Брауни мифология. Брауни - английский домовой

Брауни брауни

После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; в числе добрых духов часто упоминались брауни, или домовые, совершавшие по ночам всякие добрые дела, запасая уголь для очага и пр.

(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

БРАУНИ

в фольклоре Великобритании существа, живущие в человеческих жилищах (похожи на славянских домовых). Это существа ростом с двухлетнего ребенка. От человека их отличает отсутствие переносимы - только две большие ноздри. Брауни вдеваются в поношенную коричневую одежду, которой очень гордятся. Если предложить брауни новую одежду, он может обидеться, решив, что его сочли за неопрятного нищего, и уйти из дома. Эти существа по ночам выполняют работу по дому. В награду за помощь принимают только миску сливок и медовый пряник. Брауни очень легко обидеть. Если кто-то неодобрительно отзовется о его работе, он может перебить всю посуду, толкнуть обидчика так, чтобы тот упал и повредил себе руку или ногу, раздуть огонь в печи и спалить обед. Но если брауни хвалить, он будет еще лучше помогать по хозяйству и Даже может сбегать за врачом, если кто-то из домочадцев заболеет.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Смотреть что такое "брауни" в других словарях:

    Сдобная шоколадная выпечка. Может быть как плотной и тягучей, так и легкой, как бисквит. 200 г мягкого сливочного масла:::250 г сахара:::1 пакетик ванилина:::1/4 ч. л. соли:::4 яйца:::3 ст. л. какао:::5 ст. л. тертого горького шоколада… … Кулинарный словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брауни (значения). Брауни (англ. Brownie) в мифологии самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с… … Википедия

    БРАУНИ - сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии, отражающее анималистское мировосприятие. Название произошло от бурого цвета шерсти брауни. Впервые упоминаются в начале XVI в.Являются символом домашнего уюта, представляя собой… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    брауни - После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; в числе добрых духов часто упоминались брауни, или домовые, совершавшие по ночам всякие добрые дела, запасая уголь для… … Кельтская мифология. Энциклопедия

    Брауни мифологическое существо. Брауни (кулинария) шоколадное пирожное. Брауни девочка скаут Список знач … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брауни (значения). Брауни с шоколадной … Википедия

    браунијанец - приврзаник на учењето на Џон Браун … Macedonian dictionary

    браунијанизам - учење на англискиот лекар Џон Браун (1735 1788) според кое живите суштества се разликуваат од неживите работи по тоа што имаат способност за надразнување, односно со надворешни дејства да бидат поттикнувани на активност според тоа, причината за… … Macedonian dictionary

    Минерал класса оксидов, приблизительная формула. Обычно чёрно коричневые или серые зернистые агрегаты. Твёрдость 6 6,5; плотность 4,7 4,9 г/см3. Руда марганца. * * * БРАУНИТ БРАУНИТ, минерал класса оксидов (см. ОКСИДЫ ПРИРОДНЫЕ) ,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Брауни Д.. Книга о том, как добиваться большего на работе, и при этом успевать находить время на семью, отдых и спорт. Авторская методика повышения продуктивности, позволяет оставаться энергичным и…
  • Шоколадные торты, пирожные, кексы, брауни, капкейки , Головашевич Виктория. Чудесная книга рецептов, которая порадует каждую хозяйку! Более 30 вариантов вкуснейших десертов на каждый день и для особого случая. Шоколадные торты, воздушные пирожные, оригинальные брауни…

Морозова Екатерина

Брауни-сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Что это за существо, почему так называется, где обитает и что умеет дедать?. Ответы можно узнать в этой работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Сузунского района Новосибирской области

«Сузунская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Английский домовой - брауни»

(исследовательский проект)

Секция «Иностранные языки»

Работу выполнила

Ученица 9 «В» класса

МКОУ «Сузунская СОШ № 2»

Морозова Екатерина

Руководитель

Учитель иностранных языков

МКОУ «Сузунская СОШ № 2»

Шмальц Наталья Владимировна

СУЗУН

2014

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Брауни как мифические существа …… ..………………………….………..3

1.2. Функциональная предназначенность и места обитания брауни………..…4

1.3. Разновидности брауни…………………………………..…………………..5

1.4.Английский брауни и русский домовой…………………………………...6

1.5. Мифические реалии и современность………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……….12

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Интерес Англии к своему эпосу, мифологии, традициям фольклора и национальному прошлому привел к тому, что в сказках появилось многочисленные сказочные существа , ранее бытовавшие в преданиях и мифах. Средневековые легенды населили сказочный мир эльфами, гномами, гоблинами, троллями, великанами, феями. Элементы фантастического и чудесного вплелись в сказку, создавая ощущение присутствия в мире реальном чего-то таинственного и необъяснимого. Сказочные существа проникли и в английский дом, и во двор английского крестьянина, избавив хозяев своим появлением от скуки обычной, повседневной работы, и придав загадочность привычным событиям и вещам. Самое известное из этих существ – английский домовой – брауни. Брауни – известные английские домашние сказочные персонажи, прежде я о них много слышала, а недавно прочитала очень интересную книгу – «Сказки Биг -Бена», в которой я вновь встретилась с брауни. Заинтересовавшись очевидным сходством английских брауни с русскими домовыми, я решила провести небольшое исследование, посвященное английским домовым. Я думаю, что мое исследование будет довольно актуальным. Несмотря на то, что нас повсюду окружают современные умные вещи, умеющие делать буквально все, время от времени возникают ситуации, когда трудно объяснить происходящее с точки зрения науки и здравого смысла. И тогда мы вспоминаем какие-то необыкновенные случаи, загадочные истории, случившиеся с нашими знакомыми. Возможно, что все это выдумки и никаких брауни и домовых нет, но все эти сказки базируются на народных преданиях и легендах, а для постижения культуры любого народа просто необходимо полное знакомство с устным народным творчеством. Известно, что проблема теоретического изучения языка и его практического применения существует. Любой человек может постичь лексико-грамматическую сторону языка, выучить все возможные правила, но без постижения страноведческого материала знания его будут неполными. Страноведение предполагает изучение не только обычаев и традиций, но и знание мифов и легенд страны изучаемого языка, поэтому я остановила свой выбор на этой теме и решила проверить свое предположение: возможно ли сходство между английским и русским домовыми и в чем оно проявляется?

Объектом своего исследования я определила бытовое сказочное существо – брауни, а предметом исследования – историю английских мифических и сказочных существ.

Цель моего исследования:

Задачи:

  • выяснить происхождение слова «брауни»;
  • определить место обитания и сферу деятельности брауни;
  • провести сравнительную характеристику персонажей английского брауни и русского домового;

При выполнении работы я пользовалась методами

  • обзора источников информации;
  • анализа и синтеза материала;
  • методом сравнения и обобщения.

Итак, кто такие «брауни» и что значит само слово «брауни»?

