Туфайл ибн амр ад-давси. Значение слова амр в словаре значений мусульманских мужских имен Разрушение идола «Зу аль-Кафайни» Туфайлом

АМР ИБН аль-АС (Да будет доволен им Аллах) АМР ИБН аль АС - сподвижник Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и да приветствует),полководец,видный политический деятель Халифата.Влиятельный Курайшит, выступал против мусульман,был послан курайшитами в Эфиопскому негусу Наджаши,чтобы добиться пленения и выдачи эмигрировавших мусульман,но результата не достиг. После переселения (Хиджры) мусульман из Мекки в Медину сражался против них в битвах при Бадре,Ухуде и Хандаке.После подписания Худайбийского мирного договора вместе с Халидом ибн Валидом прибыл к Пророку(мир ему и благословение) в Медину и объявил о принятии Ислама Незадолго до завоевания Мекки мусульманами Пророк Мухаммад(мир ему и благословение) поставил Амра ибн аль-Аса во главе добровольческого отряда,выступившего против племени Джузам,Лахм,Кудаа,Амила и Узра.Увидев приближение мусульманских войск,язычники рассеялись и Амр ибн аль Ас,одержав бескровную победу,вернулся в Медину. После завоевания Мекки Амр ибн аль Ас был послан Пророком(да благословит его Аллах и да приветствует) для разрушения идола Сува. Затем выполнял дипломатическую миссию в Омане,где оставался до смерти Пророка (мир ему и благословение) В период правления халифа Абу Бакра успешно воевал с вероотступниками,участвовал в сражениях с Византией,отличился в битве при Ярмуке при взятии Дамаска и Аджнадейна,принял участие в завоевании Палестины.Был инициатором похода в Египет.Добившись от халифа Умара бин Хаттаба подкрепления под командованием Зубайра ибн Аввама,сломил сопротивление Византийского наместника Египта Мукавкыса и поставил Египет и часть Сев.Африки под контроль армии Халифата.Был назначен наместником Египта. В период правления халифа Усмана бин Аффана, был смещен с должности,временно отдалился от политики и находился в Палестине. После прихода к власти Халифа Али,снова занялся политической деятельностью,поддержал Му"авию ибн Абу Суфьяна и стал командовать его армией.Муавия и Амр ибн аль Ас,отказались признать власть халифа,обвинив его в укрывательстве убийц Усмана. После битвы при Сыффине на третейском суде в Думмат аль Джандале Амр ибн аль Ас,отказался объявить о низложении Муавии.В 38-году Хиджры войска под командованием Амр ибн аль Аса вошли в Египет и установили контроль над провинцией. В 40-г.х. хариджиты организовали покушения на Али,Му"авию и Амр ибн аль Аса.Али был убит,Муавия ранен,а вместо Амр ибн аль Аса был убит его приближённый Хариджа ибн Хузафа. В правлении халифа Муавии ибн Абу Суфьяна занимал должность наместника Египта.Умер после тяжелой болезни.Сообщается, что перед смертью Амр ибн аль Ас раскаивался и сожалел о судьбе Али ибн Абу Талиба(да будет доволен им Аллах).

«О Аллах, пошли ему знамение, способствующее
его добрым намерениям!»

Из мольбы Посланника Аллаха (мир ему и благословление).

Туфайл ибн Амр ад-Давси являлся одним из известных сподвижников Пророка (мир ему и благословление). Он принял Ислам до переселения Пророка (мир ему и благословление) в Медину, а затем и свой народ с помощью мольбы Пророка (мир ему и благословление) он призвал к Исламу.

Туфайл ибн Амр был вождём племени Давс в период невежества (джахилийа), одним из достойных арабов и одним из щедрых благородных людей. В его доме никогда не угасал очаг и никогда не закрывались двери для тех, кто желал войти. Он угощал голодных, успокаивал находящихся в страхе, покровительствовал просящим об этом. Вместе с этим, он был сообразительным человеком и прекрасным поэтом.

Туфайл, оставив жилища своего народа, проживавшего в местности Тухамат, направился в Мекку. В то время там язычники из курайшитов выступали против Пророка (мир ему и благословление). Они желала найти себе помощников. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) призывал народ к Единобожию, а язычники из курайшитов противостояли призыву и всевозможными способами отталкивали людей от истинного пути.

Когда Туфайл прибыл в Мекку, он осознал, что вступает в их спор без подготовки, не имея намерения, и что сам он прибыл в Мекку не для этой цели. Туфайл даже и не думал о Пророке (мир ему и благословление) и о курайшитах. В Мекке с Туфайлом произошёл удивительный, незабываемый случай.

