Волынь 9 10 века история. Значение слова волынь

волынь

ВОЛЫНЬ (Волынская земля) историческая область 9-18 вв. в бассейнах южных притоков р. Припять и верховьев Зап. Буга (современная территория Волынской, Ровенской, Житомирской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой обл. Украины, восточной части Люблинского воеводства Польши). Древнейшее население дулебы, бужане, волыняне. С 10 в. в Киевской Руси, с кон. 12 в. в Галицко-Волынском княжестве, со 2-й пол. 14 в. в Литве и Польше. С 1793-95 в Российской империи.

Википедия

Волынь

Волы́нь - историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

Волынь (город)

Волынь (Волын , Велынь ,) - один из важнейших червенских городов. Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году, когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировичей за киевский престол на Волынской земле. Волынь - центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI веке значение города падает и политическим центром становится Владимир, основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году. Дальнейшая судьба города неизвестна.

В настоящее время - село Грудек-над-Бугем, Хрубешувской гмины Хрубешувского повята Люблинского воеводства.

Волынь (значения)

Волы́нь :

  • Волынь - историческая область IX-XVIII веков на северо-западе Украины.
  • Волынь - земля в составе УНР.
  • «Волынь» - украинский футбольный клуб из Луцка.
  • Волынь - один из важнейших червенских городов.
  • ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости.
  • «Волынь» - фирменный поезд № 77/78, сообщением Ковель - Москва.
  • Волынь - деревня в Глубокском районе Витебской области Белоруссии.
  • Волынь - деревня в Новгородском районе Новгородской области России.
  • Волынь - деревня в Захаровском районе Рязанской области России.
  • Волынь - село в Рыбновском районе Рязанской области России.
  • Волынь - деревня в Ленинском районе Тульской области России.
  • Волынь - платформа Львовской железной дороги в Волынской области, в городе Владимир-Волынский.
  • Волынь - ежедневная газета (1882-1918 гг.).
  • «Волынь» - батальон территориальной обороны Украины.

Волынь (Новгородская область)

Волы́нь - деревня в Новгородском районе Новгородской области, входит в состав Савинского сельского поселения.

Расположена на правом берегу реки Вишера, в 10 км к северо-востоку от административного центра сельского поселения - деревни Савино. В 1,5 км к юго-западу от деревни проходит федеральная автомагистраль «Россия» . Ближайшие населённые пункты: деревни Лахново и Губарёво.

Имеется прямое автобусное сообщение с областным центром - автобус № 149 и № 149а.

Рядом с деревней расположен детский оздоровительный лагерь «Волынь».

Недалеко от Волыни сохранились участки дубового леса - «Волынские дубравы», имеющие статус памятника природы регионального значения.

Волынь (газета)

Примеры употребления слова волынь в литературе.

На Волыни были пойманы волынской губчека атаманы мелких бандитских шаек -- Ковальчук, Бежевец, Бобчик-Полищук, Антонюк и Яновский, а банды их уничтожены.

Еще при жизни Витеня он подчинил Берестейскую землю и начал наступление на Волынь и Галицию, где правили схизматики - князья Лев и Андрей Юрьевичи.

На Волыни , в Закарпатье, в Крыму и на Житомирщине оказались не только граниты и лабрадориты всевозможных цветов, но также яшма и мрамор, дымчатый кварц, золотистый и голубой топаз, опал, янтарь и драгоценные аквамарин и изумруд.

Но что произошло с той другой, срединной и главной частью державы Киевской - с правобережьем Днепра, густо заселенными и благоденственными Галичем и Волынью ?

Волыни встретились братья и заключили мир: Всеволод уступил Изяславу старшинство и Киев, а сам остался по-прежнему в Чернигове.

Холоп, прискакавший из Весок, служил еще старому Нестеру на Волыни и был предан ихней семье до живота своего.

В истории Галицко-Волынских земель мы видим перемещение исторического центра: в древние времена на первом месте был Дулебский союз племен, находившийся на стыке восточно- и западнославянских племен Прикарпатья и Волыни .

