколениям после себя?»


К парадоксальным выводам пришли ученые, изучающие возможность существования параллельных форм жизни на нашей планете. По их словам самые обычные на вид булыжники и валуны могут быть старыми и молодыми, делать вдох и выдох, длящийся по нескольку недель и даже самостоятельно передвигаться.

Не исключено, что в ближайшие годы ученые смогут заявить, что камни обладают и собственным сознанием. Ведь, истории о «гуляющих камнях» давно уже заполнили страницы научно-популярных изданий всего мира.

Поистине потрясающее открытие во время научной экспедиции сделали исследователи Карелии, они обнаружили уже не просто «гуляющий» или «исполняющий желания» валун, а … «поющий». Руководитель экспедиции вице-президент КРО «Расея» Алексей Попов любезно поделился с «Национальным Географическим Обществом» материалами своего открытия.

Карелия – край чудес

В массовом сознании рядового россиянина республика Карелия с каждым годом постепенно становится тем, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы – далекой, полусказочной страной, на территории которой возможны любые чудеса. Поэтому для жителей России этот край полон поистине мистического очарования. Прежде всего, это связано с уникальностью исторического развития Карелии, ассоциируемого с ее «гиперборейским прошлым».

В наследство жители республики получили древнее Знание, закодированное в многочисленных мегалитических памятниках, которыми буквально наполнена карельская земля. Необходимо также отметить, что серьезных, глубинных исследований Карелии проводилось крайне мало. Своеобразие Карелии заключается еще и в том, что в отличие от большинства российских регионов, достопримечательности которых сегодня хорошо изучены, описаны, пронумерованы и каталогизированы, этот край все еще может подарить исследователям новые открытия и находки. Причем самые неожиданные!

Так в народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом. Большую коллекцию этих легенд собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев но, к сожалению, его уже нет среди нас. Среди собранных им преданий выделялось одно – «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля.

И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет, как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных».

Легенда или быль?

Поведал эту легенду Николаю Исаеву один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, которая стояла на берегу карельской реки Охта. Поначалу Алексей Попов решил, что это лишь красивая сказка, тем более, что искать одинокую глыбу посреди бескрайних болот, дело прямо скажем не благодарное. Но, в конце концов, исследователь решил попытать счастья и после долгих поисков члены экспедиции вышли к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую, на самой ее вершине они увидели камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку.

Хотя вернее было бы сказать не «увидели», а именно «услышали» — камень и вправду «пел»! Правда, это был, конечно, не человеческий голос. Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую путешественники увидели, как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое.

Звуки оказались очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда – выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда менял свое положение, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево.

Другими словами, плоская каменная подставка необходима была не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникали звуки, но и выступала в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансировал на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя Алексей Попов прекрасно понимал, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.

При исследовании камня, у исследователей создалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру.

В эту-то сторону и был ориентирован камень. Вокруг камня члены экспедиции увидели идеально утоптанную площадку, хотя каких-либо свежих следов они так и не обнаружили. Видимо, кто-то приходил к этому камню издревле. Но зачем? Какие ритуально-магические обряды совершались здесь – об этом можно было только догадываться.

Причем, несмотря на то, что каждый ритуальный валун уникален, у «поющего валуна» Карелии есть «родственники». В далеком 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана находка камня-валуна, который также обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук, но не от дуновения ветра, а при ударе о его верхнюю часть небольшого булыжника.

Этот валун, кстати, до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень. Когда ученые обследовали этот камень, который представляет собой природный валун размером 1,5×0,75×0,67 метров, то обнаружили, что верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, образующая резонирующую полость. Позднее камнем заинтересовались даже специалисты Петрозаводской консерватории.

Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента литофона. Причем «Звонкий» камень в местной традиции до сих пор сохраняет свое культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем, снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. А обнаруженные в расщелине «Звонкого» камня фрагменты асбестовой керамики, позволяют предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите — конце 3 — начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях.

