История герменевтики в философии. Конспект лекций по философии Что такое герменевтика в философии определение

Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) - понятие, которое имеет достаточно глубокие этимологические корни, уходящие в античную эпоху, где применялось для толкования и исследования текстов, в первую очередь божественных, а также замысловатых (например, у Гомера) или сложно воспринимаемых текстов (в частности, принадлежащих Гераклиту). Именно в поздней античности складывается представление о неизречённости божественной мудрости, потому она и не может быть понята обычными людьми. В этом случае необходимо объяснение и толкование. Таким толкователем воли Богов Эллады и был Гермес Трисмегист (греч. Hermes; Трисмегист - Трижды Величайший). А умение, искусство толкования текстов, их отдельных положений и даже некоторых слов получило название герменевтики. "Как искусство передачи иноязычного высказывания доступным для понимания образом, герменевтика не без основания названа по имени Гермеса, толмача божественных посланий людям", - отмечал X. Гадамер, сам являвшийся основоположником современной герменевтической философии. Базовые основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены ещё Ф. Шлейермахером, современником Г. Гегеля. Кроме него герменевтику, но как методологическую основу гуманитарного знания развивал В. Дильтей. С его точки зрения герменевтика есть учение об искусстве истолкования литературных фундаментально-исторических текстов (памятников), понимания письменно зафиксированных проявлений жизни.

В XX в. герменевтика предстаёт в двух вариантах: во-первых, как теория и практика истолковывания текстов; во-вторых, как течение в современной философии, причём второй вариант становится предпочтительнее. Герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исследований экзистенциализма, в частности у М. Хайдетгера, а затем собственно в философской герменевтике X. Гадамера.

У М. Хайдетгера герменевтика выступает как радикализация трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля (у которого интерпретация, то есть толкование, вторична по отношению в рефлексии). Задача последней, по мысли М. Хайдеггера, - способствовать постановке вопроса в онтологическом плане, то есть спрашивать не об условиях мыслимости сущего, а об условиях его бытия. Феноменология должна превратиться из исследования процесса смыслоположения (конституирования сознанием значений, или смыслов) в исследование условий возможности онтологической постановки вопроса - вопроса о смысле бытия. Но поскольку такой вопрос может быть поставлен только исходя из особого места в бытии, каким является человеческое бытие, постольку феноменология должна стать онтологическим исследованием человеческого бытия - герменевтикой. Таким образом, герменевтика есть феноменология человеческого бытия. Она выявляет онтологические параметры человеческого бытия, то есть те условия, благодаря которым человеческое существование может быть тем, что оно есть. Эти условия суть фундаментальные определения человеческого бытия, его "экзистенциалы". К ним относятся "положенность" и "понимание". Человеческое бытие определено прежде всего не мышлением, а фактом своего присутствия в мире. Бытие всегда предпослано мышлению о нём. Согласно М. Хайдеггеру, акту сознания, в котором субъект противополагает себя объекту, предшествует изначальная вовлечённость мыслящего в то, что им мыслится; он всегда "преднаходит" себя в определённом "месте" или "ситуации". Способ, каким осуществляется это нахождение, и есть понимание. Понимание реализуется через истолкование, интерпретацию. Поэтому, с его точки зрения, человеческое бытие изначально "герменевтично". Истолковывающее понимание, или понимающее толкование - основной модус, каким только и может осуществляться человеческое бытие.

Поворот от трансцендентальной феноменологии к герменевтической имел решающее значение для становления герменевтики как философской доктрины. Основным для герменевтики становится вопрос не об условиях, при которых познающий субъект может нечто понять, а о том, как устроено то сущее, бытие которого состоит в понимании. Из этого вытекает ряд принципиальных следствий: а) во-первых, превращение герменевтики из методологии понимания в его онтологию: б) во-вторых, отказ от феноменологического подхода к сознанию как самодостаточному и беспредпосылочному, способному к непосредственному усмотрению механизма своего функционирования; противопоставление самопрозрачному сознанию феноменологии непрозрачного бытия понимания, в дальнейшем - бытия языка; в) в-третьих, ограничение принципа рефлексии принципом интерпретации. Поскольку человеческое бытие есть всегда "бытие в мире", постольку мир с самого начала "предыстолкован". Реальность, на которую направлено познавательное усилие субъекта, есть всегда проинтерпретированная, то есть определённым способом освоенная реальность. Эти следствия из герменевтической феноменологии М. Хайдеггера и выводит X. Гадамер, разрабатывая концепцию философской герменевтики.

