Еврейское завоевание Палестины и догосударственный период. Евреи

Еще перед захватом Иерусалима крестоносцы помышляли основать на Востоке латинские церкви, точнее говоря, возвести прелатов из своего войска на епископские кафедры в городах, которые они освобождали от мусульманского ярма и где оставляли гарнизоны.

Латиняне почтительно обращались с православным духовенством, и оставляли его на своем месте, как в Антиохии; но там, где греческих епископов не было, они назначали своих кандидатов: так произошло в Альбаре, чей епископ покинул свою епархию перед...

Эта глава основана на Книге Иисуса Навина 10:40-43; II и 14-22 гл.

Вскоре после победы над Беф-Хораном был завоеван весь Ханаан. "И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места... И всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом; ибо Господь, Бог Израилев, сражался за Израиля.

Потом Иисус и все Израильтяне с ним возвратились в стан, в Галгал" (Ис. Нав. 10:40-43).

Племена хананеев в северной Палестине, напуганные успехом израильских ополчений, заключили между собой...

ИЗБРАНИЕ АВРААМА

Хотя говорить об «избранном народе», возможно, и является заблуждением, не будет ошибкой назвать Авраама избранным человеком. Мелхиседек действительно возложил на Авраама ответственность за сохранение истины о едином Боге в противоположность господствовавшей вере во многие божества.

Выбор Палестины в качестве места деятельности Мелхиседека отчасти объяснялся желанием войти в контакт с семьей, в которой мог родиться будущий вождь. Ко времени инкарнации Мелхиседека на земле...

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части - Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить.

Что в начале II тыс. до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко...

Книга Иисуса Навина

Здесь рассказывается история перехода евреев через Иордан и последовавшего затем завоевания Ханаана. Важнейшие моменты этой истории связаны с непосредственным вмешательством бога в ход событий. Через Иордан евреи якобы переходят, как посуху, потому что бог остановил его течение и вся вода стала стеной, обнажив дно реки.

Неприступные стены Иерихонской крепости сами падают от трубных звуков и громких криков осаждающих. Победа следует за победой, пока, наконец, весь Ханаан...

Ю. Артемьев, Л. Смирнов.

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную».

I. ВРЕМЯ БЛИЗКО

Пророчества о последних временах мира сего в основном представлены в Священном Писании у пророков Даниила, Ездры, а также Откровением Иоанна Богослова.

То, что эти пророчества относятся к последним временам, это бесспорно, об этом в них прямо сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится...

Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви.

Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство - римское. Рим назывался столицей всей вселенной.

За несколько лет до явления Спасителя римское государство из республики превратилось в империю. Императоры обладали деспотической властью. Таковыми являлись и их представители в отдельных областях. Народ раболепствовал перед императорами. Резко отличалось...

В глазах верующего самыми достоверными доказательствами "богодухновенности", божественной подоплеки Библии всегда были чудеса и пророчества "слова божия".

Историки и этнографы прежде всего выделяют в Библии целую серию чудес, которые следует отнести к странствующим сюжетам, излюбленным темам древних сказок и к типичным почти для всех религий общечеловеческим типовым мифам.

Эго то, что Библия и творцы ее преданий вобрали и переняли из общечеловеческой сокровищницы сказок, мифов, легенд...

После смерти великого пророка Моисея вождём еврейского народа стал Иисус Навин. По указанию Божию Моисей возложил руки на его голову, и Иисус Навин исполнился духа премудрости. Он стал преемником Моисея.

Именно Иисусу Навину выпала великая честь ввести богоизбранный народ в землю Обетованную - благословенную Палестину. Библия называет её землей, где течет молоко и мед, - так богата и плодородна она была. За сорок лет до этого пророк Моисей, по повелению Божию, вывел израильский народ из египетского плена и повел через Синайский полуостров на восток. Там лежала земля их предков: земля Авраама, Исаака и Иакова, - и евреи должны были вернуться в свой удел.

Только через сорок лет они достигли цели. Весенним месяцем под предводительством Иисуса Навина они подошли к границам земли Обетованной, которую отделяла от них река Иордан. За этой водной преградой во всем своём великолепии красовались горы и холмы земли, текущей молоком и медом.

В то время Палестина была заселена многочисленными языческими народами. Они поклонялись идолам. Некоторые из них отправляли особо нечестивые культы, совершая человеческие жертвоприношения.

Богу было угодно сделать израильский народ орудием Своего возмездия над язычниками. Евреи должны были уничтожить тех, кто посягал на Самого Бога, ибо человек есть творение Божие и образ Божий. Жизнь человека священна и неприкосновенна, она всецело находится в руках небесного Владыки.

Язычники были воинственными народами. Они наводили страх даже на израильтян, с которыми был Сам Бог, и Господь великими чудесами укреплял дух евреев. Шествие богоизбранного народа по земле Обетованной превратилось в череду славных и чудесных побед, которые являли силу истинного Бога всем язычникам.

Первое чудо совершилось при переходе реки Иордан, лежащей на пути народа Божьего. В это время года Иордан был особенно полноводен: на вершинах близлежащих гор таяли снега.

И вот Господь явил Своё всемогущество над водами Иордана. Священники Бога Вышнего с Ковчегом Завета вступили в реку, и воды расступились перед ними. Верхняя часть реки стала стеной, а нижняя утекла в море. По открывшемуся дну реки многотысячный народ перебрался на другой берег. Евреи вступили на землю, по которой через полторы тысячи лет пройдут стопы Божественного Спасителя. Он придет на землю, чтобы открыть человечеству путь в истинную землю Обетованную - Царствие Небесное, уготованное Богом всем любящим. Первым городом, захваченным евреями, стал Иерихон. Он располагался недалеко от переправы через Иордан и словно бы держал в своих руках ключи к земле Обетованной. Его.

Это был один из самых сильных городов в Ханаане, стены его были грозны и неприступны.

Еще ранее Иисус Навин направил в город двух разведчиков. Преодолев множество опасностей, соглядатаи вернулись в лагерь. Сведения, которые они принесли, порадовали израильтян. Взятие Иерихона обещало богатую добычу.

Разведчики чуть было не попали в плен, но их спасла жительница Иерихона по имени Раав. Она не выдала пришельцев, укрыв их у себя в доме. В городе Раав пользовалась худой славой блудницы. Раав поверила во всемогущество и истинность Бога евреев, Которому ничто на земле не может противостоять. Она не смогла не помочь людям, исполняющим волю Бога Живого, хотя укрывательство вражеских разведчиков грозило смертью ей самой.

Господь не оставил Свой народ и при взятии Иерихона. Иисусу Навину явился Архангел Михаил. «Вождь воинства Господня открыл ему, как должен быть взят неприступный город. Бог Израилев повелел Иисусу Навину выступить в полном молчании с Ковчегом Завета и обнести его вокруг стен Иерихона. Семь священников должны были идти перед Ковчегом и трубить в трубы. В течение шести дней по одному разу эта процессия обходила город.

На седьмой день Ковчег Завета обнесли вокруг города семь раз. При последнем обхождении при звуке священнической трубы весь израильский народ воскликнул громким голосом. Неприступные стены Иерихона сотряслись и обрушились до основания. Доступ в город был открыт. Иерихон сожгли, а его жителей истребили мечом. Так исполнился закон Божий, предвещающий гибель нечестивца и спасение праведника.

Воины Израиля пощадили только Раав и её родственников. Веру и мужество этой женщины Бог щедро вознаградил. Живя среди Израильтян, Раав стала женой Салмона, князя из колена Иудина, и матерью Вооза - предками царя Давида. Именно среди её потомков через много веков родился Мессия, Спаситель человечества. Воплотился Тот Бог, по вере в Которого она презрела страх и совершила свой мужественный поступок.

СОЧИНЕНИЕ

По дисциплине: История Древнего мира

На тему: ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПАЛЕСТИНЕ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

1. Введение

2. Ханаанская культура ко времени появления евреев в Палестине

3. Пришествие Авраама в Палестину

4. Древнееврейское общество после возвращения из Египта

5. Состояние ханаанских племен во время израильского завоевания

6. Завоевание израильтянами Палестины

7. Духовно-нравственное и политическое состояние израильского народа в период судей

8. История войн в период судей

9. Установление монархии в израильском народе и первые цари

Заключение

Список литературы

древнееврейский общество царь ханаанский

1. Введение

Происхождение слова «евреи». История древнееврейского общества начинается с начала II тысячелетия до Р.Х., когда Авраам пришел в Палестину. Блж. Феодорит Кирский пишет, что «…евреи получили свое наименование от того, что патриарх Авраам из земли Халдейской вступил в Палестину, перешедши реку Евфрат, потому что слово «евер» на сирийском языке называется пришелец…».