Пытаясь понять исток поклонения культовым, в том числе поющим камням среди местного населения Алексей Попов выяснил, что благодаря своей кристаллической структуре, валуны обладают свойствами аккумулятора. Если нагревать камень, в нем накапливается тепло: он его сохраняет и затем медленно отдает. Но он может накапливать не только тепло, но и природные магнетизм и вибрации.

У северных народов, в том числе древних саамов и корел, бытовало устойчивое представление о том, что камни поглощают энергию из окружающей среды и возвращают ее тем, кто им поклоняется. В поверьях саамов до сих пор сохранились отголоски древних знаний о жизненной силе камней. Эта традиция почитания камней, независимо от смены религиозных форм, жива и поныне, особенно в карельской глубинке.

Карельский камень. История его использования.

Поскольку мы говорим о камнях Карелии, то хочется сказать, что среди коренных народов каменотесный промысел широко распространен, например, среди вепсов.

Разработка месторождений камня на территории проживания вепсов в Прионежье началась несколько сот лет назад. Первым стали разрабатывать Брусненское месторождение точильного камня. Занимались выломкою брусненской плиты, из которой делали точила и бруски для точения топоров, кос, ножей и других орудий. Ведя натуральное сельское хозяйство, крестьяне занимались и изготовлением каменных жерновов.

Перенос в 1712 году столицы Российской империи со всеми государственными учреждениями в Петербург стал основным стимулом для развития новой территории. Все мероприятия, связанные с этим, сопровождались интенсивным строительством дорог, храмов, дворцов, государственных и частных домов.

В 1714 году Петр I издал указ: «Понеже здесь (т.е. В Петербурге) каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всем государстве на несколько лет всякое каменное строение, какого б имяни ни было, под разрешением всего имения и ссылкою». Реализация такого указа позволила царю сконцентрировать основные материалы и трудовые ресурсы для решения грандиозной задачи - строительства новой столицы.

Благодаря этому указу много мастеровых людей, в том числе каменщики и каменотесы, приехало в Петербург. Работы было очень много — не хватало материалов. Поэтому 24 октября 1714 года Петр издал новый указ о натуральном налоге, взимаемом со всех прибывающих в Петербург судов и повозок, обязывающий их привозить определенное количество булыжников в зависимости от их размеров. Более 60 лет просуществовал это налог и только при Екатерине II, 1 июня 1776 года был отменен.

Большую известность вепсскому краю и вепсским мастерам-каменотесам принесло месторождение уникального по своим художественно-декоративным свойствам мрамора - малиново-красного кварцито-песчаника, расположенного вблизи села Шокша. Из-за исключительных декоративных качеств его в старину называли «шоханом», «вельможным камнем», «шокшинским порфиром», в последнее время - шокшинским кварцитом.

Вепсские крестьяне работая камнетесами и каменщиками, строили дома в Петербурге, Москве, Риге и Ревеле, участвовали в строительстве укреплений Кронштадта, каменных набережных Невы, Фонтанки и других рек в столице, на постройке Великого Сибирского пути, Китайско-Восточной железной дороги и Порт-Артура. В XIX веке камнедобыча и камнеобработкой стали практически основным занятием вепсских мужчин. В первые десятилетия XIX века в Шелтозерско-Бережной, Шокшинской, Рыборецкой, Гиморецкой и других волостях подрядчики нанимали каменотесов для работы в Кронштадте - «вымостить камнями канал» и пр., «к строению реки Мойки» и других работ в Петербурге

В 17-18веках открыты месторождения, которые известны, как выборгские граниты рапакиви. По северному побережью Ладожского озера в районе Сердоболя (ныне Сортавала) были открыты месторождения сердобольского гранита. В наше время они малоизвестны.

Есть мнение, что Петру I уже тогда было известно месторождение тивдийских мраморов, находившееся недалеко от Марциальных вод, где царь несколько раз проходил лечение (ныне Кондопожский район Карелии).

Россия не хотела отставать от Европы, в которой развивались разные стили в архитектуре. В это время парадность, помпезность в жизни привели к тому, что камень стал олицетворять собой положение, богатство и роскошь.

