Страсбургский кафедральный собор. Страсбургский собор Девы Марии (Франция)

Страсбургский собор отличается своей чарующей и величественной фактурой. Со всех сторон он окутан узорами свободно стоящих решеток, на фасаде расположены небольшие расписные арки, изящные скульптуры, монументальные колонны, витражные окна, алтарь Святого Панкратия, особенные астрономические часы, находящиеся в расписанном корпусе - и это лишь малая часть перечисленного, что откроется взору при посещении этого собора-архитектурного шедевра.

Одним из главных украшений собора являются неописуемой красоты витражи, самые лучшие из которых хорошо видны из окон трансепта и южной капеллы. На витражах окон южной капеллы изображены отрывки из жизни Иисуса Христа - когда он был ребенком, когда он постиг страшные муки и эпизоды Страшного Суда. На витражах северного трансепта можно увидеть отображение Богоматери, возглавляющей процессию жен-мироносиц, которых чтят все народы мира.


Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты.

Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!


Изображение из «Pierers Universal-Lexikon», 1891

Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света. Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов.

Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.

Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.


Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский.


По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль.

западный портал

По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.

Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось.

Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.

Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма.

Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.

Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство.

Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века.

Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).

Архитекторы, так же как и при возведении кёльнского собора, ориентировались на французскую соборную готику, что видно по двоению западных башен и, как следствие, широкому западному фасаду, а также продольному нефу в форме базилики, в отличие от немецких церквей с тремя нефами одинаковой высоты (нем. Hallenkirche).

Среди главных строителей собора были Ульрих фон Энсинген (нем. Ulrich von Ensingen, ранее участвовал в создании Ульмского собора) и Эрвин фон Штайнбах (нем. Erwin von Steinbach).

Северная башня высотой в 142 м, ажурный ступенчатый шпиль которой полностью выполнен из песчаника по проекту кельнского мастера Иоганна Хюльца (окончена в 1439 году), была вплоть до конца XIX века самым высоким сооружением, полностью выполненным из камня.

Площадь, на которой стоит собор, принадлежит к числу самых красивых городских площадей Европы. На ней расположен ряд фахверковых домов (до 4-5 этажей) в стиле алеманско-южнонемецкой (швабской) архитектуры. Характерным являются высокие крыши, в которых расположены несколько «наклонных» этажей (до четырёх). На северной стороне площади стоит известный фахверковый дом, искусно расписаный Дом Каммерцеля, построенный в XV веке (нем. Haus Kammerzell, фр. Maison Kammerzell).





В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства, которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.

галерея апостолов

В начале 20-х годов 13 века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей.

детали тимпана в музее собора




Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.


Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.

портал Сан-Лорен


Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы - лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.



К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.

До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна).

Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25.800 лет.

Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще.

Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец,


потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик,
который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца.Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.

Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день.Каждый день в 12:30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью.

На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра.

Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн — субботу и Аполлон — воскресенье.



В 12:00 в соборе демонстрируется фильм об истории создания и механизме часов.


К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.

Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.

Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде.

В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.

Посетить Страсбургский собор во Франции может каждый желающий абсолютно бесплатно. Он открывает свои порталы в 7 утра и закрывает в 7 вечера. Стоит помнить, что с 11-30 и до 12-40 в храме перерыв. Все туристы, которые хотят попасть на Северную башню должны будут заплатить за билет 4 евро и 60 евроцентов.

Для детей и подростков подъем стоит вдвое дешевле. Приехать в Страсбург и не побывать в его «сердце» - непростительная ошибка, ведь великий Гюго назвал его «деликатным и гигантским архитектурным чудом». Описал его в своих трудах и Гете, назвав не иначе, как «дерево Бога»!

Каждое лето вечерами перед собором организуют представление: транслируются классические музыкальные произведения, а сам собор подсвечивается разными цветами в тон к музыке.

Страсбург — город на востоке Франции, столица региона Эльзас, а с недавних пор ещё и столица Рождества. В нём располагается Европейский парламент, а потому он является одним из претендентов на статус столицы Европы.

Страсбург отлично сохранил фахверковый исторический центр, но главной его достопримечательностью является узнаваемый готический собор с одной башней. Он настолько красив, что именно его первым из всех европейских городов внесли в список наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности Страсбурга


Strossburi - Strasbourg - Straßburg

Штроссбури — Страсбур — Штрасбург. Так название города звучит на эльзасском, французском и немецком языках. А переводится оно, как крепость на перекрёстке дорог.

Город действительно удачно расположился на полпути, куда угодно. Достаточно взглянуть на карту, чтобы удостовериться в этом. Примерно на одном расстоянии от него находятся Париж, Амстердам, Берлин, Мюнхен и Милан. Может быть, именно поэтому здесь разместили Европарламент и Суд по правам человека. А может быть, причина в том, что это столица Эльзаса, а Эльзас - хоть и французская земля, но с немецким прошлым, а Европой правят именно эти две страны.

Страсбуржцы и сами хорошенько не знают, кто они: французы или немцы, поэтому предпочитают быть эльзасцами.

Страсбург мог бы претендовать на статус столицы Западной Европы, тем более, что в центре чувствуется присутствие государственных структур.

Исторический центр, где скоплено большинство достопримечательностей, находится на острове в реке Иль, левом притоке Рейна. Понятно, что в центр можно попасть только по мостам (метро в Страсбурге нет). И на каждом мосту стоит кордон, досматривающий сумки. Правда, делают они это с чисто французским изяществом: «bonjour», «s’il vous plaît», «mercy». Были очевидцами, когда заставляли открывать к досмотру чемодан! Согласитесь, если показать сумку с бутылкой воды и камерой ещё терпимо, то показывать зубные щётки и сменную одежду достаточно неприятно!

Может быть, помогло бы проехать в центр на трамваях, которые здесь полностью заменяют метро. Современные, длинные, быстрые и ходят достаточно часто. Но в центре близ остановок парами прохаживаются люди в цветах хаки и с автоматами.

По крайней мере, так было в декабре 2016 года. И, пожалуй, это единственное, что портит впечатление от города. А его квартал фахверковых домиков «Маленькая Франция» и неземной собор с лихвой перекрывают этот недочёт. Но больше всего мне полюбились его крыши: из тёмно-серой черепицы, со слуховыми оконцами, с дымком из труб на морозном воздухе.

Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге – красивое и величественное сооружение, которое долгое время считалось самым высоким зданием в Европе. Высочайшей частью собора является Северная башня высотой 142 метра, строительство которой было завершено в 1439 году. Звание самой высокой постройки она сохраняла до конца XIX века. Южная башня собора так и не была построена, поэтому еще одной отличительной особенностью и без того выдающегося здания называют его асимметрию.

Собор начали строить в 1015 году. Ученым удалось установить, что ранее на этом месте находилось древнеримское святилище. Возведение началось в эпоху романской архитектуры, поэтому более ранней части собора присущ этот стиль, а для остальных частей характерен стиль готический и обилие рельефного декора. Строительство собора велось в течение нескольких веков, в процессе возникали перерывы, вызванные пожаром и смертью финансировавшего работы епископа (XI-XII столетия). В качестве основного материала использовался красный песчаник из Вогезов. К слову, собор признан еще одним из самых крупных мировых сооружений из этого камня.

Среди архитекторов собора был Ульрих фон Энсинген, участвовавший в строительстве Ульмского собора. А шпиль Северной башни был построен кельнским мастером Иоганном Хультцем – возможно, именно поэтому в чертах Страсбургского собора находятся сходство с обликом собора в Кельне.

Из украшений Страсбургского собора отметим скульптуры тройного портала, изображающие христианских пророков и волхвов. В самом соборе хранятся купель XV столетия, старинный орган, гобелены, окна собора украшены изысканными витражами. Одной из главных достопримечательностей собора называют астрономические часы. Самый первый механизм был сконструирован еще в середине XIV века. В первой половине XIX столетия часы были дополнены механизмом, который показывал орбиты Земли и других известных на тот момент планет.

Кафедральный собор расположен на Соборной площади, летом он становится участником цветомузыкальных шоу.


Северный портал носит название портала Святого Лаврентия (portail Saint-Laurent) и открывает вход в капеллу Святого Лаврентия. Портал выполнен в стиле поздней готики и оплетен фантастическими извивающимися растениями, прекрасными каменными орнаментами. Портал украшен скульптурной композицией, изображающей мученичество Св. Лаврентия. Портал изображает самого Лаврентия, а также двух его палачей, которые укладывают тело святого на решётку, и еще одного мучителя, который разжигает огонь. На колонне слева от портала Св. Лаврентия находится скульптурная группа, изображающая Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов. На колонне справа — Св. Лаврентий с четырьмя святыми.

Страсбургский собор. Алтарь. Витраж 1956 г. В центре алтаря установлен современный витраж, изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий — цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии — символ города Страсбурга.

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия. Мученичество Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Орган (корпус 1491 г.) Страсбургский собор (нем. Straßburger Münster / Liebfrauenmünster, фр. Cathédrale Notre-Dame) — кафедральный собор во французском городе Страсбурге, бывший на протяжении более 200 лет самым высоким зданием мира. Принадлежит к крупнейшим соборам в истории европейской архитектуры и крупнейшим в мире постройкам из песчаника. Так же, как и город Страсбург, собор объединяет в себе немецкие и французские культурные влияния. Является католической церковью епископа. Здание построено из красного вогезского песчаника. Строительство началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид. Восточные части собора, в том числе хор и южный портал, выполнены в романском стиле, а продольный неф и знаменитый, украшенный тысячами фигур, западный фасад являются шедеврами готической архитектуры. Северная башня высотой в 142 м, ажурный ступенчатый шпиль которой полностью выполнен из песчаника по проекту кельнского мастера Иоганна Хюльца (окончена в 1439 году), была вплоть до конца XIX века самым высоким сооружением, полностью выполненным из камня. Южная башня не была завершена, что придаёт собору известную асимметричную форму. Одной из особых примечательностей являются астрономические часы. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет.

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Портал Св. Лаврентия. Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов

Страсбургский собор. Витражи Витражи по праву считаются главным украшением интерьера Страсбургского кафедрального собора. По количеству средневековых витражей собор Страсбурга занимает второе место после Шартрского: здесь насчитывается 500 тыс. фрагментов стекла, составляющих в целом 4600 витражных картин. Большинство витражей в соборе относятся к эпохе средневековья, некоторые даже принадлежат к романскому периоду (это, прежде всего, серия витражей, относящихся к так называемой галерее королей и императоров). Остальные витражи являются образцами готического искусства и относятся к XIII и XIV веку. Богатая коллекция средневековых витражей XII, XIII и XIV века считается одной из наиболее значительных во Франции. Лишь незначительная часть витражей собора была создана в XIX-XX вв.

Страсбургский собор. Витраж розетки

Страсбургский собор. Орган. Самсон, разрывающий пасть льва

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Центральный вход. Статуи пророков

Тимпан "Рождение и юность Христа" Тимпан "Рождение и юность Христа": Рождество; Избиение младенцев; Бегство в Египет; Введение во храм), а на архивольтах изображены ангелы и праведники.

Страсбургский собор. Левый вход

Страсбургский собор. Алтарь: Св. Роха, Св. Маврикия и Св. Николая Старинный полихромный деревянный алтарь изображает Святого Роха, Святого Маврикия и Святого Николая.

Страсбургский собор. Алтарь Святого Панкратия Алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace) - полихромный, вырезанный из дерева, датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim). Алтарь украшают скульптуры Св. Панкратия, Св. Екатерины и Св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Левый вход

Страсбургский собор. Астрономические часы

Страсбургский собор. Центральный вход. Тимпан "Страсти Христовы" Страсти Христовы. Здесь представлены сцены "Входа в Иерусалим", "Тайной вечери", "Взятия под стражу", "Бичевания", "Несения креста", "Распятия", "Сошествия во ад", "Воскресения". Тимпан - около 1275 г.

Страсбургский собор. Левый вход. Нижний ряд - добродетели и побежденные ими пороки Опоры украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.

Страсбургский собор. Левый вход. Добродетели и побежденные пороки Опоры украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.

Страсбургский собор. Астрономические часы Одной из особых примечательностей являются астрономические часы. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет.

Страсбургский собор. Астрономические часы. Слева девушка-день, справа - девушка-ночь

Адрес: Франция, город Страсбург, Соборная площадь
Начало строительства: 1015 год
Окончание строительства: 1439 год
Высота: 142
Основные достопримечательности: астрономические часы, колонна Ангелов, купель XV века, изображение Масличной горы, портал Святого Лаврентия, соборная кафедра, витражы XII-XIV веков, гобелены XVII века
Координаты: 48°34"54.7"N7°45"03.3"E

Если попытаться выделить наиболее красивые католические храмы, построенные в разные времена в готическом стиле, то в их число, безусловно, войдет Страсбургский собор во Франции .

Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты. Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!

Северный фасад собора

Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света . Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов. Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.

Страсбургский собор: история строительства и особенности архитектуры

Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.

Вид на западный фасад собора с улицы Мерсьер

Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский. По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль. По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.

Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось. Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.

Вид на северную (142 м.) и южную башни собора

Храм в Страсбурге, посвященный Святой Деве Марии, может чем-то даже напомнить неискушенному путешественнику Кёльнский собор. Действительно, что-то общее у них, все же, есть. Однако в архитектуре церкви епископа в Страсбурге, можно проследить и влияние романского стиля.

Точнее говоря, из-за многочисленных перестроек здание, возведенное из вогезского песчаника, разительно отличается от подобных строений, что и делает его уникальным и неповторимым. Восточную часть собора, южный вход и хор строители выполнили в романском стиле, а вот знаменитый неф, на котором можно увидеть бесчисленное число фигурок, и западный фасад построили в готическом стиле.

Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма. Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.

Портал Страсбургского собора

Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство. Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века. Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).

Сокровища Страсбургского собора

В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства , которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.

Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.

Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы - лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.

К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.

Фрагмент фасада Страсбургского собора

Механизм уникальных часов несколько раз изменялся: до нашего времени дошел тот, который с точностью вычисляет дни католических праздников, и имеющий возможность показывать прецессию земной оси. Удивительно, но самый медленный оборот в этих часах продолжается ровно 25 800 лет. Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще. А внутренне убранство храма поражает своим великолепием: орган, самая старая часть которого была выполнена мастером еще в 14-м веке, статуя священника, на речь которого обращает внимание движущаяся фигура торговца сладостями…

Страсбургский собор: современная история и памятка туристу

К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.

Вид на западный фасад собора

Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.

Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде. В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.