Покаяние (исповедь). Покаяние - это осознание грешником своих грехов перед богом После исповеди и причащения я почувствовал облегчение

Проживая свою жизнь, человек много усилий прилагает к тому, чтобы заботиться о своем теле. Смывая с себя телесную грязь, он очищает тело, которое на самом деле бренно. Это наше временное пристанище. Но если мы содержим в чистоте свое тело, то не более ли того стоит заботиться о своей душе, смывая с неё духовную грязь? Духовная грязь - это грехи, которыми наша душа обрастает за время своей жизни. Болезни и нечистоты души врачуются через таинство Покаяния.

Что такое покаяние Господу

Что же представляет собой это таинство? Покаяние - это священнодействие, несущее благодать. После того как верующий человек раскается в своих грехах, он получает их отпущение. Посредником между Богом и человеком в таинстве покаяния выступает священник. Через него кающийся человек получает прощение своих грехов от Самого Иисуса Христа. Данное таинство содержит два основных действия:

  1. Исповедание перед священником всех своих грехов.
  2. Разрешение грехов, которое произносит пастырь Церкви.

Таинство покаяния называют также исповедью, хотя она является только одной составляющей. Однако эта составляющая действительно самая важная, поскольку без осознания своих грехов не будет и прощения.

Самое главное - понимать, что исповедь - это не допрос и не «вытаскивание» грехов из души насильно. Она не выносит обвинительный приговор грешнику. Покаяние - это также не беседа о своих недостатках, не осведомление священника о своих грехах и не просто добрая традиция. Исповедь - это искреннее раскаяние в своих грехах, это насущная потребность в очищении души, «умерщвление» себя для греха и воскрешение для святости.

Обязательно ли нужно каяться перед священником

Исповедуясь, человек приносит покаяние в грехах не священнику, а Богу. Священник также является человеком, соответственно, он тоже не безгрешен. В данном таинстве он является лишь посредником между кающимся и Господом. Настоящим тайносвершителем является только лишь Сам Бог, и никто другой. Пастырь Церкви выступает ходатаем перед Ним и следит за тем, чтобы таинство свершалось должным образом.

В исповеди перед священником есть еще один важный аспект. Когда мы признаем свои грехи сами перед собой - это, конечно, очень важно. Но это сделать гораздо проще, чем, к примеру, рассказать о них третьему лицу. Каясь в своих грехах перед служителем Церкви, человек преодолевает также такой грех, как гордыня. Он превозмогает стыд, признаётся в своей греховности, рассказывая те вещи, о которых обычно люди стараются умалчивать. Эти душевные страдания делают исповедь еще более глубокой и значимой для очищения души.

Все ли люди - грешники?

Некоторые считают, что им не в чем каяться. Они не совершают убийства, кражи и прочих тяжких преступлений. Однако это в корне неверно. Постоянными спутниками человеческой жизни являются такие чувства, как лень, зависть, месть, злость, тщеславие, раздражительность и прочие неугодные Богу состояния души. Кроме того, некоторые женщины совершают грех детоубийства (аборты), вина за который лежит как на женщине, так и на мужчине, её поддержавшей или даже склонившей к этому решению. А супружеские измены, обращения к гадалкам и прочие поступки? Если учитывать все эти моменты, то окажется, что все мы грешны перед Богом, и поэтому каждый из нас нуждается в покаянии и прощении грехов.

Покаяние - это единственно верный путь к Господу. Тот, кто не считает себя грешником, более грешен, чем тот, который осознает свои грехи, пусть у него их даже больше, чем у нераскаявшегося человека.

Как уничтожить в себе грех

Грехом называется добровольное нарушение Божиих заповедей. У него есть такое свойство: возрастание от меньшего к большему. Какой вред несёт в себе грех? Он приводит к вырождению, может сократить земную жизнь, а самое страшное - он может лишить вечной жизни. Источником греха есть падший мир. И человек в нем является проводником.

Грех имеет следующие фазы вовлечения:

  • Прилог - это возникновение греховного желания, помысла.
  • Сочетание - фиксирование внимания на греховном помысле, принятие его в своих мыслях.
  • Пленение - одержимость данным желанием, согласие с этим помыслом.
  • Падение в грех - воплощение на деле того, что присутствовало в греховном желании.

Покаяние - это начало борьбы с грехом. Чтобы побороть грех, нужно его осознать и раскаяться. Нужно иметь твердое намерение бороться с ним, чтобы, в конце концов, искоренить его в себе. Чтобы искупить грех, нужно совершать благие дела, а также выстраивать свою жизнь согласно Божиим заповедям. Жизнь нужно провести в послушании Господу, Церкви, а также своему духовному наставнику.

Можно ли прожить без покаяния?

Часто люди живут, не задумываясь о том, что они творят. Им кажется, что впереди еще достаточно времени для того, чтобы измениться в лучшую сторону, покаяться и искупить свои грехи. Они живут в своё удовольствие, не особо заботясь о душе. Но на самом деле покаяние - это то, что нельзя откладывать на потом. Что происходит, когда мы не спешим разбираться в себе и анализировать свои поступки, соотнося их с Божиими заповедями? На нашей «духовной одежде» не остаётся ни одного светлого пятнышка. А это чревато тем, что совесть - эта Божественная искра - постепенно угасает. Мы начнём двигаться к духовной смерти.

Выражаясь образно, душа без покаяния становится открытой для греховных мыслей, страстей и злых деяний. В свою очередь из-за этого может наступить тяжелый период в земной жизни человека. И даже если при жизни человек не испытает на себе всю тяжесть своей греховности, то после смерти, когда уже будет поздно что-либо исправлять, последствием нераскаявшейся души станет её смерть.

Может ли покаяние быть недействительным

Суть покаяния заключается не в том, чтобы формально рассказать о своих недостатках священнику. Покаяние не может приняться Господом, если оно не искреннее, совершается ради того, чтобы отдать дань моде, выглядеть лучше в чьих-то глазах или если человек кается для облегчения своей совести, без твердого намерения исправлять свои грехи. Холодное, сухое и механическое покаяние не считается действительным. Оно не принесёт никакой пользы кающемуся грешнику. Для того чтобы покаяние действительно послужило на благо человеку, оно должно исходить из самого сердца, осознанное и горячее. Причем одного только осознания и раскаяния тоже мало. Человек должен вознамериться бороться со своим грехом. Господа он должен призвать в свои помощники, потому что человеческая плоть слаба, и самому бороться со своей греховной природой практически невозможно. Но именно Бог помогает нам в этом нелёгком деле. Самое главное - иметь твердое желание.