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Брауни как мифические существа

БРАУНИ - сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Название произошло от бурого цвета шерсти брауни (в английском «brown» - «коричневый, бурый»). Впервые упоминаются в начале XVI в. Эти существа являются символом домашнего уюта, представляя собой английскую вариацию русских домовых. Изучив литературу по теме, я составила примерный портрет этого мифического персонажа. Выглядят брауни так: ростом с ребенка, лохмотья коричневого цвета, переносицы нет, отсутствуют или сращены между собой пальцы рук и ног, оставлен лишь большой. Это небольшие человечки, с коричневыми нечесаными волосами и ярко-голубыми глазами. А вот еще одно описание - "Это был крошечный волосатый уродец с длинной бородой, красными веками, широкими плоскими ступнями, точь-в-точь жабьи лапы, и длинными-предлинными руками, доходившими до земли, даже если он стоял прямо." Кожа у этих вымышленных существ, преимущественно, светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются. Если брауни одеваются, то любят носить небольшие рваные костюмы зеленых, синих, или коричневых тонов. Брауни - групповые существа, поэтому обитают небольшими племенами, занимая большую территорию для себя - до 5-ти километров в радиусе. Чаще всего считается, что брауни относятся к духам-одиночкам, и среди них нет женщин. Однако, брауни Горной Шотландии иногда собираются в небольшие группы, и среди них изредка попадаются женщины. Например, Мег Мулах, то есть Волосатая Мег. Согласно преданию, она была привязана к семейству Грантов из Туллокгорма, оплакивала смерть членов этой семьи, исполняла обязанности брауни, подсказывала главе семьи ходы, когда он играл в шахматы.

  1. Функциональная предназначенность и места обитания брауни

Это ближайшие родственники домовых, но живут не в домах людей, а в норах недалеко от людского жилья. Они помогают людям по хозяйству: ткут, готовят, прибирают дом. Говорят, что брауни помогают писателям, даря им сны с сюжетами для книг. Существует легенда, что они помогли известному писателю Роберту Льюису Стивенсону написать книгу «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Сами брауни тоже часто попадают в рассказы. Например, их можно встретить в сказках братьев Гримм. Брауни любят вежливых людей. Поэтому, если вы хотите, чтобы Брауни помогали вам, позовите их на ужин и угостите молоком. Тогда они станут вашими верными друзьями и будут преданно охранять ваш дом. Днем они не появляются, они занимаются «семейными» делами: собирают дикие плоды в лесах, подбирают зёрна с людских полей, пока хозяев нет поблизости, но брауни - честный народ, они всегда знают меру и всегда отработают за лишнее зёрнышко и украденный стакан коровьего молока. А по ночам люди иногда видят, как брауни бесшумно, словно безобразная тень, крадется от дерева к дереву, стараясь, чтобы его не заметили. Брауни выходят по ночам, чтобы закончить небольшую работу по дому- посмотреть рогатый скот, проверить все ли в порядке на крестьянском дворе. Кроме этого, брауни может покараулить дом от воров, а кур от лисиц, проследить за исправностью орудий труда. Если их не обижают, они не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь тем, кто нуждается в помощи.

В Шотландии брауни помогали крестьянам при пивоварении. Неслучайно ритуальный камень, ускоряющий процесс варки пива, называется брауни. Чтобы брауни помог, его надо позвать на ужин. Для этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да
еще добавить к нему ложку сливок. Но есть правило - никогда не оставлять одежды для брауни и не оставлять слишком много еды. Брауни тогда начинают думать, что больше не нужны этому дому, что их пытаются подкупить и уходят. А вот «бездомный» брауни может напасть, заманить в болото или чащобу. Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный брауни боится христианских символов. Брауни вновь могут стать домашними. Сначала они ведут наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто «соответствуют их моральным стандартам».
В давние времена считалось, что в каждом замке, в каждом доме, жил свой брауни. В кухне, рядом с огнем, для него, было место, которое оставляли всегда незанятым.
Брауни также символизировали фамильные традиции. Сохранились до наших дней предания о приверженности брауни определенным семьям в течение многих десятилетий. Такие брауни верой и правдой служили семье, даже помогали защищать жилище от врагов. Обычно брауни старались не прибегать к физической силе, а лишь сообщали различными способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни была велика, брауни могли применить силу, либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов, фей и пикси, а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев. Но бывали случаи, когда незваных гостей было слишком много и они были очень сильными. В этой ситуации брауни либо становились невидимыми и бежали в лес за помощью эльфов, либо начинался процесс превращения брауни в боггарта.

  1. Разновидности брауни

В фольклоре народов Западной Европы существа, живущие в людских домах и во многом сходны, но все же они отличаются, в зависимости от места своего проживания и от внешнего облика и роста. С английским брауни мы уже знакомы.
А теперь шотландский брауни, который носит местное название трау (trow).
Обычно обитает в горах и лесах, но может жить и в домашних условиях, обладает более «вредным», по сравнению с английским коллегой, характером. Часто бывает очень полезен, по крайней мере, до тех пор, пока жители дома не забудут оставить ему молока, сметаны и выпечки. Хозяйству, в котором он проживает, брауни оказывает небольшие, но полезные услуги, однако горе тому, кто вздумает критиковать, либо посмеиваться над его усилиями - месть оскорбленного до глубины души брауни будет страшной. Еще одна разновидность брауни это
хобгоблин (hobgoblin) . Это существо значительно превышает размерами английского брауни. Хобгоблин это не какой-то вариант гоблина, на что, казалось бы, указывает название, вовсе не кровожадное чудовище, хотя следует признать, он большой любитель до всяческих фокусов и шуток, которые далеко не всегда так уж безобидны. Вариант хобгоблина, проживающий только на острове Мэн, носит название файнодери (finoderi). Файнодери обладает солидной силой и может, если захочет, помочь на жатве и сенокосе, когда надвигается ненастье. Пикси - небольшие сказочные существа, которые также считаются разновидностью эльфов и фей. Их поведение варьируется от маленьких безобидных шалостей до серьезных проказ – увлекают в болото путников, крадут продукты и лошадей. Живут они в густых лесах и могут предстать перед человеком в различных обличьях. Но обычно это низкорослые существа с рыжими волосами и курносым носом, на голове которых большой колпак с острым верхом. Добрые дела они тоже совершают-, например, помогают человеку по дому, сближаясь в этой функции с брауни. Боггарт (boggart) - скверная и сверхвредная разновидность брауни. Это дух или домовой в английской мифологии. . Обычно боггарт дружелюбно настроен к хозяевам дома, но иногда способен и на злые проделки - отвязывает домашний скот, бьет посуду, крадет пищу. Показываются в основном ночью, когда их легче спутать с настоящими чудовищами. Духи обычно привязаны к дому, и в этом случае единственный способ избавиться от них - переехать. Однако, случается, что боггарт берёт на себя труд переехать вместе с обитателями дома. И чем больше отчаивается семья, тем веселее боггарту. Искаженный образ боггарта дает Джоан Роулинг в своих книгах о Гарри Поттере.
В трактовке Роулинг, боггарт отличается от прочих привидений тем, что умеет превращаться в существо, объект или предмет, которого человек боится больше всего…

