Церковь ильи на славне. Что же можно сделать в этой ситуации

"Водка. История всероссийского застолья" - авторский проект Алексея Егорова из серии "История всероссийского обмана ".

«Истории всероссийского обмана» Алексея Егорова стали настоящим событием на ТВ.

Тайны мясной промышленности и подробности ценового заговора, вся правда о лекарствах и страшные секреты индустрии красоты – «Мясо» , «Цены» , «Лекарства» и «Красота» неизменно собирали у экранов рекордную аудиторию. В эфире НТВ - новый специальный проект Алексея Егорова – «Водка. История всероссийского застолья».

«Беленькая», «горькая», «пАл-литра», «злодейка с наклейкой» – в русском языке более сотни слов и выражений, обозначающих водку. Две тонны – приблизительно столько водки выпивает среднестатистический россиянин за свою жизнь. Мы искренне верим в то, что из всех видов алкоголя именно водка, как «чистый» продукт, наименее вредна. Но это, как и многие другие мифы, окружающие водку, – заблуждение. Алексей Егоров доказывает – России не повезло с главным национальным напитком.

Мы уверены, что знаем о водке все. Но вот простой вопрос: из чего ее делают? Виски, шнапс, ракия, коньяк, бренди, граппа… Почти все крепкие напитки мира – дистилляты. И только водку производят из ректификованного спирта. Лабораторный эксперимент показывает – водка настолько неестественна, что в сущности ее можно было бы производить даже из нефти. Кстати, кое-кто так и делает. И, что самое удивительное, между нефтяной и зерновой водкой практически невозможно почувствовать разницу.

Итак, нас спаивают дешевым и не очень полезным напитком. При этом уверяя, что водка – наш национальный продукт.

Алексей Егоров:

Мы расскажем, что водка, в том виде, в котором она есть сейчас, никогда не была русским национальным напитком. Сорокаградусный раствор этилового ректификованного спирта с надписью «водка» на бутылке впервые был выпущен менее ста лет назад. А раньше на Руси пили совсем другой напиток – в программе мы раскроем рецепт его приготовления.

Сегодня в стране больше трехсот ликероводочных заводов. Каждый гордится своей рецептурой. Вот только все эти заводы спирт не выпускают: они его разбавляют. Конечно, вода у всех своя, но спирт-то завозной. Напрашивается вопрос: не из одной ли бочки это сорокаградусное разнообразие? И какова его реальная цена? Создатели программы сдали на анализ несколько сотен бутылок водки разных марок. В лаборатории не нашли существенных отличий между водкой за 25 и 1500 рублей и подтвердили, что водки с различными добавками (кедровые орехи, мед, березовые почки, и т.д.) – абсолютная фикция. Растворы в продуктах есть, но они добавляются в таких малых количествах, что даже экспертиза зачастую их не видит. А все остальное – чистый маркетинг.

Так что же в итоге пить? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, создатели программы провели самую крупную в истории телевидения алкогольную проверку. Для анализа приобрели алкоголь, совместимый по стоимости с водкой. Вино, коньяк, ликеры, настойки, шампанское – десятки ящиков, сотни бутылок. Результаты эксперимента неприятно поражают. Выяснилось, что вино можно сделать из порошка или при помощи виноградного жмыха, отходов производства, сахара и дрожжей. Оказалось, что половина продуктов вообще не имеет отношения к вину, и представляет собой подкрашенную воду с ректификованным спиртом. Из пятидесяти бутылок вина полностью прошли отбор только двадцать, а из двадцати бутылок коньяка только две оказались действительно коньяком.

Алексей Егоров:

В чем действительно новизна нашей проверки, так это в том, что мы раскроем все протоколы лабораторных исследований. А это значит, что будут названы и марки, и производители. И в итоге простой зритель получит ответ на интересующий его вопрос – можно это пить или нет.