В период с 1740 по 1760 годы камень начали активно применять для внутренней отделки помещений, а также для изготовления колонн, фронтонов и скульптур.

В 1737 году Якобом Стейном на берегу Ладожского озера в районе Сердоболя были открыты и начали разрабатываться месторождения ювенских мраморов .

В начале второй половины XVIII века стали известны тивдийские мраморные ломки. В 1757 году Иваном Гриппиевым, жителем деревни Лычный остров, и новгородским купцом Иваном Марьяновым было открыто и начало разрабатываться месторождение белогорского тивдийского мрамора, недалеко от озера Сандал.

Сердобольский пастор Самуил Алопеус в 1765 году открыл в 35 км севернее Сердоболя Рускеальское мраморное месторождение. Выломка мрамора началась в 1769 году.

На месторождении в Рускеале в основном добывалось 5 сортов мрамора:

серо-синеватый; зеленогорский серый мрамор; зеленогорский трещеноватый, используемый на мелкие поделки; береговой полосатый, составленный из белых и серых полосок; с белыми и синеватыми полосками.

Известно, в Рускеале попадались чисто белый и даже черный мраморы.

Крупное строительство требовало и организации добычи и обработке мрамора на всех месторождениях Олонецкой губернии устройство шлифовальных мельниц, Что и было сделано. 19 января 1768 года был издан указ «Об изготовлении мрамора из дикого камня на строение Исаакиевской церкви».

Известная коллекция, собранная тивдийскими мастерами и насчитывающая 32 номера камня, или, как их называли, «нумера» (в настоящее время хранится в краеведческом музее города Петрозаводска). Так и считалось, что в Олонецкой губернии добывается 32 вида белогородского мрамора. Однако более детальное изучение этой коллекции показывает, что оказались включены и другие породы, такие как шокшинский кварцит, матюковский габбродиабаз и другие.

Музеем камня можно по праву назвать Исаакиевский собор. Начатый в 1768 году по проекту зодчего Ринальди, в 1802 году он был построен… и полностью разобран в 1819 году с тем, чтобы на его месте соорудить новый, более современный собор, проект которого выполнил Огюст Монферран. Он же руководил его строительством до 1859 года. Таким и видим мы этот собор в Санкт-Петербурге в наши дни.

При постройке собора на цоколе были применены финляндские граниты, а для наружной и внутренней отделки здания - мраморы различных сортов. На фасадах для колонн, пилястр и фриза - ювенские; для баз, капителей, наличников и карнизов - рускеальские; для облицовки стен, наличников - тивдийские.

Можно назвать еще многие строения, памятники, и т.д, где использовались камни из карельских месторождений. Это- Орловский обелиск в Гатчине, Чесменская колонна в Пушкине сооружена из тивдийского мрамора (корабельные носы изготовлены из беловатого рускеальского мрамора, а подножье - ювенского). Верстовые столбы Петергофской и Пулковской,Орловские ворота в Пушкине.в Казанском соборе, в Зимнем дворце. Список очень длинный.

В этот период на Пудожском берегу Онежского озера, от Унасской губы до Бесова носа, начали разрабатывать месторождения красного и темно-зеленого гранита.

Известен такой факт, что когда Николай 1 приказал построить Аничков мост в Санкт-Петербурге за лето 1841 года, то за это взялся только Марк Пименов с артелью вепсских мастеров. Артели Марка Пименова в 40-х годах в Кронштадте строили "казематированные" батареи. В конце 40-х годов крестьяне-подрядчики Иван Власов и Иван Васильев из Шелтозерской Горней волости нанимали своих земляков для перестройки гранитной набережной реки Фонтанки от Измайловского до Калинкина моста. Вепсским каменотесам поручалась особо ответственная работа. В 1847 году руками вепсских мастеров из шокшинского малинового кварцита вырублен, вытесан и отполирован саркофаг Наполеона в Париже. Это был первый случай вывоза малинового кварцита за рубеж.