Исходный пункт философской герменевтики - онтологический характер герменевтического круга, характеризующего особенность процесса понимания, связанную с циклическим характером понимания. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтверждённых ожиданий и предположений. Единственная форма объективности здесь вытекает из подтверждения в процессе разработки гипотезы-проекта. Понимание приходит лишь тогда, когда изначальные предположения не во всём произвольны. Отсюда следует тезис о принципиальной открытости интерпретации, которая, по мнению Гадам ера, никогда не может быть завершённой, а также о неотделимости понимания текста от самопонимания интерпретатора. Позитивный смысл рождается в подлинном контакте с текстом. Причастность к истокам доказывает ценность полученного результата. Схема герменевтического перехода заключается в том, что есть тексты, несущие смысл. Смысл включает вещи, предметы, явления. Толкователь входит в них своим умом с неким предпониманием, то есть заранее известным об этом тексте и делает его некую ревизию, давая собственное видение. Его предпонимание, то есть толкование текста ревизуется далее, может возникать и оппозиционное мнение, что ведёт к пересечению версий толкователей и в конечном итоге приводит к пониманию единства сложного смысла.

В заключении необходимо отметить, что герменевтика как философское направление была предметно воспринята в XX в. рядом философских школ, а в 70-х гг. этого столетия разразился "герменевтический бум", инициированный герменевтической полемикой между X. Гадамером и Ю. Хабермасом (Франкфуртская школа). Последний с рядом своих сторонников по своему трактовали философскую герменевтику, ограничивая её притязания как универсального метода. Герменевтика у них выступает одним из средств консолидации различных философских течений, причём усиливается её субъективизм; герменевтика призвана уже не столько "понять" текст, сколько вложить в него новые "интерпретации".

Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниэль (1768-1834 гг.), немецкий протестантский теолог и философ. Долгие годы был проповедником. Профессор Берлинского университета. Его можно причислить к основателю христианской герменевтики, так как в своих произведениях Шлейермахер пытается истолковывать тексты Священного Писания.

Дильтей Вильгельм (1833-1911 гг.), немецкий историк культуры, писатель, философ. В 1864 г . защитил диссертацию и получил профессуру в Базеле, затем преподавал в Киле и Бреслау, а с 1882 г. в Берлинском университете. Представитель философии жизни. Важнейшая область интересов Дильтея - это история, и в качестве особой науки (то есть иного, нежели своды летописей и сказаний), и как специфический способ человеческого бытия. Оба эти аспекта во второй половине XIX столетия были весьма актуальны. У историков этого времени получили влияние представления, аналогичные установкам позитивизма в естествознании: аналогом естественнонаучных "наблюдательных фактов" здесь предстали исторические сведения о жизни людей, то есть тексты, в которых сообщается о конкретных исторических событиях. Связанная совокупность таких текстов, соответствующим образом проанализированных, подвергнутых критической проверке, и есть наука история. В целом философское воззрение В. Дильтея сформировалось под влиянием немецкого идеализма и романтизма, а также англо-французского позитивизма. Связующее звено между философией и историческими науками Дильтей находил в "учении об истолковании", или герменевтике, которую он понимал как средство воссоздания неповторимых и самозамкнутых культурных миров прошлого. Большая часть публикаций зрелого Дильтея посвящена вопросам исторического бытия и истории как науки: "Введение в науки о духе. Опыт оснований изучения общества и истории" (1883 г.), "Строение исторического мира в науках о духе" (1910 г.), "Духовный мир. Введение в философию жизни" (1914 г.). После смерти философа в 1949 г. был опубликован "Очерк всеобщей истории философии", а в 1960 г. двухтомник "Мировоззрение и анализ человека с Ренессанса и Реформации".

Хайдегтер Мартин (1889-1976 гг.), немецкий философ, сыгравший значительную роль в становлении и развитии экзистенциализма, философской герменевтики. Родился в семье южно-германских крестьян в Месскирхе. Учился в лицеях иезуитов в Констанце и Фрейбурге. Изучал теологию, математику, естественные науки, философию во Фрейбурге ком университете. В начале своей философской деятельности он как ученик Генриха Риккерта (1863-1936 гг.), одного из основателей баде некой школы неокантианства, понимавшего философию как учение о ценностях, защитил докторскую работу (1914 г.) "Учение о суждении в психологизме". Готовясь к преподаванию в качестве доцента, написал диссертацию "Учение Дунса Скотта о категориях и значении". Затем как ученик Эдмунда Гуссерля последовал за ним во Фрейбург в университет в качестве ассистента, где в 1929 г. заменил его на кафедре философии этого университета, предварительно поработав в Марбургском университете экстраординарным и первым ординарным профессором. В 1933 г., вступив в НСДАП, признав национал-социализм, был назначен ректором Фрейбургского университета (проработал один год). После разгрома нацизма и до 1951 г. ему было запрещено оккупационными властями заниматься преподавательской деятельностью.

В одной из первых своих работ "Бытие и время" М. Хайдеггер отказывается от традиционного инструментария последекартовской философии, от понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи и применяет феноменологический метод для "деструкции" ("разбора") исторических построек разума и для анализа человеческого существования с целью выявления их предпосылок. Хайдеггер ловко использовал метод "фетишизации понятий", доводя "манипуляцию" значениями слов до инструмента конструирования своего философского взгляда на самые разнообразные проблемы бытия. Языку него составлял не что иное как "дом" бытия. Работы: "Гёльдерлин и сущность поэзии" (1937 г.), "Учение Платона об истине" (1942 г.), "Письмо о гуманизме" (1943 г), "введение в метафизику" (1953 г ), "Что такое философия" (1956 г.), "Ницше" (1961 г).

Гадамер Ханс Георг (р. 1900-2002 гг.), немецкий философ, ученик М.Хайдеггера, основоположник философской герменевтики. С 1939 г - профессор философии в Лейпциге; в 1946-1947 гг. - ректор Лейпцигского университета; с 1949 г . - профессор философии в Гейдельберге. Герменевтика для X. Гадамера есть прежде всего практика. Она реализуется в качестве деятельности по осмыслению некоторого текста и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. Однако, философская герменевтика не сводится к разработке методологии понимания текстов (и вообще не является такой разработкой), а представляет собой своего рода философию понимания. Её предмет образуют не только "понимающие" (историко-гуманитарные) науки, но - в той мере, в какой феномену понимания придаётся универсальный характер, - вся совокупность человеческого знания о мире и бытии в нём. Понимание для Гадамера - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Основная работа "Истина и метод".

Хабермас Юрген (р. 1929 г.), немецкий философ и социолог. С1961 г. по 1964 г . преподавал философию в Гейдельберге ком университете. С 1964 г. - профессор философии и социологии во Франкфурте-на-Майне. С 1971 г. - директор Института по изучению жизненных условий научно-технического мира в Штарнберге. Ведущий представитель "второго поколения" теоретиков Франкфуртской школы. В своей философии он опирается на идеи психоанализа, аналитической философии, современной социологии. В основе его теории лежит критическая теория Франкфуртской школы - непримиримая оппозиция существующему.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Герменевтика
Рубрика (тематическая категория) Философия

Под герменевтикой (от греческого слова hermeneutike - искусство разъяснения, толкования) в широком смысле понимают теорию и практику толкования текстов. Своими корнями она уходит в древнегреческую философию, где практиковалось искусство толкования различного рода иносказаний, высказываний, содержащих многозначные символы. Прибегали к герменевтике и христианские теологи для толкования Библии. Особое значение приобретает герменевтика в теологии протестантизма, где она воспринимается как средство выявления "истинного" смысла Священного Писания.

Как научный метод герменевтика формируется с развитием филологии и других гуманитарных наук. В ходе долгой истории этих наук в них складываются особые методы постижения их предмета͵ к которым можно отнести исторический, психологический, феноменологический, логико-семантический, герменевтический, структуралистский и некоторые другие. Герменевтика как изначально ориентированная на постижение смысла текста͵ причем постижение его как бы "изнутри", исходя из него самого, отвлекаясь от социально-исторических, психологических и иных факторов, занимает особое положение в гуманитарном познании. Ведь специфическим предметом исследования в гуманитарных науках, что отличает их от других наук, является именно текст, как особая система знаков, связанных между собой определœенными отношениями. Иначе говоря, отражение действительности в гуманитарном исследовании опосредовано текстом.

Герменевтика нужна там, где существует непонимание. В случае если смысл как бы "скрыт" от субъекта познания, то его нужно дешифровать, понять, усвоить, истолковать. Понимание и правильное истолкование понятого - таков в общем плане герменевтический метод получения гуманитарного знания. Отсюда постижение, усвоение смысла текста являются процедурами, качественно отличными от метода объяснения природных и общественных закономерностей. Так как предметной основой гуманитарных наук является текст, то мощным средством его анализа выступает язык, слово как существенный, системообразующий элемент культуры. Отсюда герменевтическая методология гуманитарных наук тесно связана с анализом культуры, ее феноменов.

Современная герменевтика, как она сложилась в XX веке, включает не только конкретно-научный метод исследования, применяемый в гуманитарном познании. Это и особое направление в философии. Идеи философской герменевтики были развиты на Западе прежде всœего в трудах немецкого философа, представителя философии жизни Вильгельма Дильтея, итальянского представителя классической герменевтики Эмилио Бетти (1890-1970), одного из крупнейших философов XX века Мартина Хайдеггера, немецкого философа Ханса Георга Гадамера (1900- 2002). В русской философии герменевтика разрабатывалась Густавом Густавовичем Шпетом (1879-1937).

В. Дильтей заложил основы философской герменевтики, стремясь обосновать специфику наук о духе (то есть гуманитарных наук) в их отличии от естественных наук. Такое отличие он усматривал в методе понимания как непосредственного, интуитивного постижения некоторой духовной целостности (или целостного переживания). В случае если науки о природе прибегают к методу объяснения, который имеет дело с внешним опытом и связан с деятельностью рассудка, то для постижения письменно фиксированных проявлений жизни, для изучения культуры прошлого, согласно Дильтею, необходимы понимание и истолкование ее явлений как моментов целостной духовной жизни какой-либо эпохи, что и определяет специфику наук о духе.

Этот подход к герменевтике как общей методологии наук о духе позднее продолжил Э. Бетти (одна из его работ так и принято называть - "Герменевтика как общая методология наук о духе", 1962). Понимание для Бетти - это сугубо познавательная, методологическая проблема. Суть понимания он усматривает в узнавании и реконструкции смысла текста͵ опирающихся на его интерпретацию (истолкование). Методика интерпретации требует соблюдения канонов или правил. Сюда относятся требование соответствия реконструкции точке зрения автора текста и в связи с этим требование автономности текста как обладающего собственной логикой. Отсюда следует крайне важно сть ввести в метод исследования принцип так называемого герменевтического круга, когда единство целого проясняется через отдельные части, а смысл отдельных частей проясняется через единство целого. Еще один канон - канон актуальности понимания - говорит о бессмысленности полного устранения субъективного фактора. Чтобы реконструировать чужие мысли, произведения прошлого, чтобы вернуть в настоящую действительность чужие переживания, нужно соотнести их с собственным "духовным горизонтом". Канон смысловой адекватности понимания, или канон герменевтического смыслового соответствия, направлен на интерпретатора и требует от него "собственную жизненную актуальность согласовывать с толчком, который исходит от объекта". В этих канонах Бетти усматривал критерий "правильности" и "объективности" герменевтической интерпретации.

Существенное влияние на развитие философской герменевтики оказала выработка Э. Гуссерлем идей феноменологии.

Г. Г. Шпет, будучи учеником Гуссерля, попытался соединить феноменологию с герменевтическим подходом. Введение герменевтического метода в феноменологию было обусловлено, с точки зрения Шпета͵ наличием в содержании направленного на предмет сознания специфической функции осмысления. Осмысление в качестве своеобразного самостоятельного акта требовало для своего осуществления определœенных средств. Смысл как сущность сознания, как сложнейшее многоуровневое образование должен не только непосредственно усматриваться рациональной интуицией как нечто очевидное, но и пониматься. Понимание же обеспечивается истолкованием (интерпретацией). Именно так, через понимание и интерпретацию герменевтическая проблематика вливается в феноменологию. Герменевтика (с ее функцией осмысления и интерпретации) и феноменология (как обнаружение смысла в различных его положениях) должны быть, как считает Шпет, сплетены в деятельности в единый метод. При этом даже в ранних, собственно феноменологических работах проблема смыс-лообразования рассматривалась им в значительной степени со стороны его социально-исторического осуществления в явлениях культуры. А культурный опыт человечества мог быть, по его мнению, осмыслен лишь с привлечением особых герменевтических средств. В дальнейшем (в работах "Язык и смысл", "Внутренняя форма слова" и др.) Шпет в связи с пониманием и истолкованием текстов, с анализом слова всœе больше обращается к проблемам герменевтики.

От феноменологии Гуссерля отталкивался также М. Хайдеггер.
Размещено на реф.рф
При этом он пошел по пути онтологизации герменевтики, способствуя превращению ее в учение о бытии и тем самым закрепляя ее философский статус. Вместо гуссерлевской трансцендентальной (ориентированной на сознание) феноменологии Хайдеггер предлагает "герменевтическую феноменологию", в которой вопрос о смысле познанного равносилен вопросу о смысле существования. Понимание здесь выступает первоначальной формой человеческой жизни, а не только методологической операцией. По мнению Хайдеггера, герменевтика - это не столько правила интерпретации текстов, или методология, применяемая в науках о духе, сколько выражение специфики самого человеческого существования, ибо понимание и истолкование по сути - фундаментальные способы человеческого бытия, каковым является и сам язык.

Большое влияние на развитие идей современной герменевтики оказал ученик Хайдеггера X. Г. Гадамер.
Размещено на реф.рф
В главном своем труде "Истина и метод" (1960) он изложил основы философской герменевтики, понимая ее, подобно Хайдеггеру, прежде всœего как учение о бытии. "...В случае если мы делаем понимание предметом наших размышлений, - пишет он, - то целью, которую мы ставим себе, выступает вовсœе не учение об искусстве понимания текстов, к чему стремилась традиционная филологическая и теологическая герменевтика... Понимание и истолкование текстов является не только научной задачей, но очевидным образом относится ко всœей совокупности человеческого опыта в целом" [Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 41, 38.].

Особую роль герменевтики в современной философии Гадамер связывает с тем, что последняя не является прямым и непосредственным продолжением классической философской традиции, осознает "свое отстояние от классических образцов". Развитие герменевтики Гадамер мыслит в рамках "онтологического поворота герменевтики к путеводной нити языка". На связь герменевтики с языком указывал еще Хайдеггер.
Размещено на реф.рф
Гадамер во многом следует своему учителю, в т.ч. и в анализе категорий, которые он использует в своем учении. Среди них прежде всœего следует выделить предпонимание, традицию, предрассудок, горизонт понимания. Предпонимание - это определяющаяся традицией предпосылка понимания, в связи с этим оно должно выступать одним из условий понимания. Совокупность предрассудков и предсуждении, обусловленных традицией, составляет то, что Гадамер называет "горизонтом понимания". Центральным, предопределяющим всœе остальные, здесь является понятие предрассудка. Оно характеризуется как предсуждение, то есть "суждение, вынесенное до окончательной проверки всœех фактически определяющих моментов". "Предрассудок", таким образом, вовсœе не означает неверного суждения; в его понятии заложена возможность как позитивной, так и негативной оценки. Традицию, связывающую историю и современность, Гадамер считает одной из форм авторитета. В современности живы элементы традиции, которые и были названы Гадамером предрассудками. С одной стороны, к ним относят некоторые негативные явления прошлого, которые тормозят ход исторического развития, и с другой - они суть необходимые, заложенные в языке и в способах мыслительной деятельности людей компоненты, которые влияют на их речемыслительную и понимающую деятельность и которые в связи с этим обязательно должны учитываться в герменевтических методах. Поскольку любая традиция нерасторжимо связана с языком, в нем выражается и им в определœенной степени обусловлена, первейшим предметом и источником герменевтического опыта является именно язык как структурный элемент культурного целого.

Основной проблемой, как считает Гадамер, является здесь трудность определœения характера проявления в языке предпосылок понимания. Поскольку "всœе есть в языке", то каким образом язык сохраняет объективные и субъективные предпосылки понимания? Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни история, ни общество. Нас определяет язык, "в котором мы живем" [Гадамер X. Г. Истина и метод. С. 43.]. Язык есть не только "дом бытия" (Хайдеггер), но и способ бытия человека, сущностное его свойство. Отсюда язык становится и условием познавательной деятельности человека. Понимание считается неотъемлемой функцией языка наряду с говорением. Вследствие этого понимание из свойства познания превращается в свойство бытия, а основной задачей герменевтики становится выяснение онтологического статуса понимания как момента жизни человека. Стремясь постигнуть сущность человеческого бытия, герменевтика выступает как своеобразная философская антропология.

Герменевтика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Герменевтика" 2017, 2018.

Герменевтика - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов).
Герменевтика как подсобная философская наука известна с античности и существует до сих пор в религиозном знании. Основатель философской герменевтики считается Ф. Шлейкмахер (иногда относится к немецкой классической философии). Этот философ истолковывает реальность как определенного рода текст, который может быть интерпретирован.
Эта теория была развита и получила свое развитие в философии жизни (Шопенгауэр, Ницше). Герменевтика превращается в методологию научного познания в учении Дельтея (основоположника академической философии жизни).Дельтей рассматривал Герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о природе, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, но науки о духе ее истолковывают.

Философия познания Дельтея стала основой для герменевтики М. Хайдегерра.
Учеником Хайдегерра является основатель современной герменевтики Ганс Георг Гадамер (1900-2002) философ долгожитель.

Ганс Георг Гадамер предполагал что в основе человеческого познания лежит пред-рассудок. Основное произведение Гаддамера - “Истина и метод”. В этой книге Гадамер утверждает, что понимание обусловлено исторически определенным контекстом. Этот исторический контекст представляет собой систему сложившихся стереотипов и предрассудков. Исследователь может уточнять, корректировать это пред-понимание, но не может полностью освободится от него.

“В действительности не история принадлежит нам, а мы принадлежим истрии.. Самосознание индивида есть только вспышка в замкнутой цепи исторической жизни, поэтому пред-рассудки влияют на человека в гараздо большей степени, чем его суждения составляя действительность его бытия”.

Гаддамер утверждал, что в современной философии центральное место получили проблемы языка. “Язык является хранящей и оберегающей силой”. Интерпретация связи с определенными языковыми конструкциями. Кроме Гадамера современной герменевтику развивал Поль Риккер (французский философ 20 века) - интерпретация субъекта и проблема идентичности.

Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике.

Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни".



В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта - традиций философии, искусства и самой истории.

Одним из ведущих представителей современной герменевтики является Гадамер.

Герменевтика (гр. hermenentike - истолкование) - искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) - протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения. Вильгельм Дильтей (1833-1911) - представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры. Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает языковую реальность. «Язык - дом бытия». Поэтому герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова - главная цель и функция герменевтической философии. Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание - это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика - это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

Традиционно герменевтикой называют теорию и практику истолкования текстов, которая развивалась в исторической и с XVIII века (Г. Мейер, Х. Вольф, и т.д.). Затем она стала приобретать более универсальный характер. Фридрих Шлейермахер разработал ее как общую теорию интерпретации, а Вильгельм Дильтей - как фундамент знания гуманитарных наук. Однако если Шлейермахер настаивал на традиционных, грамматически-лингвистических способах истолкования, то для Дильтея герменевтический метод - это, прежде всего, искусство понимания.

В ХХ веке из метода герменевтика превратилась в философию, в основном благодаря и работам Мартина Хайдеггера. Если Гуссерль первичной реальностью в познании считает не «дух» или «материю», а «жизненный мир», то Хайдеггер, используя учение Гуссерля, стал утверждать, что для истории и культуры таким жизненным миром является, по большому счету, язык. В своих поздних работах Хайдеггер пишет о том, что язык формирует предназначение бытия, что не мы говорим на языке, а скорее, он говорит с нашей помощью. Продолжая традицию Дильтея, Хайдеггер определил, что такое философская герменевтика. Это герменевтика языка, поскольку в нем заложено то, с помощью чего возможно понимание как таковое, что, в свою очередь, приводит к «прорыву к истинному бытию, жизни и мышлению».

Все это определило дальнейшее развитие такого феномена, как герменевтика. Философия, в которую она трансформировалась, поставила вопрос о том, каким образом возможен процесс понимания мира, какое место в этом процессе занимает «открытие истины бытия». Это блестяще было сделано ее ведущим представителем Гансом-Георгом Гадамером. Интерпретируя историю и герменевтика стала претендовать на место философии, объясняющей смысл жизни, искусства и истории, охватывая опыт и отдельного человека, и общества, и традиции, и разрыва с ней. Если для П. Рикера герменевтическая диалектика объяснения и понимания является философским искусством интерпретации окружающего нас мира, для Ю. Хабермаса - методом преобразования общества, то для Гадамера - самой универсальной философией современности.

Самая известная работа Гадамера - «Истина и метод» - в своем названии словно скрывает фундаментальные основы того, что такое герменевтика. Философия понимания, изложенная в этом труде, доказывает существенное отличие интерпретации между естественными и математическими науками с одной стороны, и социальными и гуманитарными - с другой. Теоретические концепции естественных и математических наук основываются на формальной методологии, базирующейся на гипотезах и верификации, изучении повторяющихся закономерностей. Гуманитарные же науки устремлены к поиску истины, а не сосредоточены на методологии. А истина - это не теория, это правда жизни - той, где действуют живые люди.

Используя терминологию Хайдеггера, Гадамер дает ответ на вопрос о том, что такое гуманитарные науки и какова их специфика. Огромную роль у него играет понятие традиции. Это для него одна из форм авторитета, ведь никто не может ничего знать без помощи предшественников. Но традиция не может существовать без языка. Она передается его посредством. Кроме того, с помощью языка формулируют опыт человека, высказывают и придают ему также обусловлено наличием языка. В изложении - философия понимания - доказывает, что оно является неотъемлемым свойством языка. Но многозначность его приводит к тому, что тексты должны быть истолкованы герменевтически, для того, чтобы понять все их смыслы.

В философии Гадамера существует еще одна, даже более фундаментальная категория, чем язык - это игра. Она лежит в основе глубинного способа человеческого бытия и делает возможным процесс познания. Кроме того, язык и понимание как таковые тоже основаны на игре. Ведь она, как считает Гадамер, не является производным от личности, и не содержит в себе интереса - она самостоятельна и самодостаточна, как «вещь в себе». Игра является настоящим субъектом - она втягивает в себя игроков, получая в них воплощение. Недаром игры называют «захватывающими» - они действительно захватывают участников.

Таким игровым процессом является эстетическое созерцание произведения искусства, чтение книги, понимание истории. «Эстетическое переживание, катарсис, историческое исследование,- подчеркивает Гадамер, - обещают особое, лишенное прагматического интереса наслаждение».

Можно сказать, что герменевтика, философия и в гуманитарных науках, говорит о том, что понимание, приближающееся к игровому, позволяет приблизиться к истине. Опыт герменевтики, как и опыт искусства и религии, основывается во многих случаях на интеллектуальном созерцании, на интуиции. Герменевтическое искусство понимания, руководимое интуицией, позволяет постичь смысл текста как такового. Причем учитывается не только то, что хотел сказать автор, но и то, в каком контексте создан текст, и что он несет. А это возможно благодаря таким категориям, как здравый смысл, личный опыт, открытие внутренней логики с помощью своего рода перевоплощения, «диалога» с текстом. Такое познание «изнутри» позволяет постичь как явление социума и культуры, так и проблемы бытия человека.

Герменевтика в философии - это наука о толковании текстов, без которой становление философии было бы невозможным. Благодаря ее существованию работы философов могли передаваться из поколения в поколение без искажения первоначального смысла.

Особенности науки

В философии под герменевтикой понимают практическое и теоретическое толкование различных текстов. Определение произошло от Гермеса - бога-посредника между богами и людьми. Предмет исследования герменевтики - текст.

Эта наука возникла из-за необходимости правильно истолковать смысл послания, если он написан с применением узкоспециализированной терминологии недоступной широкой аудитории. Существовать - значит быть понятым. Это главная идея науки. Она занимается поиском ответов на вопросы о понимании:

  • каким образом можно его достичь;
  • как формируется представление о предметах и явлениях;
  • что стоит у истоков сущности понимания.

Герменевтика - смежное понятие. Она существует, как направление в философии, основа для развития лингвистики, и особый подход в психоанализе.

Роль в философии

Свободная наука, без привязки к смысловым границам текста, начала формироваться в XIX веке. Ее основоположник - Шлейермахер, настаивал на необходимости погружаться в текст, чтобы понимать его как сам автор, а возможно и лучше, чем автор. Герменевтика превращалась в науку не о произведении, а о духе автора. Через него герменевты могли приобщиться к духу эпохи, в которой жил автор, увидеть то, что не попадало в официальные исторические книги.

В XX веке, герменевтика стала одним из основных методов философии. Первым философом, внесшего наибольший вклад в развитие ее как философской науки, был Гадамер. Он рассматривал ее как учение о бытие. Человеческая жизнь невозможна без общения. Посредством общения формируются сферы культуры и науки, моральные ценности. Исходя из этого, герменевтика - учение о бытие, задача которого, поиск ответов на основные вопросы философии о предназначении человека.

Гадамер все больше отходит от толкования герменевтики, как инструмента для понимания произведения. Для полноценной интерпретации, необходимо, чтобы текст стал объектом исследования, а это уже не просто метод постижения, а процесс естественнонаучного познания. Поэтому, философии герменевтики отведено отдельное место в современной философии.

Основные понятия

В герменевтике существуют термины, которые используют все толкователи, чтобы максимально точно передавать смысл текста, и не мешать работе друг друга. К ним относятся:

  1. Значение. Эта фраза двойственная, и ее значение зависит от контекста. В одном случае, под ней могут подразумевать значимость смыслового содержания текста, его особую ценность. В другом случае, значение воспринимается как смысл самого произведения - тот смысл, который изначально закладывал в него автор. Главной задачей толкователя является передача правильного смысла.
  2. Понимание. Оно означает узнавание текста. Герменевты должны не просто пересказать текст более простыми словами. Они должны понять его смысл, разгадать все замыслы автора. Без этого, трактовка текста может быть неполной или ошибочной.
  3. Истолкование. Этот термин часто путают с пониманием. В разговорной речи, под просьбой истолковать подразумевают - объяснить смысл. В науке, истолкование - это способность формулировать понятия, основываясь на своей версии адаптированного текста.
  4. Применение. Конечная цель любого текста - обучение читателя и предоставление ему возможности воплотить в жизнь свое понимание текста. Способность использовать полученные знания называется применением.

Важно правильно использовать термины. В бытовой речи, часто значение конкретного понятия меняется, и в результате, люди неверно понимают переданную информацию. В личном разговоре, это, как правило, не приносит особого ущерба, но для профессиональных герменевтов подобное недопустимо.

История развития

Развитие герменевтики началось в период античности. Отдельной влиятельной кастой людей того времени были жрецы и оракулы. Их предсказания часто были туманными и правители, чтобы принимать на их основе правильные решения, нанимали толкователей - ученых людей, способных пересказать смысл предсказания в доступной форме. В Средневековье, учение использовали для расшифровки и перевода текстов из Библии. В эпоху Возрождения, она была нужна для перевода сохранившихся произведений античных авторов.

Выделение метода исследования в самостоятельную науку началось в период Реформации. В XIX веке, герменевтика становится главным методом познания. В XX веке, под влиянием европейских философов, этот метод превратился в самостоятельное философское учение.

В 1995 году, герменевт Бетти выделил 3 этапа понимания текста:

  • узнавание;
  • воспроизведение;
  • применение;

Они используются во всех современных формах герменевтического познания.

Роль в психологии

В психологии, герменевтический метод начал применяться, благодаря исследованиям философа Дильтея. Он предложил разграничить науки на категории:

  • о внешнем мире;
  • о духе.

Но в дальнейшем, используя эмпирические методы исследования, психологи пришли к выводу, что первичные символы для отдельных людей могут иметь разные трактовки. Поэтому, возникла необходимость создать общедоступный набор описаний, который могли бы использовать для работы специалисты всего мира. В этом смысле, психология использовала метод герменевтики - расшифровки изначального смысла с последующей интерпретацией.

Внедрение в психоанализ

Поскольку основная задача психоанализа - толкование, без применения герменевтического метода психолог обойтись не может. Основатель психоанализа, как метода работы с пациентом, - психолог Зигмунд Фрейд. В своей работе он использовал классические приемы: графологическую и физиогномическую методику, опрос с последующей трактовкой полученного материала.

Он интерпретировал факты из биографии пациента, опираясь на концепцию личностного развития. Продукты деятельности человека он рассматривал как результат мыслительных процессов. Оба метода исследования относятся к типичным приемам герменевтики, применяемым не только в психологии, но и социологии, экономике, математике.