Туфайл рассказывает

Когда я прибыл в Мекку, лидеры курайшитов хорошо меня встретили, возвеличили и сказали: «О Туфайл, ты прибыл в наш город, а в нашем городе Мухаммад (мир ему и благословление) ведет с нами спор и утверждает, будто он Пророк (мир ему и благословление) – так он наводит смуту среди нас и разделяет наш народ. Мы опасаемся, что до вас тоже он дойдет - и тогда среди вашего народа тоже будет делать то, что делает среди нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его: ведь его слова подобны колдовству, он - разлучающий отца с сыном, брата с братом, мужа с женой».

Клянусь Аллахом, они не переставали рассказывать мне удивительные вещи, и вселять страх за мой народ. После этого я твёрдо решил для себя, что не буду к нему приближаться, говорить с ним и слушать его. Утром, когда я пошёл на главную площадь для обхождения Каабы, чтобы получить благодать от идолов, которым мы поклонялись и возвеличивали, я заткнул уши ватой, боясь услышать что-нибудь от Мухаммада (мир ему и благословление). Но войдя на площадь, я увидел, как Мухаммад (мир ему и благословление), стоя возле Каабы, совершал намаз. А его намаз был не такой, который совершаем мы, поклонение его было совсем иным по сравнению с нашим - я не смог оторвать взгляд от него и меня впечатлило его поклонение. Сам того не осознавая, я обнаружил, что оказался рядом с ним. По воле Аллаха, я услышал речь Мухаммада (мир ему и благословление) - и вынув вату, я стал внимательно слушать. А послушав его, подумал про себя: «Я никогда в жизни не слышал речь прекраснее, чем его! О Туфайл, ты поэт и сообразительный человек, ты можешь отличить - что хорошо, а что плохо . Что же мешает тебе послушать его? Если в его словах есть благо, ты примешь их, ну а если нет - то оставишь» .

Я подождал, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословление) отправится домой, пошёл вслед за ним, вошёл в его дом и сказал: «О Мухаммад (мир ему и благословление), народ твоего племени рассказывает мне про тебя такое и такое - клянусь Аллахом! - они не переставали вселять в меня страх по поводу твоего дела, я даже заткнул уши ватой, чтобы не услышать тебя. Но по воле Божьей я услышал твою речь: она была прекрасна! Расскажи мне о твоей религии».

Он рассказал мне о своей религии, прочитал суры «Аль-ихляс» и «Аль-фаляк». Клянусь Аллахом, я не услышал из его уст ничего, кроме хороших слов и понял, что это - истина. Затем я протянул ему руку и засвидетельствовал, что «нет Божества кроме Аллаха и Мухаммад (мир ему и благословление) Его Посланник».

После принятия Ислама, я остался в Мекке, изучал каноны Ислама, аяты Корана, а когда решил вернуться к своему народу, то обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха, мой народ подчиняется мне. Я решил вернуться к моим людям, и буду призывать их к Исламу. Попроси Аллаха сделать мне знамение, которое будет помогать мне в призыве!».

Тогда Пророк (мир ему и благословление) сделал дуа: «О Аллах, пошли ему знамение, способствующее реализации его добрых намерений!» . По пути на родину, когда я дошёл до горы, недалеко от жилищ моего народа, перед моими глазами появилось сияние, подобное светильной лампе.

Я попросил Всевышнего: «О Аллах, отведи сияние от моего лица - я боюсь, люди подумают, что это наказание мне из-за отхода от их религии» . Затем сияние перенеслось на кончик моей плети. Люди подумали, что это светильник, привязанный к плети. Я в это время спускался между двух гор и, когда спустился, навстречу вышел мой отец. Я сказал отцу:

Я принял Ислам и следую религии Мухаммада (мир ему и благословление).

О сын мой, твоя религия - это моя религия, - ответил отец.

Тогда иди, искупайся, одень чистую одежду.

Отец пошёл искупался, одел чистую одежду, пришёл ко мне и принял Ислам. Я научил его тому, чему научили меня, а потом и моя мать также приняла Ислам.

Затем пришла моя жена и я ей сказал:

Я стал мусульманином и следую Мухаммаду (мир ему и благословление).

Твоя религия - это и моя религия!

Иди искупайся из воды Зи аш-Шара (вода, которая стекала с горы и собиралась вокруг идола).

Неужели ты не боишься Зи аш-Шара?