1.4. Английский брауни и русский домовой

Русский домовой рядом функций, присущих ему как мифологическому персонажу, напоминает английских брауни.О происхождении домовых в русском фольклоре сохранилось множество легенд, например: "Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть тайну его величия, смешением языков; а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы и пр. Кто в момент наказания находился в доме, сделался - домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие формы и свойства. У англичан существует аналогичное представление о брауни: это "грешные духи". Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он перед кончиной кого-нибудь в семействе воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопание дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близ печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близ лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти. Из-за этого многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр., тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков... Также наваливается во время ночи на спящего и давит его так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни слова сказать. Рассказы о том, что домовой "вещует" хозяевам, повсеместно распространены в деревенской среде и сегодня. Домовой не любит зеркал, также козлов, а так же тех, кто спит близ порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, оставаясь при этом невидимым. Для сравнения - основная функция английских брауни --помогать "людям справиться с тяжелой и скучной работой". Особенно любит домовой жить в банях и париться, и вообще, предпочитает теплые места. Следуя народным преданиям, не нужно называть это существо домовым, а лучше "дедушкой, хозяином, набольшим или самим". Так же как и английский брауни, домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае перед порогом дома зарывают в землю череп или голову козла. Домовые в русой мифологии - это духи - хранители домов, олицетворение душ умерших предков. По народным верованиям, домовой весь оброс густой шерстью и мягким пухом, даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа голое. Его мохнатые подошвы зимой обозначаются на снегу, а ладонью домовой гладит но ночам сонных и те чувствуют, как шерстиста его рука. Если она мягкая и теплая, то предвещает счастье и богатство, если холодная и жесткая, то быть худу. Домовой всегда имеет человеческий вид хозяина дома, большей частью уже умершего, или старшего в семье: деда, бабушки и т. д. Про домового рассказывают, что он может показаться людям в образе старика, ростом с пятилетнего ребенка (характерно, что английские народные представления о брауни также указывают на их маленький рост), всегда в красной рубашке, опоясанной синим кушаком; лицо у него сморщенное, борода белая, волосы на голове желто-седые, а глаза словно огонь горят, голос суровый и глухой; он любит ворчать и браниться. Домовой любит те семьи, в которых живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, которые в чистоте и порядке содержат свой дом и двор. Трудолюбивым и заботливым хозяевам домовой сам помогает в их хозяйстве. Зато нерадивым хозяевам, а также тем, которых он не взлюбит, домовой старается всячески вредить. Согласно русским народным воззрениям, домового следует угощать, так же как англичане угощают своих брауни. Чтобы домовой не сердился необходимо оставить для него немного еды на столе каждый вечер, тогда домашние дела будут спориться. В некоторых регионах России существует представление о том, что домовой - существо "семейное". Так, у русских поморов "домовой хозяин" ... имеет жену и детей ровно столько же, сколько детей находится в доме. Живет "домовой" со своим семейством в подполье. "Хозяйка" и "хозяин" вершат в доме все домашние и семейные дела. В отличие от английских поверий о брауни, в русской традиции "деятельность" домового в основном направлена на скотоводство (ухаживать за лошадьми и коровами) и домоводство, его "связь" с земледелием (зерном, жатвой и хлебом) проявляется крайне редко. Явную прикрепленность домового к дому и ко двору можно объяснить тем, что в русских народных представлениях о демонологических персонажах вплоть до настоящего времени сохранилось четкое разделение их "зон влияния": банник - "заведует" баней, водяной - реками, озерами и рыбой, леший - лесом, дикими животными и деревьями, овинник - овином, полевик - полем и т. д. На основании всего выше сказанного, я подготовила сравнительную таблицу, которая наглядно показывает сходство и различия в характеристиках мифических существ двух народов. Анализируя предложенные параметры сравнения, мы можем убедиться в том, что имеется достаточное большое сходство между нашими сказочными персонажами. (Приложение № 1 Сравнительная таблица «Английский брауни и русский домовой»)

  1. Мифические реалии и современность

Образы мифических, сказочных существ непонятны и загадочны и поэтому привлекательны. Многие художники, писатели, режиссеры обращаются к этой теме. Творческая фантазия безгранична и делает возможными многие, казалось бы, невозможные вещи. Благодаря этой фантазии, вполне могут существовать дружеские отношения между английскими и русскими домовыми духами, тем более, что они имеют много общего в своих «должностных обязанностях». Приведу два примера успешного творческого союза и сотрудничества брауни и домового. 16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Это журнал для детей, главным героем которого является маленький, желтый и пушистый человечек в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо. Кого же он напоминает? Оказывается у нашего Мурзилки есть родственники в далекой Англии. В 1883 году канадский художник Палмер Кокс создал серию рисунков о брауни и сопроводил их забавными стихотворениями о их приключениях. Затем в свет вышла книга “ The Brownies, their book”, где уже была целая коллекция историй о маленьких человечках. Имен у этих человечков не было, а были характерные прозвища – Моряк, Китаец, Дэнди, Жокей, Король, Студент, Полицейский и др. Русская писательница Анна Хвольсон сделала вольный перевод текстов Палмера Кокса, снабдила героев новыми именами и в 1913 году в России вышла книга « Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», иллюстрациями к книге послужили рисунки Кокса. Так появились герои с другими именами: Маз-Перемаз, охотник Мик, Вертушка, китаец Чи – Ка – Чи, Микробка, Дедко – Борадач и Мурзилка. Мурзилкой Анна Хвольсон назвала персонаж, которого в оригинальной версии звали Dude - денди, франт, пижон, щеголь. В обиходе XIX века существовало выражение « оделся как мурза», т. е. пышно, дорого, щеголевато (мурза – татарский князь). Автор русского текста из мурзы сделала уменьшительно – ласкательное – Мурзилка. Спустя десять лет Мурзилка появился на страницах одноименного детского журнала. В 2011 году журнал был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования. Еще одним примером является детский фильм – сказка «Деревня Утка» режиссера Бориса Бунеева, который вышел на экраны в1976 году. Фильм рассказывает о добром существе Шишке, хранителе очага старого деревенского дома. По сюжету фильма Шишок встречается со своим шотландским « коллегой» Брауни, приехавшим на научный симпозиум в качестве эксперта по необъяснимым явлениям. Как оказалось у героев много общего и оба они обеспокоены тем, то современные дети, становясь взрослыми, перестают замечать чудеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я рассмотрела две группы мифических существ, обитающих в разных странах, на основе их отношений с человеком. Каждая из рассмотренных мною групп обладает определенными качествами, имеет свои функции и место обитания. На основании анализа преданий, легенд, сказок можно многое сказать о привычках народов, о развитии их культуры, об их окружении. Фольклорное творчество может дать больше информации о народе, чем самые умные исследования. Все сказания и их герои, в том числе и мифические существа, похожи друг на друга в той или иной степени, но все же, в каждом народном сказании проявляются особенности народа, создавшего его, его мироощущение, понимание места человека в мире, его отношение к добру и злу. «Сказка ложь, да в ней намек», - эта поговорка лучшее тому доказательство. Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:

мифические и сказочные существа разных народов имеют много общего, так как мифология всех народов отражает общечеловеческие принципы морали;

английский брауни и русский домовой прочно заняли свое место в ряду сказочных существ, потому что их существование неразрывно связано с традиционным укладом жизни в сельской местности.

Хочется верить в то, что наши старые сказки всегда будут рядом с нами, а их персонажи нет-нет да и напомнят о себе какой-нибудь доброй шуткой, неожиданной помощью или верным предсказанием.

Свою работу я планирую продолжить и сделать более подробное, детальное сравнение характеристик английского брауни и русского домового. А для тех, кто заинтересовался моей работой, я приготовила две небольших сказки о моих героях. Это сказка « Малютка Брауни» из сборника шотландских сказок и авторская сказка А. Н. Толстого «Снежный дом». (Приложение № 2)

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997; Энциклопедия суеверий. М., 1997; Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

  2. Сказки Биг Бена. Стихи и сказки в пересказе Григория Кружкова. М.:Монолог,1993

  3. Н. Горелов,Волшебные существа:Энциклопедия.СПб.,Азбука – классика,2008

  4. А. Н. Толстой. Сорочьи сказки. Эксмо, 2011

  5. www.murzilka.org .

  6. Википедия. Выходные данные фильма реж. Б. Бунеева «Деревня Утка»


Предварительный просмотр:

Рисунок 1Сравнительная таблица "Английский брауни и русский домовой"


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Малютка Брауни

Малютка брáуни жил в большом доме под названием Хилтон-Холл. - Постойте, а кто это - брауни? - спросите вы.

Брауни - так называют в Англии домовых. Похожи они скорей всего на малюсеньких смешных человечков и бывают довольно симпатичные, но ужасно капризные. Если им вздумается, они выполнят за вас всю домашнюю работу, а нет, так только напроказят.

Рассказывают, что был в Корнуэлле один брауни, который мог за ночь намолоть зерна больше, чем сам хозяин за целую неделю. Но брался за работу этот брауни, только если ему не забывали оставить на ночь большую миску свежих сливок.

А еще один брауни - весьма знаменитый, по имени Робин Гуд,- был отчаянный озорник и большой любитель всяких проделок. Например, он любил подкрасться к какой-нибудь почтенной леди за столом и незаметно выплеснуть весь эль, который она только собиралась выпить. А то делал и похуже: отпирал конюшню и выпускал на волю всех лошадей.

Но брауни из Хилтон-Холла не был таким отчаянным проказником, как этот Робин Гуд, правда, он не был и таким добродетельным, как корнуэллскийбрауни. Все у него зависело от настроения.

Когда он бывал не в духе, то не успеют в доме все уснуть, он уж тут как тут и времени зря не теряет: в сахарницы насыплет перцу, в пиво - соли, золой забросает огонь в очаге, который нарочно оставили гореть на всю ночь, да еще расплескает чистую воду, приготовленную на утро.

Ну, а если он бывал в хорошем настроении - к счастью, это случалось чаще, - то пока служанки спали, он подметал за них всё комнаты, чистил очаг, разводил яркий огонь, прибирал все в кухне: скреб горшки, перетирал тарелки, мыл, скоблил, пока все в кухне не засверкает и не заблестит.

Охотней всего брауни делал это, когда служанки оставляли ему на ночь миску со сливками или ломоть хлеба с медом.

И вот случилось однажды, что служанки засиделись допоздна, рассказывая друг другу страшные истории. И когда две самые молодые из них - помощница кухарки и горничная - отправились наконец спать, то, поднимаясь со свечой по лестнице, они вдруг услышали в кухне легкий шум. «Что, если это брауни?» - подумали девушки.

А надо вам сказать, что брауни никто еще никогда не видел - они не очень-то любят людям на глаза показываться, - и девушкам страсть как захотелось на него взглянуть. Вот они спустились потихоньку с лестницы, подкрались к кухонной двери и, набравшись храбрости, приоткрыли ее.

Так и есть! В кухне оказался малютка брауни. И как вы думаете, что делал этот бесенок? Сидел верхом на крюке от длинной цепи, ввинченной в потолок, на которой подвешивают над очагом горшки, и качался как на качелях.

Качался и напевал:

О горе мне, горе!
Не упал еще в землю желудь,
Что поднимется в небо дубом,
Что пойдет на зыбкую люльку,
Что будет качать ребенка,
Что станет потом мужчиной,
Что меня отпустит на волю.
О горе мне, горе!

Девушки-служанки были добрые девушки. И пока они раздевались, чтобы лечь спать, они успели переговорить обо всем и сошлись во мнении, что это стыд и позор - держать бедного брауни в доме против его желания. Ведь он был таким милашкой! А если иногда и проказничал, то помогал гораздо чаще. И они решили отпустить его на волю.

На другой день они спрашивали всех, кого только встречали, как им отпустить на волю малютку брауни. Но никто не знал. Наконец они спросили старую птичницу.

Ах ты Господи! - воскликнула птичница. - Да нет ничего проще!

И она рассказала им, что и как надо делать.

В соседнем городе была о ту пору ярмарка, и девушки отпросились туда пойти. Каждая прихватила часть денег, которые копила себе на свадьбу, и на эти деньги они купили на ярмарке лучшего зеленого линкольнского сукна.

Весь следующий день они кроили и шили и сшили для брауниочень миленькую зеленую накидку с капюшоном. И когда наступил вечер, положили ее в кухне возле очага, а сами спрятались и подглядывали в щелку.

Вскоре появился брауни, нахмуренный и насупленный. Было видно, что он пришел в плохом настроении.

Но стоило ему заметить возле очага зеленую накидку с капюшоном - Боже ты мой, что тут началось! Он заулыбался, заухмылялся, взял в руки накидку, чтобы рассмотреть ее хорошенько, потом надел на себя и стал глядеться в начищенную медную сковороду. А потом ну плясать и скакать по кухне, припевая:

Накидка моя, капюшон теперь мой,
И больше не служит вам домовой!

И так, припевая и пританцовывая, он исчез из кухни, и больше его никто никогда не видел.

Шотландские и английские сказки / Пер. и составление Н.В. Шерешевской.

Алексей Николаевич Толстой

Снежный дом

Дует ветер, крутится белый снег и наносит его высокими сугробами у каждой избы.
И с каждого сугроба мальчишки на салазках съезжают; повсюду можно кататься мальчишкам, и вниз к речке на ледянке турманом лететь, и скувыркиваться с ометов соломы, – нельзя только заходить за Аверьянову избу, что посередине села.
У Аверьяновой избы намело высоченный сугроб, а на нем кончанские мальчишки стоят и грозятся выпустить красные слюни.
Аверьянову же сыну – Петечке хуже всех: кончанокие мальчишки грозятся, а свои кричат: ты кончанский, мы тебе скулы на четыре части расколем, и никто его не принимает играть.
Скучно стало Петечке, и принялся он в сугробе нору копать, чтобы туда залезть одному и сидеть. Долго Петечка прямо копал, потом стал в сторону забираться, а как добрался до стороны, устроил потолок, стены, лежанку, сел и посиживает.
Просвечивает со всех сторон голубой снег, похрустывает, тихо в нем и хорошо. Ни у кого из мальчишек такого дома нет.
Досиделся Петечка, пока мать ужинать позвала, вылез, вход комьями завалил, а после ужина лег на печку под полушубок, серого кота за лапу подтащил и говорит ему на ухо:
– Тебе я вот чего, Вась, расскажу – у меня дом лучше всех, хочешь со мной жить?
Но кот Вась ничего не ответил и, помурлыкав для вида, вывернулся и шмыг под печку – мышей вынюхивать и в подполье – шептаться с домовым.
Наутро Петечка только залез в снежный дом, как слышит – хрустнул снег, потом сбоку полетели комья, и вылез из стенки небольшого роста мужичок в такой рыжей бороде, что одни глаза видны. Отряхнулся мужичок, присел около Петечки и сделал ему козу. Засмеялся Петечка, просит еще сделать.
– Не могу, – отвечает мужичок, – я домовой, боюсь тебя напугать очень. – Так я теперь все равно тебя забоялся, – отвечает Петечка.
– Чего меня бояться: я ребятишек жалею; только у вас в избе столько народу, да еще теленок, и дух такой тяжелый – не могу там жить, все время в снегу сижу; а кот Вась давеча мне говорит: Петечка, мол, дом то какой построил. – Как же играть будем? – спросил Петечка.
– Я уж не знаю; мне бы поспать охота; я дочку свою кликну, она поиграет, а я вздремну.
Домовой прижал ноздрю да как свистнет… Тогда выскочила из снега румяная девочка, в мышиной шубке, чернобровая, голубоглазая, косичка торчит, мочалкой повязана; засмеялась девочка и за руку поздоровалась. Домовой на лежанку лег, покряхтел, говорит:
«Играйте, ребятишки, только меня в бок не толкайте», – и тут же захрапел, а домовова дочка говорит шепотом: – Давай в представленыши играть. – Давай, – отвечает Петечка. – А это как? Чего то боязно.
– А ты, Петечка, представляй, будто на тебе красная шелковая рубашка, ты на лавке сидишь и около крендель. – Вижу, – говорит Петечка и потянулся за кренделем.
– И сидишь ты, – продолжает домовова дочка и сама зажмурилась, – а я избу мету, кот Вась о печку трется, чисто у нас, и солнышко светит. Вот собрались мы и за грибами в лес побежали, босиком по траве. Дождик как припустился и впереди нас всю траву вымочил, и опять солнышко проглянуло… до леса добежали, а грибов там видимо невидимо…
– Сколько их, – сказал Петечка и рот разинул, – красные, а вон боровик, а есть – можно? Они не поганые, представленные то грибы?
– Есть можно; теперь купаться пойдем; катись на боку с косогора; смотри, в реке вода ясная, и на дне рыбу видно.
– А у тебя булавки нет? – спросил Петечка. – Я бы сейчас пескаря на муху поймал…
Но тут домовой проснулся, поблагодарил Петечку и вместе с дочкой обедать улез.
Назавтра опять прибежала домовова дочка, и с Петечкой они придумывали невесть что, где только не побывали, и так играли каждый день.
Но вот преломилась зима, нагнало с востока сырых туч, подул мокрый ветер, ухнули, осели снега, почернел навоз на задворках, прилетели грачи, закружились над голыми еще ветками, и стал подтаивать снежный дом.
Насилу влез туда Петечка, промок даже весь, а домовова дочка не приходит. И принялся Петечка хныкать и тереть кулаками глаза; тогда домовова дочка выглянула из дыры в стенке, пальцы растопырила и говорит:
– Мокрота, ни до чего дотронуться нельзя; теперь мне, Петечка, играть некогда; столько дела – руки отваливаются; да и дом все равно пропал. Басом заревел Петечка, а домовова дочка плеснула в ладоши и говорит: – Глупый ты, – вот кто. Весна идет; она лучше всяких представленышей. – Да и кричит домовому: иди, мол, сюда.
Петечка орет, не унимается. Домовой сейчас же явился с деревянной лопатой и весь дом раскидал, – от него, говорит, одна сырость, – Петечку за руки взял, побежал на задворки, а там уж рыжий конь стоит; вскочил на коня домовой, Петечку спереди присунул, дочку позади, коня лопатой хлоп, конь скок и под горку по талому снегу живо до леса домчал. А в лесу из под снега студеные ручьи бегут, лезет на волю зеленая трава, раздвигает талые листья; ухают овраги, шумят, как вода; голые еще березы почками покрываются; прибежали зайцы, зимнюю шерсть лапами соскребают, кувыркаются; в синем небе гуси летят…
Домовой Петечку с дочкой ссадил, сам дальше поскакал, а домовова дочка сплела желтенький венок, ладони ко рту приложила и крикнула: – Ау, русалки, ау, сестрицы мавки, полно вам спать!
Аукнулось по лесу, и со всех сторон, как весенний гром, откликнулись русалочьи голоса.
– Побежим к мавкам, – говорит домовова дочка, – они тебе красную рубашку дадут, настоящую, не то что в снежном дому. – Кота бы нам взять, – говорит Петечка. Смотрит, и кот явился, хвост трубой и глаза воровские горят.
И побежали они втроем в густую чащу к русалкам играть, только не в представленыши, а в настоящие весенние игры: качаться на деревьях, хохотать на весь лес, будить сонных зверей – ежей, барсуков и медведя – и под солнцем на крутом берегу водить веселые хороводы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Сузунская средняя общеобразовательная школа №2» «Английский домовой брауни » (исследовательский проект) Работу выполнила ученица 9 «В» класса МКОУ « Сузунская СОШ № 2» Морозова Екатерина Руководитель учитель иностранных языков МКОУ « Сузунская СОШ № 2» Шмальц Наталья Владимировна СУЗУН 201 4

Возможно ли сходство между английским и русским домовыми и в чем оно проявляется? Объект исследования – бытовое сказочное существо – брауни; Предмет исследования – история английских мифических и сказочных существ;

Цель исследования: определение роли «брауни» в ряду английских мифических существ Задачи: выяснить происхождение слова «брауни»; определить место обитания и сферу деятельности брауни; провести сравнительную характеристику персонажей английского брауни и русского домового; Методы исследования: обзор источников информации; анализ и синтез материала; метод сравнения и обобщения. ?

БРАУНИ КАК МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА БРАУНИ - сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Название произошло от бурого цвета шерсти брауни (в английском «brown» - «коричневый, бурый»).

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ И МЕСТА ОБИТАНИЯ БРАУНИ

Что умеет делать Брауни? Брауни выходят по ночам, чтобы закончить небольшую работу по дому- посмотреть рогатый скот, проверить все ли в порядке на крестьянском дворе. Кроме этого, брауни может покараулить дом от воров, а кур от лисиц, проследить за исправностью орудий труда.

Что любит брауни? Чтобы брауни помог, его н ужно позвать на ужин. д ля этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да еще добавить к нему ложку сливок. Но есть правило - никогда не оставлять одежды для брауни и не оставлять слишком много еды. Брауни тогда начинают думать, что больше не нужны этому дому, что их пытаются подкупить и уходят.

Разновидности брауни Трау (trow) Хобгоблин (hobgoblin) Файнодери (finoderi) Боггарт (boggart) Пикси (pixie)

Трау (trow) Шотландский домовой, с растрепанной шевелюрой и темно-коричневой кожей, отсюда и название. Обычно обитает в горах и лесах, но может жить и в домашних условиях. Часто бывает очень полезен, по крайней мере до тех пор, пока жители дома не забудут оставить ему молока, сметаны и выпечки.

Хобгоблин (hobgoblin) Хобгоблин ы в английском фольклоре - добродушные домашние c оздания, похожие своими повадками на брауни. Они редко выходят из дома. предпочитая греться у огня. Правда, они очень обидчивы, и если уж обижаются, то хозяевам достается по первое число - молоко скисает, одежда рвется словно сама собой, чисто выметенный пол тут же вновь оказывается грязным.

Вариант хобгоблина, проживающий только на острове Мэн, носит название файнодери. Файнодери обладает солидной силой и может, если захочет, помочь на жатве и сенокосе, когда надвигается ненастье. Файнодери (finoderi)

Пикси (pixie) - небольшие сказочные существа, которые также считаются разновидностью эльфов и фей. Их поведение варьируется от маленьких безобидных шалостей до серьёзных проказ – увлекают в болото путников, крадут продукты и лошадей.

Боггарт (boggart) - скверная и сверхвредная разновидность брауни. Это дух или домовой в английской мифологии.. Обычно боггарт дружелюбно настроен к хозяевам дома, но иногда способен и на злые проделки - отвязывает домашний скот, бьет посуду, крадет пищу. Боггарт (boggart)

Образ в книгах Искаженный образ боггарта дает Джоан Роулинг в своих книгах о Гарри Поттере. В трактовке Роулинг, боггарт отличается от прочих привидений тем, что умеет превращаться в существо, объект или предмет, которого человек боится больше всего…

Трау (trow) Хобгоблин (hobgoblin) Файнодери (finoderi) Боггарт (boggart) Пикси (pixie)

Английский брауни и русский домовой. Параметры сравнения брауни домовой сущность "грешный дух» , дух – одиночка; дух бескрылый, бестелесный, не злой; групповые существа; Внешность человекоподобный человекоподобный Место обитания Жилище человека, хозяйственные постройки, хозяйские поля; Жилище человека, дом; Вид деятельности Помощь по дому, уход за дом. животными, работа в поле; Помощь по дому; Предпочтения Может делать предсказания; предпочитает небольшое вознаграждение за работу; не любит ленивых хозяев; Может делать предсказания; предпочитает небольшое вознаграждение за работу; не любит ленивых хозяев;

Вывод В работе рассмотрено две группы мифических существ, обитающих в разных странах, на основе их отношений с человеком. Каждая из рассмотренных групп обладает определенными качествами, имеет свои функции и место обитания. На основании анализа преданий, легенд, сказок можно многое сказать о привычках народов, о развитии их культуры, об их окружении. Фольклорное творчество может дать больше информации о народе, чем самые умные исследования. мифические и сказочные существа разных народов имеют много общего, так как мифология всех народов отражает общечеловеческие принципы морали; английский брауни и русский домовой прочно заняли свое место в ряду сказочных существ, потому что их существование неразрывно связано с традиционным укладом жизни в сельской местности.

Сказка ложь, да в ней намек …

Спасибо за внимание!

Иногда выполняют его работу и проявляют некоторые его характеристики, хотя между ними есть существенные различия. Весьма похожи на брауни дружелюбные лобы и хобы в некоторых частях страны.

Наиболее характерны брауни Пограничья. Их, как правило, изображают маленькими человечками, около трех футов ростом, одетыми в бурые лохмотья, с чумазыми лицами и взъерошенными волосами, которые приходят ночью и доделывают то, что не доделали слуги. Они берут на себя заботу об ферме или доме, в котором живут: жнут, скирдуют, молотят, пасут овец, следят, чтобы курицы не неслись, куда не надо, выполняют поручения и дают при необходимости полезные советы. Часто брауни особенно привязывается к какому-нибудь одному члену семьи. За все труды брауни причитается миска сливок или лучшего молока и с особым старанием выпеченный пирог или каравай. Уильям Хендерсон в "Фольклоре Северных графств" (стр. 248) так описывает долю брауни:

Ему, однако, полагается и некоторое вознаграждение, и в первую очередь это – лепной пирожок из теплой муки только что с мельницы, облитый медом и обсыпанный золой. Изготовив их, хозяйка заботливо раскладывала их в таких местах, где брауни мог бы случайно их найти. Давая ребенку кусочек чего-нибудь, родители до сих пор приговаривают: «Вот какой кусочек, брауни бы это съел.»

В этом отрывке следует отметить то, что хозяйка не предлагала угощение брауни, а только оставляла его ему. Любое предложение награды за службу прогоняло брауни; это, похоже, было абсолютным табу . Объяснялся этот факт по-разному. В Бервикшире говорили, что брауни был назначен в помощники человеку, чтобы облегчить тяжесть проклятия Адама, и обязался служить без платы; было еще предположение, что брауни – дух слишком вольный, чтобы обременять себя человеческой одеждой или жалованием; иногда, опять же, – что он обязан служить, пока его не сочтут заслужившим вознаграждение; или, что, может быть, его обижает качество предлагаемых ему вещей, как в истории с линкольнширским брауни, который, что само по себе очень странно, каждый год получал льняную рубаху, пока скряжистый фермер, получивший ферму в наследство, не оставил ему рубаху из мешковины, на что брауни спел:

С этими словами он покинул ферму и никогда уже не вернулся. Традиционная песенка брауни:

процитированная Реджинальдом Скотом в XVI в., предполагает, что другие брауни встречались с той же проблемой.

Как бы там ни было, не приходится сомневаться, что, подарив одежду брауни или любому хобгоблину, выполяющему работу брауни, вы непременно прогоните его.

В сущности, очень легко обидеть брауни и либо прогнать его, либо превратить из брауни в боггарта , в котором проявляется проказливая природа хобгоблина . Брауни из Крэншоуз – типичный пример обиженного брауни. Трудолюбивый брауни жил некогда в Крэншоузе в Бервикшире, оберегал зерно и молотил его, пока люди не стали принимать его помощь за нечто само собой разумеющееся, и кто-то заметил, что в этом году рожь была плохо заскирдована. Брауни, конечно же, подслушал эти слова, и в ту же ночь услыхали, как брауни топает по риге и бормочет:

И конечно же, весь урожай был сброшен с Вороньего Утеса в двух милях оттуда, а брауни из Крэншоуз никогда больше не работал там.

Там, где с брауни обращались хорошо и уважали его характер, брауни отдавал всего себя работе на нужды своего хозяина. Иногда он даже впадал в немилость у слуг, демонстрируя их нерадивость или наказывая их, как в том случае, когда две служанки одной весьма сварливой хозяйки украли у нее ватрушку и сели тайком разъесть ее, а брауни втиснулся между ними и, невидимый, съел почти все угощение.

Известно несколько историй о том, как брауни приводил к своей хозяйке повитуху, когда ее внезапно заставали схватки; из этих историй самая известная – история о брауни из Дэлсуинтона.

Жил да был брауни, который некогда водился в старом пруду в Ните и трудился на Максвелла, Лэйрда Дэлсуинтонского. Из всех людей больше всего он любил дочь лэйрда, и она очень дружила с брауни и рассказывала ему все свои секреты. Когда она влюбилась, именно брауни помогал ей и занимался устроением ее свадьбы. Тем более по душе это было ему, что жених перебрался в дом невесты. Когда же пришла пора дочке лэйрда разрешиться от бремени, именно брауни привел повивальную бабку. За ней был послан мальчик с конюшни, но Нит разлился, а самая короткая дорога вела через Старый Пруд, поэтому мальчик не стал торопиться в путь. Брауни набросил на себя меховой плащ своей хозяйки, вскочил на лучшего коня и поскакал сквозь ревущие потоки. На обратной дороге повивальная бабка обратила внимание на путь, которым они ехали.

Не езжай вдоль Старого Пруда, – сказала она, – можно на брауни нарваться.

Не бойся, добрая женщина, – сказал тот, – всех брауни, каких можно, ты уже повстречала.

С этими словами он вошел в воду и вынес ее целой и невредимой на другой берег. Потом он отвел коня в конюшню, нашел там посыльного, все еще надевающего второй сапог, и устроил ему хорошую выволочку.

Эта история кончилась печально, потому что Максвелл Дэлсуинтонский рассказал обо всем священнику, а тот убедил его, что такой добрый слуга заслуживает крещения. Священник спрятался в конюшне с бутылью святой воды, а когда брауни пробрался внутрь, чтобы приняться за работу, вылил ее на него и начал крещение. Закончить ему не пришлось, потому что едва первая капля коснулась брауни, тот с воплем исчез. Больше он не появлялся в Нитсдэйле.

Из этих рассказов мы можем вывести общие черты брауни. Они нередко держатся какого-нибудь пруда или реки, и за пределами дома их часто побаиваются. Каким бы благонравным брауни ни был, он боится христианских символов. Брауни вполне подпадает под теорию о происхождении фэйри , выдвинутую Мак-Ритчи – косматый абориген, околачивающийся близ фермы и работающий на ней ради пищи и доброты хозяев, но недоверчивый ко всему, что может привязать его к ней.

Некоторые дополнительные черты добавляют местные описания внешности брауни. Иногда говорят, что у них нет носов, только дырочки ноздрей, в отличие от Киллмулиса , у которого огромный нос, но нет рта. В Абердиншире часто верили, что у брауни большой палец и остальные пальцы – сращены.

Финкастльская Мельница никогда не работала по ночам, поскольку все знали, что на ней водится нечистая сила. Однажды одна девица готовила пирог для своей свадьбы и обнаружила, что у нее кончилась мука, так что она попросила отца сходить на мельницу и намолоть ей немного муки; но тот не захотел пойти, и ей пришлось отправляться самой. Она попросила мельника помолоть для нее, но мельник отказался, и пришлось ей самой заняться этим. Она развела на мельнице большой огонь и поставила на него горшок с водой, а сама принялась молоть зерно. В полночь дверь отворилась и вошел маленький волосатый человечек. Это был Мельничный Брауни.

Ты кто? – спросила девушка, – и что ты здесь делаешь?

Сама-то ты что здесь делаешь? И как тебя зовут? – отвечал брауни.

Меня-то? Меня зовут Мише Ми Фейн («я сам»), – ответила девушка.

Она села у огня, а брауни стал подбираться к ней, ухмыляясь, так что ей в конце концов стало страшно, и она окатила его кипятком. Брауни с воплями выскочил за дверь, и в ближнем лесу послышался крик старухи Мегги Молох:

Кто это тебя так?

Я Сам! Я Сам! – выл, издыхая, брауни.

Если б это был смертный человек, – сказала Мегги Молох, – я бы отомстила, но раз это был ты сам, что ж я могу сделать?

Девушка же намолола себе муки, испекла пирог, вышла замуж и перебралась в Стратспей, а мельница осталась стоять пустой, потому что Мегги Молох тоже ушла оттуда. Но не удалось девушке отделаться благополучно, потому что однажды вечером на кейли молодую невесту попросили рассказать историю, и она рассказала, как она обвела вокруг пальца брауни на Финкастльской Мельнице. А Мегги Молох оказалась поблизости, и из-за двери раздался крик:

Так это ты убила моего мужа! Больше уж ты никого не убьешь! – и трехногая табуретка влетела в дверь и убила девушку на месте.

Потом Мегги Молох снова перебралась и нашла себе домик возле фермы, где слуги хорошо платили ей хлебом и сливками, а она славно трудилась по хозяйству, пока они числились там. Когда же фермер решил рассчитать их и оставить лишь ее, она воспротивилась, превратилась из брауни в боггарта, и не переставала мучить фермера, пока он не принял обратно к себе весь свой штат. Лучше не шутить со старухой Мегги Молох, и то же самое верно и для самых скромных брауни.

В мифологии Шотландии и северной Англии, небольшие человечки ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у этих вымышленных существ преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются [ ] . Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели сделать слуги [ ] . Аналогом являются славянские домовые и скандинавские ниссе .

Описание [ | ]

Брауни живут на улице, сами по себе [ ] или в норах, которые расположены недалеко от людского жилья. Брауни - групповые существа, поэтому обитают небольшими племенами, занимая большую территорию для себя - до 5 километров в радиусе [ ] .

Чаще всего считается, что брауни относятся к духам, среди них нет женщин. Однако брауни Горной Шотландии иногда собираются в небольшие группы, и среди них изредка попадаются женщины. Например, Мег Мулах, то есть Волосатая Мег [кто? ] . Она была привязана к семейству Грантов из Туллокгорма, оплакивала смерть членов этой семьи, как баньши, исполняла обязанности брауни, подсказывала главе семьи ходы, когда он играл в шахматы.

Брауни проявляют активность в ночное время суток, а днём просто не появляются рядом с людьми, они занимаются «семейными» делами: собирают дикие плоды в лесах, подбирают зёрна с людских полей, пока хозяев нет поблизости. Но Брауни - честный народ, они всегда знают меру и всегда отработают за лишнее зёрнышко и украденный стакан коровьего молока [ ] .

Брауни могут стать домашними. Сначала они ведут наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто «соответствуют их моральным стандартам».

Пока люди отдыхают, брауни занимаются всевозможной хозяйственной деятельностью: ткут, готовят, прибираются, моют, занимаются людскими орудиями труда, следя за их исправностью, стерегут кур от лисиц, а также от воров. В ответ брауни ожидает благодарности в виде крынки сливок или парного молока и специально испеченной сдобной лепешки. Однако хозяйка никогда не предлагала брауни лакомство, а только оставляла его там, где он легко сможет его найти: любая попытка заплатить брауни за его труды оканчивалась его уходом из дома.

Если им предложить в подарок новую одежду, то они обидятся и покинут дом [ ] . «Бездомный» брауни может напасть, заманить в болото или чащобу. Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный брауни боится христианских символов.

Обычно брауни стараются не прибегать к физической силе, а лишь сообщать различными способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни велика, брауни могут применить силу либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов , фей и пикси , а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев. Но бывают случаи, когда незваных гостей слишком много и они очень сильные. В этой ситуации брауни либо становятся невидимыми и бегут в лес за помощью эльфов, либо начинается процесс превращения брауни в боггарта .

В массовой культуре [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

Брауни — сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Название произошло от бурого цвета шерсти брауни (в английском «brown» — «коричневый, бурый»).

Впервые упоминаются в начале XVI в. Эти существа являются символом домашнего уюта, представляя собой английскую вариацию русских домовых.

Выглядят брауни так: ростом с ребенка, лохмотья коричневого цвета, переносицы нет, отсутствуют или сращены между собой пальцы рук и ног, оставлен лишь большой. Это небольшие человечки, с коричневыми нечесаными волосами и ярко-голубыми глазами.

А вот еще одно описание - "Это был крошечный волосатый уродец с длинной бородой, красными веками, широкими плоскими ступнями, точь-в-точь жабьи лапы, и длинными-предлинными руками, доходившими до земли, даже если он стоял прямо."

Кожа у этих вымышленных существ, преимущественно, светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются. Если брауни одеваются, то любят носить небольшие рваные костюмы зеленых, синих, или коричневых тонов.

Брауни — групповые существа, поэтому обитают небольшими племенами, занимая большую территорию для себя — до 5-ти километров в радиусе.

Чаще всего считается, что брауни относятся к духам-одиночкам, и среди них нет женщин.

Однако, брауни горной Шотландии иногда собираются в небольшие группы, и среди них изредка попадаются женщины.

Например, Мег Мулах, то есть Волосатая Мег. Согласно преданию, она была привязана к семейству Грантов из Туллокгорма, оплакивала смерть членов этой семьи, исполняла обязанности брауни, подсказывала главе семьи ходы, когда он играл в шахматы.

Места обитания брауни

Это ближайшие родственники домовых, но живут не в домах людей, а в норах недалеко от людского жилья. Они помогают людям по хозяйству: ткут, готовят, прибирают дом. Говорят, что брауни помогают писателям, даря им сны с сюжетами для книг.

Существует легенда, что они помогли известному писателю Роберту Льюису Стивенсону написать книгу «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Сами брауни тоже часто попадают в рассказы. Например, их можно встретить в сказках братьев Гримм.

Брауни любят вежливых людей. Поэтому, если вы хотите, чтобы Брауни помогали вам, позовите их на ужин и угостите молоком. Тогда они станут вашими верными друзьями и будут преданно охранять ваш дом.

Днем они не появляются, они занимаются «семейными» делами: собирают дикие плоды в лесах, подбирают зёрна с людских полей, пока хозяев нет поблизости, но брауни — честный народ, они всегда знают меру и всегда отработают за лишнее зёрнышко и украденный стакан коровьего молока.

А по ночам люди иногда видят, как брауни бесшумно, словно безобразная тень, крадется от дерева к дереву, стараясь, чтобы его не заметили. Брауни выходят по ночам, чтобы закончить небольшую работу по дому- посмотреть рогатый скот, проверить все ли в порядке на крестьянском дворе.

Кроме этого, брауни может покараулить дом от воров, а кур от лисиц, проследить за исправностью орудий труда.

Если их не обижают, они не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь тем, кто нуждается в помощи.

В Шотландии брауни помогали крестьянам при пивоварении. Неслучайно ритуальный камень, ускоряющий процесс варки пива, называется брауни.

Чтобы брауни помог, его надо позвать на ужин. Для этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да еще добавить к нему ложку сливок.

Но есть правило - никогда не оставлять одежды для брауни и не оставлять слишком много еды. Брауни тогда начинают думать, что больше не нужны этому дому, что их пытаются подкупить и уходят.

А вот «бездомный» брауни может напасть, заманить в болото или чащобу. Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный брауни боится христианских символов.

Брауни вновь могут стать домашними. Сначала они ведут наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто «соответствуют их моральным стандартам».

В давние времена считалось, что в каждом замке, в каждом доме, жил свой брауни. В кухне, рядом с огнем, для него, было место, которое оставляли всегда незанятым. Брауни также символизировали фамильные традиции.

Сохранились до наших дней предания о приверженности брауни определенным семьям в течение многих десятилетий. Такие брауни верой и правдой служили семье, даже помогали защищать жилище от врагов.

Обычно брауни старались не прибегать к физической силе, а лишь сообщали различными способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни была велика, брауни могли применить силу, либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов, фей и пикси, а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев.

Но бывали случаи, когда незваных гостей было слишком много и они были очень сильными. В этой ситуации брауни либо становились невидимыми и бежали в лес за помощью эльфов, либо начинался процесс превращения брауни в боггарта.

Разновидности брауни

В фольклоре народов Западной Европы существа, живущие в людских домах и во многом сходны, но все же они отличаются, в зависимости от места своего проживания и от внешнего облика и роста. С английским брауни мы уже знакомы. А теперь шотландский брауни, который носит местное название трау (trow).

Обычно обитает в горах и лесах, но может жить и в домашних условиях, обладает более «вредным», по сравнению с английским коллегой, характером.

Часто бывает очень полезен, по крайней мере, до тех пор, пока жители дома не забудут оставить ему молока, сметаны и выпечки.

Пикси

Хозяйству, в котором он проживает, брауни оказывает небольшие, но полезные услуги, однако горе тому, кто вздумает критиковать, либо посмеиваться над его усилиями — месть оскорбленного до глубины души брауни будет страшной.

Еще одна разновидность брауни это хобгоблин (hobgoblin). Это существо значительно превышает размерами английского брауни.

Хобгоблин это не какой-то вариант гоблина, на что, казалось бы, указывает название, вовсе не кровожадное чудовище, хотя следует признать, он большой любитель до всяческих фокусов и шуток, которые далеко не всегда так уж безобидны.

Вариант хобгоблина, проживающий только на острове Мэн, носит название файнодери (finoderi). Файнодери обладает солидной силой и может, если захочет, помочь на жатве и сенокосе, когда надвигается ненастье.

Пикси - небольшие сказочные существа, которые также считаются разновидностью эльфов и фей.

Их поведение варьируется от маленьких безобидных шалостей до серьезных проказ - увлекают в болото путников, крадут продукты и лошадей. Живут они в густых лесах и могут предстать перед человеком в различных обличьях.

Но обычно это низкорослые существа с рыжими волосами и курносым носом, на голове которых большой колпак с острым верхом.

Добрые дела они тоже совершают - например, помогают человеку по дому, сближаясь в этой функции с брауни.

Боггарт (boggart) - скверная и сверхвредная разновидность брауни.

Обычно боггарт дружелюбно настроен к хозяевам дома, но иногда способен и на злые проделки - отвязывает домашний скот, бьет посуду, крадет пищу.

Показываются в основном ночью, когда их легче спутать с настоящими чудовищами.

Духи обычно привязаны к дому, и в этом случае единственный способ избавиться от них — переехать. Однако, случается, что боггарт берёт на себя труд переехать вместе с обитателями дома. И чем больше отчаивается семья, тем веселее боггарту.

Искаженный образ боггарта дает Джоан Роулинг в своих книгах о Гарри Поттере. В трактовке Роулинг, боггарт отличается от прочих привидений тем, что умеет превращаться в существо, объект или предмет, которого человек боится больше всего.