Что такое сознание бедности и как его определить. Сдачи не надо, или презрение к деньгам признаков сознания бедности

Все люди хотят жить в достатке, но не у всех получается, потому что ими управляет сознание бедности .

Тому есть причины, но наш материал не об этом.

Сегодня рассмотрим 9 признаков, которые помогут определить, как проявляется сознание бедности.

Итак, читайте какие мысли и поведение программируют людей на безденежье .

Законы Денег

Что нужно сделать, чтобы перейти на более высокий уровень дохода

Какая взаимосвязь между вашей ценностью и деньгами

→ Как активизировать ваш денежный поток

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с

Что такое сознание бедности

Сознание бедности — это тип мышления, когда человек уверен в ограниченности ресурсов вселенной , которых на всех не хватит.

Основные характеристики сознания бедности:

  • Страх перед будущим,
  • Отсутствие внутренней безопасности,
  • Пессимистичный настрой — человек ожидает наступление чего-то плохого,
  • Недоверие миру и вселенной,
  • Страх расстаться с деньгами,
  • Ограниченность видения поступления ресурсов.

В связи с этим формируются соответствующие привычки.

Мы составили список распространенных признаков преобладания сознания бедности .

Если вы наблюдаете у себя или знакомых другие признаки, которых нет в этом списке, будем признательны, если поделитесь ими в комментариях.

9 признаков сознания бедности

#1 Ощущение безопасности зависит от количества денег

Человек чувствует себя в безопасности только тогда, когда у него есть деньги.

Чем больше денег, тем больше уровень безопасности.

Присутствует страх потерять финансовое обеспечение и работу как его источник.

Из-за этого многие терпят выходки неадекватного начальника, склочный коллектив, даже если зарплата маленькая и условия труда оставляют желать лучшего.

Лучше так, чем совсем остаться без средств к существованию.

Ощущение безопасности находится внутри, а не снаружи.

"...Восьмая заповедь: Не укради

Это означает: не воруй.

Воровство, по-славянски «татьба» – тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного. «Ни лихоимцы, ни татие... ни хищницы Царствия Божия не наследят», – говорит Апостол Павел (1Кор.6:10). Очевидно, профессиональных воров, грабителей и жуликов среди нас, собравшихся сегодня, нет. Но ведь взять самую малость, тебе не принадлежащую, это уже воровство.

1. Вспомните, не соблазнились ли вы чем-нибудь, что, как говорится, плохо лежало. Мы совсем не считаем это грехом, а ведь это явное воровство. Да не приносили ли чего детям и не приучали ли их с детства, что с работы можно что-нибудь утащить, что это не воровство.

Господи, прости нас, грешных!

2. Не соблазнялись мы чем-либо в чужом саду, огороде или поле, частном или государственном, – это все тоже воровство.

Господи, прости нас, грешных!

3. Есть еще и такие рассуждения: «Я молиться еду Матери Божией, Она меня бесплатно провезет!» Одумайтесь и кайтесь! Это все тоже воровство. Какое это богомолье будет? Раньше ходили пешком, а теперь не считают зазорным бесплатно проехать в транспорте.

Господи, прости нас, грешных!

4. Не крали ли у государства электроэнергию, придумывая всякие фокусы со счетчиком. Это позор для христианина!

Господи, прости нас, грешных!

И от сего дня перестаньте пачкать свою совесть этими постыдными мелочами. Все сейчас имеют достаточно средств, чтобы честно расплатиться с государством за все эти бытовые услуги.

5. Работники торговли и общественного питания или те, кто продает избытки своих плодов земных на базаре! Кто из вас обмеривал, обвешивал, обсчитывал, продавал плохой товар за хороший? Кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И с сегодняшнего дня не пачкайте своих рук и совести краденым. Никакой пользы, ни материальной, ни тем более духовной, накопленное таким образом добро не принесет! Наоборот, и честно-то заработанное пойдет прахом, и душевного покоя нет – все думы: как бы не попасться, не подсчитал бы кто, что живу не по средствам, не заподозрил, не донес.

6. А какой позор перед людьми и Богом, и святыми, и Ангелами, если христианина-вора поймали и уличили в воровстве. Сейчас каждый имеет вполне достаточно средств, зарабатываемых честным путем, а лишнее и в еде, и в одежде, и в обстановке, приобретенное даже честным путем, – для христианина грех.

Может быть, кто, работая в детских учреждениях, объедал детей? Это уж совсем преступление! Кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

Не жульничали ли, подсовывая старые деньги, заведомо брали большую сдачу, если продавец ошибался в нашу пользу.

Господи, прости нас, грешных!

7. Утаивали и присваивали найденные вещи. Святые не брали стручка гороха, валяющегося на пути. Не положил – значит не твое. Нашел что – постарайся найти потерявшего.

Господи, прости нас, алчных на чужое добро!

8. Может быть, покупали заведомо краденую вещь, или покупали за бесценок что-либо у пьяницы, укравшего вещь у семьи. Одумайтесь! Помните, что, покупая краденое, вы становитесь соучастником преступлений, совершаемых и вором, и пьяницей. Никогда не вносите в свой дом таким образом приобретенных вещей! А кто так поступал, кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

9. Не подписывали ли или не пользовались ли каким-нибудь ложным денежным документом?

Господи, прости нас, грешных!

10. Может быть, не платили долгов или задерживали уплату их, ссылаясь на несостоятельность?! А на самом деле, или просто скупились отдать, или не могли сдержать своей расточительности, чтобы накопить и отдать.

Незамедлительно расплатитесь с долгами; если есть возможность, то сегодня же отдайте долги или обещайте Господу сделать это в ближайший срок. Тогда покаяние будет действенным! И вообще, христианин должен был бы укладываться в рамки наличных своих средств. Жить можно и поскромнее, но тогда спокойнее будет на душе, ибо долг всегда угнетает, «висит на душе».

11. Мы всегда грешим против восьмой заповеди небрежным отношением к чужой или казенной вещи. Если нам люди или государство доверяют пользоваться теми или иными вещами, то христиане должны относиться к ним с большей осторожностью, чем к своим вещам, чтобы не сломать, не потерять, не испортить небрежным отношением доверенное нам.

Господи, прости нас грешных, невнимательных и небрежных!

12. Мы грешны против этой заповеди, если вынуждаем людей задаривать нас. Может, кто из вас пускает переночевать своих родных, знакомых, приехавших посетить святые места. Не ведете ли вы себя так, что они бывают вынуждены дарить вам подарки? Не требуете ли к себе, как к хозяевам, каких-то особых, необыкновенных отношений? Кайтесь Господу!

Господи, помилуй нас, грешных!

Уж если не можете бескорыстно упокоить, накормить и вообще принять гостей в дом, то хоть старайтесь не делаться бессовестными вымогателями. Подумайте, что ведь ни у кого нет капиталов, все живут на пенсию, а тут еще и на дорогу надо накопить. Поэтому не требуйте подарков и приношений и постарайтесь по мере возможности принять гостей по-христиански!

13. Не наносили ли вы вреда имуществу ближнего умышленно со зла или зависти? Не вытаптывали ли огородов, ни обламывали ли плодовых деревьев, не отравляли ли собак, куриц, соседских животных и т. д.? Не заливали ли чем их территорию умышленно? Может, еще чем, еще каким злодеянием препятствовали выгодам других людей? Кайтесь Господу! И если тяготит какой из этих грехов, то возместите содеянный вами ущерб, помиритесь с обиженными вами и, как Закхей-мытарь возместите им вчетверо! Вот тогда это будет воистину покаяние!

14. Мы осуждаем тунеядцев, показываем на них пальцем, ругаем, но ведь мы все тоже тунеядцы! Кто из нас предельно добросовестно все положенное время до минутки работает на работе или послушании? А кто отказывается получить зарплату до копейки?

Господи, прости нас, грешных!

15. К грехам против восьмой заповеди Закона Божия относится также грех святотатства, то есть похищения или присвоения себе церковной или монастырской собственности. Самую малость нельзя уносить из храма, даже огарка свечного. Знайте, что церковное и монастырское имущество – буквально огонь, который вы вносите в жилище свое.

16. Существует еще один вид греха против этой заповеди, это грех лихоимства, то есть продажа продуктов питания или вообще вещей необходимых по повышенной цене. Этот грех выражается в спекуляции, тяге к перепродаже дефицитных товаров по заведомо завышенной цене в целях наживы. Кто из христиан занимается этим постыдным делом, немедленно прекратите это бесчестное дело и кайтесь Господу со слезами в своей хищной алчности и наживе.

Господи, прости нас, грешных!

17. Не выпрашивали ли вы денег или вещей на свои мнимые нужды, или на нужды вымышленных людей, храмов, обителей, с целью обмана простодушных людей для своей наживы? Если есть такие, кающиеся ныне, принесите Господу раскаяние и немедленно прекратите злой обман и постарайтесь возместить украденное тем, чтобы пожертвованное попало в руки нуждающихся.

18. Восьмая заповедь запрещает всякие денежные азартные игры. Всяческая картежная игра, игра в кости, тем более на деньги – это грех! Кто увлекается игрой в карты, проводит драгоценное время за любыми другими азартными играми, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И не прикасайтесь больше к этому занятию. Это не требует особого подвига, надо только относиться к этому со всей строгостью. Понять, что недостойно для христианина тратить время на пустое да еще входить в азарт, мучить свою душу и гневить Господа! Неужели же нет у нас занятий более достойных, чем картежная игра и «забивание козла» в домино?

Господи, прости нас, грешных!

19. Не брал ли кто из вас взятки? Не обижал ли кто кого при распределении вознаграждения за труды: может, не по совести разделили премию или какие подарки? Не лишил ли кто неправильно кого работы по своей власти или злому наговору начальству. Кайтесь, кто грешен в этом!

Господи, прости нас, грешных!

20. Может скупились тратить на добрые дела помощи ближнему? Не заботились о содержании и украшении наших храмов?

Господи, прости нас, скупых и жадных!

21. Мы грешим против этой заповеди употреблением хотя и собственных вещей, но не для насущной надобности, а на роскошь и тщеславие! Вот есть одно приличное пальто или обувь, или вообще одежда, а мы еще заводим для тщеславия не нужные нам предметы роскоши.

Господи, прости нас, грешных!

А другой, наоборот, ходит в латаном-перелатаном, во всем себе отказывает, только бы не потратиться – это уже другая крайность, страсть, вытекающая из нарушения этой заповеди, это скряжничество. Иной хвастается, что не привык денег считать, все до копейки на ветер пускает, – это грех расточительства.

Господи, прости нас, грешных!

22. Мы грешны против восьмой заповеди, если заведомо не предохранили других от убытков, зная, что они могут произойти. А в бедах и нуждах не пользовались ли растерянностью или безвыходностью положения пострадавшего? Не похищали ли чего от пожара, при наводнении или еще каких стихийных бедствиях? Не брали ли непосильной платы за свою помощь пострадавшим? Если это случалось с нами, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, жестоких, своекорыстных и немилосердных!

23. Если даже мы чисты от всех или большинства перечисленных выше преступлений против восьмой заповеди Закона Божия, то надо помнить всем нам, что помимо материального достояния, каждый из нас одарен от Господа различными талантами и способностями. Тратили ли вы их на пользу ближним? Помогали ли добрым советом, обращали ли на путь истины заблудших, утешали ли в несчастье, и вообще, живем ли мы для людей или живем только для себя, закоснев в предельном эгоизме?

Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных! ..."

Из книги "Опыт построения исповеди".

Теперь нам надлежит рассмотреть расточительность, под каковым заглавием наличествует три пункта: 1) противоположна ли расточительность жадности; 2) является ли расточительность грехом; 3) является ли она более тяжким грехом, чем жадность.

Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНА ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ ЖАДНОСТИ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что расточительность не противоположна жадности. В самом деле, противоположности не могут одновременно находиться в одном и том же субъекте. Но некоторые бывают в одно и то же время расточительны и жадны. Следовательно, расточительность не противоположна жадности.

Возражение 2 . Далее, противоположности связаны с одними и теми же вещами. Поэтому жадность, будучи противоположностью щедрости, связана с некоторыми страстями, посредством которых человек интересуется деньгами, тогда как расточительность, похоже, не связана с какими-либо душевными страстями, поскольку она не интересуется деньгами или чем-то подобным. Следовательно, расточительность не противоположна жадности.

Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (II-I, 62, 3), грех получает свой вид в первую очередь от цели. Но расточительность, похоже, всегда определена к некоторой незаконной цели, ради достижения которой расточительные проматывают свои блага. И в первую очередь она определена к удовольствиям, в связи с чем [в Писании] сказано о блудном сыне, что «он расточил имение свое, живя распутно» (). Следовательно, похоже на то, что расточительность противоположна умеренности и безразличию, а не жадности и щедрости.

Этому противоречит сказанное Философом о том, что расточительность противоположна щедрости и скупости, которую мы называем жадностью .

Отвечаю: в нравственных пороках противоположение друг другу и добродетели возникает от избытка и недостатка. Но жадность и расточительность как раз и различаются с точки зрения избытка и недостатка. Так, в том, что касается отношения к богатству, жадный проявляет избыточность, поскольку любит его больше, чем должно, в то время как расточительный проявляет недостаточность, заботясь о нем меньше, чем должно. В том же, что касается внешнего действия, расточительность подразумевает избыточность в отдании и недостаточность в сбережении и приобретении, в то время как жадность, напротив, означает недостаточность в отдании и избыточность в приобретении и сбережении. Из сказанного очевидно, что расточительность противоположна жадности.

Ответ на возражение 1 . Ничто не препятствует тому, чтобы противоположности одновременно находились в одном и том же субъекте, но в разных отношениях. В самом деле, вещи, как правило, получают свое имя от того, что находится в них первичным образом. Затем, подобно тому, как в щедрости, которая блюдет середину, первичным является отдание, которому подчинены получение и сбережение, точно так же первичным является оно и в жадности и расточительности. Поэтому тот, кто проявляет избыточность в отдании, называется «расточительным», а тот, кто проявляет недостаточность в отдании, называется «жадным». Но подчас, как замечает Философ, случается так, что человек, проявляющий недостаточность в отдании, при этом не проявляет избыточности в получении . И точно так же подчас случается так, что человек, проявляющий избыточность в отдании, и потому являющийся расточительным, в то же время проявляет и избыточность в получении. Это может происходить как в связи с некоторой необходимостью, поскольку, избыточествуя в отдании, он начинает испытывать недостаток в благах для собственных нужд, что побуждает его к недолжному приобретению, которое связано с жадностью, так и из-за неупорядоченности ума, когда он дает не ради чего-то доброго, а из презрения к добродетели, и потому нисколько не заботится о том, откуда и как он получает. Таким образом, он [в одно и то же время] расточителен и жаден, но в разных отношениях.

Ответ на возражение 2 . Расточительность связана с относящимися к деньгам страстями, но не как их избыток, а как их недостаток.

Ответ на возражение 3 . Расточительный не всегда избыточен в даянии потому, что стремится к удовольствиям, которые являются предметом умеренности, но иногда потому, что он расположен так, что не заботится о богатстве, а иногда по причине чего-то еще. Однако чаще всего он склоняется именно к неумеренности – как потому, что, расточая излишне много на другие вещи, он утрачивает страх перед издержками на объекты удовольствия, к которым устремлено пожелание плоти, так и потому, что, не получая удовольствия от добродетельных благ, он ищет телесных удовольствий. Поэтому Философ говорит, что «в большинстве моты распущенны» .

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ ГРЕХОМ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что расточительность не является грехом. Ведь сказал же апостол, что «корень всех зол есть сребролюбие» (). Но оно не может быть корнем противоположной ему расточительности. Следовательно, расточительность не является грехом.

Возражение 3 . Далее, расточительности свойственна избыточность в даянии и недостаточность в заботе о богатстве. Но это в наибольшей степени приличествует совершенному, исполняющему слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (), и еще: «Продай имение твое, и раздай нищим» (). Следовательно, расточительность не является грехом.

Этому противоречит то, что вина блудного сына заключалась в его расточительности.

Отвечаю: как уже было сказано (1), расточительность противоположна жадности так, как избыточность – недостаточности, и обе они противны середине добродетели. Но вещь является порочной и греховной в той мере, в какой она уничтожает благо добродетели. Таким образом, из этого следует, что расточительность является грехом.

Ответ на возражение 1 . Некоторые разъясняют эти слова апостола так, что они были сказаны им не об актуальной жадности, а о своего рода навыке к жадности, а именно о вожделении «скверны», из которой возникают все грехи. Другие говорят, что он имел в виду некую жадность по роду, связанную с любым видом блага, и в таком случае трудно не заметить, что расточительность тоже возникает из жадности, поскольку расточительный неупорядоченно стремится к получению некоторых преходящих благ, а именно к доставлению удовольствия другим или, по крайней мере, к удовлетворению собственного желания давать. Но тому, кто исследует эти слова с должным тщанием, очевидно, что апостол говорит о желании богатства буквально, поскольку предваряет сказанное словами: «А желающие обогащаться...» (). О жадности в этом смысле говорят как о «корне всех зол» не потому, что она порождает все зло, а потому, что нет такого зла, которое не могло бы возникнуть из этой жадности. Поэтому и расточительность подчас порождается жадностью, как когда человек расточает многое ради того, чтобы обрести благосклонность в глазах некоторых особ, от которых он чает обрести богатство.

Ответ на возражение 2 . Апостол обязывает богатых быть готовыми давать и сообщать свои богатства так, как надлежит это делать. Расточительные же поступают иначе, поскольку, по словам Философа, «их даяния не благи и дают они не ради блага и не так, как должно давать. Ведь иногда они делают богатыми тех, кому следует жить в бедности, например подхалимов и шутов, в то время как достойным людям они не дают ничего» .

Ответ на возражение 3 . Избыток расточительности связан не с количеством даваемого, а с тем, что это количество превышает должную меру. Поэтому в случае необходимости щедрый может дать больше, чем расточительный. Следовательно, нам надлежит отвечать, что тот, кто раздает свое имение ради того, чтобы следовать за Христом, и не отягощает свой ум заботой о преходящем, не расточителен, а совершенно щедр.

Раздел 3. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЕ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ, ЧЕМ ЖАДНОСТЬ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что расточительность является более тяжким грехом, чем жадность. В самом деле, посредством жадности человек причиняет вред своему ближнему, отказывая ему в благах, в то время как посредством расточительности человек причиняет вред самому себе, в связи с чем Философ говорит, что «уничтожать собственное состояние, за счет которого живешь, означает уничтожать собственное бытие» . Но причинение вреда самому себе является тягчайшим грехом, согласно сказанному [в Писании]: «Кто зол для себя, для кого будет добр?» (). Следовательно, расточительность является более тяжким грехом, чем жадность.

Возражение 2 . Далее, когда неупорядоченность сопряжена с похвальным обстоятельством, она менее греховна. Но неупорядоченность жадности подчас сопряжена с похвальным обстоятельством, как это бывает в случае тех, которые не желают растрачивать собственность, чтобы потом не пришлось брать у других, тогда как неупорядоченность расточительности сопряжена с осуждаемым обстоятельством, поскольку, как замечает Философ, как правило моты бывают распущенны . Следовательно, расточительность является более тяжким грехом, чем жадность.

Возражение 3 . Далее, главной нравственной добродетелью, как было показано выше (56, 1; 61, 2), является рассудительность. Но расточительность в большей мере противна рассудительности, чем жадность, в связи с чем [Писание] говорит, что «вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого, а глупый человек расточает их» (); и Философ говорит, что «излишне давать и не брать – это черта глупого» . Следовательно, расточительность является более тяжким грехом, чем жадность.

Этому противоречит сказанное Философом о том, что «расточительный все-таки гораздо лучше скупого» .

Отвечаю: сама по себе расточительность является менее тяжким грехом, чем жадность, и на то есть три причины. Во-первых, та, что жадность в большей степени отличается от противоположной ей добродетели, поскольку даяние, меру в котором превышает расточительный, присуще щедрости в большей степени, чем сбережение, меру в котором превышает жадный. Во-вторых, та, что, как сказано в четвертой [книге] «Этики», расточительный оказывает помощь многим, а жадный – никому, даже самому себе . В-третьих, та, что от расточительности легче исцелиться. В самом деле, расточительность, будучи противна старости, с возрастом убывает, и к тому же она, причиняя бессмысленные траты, быстро приводит расточительного к бедности и нужде, лишая его возможности превышать меру в даянии. Кроме того, расточительность легче обращается в добродетель по причине большего с нею сходства. Жадность же, как было показано выше (118, 5), неисцелима.

Ответ на возражение 1 . Различие между расточительным и жадным состоит не в том, что первый грешит против себя, а последний – против другого. В самом деле, расточительный грешит и против себя, тратя то свое, которое может помочь ему выжить, и против других, тратя то, что может помочь другим. Это в полной мере относится к распределяющим церковные блага клирикам, которые обирают бедных, которым приличествуют эти [блага], если позволяют себе расточительные траты. И точно так же жадный грешит и против других, когда он недостаточен в даянии, и против себя, когда недостаточен в расходах, в связи с чем [в Писании] сказано: «Бог дает человеку богатство,... но не дает ему Бог пользоваться этим» (). Однако избыточность расточительного не только причиняет вред ему и другим, но и приносит им некоторую пользу, в то время как от жадного нет пользы ни другим, ни даже ему самому, поскольку он не использует свои собственные блага ради собственной же пользы.

Ответ на возражение 2 . Говоря о пороках в целом, мы судим о них согласно соответствующей им природе; так, в отношении расточительности мы обращаем внимание на то, что она избыточно пользуется богатством, а в отношении жадности – на то, что она избыточно его оберегает. Так, когда кто-либо расточает излишне много по причине своей невоздержанности, он соединяет в себе много пороков, и потому, как сказано в четвертой [книге] «Этики», расточительные такого рода считаются самыми дурными людьми . Когда же скупой, или жадный, воздерживается оттого, чтобы брать у другого, то хотя само по себе это представляется похвальным, тем не менее, с точки зрения побуждения это предосудительно, поскольку он не желает брать у других потому, что не желает им отдавать.

Ответ на возражение 3 . Рассудительности, которая направляет все добродетели, противостоят все пороки. Следовательно, если порок противен одной только рассудительности, то в силу этого его можно считать менее тяжким.


Уважаемые читатели, вы ходите по магазинам? Странный вопрос, не правда ли? Конечно же, вы ходите по магазинам. И вы можете часто наблюдать то, свидетелем чего становлюсь я, каждое утро выходя на прогулку с собакой и покупая свежий хлеб в ларьке. И что же я вижу каждое утро? Я вижу определенное действие и слышу слова, сопровождающие оное действие: - Да ладно, не надо.

Слова, сказанные со снисхождением в голосе. Как-то даже свысока сказанные. А чего «не надо?» А сдачи не надо. Двух, трех копеек. Пяти. Иногда – десяти. Интересны мне стали люди, отказывающиеся принять сдачу. Вот их общий, так сказать, собирательный портрет: в основном – мужчины; возраст – различный, хотя старики, обычно, мелочью не брезгуют; вид – неряшливый, одежда – дешевенькая, синтетическая какая-нибудь; стрижка отсутствует. Зато взгляд на продавщицу бросаемый, когда произносится фраза «сдачи не надо» - как у орлов горных. Выразительный такой. Горделиво-обидчивый. Или презрительно-сморщеный. «Фи! Мне? Да это не !» Вроде бы даже оскорбительно мужчине-покупателю этому, что дама-продавщица о нем могла подумать такое.

Мне пришлось как-то несколько вечеров подряд иметь возможность наблюдать в одном киевском гастрономе за покупателями. Так вот – результаты моего «исследования» были поразительны! Чем выше благосостояние человека, тем серьезнее он относится к деньгам. Даже к тем деньгам, которые обзывают мужики в синтетических рубашках «не деньгами». Подъедет такой на БМВ новенькой, поблестит очками в золотой оправе, выберет продуктов гривен на триста, расплатится на кассе. А потом аккуратно сдачу соберет до последней копеечки, поблагодарит вежливо продавщицу и укатит в квартиру свою с ремонтом обалденным. Зато придет мужик с соседней стройки, купит за семь пятьдесят и бросит продавщице через плечо, от кассы отходя – «сдачи не надо!» Как облагодетельствовал девчонку пятьюдесятью копейками. Шиканул, вроде бы как…

Мне думается, что ни в одной стране мира нет подобного отношения к деньгам. Отношения нелогичного, потому что презрение мелочь вызывает преимущественно лишь у тех, кто настолько же далек по благосостоянию от среднего класса, как, к примеру, далек по уровню умственного развития пан Леонид Кучма от сэра Чарльза Дарвина. В связи с этим вспоминается мне история некой Татьяны, давней подруги нашей семьи, проживающей ныне в США. Вернее, история встречи Татьяны с одним человеком. Но – по порядку…

…История началась в далеком 1941. Таниного деда Степана призвали в армию. Он оставил в тылу рыдающую жену с двумя детьми, перекрестился и отправился навстречу своей судьбе. Был пленен, как и миллионы советских военнослужащих, в первые месяцы войны. Подобно герою фильма «Судьба человека» объехал половину Германии, намахался киркой на рудниках и каменоломнях, ходил по краю жизни и смерти, несколько раз пытался бежать, но был схвачен. Чудом дотянул в концлагере до прихода союзных войск и был освобожден американцами.

Будучи человеком отнюдь не глупым, смекнул, что на родине имеет все шансы попасть в не менее суровые условия пребывания еще лет на пятнадцать. И решил не возвращаться. Двинул Степан в Америку. И начал свой долгий путь по лестнице, к успеху ведущей. Кем он только не работал! Таксистом, шахтером, посудомойкой, кинооператором, водителем школьного автобуса… Потом перебрался в Техас. С чего конкретно Степан начал свой – история умалчивает. Известно лишь, что спустя двадцать три года после приезда в Америку стал Степан миллионером. Одним из богатейших людей Техаса. Вот так вот. Американская мечта на примере парня из украинской деревни.

Шли годы. У сыновей, брошенных Степаном на Украине, родились дети. Сами сыновья чувствовали себя весьма комфортно. Один – инженер на заводе Арсенал, второй – таксист. Неплохие, по меркам советского союза, профессии. И вот им обоим приходят письма из далекой и такой страшной (там ведь все с пистолетами ходят!) Америки. Пишет им их отец о том, что болен, что хочет видеть их у себя, что и денег заработал много и бизнес создал, а наследника не родил на чужбине. Пишет им отец, чтобы матери кланялись за него. Что не было у него выхода иного в далеком сорок пятом, а теперь уж не сможет в глаза, когда-то родные, смотреть…

В общем, приглашал их отец к себе в Техас. Один из сыновей, что инженером работал, почесал лоб да и отказался, осознав всю трудность своего отъезда в далекие Штаты. Второй же махнул рукой и начал готовиться. Он смог выехать в Израиль как еврей (а чего стоило ему, чистокровному украинцу, получить необходимые справки – отдельный разговор) и оттуда рванул в Америку. Перед отъездом поцеловал дочь свою пятилетнюю, жену рыдающую (как оказалось – в последний раз поцеловал) и отбыл в неведомое…

Вынырнул он из неведомого уже через девятнадцать лет в виде телеграммы, дочери адресованной. В ней извещал бывший советский таксист, а ныне – преуспевающий американский бизнесмен и нефтяной воротила, о том, что намерен дочь свою единственную посетить. Таня работала официанткой в ресторане, была девушкой не по годам сообразительной и, что при союзе особо ценилось, пробивной. В свои двадцать четыре на Жигули ездила, деньги неплохие зарабатывала. Но такое событие – приезд папы-миллионера - не могло не заставить девушку напрячь все силы и бросить их на подготовку к приезду родителя.

У подруги была одолжена люстра из хрусталя, у друга – несколько картин. В ресторане позаимствовала Татьяна сервиз на двадцать четыре персоны, а бесчисленное количество деликатесов заказано ею было наперед. Все свои сбережения бросила Таня на подготовку к приезду папы. И он прилетел. Обнял дочь в аэропорту, подивился наличию у нее собственного (вымытого и начищенного до зеркального блеска). В квартиру дочери вошел и рот от изумления раскрыл. По стенам – картины, под потолком – люстра хрустальная. Сама Таня одета по последней моде, в золоте и жемчугах (самым трудным было одолжить у подруги жемчужное ожерелье, но ничего - сдалась). Похмыкал папа и поехал вместе с дочерью на рынок, за продуктами. Таня все оплачивала из своего кармана, а папа что-то постоянно записывал в маленький блокнотик.

Подруги Тани уж волноваться начали:
- Что это он пишет там?
Таня разводила руками:
- Привык, наверное, в Америке, все записывать…
- Сдачи не надо! – несколько раз широким жестом отказывалась Таня на рынках от мелочи. Папа смотрел странно, записывал. Хмыкал…

Наступил вечер. За шикарно накрытым столом собрались самые близкие друзья. Некоторые не верили, что этот простенький человечек, восседающий рядом с Таней, – миллионер. Не очень походил. Что в нем было особенным и бросающимся в глаза – так это часы золотые. Остальное – как у заурядного «интуриста». Под конец застолья слово взял Танин отец. Он встал с бокалом шампанского в руке и тихо начал:
- Знаете, летел я сюда и думал – как живет моя дочь, чем дышит? Все ли так плохо у вас, как нам иногда кажется из-за океана? И я кое-что понял. Сейчас попытаюсь объяснить…

Он достал из кармана брюк тот самый блокнотик, в который записывал каждую покупку на рынках.
- Вот… Сумма, потраченная моею дочерью на покупки, приуроченные к моему приезду – астрономическая. По моим меркам – несуразно большая. Кроме того, как я понимаю, к моему приезду готовились заранее, - отец обвел взглядом стены, увешанные картинами, и Тане на секунду показалось, что он догадался – откуда полотна.

Вы богато живете! Вы – очень богаты, как я вижу!
Все зарделись. Эффект был достигнут. В грязь лицом не ударили…
- Еще одно удивило меня безмерно. Моя любимая дочь настолько , что не берет сдачу на рынке! – он обвел взглядом всех присутствующих так, будто сообщил что-то удивительное и невозможное. На него смотрели с непониманием. Ну, так что же? Ну шиканула. Тоже мне…

Странный техасский миллионер посерьезнел:
- Так вот, дорогие мои. Пока вы так относитесь к деньгам, не будете вы жить хорошо. Вы будете пускать пыль в глаза, будете не забирать мелочь в магазинах, будете покупать деликатесы втридорога, чтобы «быть не хуже других»… Зачем вы так поступаете? От широты души? Мне было бы достаточно обычного тихого ужина, сготовленного на этой кухне, а не в ресторане. Мне было бы вполне достаточно того, что едите вы. Мне не нужно есть обязательно с серебра и пить с золота. Я считаю деньги. Всю сумму я Танюше верну, разумеется, но от себя скажу – я бы так деньгами не сорил. За встречу!

Он выпил шампанское и опустился на стул. Прошло много лет с того дня, но никто из присутствовавших тогда на ужине не забыл речи Таниного папы. Они рассказывали об этом своим детям, а их дети рассказывают сейчас это своим детям. И я, сын одной из гостей, передаю вам дословно тот монолог, сказанный много лет назад , удивленным нашей расточительностью и желанием «шикануть». Таня уехала в Америку и уже там поняла полностью всю концепцию богатых людей, считающих каждый цент…

Мне думается, что там, где деньги не считают, их попросту нет . Форумы в Интернете пестрят заголовками с призывами помочь голодающим детям Лаоса. Кто пишет в эти форумы? Те, у кого денег совсем чуть-чуть. Те пишут, кто одет плохонько, кто обут дрянненько. Те горят помочь абстрактным детям, у кого дома свои батон с маслом деликатесом считают. Кто в метро попрошайкам подает охотнее всего? Те, у кого денег – от зарплаты до зарплаты. Кто сдачу в магазинах не забирает? Те, у кого завтра денег может и не быть вовсе. От кого мы чаще всего можем услышать фразу - «Это не деньги!»? Не от обеспеченных людей, как ни странно.

У меня есть знакомый. Человек богатый. Так вот, я был поражен как-то, увидев, как он, выходя из своей машины стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, обронил мелочь на асфальт. Нагнулся и собрал! Не махнул рукой презрительно, а собрал. Перед этим нагнувшись. Корона не упала. И я понял тогда то, что потому-то он и богат, что к деньгам относится по-особенному. Без презрения глупого.

Я желаю вам всем стать богатыми. Начните с малого – с мелочи в . Деньги стоят того, чтобы их уважать. И когда вы начнете уважать их, они начнут уважать вас. И будут с вами дружить. Крепкой, настоящей дружбой.