Иди и искупайся там, я тебе обещаю, что этот каменный идол ничего плохого тебе не сделает!

Она искупалась, затем пришла ко мне, и я рассказал ей про Ислам - она его приняла.

Потом я стал призывать свой народ, но люди откладывали принятие Ислама, кроме Абу Хурайры, который сразу принял его. Я прибыл в Мекку и со мной был Абу Хурайра. Пророк (мир ему и благословление), меня спросил:

Какие новости, о Туфайл?

Сердца людей из моего народа покрыты пеленой, которая скрывает истину. Над ними преобладают распутство и неповиновение.

Пророк (мир ему и благословление) совершил омовение, затем намаз, после поднял руки к небу. В этот момент, увидев, что Пророк (мир ему и благословление) делает дуа, Абу Хурайра сказал: «Я испугался, что Пророк (мир ему и благословление) просит Аллаха ниспослать беду на мой народ - и он погибнет». Но Пророк (мир ему и благословление) попросил: «О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный!».

Затем Пророк (мир ему и благословление), повернувшись к Туфайлу, сказал: «Возвращайся к своему народу и мягко обращайся с людьми, и призывай их к Исламу!».

Я призывал свой народ к Исламу, пока Пророк (мир ему и благословление) не переселился в Медину, прошли сражения при Бадре, при Ухуде, при Хандаке. После этого я пришёл к Пророку (мир ему и благословление) с восьмьюдесятью семьями из племени Давс (в другой версии передаётся, что было девяносто семей, которые приняли Ислам), и тогда Пророк (мир ему и благословление) нам очень обрадовался - и дал нам долю из добычи, распределявшуюся среди мусульман и полученную в сражении при Хайбаре. Мы попросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), сделай нас твоим правым флангом в каждом походе!».

Разрушение идола «Зу аль-Кафайни» Туфайлом

До взятия Мекки Туфайл находился с Пророком (мир ему и благословление).Как-то он обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), дай мне разрешение сжечь идола Зу аль-Кафайни, который принадлежит Умару ибн Хамаму!». Пророк (мир ему и благословление) дал ему разрешение. Затем он отправился к идолу, взяв собой пару человек из своего народа. Когда они дошли до идола и приготовились сжечь его, вокруг идола собрались мужчины женщины и дети, ожидая беды, которая настигнет их, если они нанесут вред идолу. Туфайл подошёл к идолу на глазах поклоняющихся ему людей, поджёг идола и сказал:

О Зу аль-Кафайни, я не раб тебе!

Мы родились раньше тебя.

Я поджёг тебя.

Когда пламя охватило идола, вместе с ним сгорели и все остатки многобожия, которые были ещё у племени Давс. Они все искренне уверовали в Единого Творца.

Удивительный сон Туфайла

По пути в Йамаму он увидел сон, рассказал об этом своим друзьям и попросил, чтоб они растолковали его. Но они спросили:

А что ты видел?

Я видел, как моя голова была побрита, как птица вылетела из моего рта, и какая-то женщина положила меня в свой живот, а мой сын пытался вытащить меня, но между нами была преграда.

Надеемся, что это к добру.

Я понял этот сон так, - говорит Туфайл. - Моя бритая голова означает, что она будет отрублена.Что касается птицы, которая вылетела изо рта - то это моя душа, а женщина - это земля, которая разрыта, чтобы похоронить в ней меня. Я желаю умереть шахидом. Мой сын, который пытался вытащить меня - это значит, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет воля Аллаха.

Смерть Туфайла

Туфайл постоянно находился рядом с Пророком (мир ему и благословление), пока он не ушёл в мир иной. После Пророка (мир ему и благословление), когда халифом назначили Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), Туфайл своим мечом, вместе со своим сыном дал слово о подчинении халифу. Когда начались войны против вероотступников, халиф Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) отправил людей против лжепророка и Туфайл вышел в бой со своим сыном Амру - они были в первых рядах войска мусульман.

В сражении Йамамского похода Туфайл ибн Амр проявил чудеса храбрости и героизма. Также он сражался в других походах, и в одном из сражений пал смертью шахида - произошло это во время правления халифа Умара (да будет доволен ими Аллах).

Амру ибн Туфайл

Что касается его сына Амру, то он сражался в боях, пока не был тяжело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вернулся в Медину, оставив в земле Йамамы своего отца и руку.

Во времена правления халифа Умара ибн Хатаба (да будет доволен им Аллах) к нему пришёл Амру ибн Туфайл. В то время, когда все сидели у Умара, ему принесли пищу. Умар пригласил всех к столу, но Амру не принял приглашения.