Киева, следовательно, богатство казны великокняжеской, и вот Всеволод принужден был прекратить грабежи Давыда обещанием дать волость и, точно, назначил ему Дорогобуж на Волыни , Но этим распоряжением Всеволод не прекратил, а еще более усилил княжеские распри: Ярополк Изяславич, князь волынский, в отдаче Дорогобужа Давыду видел обиду себе, намерение Всеволода уменьшить его волость, и потому начал злобиться на Всеволода, собирать войско, по наущению злых советников, прибавляет летописец.

Ю р и й Н а р и м о н т о в и ч держал одно время Кременец от князей литовских и короля польского Казимира, а затем был князем в Бельзе и Холме на Волыни .

Волынь казалась радостной, как бы ни был подозрителен к этой радости любой наистрожайший хозяйский глаз, и не показалось Брусилову ни в малейшей степени неестественным, когда подошла на одной станции к его вагону высокая красивая девушка с большим букетом скромных полевых цветов, шедшая впереди нескольких других сестер милосердия.

Святославичи - Ольгович с сыновьями и родным племянником Всеволодовичем, Давыдович с своим племянником Владимировичем, была любовь великая между ними три дня и дары большие, по выражению летописца: они немедленно отправили послов в Галич и на Волынь объявить тамошним князьям о своем тесном союзе, и это объявление достигло цели: Ярослав и Мстислав отложили поход.

Князья закреплялись в стольных городах и основывали свои местные династии: Ольговичи в Чернигове, Изяславичи на Волыни , Брячиславичи в Полоцке, Ростиславичи в Смоленске, Юрьевичи во Владимиро-Суздальской земле и др.

Это положение Владимиро-Волынской области на отдельной от Днепра речной системе объясняет отчасти, почему Волынь отделяется от собственной Руси и вместе с Галичем образует особую систему княжеств, отдельность речной системы объясняет также и раннюю особность Галицкого княжества, лежащего по вислинской и днестровской системам.

По землям славян от Адриатики и до Дуная, в Болгарии и Сербии, и до Карпатских гор, и за Карпатами, в Галиче и на Волыни , и по всей русской земле до самого моря Полуночного, и оттоле до Волги и до Оки, и под горами Кавказскими, в землях ясов, и в Дагестане - древнем Серире, - и за горами Кавказа, в Грузии, в Великой и Малой Армении, и в Малой Азии - в Киликии, Фригии, Сирии, - и на склонах Ливана, и даже под властью султанов в Месопотамии и Египте, и в дальней Абиссинии, и по всей Греции - в Эпире, Фессалии и Пелопоннесе, во Фракии и Македонии - всюду простерлась православная вера.

Ко мне большой боярин просится с Волыни , Нестер Рябец с сыном Родионом.

Исторические земли Волыни сейчас в ходят в состав разных областей Украины, это собственно Волынская область,
части Львовской, Тернопольской и Ровенской областей.
Волынь - такое место, где вместе существуют памятники разных культур и религий.
Земли Волыни в разное время принадлежали разным государствам и империям,
поэтому на ее территории можно увидеть и замок польского шляхтича и царскую крепость,
православный храм и католическую церковь, немецкую кирху и еврейскую синагогу.
Город Луцк - столица современной Волынской области.
Основная достопримечательность Луцка - это замок Любарта, заложенный им в эпоху княжества Литовского.

Замок Любарта:


Немецкая кирха:

Домик местного чудака-архитектора:


Почаевская Лавра. Находится на территории современной Тернопольской области. Второй по значимости монастырь на Украине
после Киево-Печерской Лавры:

Недалеко от Лавры находится источник Святой Анны, где в любое время года паломники совершают омовения
в надежде на исцеление от своих телесных и душевных болезней. Температура постоянная около 10 градусов.

