Крестное знамение и поклоны. Устав о поклонах и крестном знамении

За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме Измайлов Владимир Александрович

Поклоны и крестное знамение – как правильно креститься?

Как и для чего в церкви необходимо совершать поклоны и крестное знамение? Что означают для православных эти действия?

Начнем с креста , имеющего для Церкви особое значение, ведь он является орудием смерти , сделавшимся впоследствии орудием спасения . К примеру, святитель Василий Великий сравнивает «знамение Сына Человеческого» (об этом упоминает Христос, когда говорит о Своем втором пришествии (Мф. 24:30) с крестом, обращенным четырьмя концами к четырем краям Вселенной). Таким образом, крест является символом самого Христа, он наделен чудодейственной силой. Все православные уверены, что в кресте присутствует энергия Христа. Поэтому крест не только изображается и помещается в церкви наравне с иконами, но его также носят на груди, им же благословляют друг друга, а себя осеняют крестным знамением.

Христос с предстоящими Симоном Петроми Иоанном Богословом. Мозаика. Церковь святых Иммануила и Бенедикта. Мадрид.

Фото Р. Седмаковой

Крест и крестное знамение, как все мы знаем, имеют поистине чудотворную, спасительную и целительную силу. Они также служат оружием против диавола. Об этом говорится в песнопении Октоиха: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Твою». Крест охраняет нас в пути, дает нам силу и благословляет на доброе дело. Именно о нем поется во время богослужения: «Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва».

Как правильно совершать крестное знамение?

Для этого нужно сильно и плотно сжать три пальца на правой руке и ими же накладывать крестное знамение. При этом необходимо читать молитву: «во имя Отца» сначала на лоб, «и Сына» – на живот в области пупка, «и Святого Духа» – на правое плечо. Заканчивая молитву словом «Аминь», нужно приложить руку к левому плечу.

После крестного знамения необходимо совершать поклоны, которые бывают поясными , когда наклоняемся до пояса, и земными , когда мы кланяемся и становимся на колена, касаясь головою земли.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божественную и человеческую.

При таком сложении пальцев из них исходит невидимый благодатный огонь, который при совершении крестного знамения очищает наше тело и укрепляет нашу душу. Наша кровь в этом огне очищается и избавляется от всего дурного. Поэтому чем чаще мы осеняем себя крестным знамением, тем чище у нас кровь, выше разум, тем ближе мы становится к Богу и быстрее к нему доносится наша молитва . Именно в этом основное значение креста и крестного знамения.

Святитель Иоанн Златоуст правильно сказал о тех, кто знаменует себя всей пятерней, или кланяется, не окончив еще креста, или машут рукой своей по воздуху или по груди: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, если крестное знамение совершать правильно и неспешно, с верою и благоговением, то оно не только отгоняет он нас бесов и утихомиривает бушующие в нас греховные страсти, но и привлекает Божественную благодать.

Проходя мимо храма Божия, мы должны остановиться и благоговейно осенить себя крестным знамением, поклониться храму, воздав тем самым славу Божию Господу нашему Иисусу Христу, который был распят на кресте за грехи наши. О тех, кто стыдится этого, Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Когда можно совершать крестное знамениеи когда нет?

В храме важно соблюдать следующие правила.

Мы должны креститься без поклонов в начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза, в начале пения или чтения «Верую», на отпусте «Христос, истинный Бог наш…» и в начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

А креститься с поясным поклоном нужно при входе в храм и при выходе из него (трижды), также при каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи», при возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице, при возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…», при словах «Честнейшую Херувим…», при каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

Креститься с поясным поклоном следует также во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (трижды), во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым, при окончании пения или чтения каждой стихиры, на литии после каждого из первых двух прошений ектении – по три поклона, после двух остальных – по одному.

Поясной поклон без крестного знамения кладется при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…», а также при словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

С земным же поклоном следует креститься в пост при входе в храм и при выходе из него (трижды), в пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем», на литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…», по окончании пения

«Тебе поем…», после «Достойно есть…» или задостойника, при возгласах «Святая святым» и «И сподоби нас, Владыко…» (перед пением «Отче наш»), а также при выносе Святых даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз – при словах «Всегда, ныне и присно…», во время Великого поста на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» (на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся…» и прочих на великопостной вечерне совершаются три поклона. Креститься с земным поклоном необходимо в Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…» и при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Напротив, земные поклоны не допускаются в воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения. Также при словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» нужно приклонять головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно, про се бя (а на литии велегласно, т. е. громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, которым воздается слава Святой Троице.

Надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Стоит воздержаться от поклонов, когда в храме находится много людей и тесно даже просто стоять.

Нательный крестик

Православные христиане считают крест орудием спасения и защиты и никогда не снимают с себя нательный крестик , ведь он дан нам при крещении. В истории известны много случаев несчастий, произошедших с людьми, которые забыли надеть нательный крест или по каким-то причинам сняли его. Именно от креста, на котором Господь оставил свою силу, любовь и свет во время страданий, идут к нам лучи Благодатного света и Божественной любви, которые жгут и изгоняют из нас диавольскую силу, не позволяя ей овладеть нашими душами. Поэтому мы должны носить крестик и целовать его с любовью, осознавая, что тем самым мы освящаем себя и снаружи, и изнутри, очищаем нашу совесть, душу, сердце.

Человек, носящий крест, молящийся перед ним и целующий его, становится не только добрым и милосердным, но также спокойным и мудрым. А ведь многие из нас носят крестик просто как украшение, зачастую совсем забывая о нем и не придавая этому значения. Помните, это очень большой грех, в котором нужно каяться перед Богом.

Важно не только постоянно носить нательный крестик, не снимая, но и целовать его каждое утро, произнося молитву: «Господи, Крестом Твоим освяти меня и огради меня! Силою Креста Твоего изглади грехи мои и укрепи меня!» Не забывайте: целуя утром крестик и произнося молитву, мы получаем благословение Божие и отгоняем от себя всю нечисть, зло, избавляем себя от напасти и обретаем защиту от болезней. Тог да день наш проходит хорошо, плодотворно, и в нас словно просыпаются невидимые силы.

Возьмите за правило каждое утро начинать с крестного знамения и благодарности Богу. Как только проснулись, нало жите на себя крестное знамение, но только без лишней спешки, и произнесите молитву: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Господи, благодарю Тебя, что даровал мне еще один день ко спасению. Господи, благослови меня на это день и благослови все дела мои и труды мои. Начинаю это день во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь ». Затем поцелуйте свой крестик три раза и произнесите такие слова: «Спаси, Господи, и помилуй меня, и благослови на наступающий день ».

Святитель Иоанн Кронштадтский говорил: «Крестное знамение во время молитвы нужно накладывать на себя с полным сознанием величия Божественной силы крестного знамения, с собранною в сердце верой и благоговением, со страхом Божиим; креститься как попало, вкривь и вкось, расслабленными руками, без ревностной молитвы – грешно, так же грешно, как употреблять всуе имя Божие».

В.Г. Перов. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867

Необходимо также ежедневно молиться за своих близких, которых одолевают какие-либо грехи, и целовать за них свой крест. Тогда мы сможем помочь им. Особенно действенна молитва матери и жены: «Господи, и меня спаси, и мою дочь, и мужа, и сына» . Те, за кого мы молимся, со временем действительно изменятся, обязательно станут лучше, добрее, порядочнее и начнут верить в силу Божию. Для этого нужно целовать свой крестик за каждого близкого нам человека пять раз в память о пяти ранах Господа.

Когда занимаешься чтением Слова Божия, представляй, что за каждым словом присутствует Бог, и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст.

Преподобный Никодим Святогорец

Крестное знамение помогает человеку и в быту . Будет лучше, когда вы трижды совершите крестное знамение над продуктами питания, купленными в магазине либо на рынке или принесенными из своего сада. Их нужно обязательно перекрестить трижды, произнеся при этом молитву «Отче наш». Тогда эти продукты пойдут на пользу вам и вашим близким.

Совершать крестное знамение нужно и перед дальней дорогой . Перекрестив направление пути, прочитайте молитву: «Господи, благослови меня сходить или съездить туда-то и обратно вернуться. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» . А вернувшись домой, обязательно поблагодарите Господа за то, что он сохранил вам жизнь и здоровье и избавил в пути от неприятностей.

Вы уже поняли, что крестное знамение должно сопровождать верующего повсюду. Мы крестимся по утрам, когда встаем с постели, а также вечером, ложась спать, когда выходим на улицу и входим в храм, когда садимся есть, крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Таким образом, Крест Христов освящает собой все и вся, поэтому носить его изображение на себе и совершать крестное знамение для всех нас спасительно и полезно.

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Как правильно креститься «Перекрестись, сынок», – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и

Из книги Козни бесовские автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловитепьства: яко бо гордый упразднился и попран бысть на древе силою распятого Христа. Крест Твой, Господи, освятися: Тем бо бывают исцеления немощствующим грехми: сего ради Тебе

Из книги Почему ты не в Церкви? автора Василопулос Архимандрит Харлампий

4.6. Крестное знамение Следует также знать, когда совершают крестное знамение. В начале и в конце всякой молитвы, в начале утрени, когда священник возглашает: "Благословен Бог". При вознесении имени Пресвятой Троицы: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…". Во

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

5. Можно ли креститься второй раз? Вопрос:Можно ли креститься второй раз? Если человек крещен во младенчестве, может ли он еще раз креститься? Если да, то может ли он взять другое имя при крещении (не меняя своего официального), например имя святого, в день которого он

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

Поклоны и крестное знамение Женщина собирается крестить сына. – А крест дома можно будет снять? – Зачем? – Но ведь кресты, как правило, не носят. – Кресты, как правило, не носят атеисты. – Да будет вам рассказывать! Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением,

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Крестное шествие Мф. 27, 31–32; Мк. 15, 20–21; Лк. 23, 26–32; Ин. 19, 16–17 По обычаю, имевшему у иудеев обязательную силу, и по римскому закону тиверия смертная казнь была совершаема над осужденными спустя несколько дней по произнесении приговора. в таком случае глашатай всенародно

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Можно ли креститься второй раз? иеромонах Иов (Гумеров)Таинство крещения является духовным рождением. Совершается оно только раз в жизни. В Символе веры, принятом на I - м (325 г.) и II-м (381 г.) Вселенских соборах записано: Исповедаю едино крещение во оставление

Из книги Мы будем утешены автора Селахварзи Хризостом

В Грецию, креститься Из монастыря св. Екатерины я вернулся другим человеком. На сердце было легко и радостно. Я ощущал прилив юношеской энергии. Православие вновь доказало, что содержит полноту жизни, что Христос - воистину живой Бог. Однако то знание Бога, к которому я

Из книги В горах Кавказа (Записки современного пустынножителя) автора монах Меркурий

ГЛАВА 15 Следы на снегу - Странный нахлебник - Снегоступы и подснежные катакомбы - Спасительное деревце на краю обрыва - в гостях у отца Исаакия - Демоны имеют огромный опыт борьбы - Молниеносные атаки беса хулы - Мысленное крестное знамение - Отбивайтесь молитвой

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

Поклоны От поклонов двойная пользаСвоим духовным чадам отец Порфирий советовал во время молитвы класть поклоны, и как можно больше. Этого правила придерживался и он сам.Признаюсь, что я ленился делать поклоны. Однако Старцу, по благодати Божией, было это известно, и в

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Крестное знамение Крестное знамение Откуда-то издалека, от первоистоков памяти, всплывает эта история…Кто ее рассказывал?Бабушка? Мама? Или, может, кто-то из чужих людей, ночевавших тогда у нас? Сколько их проходило тогда мимо по разворошенной, обугленной войною земле…А

Из книги Для Чего мы живем автора

Крестное знамение Откуда-то издалека, от первоистоков памяти, всплывает эта история…Кто ее рассказывал?Бабушка? Мама? Или, может, кто-то из чужих людей, ночевавших тогда у нас? Сколько их проходило тогда мимо по разворошенной, обугленной войною земле…А история была

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Как правильно класть крестное знамение Класть надо на себя крестное знамение с верой и любовью к распятому за нас Господу, при живом сознании значения Креста, то есть Кто умер на Кресте и за кого. Креститься надо истово, прежде сделать на себе крестное знамение, потом уже

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

Св. священномученик Никон (О том, как должно совершать крестное знамение) I. Св. Никон, память коего ныне, в молодых летах служил в римском войске начальником отряда. Он был воспитан отцом в языческой вере, но мать его была христианка. Она всеми силами старалась расположить

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги автора

Поучение 2-е. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста (Уроки из празднуемого события: а) должно подражать нашим предкам в вере и благочестии, б) как должно изображать крестное знамение?) I. Нынешний праздник происхождения честных древ честного и

Креститься без поклоно в:

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.

2. В начале «Верую».

3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».

4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоно м:

1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.

2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».

5. При словах «Честнейшую Херувим».

6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».

7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.

8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.

9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоно м:

1. В пост при входе в храм и при выходе из него - 3 раза.

2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

3. В начале пения «Достойно и праведно есть».

4. После «Тебе поем».

5. После «Достойно есть» или Задостойника.

6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».

8. В Великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.


Поясной поклон
без крестного знамения

1. При словах священника «Мир всем»

2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,

4. «И да будут милости Великаго Бога» и

5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).


Креститься не положено

1. Во время псалмов.

2. Вообще во время пения.

3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы

4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

Не допускается земных поклонов:

Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.

Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2533) раз

Когда говорят о поклонах, то вспоминают о благоговении и смирении. Крестное знамение и поклон — важнейшие ритуальные действия в христианстве. Устав жестко регламентирует разновидности поклонов — верующим людям нужно разбираться в таких деталях. Есть земная и поясная разновидности поклона — обе они ассоциируются с телесными молитвами. В некоторых случаях в храме можно молиться, не кланяясь. Бог допускает подобные вещи, но лучше лишний раз спросить у священника (если сомневаетесь).

Есть общие правила для любых православных богослужений. Так, поясные поклоны предписаны верующим на троекратном восклицании «Аллилуйя» в некоторых молитвах. Иногда преклонения должны быть глубокими, иногда — нет. Согласно правилам, кланяться нужно при:

  • молитвословиях;
  • ектениях;
  • акафисте;
  • осенении Крестом;
  • окончании службы.

Когда полагается креститься без поклонов

В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:

  • Существуют разные виды поклонов.
  • В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
  • Иногда кланяться и вовсе не нужно.
  • Типы поклонов зависят от времени их использования.

В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.

Когда надо креститься с поясным поклоном

Благодаря церковному уставу, малые и великие поклоны неизменно сопровождают все службы. Замирать и спешить не нужно, старайтесь во время чтения или пения действовать синхронно с другими прихожанами. При молитве сперва необходимо креститься, а уж затем совершать поклон. Идея поясного поклона заключается в том, чтобы ваша голова опускалась до уровня пояса (отсюда и название). В церковном уставе прописаны следующие ситуации для поясных поклонов:

  1. При посещении храма (трижды на входе и столько же раз на выходе).
  2. Когда священнослужитель восславляет Троицу.
  3. Прошение ектений.
  4. При молитвенных словах, начинающихся с восклицания «Чистейшую».
  5. При упоминании священником поклонов и поклонений.

Есть в храме слова, запускающие процесс троекратного преклонения. К ним относятся восклицания «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся» и «Святый Боже». Клирос, завершающий пение стихиры, также вынужден кланяться в пояс и одновременно креститься. По три поклона нужно отмерять в ектениях, после первых трех прошений. Дальше в ектениях количество поклонов сокращается до одного.

Когда полагается креститься с земным поклоном

Земные поклоны бывают троекратными и однократными, а их количество зависит от степени торжественности момента. Когда речь заходит о великом поклоне, все вспоминают об истовости, чинности и неторопливости. Перед визитом в храм можно потренироваться у зеркала — у вас непременно получится. Старайтесь избегать моментов, когда поклон накладывается на пение либо чтение молитв — это неправильно. Креститься при поклонах запрещено, нужно разграничивать эти действия. Перечислим фразы и слова, при которых (после или во время) земные поклоны считаются обязательными:

  • «Тебе поём»;
  • «Тя величаем»;
  • «И сподоби нас»;
  • «Достойно».


Сразу отметим, что земной аналог поклона предусматривает опускание верующих на колени и прикосновение лбом к поверхности пола. Особое внимание стоит уделить появлению Святых Даров и великим постам. В это время троекратные земные преклонения сопровождаются сериями из двенадцати малых поклонов. Начинаются такие действия с пятницы и среды, они приурочены к Сырной седмице. По воскресеньям и субботам постовые поклоны не делаются.

Есть моменты, когда поклонами сопровождаются абсолютно все молитвенные стихи («Пресвятая Владычице»). Великопостная вечеря предполагает три поклона во время произнесения ключевой молитвы, также необходимо кланяться до земли при чтении «Господи и Владыко». Помните, что восславление Иисуса Христа — дело ответственное. Лучше лишний раз проконсультироваться со знающими людьми, чем творить обряды неправильно.

Поясной поклон без крестного знамения

Отметим, что символическое изображение креста не всегда сочетается с поясными поклонами — в ряде случаев бывают исключения. Как правило, эти исключения касаются определенных фраз, произносимых священнослужителями. Уставом предусмотрены следующие словосочетания, при которых следует низко кланяться:

  1. «Мир всем».
  2. «Благодать Господа нашего…».
  3. «Благословение Господне…».
  4. «И да будут…».
  5. «И во веки…» (фраза произносится дьяконом).

Преклонение до земли без крестного знамения

Земные поклоны тоже не всегда совмещаются с крестным знамением. Церковные уставы не предусматривают поклонов в случае, когда человек поутру причастился. Это ограничение действует до вечернего часа. Стоит учитывать, что в православной церкви богослужебный день отсчитывается от вечерней службы. Соответственно, причастие датируется вчерашним днем, и поклоны вновь приветствуются.

Вообще, чтобы не ошибиться с земными поклонами, мы рекомендуем внимательно наблюдать за священником. По воскресеньям и в великие праздники низкие поклоны считаются недопустимым действием. Есть также временные отрезки с ограничениями на преклонение колен:

  • между Рождеством и Крещением;
  • Воздвижение;
  • Преображение;
  • Пасха и Пятидесятница.

Богослужение, как вы знаете, делится на регламентированные части. Некоторые этапы тоже не предусматривают наличия земных поклонов. Это Шестопсалмие, Херувимская, Великое славословие и Честнейшая. В процессе пения и ектений также нельзя креститься, а вот поклоном порадовать Всевышнего вполне допустимо. Дождитесь завершения песнопений — после этого начнут действовать совсем другие законы.

Вообще, православные традиции коленопреклонений не поощряют. Длительное стояние на коленях — это католическая традиция. Славяне ограничиваются земным поклоном и не задерживаются в этой позе слишком долго. Низкие поклоны без осенения себя крестом практикуются и в других ситуациях:

  • Литургия Преждеосвященных Даров;
  • День Святой Троицы;
  • вынос чудотворных икон;
  • вынос мощей святых.

Когда по уставу не положено совершать поклонов

Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.


Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии. Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения. Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.

Сегодня кланяться не принято. Это слово давно превратилось просто в фигуру речи. А сам поклон, столь распространенное когда-то приветствие, воспринимается теперь как выражение подобострастия и самоуничижения. Только в Церкви время как будто остановилось — православные по-прежнему бьют земные и поясные поклоны, молятся, стоя на коленях, и нисколько этого не стесняются. Что это, как не рабская привычка?

Между земным и небесным

Поклон — часть христианского обряда . Сегодня слово «обряд» чаще всего звучит с отчетливым негативным оттенком. Если, например, представить формат интернет-дискуссии в православном рунете, то и здесь обряд, скорее всего, у многих окажется не в чести. Почему так? Причин много. Это необязательно желание комфорта («ну почему же в русских храмах не принято молиться сидя?»). Нет, к этому все не сводится. «Царство Божие внутрь вас есть!» — сказал Христос. Внутри — значит в душе. Обряд же предстает в нашем понимании чем-то сугубо внешним: не только не причастным к духовной жизни, но и отчуждающим от нее. Обрядоверие , в которое выродилось простонародное «бытовое благочестие» уже к началу ХХ века, остроумно и иронично описано в повестях и рассказах Лескова, о нем с болью писали многие выдающиеся церковные авторы (в их числе — о. Александр Шмеман). Казалось бы, достаточно вглядеться «внутрь» самого слова, чтобы задаться вопросом: от обряда что вообще может быть доброго? Обряд — обряжать — рядить — рядиться: притворяться, лицемерить!

Внутреннее — внешнее, духовное — плотское, искреннее — лицемерное… Эту парадигму можно продолжать, все более утверждаясь в безусловном противопоставлении «сердечного чувства» и «внешнего обряда». И действительно, если обряд стал самостоятельной ценностью, он способен заставить человека забыть важнейшее: «суд, милость и веру» (Мф. 23: 23). Почему же Церковь тщательно оберегает традиционную обрядовую культуру?

Видимо, дело в том, что именно через обряд осуществляется связь, взаимная связанность всех элементов мироустройства с жизнью человека. В символе обряда мир видимый, осязаемый, описуемый ищет (и верит, что находит!) точки соприкосновения с миром небесным. С миром, который ни при каких обстоятельствах не вписывается в доступные нашей логике рациональные схемы. Как ни удивительно, в осуществлении этой непростой задачи перехода границы между земным и небесным, видимым и невидимым обряд нередко прибегает к символическим средствам, вполне доступным для нашего понимания — можно сказать, «детским». К числу таких простых и в то же время важных обрядовых действий относятся и поклоны. По мысли Евангелия, миссия человека в мире — не «развоплотиться», не превратиться в «чистый дух», оставив погибать на бренной земле все материальное, но привести ко Творцу весь возлюбленный Им мир. Для христианина очевидно, что прославлять Бога, воплотившегося во Христе, можно и должно душою и телом — всем существом.

О женах-мироносицах и чувстве собственного достоинства

Недаром я упомянул о «детском» характере обрядовых действий. Детское восприятие окружающего нас мира (и мира невидимого — в том числе) прямо «рекомендовано» нам Самим Спасителем: «… если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).

Всякая радость ребенка растворена доверием, уважением и благодарностью к тому большому и непознанному, что живет и движется вокруг него, к тому, от чего напрямую зависит его жизнь. Затем ребенок вырастает. Теперь многое в жизни зависит непосредственно от него. И память о том, что «Бог большой, а я маленький», сохранять все труднее. Чтобы помнить это, одного абстрактного философствования оказывается мало. Вот тогда на помощь и приходит детская память о нашей малости . А еще — Евангелие. Грешный мытарь, который пал на колени и молился, боясь поднять от земли очи, — и вышел из храма с оправданной совестью (см. Лк. 18: 9-14). Несчастная мать, которая умоляла Христа исцелить ее беснующуюся дочь: сперва кричала в голос, неотступно следуя за Ним (причем Господь долго оставался будто бы глухим к ее мольбам), а потом подошла и, упав к ногам , упрямо продолжала просить: «Господи, помоги мне!» И вот, наконец: «О, жено, велия вера твоя! Буди тебе, якоже хощеши» (см. Мф. 15: 21-28). Жены-мироносицы (и среди них — Сама Божия Матерь, славная превыше небесных ангелов!), встретившие в предрассветной утренней дымке Воскресшего Христа — о радость, которой и искали, и не чаяли! «И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28: 9).

Мы нередко строим из себя нечто друг перед другом («воздвигаем», «возвышаемся»). От этого устает не только душа — весь человек. Но «держаться независимо» пред Богом — это просто верх усталости, это нас разрушает. Самый же простой (и притом традиционный ) жест почтительного приветствия, ожидания прощения и помощи, жест благодарности — это наш поклон (и Богу — и ближнему).

Между тем современный человек может дожить до старости, ни разу никому не поклонившись (физически) — и вменяет это себе в заслугу. «Никогда никому не кланялся и теперь не буду», — можно услышать от того, кто впервые пришел в церковь. Мне кажется, такая «жестоковыйность» — от страха унижения и принуждения, которым наш человек подвергается постоянно и повсеместно. Действительно, нас ни за что обругивают в общественном транспорте, в поликлинике, на работе. Нам приходится заискивать и униженно просить во всемозможных кабинетах ЖЭКа, в отделе соцзащиты, в больнице и т. д. И, внешне не сгибая шеи, мы много и часто внутренне распластываемся перед тем, чего не признаем и даже презираем, презирая при этом и себя за слабость. У нашего соотечественника чувство собственного достоинства — это зона, обожженная историей советского времени: доносами, пытками, публичными бичеваниями и покаяниями, анкетами, разрешениями-запрещениями на выезд… В общем, человек не выдерживает всего этого и даже самой памяти об этом — и уходит в глухую оборону: чтобы я по своей воле кому-то поклонился? — еще чего! Это как раз очень понятно и знакомо. Удивительно бывало другое: случайно подсмотренное иное употребление поклона. Например, в коридоре Московского университета: профессор (это был Никита Ильич Толстой) церемонно раскланивается со студентом-первокурсником, студент отвечает ему тем же. И в этой церемонии столько сердечности и достоинства! Становилось понятно: эти люди — из какой-то другой жизни, их связывает что-то важное. Впоследствии выяснилось, что этим важным была Церковь: Никита Ильич и тот первокурсник были прихожане одного храма.

Шаг к свободе

Возле церкви нередко водится такая разновидность регулярных «прихожан-около»: мужья, которые привозят жен на службу, а сами ждут снаружи. Неделями они сидят в машине. Потом начинают выбираться и бродить вокруг храма. Еще погодя (ну ладно, хорошо, зайду уж!) могут стоять на службе, не крестясь, еще дольше — уже крестясь, но — не кланяясь. Люди переживают настоящую ломку! Им нужно время, чтобы убедиться: это не насильно, это как ты сам решишь. Те из них, кто остался в храме, спустя годы помнят, как это было непросто — поклониться первый раз. Поклон в церкви — это действие по доброй воле, это признание главным в своей жизни — Бога, это шаг к освобождению от гордыни. Признавая свою неполноту, человек вдруг испытывает облегчение — оттого, что почувствовал, что он не один держит небо (семью, работу, бизнес), которое он так боится уронить. Что есть Кого просить о помощи, и просить ее не унизительно, потому что в отношениях с Богом чего нет — так это насилия и унижения.

В поклоне проявляется парадоксальность христианской веры. Я кланяюсь Богу, потому что это мое выстраданное убеждение (или воспитание, которое я признаю правильным), и я этого не стыжусь: так — поклоном — я выражаю свою свободу.

А кого-то на колени бросило горе. Оно не ждет, пока мы справимся со своими внутренними барьерами. Когда человек, как Иов, остается один на один с Богом, он не задается вопросом, как ему встать и как держать руки, и не уронит ли он свое достоинство, преклонив шею или даже упав на колени.

Среди христиан принято кланяться друг другу при встрече и заочно «передать поклон» вместо привычного «привета». Между словами «Передай привет!» и «Передай поклон!» есть большая разница. Первое можно перевести так: «Скажи ему: я его помню, пусть и он меня не забывает!» Не так уж плохо. Но передать поклон — это нечто большее: «Я помню тебя в Боге. Помолись и ты обо мне!» Чтобы поклониться друг другу, необходимо остановиться. И даже просто передавая на словах поклон, человек невольно разрывает вокруг себя и в себе самом круговерть суеты. Умение и готовность вот так остановиться, преодолев «невыносимую легкость бытия», и склониться перед Богом и перед ближним, — в этом есть достоинство, благородство и настоящая свобода.

ПОКЛОН — символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом; употребляется в христианской Церкви с древних времен. Энциклопедия «Религия»

Священник Алексий АГАПОВ