Умар спросил его:

Что с тобой? Наверное, ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки?

Да, о Повелитель правоверных.

Халиф сказал: «Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своею рукой! Нет среди нас никого, кто бы хоть частью тела уже находился в Раю, кроме тебя!» (то есть рука Амра).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Амру Ибн аль-Джамух был одним из вождей Йасриба во времена джахилиййи и старейшиной племени бану Салама аль-Мусаввад. Это был также один из самых знатных и доблестных людей Медины… В эпоху джахилиййи у знатных людей было принято иметь собственного идола в своём доме, чтобы каждый день утром и вечером испрашивать у него благословения, в положенное время делать ему жертвоприношение и просить помощи в несчастьях. Идол Амру Ибн аль-Джамуха носил имя Манат и был сделан из ценного сорта дерева… Амру Ибн аль-Джамух всячески ухаживал за ним, не чаял в нём души и умащал его драгоценными благовониями.

Амру Ибн ал-Джамуху исполнилось шестьдесят лет, когда лучи веры начали проникать в Йасриб, освещая один дом за другим. Заслуга в этом принадлежала первому проповеднику Ислама Мусабу Ибн Умайру. Его трое детей - Муавваз, Муаз и Халлад приняли Ислам, а также их сверстник по имени Муаз Ибн Джабаль… Вместе со своими тремя сыновьями уверовала и их мать Хинд, однако Амру Ибн аль-Джамух ничего не знал о их переходе в Ислам.

Жена Амру Ибн аль-Джамуха Хинд увидела, что Ислам повсеместно распространился среди жителей Йасриба, и среди его вождей язычником остался только её муж с небольшой группой людей. Хинд очень любила и почитала своего мужа. Она очень жалела, что он может умереть неверным, и попадёт из-за этого в адское пламя. Сам же Амру, в свою очередь, опасался, что его сыновья откажутся от религии своих отцов и дедов, последуют этому новоявленному проповеднику Мусабу Ибн Умайру, который за короткое время смог отвратить многих людей от их религии и обратить их в религию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал своей жене: - О Хинд, остерегайся встреч твоих детей с этим человеком (имелся в виду Мусаб Ибн Умайр), пока мы не разберёмся с ним. Хинд ответила: - Слушаюсь и повинуюсь! А слышал ли ты от своего сына Муаза, что он рассказывает об этом человеке? - Горе тебе! - воскликнул Амру. - Разве мог Муаз отказаться от своей религии, чтобы я ничего не знал об этом? Праведная женщина сжалилась над шейхом и сказала: - Разумеется, нет, он просто побывал на некоторых собраниях этого проповедника и запомнил кое-что из его слов. - А ну-ка позови его ко мне, - воскликнул Амру. Когда сын предстал перед ним, он попросил его: “Расскажи мне что-нибудь из того, что говорил этот человек”. Муаз произнёс: “Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху, Владыке всех миров, Милостивому, Милосердному, Властителю Судного Дня. Тебе Одному мы поклоняется, и к Тебе Одному мы взываем о помощи. Наставь нас на путь правый, путь тех, которых Ты одарил Своими благами, тех, кто не навлёк на себя Твоей немилости, и тех, кто не впал в заблуждение”. (аль-Фатиха). Амру воскликнул: - Как прекрасны и как замечательны эти слова! Муаз сказал: - И даже лучше этого, о отец. Не желаешь ли присягнуть на верность этому? Весь твой народ уже присягнул. Немного подумав про себя, шейх произнёс: - Я этого не сделаю, пока не посоветуюсь с Манат. Посмотрю, что он скажет. Юноша воскликнул: - Отец, ну что может сказать Манат? Это же мёртвое дерево, не имеющее разума и лишённое дара речи. Но шейх стоял на своём: “Я же сказал тебе, что без этого ничего предпринимать не буду!”

После этого Амру Ибн аль-Джамух пришёл к Манат. Когда люди хотели поговорить с идолом, то ставили сзади него старуху, которая по вдохновению от идола отвечала за него. Во всяком случае, они так считали. Выпрямившись во весь свой высокий рост, Амру встал перед идолом, опираясь на здоровую ногу, так как другая была сильно искривлена. Воздав наилучшую хвалу идолу, он сказал: - О Манат, несомненно ты знаешь, что этот проповедник, который прибыл к нам из Мекки, не желает никому плохого, кроме тебя… Он пришёл для того, чтобы мы прекратили поклоняться тебе… Однако несмотря на то, что мне довелось услышать его прекрасные слова, я отказался присягать ему, пока не посоветуюсь с тобой. Дай же мне совет! Но Манат ничего ему не ответил. - Может быть ты рассердился? - спросил Амру. - Но я в жизни ничего плохого тебе не сделал… Но ничего страшного. На несколько дней я тебя оставлю, пока не утихнет твой гнев.