С развитием железнодорожного транспорта появляется возможность использовать камень из других районов - Швеции, Норвегии, Германии и Польши. Применение карельского камня сокращается год от года. Однако в это же время на острове Святого Германа в Ладожском озере открывают месторождение нового сорта гранита - мелкозернистого красного (сегодня известного под наименованием «Сюскюянсаари»).

Красный гранит с этих ломок начинают активно использовать. Например, при постройке царского павильона на Витебском вокзале, памятника 1000-летия России в Новгороде и т.д.

Последний раз в крупных объемах тивдийский мрамор был использован в 1902 году при строительстве Этнографического музея в Петербурге.

Из-за уникальности и ограниченности запасов шокшинский кварцит стал использоваться в редких случаях и небольших количествах, главным образом при изготовлении памятников. Им также облицовывали камины, изготовляли из него столешницы, чаши, вазы, подсвечники и т. п. Для продажи этих изделий в Петербурге был открыт специальный магазин.

После революции так же шло активное изучение объектов, расположенных на территории Карелии, пригодных для производства строительных материалов из гранитов, кварцитов и мраморов. В результате в конце 1924 года в деревне Рыбрека были организованы разработки габбродиабаза, перед которыми ставилась задача обеспечения дорожного строительства в Москве и Ленинграде. Брусчатка Красной площади из этих мест.

Так же начались разработки талькохлорида в Лисьей горе.

В.М.Тимофеевым (профессор, геолог-петрограф) была создана карта каменных строительных материалов Прионежья.

На кондопожском камнеобрабатывающем комбинате в послевоенное время обрабатывали камень из разных мест России и зарубежья. Обработанные здесь мрамор и гранит использовались при строительстве метро, в том числе в Праге (Чехия), Мемориал в Хо Ше Мине (Вьетнам), аэропорт в городах Улан-Баторе (Монголия), Сочи, Москве, Дворца съездов, Дома Советов, Храм Христа Спасителя, Манежной площади, Поклонной горы, реконструкции объектов Кремля и многих других.

В конце 20 века камнедобывающая промышленность Карелии пришла в упадок и только недавно уже в веке 21 начинает понемногу возрождаться.

В Карелии невообразимое количество находят разных минералов, которые при обработке показывают нам видимую красоту, но при этом обладают и полезными свойствами.

