Кирилл мартынов философ. Мартынов, кирилл константинович

Гендерные праздники отшумели, подарены носки, конфеты и сертификаты в магазины косметики, тюльпаны вот-вот увянут совсем. Ритуалы выполнены, мужчинам и женщинам можно не расшаркиваться друг перед другом еще год. А проблемы неравноправия и дискриминации по признаку пола никуда не делись. При этом, присутствуя в нашей жизни постоянно, эти проблемы стали фоновыми - их предпочитают не замечать, редко и неохотно обсуждают как в СМИ, так и в соцсетях, если только речь не идет о каких-то совсем одиозных случаях. Например, о рекомендациях православных священников, касающихся правильного, с их точки зрения, обращения с женщиной. Призывы «ломать жену об колено» одни участники дискуссии гневно осуждают, а другие называют метафорой. Особую актуальность этому спору придает принятый Госдумой в конце января закон о декриминализации побоев .

О том, к чему ведет откат к патриархальным ценностям и отказ от части завоеваний феминизма, мы поговорили с кандидатом философских наук и феминистом Кириллом Мартыновым . Разговор состоялся вечером 7 марта, как раз накануне Дня международной женской солидарности, исторически появившегося как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию.

В российском обществе сейчас происходит откат к патриархальным ценностям. И это находит одобрение не только у мужчин, но и у женщин, которым, казалось бы, такая ситуация невыгодна. Почему это происходит?

Ситуация, в которой условно мужскую роль играет женщина, а мужчина сидит дома, варит кашу и следит за детьми, никакого понимания в российском обществе не найдет. Такая концепция семьи будет разоблачена, причем не только какими-то консервативными людьми, но и теми, кто называет себя либералами. Если мужчина играет «женскую роль», это кажется ненормальным: найдется масса людей, которые будут упрекать в нарушении какой-то мужской модели поведения, в том, что он «не мужик». Это как раз говорит о том, что проблема не в конкретных моделях индивидуального выбора, а в том, что общество оказывает большое давление на выбор того, какую модель считать правильной и единственно допустимой.

Патриархат - это такой специальный феминистский термин, который предполагает, что в основе разных форм авторитарной, тиранической власти лежит гендерное подчинение носителю мужской роли в семье. И, следовательно, авторитарное государство - это производное от патриархата в фундаментальном смысле слова.

Я немного изучал вопрос о том, как женщины доходят до такой жизни, когда некоторые из них хотят, чтобы их железной рукой загнали на кухню и не давали ничего решать, и когда эти настроения становятся заметными. Настроение такое действительно существует, и оно характерно не только для России.

Адольф Гитлер в окружении восхищенных австрийских женщин и девушек, 1939. Фото Хуго Йегера

При всей избитости аналогии, напомню, как к власти приходили германские нацисты. Есть один любопытный момент. Гитлер добился власти путем плебисцита, демократического голосования. Но интересно, что большей частью его избирателей были женщины, их было больше 60%, то есть это выше статистической погрешности. Это показательно, потому что у нацистов была программа, и они ее не скрывали - «мы загоним женщин на кухню, у нас будет традиционная арийская семья». Женские организации в нацистской партии выступали ровно за такую повестку, приветствуя то, что женщины должны самоустраниться из общественной жизни, потому что это дело мужчин, отцов семейств.

У нас в этом смысле очень тяжелая история. Послевоенный Советский Союз - общество, которое сочетало в себе очень странные черты: с одной стороны - крестьянского быта, перенесенного в города, где женщина выполняла свои «традиционные функции», с другой - идеи того, что женщина может и даже должна работать.

Позднесоветская женщина - это женщина, которая работает наравне с мужчиной, но при этом именно на ней находится большая часть домашнего хозяйства и самая тяжелая и грязная работа, связанная, в частности, с постоянной необходимостью готовить пищу, потому что никакого развитого общепита в Советском Союзе, в котором хотелось бы кушать, не было, а в рестораны ходили редко и по праздникам.

Это довольно долго длилось, и в позднем Советском Союзе накопилось мощное женское отчаяние. Оно, в частности, было очень ярко выражено в фильме «Служебный роман», который из себя представляет сдачу всех феминистских позиций. Из самостоятельной и совершенно не зацикленной на «женских штучках», в том числе на внешности, женщины-руководителя мы к концу второй серии получаем домохозяйку, которая готовит обеды, рожает Новосельцеву третьего ребенка и так далее.


Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман»

В перестроечной прессе была целая подборка материалов о том, что женщины не хотят больше самостоятельности, а хотят за «каменную стену», на кухню, заниматься детьми. Причины понятны: общество нестабильно, внешний мир некомфортен, в нем не работают базовые социальные институты. В этих условиях женщины старались искать защиту в фигуре сильного патриархального мужчины. И здесь самым типичным примером стал даже не советский или российский мужчина, а иностранец, который ищет себе супругу, чтобы всем ее обеспечивать и дать ей нормальную жизнь. Эта позднесоветская мечта до сих пор, хотя она многократно уточнялась, осталась неизменной. По-моему, российские женщины помнят, как им плохо и тяжело жилось при советской власти, и многие элементы этой тяжести до сих пор существуют, поэтому буржуазная семья - наименьшее из зол.

Общество нестабильно, внешний мир некомфортен, в нем не работают базовые социальные институты. В этих условиях женщины старались искать защиту в фигуре сильного патриархального мужчины

Хотела с вами поспорить по поводу стремления к буржуазной семье. Не было ли это каким-то протестом, вроде того как позднесоветская интеллигенция тяготела к религии, потому что та была запрещена?

Это предполагает, что в Советском Союзе была конкретная гендерная политика, причем еще строго выстроенная. Но какие-то усилия после 20-х годов ХХ века в отношении так называемого «женского» вопроса не предпринимались. Советский Союз решил, что вопрос о женщинах - это частный случай освобождения трудящихся. Вот будет построен коммунизм, тогда все формы угнетения людей исчезнут и женщина тоже будет абсолютно свободна. Советский Союз официально эту тему неохотно обсуждал, поэтому не совсем понятно, против чего протестовать. Разве что против необходимости одновременно работать по дому и где-нибудь в конторе. Но за этим не стояло никакой идеологии. Это может быть одним из факторов, но здесь более сложная схема работает, не как с диссидентом, обратившимся в знак протеста к религии.

- В современной России такое понятие, как «феминизм», демонизировано и опошлено. Почему?

Феминистки бы со мной не согласились, но мне кажется, эта тема очень похожа на тему либералов в России. Либералов обвиняют обычно в нашем «национальном унижении» в 90-х годах, а феминистов с тех же позиций обвиняют в том, что, если использовать неполиткорректный термин, «Россия обабилась». Женщины какие-то права себе требуют в тот самый момент, когда нам нужна сильная власть, маскулинность нужна, мужественность, казаком стать.

Есть как минимум две причины того, почему феминизм приобрел негативные коннотации. С одной стороны, в стране действительно много других проблем или проблем, которые традиционно рассматриваются вне связи с гендерной политикой: бедность, социальное расслоение, экономический кризис, обстановка нестабильности. Нормальным людям надо ипотеку выплатить, дать образование детям, зачем им думать про какие-то права женщин параллельно? Люди выживают как могут. Если вспомнить международную историю феминизма, которая началась с борьбы за политические права, то у нас право голосовать не рассматривается как какая-то большая ценность, ведь все знают, чем кончатся выборы. Людям трудно понять, за что борются феминистки.

Кабинет Гладстона в 1868 г. Худ. Л. К. Дикинсон

С другой стороны, и это уже общемировой тренд, психолог Филипп Зимбардо говорил о том, что проблема с маскулинностью возникает, потому что мужчине в течение веков вменялось иметь определенный тип поведения - «мальчики не плачут», «не будь девчонкой» - все эти вещи, которые мужчину организовывали, дисциплинировали. Мужчина взамен на тип предполагаемого мужского поведения получал привилегии социальные. В классическом викторианском обществе они были конкретные и четкие - в виде запрета на общественную жизнь для женщин во всех сферах.

Сейчас получается, что у мужчины нет этих привилегий, по крайней мере, в западном мире, но при этом с него никто не снимал обязательства «быть мужиком». Зимбардо рассуждает о том, что мужчины теряются, не понимают, как им нужно себя вести: должен ли я в какой-то момент стукнуть кулаком по столу и сказать «слушай меня, потому что я мужчина»? Нет, потому что у нас равенство. С другой стороны, от меня ведь ожидают, что я каким-то образом буду проявлять свою мужественность внутри семьи или в романтических отношениях или где угодно еще.

Политика женщин, ориентированная на гендерное равенство, более-менее понятна: они хотят иметь все те же привилегии, которые веками имели мужчины. Большая часть уже формально получена, за какие-то еще надо бороться. В чем состоит гендерная политика мужчин, пока не очень ясно, и мужчинам просто страшно, что они перестанут быть мужчинами, особенно в таком обществе как российское. У нас оно не только патриархальное, но еще и проникнутое тюремной культурой. Здесь мужчина, который теряет мужские привилегии, рискует получить, грубо говоря, статус опущенного. Это всех страшно волнует, мужчины при слове «феминизм» начинают нервничать, подпрыгивать и говорить «куда мы катимся?». Это требует серьезного социально-психологического анализа, надо диссертации защищать на тему страха мужчин из-за того, что у них отнимут какое-то священное право, которое всегда было их. Отстраненно за этим очень любопытно наблюдать. Время от времени в социальных сетях я вижу довольно нейтральные записи про феминизм, под которыми идет гневная полемика, крики мужчин «мы знаем всех этих феминисток!», это очень комично.

В чем состоит гендерная политика мужчин, пока не очень ясно, и мужчинам просто страшно, что они перестанут быть мужчинами, особенно в таком обществе как российское

Когда государство становится более патриархальным, более патерналистским, чем это опасно для общества? Есть ли какая-то корреляция между усилением патриархальности и увеличением насилия по отношению к более слабым членам общества?

У нас перед глазами довольно хорошо изученный ХХ век, в том числе и российский, и там видно, в каких обстоятельствах патриархальность усиливается. После короткого и не очень глубокого поворота к защите прав женщин в начале 20-х годов в России произошла репатриархализация, и это было связано с целым комплексом других явлений, с усилением полицейского аппарата государства, с новым вмешательством государства в какие-то сексуальные гендерные практики, с рекриминализацией в 1934 году гомосексуализма.


Казак хлещет нагайкой девушек из группы Pussy Riot. Сочи, 19 февраля 2014

Сейчас есть некая связь между попыткой государства поставить под контроль все социальные институты, начиная с семьи и заканчивая некоммерческими организациями, этим всплеском маскулинности, культом ополченца, десантника, казака с одной стороны, и ростом насилия. Хотя не знаю, насколько здесь уместно говорить про рост насилия, потому что не очень понятно, когда вообще оно снижалось. Но если раньше его причиной можно было назвать социальную нестабильность, «лихие 90-е», то сейчас насилие, включая семейное, приходится связывать с идеей особых привилегий, которые есть у государства и мужчин, которые его представляют. У нас судьи и прокуроры - это достаточно феминная профессия, но невозможно себе представить женщину - руководителя полиции в каком-то крупном городе. И надо понимать, почему. Полиция является тем органом, который обеспечивает монополию применения физического насилия со стороны государства. Не знаю, можно ли здесь делать обобщение, но тенденция такая есть.

Если вспоминать новостную повестку, то, конечно, это закон о декриминализации побоев. Я смотрел судебную практику, все последние прецеденты - это побои со стороны либо мужа, либо сожителя. Здесь народ и государство едины: одним нравится бить, другие говорят, что не хотят этим заниматься, и над всем этим гордо реет флаг возрожденной российской маскулинности и презрения к феминистам и тем более феминисткам.

Если говорить о женщинах-руководителях, то часто они получают должности именно в заведениях, связанных с культурой или образованием - музеи, библиотеки, дома культуры, школы. Можно ли это считать нашей российской особенностью, полученной в наследство от Советского Союза?

Все понимают, что культура или, если говорить в данном контексте, «культурка» - это второстепенная обслуга государственных интересов. Серьезные вещи - это полиция, война, Верховный суд, который тоже мужчина возглавляет, Администрация президента.

Есть какие-то сферы, близкие к институту благородных девиц XIX века, к гендерной сегрегации, где женщины могут справляться. Образование к ним относится только отчасти и только на низовом уровне. Даже если смотреть статистику по директорам школ, то мужчин среди них большинство, хотя среди учителей, естественно, большинство женщины. Чем выше должность, тем меньше женщин.

Здесь много исключений, но есть и жесткая сегрегация: женщины могут присутствовать на определенных позициях, но они будут связаны с традиционными женскими сферами. Женщина может заниматься вышиванием или Третьяковскую галерею возглавлять, но принципиальной разницы при этом нет - это не мужское дело, не военное, а потому не очень важное.

Если пытаться выстроить систему за пределами профессии и сегрегации, у нас еще с советских времен много женщин-руководителей, которые совмещают руководящую роль со странной полуподчиненной ролью в семейной жизни, что довольно неожиданно, потому что предполагается, что если оба супруга достигли чего-то в социальном большом мире, то они могут себе позволить завести домашнюю прислугу. Но у нас это до конца не принято, особенно если брать старшие поколения.

Но у нас сохраняется и дискриминация мужчин, если говорить о семейном праве и правах на детей после развода супругов. Почему при всей патриархальности нашего общества мужчины так ущемлены в правах?

Здесь нет противоречия, поскольку семья и воспитание детей - традиционно женская функция. Поэтому, когда мужчина пытается у женщины эту функцию отнять и себе присвоить, на него смотрят косо. Закрепленность, понятность и предписанность гендерных ролей ведет к тому, что и мужчина теряет равные права. Даже по закону у нас отец имеет меньше прав, чем мать, потому что закон защищает материнство, в нем нет такого понятия как «отцовство». Я знаю многих мужчин, которые говорят, что в России именно мужские права ущемлены и надо защищать права отцов от женской вакханалии. Но мужчины присвоили себе определенные социальные функции, мотивируя это гендером, и в результате как родители оказались за бортом.

Закрепленность, понятность и предписанность гендерных ролей ведет к тому, что и мужчина теряет равные права

- Почему вам не нравятся гендерные праздники? Я прочла об этом в вашем «Фейсбуке».

Мы можем его просто

Взрослые скучные. Мир быстро меняется, а мы не хотим в этом участвовать. В социальном смысле слова мы уже умерли. И наше желание запрещать связано лишь с тем, чтобы как можно скорее превратить живых и юных в таких же унылых хрычей, как мы.

В конце прошлого года я, как представитель Высшей школы экономики, имел просветительскую беседу со школьниками из подмосковного поселка Московский, в семи километрах от МКАД по Киевскому шоссе.

Вообще с учащимися средних учебных заведений я по долгу службы сталкиваюсь достаточно часто, но это, в основном, совершенно особенные дети, достаточно целеустремленные и амбициозные. Как правило, из хороших семей, ведь если двадцать лет назад считалось, что учиться - удел нищих, а остальным все купит папа, то теперь приоритеты несколько поменялись.

В Московском, однако, публика была другой. В молодом поселке, выстроенном на бывших землях совхоза с одноименным названием, учатся дети, приехавшие из разных городов, создается новый культурный слой. Передо мной были девятиклассники, которых учителя политкорректно называют «спортсменами». В хлопковых спортивных штанах, уставившиеся в телефон, многие имеют опыт привода в полицию. Разговор закономерно зашел о том, как устроиться в жизни.

Девятиклассники поведали мне, что учеба - это напрасная трата времени. Важно иметь правильные знакомства. Вот папа одного из них уже устроил своего старшего сына в институт нефти и газа, за взятку и по знакомству. Среди удачных жизненных стратегий рассматривалось также поступление в Академию ФСБ. У меня настойчиво пытались узнать, как можно добиться этой заветной цели.

Служба в органах дает богатые перспективы для личного обогащения и, в конце концов, связана с покупкой «Мерседеса». Даже армейская карьера нравится «спортсменам» при условии, что это «контракт на службу на Новой земле за 5 млн рублей» - апокрифическое предание, которое передается школьниками друг другу. Но лучше все-таки знать правильных людей, освоить мастерство взятки и отката и устроиться.

На ваш взгляд

"Это самое лучше, что случилось со страной за последние годы: люди, которые решили открыто бороться за своих детей,‌ а не заискивать перед следователями. Казалось,‌ что это начало долгой борьбы, апелляционных судов и тысяч часов человеческого времени. Вчера "московское дело" развалилось .

Я писал петицию, которую подписали больше 150 тысяч человек. Там говорилось,‌ что беспорядков в Москве не было, а уголовные дела - это политический террор. Теперь ведомство Бастрыкина фактически подписало петицию,‌ обращенную к самим себе. По 212 статье все еще сидят несколько человек, но четыре уголовных дела прекращены,‌ и перспектива оставшихся обвинений печальна, людей начали отпускать.

У‌ Бастрыкина в руках остались люди,‌ обвиняющиеся по 318,‌ насилие против представителей власти (почитайте историю‌ Павла Устинова,‌ которому хотят дать 10 лет за то,‌что он стоял у метро),‌ также "экстремисты". Борьба за них будет продолжаться.

Мы долбили и будем долбить в одну точку:‌ добиваясь освобождения всех, мы говорили в первую очередь об отсутствии события массовых беспорядков,‌ и больше всех говорили о Егоре Жукове - на его примере всем понятно,‌ что уголовное дело придумано. Адвокаты и журналисты доказали,‌ что Жуков не участвовал в беспорядках. Но теперь его принципиально будут держать как заложника,‌ чтобы нам всем неповадно было защищать своих. Поэтому его отправляют под домашний арест с 280-й "экстремистской" статьей.

Теперь они будут доказывать,‌что Жукова надо судить не за реализацию права граждан на свободу собраний, но за право на свободу мнений. И если раньше это было "политическое дело", которое касалось активистов,‌ то теперь оно становится общегражданским. Защитив блогера Жукова, мы защитим сами себя. Заниматься этим будет особенно легко с моральной точки зрения, учитывая,‌ что у следствия ничего нет - именно поэтому им пришлось читать курсовые студента про ненасильственный протест.

Важнейший вывод из этой истории в том,‌ что граждане России принципиально отказывают властям в праве уголовного преследования мирных демонстрантов. Мы все имеем право на протест, какие бы там законы не принимали "наши избранники": это политический выбор, который уже сделан народом.

И никому не страшно. Террор оказался организован троечниками".

Кирилл Мартынов родился 25 апреля 1981 года в городе Кемерово. В 1988-1998 годах учился в средней школе № 28 Кемерово. В 2003 году окончил философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова по кафедре онтологии и теории познания по специальности «Философия».

В 2003-2007 годах - ассистент кафедры философии и психологии Московский государственного технического университета «МАМИ». С 2007 года - старший преподаватель, затем доцент кафедры онтологии, логики и теории познания Факультета гуманитарных наук / Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Был старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В 2007 году в МГУ имени М.В.Ломоносова под научным руководством доктора философских наук, профессора 3. А.Сокулер защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Интенциональность как единое проблемное поле аналитической философии сознания и феноменологии». Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор В.В.Васильев и кандидат философских наук, доцент С.В.Данько. Ведущая организация - Российский университет дружбы народов. В работе было проведено исследование посвященное тому, что развивающаяся в пространстве аналитической философии философия сознания довольно часто обращается к такому понятию, как интенциональность, которое выступает в качестве отличительного признака сознания, как, например, у Дэниела Деннета. Отсюда возникает общее поле поставленной проблемы и возможность взаимного обмена идеями и взаимовлияния феноменологии и аналитической философии.

Автор статей в журналах «Отечественные записки» и «Русский журнал», газетах «Московские новости» и «Новая газета», на интернет-портале РБК и колумнист интернет-издания «Взгляд.ру». Участвовал в разработке интернет-портала Liberty.ru. Был главным редактором интернет-издания «Мнения.ру».

Работал в Фонде эффективной политики, пресс-секретарем Федерального агентства по делам молодежи, а также был координатором либерального клуба «Единой России». Был редактором отдела политики «Русского журнала». В настоящее время - редактор отдела политики «Новой газеты».

Эксперт Школы эффективных коммуникаций «Репное», эксперт Центра политического анализа., эксперт сетевого издания «Актуальные комментарии» Центра политической конъюнктуры России.

В круг профессиональных интересов входят такие области научного знания, как политическая философия, социология, философия сознания и философия языка. Владеет английским и немецким языками.

«Новая газета» - известное российское общественно-политическое издание, которое выходит с 1993 года и с начала своего существования специализируется на журналистских расследованиях. Издание не раз оказывалось в центре скандалов, в том числе из-за более чем сомнительных высказываний его сотрудников, а также из-за появления на его страницах непроверенной или впоследствии признанной ложной информации.

Кто платит за музыку

Если верить информации из открытых источников, контрольный пакет «Новой газеты» (76%) принадлежит коллективу издания, 14% - скандально известному (в частности, публичной дракой с последующим отбыванием уголовного наказания) бизнесмену Александру Лебедеву , 10% - первому и единственному президенту СССР Михаилу Горбачеву .

В начале двухтысячных ходили разговоры, что к финансированию «Новой газеты» приложил руку фонд Джорджа Сороса , а по информации «Известий» , издание также получало «спонсорскую помощь» от правительства Нидерландов. Данные были приведены на 2015 год, когда сбитый малайзийский Boeing упоминался в более чем сотне публикаций «Новой» и основная часть этих материалов носила антироссийский характер, сообщают «Известия».

Также, судя по информации из открытых источников, одним из финансовых доноров «Новой газеты» является совладелец Yota Devices Сергей Адоньев.

Редеющие ряды

«Новая газета» была создана весной 1993 года группой журналистов, которые ушли из «Комсомольской правды». У истоков газеты стояли Дмитрий Муратов , который возглавлял издание до 2017 года, Павел Вощанов, Акрам Муртазаев, Дмитрий Сабов и другие.

Первые деньги газете дал Михаил Горбачев, который на часть средств от своей Нобелевской премии купил для «Новой» восемь компьютеров.

В ноябре 2017 года Дмитрий Муратов покинул пост главного редактора, сейчас главредом «Новой» является Сергей Кожеуров.

Да, «Новая газета» долгое время считалась лидером по журналистским расследованиям. Да, список наград ее журналистов не помещается на двух печатных страницах. Но, увы, в последние годы это издание все чаще становится прибежищем неудачников, да и «старые кадры» потихоньку, как говорится, выдыхаются.

Немножко умерший

Самый яркий пример того, какие именно люди находили и находят прибежище в этом издании, - бывший участник двух чеченских кампаний, некогда хороший военный корреспондент Аркадий Бабченко, который сегодня поливает из Киева площадной бранью Россию и россиян. Но больше всего Бабченко, конечно, «прославился» своей мнимой смертью. Эта история не просто покрыла Бабченко несмываемым позором. Шум рано или поздно уляжется, СМИ про эту историю забудут, но никогда уже Аркадию Бабченко не светит работать журналистом ни в «Новой газете», ни в любом хоть сколько-нибудь приличном издании. Ни к одной горячей точке его теперь и на пушечный выстрел не подпустят. Для потенциальных работодателей он сейчас человек, утративший доверие, человек-неудачник.

Неприятный эпизод

«Новая газета» всегда активно комментировала вооруженный конфликт на востоке Украины. При этом в публикациях издания часто фигурировали «сведения» о якобы «присутствии» там российских военных (напомним, Москва неоднократно заявляла, что не является стороной конфликта в Донбассе и что действующих российских военнослужащих там нет).

Как-то раз журналист «Новой» Павел Каныгин, комментируя в прямом эфире украинского канала ситуацию в Донбассе, делал это, находясь, предположительно, в состоянии наркотического опьянения. Павел заговаривался, вел себя неадекватно, непроизвольно дергал головой и руками, что, по мнению экспертов, могло свидетельствовать об употреблении им неких химических веществ. Московский врач-нарколог Николай Влацкий в комментарии агентству «Ридус» заявил, что состояние Каныгина, судя по видео, «на 99% является похожим на наркотическое опьянение».

Отметим, сам Каныгин факт наркотического опьянения отрицал и утверждал, что был простужен.

Выдворение Худоберди Нурматова (Али Феруза)

Журналист «Новой газеты» Худоберди Нурматов (псевдоним - Али Феруз) доставил своим работодателям много проблем. Он нелегально прибыл в Россию в 2011 году, а с 2012 года находился на территории страны вообще без каких-либо документов, удостоверяющих личность. По его словам, он «потерял» просроченный паспорт Узбекистана и за пять лет так и не смог его восстановить. С 2015 года Нурматов работал в «Новой газете», не имея ни документов, ни разрешения на трудовую деятельность, что предсказуемо привлекло внимание российских правоохранителей, которые начали процесс его экстрадиции на родину - в Узбекистан.

По данным РИА Новости , Нурматов одно время придерживался радикальных исламистских взглядов и даже вербовал людей в исламистское подполье. По информации издания, в 2008 году Али Феруз проходил по делу о вербовке в запрещенную в РФ экстремистскую организацию «Ат Такфир валь-Хиджра».

В августе прошлого года Басманный суд Москвы постановил выдворить Нурматова из России на родину за нарушение режима пребывания в стране. Во время слушаний прямо в зале суда журналист совершил попытку самоубийства, настолько он, по словам его друзей, боялся возвращаться в родной Узбекистан. В результате Нурматову пошли навстречу и разрешили уехать в страну по своему выбору.

Позже Басманный суд Москвы признал редакцию «Новой газеты» виновной в незаконном привлечении иностранца к трудовой деятельности и оштрафовал издание на 400 тысяч рублей.

«Гейская» тема

Журналист «Новой газеты» Елена Милашина достаточно известна в Чеченской Республике. Но в последнее время к ней возникли серьезные претензии в связи с темой якобы «преследования» в Чечне ЛГБТ-лиц. Елену неоднократно обвиняли в предвзятости.

Дошло до того, что в 2017 году первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Шамсаил Саралиев направил депутатские запросы на имя генпрокурора, главы Следственного комитета и руководителя Роскомнадзора с просьбой проверить «Новую газету» на наличие экстремизма и разжигания межнациональной розни в статье Милашиной «В Чечне паника и саботаж».

Саралиев обнаружил признаки нарушения закона во фразах из статьи:

«Жертвами антигейской кампании в Чечне стали не только чеченцы, но и русские», «этого человека впоследствии стали искать и убили уже на территории России».

По мнению депутата, в этих фрагментах материала присутствует противопоставление людей по национальному признаку, а также попытка разжечь межнациональную рознь и поставить под сомнение территориальную целостность России.

Ранее - в мае 2015 года - МВД Чечни заявило о намерении обратиться в суд за распространение клеветы, если Елена Милашина не сообщит, кто именно посоветовал ей «внимательно следить за личной безопасностью». Тогда журналистка заявляла, что, находясь в Чечне, она якобы получала угрозы.

В настоявшее время Елена Милашина достаточно спокойно ездит в Чечню и больше не обвиняет чеченские власти в «излишнем внимании» к своей персоне.

Офигела ли Европа?

Один из «столпов» «Новой газеты» Юлия Латынина неоднократно вызывала резкую критику своими более чем сомнительными заявлениями.

Латынину раскритиковали за расистские взгляды и презрение к низшим слоям общества даже представители либерального лагеря . Так, журналист Андрей Лошак назвал взгляды Латыниной «дикими и морально устаревшими».

Ранее - в октябре 2010 года - представители российского мусульманского сообщества обвинили Латынину в исламофобии и разжигании межконфессиональной розни.

Многие критики указывают на небрежности, подтасовку фактов и прямые ошибки в статьях и книгах Латыниной, а также в ее высказываниях в прямом эфире (она регулярно выступает на радиостанции «Эхо Москвы»).

Ненавистник Крыма

Редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов также «прославился» скандальными высказываниями. Так, в июле 2014 года во время отдыха в Крыму (только что воссоединившемся с РФ) Мартынов написал в микроблоге на Twitter серию довольно грубых комментариев о состоянии полуострова и о людях, которые там отдыхают.

Вот пример высказываний Мартынова: «Полуостров оккупирован быдлом», «Жлобство, ненависть к своему делу, желание надуть лоха, бездеятельность, страх начальника».

Мартынов состоит или состоял в браке с Антониной Мартыновой (Федоровой) , фигуранткой так называемого «Новгородского дела» , широко обсуждавшего в 2007–2008 годах в еще активном тогда Живом журнале.

Федорова обвинялась в покушении на убийство своей трехлетней дочери Алисы от первого брака. В настоящее время местоположение женщины и ее дочери неизвестно, с июля 2008 года они находятся в федеральном розыске. Исчезновению предшествовала неявка Антонины на судебное заседание, на котором коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт. Сам Мартынов утверждал, что его жена и приемная дочь якобы похищены неизвестными людьми.

В январе 2017 года поэт и публицист Любава Малышева написала резкую статью для сайта «Радио Свобода» , в которой резко обрушилась на Мартынова за его якобы антифеминистские взгляды, а также припомнила ему «Новгородское дело». По мнению Малышевой, в истории с предполагаемым покушением на ребенка на стороне Мартынова были люди, который «мало знали о его прошлом», что и помогло ему занять значительный пост в «Новой газете».

Похоже, к «Новой газете» часто прибиваются личности с девиантным поведением, со странными, мягко скажем, взглядами, да и просто неудачники, которым трудно прижиться в любом другом издании.