Действительно ли водка влияет на весь алкогольный рынок? Почему нас уверяют, что она стоит дорого, хотя на самом деле это не так? Как получилось, что в России пьют худший из напитков? И кто подменил настоящую, исконно русскую водку? Чтобы ответить на все эти вопросы, в студии программы представители алкогольной индустрии встретятся с ведущими экспертами в области, учеными, врачами-наркологами.

Однако на этом грандиозное расследование, посвященное алкоголю, не заканчивается! К эфиру готовится вторая часть проекта – «Водка. История всероссийского похмелья» . Есть ли у нас культура питья? Помогают ли таблетки от похмелья и что такое кодирование? Как отвадить мужа от бутылки? Можно ли пить и не пьянеть? Сколько можно выпить кефира или кваса, чтобы без боязни сесть за руль? Секс и алкоголь – как они связаны? И наконец – самая масштабная проверка: водка, вино, коньяк, самогон – от чего мы больше болеем с утра? И как подсчитать свою норму? Все тайны русского похмелья – в фильме "Водка. История всероссийского застолья".

Михаил Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» пишет, что до XI столетия русские питались достаточно скромно, в основном дарами земли и молочной пищей, «потом уже выучились готовить яства и прочее; и встарь отличались хлебосольством».
Например, для преподавателя колледжа Оксфорда Крайст-Черч Чарльза Лютвиджа Доджсона, известного нам как писатель Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес», во время посещения России в 1867 году одним из самых сильных впечатлений стал обед в трактире «Москва». В меню, кроме всего прочего, входили мясные котлеты, осетрина и пирожки. Доджсон подробно описал в дневнике все блюда, которые в тот день ему довелось отведать впервые в жизни.
Неотъемлемой частью русской национальной кухни являлись пироги, которые пеклись по самым разным случаям и с разнообразными начинками. Щи с мясом, вероятно, вообще можно было попробовать только на Руси, там к ним подавалась ещё и гречневая каша. Фирменным русским блюдом считалась уха: «чёрною называлась уха с гвоздикою, с перцем - белою, а без пряностей - голою». Ещё одним распространённым блюдом на Руси был рассол, который, по мнению Забылина, больше походил на «нынешнюю солянку»: «Варилось мясо в огуречном рассоле с примесью пряных кореньев и подавалось на стол». К некоторым блюдам нередко подавался соус, который на Руси называли взваром.
Поражало разнообразие мясных блюд. На столе можно было увидеть кушанья из баранины, говядины, свинины, зайчатины, птицы, причём подавалось мясо как жареным, так и варёным, пареным, запечённым, фаршированным, а также потроха.
Ещё одним постоянным блюдом была рыба. Из рыбы также готовили горячие кушанья: щи, уху и рассольное, пекли с ней пироги и даже делали «рыбную кашу», смешав тёртую рыбу с крупой. Привычным кушаньем у русских была икра разных рыб, которую употребляли с луком, уксусом, перцем, варили её в уксусе и маковом молоке, пекли блины с икрой - икряники.
В постные дни, когда нельзя было употреблять мясо и рыбу, на столе можно было увидеть кислую капусту, свёклу с постным маслом и уксусом, хрен, редьку, пироги с горохом, гречневую или овсяную кашу, кисель, оладьи с мёдом, различные блюда из грибов.

Царские пиры

Так питались простые смертные, правда, наиболее зажиточные. А как обстояло дело на царских пирах?
Пиры русские монархи устраивали часто. Поводы бывали самые разные: именины, свадьба, рождение ребёнка, какое-либо событие на государственном уровне или же религиозные праздники - Рождество, Пасха…
Обеды делились на официальные (дипломатические столы) и неофициальные (пиры). Во время «столов» обстановка была более чинной и церемонной, зато на пирах вовсю веселились. Впрочем, туда тоже допускались иностранцы, например татарские дипломаты.
Подготовка царского пира являлась непростым делом. Палату, в которой проходил пир (во времена Московской Руси это была Грановитая палата Кремля), украшали особым образом, особенно если присутствовали иностранные гости. Им всегда старались продемонстрировать царские богатства. Например, на стены вешали красивые ковры, столы накрывали расписными скатертями, обязательно размещали в палате поставцы с дорогой посудой, хотя в процессе застолья её обычно не использовали, вплоть до XVI века ели из глиняной и деревянной.
Столы и лавки, как правило, ставили у стен, но если съезжалось много народу, то их могли ставить дополнительно и по центру палаты. Любопытно, что до конца XVI века персональные столовые приборы, то есть привычные для нас тарелки, ложки, ножи и вилки, подавались лишь наиболее знатным участникам пиршества. Даже иностранные вельможи не были исключением. Один из них, Даниил Принц фон Бухау, в своих записках сообщал, что во время застолья у Ивана Грозного ему не дали отдельного ножа и тарелки, и ему пришлось пользоваться всем этим на пару с соседом по столу. Салфеток не было вплоть до петровской эпохи, для того чтобы утереть рот, бояре пользовались собственными бородами или рукавами кафтанов.

Знаете ли вы что…

«Рекордсменом» по пирам можно, пожалуй, назвать Бориса Годунова. На одном из них, под Серпуховом, по случаю воинских побед, присутствовали в общей сложности 500 тысяч человек. Пировали целых шесть недель.

Царский стол стоял отдельно, на возвышении. За ним могли размещаться сам царь, его старший сын, патриарх (если последний присутствовал на пиру) и кто-нибудь из особо почётных гостей.
Нередко возникали споры и даже драки между боярами и окольничими из-за размещения. Дело в том, что чем большим почётом пользовался гость, тем ближе к царскому столу его усаживали. Это называлось «по отчине». Часто кому-то казалось, что его незаслуженно обидели, посадив на менее почётное место. Кстати, от места, которое гость занимал на пиру, могла зависеть его карьера. Потому со временем стали объявлять, что рассаживать будут «без мест», то есть это не будет влиять на последующие назначения бояр. Хотя и тут без ссор не обходилось.

Обеды на дом

Распорядителями пира были дворецкие, под началом у которых находилась вся остальная обслуга, включая стольников и чашников. Многие из них были знатного, даже княжеского происхождения - только знати доверялось обслуживать самого царя и его близких.
Блюда обязательно проверялись. Сначала приготовленное пробовал в присутствии дворецкого повар, затем слуги, которые приносили еду с кухни в буфетную, и, наконец, стольник или чашник, который ставил кушанье непосредственно на стол. Предосторожность являлась отнюдь не лишней: в Средние века одним из самых распространённых способов убийства не угодного правителя являлось отравление. Женская половина царской семьи на пирах, за исключением свадеб, не присутствовала, хотя царицам и царевнам я, дозволялось наблюдать за тем, что там происходит, через особые оконца.
Сначала подавались холодные закуски: различные виды икры, заливное, солёные и копченые блюда. Затем приходил черёд жареного мяса и рыбы. Причём это могло быть что-нибудь экзотическое, наподобие лебедей и павлинов. Иногда при выносе блюда в зале выпускали живых птичек. Прямо на вертелах вносили зажаренные туши вепрей, косуль, оленей. Деликатесом считалась жареная рысь. Свинью могли нафаршировать птицей или фруктами. В качестве рыбных блюд подавали огромных щук, осетров, сомов, белуг, стерлядей. Ели всё это с разнообразными соусами, соленьями, маринадами.
На следующую перемену выносили горячие супы, похлёбки и каши. Причём, к примеру, уху могли подать во множестве различных вариантов. Сюда же прилагались и пироги. На десерт полагались ягоды и фрукты, орехи, сладкая выпечка, пряники, различные заморские деликатесы.
Кроме вина, пили разнообразные хмельные сорта мёда, морсы, квас, пиво, которое в те времена на Руси называли олуй.
Особо почётным считалось получить блюдо или кубок с царского стола. А если перед тем оттуда откушал или отпил сам царь, это являлось ещё большей честью.
Некоторым «особо отмеченным» царь посылал «обед на дом». В дом к такому человеку прибывали царские стольники и дворцовые слуги вместе с яствами, посудой, скатертями и прочим и накрывали стол. Старший стольник наливал в кубок вино из особой фляги и вручал его хозяину от имени царя. Чаще всего так отмечали иностранных дипломатов. По окончании застолья вся привезённая утварь доставалась хозяину, а она была вовсе не дешёвой.

Как менялись застольные традиции?

В XVI веке, в царствование Фёдора Иоанновича, послов всё реже стали приглашать к столу. Правда, им продолжали присылать обеды, но уже не с царской кухни, а из трактира, хоть и от имени монарха.
Застольные традиции во многом изменились при Петре I. Во время так называемых ассамблей гостям подавались чай, кофе, мёд, варенье, а также в качестве спиртных напитков - вино и пиво.
19 февраля 1699 года во дворце Лефорта по случаю отбытия бранденбургского посла было устроено пиршество, в котором впервые приняли участие и женщины, а затем последовали танцы. > В XVIII столетии на стол ставили персональные столовые приборы - куверты. Ели и пили из дорогих серебряных и фарфоровых сервизов. Застолья устраивались теперь в особых залах - парадных столовых, которые имелись в каждом дворце.
В XIX веке царские приёмы отличались не столько пищевым изобилием, сколько кулинарными изысками. Например, подавалась гурьевская каша из манки, сливочных пенок, грецких орехов и различных фруктов, в том числе экзотических.

- 5197

Водка. История всероссийского застолья

Мы уверены, что знаем о водке все. Но вот простой вопрос: из чего ее готовят? Виски, шнапс, ракия, коньяк, бренди, граппа… Почти все крепкие напитки мира – дистилляты. И только водку производят из ректификованного спирта. Авторы программы отправили на анализ несколько сотен бутылок водки различных марок. В лаборатории не нашли существенных отличий между водкой за 25 и 1500 рублей и подтвердили, что водки с различными добавками (кедровые орехи, мед, березовые почки, и т.д.) – абсолютная фикция. В чем действительно новизна этой проверки, так это в том, что будут раскрыты все данные лабораторных исследований. А это значит, что будут названы и марки, и производители.

Лабораторный эксперимент показывает – водка настолько неестественна, что в сущности ее можно было бы производить даже из нефти. Кстати, кое-кто так и делает. И, что самое удивительное, между нефтяной и зерновой водкой практически невозможно почувствовать разницу. Итак, нас спаивают дешевым и не очень полезным напитком. При этом уверяя, что водка – наш национальный продукт. Сегодня в стране больше трехсот ликероводочных заводов. Каждый гордится своей рецептурой. Вот только все эти заводы спирт не выпускают: они его разбавляют. Конечно, вода у всех своя, но спирт-то завозной. Напрашивается вопрос: не из одной ли бочки это сорокаградусное разнообразие? И какова его реальная цена? Создатели программы сдали на анализ несколько сотен бутылок водки разных марок. В лаборатории не нашли существенных отличий между водкой за 25 и 1500 рублей и подтвердили, что водки с различными добавками (кедровые орехи, мед, березовые почки, и т.д.) – абсолютная фикция. Растворы в продуктах есть, но они добавляются в таких малых количествах, что даже экспертиза зачастую их не видит. А все остальное – чистый маркетинг.Так что же в итоге пить? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, создатели программы провели самую крупную в истории телевидения алкогольную проверку. Для анализа приобрели алкоголь, совместимый по стоимости с водкой. Вино, коньяк, ликеры, настойки, шампанское – десятки ящиков, сотни бутылок. Результаты эксперимента неприятно поражают. Выяснилось, что вино можно сделать из порошка или при помощи виноградного жмыха, отходов производства, сахара и дрожжей. Оказалось, что половина продуктов вообще не имеет отношения к вину, и представляет собой подкрашенную воду с ректификованным спиртом. Из пятидесяти бутылок вина полностью прошли отбор только двадцать, а из двадцати бутылок коньяка только две оказались действительно коньяком.