Как готовиться к исповеди

Для того чтобы приготовиться к исповеди, нужно для начала наедине самим с собой проанализировать свою жизнь и осознать все свои грехи. Соотнеся все свои мысли и поступки с Божиими заповедями, можно легко понять, что мы делали неверно, где прогневали Господа. Покаяние души должно заключаться в том, чтобы каждый грех в отдельности осознать, раскаяться в нем и исповедать его перед священником. Для удобства перед исповедью можно выписать все свои грехи на бумагу, чтобы ничего не забыть. Есть специальные брошюры, в которых приведен перечень грехов. Случается так, что человек даже и не подозревает, что грешен в тех или иных вопросах, и очень удивляется, когда среди этого перечня находится множество противных Богу деяний, которые он совершал в своей жизни. Человеку, решившемуся на исповедь, нужно:

  • твёрдо верить и надеяться на Господа;
  • сожалеть о том, что прогневал Господа;
  • простить обидчикам все обиды и не держать ни на кого зла;
  • объявить перед священником все свои грехи без утайки;
  • твердо вознамериться впредь не гневить Господа и жить по Его заповедям.

Помочь человеку, решившему исповедаться, может Школа покаяния. В материалах и лекциях подробно описывается весь процесс, не упускается не один нюанс данного священнодействия.

Что нужно знать человеку, готовящемуся к исповеди

Исповедаться можно в любое время, когда это возможно, в церкви. Делать это нужно как можно чаще. Особенно необходима исповедь перед причастием. На исповеди нужно помнить, что это не беседа со священником. Если у вас есть к нему какие-то вопросы - их нужно обсуждать в другое время. На исповеди необходимо перечислять свои грехи, при этом не пытаясь себя оправдать или обвинить кого-то. Ни в коем случае нельзя приступать к исповеди, а затем к причастию, если вы не со всеми примирились и держите на кого-то зло или обиду. Это будет большим грехом. Если у священника нет времени, чтобы подробно выслушивать все грехи - это не страшно, можно их рассказать вкратце. Однако особо гнетущие можно рассказать поподробнее, и попросить священника их выслушать. В любом случае Господь знает ваши истинные намерения. Пусть зажжется ваша свеча покаяния. И Господь непременно услышит вас.

Можно ли исповедовать не все грехи

Господь может принять покаяние, только если оно искреннее. А какая может быть причина, чтобы утаивать какой-то грех? Ведь человек, стремящийся избавиться от бремени греха, наоборот, с особой тщательностью будет копаться в себе, чтобы не оставить ни малейшего прегрешения. Стремление очиститься у искренне раскаявшегося грешника настолько велико, что он без малейшего стыда и гордыни поспешит рассказать все на исповеди священнику. Если же человек утаивает свои прегрешения - значит, он страдает грехом гордости, маловерия, ложного стыда либо не осознает всей важности данного таинства. Неисповеданный грех не прощается. Мало того, если человек не признается священнику в каком-либо проступке, то, возможно, подсознательно он не хочет с ним расставаться. Такая исповедь не принесёт пользы. Мало того, от неё может быть даже больше вреда, поскольку ко всем прочим грехам добавятся ещё и дополнительные, перечисленные выше.

Как часто нужно исповедоваться

Желательно делать это как можно чаще. Однако при этом покаяние должно исходить от души, т. е. качество не должно переходить в количество. Прислушивайтесь к своему сердцу - оно подскажет вам, когда настанет насущная потребность очиститься от бремени греха.

Все ли грехи прощает Бог

Можете не сомневаться в том, что все ваши искренне исповеданные грехи Бог простит. Если вы будете соблюдать все требования и правила, описанные в данной статье - Господь обязательно вас услышит. Не зря же первый человек, попавший в Царствие Божие, был разбойником.

Именно потому, что он искренне раскаялся в своих грехах и поверил в Милость Божию, он был услышан и прощён.

Пастор Джек Хайлс (1926-2001)

(глава 4 из книги «Враги спасения души»)

Меня часто спрашивают: «Важно ли для спасения покаяние?» Конечно же, важно. Всё, что имеет отношение к тому, как человек может избежать вечного Ада и жить вечно на Небесах, имеет очень огромное значение. В этой главе мы и поговорим об этом важном вопросе.

1. Во-первых, давайте разберёмся, что осуждает человека и удерживает его от спасения.

Прочтём Иоанна 3:18: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» . Здесь ясно и понятно говорится о том, что является причиной неспасения человека. Обратите внимание на слова "неверующий уже осужден". Тот, кто не верит, осужден, следовательно неверующий человек не имеет спасения.

Слово "верующий" переведено от греческого слова, которое означает "полагаться, надеяться". Когда человек верит в Христа, он просто полагается на то, что после того как он умрет, Христос заберёт его на Небеса. Всё ясно - человека осуждает его же собственное неверие. Затем читаем: "потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ". И снова нам говорится о том, почему человек не спасается - потому что он не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Всё очень просто .

Теперь посмотрим Иоанна 3:36: . Мы снова пытаемся понять, почему человек погибает, а не спасается. Здесь снова всё очень просто. Обратите внимание - “не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ”. Почему человек не увидит жизни? Потому что он не верит! Почему Божий гнев пребывает на нем? Потому что он не верит! Так в чём же должен покаяться человек, чтобы спастись? Он должен покаяться в грехе, из-за которого он не получит спасения. Поскольку он не спасен из-за неверия, он спасается верой. Покаяние - это значит отвернуться от того, что не спасает, и повернуться к тому, что спасает . Да, для того, чтобы поверить, человек должен покаяться в неверии. Нужно просто сменить направление. Это значит повернуться на 180 градусов. Вы уходите от неверия и принимаете решение идти в сторону веры. Вы меняете направление. Ваше сердце меняется. Вы принимаете решение полагаться на Христа и верить в то, что Он вас спасет. Но для того чтобы поверить, вам нужно покаяться в неверии. То, что не спасает, должно быть изменено..