-- Не выбрано -- Азов. Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник Айхал. Геологический музей Амакинской геологоразведочной экспедиции АК "АЛРОСА" Алдан. Алдангеология. Геологический музей Александров. Геологический музей ВНИИСИМС Анадырь. Музейный Центр "Наследие Чукотки" Анадырь. Чукотприродресурсы. Геологический музей Ангарск. Ангарский музей минералов Апатиты. Геологический музей Апатиты. Музей геологии и минералогии имени И.В. Белькова Архангельск. Архангельский областной краеведческий музей Архангельск. Геологический музей имени академика Н.П. Лавёрова САФУ Багдарин. Геологический музей пос. Багдарин Барнаул. Геологический музей Барнаул. Музей "Мир Камня" Барнаул. Музей минералогии Белгород. Белгородский государственный историко-краеведческий музей Биробиджан. Музей природных ресурсов Биробиджан. Областной краеведческий музей Еврейской автономной области Благовещенск. Амургеология. Коллекционный (музейный) фонд Благовещенск. Амурский областной краеведческий музей им. Г.С.Новикова-Даурского Великий Устюг. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Владивосток. Геолого-минералогический музей ДВГИ Владивосток. Геолого-минералогический музей им. А.И.Козлова Владивосток. Коллекционный (музейный) фонд Владивосток. Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева Вологда. Геологический музей Вольск. Вольский краеведческий музей Воркута. Геологический музей Воронеж. Геологический музей Горно-Алтайск. Национальный музей Республики Алтай им А.В. Анохина Губкин. Музей истории КМА Дальнегорск. Музейно-выставочный центр г. Дальнегорска Екатеринбург. Геологический музей Лицея № 130 Екатеринбург. Историко-минералогический музей Екатеринбург. Уральский геологический музей Екатеринбург. Уральский минералогический музей В.А. Пелепенко Ессентуки. Департамент природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону. Геологический музей Заречный. Музей минералогии, камнерезного и ювелирного искусства Ижевск. Национальный музей Удмуртской Республики Иркутск. Геологический музей Иркутского Государственного (классического) университета Иркутск. Геологический музей. Сосновгеология. Иркутск. Иркутский областной краеведческий музей Иркутск. Минералогический музей им. А.В.Сидорова Иркутск. Музей Иркутского геологоразведочного техникума Иркутск. Музей минеральных ресурсов Иркутской области Иркутск. Научно-учебный геологический музей Казань. Геологический музей им. А.А.Штукенберга Казань. Национальный музей Республики Татарстан Калининград. Калининградский музей янтаря Калининград. Музей Мирового океана Каменск-Уральский. Геологический музей им. академика А.Е.Ферсмана Кемерово. Кузнецкий геологический музей Киев. Геологический музей Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Киев. Минералогический музей (Институт геохимии, минералогии и рудообразования имени М.П.Семененко НАН Украины) Киев. Минералогический музей УкрГГРИ (Украинский Государственный геологоразведочный институт) Киев. Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины Кировск. Музейно-выставочный центр ОАО "Апатит" Котельнич. Котельничский палеонтологический музей Краснодар. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына Краснокаменск. Минералогический музей им. Б.Н.Хоментовского Краснотурьинск. Федоровский геологический музей Красноярск. Музей геологии Средней Сибири Красноярск. Музей геологии Центральной Сибири (GEOS) Кудымкар. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка Кунгур. Краеведческий музей города Кунгур Курск. Курский государственный областной краеведческий музей Кяхта. Кяхтинский краеведческий музей им. академика В.А.Обручева Листвянка. Байкальский музей ИНЦ СО РАН Луховицы. Геологический музей Львов. Минералогический музей имени академика Евгения Лазаренко Магадан. Геологический музей Магаданского филиала ФГУ Магадан. Музей естественной истории СВКНИИ ДВО РАН Магнитогорск. Геологический музей МГТУ им. Г.И. Носова Магнитогорск. Магнитогорский краеведческий музей Майкоп. Геолого-минералогический музей Мама. Краеведческий сузей отдела культуры администрации Мамско-Чуйского района Миасс. Естественно-научный музей Ильменского заповедника Мирный. Музей кимберлитов АК «АЛРОСА» им. Д.И.Саврасова Мончегорск. Мончегорский музей цветного камня им. В.Н. Дава Москва. Алмазный фонд. Гохран России. Москва. Геологический музей Центрального региона России им. П.А. Герасимова Москва. Геологический музей им. В.В.Ершова МГГУ Москва. Геолого-минералогический музей РГАУ МСХА им. К.А.Тимирязева Москва. Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского Москва. Минералогический музей МГРИ-РГГРУ Москва. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана РАН Москва. Музей "Самоцветы" Москва. Музей Российского Центра микропалеонтологических справочных коллекций Москва. Музей внеземного вещества Москва. Музей естественной истории Москвы и Центральной России Москва. Музей землеведения МГУ Москва. Музей урановых руд АО "ВНИИХТ" Москва. Музей-литотека ВИМС Москва. Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова Москва. Рудно-петрографический музей ИГЕМ РАН Мурзинка. Мурзинский минералогический музей им. А.Е.Ферсмана Мурманск. Мурманский областной краеведческий музей Мытищи. Геолого-минералогический музей им. В.И.Зубова МГОУ Нальчик. Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики Нижний Новгород. Геологический музей АО «Волгагеология» Нижний Новгород. Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник Нижний Тагил. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» Новокузнецк. Геологический музей (Выставочный зал) Кемеровского филиала ФГУ «ТФГИ по СФО» Новороссийск. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник Новосибирск. Геологический Музей НГУ Новосибирск. Геологический музей СНИИГГиМС Новосибирск. Центральный Сибирский геологический музей Новочеркасск. Геологический музей Новочеркасск. Геологический музей - Геологический кабинет ЮРГПУ(НПИ) Омск. Омский государственный историко-краеведческий музей Оренбург. Межведомственный геологический музей Оренбургской области Орск. Геологический музей Партизанск. Геологический музей Пермь. Минералогический музей Пермского университета Пермь. Музей «Пермской системы» Пермь. Музей палеонтологии и исторической геологии им. Б.К.Поленова Петрозаводск. Музей геологии докембрия Петрозаводск. Отдел природного наследия Карелии Петропавловск-Камчатский. Камчатгеология. Геологический музей Петропавловск-Камчатский. Музей вулканологии ИВиС ДВО РАН Питкяранта. Краеведческий музей им. В.Ф.Себина Приозерск. Музей-крепость «Корела» Ревда. Краеведческий музей Ловозерского горно-обогатительного комбината Ревда. Музей-кабинет геологии для детей на границе Европа – Азия Ростов-на-Дону. Минералого-петрографический музей ЮФУ Самара. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина Санкт-Петербург. «Российский государственный музей Арктики и Антарктики» Санкт-Петербург. Геологический музей ВНИИОкеангеология Санкт-Петербург. Горный музей Санкт-Петербург. Минералогический музей СПбГУ Санкт-Петербург. Музей нефтяной геологии и палеонтологии Санкт-Петербург. Палеонтологический музей Санкт-Петербург. Палеонтолого-стратиграфический музей Санкт-Петербург. Территориальный фонд геологической информации по Северо-Западному федеральному округу. Геологический музей Санкт-Петербург. Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. академика Ф.Н. Чернышева (ЦНИГР МУЗЕЙ) Саранпауль. Музей кварца Саранск. Музей минералогии Саратов. Саратовский областной музей краеведения Свирск. Музей мышьяка Севастополь. Севастопольский музей камня Североуральск. Музей "Штуфной кабинет" Симферополь. Геологический музей им. Н.И.Андрусова (Крымский федеральный университет) Слюдянка. Частный минералогический музей-усадьба В.А.Жигалова «Самоцветы Байкала» Смоленск. Природоведческий музей Сортавала. Региональный музей Северного Приладожья Сыктывкар. Геологический музей им. А.А.Чернова Сыктывкар. Национальный музей Республики Коми Тверь. Музей геологии природных ресурсов Тверской области Теберда. Музей минералов, руд, самоцветов «Удивительное в камне» Томск. Геологический музей Томск. Минералогический музей ТПУ Томск. Минералогический музей им. И.К.Баженова Томск. Палеонтологический музей им. В.А.Хахлова Тула. Федеральный фонд эталонов руд стратегических видов минерального сырья. Тюмень. Музей геологии, нефти и газа (филиал Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова) Тюмень. Музей истории науки и техники Зауралья Улан-Удэ. Геологический музей ПГО "Бурятгеология" Улан-Удэ. Музей Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН Улан-Удэ. Музей природы Бурятии Ульяновск. Музей естественной истории Умба. Музей аметиста Уфа. Музей геологии и полезных ископаемых Республики Башкортостан Ухта. Ухтанефтегазгеологоия. Геологический музей Ухта. Учебный геологический музей им. А.Я.Кремса Хабаровск. Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова Харьков. Музей природы ХНУ Хорошев (Володарск-Волынский). Музей драгоценного и декоративного камня. Чебоксары. Геологический музей Чебоксары. Чувашский национальный музей Челябинск. Челябинский геологический музей Череповец. Музей природы Череповецкого музейного объединения Чита. Геолого-минералогический музей Чита. Читинский областной краеведческий музей им.А.К. Кузнецова Эгвекинот. Эгвекинотский краеведческий музей Южно-Сахалинск. Геологический музей Южно-Сахалинск. Сахалинский государственный областной краеведческий музей Якутск. Геологический музей (ИГАБМ СО РАН) Якутск. Геологический музей ГУП "Сахагеоинформ" Якутск. Минералогический музей СВФУ им. М.К. Аммосова Якутск. Музей мамонта Ярославль. Геологический музей им. профессора А.Н. Иванова Ярославль. Музей научного континентального бурения глубоких и сверхглубоких скважин