Острог - город в современной Ровенской области. Здесь первопечатник Федоров напечатал свою первую Библию.
Острожская крепость:


Евангелие Ивана Федорова:


Доминиканский монастырь в селе Подкамень (современная Львовская область):

Замок в селе Подгорцы. Здесь снимали эпизоды "Три мушкетера":


Владимир-Волынский. Успенский собор:

Зимненский женский монастырь:

Збаражский замок. Тернопольская область:


Тараканов форт. Брат знаменитой Брестской крепости. Так и не испытал ни одной осады. Сейчас мирно разрушается и зарастает.


Олеский замок. (Львовская область). Здесь родился один из Польских королей Ян III Собеский:

Межыричский монастырь. (Ровенская область):


Кременец. Городок в Терноаольской области. Вид с горы Бона. Бона - польская королева итальянского происхождения.
Замок на горе представляет сейчас только руины.


Замок в Дубно. (Ровенская область):


Такие вот раньше мельницы стояли. Музей под открытым небом:

Волынская резня или еще её называют Волынская трагедия – под таким названием вошел в историю чудовищный межнациональный политический конфликт, который произошел в 1943 году на территории Волыни. Во время этих событий в марте 1943 года совершились массовые убийства польского населения Украинской повстанческой армией (УПА), а ответные действия, предпринятые польской стороной, привели к уничтожению украинцев, проживающих на территории Волыни и Тернопольщины.

Эти кровавые события средины 20 столетия до сих пор являются одним из самых загадочных эпизодов Второй мировой войны, а историки уже долгие годы пытаются разобраться, что же спровоцировало эту трагедию. Слишком много к тому времени накопилось причин, среди которых оказались и территориальные претензии, и геополитические интересы, и конфессиональные разногласия, и даже исторические обиды. Но события 70-летней давности затрагивают не только отношения украинского и польского народа, они имеют отношения ко всей европейской цивилизации.

Причины конфликта

Истоки этого польско-украинского конфликта

следует искать в прошлом, тесно объединившем эти два соседних славянских народа, а также во взаимных обидах и недоразумениях, которые веками накапливались в их отношениях.

  • Очень долгое время (в 16-18 веках) украинские земли находились под властью Речи Посполитой, а это сопровождалось восстаниями и бунтами, которые поднимали украинцы. Польские власти в свою очередь жестоко подавляли украинское национально-освободительное движение. Чувство обоюдной неприязни между двумя соседними народами сохранялось на протяжении столетий.
  • В 1918-1920 годах произошел вооруженный конфликт между Польшей и Украиной. В результате земли Западной Украины оказались в составе Польской республики. Украинцы с тех пор считали, что именно Польша помешала им создать независимое украинское государство.
  • В предвоенное время Польша проводила на своих восточных территориях политику полонизации: ликвидировались украинские школы, запрещался родной язык, преследовалась православная церковь. Польские власти начали массовое переселение поляков на украинские земли, что вызвало ненависть со стороны местного населения.
  • Деятельность созданной в 1929 году ОУН носила антипольский характер и была направлена против польского государства. Участники этой организации устраивали не только акции протеста и саботажа, но и занимались грабежами польских учреждений и нападениями на польских помещиков. С приходом к власти Степана Бандеры все чаще стали организовываться карательные и террористические акты. В свою очередь польские власти для подавления подобных действий провели с особой жестокостью военно-полицейскую операцию, известную как «Пацификация» (умиротворение). Можно сказать, что эти же события повторились с точностью до наоборот уже в 1943 году.
  • Во время Второй мировой войны польско-украинский конфликт усилился и приобрел ярко выраженный преступный характер, апогеем которого и стали волынские события.

Ход волынских событий

Случаи уничтожения польского и украинского населения случались и ранее, но широкомасштабный характер они приобрели весной 1943 года. Именно тогда руководством ОУН было принято решение об изгнании с волынских земель проживающих там поляков. Сначала эти действия должны были распространиться только на тех, кто сотрудничал с немецкой администрацией, затем и на переселенцев из Польши, приехавших в межвоенный период, а в конечном итоге это затронуло всех лиц польской национальности, проживающих на территории Волыни.

В конце 1942 года начались первые столкновения украинцев с поляками, постепенно превратившиеся в вооруженный конфликт. На Волыни в это время ОУН вооружила более двадцати тысяч человек, которые являлись серьезной и угрожающей военной силой.