Сыновья Амру Ибн аль-Джамуха знали, насколько он был привязан к Манат, став с течением времени частью этого идола. Вместе с тем они видели, что беззаветная вера в его сердце начала колебаться. Они должны были вырвать эту веру из его души, чтобы открыть Исламу путь в неё.

Как-то ночью сыновья Амру Ибн аль-Джамуха со своим другом Муазом Ибн Джабалем проникли в то место, где стоял Манат и вынесли его оттуда. Они перенесли его к яме, куда люди из племени бану Салама сбрасывали нечистоты, и оставили его там. После этого они скрытно вернулись домой таким образом, что их никто не видел. Проснувшись поутру, Амру неспеша направился к своему идолу, чтобы поприветствовать его. Не обнаружив его на месте, он воскликнул: - Ну, берегитесь! Кто был у нашего божества ночью? Однако никто ничего не смог ему ответить. Вне себя от гнева и ярости Амру обыскал весь дом снаружи и изнутри, расточая угрозы и проклятия, пока, наконец, не обнаружил идола вниз головой в помойной яме. Он отмыл, почистил идола, умастил благовониями и вернул на прежнее место со словами: - Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь! На следующую ночь юноши вновь пришли к Манат и сделали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, шейх обнаружил идола опять в выгребной яме, перепачканным нечистотами. Взяв его, он отмыл идола, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал Манат: - О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если в тебе есть добро, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого. Затем Амру отправился спать. Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к дохлой собаке и бросили его в колодец бану Салама, куда стекали нечистоты и скапливались там. Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему дохлой собакой, а меч оказался украденным. На этот раз Амру не стал доставать идола из ямы, а оставил его там. При этом он сказал: “Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к дохлой собаке”. А в скором времени Амру принял религию Аллаха.

Ощутив сладость и прелесть истинной веры, Амру Ибн аль-Джамух почувствовал угрызения совести и раскаяние за каждое мгновение своей языческой жизни. Телом и душой он принял новую религию, посвятив свою жизнь, имущество и детей покорному служению Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Незадолго перед битвой при Ухуде Амру Ибн аль-Джамух увидел, как три его сына собираются на бой с врагами Аллаха. Они были подобны диким львам и преисполнены страстного желания принять мученическую смерть и победить с соизволения Аллаха. Такая обстановка возбудила у Амру боевой пыл, и он решил выступить вместе с ними на священную войну под знаменем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако юноши решили помешать отцу осуществить своё намерение… Амру был уже пожилым человеком преклонного возраста и к тому же имел изуродованную кривую ногу. Всемогущий Аллах простил бы ему неучастие в боевых действиях. Сыновья сказали Амру: - О отец, Аллах освободил тебя от участия в войне. Почему же ты утруждаешь себя тем, что ты делать не должен? Шейх сильнейшим образом разгневался на них за такие слова и побежал жаловаться на них посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал: - О пророк Аллаха, мои сыновья не хотят допустить меня к этому благу, заявляя, что я хромой. Клянусь Аллахом, я стремлюсь попасть в Рай с этой моей хромотой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал его детям: - Пусть ваш отец делает, что ему хочется. Может быть Всемогущий Аллах дарует ему геройскую смерть на поле боя… Повинуясь повелению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дети оставили его в покое.

Когда пришло время выступить в поход, Амру Ибн аль-Джамух попрощался с женой, как будто он уже никогда не вернётся… Затем он повернулся к Каабе, воздел руки к небу и произнес: - О Аллах, ниспошли мне смерть героя на поле боя, и не допусти моего возвращения к родным разочарованным. Затем вместе со своими тремя сыновьями и многими бойцами из племени бану Салама он отправился в путь. В самый разгар битвы люди рассеялись вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался в одиночестве. Амру Ибн аль-Джамух находился в это время в первых рядах бойцов. Он скакал на своей здоровой ноге вперёд со словами: - Истинно, я стремлюсь в Рай! Истинно, я стремлюсь в Рай! - Сзади него находился его сын Амру Халлад. Шейх и его сын героически защищали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отбивая атаки врага, пока не пали бездыханными на поле боя почти одновременно.