Про то, что Карелия - край тысячи озёр, рек и лесов, знает, наверное, всякий, кто хоть немного интересовался этой удивительной землёй. Однако рекреационные ресурсы - далеко не всё, чем славна и богата Карелия. Есть здесь ценности и другого рода, может быть, более утилитарные, но от этого не менее интересные. Речь идёт о ценных карельских минералах и горных породах, которых на территории Республики встречается более 80 наименований.

Немного геологии

Территория Карелии, впрочем, как и прилегающие к ней Мурманская область и страны Скандинавии, находится на Балтийском кристаллическом щите - вышедшем на поверхность Земли фрагменте древней геологической платформы. Таких мест на нашей планете всего 20, причём каждое из них отличается от других по структуре и времени образования. Кроме того, внутри каждого из таких щитов геологи выделяют так называемые «провинции» - части древних материков или швы от закрывшихся доисторических океанов. Так, например, Лахденпохьский район Карелии, где находится наша база отдыха, расположен в пределах Свекофенской провинции, фундамент которой формировался более 100 миллионов лет. А общий возраст пород, её составляющих, приближается к 2 миллиардам лет.

Какие минералы и горные породы добывают в Карелии?

Их настолько много, что для полного обзора это темы пришлось бы написать книгу. Поэтому мы расскажем только о наиболее распространенных и интересных камнях. И начнём с горной породы с забавным названием габродиабаз или габбродолерит. Этот камень встречается в мире достаточно редко и в промышленных масштабах его добывают всего в трёх странах: Австралии, Украине и в России, на территории Республика Карелии. Кстати, именно карельский габродиабаз считается лучшим по своим характеристикам, он прочен, устойчив к высоким температурам, и используется в машиностроении, для производства дорожных блоков, а в строительстве его применяют как цокольный камень. А ещё габродиабаз хорошо держит тепло, поэтому его часто используют для каменок в Добывают в Карелии и гранит, причём сразу в трёх месторождениях: Андреевском, Дымовском и в Кашиной горе. Цвет карельского гранита меняется от жёлтого до красного, а его узор хотя и достаточно прост, но при этом вполне привлекателен и гармоничен. Используют эту горную породу в основном как строительный, облицовочный и отделочный материал.
Ещё одна распространённая горная порода, которой богата Карелия - это мрамор. Хотя месторождения этого камня по объёмам нельзя сравнить, например, с уральскими, но именно карельским мрамором облицовано огромное количество знаменитых зданий в Санкт-Петербурге, в то числе это Казанский и Исаакиевский соборы, а так же Мраморный дворец.
Кстати, место, где добывали мрамор для этих целей - - находится сравнительно недалеко от нашей базы отдыха, на территории горного парка Рускеала. Правда, сейчас карьер затоплен и больше известен как Мраморное озеро, но зато развлечений для туристов там теперь не в пример больше: можно поплавать на лодке, искупаться или даже погрузиться на глубину.
Ещё один интересный минерал, который добывают в Карелии, носит гордое название «вельможного камня». Речь о малиновом кварците, который издавна использовали для отделки мавзолеев, саркофагов и гробниц. Применяли малиновый кварцит и при строительстве мавзолея Ленина. На территории Карелии малиновый кварцит добывают недалеко от Онежского озера, в посёлке с одноимённым названием «Кварцитный».

Какие ещё ценные минералы добывают в Карелии?

  • Агат. Представляет собой одну из разновидностей кварца. Имеет непрозрачную структуру. По цветам агат характеризуется высоким разнообразием.
  • Авантюрин. Состоит преимущественно из кварцита с различными включениями из слюды, ильменита и других минералов. Авантюрин применяется в основном для изготовления предметов искусства.
  • Азурит. Отличается ярко-синим оттенком, за который отвечают примеси меди. Азурит встречается сравнительно редко. Долгое время он использовался для приготовления красок.
  • Аметист. Характеризуется своеобразным цветом, который выделяет его на фоне других минералов. Аметист плохо поддается нагреву.
  • Ставролит. Необычный минерал, образованный за счет соединения алюминия и железа. Ставролиты отличаются тем, что образуют сростки кристаллов, внешне напоминающих крест. Этот ценный материал в большом количестве представлен на Кольском полуострове.
  • Амазонит. В России добывается только на Кольском полуострове. Амазонит отличается зеленым или голубовато-зеленым оттенком с вкраплениями белого или желтого цветов. Применяется в качестве добавок при изготовлении ювелирных изделий.

Шунгит - символ Карелии

А вот эта горная порода уже совсем из другой «оперы». Знаменитый шунгит - камень, который встречается только в Карелии и больше ни в одном месте на Земле. Неудивительно, что у него много интересных и полезных для человека свойств. Так, помимо традиционной строительной отрасли, где шунгит применяют в качестве отделочного материала, этот камень может быть использован для фильтрации и очищения воды, а так же в нетрадиционных лечебных целях.
Официальных научных исследований, подтверждающих лечебное воздействие изделий из шунгита нет, однако это не мешает предприимчивым людям изготавливать из этого камня сувениры, различного рода талисманы, обереги и даже косметику с шунгитовой крошкой. Ну а знаменитым шунгитовым пирамидкам вообще приписывают почти универсальные свойства: и воду они очистят, и для массажа подойдут, и защитят от вредных излучений современной техники.
В то же время нельзя сказать, что предположения о лечебных свойствах этого минерала ни на чём не основаны. Дело в том, что в 1985 году исследователи Роберт Кёрл, Харольд Крото, Ричард Смолли и Хис и О’Брайен выявили уникальное молекулярное соединение атомов углерода, получившее название фуллерена, в честь архитектора Ричарда Фуллера, который создавал свои геодезические купола в виде выпуклых замкнутых многогранников. А вот так выглядит молекула фуллерена.
Прикладное значение этого открытия достаточно велико, например, легированные соединения фуллеренов обладают свойствами сверхпроводимости. В то же время до реализации таких проектов пока далеко, поскольку в природе фуллерены в чистом виде встречаются довольно редко. Что интересно, найдены природные фуллерены были именно в образцах карельского шунгита, причём уже после лабораторного синтеза этого молекулярного соединения. С точки зрения медицины для нас важно то, что фуллерены являются мощными антиоксидантами, теоретически способными продлевать жизнь. По крайней мере, у крыс и плоских червей, поскольку на человеке подобного рода исследования пока не проводились. Так же есть источники, утверждающие, что фуллерены могут быть перспективны с точки зрения создания новых антиаллергических препаратов, но каких-то конкретных разработок пока не сделано.
В любом случае, изделия из шунгита - это одни из наиболее распространённых сувениров в Карелии. На наш взгляд, какого-то чудесного лечебного эффекта от этого минерала ждать не стоит, но если с шунгитовой пирамидкой вам будет спокойнее работать возле компьютера, то почему бы и нет?

Музей минералов в «Горе Филина»

Если тема карельских минералов вас заинтересовала, то рекомендуем посетить музей «Гора Филина», посвящённый этой теме. Вернее изначально музей был создан как военно-исторический, что обусловлено по большей части его местонахождением - он расположен внутри настоящего военного бункер, построенного финнами во время Второй мировой войны. Однако со временем возникла идея дополнить экспозицию коллекцией местных минералов, и сейчас в музее для этой цели создан целый геологический зал.
Находится «Гора Филина» в 21 км от базы отдыха «Лумиваара» если ехать в сторону Лахденпохья, выехать на Сортавальское шоссе А-121, и свернуть в сторону озера Пайкъярви. Подробнее о «Горе Филина» и о том, как до неё добраться,