Мирное польское население имело шанс выжить, ведь поначалу УПА предлагала полякам добровольно выехать на свою этническую родину – в Польшу. Но руководители Речи Посполитой, находясь в тот момент в Лондоне, никак не хотели потерять Волынь, поэтому отдали приказ – не оставлять эту территорию. Все понимали, что назревает серьезный конфликт, который ни одна из сторон не попыталась предотвратить. И тогда случилась страшная трагедия, утопившая волынские деревни в крови.

Первое нападение на польское поселение произошло в апреле 1943 года – это была село Янова долина. В результате карательной акции отрядами УПА было уничтожено около 800 мирных жителей польской национальности.

Своего пика событие известное, как Волынская резня, достигло в средине июля, когда было организовано одновременное нападение на 150 деревень и колоний с польским населением. Эти зверские карательные операции сопровождались страшным насилием и жестокостью. Отряды, которые совершали это жуткое злодеяние, называли «резуны», ведь они не жалели никого — ни детей, ни женщин, ни стариков. Налетая на польские деревни, бандиты без единого выстрела истребляли население, используя ножи и косы, а деревни и хутора чаще всего сжигали.

Кроме воинов УПА в кровавой вакханалии принимали участие также жители украинских сел.

Отряды Армии Крайовой совместно с полицией, которая состояла преимущественно из поляков, предприняли ответные действия, и тоже стали совершать налеты, но уже на украинские села.

До сих пор точно неизвестно число жертв этой жуткой трагедии. Историки утверждают, что летом 1943 года на Волыни и Тернопольщине было уничтожено около 80 тысяч человек польской национальности, а жертвы среди украинцев достигли 2-3 тысяч.

Путь прощения и примирения

В послевоенное время в СССР это событие широко не афишировалось, и к нему обратились только после распада страны. Руководство независимой Украины разрешило полякам заняться расследованием непосредственно на месте трагедии. В результате были обнаружены места массовых захоронений и проведена эксгумация останков.

Через 70 лет, прошедших после конфликта, Польша и Украина сошлись во мнении, что это трагедия для обеих сторон, но польское население пострадало значительно больше, и только взаимное прощение и примирение помогут потомкам преодолеть последствия тех страшных времен.

Основные данные по географии и истории

Расположена в бассейне южных притоков реки Припять и верховьев Западного Буга.

С 10 века - в составе Киевской Руси, с конца 12 века - Галицко-Волынского княжества, со второй половины 14 века - Великого княжества Литовского, с 1569 - Речи Посполитой.

С 1793 - основная часть в составе Российской империи. С 1921 - в составе УССР и Польши, в 1939-91 - УССР. Ныне - территория Волынской, Житомирской, Ровненской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, восточной части Люблинского воеводства Республики Польша.

Еврейское население в средние века

В архиве города Штральзунд (порт на Балтийском море, Германия) до Второй мировой войны хранилось письмо, датируемое XI-XII в., еврейской общины Владимира-Волынского общине Штральзунда об обмене товарами.

Первые сведения о евреях на Волыни в русских источниках содержатся в докладе о трауре евреев города Владимир-Волынский по смерти князя Волыни Владимира Васильковича в 1288 году.

Евреи продолжали жить на Волыни после ее присоединения к Великому княжеству Литовскому в XIV в. Среди общин, которым было предоставлено право жительства от великого князя Витольда, были общины Луцка и Владимира-Волынского .

В первой половине 15-го века богатый еврей арендовал промыслы в городе Владимир-Волынский и даже получил земельную собственность от великого князя. Еврейские землевладельцы в районе Луцка также упоминаются во второй половине этого века.

Евреи Волыни занимались главным образом торговлей, но были среди них и ремесленники (портные, меховщики).

В 1495 г. евреи Волыни были изгнаны вместе с евреями всей Литвы.

В Новое время

В 1503 году евреям было разрешено вернуться, им возвратили собственность (кроме земельных участков).