Так в чём же должен покаяться человек, чтобы спастись? Он должен покаяться в грехе, из-за которого он не получит спасения. Поскольку он не спасен из-за неверия, он должен покаяться в неверии (чтобы спастись верой).

Теперь посмотрим Иоанна 5:40: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» . О, как просто и понятно! Почему человек не имеет жизнь, согласно этому стиху? Потому что он не приходит к Христу. Если человек не идёт к Христу, он должен повернуться и иди к Нему, т.е нужно изменить направление и изменить разум. Это и есть покаяние. Покаяться - означает отвернуться от того, что удерживает от спасения и повернуться к тому, что спасает.

Прочтем Исайя 53:6: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас » . Особенно выделим слова "совратились каждый на свою дорогу". Совратиться на свою дорогу - это то, из-за чего человек не получает спасение. Но если мы встаём на Божий путь, т.е. вкладываем свою веру в Иисуса, мы со своей дороги переходим на Его путь, от неверия мы переходим к вере . Это то, что говорит Библия о покаянии. Это вера, которая спасает. Для того чтобы возложить свою веру в Христа, необходимо развернуться в обратном направлении. Следует покаяться в том, что удерживает вас от спасения.

Если бы человек спасался хорошими делами, то для спасения он должен был бы покаяться в совершении злых дел или в несовершении добрых дел. Если бы для спасения человек должен был сначала перестать грешить, то сначала он должен был бы покаяться в своих грехах. Человек спасается потому, что верит, т.е. он разворачивается в своём неверии или отворачивается от него.

Давайте посмотрим на некоторые стихи Писания, в которых говорится о том, что человек спасается верой.

Иоанна 3:15: «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» .

Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» .

Иоанна 3.18: «Heверующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» .

Иоанна 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» .

Деяния 16:31: .

Есть немало тех, кто говорит, что для спасения мы должны покаяться во всех своих грехах. Это неправда! Единственное, в чём нам следует измениться для спасения, так это в неверии, ведь именно оно удерживает нас от спасения. Если для спасения человек должен отвернуться от своих грехов, то от каких именно грехов? От гордости? От эгоизма? От корыстолюбия? Правда в том, что никто не может отвернуться от всех своих грехов, пока не попадет на небо и не получит новое тело, как у нашего Спасителя. 1 Иоанна 3:2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» . Как говорится в Псалме 18:13 мы даже и не знаем все свои грехи. Давид говорил: «От тайных моих (грехов) очисти меня» . Здесь он просит Бога очистить его от грехов, которые ему и самому неизвестны. Когда человек спасается, он не знает обо всех своих грехах и если он должен покаяться во всех грехах, то где же место возрастающей благодати? Кого же тогда можно назвать младенцем во Христе? Где здесь вписывается плотский христианин?

Есть немало тех, кто говорит, что для спасения мы должны покаяться во всех своих грехах. Это неправда! Единственное, в чём нам следует измениться для спасения, так это в неверии, ведь именно оно удерживает нас от спасения.

Поймите меня правильно. Я, конечно же, за то, что люди оставили свой грех и жили праведной жизнью, но это не мы очищаем нашу жизнь, это не мы сами себя спасаем. Спасение означает покаяться в неверии, поверить и позволить Христу нас спасти. Мы подчиняемся Ему и позволяем себя спасти. И Он делает это незамедлительно! В нашу жизнь тот час же входит Святой Дух. Он начинает Свою работу по очищению нашей жизни. Он тот, кто очищает, и Он тот, кто спасает. Он тот, кто открывает нам наши грехи после спасения, и Он тот, кто спасает нас, когда мы спасаемся.

Когда мы вкладываем нашу веру в Христа, раскаиваемся в неверии и начинаем верить, Божий Святой Дух входит в нашу жизнь и начинает наводить в ней порядок. Он указывает нам на наши грехи, и когда мы подчиняемся Ему, Он очищает нас от них. Если мы плохо себя ведем, мы все равно попадем на Небеса, потому что идем туда благодаря вере в Христа и в то, что Он возьмет нас на Небо. Святой Дух начинаем нам говорить о том, что следует делать и чего не следует. Если мы Его не слушаем, если мы плохо себя ведем во время нашего земного путешествия, мы все равно идем на Небеса. Просто мы не получим столько радости от этого путешествия, сколько получили бы, если бы слушались Его.

Правда в том, что никто не может отвернуться от всех своих грехов, пока не попадет на небо и не получит новое тело, как у нашего Спасителя.

Я знаю одного молодого человека, который недавно женился. Он получил квартиру за несколько месяцев до того, как женился и жил там один, пока не состоялась свадьба. Какой же в этой квартире был беспорядок! Его штаны висели на кресле, туфли валялись на полу под кроватью, а сама кровать вообще никогда не застилалась. Затем он женился. Как он стал женатым человеком? Из одинокого человека он превратился в женатого человека. Он как бы раскаялся в своем одиночестве и женился. Когда он привёл жену в свою квартиру, она была в ужасе от увиденного, поэтому сразу же начала наводить порядок. Она положила туфли в шкаф, сняла рубашку с кресла, убрала с постели одежду и хаос превратился в чудесную маленькую квартиру. Теперь он был женат не потому, что его квартира была убрана. Он был женат, потому что он раскаялся в том, что мешало ему жениться. Он дал клятву перед алтарем и принял девушку как свою жену. Только после этого она вошла в его квартиру и навела там порядок!

Практически все ложные доктрины происходят из-за того, что нарушается порядок. Бог установил такой порядок: спасение - изменение, а не изменение - спасение! Если для спасения человек должен сначала измениться, то это спасение по делам. К тому же это еще и спасение по плоти. Истина в том, что мы очищаемся от грехов нашей плоти так же как мы спасаемся - подчиняясь Святому Духу и позволяя Ему делать Свою работу.

2. Вы можете раскаиваться не обязательно в грехе.

Матфея 7:3: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам» . Обратите внимание, Иуда раскаялся». Что это значит? Он раскаялся в том, что взял деньги. Он предал Спасителя за тридцать серебрянников. Он передумал и отнес деньги обратно. В его сердце произошло изменение, но это не имело никакого отношения к спасению. Он заключил плохую сделку. Затем он пожалел о ней, и пытался все исправить.

Каждый человек, живущий в грехе, рано или поздно раскаивается, но не в неверии. Он меняет свое отношение к греху. Никто не живет в грехе и не осознает в конце концов, что он не получает радости, счастья, мира и удовлетворения, которых так хотел в начале. Каждую неделю я встречаюсь с людьми, которые устали от своих грехов, они несчастны, недовольны своей жизнью, из-за последствий своего греха живут скверно и убого. Что они сделали? Они изменили своё мнение о грехе и в некоторых случаях они даже оставили этот грех - по крайней мере тот грех, который больше всего мешал им жить. Человек может раскаиваться в грехе, но не раскаиваться в неверии. Так было с Иудой. Конечно же, он раскаялся в том, что совершил плохой поступок. Он осознал, что заключил плохую сделку. Он изменил свое мнение и вернул деньги, но он так и не раскаялся в том, что удерживало его от спасения - в грехе неверия.

3. Сам Бог раскаивается.

Человек может раскаиваться в грехе, но не раскаиваться в неверии. Так было с Иудой.

Бытие 6:6: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» . Слово "раскаиваться" означает "изменить мнение, передумать". Бог создал человека и пожалел об этом. Его огорчало то, что делал человек, и Он раскаивался в том, что сотворил его. Это не означает, что Бог раскаивался в грехе, потому что Бог не может грешить. Он просто изменил Свое мнение, что Он, кстати, часто делает. Фактически, Он это делает каждый раз, когда отвечает на наши молитвы .

Теперь посмотрим 1 Царств 15:35: «И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» . Бог сделал Саула царем Израиля. Дело в том, что Бог не хотел этого делать, но Израиль хотел царя. На место царя был избран Саул, но он оказался не самым лучшим царем. В этом стихе просто говорится, что Бог раскаялся, что сделал Саула царем. Бог изменил свое мнение.

Я хочу сказать о том, что раскаяние может и не быть связано с грехом. Женщина может передумать и начать пользоваться другими духами. Мужчина может передумать и начать есть другую еду или носить другую одежду. Он может изменить свои манеры и поведение. Вы можете раскаиваться в том, что были нелюбезны и начать быть вежливым. Вы можете раскаяться в том, что были упрямы и начать проявлять снисходительность. Вы можете раскаиваться в том, что были нетерпеливы и начать проявлять терпение, но всё это не спасает. Раскаяться нужно в том, что не спасает и поверить в то, что спасает. Следует раскаяться в неверии.

Обратимся к книге Исход 32:9-14: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» .

В стихе 14 просто говорится: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» . Слово "зло" означает что-то, что причинило бы народу боль. Здесь не говорится о грехе. В конце концов, Бог решил не трогать их. Бог решил не истреблять людей. Он передумал в отношении народа, но Он не изменил Своего мнения о грехе, потому что Бог не может грешить.

Прочтем Иона 3:9,10: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» .

Бог собирался наказать Ниневию. Иона проповедовал в Ниневии и предупреждал народ о предстоящем разрушении. Люди поверили пророку и Бог передумал их наказывать. В стихе 10 читаем: «и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» .

И снова мы видим, что Бог просто изменил Свое решение и Свои мысли. Он собирался наказать их, но они поверили и Он решил их не наказывать. Изменилось направление мыслей: от наказания к ненаказанию. Это и есть покаяние, но не покаяние в грехе, потому что Бог не грешит.

Итак покаяние не всегда связано со спасением и грехом. Оно просто означает изменение направления мыслей.

4. Теперь поговорим о покаянии и спасении.

Деяния 3:19: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» .

Пётр проповедует. Он говорит людям покаяться и обратиться. Вернемся и поговорим о том, что спасает. Иоанна 3:14-16,18,36: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» . Деяния 16:31: «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» .

Эти люди должны были покаяться в неверии и начать верить, чтобы обратиться. Они должны были изменить направление своих мыслей, начать думать по-другому.

Позвольте снова сказать, что я не думаю, что христиане должны жить как дьявол. В своих проповедях я очень много говорю о том, что нам следует жить праведной жизнью. Я просто верю, что отказ от греха - это работа Святого Духа, так же как и обновление - работа Святого Духа. Но все это начинается после того, как человек раскаивается в том, что удерживает его от спасения, т.е. в неверии. Когда это происходит, он начинает верить и получает спасение. Только после этого в его жизнь входит Святой Дух и начинает говорить христианину, в каком грехе ему следует покаяться. Человек изменил свое мнение о неверии. К этому его привёл Святой Дух. А теперь Святой Дух входит и начинает жить в человеке, изменяя его взгляды на разные вещи.

Теперь прочтем Деяния 2:38: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» .

Пётр говорит: "Измените свое мнение и креститесь". О чём они изменили своё мнение? Ответ мы читаем в стихе 41. Посмотрите, что они сделали. Они охотно приняли Его Слово и крестились. Так в чем же было их покаяние? Они раскаялись в том, что не принимали Его Слово, а затем приняли его. Это всё, о чем говорил Пётр. Он говорил: "Измените свое мнение о принятии Слова", т.е. покайтесь в неверии и начните верить, что Иисус - Господь и Христос, чтобы спастись.

Откроем Деяния 17:30: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» . Обратите внимание, Бог повелевает всем людям покаяться. Покаяться в чем? В том, что удерживает их от спасения, т.е. в неверии. Посмотрим Деяния 17:34: «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. Заметьте, тут сказано "некоторые мужи уверовали» . Когда он говорил "покаяться", он имел в виду "покаяться в неверии и уверовать", так же как это повеление было дано в Деяния 2:38 и 41, где уверовать означало исполнить это повеление. Они изменили свое мнение о вере. Они поверили!

Сначала вы отворачиваетесь от неверия и поворачиваетесь к вере, и только затем вы начинаете раскаиваться в грехах, потому что Тот, Кто указал вам на грех неверия и помог вам поверить, теперь живет в вас.

Теперь обратимся к Марка 1:15: «и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» .

Сам Иисус говорит покаяться: "покайтесь и веруйте". Другими словами Он говорит: "Оставьте неверие и поверьте. Передумайте (как вы спасаетесь) и начните верить". Я снова повторю, я не думаю, что христианин должен жить неправедной жизнью, но я хочу сказать, что изменение жизни не спасает вас. Это спасение делами. Вера - это то, что спасает. Сначала вы отворачиваетесь от неверия и поворачиваетесь к вере, и только затем вы начинаете раскаиваться в грехах, потому что Тот, Кто указал вам на грех неверия и помог вам поверить, теперь живет в вас. Теперь Ему намного легче указывать вам на ваши ошибки и помогать вам менять ваш разум.

5. Покаяние в грехе - повеление Божьему народу.

Откровение 2:5: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» .

Здесь говорится о церкви, которая была хорошей церковью. Это была активная церковь, она работала усердно. Она ненавидела грех. В ней звучало здравое учение. Откровение 2:2: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» . Это была терпеливая церковь. Это была церковь, которая верила во имя Иисуса и не ослабела, отстаивая Его.

Откровение 2:3: «ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» . Но это была церковь, которая оставила свою первую любовь. Здесь говорится, что эта церковь не потеряла свою первую любовь, а оставила её. Когда вы что-то теряете, вы не знаете, где оно. Когда вы что-то оставляете, вы знаете, где оно находится. Здесь не говорится, что эта церковь больше не любила. Она любила. Именно любовь делала их верными и терпеливыми, помогала работать и ненавидеть грех, стоять за имя Иисуса и ненавидеть ложную доктрину. Это были люди, которые любили Бога, но они оставили свою первую нежную любовь, и она стала не такой глубокой, как была вначале.

Здесь не говорится, что они любили Бога меньше. На самом деле они, возможно, любили Его и больше, но Бог говорит: «Я хочу, чтобы ваша любовь была глубокой и зрелой, но в то же самое время нежной и выразительной, как в самом начале».

Единственный грех, который совершила эта церковь, заключался в том, что она оставила свою первую любовь. Они согрешили, поэтому Бог говорит им покаяться. Покаяться в чем? Покаяться в пьянстве? Нет. Покаяться в прелюбодеянии? Нет. Речь здесь не об этом. Они должны были покаяться в том, что не любили Иисуса первой любовью.

Повеление покаяться было дано церкви в Пергамосе - Откровение 2:16: "Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих" . То же самое было сказано и церкви Фиатири - Откровение 2:21,22: "Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих" . Церковь Сардиса также должна была покаяться - Откровение 3:3: "Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя" . Церковь в Леодикии получила такое же повеление - Откровение 3:19: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" .

Как мы видим, Бог говорит покаяться как отдельным людям, так и группам людей и даже целым народам. Он снова и снова призывает Израиль к покаянию.

Итак, подытожим:

1. Бог говорит погибающим людям: "Покайтесь в вашем неверии".

Интересно то, что в 1 Иоанна слово покаяние ни разу не упоминается, и все же Иоанн хотел дать людям уверенность в спасении. 1 Иоанна 5:13: "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную ". Но хоть слово покаяние и не упоминается в этой книге, оно явно подразумевается, потому что здесь нам говорится о том, что спасает вера в то, что Иисус спасает, что конечно же, подразумевает то, что человек должен покаяться в том, что ведёт его к погибели, т.е. неверие.

2. Бог говорит спасённым людям: "Покайтесь в вашем грехе" . Эту работу совершает Святой Дух, когда Он входит в нашу жизнь и наводит в ней порядок, указывая, в каком грехе нам следует покаяться.

3. Если для спасения человек должен покаяться в своих грехах, то в каких именно грехах он должен покаяться? Может ли он покаяться во всех грехах? Разве тогда это не безгрешное совершенство? Разве это не спасение делами? В каком грехе должен покаяться человек? В том, который удерживает его от спасения, в грехе неверия.

4. Если спасение дается только после того, как человек отворачивается от греха, то если он снова к нему возвращается, он теряет спасение? В Деяния 16:30 задается очень простой вопрос: "Что мне сделать чтобы спастись? ". Это единственный раз, когда в Библии встречается этот вопрос. Ответ на этот вопрос должен нам сказать, что нужно для спасения. Деяния 16:31: "Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ". Итак ответ - веруй. Здесь ни слова не говорится о покаянии в грехах, хотя да, покаяться нужно лишь в одном - в неверии.

5. Если человек должен сначала навести в своей жизни порядок, а затем спастись, то мы возвращаемся к спасению делами.

6. Мы не можем сделать то, что может сделать только Святой Дух . Сначала Святой Дух обличает нас в грехе неверия, чтобы привести нас к Христу. После того как Он приводит нас к Христу, Он входит в нашу жизнь и пребывает в ней. Римлянам 8:9: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" . 1 Коринфянам 6:19,20: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" .

Когда же Святой Дух входит в нашу жизнь, Он начинает показывать нам то, что следует изменить. Затем жизнь христианина становится постоянным покаянием, пока мы не уподобимся Христу.

Нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Даже Иуда был бы прощен, если бы попросил прощения. Пример преподобной Марии Египетской, которая 17 лет была блудницей, а затем стала образцом покаяния и великой угодницей Божией, дает нам надежду на прощение наших грехов.

Собираюсь пойти на первую исповедь. Как подготовиться?

Для исповеди нужно осознание своих грехов, чистосердечное раскаяние в них, желание с Божьей помощью исправляться. Можете записать какие-то грехи на листок в качестве шпаргалки, чтобы на первый раз не растеряться (потом делайте с этим листочком, что хотите: можно выбросить, сжечь, отдать священнику, сохранить до следующей исповеди и сравнить, в чем вы исправились, а в чем - нет). С длинным списком грехов лучше прийти на службу в середине недели, а не в воскресный день. А вообще, лучше начинать с самого больного, что тревожит душу, постепенно переходя к мелким грехам.

Впервые пришла на исповедь. К причастию батюшка меня не допустил - как "домашнее задание" посоветовал читать Евангелие.

Когда человек не знает, к примеру, правил дорожного движения, тогда он и не знает, что нарушает их. Если человек не знает Евангелия, т. е. Закона Божьего, то ему трудно каяться в грехах, ибо он толком не понимает, что такое грех. Поэтому и полезно читать Евангелие.

Можно ли попросить на исповеди о прощении грехов родителей, родственников?

Мы не можем, придя к врачу, за кого-то полечиться, не можем в столовой за кого-то покушать, поэтому на исповеди мы просим прощения за свои грехи и помощи в их исправлении. А за своих близких молимся сами и подаем записки в церкви.

На исповеди регулярно каюсь в том, что живу в блуде, но продолжаю так жить - боюсь, любимый человек не поймет меня.

Православного христианина должно волновать, чтобы его понял Бог. А по Его слову "блудники Царства Божия не наследуют". Кроме того, исповедь - это не просто констатация грехов, но и стремление исправиться. В вашем же случае получается такая ситуация: вы приходите к врачу (на исповедь в церковь), констатируете, что "больны" грехом, но не лечитесь. К тому же такая исповедь еще и лицемерна. Конечно, мы повторяем большинство своих исповеданных грехов, но у нас по крайней мере должно быть намерение исправиться, а у вас его нет. Совет: поскорее зарегистрировать отношения хотя бы в загсе.

Я пока не готова каяться в одном грехе, потому что буду совершать его вновь. Вообще на исповедь пока не ходить? Но ведь другие грехи мучают!

Как бы мы ни любили свои грехи, хотя бы на уровне разума мы должны понимать, что, если не покаемся и не исправимся, нас ждет вечное наказание. Такая мысль должна способствовать желанию исправляться во всех грехах, ведь кто может дать себе гарантию, что он доживет хотя бы до следующего дня? А Господь сказал нам: "В чем застану, в том и сужу". К сожалению, абсолютное большинство людей после исповеди тут же повторяет большинство своих грехов, но это не повод в них не каяться. Если человек искренне переживает из-за этого, если он хочет исправиться, пусть и не все и не сразу у него получается, то, по слову Святых Отцов, даже это желание Господь примет, как за содеянное.

Можно ли ходить на общую исповедь?

Так называемая общая исповедь - это скорее профанация исповеди, ибо как таковой исповеди-то и нет. Это примерно так: пришла куча народу к врачу, а тот достал бумажку с перечнем болезней и сказал: "Ну что, больные, теперь выздоравливайте, будьте здоровы!" Что-то сомнительно получить пользу от такого приема у врача. Подобное допускается как исключение во время большого наплыва исповедников в дни Великого поста, но при этом священник должен подчеркивать, что это исключение: приходите на преждеосвященные службы в среды и пятницы, в субботу, идите в храмы где-то на окраинах города, где меньше людей, но не подходите формально к исповеди. Не радуйтесь, что вам не пришлось ничего говорить, перекладывая ответственность на священника. В общем, стучащему отверзается и кто ищет, тот находит.

На исповеди прощаются все грехи. Но что делать, если вспоминаются грехи 10, 20-летней давности? Нужно ли их исповедовать?

Если грехи вспоминаются и осознаются, то, конечно же, надо их исповедовать. Хуже от этого не будет.

Очень мучают тяжкие грехи, хоть уже и исповеданные. Нужно ли говорить о них на исповеди еще раз?

Искренне раскаянный и больше не повторяемый грех прощен раз и навсегда. Но такие страшные грехи, как аборт, занятия оккультизмом, убийство даже после исповеди гложат человека. Поэтому в них можно еще раз просить у Бога прощения, при этом не обязательно говорить их на исповеди, а просто помнить о своих преступлениях и стараться заглаживать противоположными им добрыми делами.

Почему миряне должны исповедоваться перед причастием, а священники этого не делают? Можно ли причащаться без исповеди?

А как вы думаете, если взять врача и больного без медицинского образования, - кто из них лучше разбирается в диетах, назначениях лекарств и т. д.? В каких-то случаях врач может сам себе помочь, а простой человек вынужден обращаться за помощью. В церковь идут лечить душу, и есть такие грехи, которые не допускают человека ко причастию. Мирянин может не разбираться и не знать об этом, и, если будет идти без исповеди, причастие может послужить ему не во спасение, а в осуждение. Поэтому нужен контроль в виде священника. А священнослужители более компетентны в подобных вещах и могут контролировать, когда им идти на исповедь, а когда можно лишь попросить прощения у Бога.

Есть ли в Библии доказательства того, что мы должны исповедоваться именно через священника?

Господь, посылая апостолов на проповедь, говорил: "Кому простите на земле, тому будет прощено на небесах". Что это, как не право принимать покаяние и от имени Божьего прощать человеку грехи? И еще Он говорил: "Приимите Дух Свят, Им же простите на земле, будет прощено на небесах". Прообразы покаяния были и в Ветхом Завете, к примеру, обряд с козлом отпущения, приношения жертв в храме, ибо это были очистительные жертвы за грехи. Эту апостольская власть о прощении грехов в силу преемственности получают все законные священники, что подтверждают слова Христа: "Се Азм (Я) есмь с вами во вся дни до скончания века".

Не всегда получается ходить на исповедование грехов в храм. Могу я исповедоваться перед иконой дома?

Вечерние молитвы заканчиваются каждодневным исповедованием грехов. Но, тем не менее, время от времени человек должен каяться в них и на исповеди.

Готовился к первой исповеди, прочитал книгу Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди". Но, когда подошел к аналою, ничего не смог сказать - потекли слезы. Батюшка отпустил мне грехи. Считается ли исповедь действительной?

На исповеди главное не то, что мы произносим, а то, что у нас в сердце. Ибо Господь так и говорит: "Сыне, даждь мне свое сердце". И царь Давид учил: "Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

Моя бабушка при смерти, ничего не понимает, не говорит. Находясь в здравом уме, от исповеди и причастия она отказалась. Можно ли ее сейчас исповедовать?

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в здравом уме, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня о его желании и согласии, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не восхотел принять таинства церкви, отказался исповедовать свои грехи, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

У меня произошло падение - грех блуда, хотя я давала слово, каялась и была уверена, что этого со мной больше не произойдет. Что делать?

Мария Египетская была величайшей блудницей. Но каждый Великий пост Церковь вспоминает ее как образец покаяния. Вывод: как бы тяжко мы ни пали, искреннее покаяние изглаживает грех и отверзает райские врата. Пускай вам будет противно само слово блуд, чтобы с Божьей помощью этого больше никогда не повторялось.

Стыдно сказать батюшке на исповеди о своих грехах.

Стыдиться надо, когда грешите. А стыд на исповеди - это ложный стыд. Надо думать не о том, как на нас будет смотреть священник, а о том, как на нас будет смотреть Бог. К тому же любой благоразумный батюшка никогда вас не осудит, а только будет радоваться, как радуется врач выздоравливающему больному. Если вы не можете заставить себя назвать грехи, напишите их на листе бумаги и отдайте священнику. Или покайтесь без подробностей, в общих словах. Главное - имейте покаянное чувство, сокрушение, желание исправляться.

Если мои грехи очень постыдные, могу ли я сказать о них священнику без подробностей? Или это будет как утаение греха?

Для того чтобы лечить телесные болезни, врачу важно знать все подробности этих болезней. Вы подробности своих грехов можете не описывать, но все-таки лучше называть вещи своими именами и не ограничиваться общими фразами.

Нужно ли идти на исповедь, если она получается формальной?

В наши отношениях с Богом ключевым моментом является искренность. Мы должны понимать, что формализм и лицемерие в отношениях с Богом не пройдут. Но если ваша совесть соглашается с тем, что многие ваши слова на исповеди звучат холодно, формально, это свидетельствует о том, что, тем не менее, исповедуемый вами грех вас тревожит и вы хотите от него избавиться. Поэтому называйте на исповеди грехи, говорите при этом, что, признавая их, вы некоторые грехи видите, но возненавидеть их еще пока не в силах. И поэтому просите у Бога прощения, чтобы это видение переросло в ненависть ко греху и желание от него избавиться. Святые Отцы учат, что даже если одни и те же грехи вновь повторять, тем не менее, исповедовать их надо, этим мы как бы расшатываем пень, который потом легче выдрать.

Правда ли, что на исповеди не следует каяться о грехах, содеянных до крещения?

Если вы постирали грязную одежду, то стираете ее заново, только когда она опять запачкается. Если человек с верой принимает таинство крещения, то, действительно, получает прощение за все грехи, содеянные до этого момента. Каяться в них уже не имеет смысла. Просто бывают такие страшные грехи, как убийство, аборт, в которых душа вновь и вновь хочет попросить прощения у Бога. Т. е. тот случай, когда уже Бог простил, а человек сам себе простить не может. В подобных случаях допускается еще раз сказать о страшных грехах на исповеди.

Боюсь, что неправильно назвал грех на исповеди. Что делать?

Главное не как назвать свой грех, а иметь покаянное чувство и желание исправляться.

Мой духовный отец исповедует меня дома, так я лучше осознаю свои грехи, не тороплюсь, могу задать ему вопрос. Можно ли так делать?

Можно. Многие люди до революции, не имея возможности часто бывать в Оптиной пустыни, писали старцам, исповедовались в письмах. В вашем случае важно, чтобы вы не просто беседовали, но чтобы священник в конце читал разрешительную молитву.

Можно ли исповедоваться без подготовки?

Когда у человека схватил аппендицит, или он ночами не спит от зубной боли, то ему не нужны всякие анализы, обследования, УЗИ, чтобы выявить болезнь. Он спешит к врачу за помощью. Так и с исповедью. Если у нас болит сердце о том, что мы, к примеру, украли что-то, ходили к колдунам, совершили аборт, впали в блуд, пьянство, т. е. когда мы конкретно знаем, в чем согрешаем, тогда не нужны никакие книжки, мы идем на исповедь и исповедуемся в своих грехах. А вот человек, который не знаком с Евангелием, не знает законов Божиих и, даже нарушая их, не осознает, что грешит, естественно, должен готовиться. Изучать законы Божиии, узнавать, в чем он согрешает, и таким образом подготовившись, идти на исповедь к священнику.

В каких случаях священник может наложить епитимью? Как ее снимать?

Епитимия - это отлучение от причастия за какой-то грех на какое-то время. Она может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. По выполнении наложенной епитимии снимает ее тот же священник, который ее наложил.

Собираясь на первую исповедь, нашла список грехов в Интернете. Там были: слушать музыку, ходить в кино, на концерты, кататься на аттракционах... Это правда?

Во-первых, все грехи невозможно осознать и запомнить, настолько их у нас много. Поэтому на исповеди надо каяться в особенно тяжелых грехах, которые нас тревожат и от которых мы действительно хотим избавиться. Во-вторых, что касается аттракционов, музыки, кино, то тут, как говорится, есть нюансы. Ибо музыка и фильмы бывают разными и далеко не всегда безобидными. К примеру, фильмы, наполненные развратом, насилием, ужасами. Многие песни рок-музыки прославляют дьявола, в прямом смысле ему посвящаются. Ну а аттракционы, уверен, есть абсолютно безобидные, не считая, конечно, увлечения компьютерными играми и приставками. Ибо лудомания (игровая зависимость) несет страшные последствия и для души, и для тела, чего не скажешь об обычных каруселях и качелях.

Существует мнение, что нежелательно исповедоваться "по списку", а нужно все помнить.

Если человек, готовясь к исповеди, просто переписывает пособие для кающихся, а потом зачитывает этот список на исповеди, то это малоэффективная исповедь. А если человек переживает, боясь от волнения забыть о каких-то своих грехах, и дома перед свечой и иконой со слезами записывает на бумагу покаянные чувства своего сердца, то такую подготовку можно только приветствовать.

Может ли жена священника исповедоваться у своего мужа?

Для этого надо быть буквально святым человеком, ведь чисто по-человечески трудно быть до конца искренним, раскрывая всю наготу своей души перед мужем. Даже если матушка и будет это делать, то она может этим навредить самому батюшке. Ведь он тоже немощный человек. Поэтому я бы рекомендовал без крайней нужды у своего мужа не исповедоваться.

Мой родственник, который ходил в церковь и участвовал в ее таинствах, внезапно скончался. Остался листочек с грехами. Можно ли прочитать его священнику, чтобы он произнес разрешительную молитву заочно?

Если человек готовился к исповеди, но по дороге в храм умер, Господь принял его намерения и простил его грехи. Так что никакой заочной исповеди уже не требуется.

