Про отношению мусульман друг к другу. Обязанности мусульман по отношению друг к другу Хадис про двух братьев

Всевышний сделал нас братьями мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл): «Поистине, муъмины (верующие) - это братья» (Сура 49, аят 10).

В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину - брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).

То, что мы братья по вере и члены мусульманской уммы - самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на Том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере - через Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословление). Именно поэтому Посланник Аллаха сказал: «Я для вас - что отец для детей» (Абу Давуд, Нисаи, Ибну Маджах).

Родители всегда желают, чтобы между детьми складывались хорошие отношения. А пророк Мухаммад (мир ему и благословление) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословление) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на Том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха(мир ему и благословление).

Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрам, который передаёт слова Посланника Аллаха(мир ему и благословление): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, ответить на его зов и чтение за него дуа: «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнет» . В хадисе, говорится: «Когда встретишь его, то приветствуй, если он попросит совета, то посоветуй» . (Муслим) В другом хадисе говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе» . (Ахмад) А также в хадисе говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют» . (Бухари и Муслим)

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибну Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: «О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!» . Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: «О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо те, кто наделён благом, хулят тех, кто его не имеет - и наоборот...

В достоверном хадисе, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна» . (Бухари Муслим)

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя таким образом, значит - вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман - тот не из них!» .

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В другом хадисе, говорится: «Мусульманин - это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман» . (Бухари Маслим)

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в Вечной жизни.

Один из табиинов, Ибну Аббасил Муджид сказал: «Всевышний нашлет на обитателей ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?» . Они ответят: «Да, мучаемся» . Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни!» . То есть, нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям ‑ и за это предусмотрено большое вознаграждение! В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Обязанностью мусульманина по отношению к другим является также проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» (Табрани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний также входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора - из признаков лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благослволение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Нисаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы на братьев по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт!» (Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения [войти в чужой дом] попроси трижды. Если получишь разрешение - входи, а если нет - возвращайся обратно» (Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог - Один, и Мухаммад - Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хаким).

Обязанностью мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение!» (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место - то есть, каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу и авторитету.

Дорогие братья и сёстры! Всевышний Аллах сделал нас из числа мусуль-манской общины и братьями по вере. В Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُـونَ إِخْوَةٌ (الحجرات،10 )

«Поистине, верующие – братья » (сура «аль-Худжурат», аят10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притеснит его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении ».

Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное родство. Ведь кровное братство ограничено дольним миром, а братство по вере существует как на этом, так и на том свете. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей » (Абу Давуд, ан-Насаи).

Величайшим благом для нас является то, что Всевышний вознаграждает нас за любовь к своим братьям по вере и за оказание им помощи.

В хадисе говорится, что некий человек отправился в путь, чтобы посетить своего брата по вере в другом селе. И Аллах послал к нему ангела в человеческом обличии. Встретив его по пути, ангел спросил: «Куда направляешься?» Человек ответил: «Хочу пойти к брату по вере в этом селе». Ангел поинтересовался: «У тебя есть какая-нибудь нужда к нему?» «Нет, кроме той, что я полюбил его ради Аллаха»,– ответил путник. Тогда ангел сказал: «Я послан Аллахом к тебе, чтобы сказать о том, что Аллах полюбил тебя так же, как и ты полюбил его ради Меня» (Муслим).

Другой хадис, переданный Муслимом, гласит: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете, пока не будете любить друг друга. Так, не указать ли мне на то, совершение чего приведёт вас к взаимной любви?! Распространите меж собой приветствие (салям) ».

Любовь ради Аллаха

Согласно Корану и хадисам, дружба ради Аллаха является столь достойным качеством, что мы должны знать, что же является дружбой ради Всевышнего.

Дружбой ради Аллаха является то, когда ты любишь брата, прежде всего, следуя Корану, который говорит нам, что верующие – это братья. Далее мы должны стремиться в своей дружбе с братом по вере ради довольства Аллаха, и тогда наша дружба будет ради Создателя.

К примеру, мы любим учителя, который обучает нас религии, и эта связь с учителем будет связью ради Аллаха. Или мы любим тех, кто помогает нам в богоугодных делах, и такая любовь так же будет ради Аллаха. Или если человек занят приобретением шариатских знаний или же поклонением Аллаху, а кто-то взял на себя обеспечение его и членов его семьи, и за это он любит его, то и тогда эта любовь является любовью ради Аллаха. Даже если человек женился, чтобы уберечь свою религию от наущений сатаны или же чтобы у него родилось праведное потомство, то тогда и любовь к жене является любовью ради Аллаха. Даже несмотря на то, что мы можем любить жён за их красоту, нрав или же за удовольствие, которое они нам доставляют, то и тогда любовь может быть ради Аллаха, если мы женились ради Него. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы любовь к родителям, детям, жене, к родным и близким, ко всем мусульманам – всё это было ради Аллаха.

Но мы должны понимать, что дружба предполагает также и обязанности по отношению к своим братьям. Перечислим некоторые из этих обязанностей.

1. Обязанность, связанная с имуществом . Что касается этой обязанности, то самая низкая степень – это когда ты расходуешь на нужды своего брата из излишка своего имущества. Но тогда чем твоя помощь отличается от помощи, которую ты оказал бы попрошайке с улицы?! Ведь и ему ты готов отдать часть своего излишнего богатства.

Более высокая степень, когда твой брат может распоряжаться твоим имуществом так же, как и ты.

Ещё выше ступень тех, кто предпочитает тратить свои средства на решение проблем своих братьев прежде, чем на решение своих проблем. И к этой степени мы должны стремиться. Вы, наверное, слышали историю сподвижников, которые умирали после одной битвы, и когда к одному из них поднесли воду, он сказал, чтобы дали его брату по вере, который был рядом, а тот – другому, а когда вода по кругу возвратилась к первому, то он уже покинул этот мир.

2. Также обязанностью по отношению к своему брату является оказывать помощь и поддержку в его нужде . И в этом деянии также имеются степени. Самая низкая степень – это когда твой брат обращается к тебе за помощью и ты, выказывая ему радость, с удовольствием спешишь на помощь. Это начальная степень. Ни в коем случае твой брат не должен чувствовать, что тебя затрудняет его просьба. Это уже за рамками самой низкой ступени оказания помощи.

Один из праведников говорил: «Если ты попросил своего брата о чём-либо, и он не сделал этого, то напомни ему, может, он забыл. А если и после этого он не выполнил, то соверши за ним заупокойную молитву». То есть его уже не существует для тебя в качестве брата по вере.

Но если ты стремишься к совершенству, тебе не стоит ожидать, пока твой брат попросит тебя о чём-либо. Необходимо самому интересоваться, имеются ли у него проблемы, и постараться решить их. И даже после его смерти не должны забывать о нём. Мы должны проявлять заботу о его семье. Среди праведных предшественников были такие, кто в течение сорока и более лет заботился о семье брата по вере, который покинул этот мир. Иной раз дети умершего видели от него больше внимания, помощи, участия в их делах, чем от своего отца.

3. Третья обязанность связана с твоим языком .

Во-первых , ты должен оберегать свой язык от всего, что может доставить неудобство твоему брату или же может опечалить или разозлить его. К примеру, ты видишь, как он отправляется куда-то, но скрывает это от тебя. Потому что в таком случае ему пришлось бы соврать тебе.

Также тебе нельзя распространять что-либо о нём или о его семействе, что может ему не понравиться, будь это его недостатки или ошибки. Даже если ты с ним поссорился и между вами нет уже дружбы, то и тогда ты не должен упоминать о каких-либо недостатках, которые ты замечал у него. Любой секрет, который он поведал тебе, ты не должен разглашать.

Арабы говорят: «Сердца досточтимых людей являются могилами секретов ». При необходимости мы можем даже соврать, чтобы не разглашать секреты или недостатки наших братьев.

Также ты должен оставить по возможности всякий спор с братьями по вере, даже если ты прав. Ты не должен доводить до него что-либо, что опечалит или разгневает его, будь это сказанное кем-либо в его адрес и т. д. Если же про него сказали что-либо, что обрадует его, то тогда стоит довести это до него.

Не подобает молчать, если кто-то отзывается плохо о твоём брате по вере или поносит его. Нужно наставить этого человека. Один из праведников говорил: «Если при мне кто-то упоминал моего брата с плохой стороны, я представлял, что этот мой брат находится рядом и защищал его так, как если бы он на самом деле находился рядом. Ведь когда кто-либо поносит нашего брата по вере, он подобен собаке, которая разрывает его мясо. Спросите себя, стали бы вы молчать, если бы видели, что вашего брата рвут на части собаки ».

Также нам следует исправлять нашего брата, когда мы видим, что он пре-ступает через рамки дозволенного по Шариату. Однако наставлять его мы должны не при людях (ибо в таком случае мы позорим его), а в уединении, в спокойной обстановке, в мягкой форме.

4. Следующая обязанность по отношению к своему брату – это снисходи-тельность к его ошибкам и недостаткам.

Ибн Мубарак говорил: «Верующий ищет оправдание, а лицемер ищет ошибки и промахи ».

Также в хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Просите у Аллаха защиты от плохого соседа, который, если видит что-либо хорошее от тебя, то скрывает это, а если видит что-либо плохое, то распространяет это ».

Ты должен понимать, что у тебя также есть много недостатков, с которыми ты не можешь справиться. И так же, как тебе не нравится, когда говорят о твоих недостатках, и брату твоему это не понравится. Не бывает людей, кроме Пророков или тех, кого Аллах оберёг, чистых от каких-либо недостатков. Если ты начнёшь искать для дружбы тех, кто чист от всех недостатков, то вряд ли найдёшь того, с кем можешь дружить. Если хороших качеств у верующего больше, чем плохих, то это великое дело в наше время.

Праведники говорили: «Если увидел какое-либо неподобающее действие у своего брата, то найди ему 70 оправданий. И если после этого ты находишь в своём сердце недовольство, то тогда тебе стоит обвинять себя, ибо если бы ты был ему на самом деле братом, ты нашёл бы оправдание так же, как находишь себе ».

5. Следующая обязанность по отношению к брату по вере это твоя мольба за него . В хадисе говорится: «Когда человек возносит мольбу за брата по вере в его отсутствии, то ангел говорит : «И тебе то же самое! »». В другом хадисе говорится, что мольба за брата по вере, сделанная в его отсутствии, не отвергается.

Мусульманину необходимо обращаться с мольбой за своих братьев, как при их жизни, так и после их смерти. Абу Дарда говорил: «Я обращаюсь с мольбой за 70 моих братьев в земном поклоне, перечисляя их имена ».

Праведник Мухаммад бин Юсуф аль-Асбахани говорил: «Где же найдёшь подобного брату по вере?! В то время когда твои родные заняты разделом твоего наследия и пользуются вовсю твоим имуществом, брата по вере занимает твоё положение. И под покровом ночи он обращается с мольбой за тебя, в то время когда ты лежишь под покровом земли».

6. Следующая обязанность по отношении к своему брату по вере это, чтобы твоя связь с ним продолжалась до самой его смерти, а после смерти у тебя была связь с его родными и друзьями.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошла старая женщина, и он оказал ей большой почёт. Когда его спросили об этом, он ответил: «Она приходила к нам в то время, когда Хадиджа была жива… ».

7. Следующая обязанность по отношении к брату по вере это не обременять его своими проблемами. Подобает, чтобы твоя дружба с человеком была лишь ради Аллаха, и целью твоей дружбы с человеком должно быть лишь довольство Аллаха. Потому не следует нам обременять братьев своими проблемами. Напротив, ты должен думать о том, чем ты можешь помочь своему брату. Лучший из братьев это тот, кто не обременяет своего брата и рядом с которым ты никогда не испытаешь неудобства или затруднение.

Во всём мы должны приносить облегчение для наших братьев.

Ещё одним примером этого является то, чтобы не упрекал брата по вере из-за оставления желательных деяний. Допустим, если ты видишь, что он не соблюдает желательные посты, ты не должен спрашивать, почему он их не соблюдает и, наоборот, если он всё время постится, ты не должен спрашивать, почему он всё время соблюдает пост.

Это лишь часть обязанностей, которые мы должны соблюдать по отношению к нашим братьям по вере. В данной статье мы не можем раскрыть подробно всё.

Кому-то может это показаться трудным. Однако ради облегчения мирских проблем мы готовы терпеть характер разных начальников и руководителей, готовы жертвовать, работать на чужих людей, получая маленькую зарплату, тратить самое драгоценное, что у нас есть, то есть наше время, на то, чтобы обогатить этого человека. Когда ради мирского удела мы тратим столько сил и усердий, разве не стоит оно того, чтобы мы потратили хотя бы столько ради того, чтобы оказаться из числа тех, которыми Аллах будет доволен и кто будет под сенью Арша в Судный день?!

"Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах - Знающий, Мудрый."

Коран 4:92.

да, мусульманину запрещено убивать своего брата по вере в любом случае, без исключения, кроме как по ошибке.

что же касается неверующих, людей Писания, то их жизнь и имущество являются неприкосновенными в том случае, если они не враждуют с мусульманами и им дана гарантия безопасности. что подразумевается под гарантией безопасности? согласно мнению авторитетных исламских ученых, гарантией безопасности является любой знак, слово, штапм, которые неверный принял как гарантию: наиболее ясный пример в наши дни - виза.

"На основании вышеизложенного становится ясно, что виза, которую ставят в паспорт неверному, въезжающему в страну мусульман, дает ему гарантию безопасности. И в этом нет никаких сомнений.

То же самое относится и к мусульманам, проживающим на земле неверных или же прибывшим на нее, получив визу или разрешение на въезд. Им запрещено убивать, грабить или же воровать имущество этих неверных, поскольку все это является вероломством и нарушением гарантии безопасности (аман). "

и это не позиция "традиционных, этнических, умеренных" мусульман, как некоторые считают. это законы "ортодоксального" ислама, которые обязаны соблюдать мусульмане вот уже на протяжении 14 веков.

Несмотря на то, что люди писания и мусульмане верят в одних и тех же пророков, между ними есть существенная разница.

Если вкратце: иудеи и христиане являются неверующими потому, что они не признали и не последовали за последним божьим посланником - Мухаммадом ﷺ и его законом (как до этого иудеи не признали Иисуса ﷺ).

Мусульмане любят и почитают всех пророков, так как все пророки призывали к одной и той же религии, смысл которой заключается в покорности (ислам) Единому Богу (Аллах) и отречении от всего, чему поклоняются помимо Него.

"Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы - мусульмане (покорившиеся)»". Сура "Род Имрана" quran-online.ru

"О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Удержитесь и это будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!" Сура "Женщины" quran-online.ru

"Воистину, верующие (из этой общины), а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены". Сура "Трапеза" quran-online.ru

Согласно Корану и Сунне Пророка (ﷺ) все люди, последовавшие за посланным к ним пророку, являются мусульманами, то есть покорными Богу.

Те из иудеев, которые следовали за пророком Моисеем ﷺ являются мусульманами (приверженцами единобожия, покорившимися Единому Богу), также и те, кто следовал за пророком Иисусом ﷺ являются приверженцами истины (даже во времена пророка Мухаммада ﷺ были люди, которые старались следовать чистой религии пророков, среди них был Варака, дядя Хадидижди, первой жены пророка Мухаммада ﷺ и он был уже стар к тому времени, интересный рассказ о нём приводится в сборнике Хадисов "Сахих" имама аль-Бухари, первая глава, хадис №3)

Однако, после пророческой миссии пророка Мухаммада ﷺ никому не позволено следовать за предыдущими законами, так как Писания были искажены. И тот, кто узнал о том, что был послан пророк после Моисея и Иисуса (мир им) должен уверовать в него и последовать за ним.

Если вы хотите более подробно ознакомиться с тем, почему мусульмане считают людей Писания неверными, то прочтите 3, 5 и 19 Суры quran-online.ru (с переводом смыслов Абу Адель будет понятнее)

Ответить

Ещё 1 комментарий

Если совсем просто, то кафир (мн. куффар) - в терминологии ислама все немагометане (кто не верит в Мухаммеда или Аллаха)

«Кафиров» можно классифицировать так:

  1. Кафир асли - кафир изначальный.

Примеры: индусы, сикхи, христиане, иудеи или атеисты.

Есть три типа кафир асли:

(a) Ахль аль-Китаб (т.н. люди Книги) - иудеи, сабеи, христиане;

(b) Мушрикин (не люди Книги) - индусы, сикхи, буддисты, зороастрийцы, тенгрианцы;

(c) Просто неверующие, не принадлежащие ни к какой религии.

  1. Кафир муртад (отступник).

Муртад - человек, который был магометанином однажды, но осуществил одно или несколько из действий ниже:

(a) аль-Джахоуд - отрицание какого-либо обязательства из ислама, известное как необходимость;

(b) аль-Истихлаал - разрешение того, что запрещено исламом;

(c) аль-Накиид - отрицание Дин (ислама) на словах и на деле. Например, человек, открыто называющий себя атеистом, или человек, принявший христианство, буддизм и т.п..

Исламские факихи (правоведы) единодушны в том, что договор «зимма» (закрепляющий статус людей второго сорта в исламском государстве) должен быть предложен прежде всего людям из «Ахль аль-Китаб» (то есть христианам, сабеям и иудеям), а так же «магам» (т.е. зороастрийцам). Зороастрийцы не являются Ахль аль-Китаб, но все равно были приравнены к Ахль аль-Китаб. Есть хадис, который свидетельствует о том, что Мухаммед взымал джизью (дискриминационный налог) с зороастрийцев Хаджара. По отношению к другим группам, таким как коммунисты, атеисты и т.п., у исламских авторитетов имеются разногласия. Ханбалиты и шафииты (правовые школы суннизма, всего их четыре) считают, что недопустимо заключать подобные соглашения с нерелигиозными людьми. Ханифиты и маликиты (правовые школы суннизма) считают допустимым заключение дискриминационного договора «зимма» с любыми группами кафиров, независимо от их (кафиров) убеждений. Абу Ханифа, однако, был против подобного снисхождения по отношению к арабам-язычникам, потому что они «люди пророка» и поэтому им должно быть предложено только два варианта: принять ислам или быть убитыми.

Зимми - это статус людей второго сорта для немагометан под властью ислама. В частности, одной из форм дискриминации зимми (немагометан) под властью ислама является бесправие на суде против магометанской стороны. Оно заключается в том, что зимми не может свидетельствовать против магометанина. Зимми выплачивают дискриминационный и унизительный налог (джизью), зимми запрещено жениться на магометанке. На зимми накладываются и многие другие ограничения (см. Пакт Умара).

Ответить

Прокомментировать

В Священном Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

« Поистине, верующие в Аллаха и Его посланника - братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе - Вере]» .( Сура 49, аят 10)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

1. «Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете». (Муслим)

2. «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере». (Муслим)

3. «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете». (Муслим)

4. «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет». (Хаким)

5. «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского». (Тирмизи)

6. «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад)

7. «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». (Бухари и Муслим)

8. «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари и Муслим)

9. «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог - Один, и Мухаммад - Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие». (Хаким)

10. «Поистине, самые любимые деяния перед Аллахом после обязательных фардов - это приносить радость мусульманину». (Ат-Табарани)

11. «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите купить его, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок, и будьте братьями, о рабы Аллаха! Мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность - вот здесь!». Он трижды показал на свою грудь, а потом продолжил: «Для того чтобы совершать злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь. И остерегайтесь подозрений, ибо подозрения - это самый лживый рассказ. Воистину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела!». (Муслим)

12. «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на Том свете. А тому, кто помогает, - и Аллах поможет в обоих мирах». (Ибн Абидин)

Подготовил: Хадис аль-Ханафи

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ Транслит "Inn amā A l-Mu"uminū na "Ikh watun Fa"aşliĥū Bayna "Akh awaykum ۚ Wa A ttaqū A l-Laha La`allakum Turĥamū na Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. Поистине, верующие – братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе – Вере]. Так улаживайте же (отношения) (даже уже) между двумя вашими братьями (и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше) и остерегайтесь Аллаха (во всех ваших делах) , – может быть, вы будете одарены милосердием (Аллаха) . Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. [[Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Они же передали хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок. Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти. Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти. Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины. Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.]] Ибн Касир

Слова Аллаха: ﴾ إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ﴿ «Воистину верующие - братья», - т.е. все они - братья по вере. Посланник Аллаха сказал: « الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لَ يَظْلِمُهُ وَلَ يُسْلِمُه » «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни оставлять его без помощи». [Фатх аль – Бари 5 / 116]

В «Сахихе» Муслима также сообщается: « وَاللهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيه » «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, до тех пор, пока раб будет помогать своему брату».[Муслим 4 / 2074] А также: « إِذَا دَعَا الْمُسْلِمُ لَِخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ قَالَ الْمَلَكُ : آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلِه » «Когда мусульманин обращается с мольбой за своего брата в его отсутствие, ангел говорит: ‘‘Амин (Да будет так) ! И тебе, то же!’’». [«Сахих» Муслим 2732-2733, Абу Дауд 1534]

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и присетствует!) также сказал: مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ كَمَثَلِ الْجَسَدِ الْوَاحِدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالْحُمَّى وَالسَّهَر «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [Муслим 4 / 1999]

В «Сахихе» также сообщается, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « الْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبنُْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا » «Поистине (в отношениях друг с другом) верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», и, (сказав это) , он переплел между собой пальцы.[Сахих» Бухари 2446, Муслим 2585, ат-Тирмизи 1928, Ахмад 4/4050] Есть множество хадисов на эту тему.

Затем Аллах сказал: ﴾ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴿ «Посему примиряйте братьев» - т.е. две враждующие группы, ﴾ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ﴿ «и бойтесь Аллаха» - т.е. во всех ваших делах, ﴾ لَعَلَّكُمْ ترُْحَمُونَ ﴿ «быть может, вы будете помилованы». Это - обещание Всевышнего, оказать милость тем, кто остерегается Его (наказания) .