Первоначальное название Палестины. Евреи, переселившиеся в Палестину во II тысячелетии, называли ее Ханаан, потому что на ней жили потомки Ханаана, сына Хама, которые пришли туда в III тыс. до Р.Х. «У Ханаана было одиннадцать сыновей, ставших родоначальниками одиннадцами отдельных племен. Четыре из них поселились в Сирии и Финикии, а остальные семь (хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, хананеи и ферезеи) заняли и заселили Палестину».

Происхождение слова «Палестина». «Палестиной первоначально назывались только восточное побережье Средиземного моря, занятое филистимлянами. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея…» В переводе с иврита слово «пелешит, или «плиштим» буквально означает «вторгшиеся». Эту землю греки называли Палестина или Сирия Палестинская. В Библейской энциклопедии Брокгауза сказано, что «слово "Палестина" пpедставляет собой сокpащение гpеч. слов Палайстина Сюриа - "Сиpия филистимлян". Так, в отличие от севеpной Сиpии, гpеки называли Южную, лежащую по обе стороны от pеки Иоpдан, Меpтвого моpя и Аpавы, хотя в целом эта область значительно обширнее, чем заселенная некогда филистимлянами пpибpежная pавнина».

Территория Палестины. «Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою аравиею, Средиземным морем и Сириею, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана… К западу Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией… К северу она простирается от гор, Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии». Сейчас Палестина охватывает «примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, Иордании, части как Ливана, так и Сирии, от Сидона на побережье Средиземного моря до Дамаска в северной её части, и от Рафиаха до залива Акаба - на юге».

«Палестина исторически делится на следующие географические области: Прибрежная равнина (у Средиземного моря), Галилея (северная часть), Самария (центральная часть, севернее Иерусалима) и Иудея (южная часть, включающая Иерусалим), Заиорданье (Трансиордания) - восточный берег реки Иордан».

Палестина как Святая Земля. «…Это земное пpостpанство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего откpовения в Его наpоде и новозаветного откровения в Его Сыне Иисусе Хpисте». Поэтому Палестина называется «святой землей» (Зах. 2:12), «землей Господней» (Ос. 9:3). С Авраама начинается откровение Святой Троицы. История еврейского народа - это история ветхозаветного Божественного откровения и общения с Богом. Поэтому история древнееврейского общества является центром истории Древнего мира.

Географическое положение Палестины. Духовной цели было подчинено и географическое положение Палестины. Она «…лежала… в самом центре древнего мира… Посему-то Сам Господь говорит у пророка: "Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли" (Иез 5:5)…». Она была своего рода мостом между древними речными цивилизациями Месопотамии и Нила. В Палестине пересекались важнейшие сухопутные и морские пути древнего мира, и по ним истинное Богопочитание должно было распространяться по всему миру.

Плодородность древней Палестины. В древности Палестина была плодороднейшей страной. «В Библии Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земли, и текущая медом и млеком и которая напояется водою от дождя небесного». Там, где сейчас много пустых мест, невозделанные земли и известняковые скалы без всякой растительности, в древности были пастбища. «В лучшие времена в Палестине не было ни одного необитаемого места; всякий склон горы был садом, огородом, или виноградником». «Не даром иудеи говорили, что если рай еще есть на земле, то здесь именно дверь, которая ведет в него».

История древнееврейского общества описана в Библии, которая является самым полным и достоверным источником по данной теме. Поэтому данная работа основана прежде всего на священной библейской истории. Изучение истории еврейского народа в Палестине необходимо для понимания Священного Писания Ветхого Завета и Библии в целом.

Даты Древней истории приведены по хронологии известного библейского археолога Рона Уайетта. В 1978 г. он нашел на дне Аккадского залива Красного моря дорогу, по которой израильский народ переходил через море. Он поднял со дна остатки колес египетских колесниц, привет их в Каир в музей «Античности Египта». Директор музей сразу же сказал, что это колесо использовалось только в правление фараона Рамсеса II. Благодаря этому открытию удалось установить год выхода из Египта - 1446-й до Р.Х. На основе этой даты была составлена хронология библейской истории.

2. Ханаанская культура ко времени появления евреев в Палестине

«Палестина и прилегающие к ней области Финикии уже в III тысячелетии до н. э. представляли собой определенное культурно-историческое единство, хотя здесь и не было единого и более или менее прочного государства». В основном хананеи жили в городах, окруженных высокими стенами. Эти города были независимы друг от друга. «…Любого местного сиро-палестинского правителя могли именовать тремя разными обозначениями: для фараона он был «человек такого-то города», в дипломатических документах - «градоначальник», а для собственных подданных - «царь». Только правитель Хацора решался называть себя «царем» даже в письмах к фараону».

Ханананские племена были идолопоклонниками, т.е. поклонялись твари и бесам вместо Бога, и вели довольно безнравственную жизнь. Они обоготворяли природу. Их главными божествами были богиня плодородия Астарта и бог солнца Ваал, которому поклонялись под разными именами. Культы этих божеств сопровождались безнравственными ритуалами. Для умилостивления богов «…они приносили человеческие жертвы и, выходя из мнения, что чем дороже приношение, тем больше милости может получить приносящий, они не смущались убивать даже своих собственных детей…» О нравственности жителей Содома и окрестных городов сказано в книге пророка Иезекииля: «Вот в чем было беззаконие Содомы… и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим…» (Иез.16:49,50).

Основным занятием хананеев было сельское хозяйство. Также было развиты садоводство, виноградство и виноделие. Уже с III тыс. египтяне вывозили из Палестины большое количество оливкового масла. Также были развиты ремесла и строительство. «Ткани делали из шерсти и льна. Особенно высоко ценились цветные украшенные узорами и рисунками роскошные ткацкие изделия».

Пришествие Авраама в Палестину

О появлении евреев в Палестине нам известно из Библии. В Харране (город в юго-восточной Турции) Господь явился Аврааму (в то время его звали Аврам) и сказал ему: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе…» (Быт. 12:1). Авраам вместе со своей семьей пошел в Ханаан. Ему тогда было 75 лет. Согласно хронологии Рона Уайетта, это было в 1921 г. до Р.Х.

Авраам был скотоводом, и с точки зрения гражданской истории, его племя находилось на низком уровне культурного развития. Но из Священного Писания нам известно, что он находился на самом высоком духовном уровне. Он был человеком, с которым Бог вступил в завет.

Предположительно племя Авраама состояло из примерно из 1000 человек. «Для такого количества людей требовалось, по крайней мере, не менее сотни палаток, сделанных, вероятно, из черной козьей шерси…» Язык, на котором говорили ханане, «…был весьма близок (если не тождествен) к еврейскому; у пророка Исаии (XIX, 18) еврейско-финикийский язык называется «языком ханаанским». В своих сношениях с древними обитателями евреи, по-видимому, совершенно не нуждались в переводчиках…» Кроме хананеев, Авраам общался с аморреями, которые в то время занимали центральную и юго-восточную области Палестины. У него были самые дружественные отношения с мирным племенем хеттов, живших у дубравы Мамре. «Свои стада он пас среди них и к ним именно он обращался за покупкой пещеры Махпела. Это был народ просвещенный и высоко цивилизованный. Один из их южных городов известен был под названием Кириаф-Сефер, т.е. «город книг», - название, которое указывает на существование в нем целой библиотеки…» Одежда хеттов говорит о том, что они были каппадокийского происхождения. «Ферезеи, жители деревень, были, вероятно, те же самые хеттеи, только под другим названием и жившие в различной местности. Филистимляне упоминаются как жители Герара на юго-западе». В то время филистимляне не были сильными и вели мирную пастушескую жизнь.

В то время в Палестине обитало от 7 до 10 разных племен. Большая часть из них были малочисленными. Они были настолько разделены между собой, что не было нужды враждовать друг с другом из-за земель. «Аврам не встречал никаких затруднений в прокормлении своих стад, где только ему хотелось…»

Племя Авраама представляло резкий контраст с образом жизни хананеев. Он ставил палатку себе и отдельно для жены и ее служанок. «Их пища состояла из пресных лепешек, сбитых сливок или масла, мяса свежее убиваемых козлят или телят. Рабы, рожденные ли в доме или приобретенные покупкой, пользовались хорошим обхождением и составляли стройную общину, над которой глава рода имел безусловную власть, ограничиваемую естественною добротою характера… Женщины Аврамова каравана совершенно не походили на тех жалких забитых существ, какими были женщины окружающих племен».

В семье Авраама, т.е. у древних евреев, была патриархальная форма правления. «Она состояла в том, что власть по заведыванию всеми гражданскими делами сосредоточивалась в главе семейства или рода. Патриарх, как глава семейства, бы в то же время и единственным решителем всех дел, возникавших между членами его семейства или рода. Он вполне распоряжался судьбою своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти… за которым признвалось право войны и мира. Но все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и все вытекали лишь из естественного положения отца в семействе, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода».

«Патриархи - мирные пастухи, которые переселяются с одного места на другое для отыскания лучших пастбищ, и единственными вьючными животными служат у них верблюд и осел. Лошадь им еще была неизвестна… Земледелие еще было мало развито и составляло лишь временнее и случайное занятие. Поземельной собственности у них не было. Авраам купил себе землю только для погребения, и только Иаков приобрел в собственность участок для своего шатра. Запасов жизненных не делалось, вследствие чего голод часто вынуждал переселяться в соседние страны…» «Ко времени Авраама мы видим зачатки меновой монеты, хотя и в виде кусков известного металла с определением его ценности по весу; при Иакове являются своего рода «монеты», а сыновья его уже хорошо знакомы с ходячими сребрениками, за которые они и продали своего брата Иосифа». У евреев уже были именные печати (Быт. 18:18,25).

«…Предание приписывает Аврааму высокие познания в астрономии и математике, которым он будто бы научил египтян. Следов письменности в собственном смысле не встречается, хотя нет достаточных оснований сомневаться в ее существовании, тем более, что в соседних с Палестиной странах она уже несомненно существовала».

4. Древнееврейское общество после возвращения из Египта

В 1706 г. до Р.Х. при патриархе Иакове евреи во время голода переходят в Египте, а в 1406 г., через 300 лет, они вернулись в Палестину. Теперь еврейский народ управлялся «старейшинами сынов Израилевых» (Исх. 3:16; 4:29), которые были уже не главами, а представителями колен. Израильский народ представлял собой союз, сплоченный теократическим правлением и кровным родством. Каждое колено было самостоятельным. Оно «…представляло собой как бы вполне независимую республику - с своим особым правительством, своею особенною народно-общественною жизнью, с своими особенными отношениями и интересами. Оно имело во главе управления представителя колена, который был самостоятельным, независимым князем…»

Общенародные дела решались представителями всех колен, избираемых народом. Во главе народа стояли 12 старейшин, избранных по одному из каждого колена (за исключением колена Левия, которое по причине своего особенного назначения и положения не участвовало в политических делах народа).

Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых… Я сойду.. и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ. 11:16-17). «Эти представители народа составляли из себя постоянный сенат, который Моисей постоянно имел при себе в качестве советников и помощников».

Третью и самую многочисленную группу представителей народа составляли «начальники» или «судьи» народа. Эта должность была учреждена Моисеем в пустыне по совету его тестя Иофора для облегчения трудов по управлению народом (Исх. 18:14-26). Эти начальники обязаны были заниматься разбором мелких дел.

Но все колена вместе представляли собой единый народ, «царство Иеговы», народ Божий, объединенный теократическим правлением. «Но самым сильным средством, служившим связующим элементом всех колен, были общие народные собрания, собиравшиеся по важным делам, касавшимся всего народа». Оно состояло из старейшин и начальников народа (и даже десятиначальников) и было наивысшим выражением народной воли. В нем участвовало более десятой части всего мужского населения. Оно состояло из совета народного собрания, в который входили главы глав колен и старейшин («князей»), и общенародного собрания, состоящего из старейшин семейств: надзирателей народа и начальников или вообще судей («общества»). Народные собрания происходили сначала перед скинией, отчего и сама скиния часто называлась «скинией собрания» (Лев. 4:4,5,7), а впоследствии - в различных городах, в основном в Массифе («место наблюдения»; город в колене Вениаминовом) (Суд.11:11).

«Таким образом по своему внутреннему складу израильское государство должно было представлять собою форму народного самоуправления, под верховным главенством Иеговы»

В то время в Палестине могло жить многочисленное население. Когда было произведено исчисление израильтян (Числ. 26), то народ, принадлежавший к девяти с половиной коленам, которым предстояло населить западную Палестину, насчитывал 2,5 миллионов человек. Это составило бы примерно 135 человек на квадратный километр. «В лучшие времена в Палестине не было ни одного необитаемого места; всякий склон горы был садом, огородом, или виноградником».

Согласно закону Моисея, земля являлась собственностью Иеговы, Который являлся ее полноправным распорядителем по Творца вообще и по праву дарителя Палестинской земли избранному народу в частности. «Моя земли, говорит Господь, - вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:20-21). «Сущность теократического принципа в данном случае составляет одинаковое право всех членов Моисеева государства на землю». Когда израильский народ был исчислен по поколениям и семействам, Бог сказал Моисеею: «сим в удел должно разделить землю по числу имен; кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее» (Числ. 26:53-54). Земля разделялась по коленам, племенам и семействам. Законом было запрещено продавать или передавать землю в другое колено или племя (Лев. 25: 25,26,28), а также продавать землю навсегда (Лев. 25:23). Это исключало захват чужой земли, препятствовало обнищанию одних и чрезмерному обогащению других и устраняло несправедливость. Благодаря этим законам, государство евреев, которое было по преимуществу земледельческим, состояло из свободных землевладельцев-собственников. Со временем в нем стали выделяться более и менее состоятельные.

Благодаря теократическому правлению, в израильском народе были гармонично соединены две крайности: «…каждый отдельный индивид принадлежал одинаково и себе самому, и обществу; сам пользуясь свободой, согласовал бы ее в то же время с законом, с свободой всех…» Главной единицей общества являлась община, в которой каждый ее член находил полную защиту и обеспечение своих прав.

В израильском народе отсутствовали сословные различия и привилегии и все были равны перед законом и государством. В нем не было рабства в собственном смысле того слова. Оно было возвышено «…до нормальных, необходимым в общественной жизни служебных отношений…» Не было пыток. Начиная с Моисея, у еврейского народа появляется литература. Прежде всего это было Пятикнижие - первые книги Священного Писания.

Состояние ханаанских племен во время израильского завоевания

В гражданском отношении ханаанские народы были уже на довольно высокой степени цивилизации, особенно финикийцы, которые в это время уже вели обширную морскую торговлю и знакомы были со всеми сторонами цивилизованной жизни. «Хананейское общество до прихода Иисуса Навина в XVI- сер. XIII вв. было чрезвычайно богатым…» Они не строили огромных храмов. «Страна наполнена была городами и селениями, среди которых расстилалась роскошнейшие нивы и пастбища. Города, большею частью сильно укрепленные, строились по преимуществу на высотах гор, что делало их еще более неприступными… и что… особенно устрашило израильских соглядатаев».

Но при этом идолопоклонство ханаанских народов приобрело самые страшные формы. Если раньше они приносили человеческие жертвы по особым случаям, то в это время они у них были распространены широко. «При возведении какого-нибудь важного здания или, например, крепости в основание закладывалась человеческая жертва».

У ханаанских народов не было политического единства. Поэтому они не могли вместе оказать сопротивления израильтянам. Не только отдельные племена, но и отдельные города считали себя совершенно независимыми друг от друга, управлялись своими собственными царьками, которые постоянно соперничали между собою. Даже общая опасность не смогла объединить их между собою, и каждый город защищался собственными силами. Только впоследствии образовывались союзы из нескольких городов, которые пытались общими силами оказать сопротивление евреям.

В XVIII в до Р.Х. Палестину и Египет заняли гиксосы («правители чужых стран» - от егип. «хегу-хасут») и более двух сот лет правили в этих землях. В первой половине XVI в. до Р.Х. началось изгнание гиксосов из Палестины и завоевание египтянами. Это сильно ослабило ханаанские племена.

Завоевание израильтянами Палестины

Из-за идолопоклонства и безнравственности ханаанских народов Моисей запретил израильтянам вступать в союз с ними. Войдя в Обетованную землю, они должны были освободить и очистить ее от таких грехов и истребить или изгнать из нее эти племена.

После смерти Моисея вождем еврейского народа стал Иисус Навин. Под его руководством израильский народ переел Иордан. Согласно хронологии Рона Уайетта, это было в 1406 г. Чудесным образом был взят Иерихон, который был центром идолопоклонства и одним из самых сильных городов в стране. Затем была покорена вся южная половина Палестины и середина, за исключением нескольких городов, в том числе и Иерусалима. После этого была покорена северная часть. «Война продолжалась около семи лет; в течение ее были покорены, хотя и не вполне истреблены, семь народов, и в битвах пали тридцать один царь». Но «на севере страны, у подножия Ермона и по Финикийской границе еще оставались хананеи… На западе - побережье Средиземного моря, роскошная равнина Саронская, к югу от Кармила - богатая равнина Шефела, тянущаяся до Газы, не перешли вполне под власть израильтян. На равнине Шефела пять князей филистимских, с своими железными колесницами, сохранили свою независимость, и часто поэтому нападали на своих соседей. К востоку от нижнего Иордана и Мертвого моря продолжали жить потомки Лота: аммонитяне и моавитяне… эти кочевники … не раз делались для израильтян соседями опасными и страшными… Но даже и внутри самого Ханаана не все прежние жители были истреблены или изгнаны». Во многих городах, занятых израильтянами, оставались остатки прежнего населения и жили вместе с израильтянами.

После этого Палестина была разделена по жребию между девятью с половиной коленами, кроме двух с половиной колен, которые получили себе наделы за Иорданом еще до перехода через него. Иисус Навин оставил свою должность вождя народа, и колена рассеялись по отведенным уделам. У них закончилось религиозное воодушевление, и они оставили военную деятельность, желая спокойной жизни. Некоторые ханаанские народы Господь оставил в Палестине, «чтобы искушать ими Израильтян… для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых…» (Суд. 3:1-2). Но другие народы израильтяне не стали изгонять и истреблять «…во-первых, по лености, а во-вторых, по любостяжательности…», предпочитая оставлять их в качестве своих данников, нарушая этим повеление Божие.

Духовно-нравственное и политическое состояние израильского народа в период судей

Духовно-нравственное отступление в период судей. Новое поколение, не видевшее благодеяния Божии народу, даже стало заключать с ними браки, что было причиной впадения в идолопоклонство и безнравственность (Суд. 3:6,7). Соседние народы стали нападать на них, грабить, убивать и заставлять платить дань. Кроме того, ханаанское население, оставшееся в Палестине, скоро оправилось после завоевательной деятельности Иисуса Навина и стало нападать на израильтян, а во время войн присоединялось к их врагам. «…Бог с отеческой любовью, когда израильский народ преступал закон, предавал его иноплеменникам, употребляя последних как бы вместо жезла и бича…» Когда народ каялся в своих грехах, Бог посылал ему судей, которые с помощью Божией освобождали народ от чужеземного ига. Период правления судей продолжался около 350 лет, до установления монархии в 1050 г. до Р.Х.

Политическое состояние израильского народа. В период судей израильтяне не занимались ни торговлей, ни промышленностью. У них не было единого правительства. Каждое колено было независимым. Все местные власти были наследственными, и не было вообще законодательной власти. Не издавалось никаких новых законов, не было налогов, кроме десятины, которую они должны были приносить Богу и левитам. Не было никакой армии. Когда нужно было воевать, каждый вооружался, чем мог, что попадало в руки.

Каждый город также был совершенно самостоятельным. Каждый дом и каждая семья заботилась сама о себе. Каждый жил доходом со своего поля и от своих стад. Не было даже особого сословия ремесленников, были только земледельцы и скотоводы. Мастера были исключением. «Таким образом, народ был так же независим в своих потребностях, как независим и в управлении… У него не было особых судей для водворения правды, не было полиции для надзора за исполнением законов… Когда нужно было уладить распри, то спорные дела, по обычаю, обсуждались старейшинами народа, то есть, главами семейств, у городских ворот». Если судьи не могли согласиться между собою, или если одна из сторон отказывалась принять их приговор, то Моисей установил, чтобы дело переносилось на решение священников (Втор. 17:8,9). Об этом времени в Библии сказано: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.17:6).

Военачальниками были главы семейств, но не всякий глава был воином. Потому во главе становился наиболее мужественный и храбрый. Такой человек тогда делался судьей израильским. Когда такой судья издавал призыв к оружию, под его власть шел, кто хотел: принудительной службы не существовало. Все зависело от умения судьи управлять людьми и заставлять подчиняться. Когда же общественная опасность, благодаря которой судья становился во главе народа, проходила, он возвращался домой и занимался своими делами. «Судьи вообще были начальниками…временными, случайными властями, которые Бог устанавливал в исключительных случаях, по нужде своего народа». Главной функцией судей была военная, а не судебная. Судья был освободителем народа, а не начальником.

Из-за такого политического устройства израильтяне не могли объединиться политически и стать единым сильным народом. Поэтому они не могли входить в политические отношения с другими государствами и, будучи отделены от них географически, жили совершенно обособленно от них. Это ограждало их от языческих обычаев.

Почему Бог не давал израильтянам царя. Бог не давал израильтянам царя, чтобы они чувствовали, насколько всецело находятся в Его полном распоряжении. Не имея над собою человека, который бы мог их защитить от врагов, они сильнее чувствовали свою зависимость от Бога, Который для них был то же, что царь для других народов. Поскольку они не сомневались в Его всемогуществе, то в своих нуждах прибегали к нему, а свои несчастья приписывали гневу Божию. Если же над народом стоял бы царь, то в своих бедах народ бы обвинял его, а не себя.

Кроме того, любая политическая власть стремится к расширению. Даже бедуины, ведущие совершенно кочевую жизнь, ведут межплеменные войны и живут грабежом. Поэтому введение монархии на начальном этапе жизни в Палестине стало бы постоянным поводом к войне с другими народами либо к установлению торговых отношений, которые всегда ведут к культурному и религиозному влиянию.

Религиозное единство израильтян. В то время вера и обрядовый закон объединяли народ. Жертвы можно было приносить только в скинии, которая была религиозным центром народа. Ежегодно народ собирался в праздники у скинии. Сильно поддерживали в народе веру левиты, которые жили во всех коленах, что напоминало евреям об их религиозном единстве. В отличие от жрецов в Египте и Вавилоне, они не были правящим сословием, хотя само правление в народе было теократическим. Служение левитов было чисто духовным и лишено политической власти. Когда же стала в народе оскудевать вера, тогда была создана центральная политическая власть, которая объединила его политически.

История войн в период судей

В XIII в. до Р.Х. из Малой Азии в Восточное Средиземноморье вторглись эгейско-анатолийские народы («народы моря»). «В их состав предположительно входили греки - ахейцы-индоевропейцы, а также догреческое население материковой Греции…» Они пользовались железными колесницами, а их флот совершал нападения даже на Египет. «…Продвижение их на Египет было остановлено фараоном Рамсесом III в какой-то момент после середины XII в. до х.э. Два племени из числа «народов моря», известные в дальнейшем под названием…» Они «…завладели укреплёнными городами, из которых самым мощным был Газа» , «…осели на плодородном палестинском побережье, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км… и создали здесь союз пяти самоуправляющихся городов: Газы, Аскалона, Аккарона, Гата и Ашдода». Поэтому окрестные семитоязычные народы стали называть их «плиштим», что значит «вторгшиеся», или филистимляне.

После победы над месопотамским царем израильтяне снова стали развивать расширять свои отношения с языческими народами и обогащаться. «Колено Даново вошло в тесные сношения с филистимлянами города Иоппии, и само занималось морскими промыслами и мореплаванием… Благосостояние народа развилось настолько, что женщины и девицы носили разноцветные одежды и на шеях вышитые платки, а в городах было много сокровищ… Стала развиваться и торговля… и… народ становился с каждым годом богаче и сильнее».

После смерти Аода израильтяне снова подверглись «культурному» влиянию язычников и стали поклоняться их богам. За это они «…были преданы под власть Ханаанского царя Иавина, который угнетал их в течение двадцати лет. Резиденцией Иавина был город Хацор, лежавший в северной части Палестины, сожженный при И. Навине… но восстановленный позднее Хананеями…» У Иавина было 900 колесниц, которыми заведовал военачальник Сисара. Из-за нашествия хананеев у евреев была прекращена всякая торговля. Они скрывались в долинах и городах. Когда израильтяне обратились к Богу с покаянием, Господь послал им пророчицу Девору из колена Ефремова, к которой народ ходил для разбирательства своих дел. По словам блж. Феодорита, она была «удостоена дара пророчества в обличение тогдашних мужей, потому что когда ни один не был найден достойным благодати, тогда Девора прияла дар Всесвятого Духа». После победы над Иавином израильтяне жили в мире 40 лет.

Затем они снова стали уклоняться в идолопоклонство, и за это подверглись нашествию мадианитян и других кочевых племен. Мадианитяне были потомками Авраам от Хеттуры и считались одними из самых непримиримых врагов израильтян. Мадианитяне соединились с амаликитянами и бедуинами, собрали войско в 120 тыс. человек и в каждый год в течение 7 лет совершали нашествия на Палестину. Они угоняли весь встречающийся скот и вытаптывали посевы. Когда народ снова обратился к Богу, Господь послал их избавителя Гедеона. После победы над мадианитянами Гедеону предложили верховную власть. «…В первый раз возникла мысль о центральной власти и об основании монархии в Израиле». Но Гедеон считал Бога единым истинным царем Израиля и отказался, сказав: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд. 8:23).

После этой победы израильтяне мирно жили 40 лет. Снова началась торговля с язычниками, которые даже добились того, что им разрешили построить храм в честь своего бога в Сихеме, а может быть, также и в других городах. Сын Гедеона от сихемской наложницы Авимелех решил самовольно основать царскую власть в Израиле и провозгласил себя царем, но был убит за жестокость к израильтянам.

В последующее время благоденствия евреи снова стали уклоняться в идолопоклонство. Господь снова предал израильтян «…в руки Филистимлян и в руки Аммонитян; они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле Аморрейской…» (Суд. 10:7,8). Когда народ обратился к Богу, Он послал им избавителя Иефая.

К борьбе с внешними врагами прибавились и междоусобные между коленами. После победы над аммонитянами колено Ефремово отказалось признать Гедеона судьей. Между ним и заиорданским полуколеном Манассиина произошла война, в которой было убито около 42 тыс. человек.

К концу периода судей самым сильным народом Палестины были филистимляне. Они составили союз из пяти городов и приобрели сильное влияние в стране. Их города были центрами промышленности. Они были единственным ханаанским народом, который не только был совершенно независим от израильтян, но и постоянно держал их в страхе своими неожиданными нападениями. Их главным делом была война. Они угнетали израильский народ 40 лет. Избавителем от них стал судья Самсон.

В Библии упоминается еще об одной междоусобной войне. Колена Вениаминово настолько было развращено, что колена Израилевы начали вести против него войну, пока почти полностью не истребили его (Суд. гл. 19-21).

Израильский народ понял, что его главная сила в религии, и после Самсона судьей стал первосвященник Илий, но его сыновья сильно согрешали перед Господом. Судьей стал пророк Самуил из колена Ефремова. В это время народ все больше разобщался. Национальное единство разрушалось и преобладало стремление к независимости. Упало влияние старейшин и священников. Между некоторыми коленами появилось соперничество. Для того чтобы пробудить народе чувство единения, Господь послал филистимлян, которые «решились окончательно покорить себе всю землю обетованную». В первом сражении с филистимлянами израильтяне потеряли 4 тыс. человек, во втором - 30 тыс., и Ковчег завета был взят в плен, город Силом, где стоял Ковчег, был разрушен, а все его жители были истреблены «за нечестие». «Никогда еще такое бедствие не постигало народ со времени оставления им Египта». Через 7 месяцев филистимляне вернули Ковчег, но угнетали израильтян 20 лет.

Благодаря деятельности Самуила в народе произошло обращение к покаянию. Евреи подняли восстание в Массифе и с помощью Божией нанесли поражение филистимлянам. Израильтяне вернули себе все города, захваченные филистимлянами. В народе появилось стремление к национальному единству, идолопоклонство было отвергнуто. Самуил основал пророческие школы, целью которых было возрождение религиозно-нравственной жизни народа.

9. Установление монархии в израильском народе и первые цари

Но сыновья Самуила уклонились от благочестия, и народ, сознавая свою неспособность жить по началам теократии, попросил себе царя. В 1050 г. до Р.Х. в израильском народе была установлена монархия. В цари был помазан Саул из колена Вениаминова. Через некоторое время аммонитяне напали на заиорданские колена, захватили многие города, а жителей обратили в рабство. Саул под угрозой наказания приказал всему народу собраться на войну. Собралось войско в 330 тыс. человек, и израильтяне одержали победу.

Затем Саул решил полностью освободить свой народ от филистимлян, которые жили среди него. Филистимляне объединились и выступили против израильтян. Саул вынужден был отступить, и в Галгале он самовольно принес жертву, нарушив «…основное условие своего избрания на царство, так как он заявил незаконное желание действовать не как представитель высшего Царя, а как самовольный независимый правитель. Он заявил притязание на объединение в своей личности не только независимой гражданской царской власти, но и религиозной священнической…» Филистимляне захватили почти всю страну и держали ее в течение года или двух, пока в Гивах им не было нанесено первое поражение. После этого Саул успешно вел войны со своими соседями и истребил амаликитян. Но за то, что он прямо нарушал повеления Господа, он был отвергнут, и в 1010 г. до Р.Х. царем был помазан Давид из колена Иуды.

Заключение

История древнееврейского общества является первым в истории человечества систематическим изложением истории. Она написана на людьми, а дана Богом как часть Божественного Откровения. В ней Господь открыл людям, что история - это прежде всего история духовно-нравственной жизни. История - это история отношений человека с Богом. Именно они определяют все остальные стороны жизни общества и человека. История - это религиозный предмет, и изучать ее нужно только с точки зрения веры и нравственности. Господь нам открыл историю древнееврейского общества как образец того, как правильно нужно смотреть на историю любого народа и в том числе и своей личной жизни.

Современная история Древнего мира стала развиваться только в 19 веке в связи с археологическими открытиями. Достижения светской науки дополняют и проясняют некоторые стороны уже Богом открытой истории древнееврейского общества во II тысячелетии. Но сами светские историки сосредотачиваются только на внешней ее стороне, не видя духовно-нравственных причин изменений в обществе и войн. Теряя из виду самое главное, они превращают историю в набор событий. По словам великого древнеримского философа Цицерона, образом, история - наставница жизни. Но при светской подходе она превращается в набор знаний о давно прошедших событиях и теряет свою назидательную функцию.

Богом открытая и историками подтвержденная история древнееврейского общества II тысячелетия показывает греховность человека и святость Бога. Этому народу Бог дал Свои законы устроения общественной жизни. Очевидно, что это самые справедливые и человеколюбивые законы. Их цель - устроить жизнь общества так, чтобы оно не подавляло личность, а обеспечивало ей свободу и развивало сознание единства с обществом. Конечной целью Божественных законов является святость всего общества и каждого его члена.

История древнееврейского общества показывает, что власть - это сила, исходящая не от народа, а от Бога. Справедливые отношения в обществе возможны только при понимании, что единственным собственником земли является Бог.

История израильского народа открывает, что усиление политической власти является следствием оскудения веры и нравственности в народе и как восполнение недостатка в них. Сильная политическая власть нужна там, где оскудевает благочестие. Для благополучной жизни народа, заключившего завет с Богом, достаточно пребывать верным завету, а Бог будет управлять политической жизнью. В Новом Завете это выражено словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). С другой стороны, в рассмотренной истории ясно показано, что никакие усилия и средства не могут избавить народ от бедствий, если он не кается в грехах и не обращается к Богу. Страдания и посылаются Им, чтобы обратить народ к вере и жизни по вере. И чем дольше общество пренебрегает этим призывом, тем в более худшее состояние оно приходит.

История древнееврейского общества - это ключ к пониманию истории любого народа и самая истинная наставница жизни.

Список литературы

1. Блаженный Феодорит Криский. Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. - М.: Издат. Совет РПЦ, 2003. - 440 с. (Серия «Творения святых отцов и учителей Церкви»).

Библейская история при свете новейших изследований и открытий. Ветхий Завет в двух томах. / Сост. А.П. Лопухин. Т. 1. От сотворения мира до пророка Самуила. - СПб., 1889. - 1000 с.

Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. - М., 1990 - Репринтное изд. 1891 г. (Электронная версия).

. #"justify">. Библейская энциклопедия.Брокгауза. Ринекер Ф., Майер Г. - Перевод с нем. Оригинальное издание: Lexikon zur Bibel © 1994 Brokhaus Verlag Wuppertal (Электронная версия).

Авдиев В. История Древнего Востока. - М., Высшая школа. - изд. 3-е, перераб. - 1970. - 608 с.

. #"justify">. Деопик Д. История Древнего Востока. ПСТБИ, 2001. - 210 с.

Всемирная история: Бронзовый век / А. Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н. М. Волчёк и др. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 512 с.

Библейская история при свете новейших изследований и открытий. Ветхий Завет в двух томах. / Сост. А.П. Лопухин. Т. 2. От пророка Самуила до Рождества Христова. - СПб., 1890. - 1042 с.

Бухарин М., Ладынин И., Ляпустин Б., Немировский А. История Древнего Востока. - М.: Дрофа. - 2009. - 1163 с.

История Востока. В 6 т. Т.1. Восток в древности / Гл. редкол. : Р.Б.Рыбаков (пред.) и др.; - М., Вост. лит., 2002. - 688 с. : карты.

Всемирная история. В 10 т. Т.1. Под ред. Ю.П. Францева (ответств. ред.) и др. - М., Гос. изд-во политич. лит-ры, 1955. - 747 с.

Главным героем битвы израильтян за Палестину стал главнокомандующий - Иисус Навин. Имя Иисус мы ещё не раз встретим в Библии и подробное объяснение с различными версиями перевода. Официальная версия исходит из еврейского слова Йегошуа, «бог, помощь, спасение». А чем удивит нас перевод с санскрита? Напишем вначале букву j [дж] вместо «Й», тогда подходящим на санскрите словом будет: jisnu [джисну] «победоносный». Этим эпитетом в ведической литературе обозначали богов: Вишну и Индру, а так же героя Арджуну из эпической поэмы «Бхагават-Гиты», победивший своих врагов – родственников на поле Курушетра. Похожая ситуация произошла и на полях битвы в Палестине, когда евреи захватили земли Ханаанян и Амореев, тоже семитские родственники по Первопредку Симу и Ханаану. Именно Иисус Навин принёс победу Израильтянам, поэтому его по праву можно назвать «Победоносным». Что же касается перевода слова навин с санскрита, то оно при прямом прочтении означает: navin [навин] «моряк», но он не вёл моских сражений.
Во втором варианте прочитаем наоборот имя Иисус Навин – ниван сусии и подберём похожие слова на санскрите: nivar su si-ja [нивар су си - джа], где nivar «отражать нападение», su «обладающий верховной властью», si «объединять», -ja «род, племя», т.е. «человек, обладающий верховной властью, объдинил свой род, для отражения нападения».
«И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона… И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское, почему и называется то место «Галгал» до сего дня» (И.Н. 4:19).
Слово Галгал состоит из двух одинаковых слогов: gal [гал] «спасать, проходить, погибать, капать, течь». Если понимать под «посрамлением» пленение и рабство Израильтян, то Господь говорил об их спасении, поэтому перевод будет: «спасение погибающих».
В названии первого города Иерихон, который был захвачен евреями, содержится следующий смысл: jarad-on [джарад-он], где jarad «старый», on «он», т.е. «он старый» или «старый город». И действительно Иерихон считается самым старым городом на земле пока раскопанный археологами, так как датируется 10-8 тысячелетием до н. э. Сейчас это место называется Телль Эс-Султан, находится на территории Палестины и раскопан археологами всего на 12 процентов. Раскопки показали, что здесь жили европеоиды – индоевропейцы (по терминологии историка и археолога Ю. Петухова).
Именно они, впервые в истории человечества, возвели крепостную стену с двумя башнями из кирпича овальной формы. Уже в то время (8 тыс. лет до н. э.) в Иерихоне жило около 3 тысяч человек, которые выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, нут, виноград и инжир. Им впервые удалось одомашнить газель, буйвола, дикого кабана. Именно это обстоятельство, что жители города питались свининой, говорит об индоевропейцах, а не семитах, которые свинину не ели. Через Иерехон шла обширная торговля солью, серой и битумом из Мёртвого моря, раковинами каури с Красного моря, бюризой с Синая, нефритом, диоритом и обсиданом из Анатолии. Так что Израильтяне захватили очень важный город в экономическом плане. Но археологи утверждают, что город был захвачен благодаря подкопу под крепостную стену, а не с помощью «Ковчега Завета» и звуков труб, как пишется в Библии. Интересно знать, что после смерти Моисея и Аарона израильтяне перестают использовать это оружие, как, будто они не знают, как оно работает.
После первой победы, был захвачен небольшой городок Гай и Израильтяне принесли жертвоприношение «у горы Гаризим, а другая половина (народа) у горы Гевал». Город Гай имеет свой аналог в Индии и на санскрите это слово означает: gaya [гайя] «дом, хозяйство, семья», т.е. «город, где живут одни родственники, как одна большая семья». Название горы Гевал означает: gaval [гавал] «бык, буйвол», т.е. «гора, похожа на быка». Гора Гаризим: giri-sima [гири-сима], где giri «гора», sima «высшая точка», а по русски «зима», т.е. «гора, на которой лежит снег». В связи с этим, известные в Индии горы Гималаи, в переводе означают: sima-laya [сима-лайя] «исчезающие зимой» или «исчезающие вершины», так как зимой эти вершины не видно за облаками.
Израильтяне стали планомерно захватывать один город за другим, когда разбили военную коалицию пяти Палестинских царей, которые спрятались в пещере. «И тогда Иисус сказал: откройте отверстие пещеры и выведите ко мне из пещеры пятерых царей тех… Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходивших с ним: подойдите, наступите ногами вашими на вый царей сих» (И.Н.10:22,24).
На древнерусском языке слово вый означает шею, т.е. этим царям наступили на шеи. В связи с этим словом в Библии часто упоминается слово «жестоковыйный» по отношению к Израильтянам, которое говорил Господь. В дословном переводе оно означает: «жестокие шеи» или правильнее сказать «гордо вытянутые шеи», что говорит о не способности поклониться и смириться с высшей властью – Богом.
При захвате городов истреблялось всё живое, и Бог запрещал воинам брать вещи этих народов, т. к. они «закляты» или «прокляты» Богом. Это необычное требование, так как все завоеватели обычно грабят города, и награбленное составляет часть платы воинам. А если хотя бы один из воинов Израильтян присваивал себе понравившуюся одежду и драгоценности, то Бог отворачивался от них и битва проигрывалась. И вот что произошло с одним из воинов, спрятав понравившиеся вещи. «Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его, и дочерей его, и волов его, и ослов его, и овец его, и шатёр его, и всё, что у него было, … и побили его все Израильтяне камнями … посему то место называется долиною Ахор даже сегодня» (И.Н.7:24,26).
Слово Ахор в переводе с санскрита означает: ahara [ахара] «совершать жертвоприношение» или «лишать жизни за зло». После успешного завоевания Палестины и раздела её территории по коленам Израиля, Иисус Навин умирает: «и сыны Израилевы пошли каждый в своё место и свой город».
Иллюстрация: разрушение Ирерихона.

Событиям, связанным с еврейским завоеванием Палестины и последующим периодом, посвящены Книга Иисуса Навина и Книга Судей. При анализе этих книг нельзя не заметить известного стилистического сходства, связанного прежде всего с тем, что обе они основаны в значительной степени на материале еврейского эпоса. Собственно, Книга Иисуса Навина представляет собой по преимуществу собрание древних героических песен, посвящённых завоевательным походам и набегам еврейских племён на города Галилеи и Иорданской долины, а также прилегающих областей. Исключение составляют лишь список побеждённых местных правителей, приведённый в Иис. Нав. XII, 7 – 24, и описание границ расселения по территории Палестины еврейских кланов (Иис. Нав. XIII, 2 – XXI, 43). Надо заметить, что такого рода тексты являются типичными для всех ближневосточных культур, и именно их нужно считать наиболее архаичной частью книги. Не исключено, что и список побеждённых царей, и роспись племенных границ существовали в письменном виде уже в догосударственный период, т.е. ок. XII в., в то время, как героические предания были записаны, вероятнее всего, существенно позже, в период правления Соломона (X в.), придворные писцы которого, по-видимому, уделяли особое внимание собиранию и сохранению еврейского эпоса. Нельзя не обратить внимание и на то, что автор Книги Иисуса Навина сохраняет тот своеобразный колорит, который был характерен для еврейского героического эпоса, хотя окончательная обработка её происходила, по-видимому, в период Вавилонского плена, одновременно с появлением Торы. Основной идеей книги была мысль об исполнении Богом данных Своему народу обещаний об Исходе и о даровании ему земли, на которой он мог бы жить (Иис. Нав. XXI, 43 – 45). Именно эта идея и обусловила как появление ранних, допленных версий Книги Иисуса Навина, так и включение их в допленные же варианты священной истории, логическим завершением которых она служила. По-видимому, допленные редакции завершались описанием обновления союза между Богом и народом Божиим, совершённым Иисусом Навином в Шхеме (Сихеме) незадолго до смерти (Иис. Нав. XXIV, 1 – 28), и последовавшей, очевидно, вскоре после указанного события его кончины (Иис. Нав. XXIV, 29 – 30). Иное дело Книга Судей, основная мысль которой выражена в Суд. II, 6 – 19: она, в сущности, уже полностью соответствует логике, лежащей в основе изложенного в Книгах Царств варианта позднейшей истории древнего Израиля, укладывающейся в простую схему: благоденствие народа – духовное расслабление и отступничество – попущенное Богом национальное бедствие (как правило, военная катастрофа) – обращение и появление верного Богу национального лидера (судьи или благочестивого правителя) – избавление от бедствия (обычно после победы над врагами) и начало нового периода благоденствия, после чего цикл обычно повторялся. При этом основой текста Книги Судей являются исторические мидраши, что в свою очередь предполагает её сравнительно позднюю (пленную или послепленную) окончательную редакцию, хотя в основе составляющих книгу мидрашей лежали, очевидно, древние эпические предания, записанные, вероятнее всего, одновременно с героическим эпосом.



Однако при анализе любого эпического предания прежде всего встаёт вопрос о его исторической основе. Выше мы уже говорили о том, что наиболее вероятной датой Исхода следует считать первую половину XV в. В таком случае можно предполагать, что первые попытки проникновения на палестинскую территорию могли предприниматься евреями уже во второй половине XIV в., вскоре после смерти Моисея. По-видимому, к этому времени евреи уже сложились как нация (что и неудивительно, т.к. налицо было уже второе поколение после Исхода, выросшее в пустыне) и заняли территории на восточном берегу Иордана в среднем его течении, откуда и начали своё проникновение в Палестину. Внебиблейским источником, отражающим складывающуюся здесь в указанный период ситуацию, является т.н. Тель-эль-Амарнский архив , обнаруженный археологами в одноименном египетском селении. Он относится к XIV в. и представляет собой переписку правителей палестинских городов, находившихся в это время в вассальной зависимости от Египта, с центральным правительством. Смысл их донесений сводится обычно к просьбам о помощи в борьбе с кочевниками, совершающими постоянные набеги на палестинские города и периодически подвергающие некоторые из них полному разгрому. Вероятнее всего предположить, что этими кочевниками и были представители еврейских племён, действительно совершавшие свои первые вылазки на территорию Палестины с восточного берега Иордана уже в середине XIV в. Однако в XIV в. на палестинской территории находились ещё египетские гарнизоны, и потому обосноваться здесь окончательно евреи смогли лишь во второй половине XIII в., когда египетская армия покинула её (как оказалось впоследствии, навсегда). Книга Иисуса Навина упоминает военные кампании против Иерихона (Иис. Нав. VI, 1 – 26), Ая (Гая) (Иис. Нав. VIII, 1 – 29), Гибеона (Гаваона) (Иис. Нав. X, 5 – 15), а также - кратко - против некоторых других городов Палестины (Иис. Нав. X, 28 – 42). Кроме того, упоминается некое сражение еврейского ополчения с соединёнными силами ряда местных правителей, закончившееся победой евреев (Иис. Нав. XI, 1 – 14). К сожалению, восстановить хронологию этих кампаний не представляется возможным, т.к. эпические предания вообще не отражают обычно хронологической последовательности событий; на основании данных книги нельзя даже сказать с уверенностью, происходили ли упоминаемые ею военные экспедиции последовательно или одновременно, и уж тем более совершенно невозможно определить их последовательность. Косвенно на продолжительность процесса еврейского проникновения в Палестину указывает лишь тот факт, что сам Иисус Навин, будучи юношей, когда оно началось, к концу его был уже глубоким старцем (Иис. Нав. XXIV, 29). В таком случае можно предположить, что евреи осели в Палестине в начале XIV или в конце XIII в. При этом надо иметь в виду, что полными хозяевами страны евреи в указанный период, разумеется, не были. Они лишь получили возможность жить на её территории, сохраняя свою независимость. Из двенадцати еврейских кланов два с половиной - Дан, Гад и половина клана Менаше (Манассии) - поселились в Трансиордании, на восточном берегу Иордана, три - Йехуда (Иуда), Биньямин (Вениамин) и Шимон (Симеон) - к югу от Иудейского нагорья, в районе Хеврона, остальные же расселились по территории Галилеи и Самарии. Структура еврейского социума в этот период была родоплеменной, и племенные вожди - старейшины играли весьма важную роль; общенационального же лидера у евреев после смерти Иисуса Навина не было до избрания первого царя. Еврейских городов в догосударственный период на территории Палестины не существовало; в городах продолжало проживать местное доеврейское население, евреи же селились небольшими более-менее укреплёнными поселениями, сохранявшими, по-видимому, свою независимость как от соседних еврейских племён, так и от близлежащих городов. При этом евреи (особенно на Севере) активно приобщались к местной оседлой цивилизации, быстро осваивая земледелие, садоводство и некоторые неизвестные им прежде виды ремёсел, а также усваивая себе культурные достижения своих соседей. В частности, именно после перехода к оседлости у евреев появилась собственная письменность, а вместе с ней - и первые письменные памятники. Однако этот процесс имел и отрицательную сторону, связанную с тем, что евреи, приобщаясь к местной культуре и цивилизации, порой стремились приобщиться также и к местной религии, на которую некоторые из них, особенно не участвовавшая в завоевательных походах и не жившая в ту героическую эпоху молодёжь, начинали смотреть как на религию, достойную цивилизованного человека, в отличие от яхвизма, подобающего, по их понятиям, лишь диким кочевникам. Так постепенно в еврейскую среду начало проникать язычество, которому решительно противостояли существовавшие в догосударственный период и позже раннепророческие общины.



Собственно, первой из таких общин была община Моисея, сложившаяся ещё в период Исхода. После смерти своего основателя она, разумеется, не перестала существовать, однако с течением времени, будучи по преимуществу связана со Скинией и ответственной за неё, она трансформировалась в общину священническую. Однако она не была единственной, и после завоевания евреями Палестины число пророков и пророческих общин, очевидно, заметно увеличилось, так, что яхвистский пророк становится довольно часто упоминаемой фигурой в библейских повествованиях. Надо заметить, что внешне, с точки зрения религиозного типа, эти пророки не отличались принципиально от пророков языческих, о которых у нас уже шла речь выше. Различие было лишь в том, что яхвистские пророки пророчествовали во имя Яхве, в отличие от языческих пророков, пророчествовавших во имя иных, языческих богов. Характерной чертой раннепророческой религиозности была экстатика , т.е. опыт изменённых состояний психики, позволяющих человеку воспринимать такие пласты реальности, которые в обычном состоянии остаются для него невоспринимаемыми. Нередко экстазы сопровождались определёнными внешними проявлениями, такими, как конвульсии, каталепсия и т.п. (для обозначения их в пророческом языке появилось специальное выражение - «рука Яхве», или «рука Господня» Синодального перевода). Практически всегда экстаз сопровождался полным переключением внимания и чувств воспринимающего на объект его восприятия, так, что внешняя реальность переставала для него существовать; однако, выйдя из состояния экстаза, он помнил всё им увиденное и пережитое и мог рассказать об этом другим, что принципиально отличало яхвистские экстазы от весьма распространённых в языческом мире т.н. оргиастических экстазов, переживая которые, человек полностью терял собственное «я», настолько, что, выйдя из экстатического состояния, как правило, не помнил пережитого. Именно в экстазе ранние пророки переживали обычно опыт Божественного присутствия. Нередко такие переживания сопровождались слышанием внутреннего (а иногда и внешнего) голоса, воспринимавшегося слышащими его как голос Яхве (для обозначения такого опыта в пророческом языке появилось выражение «слово Яхве», или «слово Господне» Синодального перевода). Характерен для раннепророческой религиозности был также визионерский опыт, о котором нам уже приходилось говорить - в экстазе пророки нередко видели небесного всадника на белом коне, возвещавшего волю Яхве, и этого всадника они называли «вестником Яхве» («ангел Господень» Синодального перевода). Впрочем, такой вестник не воспринимался визионерами как отдельное от Яхве существо, к нему обращались обычно, как к Самому Яхве, и он говорил о себе так, как будто он и был Самим Яхве; т.о., очевидно, что речь в данном случае вернее было бы вести о богоявлении, а не о явлении ангела в современном смысле слова. Судя по тому, что сегодня мы знаем о ранних пророках, можно думать, что они жили обычно более-менее замкнутыми общинами, хотя, возможно, существовали и бродячие пророки, переходившие от общины к общине. Возглавлялись общины, как правило, харизматическим лидером, которого не выбирали и не назначали. Чаще всего, по-видимому, случалось так, что община складывалась вокруг своего лидера, а не выбирала его, и потому, естественно, ни о каком переизбрании его речи быть не могло. Преемника такой лидер обычно избирал себе сам, и община, как правило, беспрекословно соглашалась с этим выбором. Если же по каким-то причинам лидер общины утрачивал свою харизму, община или распадалась, или выдвигала другого лидера, но не в соответствии с той или иной выборной процедурой, а имея в виду лишь харизматичность выдвигаемого. Неудивительно, что в раннепророческой среде оптимальной формой общественного устройства считалась теократия - ведь она предполагает передачу высшей власти в обществе и в государстве именно такому харизматическому лидеру, не назначаемому и не выбираемому и подотчётному одному Богу. Собственно, судьи, упоминаемые в Книге Судей, как раз и были типичным примером такого харизматического лидерства, а образ правления, ими практикуемый, был типичным примером теократии, но уже не в рамках пророческой общины, а в рамках одного или нескольких еврейских кланов. Надо заметить, что с хронологической точки зрения Книга Судей оставляет исследователю не больше определённости, чем Книга Иисуса Навина: она лишь рассказывает (нередко более чем сжато) о деятельности ряда теократических правителей, в критической ситуации объединявших несколько племён для организации вооружённого отпора врагу, не давая никаких хронологических подробностей. На основании Книги Судей нельзя даже сказать с уверенностью, идёт ли речь о последовательно сменявших друг друга правителях, или некоторые из них могли действовать параллельно, распространяя свою власть на разные еврейские племена. С уверенностью можно сказать лишь одно: именно деятельность и проповедь этих людей сделала возможным как завоевание евреями Палестины, так и сохранение яхвизма в последующий период.

Данный вопрос требует особого рассмотрения. Несомненно, что завоевание Палестины воспринималось не только пророками, но и всеми, в нём участвовавшими, как священная война. Более того, приходится признать, что идея священной войны была вообще очень распространена в раннепророческой среде. Собственно, сама идея Исхода, бывшего, как нам уже приходилось упоминать, не стихийным движением, а организованной религиозной кампанией, была связана с возвращением к алтарям предков, на землю, обещанную Яхве Своему народу ещё во времена отцов. Естественно, в такой ситуации всякий, противящийся народу Божию, становился и противником Божиим, а к ним отношение могло быть лишь одно, и предполагало оно войну до победы, а если потребуется, то и до полного их уничтожения. В сущности, ранний яхвизм и по духу, и по религиозному типу гораздо больше напоминает ранний ислам с его воинственностью и непримиримостью к любым проявлениям язычества, чем, напр., современное христианство. В чём же причина такой воинственности и непримиримости? Можно было бы, конечно, сказать, что такова была вообще религиозность эпохи: все боги всех древних народов сопровождали своих подопечных во время войны и непременно шли впереди армии; если армия побеждала, победители были уверены, что и их боги также выиграли свою войну и оказались сильнее богов их противников. Сила Яхве должна была проявиться ещё и в том, чтобы выиграть битвы, в которых участвует Его народ - иная сила людям времён Моисея и Иисуса Навина была ещё очень мало понятна. Несомненно и то, что завоевание евреями Палестины по тем временам не было ни особенно жестоким, ни особенно кровопролитным, как это порой представляется нам сегодня - оно ничем особо не выделялось среди войн своей эпохи. Но такой ответ предполагал бы, что яхвизм, в сущности, мало отличается от любой языческой религии. Конечно, если иметь в виду массовую религиозность еврейского народа периода завоевания Палестины, это было действительно так, что и не удивительно: ведь перед нами духовно совсем ещё молодой народ, лишь недавно получивший от Бога заповеди и едва успевший сложиться в нацию. И всё же дело не только в эпохе. Лучшее тому свидетельство - евангельская история, рассказанная Лукой о небольшом эпизоде, имевшем место по дороге в Иерусалим (Лк. IX, 51 – 56). Здесь небесный огонь на головы врагов готовы призывать люди совсем другой эпохи, когда, казалось бы, времена священной войны остались в далёком прошлом (впрочем, не для всех, как свидетельствует еврейская история этого периода). Конечно, после Пятидесятницы никому из апостолов ничего подобного в голову уже не приходило, и тогда становится понятно, что дело не в эпохе, а в духовной зрелости отдельных людей и целых народов. Неофит почти всегда несколько резок, а порою даже и нетерпим, и это не беда; беда, если такое состояние затягивается у него на всю оставшуюся жизнь. Молодые нации во все времена были склонны к священным войнам, и христианский мир здесь не исключение - достаточно вспомнить крестовые походы, в которых столь охотно участвовали представители едва только сформировавшихся народов - французы, англичане, немцы; «старым» и уже успокоившимся византийцам, напр., ничего такого никогда в голову не приходило. Но означает ли всё сказанное, что Богу действительно нужны были те священные войны с язычниками, о которых мы читаем сегодня в Книге Иисуса Навина и в Книге Судей? Ответ прост и ясен: разумеется, нет. Были ли эти войны неизбежны? Столь же ясный ответ: разумеется, да. Для того, чтобы их прекратить, Богу пришлось бы заново пересоздать человечество; но в Его планы входило спасение того, которое есть, а не создание нового. И тогда становится понятно, что и в той войне, которую вёл народ Божий, пробиваясь в Палестину, к алтарям предков, и в его победе над врагами был, как говорят богословы, провиденциальный смысл , т.е. указанные события были частью плана Божия, касающегося Его народа и судьбы всего человечества. То же самое можно было бы сказать и о религиозности ранних пророков: далеко не всё в ней соответствовало идеалу, и, несомненно, Богу также нравилось далеко не всё из того, что эти люди делали и говорили. Но, во всяком случае, они оставались Ему верны, и за свою верность готовы были заплатить самую дорогую цену; а быть такими, как апостолы после Пятидесятницы, ни мог ни Моисей, ни Иисус Навин, ни кто бы то ни было другой из ранних пророков - на том этапе духовного становления народа такое было ещё невозможно ни для кого. Но Бог действует в реальной истории и находит Себе свидетелей и помощников среди реальных, живых людей, и библейские авторы не считают нужным скрывать от нас этого простого факта. Ведь и Царство Божие лишь завершает историю, а не отменяет её.