В 1507 году старые права жительства евреев были вновь подтверждены властями, и с тех пор до включения Волыни в территорию Короны Польской (1569), произошло значительное увеличение еврейского населения региона. В этот период было 13 еврейских поселений на Волыни, в том числе четырех основные общины (Острог , Владимир-Волынский , Луцк , Кременец), которые вместе насчитывали 3000 человек.

В 1540 году против евреев Волыни было выдвинуто обвинение в похищении христианских детей, обращении их в иудаизм и нелегальной переправке в Турцию. Для отпора этому обвинению была послана делегация к королю Сигизмунду I.

Между евреями и христианами-горожанами возникло напряжение на почве хозяйственных конфликтов и конкуренции. В это время власти, и особенно королева Бона (1493-1557) - в пределах ее поместий - защищали права евреев. Общая политика властей имела тенденцию к росту налогов с горожан (в том числе евреев).

Во второй половине XVI в. евреи начали арендовать постоялые дворы и заниматься разнообразными ремеслами, связанными с хозяйством поместий. Увеличение еврейского населения в этот период и укрепление его экономического положения превратило Волынь в центр еврейской культуры.

В это время там жили выдающиеся ученые:

  • Соломон Лурия - раввин в Остроге ,
  • Исаак бен Бецалель, раввин Владимира-Волынского.

Золотым веком для евреев Волыни считался период между присоединением ее к Польской короне в 1569 г. и «хмельничиной» 1648 г.

После аннексии Волыни евреи там получили правовой статус польских евреев, включавший больше прав, чем в Литве. Евреи Владимира-Волынского в 1570 году и Луцке в 1579 были освобождены от уплаты таможенных пошлин по всему Польскому королевству. В Луцке появились первые на Волыни еврейские ремесленные цеха.

Евреи Волыни пользовались защитой королевских чиновников, которые даже защищали их права перед аристократией и тем более перед другими классами. С ослаблением королевской власти на рубеже 16-17 веков, евреи перешли под защиту крупных землевладельцев, в основном из-за своей важной роли в экономике Волыни.

В конце 16-го века на Волыни получила распространение аренда евреями имений шляхты. Известен некий Авраам Шмойлович из Триска , арендовавший в это время обширные земли, деревни и даже местечко в районе Владимира-Волынского . Но таких было мало.

Многие евреи арендовали гостиницы, отдельные отрасли сельского хозяйства в деревне, или сбор налогов в отдельном городе или местечке. Аренда имений вместе с торговлей сельскохозяйственной продукцией, полученной из них, составляли основной источник средств к существованию евреев Волыни.

XVII век

К середине XVII в. на Волыни жило 15 тысяч евреев в 46 населенных пунктах. Четыре главные общины Волыни (Острог , Владимир-Волынский , Луцк и Кременец) стали важными духовными и общественными центрами. Многие выдающиеся законоучители занимали посты раввинов .

Представители волынских общин участвовали в заседаниях Ваада четырёх земель и локального польского ваада. Центральный бейт-дин Волыни находился в Остроге .

Крестьянско-казачье восстание, возглавляемое Хмельницким , подорвало основу жизни евреев на Волыни. Подавляющее большинство евреев, узнав о поражении польской армии, искало убежище в укрепленных городах. Но после резни евреев в укрепленном городе Полонном, захваченном восставшими в результате предательства горожан-украинцев, началось массовое бегство евреев Волыни на запад.

В 60-х гг. XVII в., когда в Польше было относительно спокойно, численность еврейского населения на Волыни, по-видимому, восстановилась; в конце 70-х гг. XVII в. там жило около 20 тысяч евреев.

На протяжении следующего столетия число евреев на Волыни постоянно росло, и в 1765 г. в 116 городах, селах и местечках Волыни было зарегистрировано 51736 евреев. Фактически их число было, очевидно, еще больше, потому что часть населения уклонился от переписи, которая была проведена в целях сбора налогов. Около 30 % евреев жили в более чем 2000 деревень; в трех общинах насчитывалось от 2000 до 2500 человек, а в шести общинах насчитывалось от 1000 до 2000.

Значительное число их в это время арендовало постоялые дворы и взяло на откуп отдельные отрасли сельского хозяйства. Некоторые евреи вели торговые дела разных землевладельцев, другие вели самостоятельную торговлю с крестьянами.

Часть еврейских торговцев на Волыни вела торговлю с другими областями Польши и даже посещала ярмарки в других странах. Росло число евреев-ремесленников.

В главных (так называемых «королевских») городах горожанам-христианам удалось в значительной степени подорвать экономические позиции евреев, зато их роль возросла в так называемых «частных» городах, которыми владели польские магнаты. Владельцы этих городов обязывали жителей снабжать евреев сельскохозяйственными продуктами.

Вследствие этого многие горожане постепенно переходили в предместья, превращавшиеся в полуаграрные поселения, в то время как в центрах городов продолжало расти еврейское население, сохранявшее свой чисто городской характер. Это привело постепенно к обострению отношений в городах между христианами и евреями, что создавало удобную почву для антиеврейской агитации со стороны духовенства.

XVIII век

Волынь на карте Украины

Начало XVIII в. ознаменовалось возобновлением преследований евреев. В 1702 г. вспыхнул казачий бунт, и несколько банд проникло в Волынь; польские войска и казаки Мазепы, прибывшие на подавление бунта, также грабили и убивали евреев.

Во время так называемой Северной войны Польши и России против Швеции, шведские полки вторглись в Волынь (1706) и наложили тяжелые поборы на население. За шведами последовали русские и польские армии, которые продолжали взыскивать с евреев непомерные налоги.

Начиная с 30-х гг. XVIII в. евреи Волыни стали жертвами неоднократных налетов гайдамаков . В 1740-60 гг. участились случаи кровавых наветов , возможно, на почве соперничества между католическим и православным духовенством. В 1747 году был кровавый навет в Заславле; в 1755 году попытка кровавого навета в Кременце ; и в 1756 году кровавый навет в Ямполе.

В течение этого периода, автономная Волынь оставался одной из провинций Ваада четырёх земель , и ее представители присутствовали на заседаниях. Деятельность провинциального совета, который созывался раз в три года с участием делегатов из главных общин, также продолжалась. В течение этого периода, общины Дубно и Ковель были добавлены к провинциальный совет.

Ближе к середине 18-го века на Волыни были частые споры; например, попечители провинции жаловались против общин Острога и Луцка за отказ внести свой вклад в расходы провинции. Споры также вспыхнули между главными общинами и мелкими общинами («пригородами»), которые стремились освободиться от власти больших общин. Стоит отметить, что даже после роспуска Ваада четырёх земель в 1764, главные общины провинции продолжали быть центрами консолидации еврейской жизни.

Хасидизм

Волынь, вместе с соседней Подолией, явилась центром возникновения хасидизма . Несколько выдающихся учеников Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това , а также видные руководители хасидизма второго поколения родились и принимали участие в общественной жизни Волыни.

Руководство в общинах Волыни к концу XVIII в. постепенно перешло к хасидам . Для всех назначений на общественные должности требовалось согласие хасидских цадиков . В XVIII в. наряду с главными общинами существовали еврейские центры в Дубно , Ковеле , Ровно и других городах и местечках .

Первый раздел Польши в 1772 году и разделение Волыни и Галиции оставили значительный след в еврейском населении региона. Большая ярмарка из Львова была переведена в Дубно и помогла развитию этой общины. Ярмарки также процветали и в ряде других городов Волыни.

К концу XVIII в., когда значительная часть Волыни была присоединена к России, важным торговым центром всей округи стал Бердичев .

XIX век. Ѓаскала

После окончательного раздела Польши традиционные рынки евреев Волыни (например, Броды) оказались за границей. Люди продолжали торговать, но это воспринималось властями как контрабанда. С 1812 года русские власти стали выселять евреев из 50-километровой полосы вдоль границы для борьбы с контрабандой. Эта практика была распространена на всю западную границу.

Приезд выдающегося писателя-просветителя рабби Ицхака Левинзона в Кременец (1821) положил начало распространению Ѓаскал́ы на Волыни. Этому также способствовала деятельность русского правительства, пытавшегося распространить светское просвещение среди евреев.

В начале 1830-х годов, по инициативе врача Рутенберга из Бердичева на Волыни был организован кружок маскилим под названием «Хеврат шохарей ор ве-hаскала» («Общество искателей света и образования»). В то время на Волыни жил писатель Авраам Бер Готлобер , который оказал влияние на многих молодых людей в духе Ѓаскалы.

Многие евреи торговали сельскохозяйственными продуктами и табаком. В 1885 число евреев Волыни, принадлежавших к купцам 1-й и 2-й гильдий, составляло 113 человек, к 3-й гильдии - 3749 чел.

В 1897 году было 395,782 евреев, живших на Волыни, составляющих 13.21% от общей численности населения; 30% из них жили в городах, 49% в местечках и 21% в селах. Евреи составляли половину населения городов.

40% евреев Волыни зарабатывали себе на жизнь торговлей, 25% от ремеслом, 12.5% работой по найму на государство и частных лиц, 3.7% перевозками и 2.3% - сельским хозяйством.

Отрасли промышленности, в которых они работали, были немеханизированными и состояли в основном из переработки сельскохозяйственной продукции, дерева, шкур, производства мыла и т. д.

В последней четверти XIX в. евреи Волыни, наряду с евреями других областей России, организовали свою общественную жизнь и вступили в политическую борьбу за свои права. В 80-х гг. XIX в. в городах и местечках Волыни были основаны ячейки Ховевей Цион .

В конце XIX - начале ХХ вв. больших масштабов набрала эмиграция еврейского населения Волыни. Основной поток эмигрантов направлялся в США , в меньшей степени - в Канаду , Францию , Великобританию , Аргентину , Австралию и другие страных. Параллельно шёл процесс алии в Эрец Исраэль .

XX век

В начале XX в. были организованы отделения Бунда и сионистские организации . Решающее влияние, однако, оставалось за хасидизмом .

Евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. XIX в. и в 1905-1906 гг., но большие бедствия постигли их в Первой мировой войне и в гражданской войне в России. В 1915 году русские солдаты, учинили погромы на Волыни, как и в других регионах в непосредственной близости от фронта. Военные власти практиковали изгнание евреев из прифронтовой зоны в Россию из-за их предполагаемой неверности.

В ходе массовых убийств, практиковавшихся всеми сторонами гражданской войны в Украине, на Волыни погибли тысячи евреев. Во время польско-советской войны 1920 г. евреи Волыни пострадали от обеих воюющих сторон.

Время между двумя мировыми войнами

По Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией (1921) большая часть Волыни отошла к Польше, а города Житомир , Овруч и их окрестности стали советскими. По переписи 1926 г., в советской Волыни насчитывалось 65,589 евреев; в польской Волыни в начале 30-х гг. проживало около 300,000 евреев.

Экономически евреи польской Волыни страдали от явной дискриминации, проводившейся польским правительством, как и в остальной Польше, но еврейская культурная и общественная жизнь процветала.

Евреи польской Волыни, как и всей Польши, играли важную роль в алие и укреплении ишува . Там сионистская молодёжь создала целую сеть организаций «Ѓе-Халуц ».

Ситуация в советской части Волыни была несколько иной. За кратким периодом культурного пробуждения в 1920 последовал спад и апатия 1930-х годов, когда многие активные евреи уехали из местечек в крупные города Украины и внутренней России.

Вторая мировая война и Холокост

После раздела Польши в сентябре 1939 г. вся Волынь отошла к Советскому Союзу , который немедленно стал проводить политику ликвидации еврейских партий, организаций и учреждений, продолжавшуюся вплоть до нападения немцев на СССР (июнь 1941 г.).

В первые дни войны между Германией и СССР началось истребление евреев Волыни. Во многих местах украинцы уничтожали евреев еще до прибытия немцев.

Волынь была ареной деятельности бандеровских отрядов УПА , вобравшей в себя с 1942 года украинскую полицию,