После окончания битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к телам павших при Ухуде бойцов, чтобы похоронить их. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: - Оставьте их в таком виде, в каком они есть, израненными и окровавленными, и я свидетель этого. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: - Каждый мусульманин, получивший ранение на священной войне во имя Аллаха, в Судный день будет иметь кровь цвета шафрана и запах, подобный аромату мускуса. Похороните Амру Ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой Ибн Амру, потому что при жизни они были большими друзьями.

Аллах был благосклонен и доволен Амру Ибн аль-Джамухом и его соратниками, павшими в битве при Ухуде, послав им свет в их могилах.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта

Амр ибн аль-Ас Амр ибн аль-Ас

Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’А́с аль-Кураши (араб. عمرو بن العاص ‎; ок. 573, Мекка , совр. Саудовская Аравия - 6 января 664 , Фустат , совр. Египет) - арабский полководец и политический деятель VII века. Первоначально один из непримиримейших врагов пророка Мухаммеда и его учения, но затем один из самых ревностных его последователей .

Биография

Его полное имя: Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’Ас ибн Ваиль ибн Хашим ибн Са’ид ибн Сахм аль-Кураши.Родился около 573 или 583 году в Мекке. Амр был одним из влиятельных курайшитских лидеров Мекки и долгое время он действовал против мусульман. Именно он был послан в Эфиопию, чтобы добиться пле­нения и выдачи эмигрировавших в эту страну мухаджиров . После переселения мусульман из Мекки в Медину он сражался против них в битвах при Бадре , Ухуде и битве у рва . После подписания в 629 году Худайбийского мирного договора Амр ибн аль-Ас принял ислам .

После завоевания Мекки пророк Мухаммад послал Амра ибн аль-Аса для разрушения идола Сува . После этого Амр поехал в Оман для передачи пись­ма пророка Мухаммада правителю этой области, и оставался там вплоть до смерти Пророка в 632 году .

В период правления халифа Али Амр поддержал правителя Сирии Муавию и стал командовать его армией . Когда халиф Али послал своего представителя в Сирию, Муавия и Амр отказались при­сяг­нуть новому халифу, обвинив его в укрывательстве убийц халифа Усмана .

Сиффинская битва

Халиф Али попытался сломить сопротивление сирийцев и выступил против них. Армия халифа сумела добиться успеха в битве при Сиффине и тогда Амр ибн аль-Ас, оказавшись в безвыходном положении, приказал своим солдатам прикрепить на кончики копий свитки Корана и призвал к Божьему суду. Халиф Али под давлением своего окружения вынужден был решить конфликт на тре­тей­ском суде . На этом суде представители обоих противоборствующих сторон должны были засвидетельствовать об отречении от власти как халифа Али, так и Муавии, а затем провести вы­бо­ры но­во­го халифа. Представитель халифа Али - Абу Муса аль-Ашари объявил о низложении как Али, так и Муавии, однако Амр ибн аль-Ас неожиданно отказался объявлять о низложении Муавии. Третейский суд не привел ни к каким результатам и гражданская война в Халифате продолжилась. После битвы при Сиффине положение Али резко осложнилось, так как его покинули не­ко­то­рые бывшие сторонники, вынудившие его пойти на перемирие в Сиффине. Их стали называть «хариджитами » .

Египет

Действия Амра ибн аль-Аса позволили армии сирийцев окрепнуть и перейти в наступление. В 659 году войска под командованием Амра вошли в Египет и установили над ним контроль. Наместник Египта Мухаммад ибн Абу Бакр , который был сыном первого Праведного халифа Абу Бакра , был убит .

В 661 году хариджиты отправили к Али, Муавии и Амру убийц, в результате чего Али был убит, Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа. Став халифом после убийства Али, Муавия назначил Амра ибн аль-Аса наместником Египта. В 664 году Амр ибн аль-Ас тяжело заболел и умер . Сообщается, что перед смертью он раскаялся в своих грехах и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али .

В Каире , на том месте, где стояла палатка командующего завоевательной армии Амра ибн аль-Аса, в 662 году была воздвигнута мечеть Амра ибн аль-Аса , которая действует по сей день.

Напишите отзыв о статье "Амр ибн аль-Ас"

Примечания

Литература

  • Али-заде, А. А. Амр ибн аль-Ас: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • / Wensinck, A. J. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • Bahramian A., Negahban F. // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary. - Brill.

Отрывок, характеризующий Амр ибн аль-Ас

– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.