Рюриково городище - объект первостепенной важности. Судя по тому, какое живейшее организационное и финансовое участие принимают в его судьбе чиновники администрации области. 7 миллионов рублей на перевоз камня - постамента для памятника... 50 миллионов - чтобы благоустроить "обиталище неизвестного варяга". Неизвестного, потому что нет уверенности на сегодняшний день в том, что Рюрик существовал, и городище - до XIX века просто Городище - действительно место, где жил легендарный Рюрик. Денег же благоустройство этого объеста требует не малых. Или их больше некуда потратить?

Так я подумал, и поехал на Знаменскую улицу, к церкви Ильи Пророка на Славне.

Церковь находится вдали от людных улиц и традиционных маршрутов туристов. Издалека вообще трудно понять, что это церковь. Но если мысленно дорисовать купол, который был демонтирован в 1954 году, то да, церковь. Даже памятник архитектуры. Даже охраняется. Правда, разглядеть это не просто.

Церковь Ильи Пророка на Славне (или Ильи Пророка на Холме) была построена на месте древнего славянского капища Перуна. Летопись впервые упоминает храм Ильи на Славне под 1105 годом. В это время церковь была деревянной. Каменную церковь построили в 1198-1202 годах. В 1455 году новую каменную церковь построили на старом фундаменте. Кажется, что с тех пор ее никто не ремонтировал...

Войну, в отличие от многих храмов Новгорода, церковь Ильи Пророка на Славне пережила относительно целой. Были, по свидетельствам очевидцев, пробоины от снарядов. Но не более.

Как я писал выше, в 1954 году с церкви сняли купол и приспособили под жильё. Там же устроили склады. Вполне в духе того времени. Что интересно, церковь Петра и Павла на Славне, построенную в XIV веке, отреставрировали и внесли в список культурного наследия Юнеско.

Эта церковь тоже требует капиталовложений. Если с фасада здание смотрится еще ничего, то с другой стороны видны следы безжалостного времени и влияния окружающей среды.

Штукатурка осыпалась, камни... окислились, что ли? Приобрели странный бурый налёт.

Нельзя не принимать во внимание соседство очистных сооружений. Может, под влиянием каких-то реагентов камни приобрели такой вот оттенок? Хотя я рассуждаю на откровенно дилетантском уровне сейчас..

Но даже вот такое выкрашивание кладки памятника архитектуры культурного наследия ЮНЕСКО бледнеет на фоне другого памятника архитектуры...

Со стороны, противоположной очистным сооружениям, церковь Петра и Павла на Славне выглядит нормально. Вызывает недоумение только отсутствие электроэнергии. Неужели она не нужна на этом объекте исторического наследия?

Если не обходить церковь так, как это сделал я, по колено в снегу, можно разрушений и не заметить. Мне интересно, чиновники "от культуры" подходят к этой церкви только с правильной стороны? Или они вообще не осматривают памятники культурного наследия?

Но вернемся к страшному зрелищу. К виду церкви Ильи Пророка. Которая "является памятником архитектуры" и "подлежит охране как народное достояние"

Крыша у этого "народного достояния"... Без слез не взглянешь..

Дыры по всему периметру..

Что интересно, наибольшие разрушения - со стороны очистных сооружений. С обратной стороны стена более-менее.. Хотя тоже, скорее менее, чем более...

И на камнях растут деревья..

Деревянная пристройка вот-вот развалится.. Интересно, она тоже построена в XV веке?

И в этом здании обитают люди! Творят и живут художники, а правое крыло арендует багетная мастерская..

Крыша течет, воды нет, туалет во дворе...

На первом этаже был склад. Хранили овощи-фрукты. Но уже год как съехали.

Удивительно прочно строили предки...

Кроме работников багетных мастерских, дверь мне никто не открыл. Рабочие жаловались: холодно. Крыша течет. Ремонт здания никто не делает, а им делать не разрешают. Но на вопрос, что же за организация арендует правое крыло памятника архитектуры, ответить отказались. Не разрешили и фотографировать помещение. Вот их окна. И дыра в крыше как раз над окном..

А вот окна художников. Голуби любят прилетать к ним на окно. Наверное, чувствуют добро..

Встреченный мной художник Геннадий Линьков, обитающий (это его определение) в здании храма Ильи Пророка на Славне, был разговорчив. И от камеры не прятался.

Мы разговорились, и под разговор прошли до самого Кремля. Геннадий Борисович рассказал мне очень много интересного. О том, что епархия РПЦ готова безвозмездно взять Храм у владельцев. У государства, которое представляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом («Росимущество»). Но условие у РПЦ жесткие. Принятое в дар здание Храма должно быть полностью отремонтировано. Геннадий Борисович всей душой против этого решения. Он боится, и не безосновательно, что вместо Храма выстроят новодел. Пригонят, как это повсеместно практикуется, таджиков, которые из современных материалов сделают "евроремонт". Правда, опасения художника пока напрасны. Денег на реставрацию, или хотя бы ремонт церкви, государство не выделяет. Областные же чиновники тоже отмахиваются: не их зона ответственности.

Так и стоит церковь, согреваемая теплом человеческих сердец. Арендаторов-художников. Которые, по словам Линькова, платят немалую аренду. Спросил я у Геннадия Борисовича, почему же он не ищет себе другое помещение? Более благоустроенное, теплое, комфортное? Не требующее ремонта? "Тут особое место" - отвечает художник. И тут же говорит, что готов бы и сам, за свои средства отреставрировать церковь. Но таких денег у него нет и никогда, очевидно, не будет... Сколько же надо, спрашиваю? Оказывается, Геннадий Борисович прикидывал, считал. 10 миллионов минимально надо. А если полностью восстанавливать строительную часть - все 20.

Тут же зашел разговор о реставрации Рюрикова городища, о тех деньгах, которые областные чиновники готовы потратить на "благоустройство". Геннадий Борисович назвал это просто. Лицемерием в угоду сиюминутным амбициям власти. И знаете, я ему поверил. Ему нельзя не поверить.... Мы распрощались. Геннадий Борисович быстрым шагом направился в детскую художественную школу. Учить детей рисовать... Я пошел своей дорогой, грустно размышляя о том, что же будет с Храмом Ильи Пророка на Славне...

Церковь Ильи Пророка на Славне - действующий православный храм в городе Великий Новгород. Памятник древнерусской архитектуры середины XV в.

Вероятно, что церковь была построена на месте древнего языческого храма в честь бога Перуна. Впервые в летописях храм упоминается в 1105 г. (в связи с пожаром). Позже было еще несколько деревянных храмов, которые так же сгорели. Сохранившаяся каменная постройка датируется 1455 г. Свое название церковь получила от того, что находилась рядом со Славенской крепостной башней, через ворота которой проходил путь к Московской дороге. Поэтому храм часто использовался для встреч приезжих из Москвы (до строительства ).

Позже храм несколько раз реконструировался.

После революции 1917 г. был закрыт. Вероятно, в 1938 г. была демонтирована колокольня, здание храма перестроено для организации помещений под аренду. После окончания ВОВ был демонтирован купол, здание приспособлено под общежитие.

До нашего времени здание дошло в аварийном состоянии. В настоящее время разрабатывается проект реставрации. Храм действует.