Я регулярно исповедуюсь. Не скажу, что грехов своих не вижу, но грехи одни и те же. Говорить на исповеди одно и то же?

Но ведь чистим же мы зубы каждый день? И умываемся, и руки моем, несмотря на то, что они вновь пачкаются. Так и с душой. К этому и призывает Евангелие: сколько раз упал, столько раз и поднимайся. Так что вывод один: испачкали одежду - чистим одежду, загрязнили душу грехами - очищаем душу покаянием.

Какие последствия для души имеет воспоминание исповеданных грехов?

Если вы еще раз будете с содроганием вспоминать, к примеру, аборт, это полезно. А если со смакованием вспоминать, к примеру, грехи блуда, то это греховно.

Допускается ли исповедь в электронном виде через Интернет?

Врач может сказать вам по телефону, какие лекарства принимать при каких симптомах. Но, к примеру, операцию по телефону совершить невозможно. Подобным образом через Интернет можно что-то спрашивать у священника и получать советы, но на таинства все-таки надо идти самому. Но вот если кто-то попал на необитаемый остров, но каким-то образом связался по электронной почте со священником, он может раскаяться в грехах, попросив, чтобы священник прочитал разрешительную молитву. Т. е. подобный формат исповеди можно допустить, когда нет другой возможности для покаяния.

С какого возраста должны исповедоваться мальчики, а с какого девочки?

В правилах есть указание, не деля на мальчиков и девочек, что человек приступает к исповеди примерно с 10 лет или же по мере осознания смысла исповеди. А у нас на Руси (наверно, очень умные дети) принято начинать исповедовать детей с 7-летнего возраста.

Пришел на исповедь в первый раз за 20 лет. Покаялся в романе с замужней, больше грехов не вспомнил. Батюшка сказал, что в моем случае надо было прийти с огромным списком грехов и что христианин во мне умер...

На самом деле на исповеди нужен не долгий перечень грехов, написанных на бумаге. На исповеди человек говорит то, о чем не может забыть, о чем у него болит душа, и для этого не нужна никакая бумажка. Ибо какой смысл сидеть дома, переписывая на бумагу чуть ли не один в один очередное пособие для кающихся, если при этом человек не прочувствовал глубину своего падения и в нем нет никакого желания исправляться? В вашем случае христианин в вас не умер, он просто 20 лет спал глубоким сном. Раз вы пришли в храм, он начал просыпаться. Задача духовника в данном случае - помочь вам воскресить в себе христианина. Так по форме вас вроде бы справедливо подвергли взбучке, а по сути могли действительно окончательно убить остатки христианства в вашей душе. Хочется пожелать вам через наставления Святых Отцов, слушая голос совести и добрых батюшек прийти в Церковь и жить в ней всю жизнь с надеждой на Царство Небесное.

Хочу исповедоваться и причаститься, но постоянно откладываю из-за страха перед Господом. Как пересилить страх?

Страх внезапной смерти должен пересилить страх исповеди, ведь никто не знает, в какой момент Господь позовет его душу на ответ. А ведь страшно являться пред Богом со всем своим негативным багажом, разумней его оставить здесь (через исповедь).

Имеет ли священник право нарушать таинство исповеди?

Тайна исповеди не подлежит разглашению никому и не под каким оправданием. Бывали случаи, когда священник, сохраняя тайну исповеди, даже шел в тюрьму.

Не иду на исповедь, т. к. боюсь за священника, который принимает все грехи на себя и потом болеет.

Иоанн Креститель, указывая на Христа, говорил: "Се, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира". Никакой священник не в силах взять на себя грехи людей, которые ему исповедуются, это под силу только Христу. Отбросьте все свои страхи и ложный стыд и спешите на исповедь.

После исповеди и причащения я почувствовал облегчение. В семье исчезли мелкие распри, улучшилось самочувствие. Но самое главное: я заметил, что мои молитвы к Богу услышаны, просьбы о здравии моей семьи исполняются.

Ваши слова свидетельствуют о том, что при искреннем обращении к Богу с просьбой о прощении грехов, Господь, сказавший "просите, и дастся вам", исполняет обещанное. А поскольку наши грехи очень часто являются причиной наших болезней, бед, неудач, то, когда эти грехи прощены, исчезает причина всяких неприятностей. Т. е. при исчезновении причин исчезают и последствия: у человека восстанавливается здоровье, появляются успехи в работе, налаживаются семейные отношения и т. д.

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное - не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, - и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», - это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет - постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь — по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Был случай, описанный владыкой Вениамином (Федченковым), когда губернатор Генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность, имел возможность исповедаться последний раз в жизни по телефону. Но Вам необходимо преодолеть смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом. Помоги Вам Господи! Cвященник Александр Ильяшенко

Чем ближе к исповеди, тем сильнее «крутит». Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант — раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: «Согрешила блудом». Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 — 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу «что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной - с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде - ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Катя

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней - и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные - ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной - его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом - сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

священник Максим Козлов

_________________________________________

Как пойти на исповедь, если я знаю свой грех, но не могу раскается: холодно его перечисляю, но ни чувств и слез нет, и я очень боюсь быть за это осужденной на страшном суде. Как определить внутренне и внешне, что я готова пойти на исповедь, как правильно к ней подготовится?

Дорогая Алина! Когда Вы будете готовы раскаяться в своем грехе, Вы сами это поймете. Бросите все и побежите на исповедь. Пока же Вам надо подойти к священнику Вашего прихода и рассказать ему все: и о грехе, и о нераскаянии. Он поможет Вам разобраться в причине нераскаяния, может быть назначит епитимию, может быть найдет другой способ победить окамененное нечуствие Вашей души. Формальное перечисление грехов без раскаяния не принесет пользу. Исповедь это преддверие Страшного Суда, поэтому надо осознавать, что на исповеди мы предстоим Самому Богу и перед ним приносим покаяние. При таком умонастроении не может быть нераскаяния, ведь пред лицем Божиим мы не станем лгать или оправдываться. Перед тем, как пойти на беседу к священнику, советую несколько дней почитать Покаянный канон. Может быть, это поможет Вам покаяться в грехе и без дополнительных средств. Храни Вас Господь!

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: