Аллах прощающий грехи. Есть ли покаяние тому, кто совершил грехи, за которые человека проклинают? Простит ли его Всевышний Аллах

Аллах говорит в суре «Женщины», аят 48: « «.

От некоторых братьев поступил такой вопрос, который задают противники руководства Ахль уль-Бейт (А): если Аллах прощает все грехи, кроме ширка, то, может быть, Он простит врагов Ахль уль-Бейт (А), таких как первые узурпаторы халифата, Муавия, Язид и т.д.? Ведь они не проявляли ширк — по меньшей мере, открыто, не поклонялись явно идолам или другим богам, кроме Аллаха. А Аллах прощает все грехи, кроме ширка…

На это надо сказать, что такой вопрос или, точнее говоря, такая шубха основана на непонимании истинного значения данного аята, о котором говорят хадисы непорочных Имамов (А). Поклонение идолам — это только одна из разновидностей ширка, и данный аят говорит не об этом. В школе Ахль уль-Бейт главная форма ширка — это приобщение сотоварищей к вилаяту Ахль уль-Бейт, который есть вилаят Аллаха .

В тафсире Айаши приводится от Джабира от Имама Бакира (А) в толкование приведённого аята: «Аллах говорит тут, что не простит того, кто не верует в вилаят Али (А). Что же касается Его слов «но прощает то, что кроме этого, кому пожелает «, то тут имеются в виду те, кто подчиняется руководству Али (А) «.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 272).

Шейх Садук приводит:

Когда Посланник Аллаха (С) прочитал этот аят: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что кроме этого, кому пожелает «, Али (А) спросил: «О Посланник Аллаха! Это — о моих шиитах?» Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, это — о твоих шиитах. В Судный День они выйдут из могил, говорят: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, Али — довод Аллаха».

(«Факих», том 4, С. 495).

То есть Аллах никогда не простит придание Ему сотоварищей через приобщение кого-то другого к руководству Ахль уль-Бейт, которое есть руководство Аллаха. Что же касается других грехов, даже великих, то они могут быть прощены тем, кто признаёт это руководство, то есть их шиитам.

Итак, главная форма ширка, из которой проистекают все другие его формы, включая и поклонение идолам, — это приобщение сотоварищей к вилаяту Аллаха, который есть вилаят четырнадцати Непорочных (А) — Мухаммада, Фатимы, Али, Хасана, Хусейна и девяти Имамов из потомства Хусейна, мир им всем!

А потому Аллах говорит: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей » (12: 106). То есть эти люди веруют в Аллаха, они формально, своими языками говорят «нет бога, кроме Аллаха», но при этом являются многобожниками через отрицание Его вилаята и признание вилаята других руководителей, помимо тех, кого Он Сам установил (таких как первые узурпаторы халифата). Имам Садык (А) говорит об этом аяте: «То есть человек подчиняется шайтану, сам не зная об этом, и становится многобожником через это » («Кафи», том 2, С. 292).

Может быть, кто-то скажет: но ведь ширк существовал задолго до того, как Мухаммад (С) и Имамы (А) родились на свет! Задолго до их рождения люди поклонялись идолам. Как же тогда получилось, что идолопоклонство проистекает из отрицания их вилаята и приобщения сотоварищей к этому вилаяту?

Ответ: руководство всех пророков есть не что иное, как проявление вилаята четырнадцати Непорочных (А). Как об этом говорят Коран и достоверная Сунна, все пророки были сотворены из света Мухаммада (С) и рода Мухаммада (С), их откровения были слепками с Корана, а их руководство — руководством Мухаммада и рода Мухаммада (С), пока они сами не появились в этом ближнем мире после них всех, так как то, что является первым по истинному времени, должно проявиться последним по земному времени. Через отрицание руководства пророков, в котором воплощён таухид, исторически появились на свет такие вещи, как поклонение идолам и истуканам. Корень же всего этого — отвержение руководства Аллаха.

В «аяте вилаят» сказано: «Ваш вали – Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые выстаивают молитву и дают закят, будучи преклоненными (то есть Имам Али и его потомки)» (5: 55).

Слово «вали » (руководитель) использовано тут в единственном числе, а обладатели вилаята – во множественном. В этом аяте упоминается ОДИН вилаят и несколько его обладателей. Из этого следует, что вилаят Аллаха – это тот же самый вилаят Посланника (С) и Имамов (А). Иначе это можно выразить так: для всех творений вилаят Аллаха проявлен через вилаят четырнадцати Непорочных (А). Подчинение им — подчинение Аллаху, ослушание их — ослушание Аллаха, их гнев — гнев Аллаха, их довольство — довольство Аллаха, их воля — воля Аллаха и так далее. Как говорит Имам Реза (А): «Воистину, Аллах избрал Своего пророка Мухаммада над всем Своим творением из пророков и ангелов, и сделал повиновение ему повиновением Себе, следование ему - следованием Себе, посещение его (зиярат) в ближнем мире и будущем - посещением Себя ».

(«Таухид» Садука, хадис 142).

А потому тот, кто приобщил сотоварищей к вилаяту четырнадцати Непорочных (А), избрал другую волю, кроме воли Аллаха, последовал за кем-то, помимо Аллаха, подчиняется кому-то, помимо Аллаха, а это и есть ширк.

Таким образом, та шубха, которая была заявлена в начале статьи, отпадает сама собой. Многобожником является всякий, кто приобщает сотоварищей к вилаяту Ахль уль-Бейт или отвергает его — так что говорить о тех, кто воевал с ними и убивал их! Аллах никогда не простит их, и они навечно будут на самом дне Ада.

Каждому верующему мусульманину предписано молиться пять раз в день. Многие из нас повинуются приказу Всевышнего и совершают намаз пять раз каждый день. Но не многие знают о том, какие сокровища скрываются в намазе, не знают о его пользе и плодах. С дозволения Аллаха, хотелось бы рассказать о шести причинах, связанных с намазом, посредством соблюдения которых Всевышний обещает простить нам наши грехи.

Итак, первая причина – исполнение намаза совершенным образом. Мусульманину следует совершать свой намаз на отлично. В «Муснаде» имама Ахмада и в книге «Сунан» имама ан-Насаи передаётся хадис от Убадата Ибн Самита, да будет доволен им Аллах , о том, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Пять намазов были возложены Всевышним на своих рабов, и тому, кто хорошо сделает омовение этих пяти намазов и совершит их своевременно, совершив полноценно поясной и земной поклон вместе с хушуом (смиренностью), Всевышний взял на себя обещание простить его грехи ». Подумайте только, братья, Всевышний взял на себя обещание простить тому, а ведь Он – Всевышний , не нарушает свои обещания, свят Он и велик!

Подумай же, брат, чувствуешь ли ты – раб Аллаха , что исполняешь намаз совершенным образом? Вопрос этот неспроста, потому что многих не волнует то, как они совершают намаз , они думают, только бы поскорее закончить. Не смотрят, как они его совершают, доволен ли Всевышний такой молитвой или же недоволен, совершили ли они поясные и земные поклоны полноценно или нет, их не заботит это всё! Так знай же, брат, что важная причина прощения грехов – совершение намаза совершенным образом!

Вторая причина , связанная с намазом – это совершение омовения лучшим образом, а затем намаз в два ракаата, не думая при этом ни о чём постороннем.

Сообщается, что однажды ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах , велел принести себе сосуд с водой, а когда его принесли, он трижды слил воду из этого сосуда себе на руки и трижды омыл кисти рук. Затем он опустил в этот сосуд правую руку, набрал воды, прополоскал ею рот и промыл нос, затем трижды омыл лицо и руки до локтей, затем провёл влажными руками по голове, затем трижды омыл ноги до щиколоток, а затем сказал: «Посланник Всевышнего ﷺ сказал: “Тому, кто совершит омовение, подобное этому моему омовению, а потом совершит молитву в два ракаата, не думая при этом ни о чём постороннем, будут прощены его предыдущие прегрешения ». Этот хадис передан имамом аль-Бухари.

Так постарайся же, брат мой, сделать для себя привычным совершение омовения и двух ракаатов намаза на каждый день. Ведь это не займет и десяти минут, а тебе будет прощены твои прошлые прегрешения. Его можно совершить во время зуха, между азаном и икаматом и т.д.

Третья причина , связанная с намазом – произношение слов «Амин» после суры "аль-Фатиха". От Абу-Хурайры, да будет доволен им Аллах , сообщается, о том, что Пророк ﷺ сказал: «Когда имам произносит "Амин", произносите вместе с ним, поистине тот, чьё слово "Амин" было произнесено вместе с имамом и ангелами, тому простятся прошлые его прегрешения » (имамы аль-Бухари и Муслим). Посмотрите же на безмерную милость Господа миров: произносишь только одно слово, не испытывая при этом никаких трудностей, не надо расходовать деньги, время и т.д. и Всевышний Аллах прощает тебя!

Теперь давайте спросим себя, чувствуем ли мы, когда произносили слово «Амин», что наше сердце наполняется желанием быть прощёнными Всевышним Аллахом ?

Четвертая причина прощения грехов , связанных с намазом – это дуа (мольба) после поднятия от поясного поклона. Передают со слов Абу-Хурайры, да будет доволен им Аллах , что Пророк ﷺ сказал: «Сами"а-ллаhу лиман ẍамида», вы скажите «Аллаhумма раббана ляка-ль-ẍамд» , поистине тот, чьё слово окажется произнесённым вместе с ангелами, тому простятся прошлые его прегрешения ».

Пятая причина , связанная с намазом – коллективная молитва . Имамы аль-Бухари и Муслим передают от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Всевышний , что тот сказал: «Я сидел рядом с Посланником Аллаха , как вдруг пришёл человек и сказал : "О Посланник Аллаха , поистине я совершил то, за что заслуживаю наказания, так исполни же его надо мною ". Тогда

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Сура «Женщины», 48).

Точно также и здесь, на земле, измена является наитягчайшим преступлением, поскольку она наносит удар и подрывает само существование государства, так и в духовном царстве непростительным грехом считается упорное неповиновение и измена Всевышнему, проявляющаяся в подстрекательстве к соперничеству со Всемилостивым. Это является откровенным неповиновением и сопротивлением сути и основе, источнику духовной жизни. Это есть, как назвал бы Платон, «ложь в душе». Но даже в этом случае, если неподчинение вызвано просто незнанием и невежеством, после чего последует чистосердечное раскаяние и исправление грешника, то милость и прощение Всевышнего всегда открыты для него.

«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (Сура «Женщины», 110).

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаливайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он - Прощающий, Милосердный”» (Сура «Толпы», 53).

«Прощает грехи полностью», то есть после искреннего покаяния и исправления.

«Небеса готовы разверзнуться сверху. Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (Сура «Совет», 5).

Ангелы - благороднейшие и чистейшие из созданий, которые только можно представить. Они отражают одно сторону славы и величия Всевышнего, а с другой стороны, Аллах также дарует милость и прощение Своим заблудшим созданиям. Все эти качества дополняют друг друга, самим своим существованием они провозглашают величие и безграничную милость Всевышнего.

«Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (Сура «Звезда», 32).

Милость и прощение Аллаха безграничны. Они нисходят не в результате нашей просьбы об этом, но после того, как мы обратим к Нему свои молитвы и подчиним свою волю. Наша просьба или молитва помогает нам принести наш разум и волю в качестве жертвоприношения Ему. Это необходимо, чтобы обеспечить нашу психологическую готовность. Но в то же время это ничего нового не сообщит Всевышнему, т.к. Он знает все.

Поскольку Аллах знает нашу внутреннюю сущность, абсурдно для нас оправдываться, притворяясь, что мы лучше, чем мы есть, или пытаться оправдать свое поведение. Мы должны подчиниться Его воле полностью, без остатка, такими, какие мы есть: и Его милость и милосердие очистят нас. Если мы пытаемся из любви к Нему защититься от зла, наша борьба - это все, о чем Он просит.

«Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает, а Аллах обладает великой милостью» (Сура «Железо», 21). то необходимо, чтобы обеспечить нашу психологическую готовность. Но в то же время это ничего нового не сообщит Всевышнему, т.к.

«Дарует Он ее тем, кому пожелает», т.е. эти милость и дар невозможно заслужить собственными добродетелями. Они даруются Аллахом в соответствии с Его священной волей и замыслом, которые справедливы, милосердны и праведны.

Пусть Аллах примет наши искренние покаяния и простит нам грехи, которые мы совершили по знанию и своему неведению! Воистину, Аллах - Прощающий!

Материал подготовил Ренат Ислямов

Ты говоришь: «Я хочу покаяться, но моих грехов очень много, и не осталось ни одного непристойного деяния, которого бы я не содеял, ни одного греха, который ты можешь вообразить себе или даже не можешь, которого бы я не совершил. И теперь я не знаю, возможно ли, что Аллах простит мне всё содеянное мной в течении этих долгих лет?!»

О мой благородный брат! Это не только твоя проблема, это - проблема многих, кто желает покаяться. К примеру я приведу историю молодого парня, который с ранних лет начал совершать грехи, и когда достиг всего лишь семнадцати лет, уже имел длинный список развратных деяний, как больших, так и малых, которые он совершал с различными людьми, маленькими и взрослыми. Он даже изнасиловал маленькую девочку и совершил ряд ограблений. Он сказал: «Я покаялся Аллаху, Велик Он и Могуч, бодрствую по ночам и простаиваю их в молитве, соблюдаю пост по понедельникам и четвергам, читаю Благородный Коран после утренней молитвы. Есть ли для меня покаяние?»

Основой Ислама является то, что мусульмане всегда обращаются за постановлениями и решениями к Книге Аллаха и Сунне. Когда мы возвращаемся к Корану, то встречаем высказывание Великого и Могучего Аллаха:

«Скажи: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью; ведь Он - Прощающий, Милостивый! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар 39:53-54).

Это верное решение упомянутой проблемы, и ответ ясен и не нуждается в дополнительном объяснении.

А ощущение того, что грехов больше, чем Аллах может простить, возникает, во-первых, из-за недостатка убеждённости раба в обширности милости его Господа.

Во-вторых, из-за недостатка веры в могущество Аллаха на прощение всех грехов.

В-третьих, из-за слабости надежды на Аллаха, а это одно из важных деяний сердца.

В-четвёртых, из-за отсутствия признания способности покаяния стирать грехи.

Мы ответим на каждое из них.

1) Для разъяснения этого достаточно привести высказывание Всевышнего Аллаха:

«Милость Моя объемлет всякую вещь» (аль-А‘раф 7:156).

2) Для этого достаточно привести достоверный священный хадис: «Всевышний сказал: “Кто знает, что Я способен прощать грехи, и не приобщает ко Мне равных, того Я простил несмотря ни на что”». 15 Это произойдёт в будущей жизни, когда раб встретит своего Господа.

3) От этого заблуждения избавит знание великого священного хадиса: «О сын Адама! Поистине, когда ты взываешь ко Мне и надеешься на Меня, Я прощаю тебе всё, что ты сделал несмотря ни на что. О сын Адама! Если твои грехи достигнут небесных облаков, и ты попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя несмотря ни на что. О сын Адама! Если ты предстанешь предо Мной с грехами величиной с землю и встретишь Меня, не придав Мне сотоварища, то Я приду к тебе с таким же прощением». 16

4) Для этого достаточно привести хадис посланника Аллаха: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал греха». 17

Для каждого, кто сомневается в том, что Аллах может простить его и его многочисленные непристойные деяния, мы приведем следующий хадис.

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и да приветствует его, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Священные тексты Корана и Сунны указывают на то, что наказание за совершённые грехи может быть отведено от человека посредством десяти способов.

Способ первый

Покаяние (тауба)

По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).

«Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Коран 42: 25).

И подобных аятов очень много.

Способ второй

Мольба о прощении грехов (истиг̇фар)

В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что

«Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).

Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) .

Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение. Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения. Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.

Способ третий

Праведные дела

Всевышний Аллах сказал:

«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».

«Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».

«Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».

«Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».

«Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».

Способ четвёртый

Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти

Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).

Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».

Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).

Способ пятый

Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина

К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».

Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала» , то на это возражение можно дать два ответа:


Способ шестой

З аступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День

О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».

Способ седьмой

Бедствия, которыми Аллах стирает грехи

В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».

Способ восьмой

Испытания в могиле

Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.

Способ девятый

Страшные события, которые будут происходить в День Суда

Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.

Способ десятый

Милость Аллаха и Его прощение

Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.

Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Искупление грехов
Десять советов от Ибн Таймийи
Сокращённо из книги:
«Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Редакция: