Когда будет родительская суббота в. Родительские субботы — что это? Правила поведения в поминальные дни

Родительские субботы в 2016 году, православные, в году выделяются семью особенными днями. В эти особенные дни церковь призывает обязательно ходить на панихиду, где читаются заупокойные молитвы, а потом отправляться на могилки, чтобы почтить память людей, которых уже давно нет рядом с нами.

Как правило, большинство родительских суббот проходит в начале года. Целых три таких дня выделяется в течение предпасхального поста, который проходит за сорок дней до наступления Пасхи. Есть несколько поминальных дней летом и только одна родительская суббота выпадает на осень.

Важно! Несмотря на то, что в народе такие дни называются «родительские», это вовсе не означает, что на кладбище нужно ездить только к родителям. Тут название ведется от слов «род». На могилы отправляются к предкам и к самым близким людям. Какие можно сделать для поездки на кладбище.

О вселенских днях

Если внимательно изучить календарь родительских суббот в 2016 году, православных, то можно заметить, что в череде поминальных дней имеются «вселенские субботы». В эти дни в православных храмах проходят панихиды, в которых поминаются все люди, которые уже покинули этот мир.

От года к году даты таких суббот меняются по той причине, что они приходятся на период Великого поста. Как известно, даты поста являются изменчивыми из-за того, что у праздника Пасха не имеется постоянной даты. В 2016 году пост пройдет в период с 14.03 по 01.05 число.

Всего в течение Великого поста проходит три вселенских субботы. Несмотря на то, что у них имеются каждый год разные даты, значение и традиции этих дней одни. Нужно обязательно помолиться за тех, кого нет в живых и попросить, чтобы Бог был милостив к душам усопших и простил им их грехи.

Календарь род. дней на 2016 год

5.03 Поминальная суббота перед Масленицей.

26.03 Первая вселенская суб., всегда выпадает на вторую субботу поста.

2.04 2 вселенская суб., приходится на 3 седмицу предпасхального поста.

9.04 3 вселенская суббота, которая из года в год приходится на 4 седмицу поста.

10.05 День в честь Пасхи, который еще называется Радоница. Всегда приходится на второй вторник после наступления Пасхального воскресенья.

09.05 День поминания военных людей. Дата этой родительской субботы не изменяется из года в год.

18.06 – Троицкая, которая проходит в канун одноименного праздничного дня.

05.11 Дмитр. род. суббота. Как видно, родительские субботы в 2016 году, православные в октябре не проходят!

Что важно сделать в каждый из обозначенных поминальных дней? Достаточно сходить в церковь, где в эти дни проходят заупокойные панихиды, нужно помолиться за души усопших, попросить, чтобы Господь отпустим им их грехи, затем отправиться на могилки. Закуска, которая хорошо транспортируется, это .

Накануне Троицы

Если внимательно изучить календарь, можно заметить, что родительские субботы выпадают, как правило, в канун больших христианских праздников. Что касается этого родительского дня, у него имеются свои отличия. Молятся не только за усопших людей, но в особенности за преступников и самоубийц. Троица , когда отмечают событие снисхождения Святого Духа к людям. С целью спасти все грешные души без исключения. Так что, молитва за усопших в эту поминальную субботу имеет большую силу.

Радоница

После праздничной Фоминой недели, во вторник на неделе следующей, люди отправляются на кладбище, чтобы принести светлую весть о наступление Пасхи, победы жизни над смертью, усопшим родственником. В церкви подчеркивают, что в саму Пасху на кладбище ходить не рекомендуется. Именно, чтобы разделить с близкими, которые уже на том свете, радость о Воскресении Христовом, нужно ехать на кладбище в Радуницу.

Что нужно обязательно делать:

  • Сходить в храм, совершить молитву. Для Бога все души являются живыми вне зависимости о того, где находится тело.
  • Собраться за поминальным столом дома или на кладбище;
  • Подать в церкви записки о прочтении заупокойных молитв;
  • Очистить сердце и мыли от скверны. Для этого можно почитать 118 псалом;
  • Не стоит заниматься в родительские субботы домашними делами;
  • Посетить могилки, убраться там, поговорить со своими близкими, вспомнить, какими они были при жизни;
  • В поминальные дни нельзя скорбеть и печалиться. Ведь христианская религия строится на том, что душа человека является бессмертной;

Как видно, Родительские субботы в 2016 году, православные в ноябре отмечается только один такой день. Дата субботы в этом году выпала на 5 ноября. Что нужно сделать в этот день вы теперь точно знаете, ведь в данном материале даты четкие церковные рекомендации.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.

Любой верующий и не верующий православный христианин хотя бы раз в жизни, но почтил память усопших родственников в специальные родительские дни. В родительские дни все храмы Русской православной церкви служат заупокойные литургии. Принято в эти дни посещать кладбища, раздавать за помин души (чаще всего это конфеты). Но раздавать милостыню в виде продуктов, вещей или денег можно не только в родительские дни, но и в течение всего года. Ведь души усопших ждут нашей молитвы не только в родительские дни, им молитва нужна всегда. Ведь раздавая милостыню и заказывая постоянные поминания в церкви, поминая дома можно облегчить участь усопшего родственника. Помимо того, что усопших родственников поминают в специальные родительские дни, неплохо было бы вспомнить о них в день рождения или в день ангела.

Но называть родительские дни родительскими субботами не совсем правильно. Ведь такие дни не всегда приходятся именно на субботы. Например, Радоница всегда бывает во вторник на девятый день после Пасхи. Еще есть 9 мая, в этот день принято поминать погибших воинов. Уж 9 мая очень редко бывает в субботу.

Все родительские дни, так или иначе, связаны с Пасхой, а Пасха каждый год в разное время. В 2016 году будет первого мая. В этот день и Светлое Христово Воскресение можно отпраздновать, славя воскресшего Христа, и первое мая отметить.

Перед началом Пасхального поста всегда бывает Вселенская мясопустная Родительская суббота. На этой неделе мясо едят уже перед постом Великим последний раз. Там пройдет масляная неделя и начнется Великий пост. Для многих это, конечно же великий подвиг продержать весь пост с пользой для души и тела. Так вот Вселенская мясопустная Родительская суббота в 2016 году будет 5 марта.

Ну а следующий день, когда служат по усопшим заупокойные службы это, как говорилось выше, 9 мая. В этот день не только проходит парад на всех площадях населенных пунктов, но и многие православные храмы служат молебен по погибшим воинам.

Дальше идет РАДОНИЦА, соответственно раз у нас Пасха первого мая 2016 года, то девятый день будет соответственно 10 мая. РАДОНИЦА считается у православных самым главным Родительским днем. На Пасху не принято посещать кладбища, а вот на РАДОНИЦУ нужно обязательно посетить могилки усопших родственников и отслужить панихиду по усопшим.

Для тех, кто умер не крещеными, или самоубийц тоже есть специальный день. Это в четверг после Пасхи через семь недель. В 2016 году это будет 16 июня. Но об этом дне мало кто знает и не во всех храмах в этот день служат такие службы.

Следующая Родительская суббота - это конечно же ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. Накануне Троицы всегда бывает. Троица в 2016 году 19 июня из чего следует, что родители будут 18 июня.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который всегда 11 сентября, каждый год поминают православных воинов. Этот день также можно считать Родительским днем. Ведь практически в каждой семье есть кто-то, кто погиб в Великой Отечественной Войне.

И последняя Родительская суббота - это ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. В 2016 году это будет 5 ноября.

Вот все те дни, когда служатся специальные православные службы по усопшим. Но не стоит забывать о том, что очень часто в церкви совершаются панихиды, где также можно помянуть усопших.

Жизнь так коротка, что многое можно не успеть. Не стоит молитву за ближних, как за живых, так и за усопших, оставлять на потом. Ведь мы же всегда помним о своих живых родственниках. Так давайте же и об усопших не забывать.



Дни поминовения усопших в православной церковной традиции еще называются «родительская суббота», хотя, не все они выпадают именно на субботы. В эти дни в храмах проходят поминовения умерших православных христиан. После службы, традиционно, принято посещать кладбище.

Почему у этих дней появилось название «родительский» попытались установить историки. Скорее всего, конечно, это от слова «родители». Но так древние христиане называли тех, кто уже отошел к отцам. Вторая версия говорит о том, что дни имеются так потому, что у православных христиан всегда было принято по субботам молиться за почивших родителей.

Интересно! Всего в году семь родительских суббот, а также несколько других дней для поминовения. У каждой есть своя установленная дата. Каждый год верующие сверяются с календарем, потому что даты многих родительских суббот переходящие. К примеру те, которые приходятся на период Великого поста, непосредственно зависят от дат поста в этом году.




Дни поминовения усопших в 2016 году: календарь

5 марта отмечают Субботу мясопустную. Она еще называется Вселенская родительская суббота. Это суббота последней недели перед Великим постом, когда еще можно кушать мясо. Потом наступает масленичная неделя или Сырная седмица (мясо уже кушать нельзя, но молочные продукты и рыбу можно). завершается в воскресенье (13 марта в 2016 году), а потом начинается Великий пост.
26 марта отмечают Субботу второй седмицы . Интересно, что в период поста богослужения за умерших людей не проводятся. Но в три установленные субботы позволено нарушить это правило, помолиться за усопших, посетить кладбище.
2 апреля будет родительская суббота третьей седмицы Великого поста.
9 апреля отмечается родительская суббота четвертой седмицы Великого поста.
10 мая будет большой праздник Радоница. В этот день верующие отправляются на могилы предков, чтобы рассказать им о том, что Христос Воскрес. Этот день всегда приходится на второй вторник от наступления Пасхи. Многие ездят на кладбище в саму Пасху, но, согласно церковным традициям, это неправильно. Для посещения могил в честь великого праздника есть специально выделенный для этого день – Радоница. В Беларуси этот день является официальным выходным днем.
9 мая проходит День Поминовения усопших воинов.
18 июня проходит Троицкая суббота.
5 ноября будет Дмитриевская суббота.

Что такое Вселенская суббота и панихида

Всего родительских суббот в году семь, но особенно православная церковь выделяет Вселенские субботы. В этот день церковь поминает молитвами всех усопших крещеных христиан. Вселенской является Мясопустная суббота, которая проходит за неделю до начала Великого поста, а также суббота Троицкая, которая отмечается накануне большого праздника Пятидесятница. В эти дни в церквях свершаются вселенские панихиды.



Вселенская или родительская панихида в церквях проходит в каждый установленный церковным календарем родительский день. Словом «панихида» называют заупокойное богослужение. На нем молятся об умерших людях и просят Господа, чтобы он подарил им милосердие, простил грехи. В переводе с греческого языка «панихида» означает «всенощный».

Родительские субботы Великого поста и Радоница

Итак, дни поминования усопших в в 2016 году пройдут 5, 26 марта, 2 и 9 апреля, 9 мая. А также уже после окончания поста будет Радоница, которая в этом году приходится на 10 мая. Согласно церковному Уставу в период поста заупокойные поминовения не совершаются. Но, выделены специально три дня, когда можно молитвой вспоминать усопших. Это всегда субботы на второй, третьей и четвертой недели поста.

Праздник Радоница также еще называют Радуница. Это день особенного поминовения умерших людей. Он связан с Пасхой и считается именно праздником. Праздник приходится всегда на вторник Фоминой недели после наступления Пасхи (это вторая праздничная неделя). В этот день следует отправляться на кладбище с крашеными яйцами и куличами, чтобы рассказать усопшим о том, что Иисус Христос возвестил своим воскресением победу жизни над смертью.

Православные христиане 7 раз в течение года поминают тех, кто перешел в иной мир. Эти дни называются поминальными или родительскими субботами. Поминать тех, кого давно нет с вами рядом, можно и в любые другие дни. Однако именно эти семь дней считаются особенным временем, когда можно помочь родным душам очиститься, помолившись за них искренне и с любовью. Православные родительские субботы в 2016 году приходятся преимущественно на февраль-март, и лишь одна из них отмечается в ноябре.

Родительскими дни именуют потому, что все усопшие считаются ушедшими к родителям, предкам. Поэтому поминают всех преставившихся, но в первую очередь - самых близких.

Отдельно идут две «вселенских» субботы, когда поминаются все христиане, покинувшие этот мир, а в православных храмах идут панихиды. Большинство дат для родительских суббот изменяются от года к году и связываются с большими праздниками, об этом будет сказано далее. Три субботы выпадают на весенний период, точнее - на пасхальный пост. В эти поминальные дни обязательно нужно помолиться за тех, кого нет в живых, чтобы облегчить их грехи и умолить Бога быть милостивым к их душам.

Календарь родительских суббот на 2016 год

10 мая - Радоница. 9-й день после Пасхи. Он выпадает на вторник, а не на субботу, но по смыслу относится общему циклу поминальных дней.

В каждую из родительских суббот в церкви совершают панихиды, т.е. службы за упокой, на которых прихожане молятся, чтобы души упокоились, и господь был к ним милосерден, отпуская грехи. Для этого читаются специальные молитвенные тексты. В Мясопустную субботу особенно стараются помянуть тех, кто ушел из этого мира неожиданно и остался без должного погребения согласно христианским традициям.

Троица и родительская суббота

Один из поминальных дней приходится на субботу накануне православной Троицы. Как видите, большинство родительских суббот связаны с большими христианскими праздниками. От других эта панихида отличается тем, что молиться можно даже за грешников - преступников, самоубийц и т.д. Праздник Троицы символизирует нисхождение Святого духа на землю ради того, чтобы были спасены все без исключения души. Считается, что соборная молитва в этот день за усопших обладает чрезмерной силой. Во время службы прочитывают 17-ю кафизму, просят в молитвах упокоения для душ и милосердного прощения умершим родным.

Радоница и родительская суббота

Радоницей именуют день, выпадающий на вторник (после Фоминой седмицы). Люди вспоминают в этот праздник о сошествии Христа в ад, Воскресении и его победе над смертью. Радоницу связывают непосредственно с торжеством жизни над смертью. Принято посещать кладбища, у могилок славят воскресение Христа.

Димитриевская поминальная суббота именуется так в честь мученика Димитрия Солунского и приходится на субботу, предшествующую 8 ноября. Изначально в Димитриевскую субботу поминали только погибших в Куликовом сражении, но с течением лет изменилась традиция и стали поминать всех преставившихся.

В преддверии поминальной субботы, вечером пятницы в церквях служат великие панихиды, именуемые также «парастас». Субботним утром идут заупокойные литургии, после них - общие панихиды. На заупокойную можно подавать записки с именами усопших родственников или других близких людей, об их упокоении. Также принято приносить пищу в храмы «на канон» (канун). Это постная пища, а из вин допускается кагор.

Что можно и чего нельзя делать в православную родительскую субботу

В любую из родительских суббот 2016 рекомендуется сходить в православный храм, помолиться искренне о даровании покоя душам ушедших, как говориться, для Бога все живы! Также хорошо в согласии с древней традицией принести продукты в храм для поминания. Ранее прихожане делали стол, за которым собирались вместе и поминали всех - и своих, и чужих. Теперь же просто приносят продукты, а служители раздают продукты для поминания нуждающимся людям. Также церковь советует подавать записки, в которых указываются имена умерших близких для церковного упоминания в молитвах.

Даже если посетить церковь в православную поминальную субботу не получилось, с открытым сердцем помолитесь дома. Это очистит ваше сердце от скверны и облегчит участь усопших, ведь они уже не в силах вступаться за себя, зато вы можете помочь им обрести покой и благодать. Если не знаете, что же прочитать, откройте 17 кафизму (или 118 псалом), молитву заупокойную о родных, близких, всех православных.

Считается, что в родительские субботы не следует заниматься уборкой, стирать, работать в огородах мыться. В большинстве случаев это суеверия, не подтвержденные церковью: если дела не мешают вам посетить храм и помолиться, то можно ими заниматься. Например, предостережение относительно мытья в эти дни пошло с давних пор. Когда для проведения нехитрой процедуры, как нам сейчас кажется, следовало весь день хлопотать: нарубить дров, баню истопить, водицы наносить, вот и получалось, что времени на молитвы и посещение храма не оставалось.

Можно посетить могилки, убрать на них. Прежде всего, ответственность за состояние надгробий лежит на детях, чьи родители ушли из жизни. Они просто обязаны позаботиться о том, чтобы родительские дни не прошли незамеченными в водовороте ежедневных хлопот. Когда поминальные дни приходятся на период поста, то не следует поминать скоромными продуктами, нарушая пост. Обойдитесь блюдами из тех продуктов, которые разрешено есть в эти дни.

Нельзя скорбеть сверх меры в эти дни: поминать - не значит печалиться. Ведь согласно христианским верованиям душа бессмертна, а значит, она просто перешла в неизвестный нам мир. Если человек вел жизнь праведную, то душа его прибывает в вечном состоянии любви, гармонии, радости, так называемом раю. Если человек, напротив, совершал греховные деяния, душа его томится в худшем мире и испытывает бесконечные мучения.

На эту участь человек может повлиять исключительно при жизни, после смерти избавить его от мучений может только молитва, читаемая с необычайной верой и любовью. Кто, как не близкие люди могут совершать эту молитву? Именно поэтому необходимо посвятить каждую из родительских суббот молитвенным словам, произносимым с чистым сердцем. Многие заблуждаются, трактуя поминание, как необходимость выпить стопку горячительного на кладбище - таким деянием вы не облегчите участь ушедших.